История индейцев майя. Цивилизация майя - интересные факты о существовании племени и его достижениях
В Гватемале , Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре - небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.
Историю культуры этого народа принято делить на три периода:
- Первый период (с древности до 317 года) - время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др.
- Второй период (317-987) - древнее царство, или классический период, - время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X века.
- Третий период (987 год - XVI век) - новое царство, или постклассический период, - время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д.
Территория
В настоящее время (2018 год) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя, входит в состав государств:
- Мексика (штаты Чьяпас , Кампече , Юкатан , Табаско , Кинтана-Роо);
Найдено около 1000 городов культуры майя (на начало 80-х годов XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами. Также было найдено около 3000 посёлков.
История
Ранний доклассический период (около 2000-900 годов до н. э.)
На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н. э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н. э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н. э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до VII века н. э.
Средний доклассический период (около 899-400 годов до н. э.)
В среднем доклассическом периоде развития происходило дальнейшее расселение майя, развивалась торговля между городами. 7 веком до н. э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появились около 500 года до н. э. К первым крупным городам майя относятся Эль-Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе , находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н. э. в Месоамерике появилась письменность.
В искусстве майя этого периода было заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Месоамерикой. Некоторые учёные считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 год до н. э.
Поздний доклассический период (около 400 года до н. э. - 250 года н. э.)
Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя приняли идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий был культурным, религиозным и торговым центром Месоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы и всю цивилизацию майя.
Ранний классический период (около 250-600 годов н. э.)
Самая ранняя, датируемая 292 годом н. э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока . Около 500 года Тикаль стал «сверхдержавой», жители Теотиуакана селились в нём, неся с собою новые обычаи, ритуалы, в том числе сопровождаемые жертвоприношениями. В 562 году разразилась война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленил правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II (Вак-Чан-Кавиля) и принес его в жертву.
Поздний классический период (около 600-900 годов н. э.)
Цивилизация майя классического периода представляла собой территорию городов-государств, каждый из которых имел своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживала эпоху своего расцвета, в этот период были основаны города Чичен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба . Города соединяли дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывали более 10 000 жителей, что превосходило по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города. [ ]
Упадок цивилизации майя
Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходило быстрое сокращение населения, которое распространилось впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидали города, приходили в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигали каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения насчёт исчезновения цивилизации майя - экологическая и неэкологическая гипотезы.
Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком. Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам . Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии.Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. В феврале 2012 года ученые из Юкатана , и Университета Саутгемптона опубликовали результаты сложного моделирования, согласно которым цивилизация майя могла погибнуть даже в результате небольшой засухи. Проведенные эксперименты показали, что недостаток пресной воды в этом регионе мог начаться уже при снижении уровня осадков на 25-40 %, что и наблюдалось между 800 и 950 годами нашей эры. Подобное снижение уровня осадков привело к тому, что воды стало испаряться больше, чем восполняли дожди, а это, в свою очередь привело к снижению количества доступной воды, нарушению привычных устоев жизни и к массовому опустошению городов. Некоторые учёные считают, что крах цивилизации майя произошел примерно в одно время с гибелью города Теотиуакан в Центральной Мексике.
Постклассический период (около 900-1521 год)
Около 900 года жители покидают Тикаль. Города северного Юкатана, продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чичен-Ицы. В 1263 году был основан Майяпан , который становится впоследствии главным центром Юкатана . Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году жители покидают его.
После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов, каждый из которых борется друг с другом. Так, в Летописи какчикелей детально описана история горных майя - какчикелей , их легендарный приход в Гватемалу, политическое устройство, столкновения с соседними майяскими народами, а также описывается их столица Ишимче , повальный мор от оспы в 1520 году и приход испанцев в 1524 году .
Колониальный период (1521-1821 годы)
В 1517 году на Юкатане, под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы . Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу , грипп и корь . В 1528 году колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании .
Постколониальный период
Майя сегодня
На сегодняшний день на полуострове Юкатан , в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 млн майя [ ] . В Гватемале до 40 % населения относятся к майя, в Белизе - порядка 10 %. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя. Существует небольшой видео очерк, показывающий реальный быт индейцев майя во всех странах Центральной Америки на сегодняшний день.
Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, пользуются электричеством, радио и телевидением в своих домах, а зачастую и автомобилями. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.
Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чьяпас. Эти деревни добились в недалёком прошлом автономии и самоуправления.
Искусство
Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем.
Скульптура
Одежда
Основным одеянием мужчин была набедренная повязка (эш); она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати - накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе.
Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья (куб), которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо (как, например, на Юкатане) представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой (вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями). Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.
Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя - антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды , устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Торговля
Письменность и исчисление времени
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами . Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким учёным Э. Фёрсманом в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» - системы счёта, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространённая в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.
Письменность
Первый открытый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нём иероглифами относится приблизительно к 700 году .
Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями письменности майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда , второй епископ Юкатана, который в 1566 году написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сродни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определённую букву.
Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Учёный предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нём соответствовал определённой комбинации одного согласного с одним гласным. Соединённые вместе знаки были фонетической записью слов. На Западе большой вклад в расшифровку иероглифов древних майя внесли Генрих Берлин и Татьяна Проскурякова .
В результате открытий XX века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определённом порядке в прямолинейной решётке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей. Внутри этой решётки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам . Также большой вес имеют пиктографические знаки, изображающие, зачастую детально, животных, людей, части тела и предметы быта.
Календарь
Жрецы указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей. Она использовалась и другими центральноамериканскими народами - ацтеками, тольтеками и др.
Система счёта
Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как нуль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.
Религия
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 до 900 года н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.
Время, космос, катаклизм Земли и новая эра
Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию . Они представляли себе Вселенную , разделённую на три уровня - подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях. При этом задача религиозного лидера майя состояла в интерпретации этих циклов.
В частности, по астрологии и календарю майя , «время пятого Солнца» закончилось 21-25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху должно было произойти движение Земли, от которого бы многие погибли [ ] .
Эта дата вызывала много панических лжепророчеств и эзотерических спекуляций .
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта - сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам - можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, ладоней, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков , вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки.
В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.
Политическая и социальная структура общества
Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры различались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством аява (правителя) имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени киче (Quiché или K’iche") имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно.
Военное дело
Междоусобицы и войны
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом, войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Вооружение
Воины майя использовали в битвах боевые дубины , духовые трубки , ножи , копья , топоры , маканы и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных.
На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремнёвыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу . Интересные приспособления, как правило, кожаные жгуты, которые зажимались пальцами или надевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта , для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность метания увеличивалась в два раза.
Города
Майяские царства
Фильмография
- «Затерянное королевство майя » - научно-популярный фильм, снятый Национальным географическим обществом в 1993 г.
- Апокалипсис (Apocalypto) - художественный фильм Мела Гибсона
- Фонтан (The Fountain) - фантастический художественный фильм Даррена Аронофски
- - фантастический художественный фильм. Режиссёр: Роланд Эммерих
- «Загадки Майя» (англ. «Mystery of The Maya» ) - документальный фильм Барри Ховелла (англ. Barrie Howells ) и Роберто Рочина (англ. Roberto Rochin ), 1998 г.
- «Секрет властителей Майя» (англ. «Treasure Seekers. Code Of The Maya Kings» ) - документальный фильм, снятый National Geographic в 1999 г.
- «Шкала времени. Затерянные города Майя» (
В доколумбовой Америке существовала цивилизация майя, по праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.
Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.
В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.
Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.
Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.
В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.
Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.
Архитектура
Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.
Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.
Исследования народа майя
Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.
Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.
Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.
Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.
Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:
- На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
- Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.
Территория и климат
На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.
Лингвистические особенности майя
До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.
Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.
Майя в наши дни
Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.
В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.
Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.
Основными родами племен майя были образованы независимые города-государства, обладающие прилегающими городками и землями. Правили этими государствами так называемые «великие люди», которые избирались пожизненно и пользовались неограниченной властью. Древнейшие города майя – Киригуа, Ица и Тикаль, после захвата племенных земель тольтеком Кукульканом и его воинами, дополнились такими новыми государствами, как Чичен-Ица, Майяпан и Улималь.
Размеры и красота городов майя поражали путешественников, впервые увидевших подобное великолепие у людей, которых они считали варварами.
Также творениями майя стали роскошные и храмы, богатство архитектуры которых во сто крат превосходило инкские и ацтекские сооружения. Ученым майя удалось опередить свое время на сотни лет, сделав потрясающие в области астрономии, астрологии и математики, которые превзошли все достижения европейцев, живущих в те времена. Многие из этих открытий были и расшифрованы только в нашем веке. Кроме этого, авторству майя принадлежит система нумерации и цифра ноль.
Жизнь майя
В древние времена племя майя населяло Центральную Америку, часть современной Мексики, Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. Сегодня майя представляют собой племена индейцев, живущих на территории Южной Америки. Во времена расцвета своей цивилизации они сумели покорить все древние народы, господствуя над ними около двенадцати столетий. Однако после 900-го года нашей эры майя по неизвестной причине начала медленно .
Ученые до сих пор удивляются, как примитивное племя, занимающееся земледелием, смогло создать неповторимые пирамиды, храмы, города и гробницы.
Колонизаторы Старого света, в Южную Америку, застали цивилизацию, пришедшую в полный упадок. Посчитав произведения искусства и архитектурные памятники языческими идолами, они уничтожили все культурное наследие загадочных майя. Однако колонизаторы не сумели разрушить их знания астрономии, точностью которых не перестают современные ученые. Также они оставили потомкам руины некогда великих и царственных городов народа майя, куда сегодня стремятся многие туристы и поклонники исчезнувшей цивилизации.
Бытует мнение, что знания племенам майя дали боги, спустившиеся с неба – инопланетяне, но, к сожалению, эта теория пока остается недоказанной, несмотря на очевидные , свидетельствующие в ее пользу.
Майкл Ко::: Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты
До этого момента мы в основном говорили о керамических сосудах, изделиях из нефрита и развалинах поселений, то есть о материальной культуре некогда великой цивилизации. Немало мы знаем и о том, как протекала повседневная жизнь людей майя. Особенно много нам известно о жизни народов, населявших Юкатан накануне конкисты. К счастью, испанские миссионеры, работавшие в этот период на Юкатане, были достаточно образованными людьми, которые стремились как можно глубже понять жизнь народов, которые хотели обратить в христианство. Они оставили нам великолепные антропологические описания того, что представляла собой местная культура до прихода европейцев. Именно благодаря этим документам современные ученые могут правильно интерпретировать находки, относящиеся к постклассическому периоду.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ОХОТАЭкономической основой цивилизации майя, как уже упоминалось в главе 1, являлось земледелие. Они выращивали маис, фасоль, тыкву, перец чили, хлопок и различные сорта фруктовых деревьев. Нет сомнений в том, что жители равнинных областей практиковали методы подсечно-огневого земледелия, но не вполне понятно, как именно они рубили деревья до того, как во время постклассического периода у них появились медные, а после испанского завоевания и стальные топоры. Вероятнее всего, земледельцы-майя делали на деревьях кольцеобразные зарубки и оставляли их засыхать. Время посадки растений регулировалось своеобразным сельскохозяйственным календарем, примеры которого можно отыскать во всех трех дошедших до нас кодексах майя. По сообщениям Диего де Ланды, поля находились в общинной собственности. Их совместно обрабатывали группы из 20 человек, но, как мы скоро сможем убедиться, это не вполне соответствует действительности.
На Юкатане майя хранили собранный урожай в приподнятых над землей деревянных амбарах, а также в «прекрасных подземных помещениях», которые, скорее всего, являлись уже упоминавшимися выше чалтанами, столь часто встречающимися в поселениях классической эпохи. Нельзя с уверенностью утверждать, что в те времена майя равнинной области уже умели готовить плоские лепешки-тортиллас, но в дошедших до нас источниках упоминается множество других способов приготовления блюд из маиса. Это и «атоле» - каша, сваренная из зерен, к которой полагалось добавлять перец чили; ее ели обычно во время первой трапезы. И посол - напиток, изготовляемый на кислой закваске, который обычно брали с собой в поле для поддержания сил, а также хорошо известные тамейлы. Больше всего известно, что ели простые земледельцы. Их меню было не слишком разнообразным, они довольствовались простой пищей, хотя иногда на их столе появлялось рагу, приготовленное из мяса и овощей, к которому добавлялись семена тыквы и перец. О том, как питались представители элиты, нам известно очень мало.
Очень важную роль в экономике Юкатана играли технические культуры. Во многих районах выращивался хлопок. Юкатан славился своими тканями, которые вывозились даже в очень далекие области. На юге Кампече и Табаско, а также в Британском Гондурасе, на территориях, расположенных вдоль речных протоков, выращивались деревья какао, но на территориях, расположенных севернее, посадки этих деревьев были ограничены. Они могли расти только там, где были сеноты или естественные котловины. Из бобов какао, которые собирались с этих деревьев, готовили напиток, который очень высоко ценился представителями правящего класса, и, кроме того, даже во времена испанского владычества бобы какао использовались на местных рынках в качестве денег. Ценились они очень высоко. Существует рассказ о том, что купцы майя, каноэ которых столкнулось у побережья Гондураса с каравеллой Колумба, были настолько озабочены сохранностью своих «сокровищ», что кидались за любым из упавших на дно каноэ бобов с такой поспешностью, словно это были не бобы, а их собственные глаза.
Рядом с каждым из жилищ майя находился участок земли с огородом и фруктовым садом. К тому же около селений росли целые рощи фруктовых деревьев. Майя выращивали авокадо, яблони, папайю, саподилловые и хлебные деревья. Когда наступал сезон созревания, в пищу шло большое количество дикорастущих фруктов.
У майя были собаки нескольких пород, каждая из которых имела свое название. Собаки одной из этих пород не умели лаять. Самцы кастрировались и раскармливались зерном, а затем либо съедались, либо приносились в жертву. Другая порода использовалась для охоты. Майя были близко знакомы как с дикими, так и с домашними индюшками, но для религиозных жертвоприношений они использовали только домашних.
С давних времен земледельцы майя разводят местную породу пчел, лишенных жала. В интересующие нас времена пчел держали в небольших полых колодах, которые с двух сторон замазывались глиной и устанавливались на козлы, напоминающие по форме букву «А». Майя занимались и сбором дикого меда.
На крупных млекопитающих, таких, как олени и пекари, майя охотились при помощи лука и стрел. Для выслеживания животных использовались собаки. Здесь, вероятно, следует напомнить, что на протяжении всей классической эпохи основным оружием воинов-майя являлись копья и дротики.
На птиц, таких, как дикие индюки, куропатки, дикие голуби, перепелки и утки, охотились при помощи духовых трубок. Изображения разнообразных охотничьих силков и ловушек, которые майя использовали при охоте, можно увидеть на страницах так называемого «Мадридского кодекса». Там же можно увидеть и изображение ловушки, предназначенной для ловли броненосцев.
Рыбу на Юкатане ловили в основном в прибрежных водах. Рыболовной снастью служили неводы, бредни, а также крючки, привязанные к бечевкам. Кроме того, в мелких лагунах за рыбой охотились при помощи лука и стрел. Внутри материка, особенно в горных областях, в воду бросались снадобья, оглушающие рыбу. Когда оглушенная таким образом рыба заплывала в специальные искусственные запруды, ее просто-напросто собирали руками. Изображение на одной из найденных Тикале вещиц из резной кости, которая относится к позднеклассическому периоду, доказывает, что такой способ рыбной ловли был распространен и в Петене. На морском побережье улов засаливали, сушили на солнце или на огне, готовя его для последующей продажи.
В диких лесах майя добывали смолу копалового дерева, которая представляла собой огромную ценность и использовалась (вместе с каучуком и смолой дерева сапоте) для благовонных курений. Это вещество было окружено таким почитанием, что одна из местных индейских хроник описывает его как «благоухание центра небес». С других деревьев собирали особую кору, которая предназначалась для ароматизации «балчи», «крепкого и вонючего» медового напитка, огромное количество которого поглощалось во время праздников.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЯЮкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побережья Кампече и вдоль лагун, расположенных на северной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда описывал как «самую лучшую из всех, которую мне доводилось видеть за всю свою жизнь», собиралась в конце сухого сезона людьми, живущими на побережье. Они держали монополию на весь соляной промысел, который одно время находился полностью в руках владык Майяпана. Соляные копи имелись еще в нескольких местах, расположенных в глубине материка, например в долине Чиксой в Гватемале, но самым большим спросом пользовалась именно соль из прибрежных районов. Ее экспортировали в очень многие регионы области майя. Другими статьями экспорта были мед и накидки, сделанные из хлопчатой ткани, которые также ценились очень высоко. Можно предположить, что не выращивание маиса, а поставка именно таких товаров и составляла основу экономики Юкатана. Кроме того, Юкатан поставлял и рабов.
На рынках майя можно было отыскать вещи из самых разных мест: бобы какао, которые можно было выращивать лишь там, где было изобилие влаги; перья птицы кетцаль, которые завозились из Алта-Верапаза; кремни и кремнистый сланец, добывавшийся из залежей в центральной области; обсидиан из горных районов, расположенных к северо-востоку от современного города Гватемалы, и разноцветные раковины, в основном раковины шипастых устриц, которые завозились с Атлантического и Тихоокеанского побережий. Там же продавался нефрит и огромное количество небольших камней зеленого цвета, большую часть которых доставляли из месторождений, расположенных в бассейне реки Мотагуа. Некоторые из предметов, которыми торговали на рынках, были попросту украдены из древних захоронений.
Поскольку груз был тяжелым, а других дорог, кроме узких троп, в те времена в этом районе не существовало, огромное большинство товаров перевозилось по морю. Этот вид торговли был сосредоточен в руках представителей народности чонталь, которые были настолько хорошими мореплавателями, что Томпсон назвал этих людей «финикийцами Центральной Америки». Маршрут их плавания шел вдоль побережья. Он тянулся от ацтекского торгового порта Шикаланго, расположенного на побережье штата Кампече, и, огибая весь полуостров, спускался до Найто, расположенного неподалеку от озера Исабаль, в которое они заходили на своих огромных каноэ для обмена товарами с майя, жившими в глубине материка.
Существовали и торговцы, которые путешествовали по суше, .по опасным тропам, ориентируясь на Полярную звезду и полагаясь на покровительство своего бога Эк Чуаха, по-другому именуемого «черным богом».
В Мексике рынки были столь большими, что их величина поражала испанцев. Один из источников сообщает нам, что в горных областях Гватемалы в те времена рынки тоже были «огромными, знаменитыми и очень богатыми», такими они являются в этих областях и по сей день. Но когда речь заходит о майя, живущих в равнинных областях, о рынках упоминают крайне редко. Возможно, что в равнинной зоне рынки не играли существенной роли, поскольку у людей не было необходимости заниматься добычей средств к существованию столь тяжелым трудом, пытаясь наладить товарообмен в этих, очень однородных по своей культуре, регионах.
Именно торговля служила связующим звеном между областями майя и Мексикой, поскольку в каждом из этих регионах было множество таких вещей, которые высоко ценились в другом. Чаще всего бобы какао и перья тропических птиц обменивались на медные орудия и украшения. Возможно, что именно осуществление этих операций, проведение которых обеспечивалось все теми же индейцами народности чонталь, уберегло майя от порабощения ацтеками, которые к этому времени уже захватили многие другие, менее склонные к сотрудничеству, народы Мезоамерики.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙНа Юкатане ребенка сразу после рождения обмывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками таким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя признаком красоты. Родители стремились как можно скорее после рождения ребенка посоветоваться со жрецом и узнать, какая судьба ожидает их отпрыска и какое имя ему следовало носить вплоть до официального наречения.
Испанские священники были весьма удивлены тем, что у майя существовал ритуал, очень похожий на христианский ритуал крещения, который обычно совершался в благоприятное время, когда в поселении набиралось достаточное количество мальчиков и девочек в возрасте от трех до двенадцати лет. Церемония проводилась в доме старейшины поселка, в присутствии родителей, которые по такому случаю должны были до праздника соблюдать разнообразные посты. Пока жрец совершал различные очистительные ритуалы и благословлял их ароматическими курениями, табаком и освященной водой, дети и их отцы находились внутри круга, ограниченного тонкой веревкой, которую держали четверо пожилых почтенных мужчин, изображавших бога дождя Чака. Именно с момента проведения такого ритуала считалось, что старшие по возрасту девочки были готовы к тому, чтобы выйти замуж.
Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам. Ланда сообщает, что эти дома нередко посещались проститутками. Другими юношескими забавами были азартные игры и игра в мяч. У майя существовали двойные стандарты морали - девочки воспитывались своими матерями в строгости и подвергались жестокому наказанию за отклонения от предписанных правил целомудренного поведения. Браки устраивались свахами.
Так же как у всех народов, практикующих экзогамные браки, то есть браки за пределами своего племени или рода, у майя существовали строгие правила по поводу того, кто на ком может или не может жениться. Под особо строгим запретом находились браки между родственниками по отцовской линии. Браки в большинстве своем были моногамны, но исключение составляли важные персоны, которые могли позволить себе содержать несколько жен. У майя, так же как и в Мексике, измена каралась смертью.
Представления майя о внешней привлекательности сильно отличались от наших, хотя красота их женщин производила сильное впечатление на испанских монахов. У обоих полов передние зубы подпиливались таким образом, чтобы образовывались различные узоры. Найдено множество древних черепов, принадлежащих людям народностей майя, с зубами, инкрустированными маленькими нефритовыми пластинками.
До женитьбы молодые мужчины раскрашивали свое тело черной краской. Так же во все времена поступали и воины-майя. Татуировки и декоративные шрамы, которыми щедро «украшалась» верхняя половина тела как мужчин, так и женщин, появлялись после вступления в брак. Очень красивым считалось легкое косоглазие, и родители старались, чтобы внешность их детей соответствовала этому критерию красоты, для чего к носам детей прикреплялись маленькие бусинки.
Все майя очень боялись смерти, поскольку, по их представлениям, смерть отнюдь не означала автоматического перехода в лучший мир. Обычных людей хоронили под полом их собственных домов, во рты умершим вкладывали еду и нефритовые бусины. Вместе с телами хоронили ритуальные предметы и вещи, которыми умерший пользовался при жизни. Есть сведения, что вместе с умершими жрецами в их могилы клали книги. Тела представителей высшей знати сжигали. Возможно, что этот обычай был позаимствован из Мексики. Над урнами с прахом воздвигались погребальные храмы. Но нет никаких сомнений в том, что на ранних этапах погребение тела в гробницах под мавзолеями было общим правилом. Во времена правления династии Кокомов существовал обычай мумифицировать головы скончавшихся правителей. Эти головы хранились в семейном святилище, и их регулярно «кормили».
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКАГосударство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис государства, существовавшего в XVI в. на полуострове Юкатан, следует очень внимательно изучить, какие отношения существовали тогда между людьми.
На Юкатане каждый взрослый человек-майя имел два имени. Первое он получал от матери, и оно могло передаваться только от женщины к ее ребенку, то есть по материнской линии. Второе имя человек наследовал от отца, то есть по мужской линии. Сейчас имеется огромное множество данных, свидетельствующих о том, что эти два имени представляли собой нечто вроде перекрестных ссылок на то, в какие именно из множества наследственных групп, по линии отца и по линии матери, входил конкретный человек. Во времена Конкисты на Юкатане существовало приблизительно 250 групп, объединенных общностью происхождения по мужской линии, и из сообщений Диего де Ланды мы знаем о том, насколько важна была для майя принадлежность к такой группе. Например, внутри таких групп были запрещены браки, наследование имущества шло исключительно по отцовской линии, и люди, объединенные общим происхождением по мужской линии, образовывали группу, связанную жесткими обязательствами взаимовыручки. Титулы, происхождение которых прослеживается с самого начала колониальных времен, доказывают, что такие группы имели право собственности на землю, и, возможно, именно это и имеет в виду Ланда, утверждая, что поля находились в общинной собственности. Что же касается происхождения по второй, материнской линии, оно, возможно, играло важную роль в системе регулирования возможностей заключения браков. У майя разрешалось заключение брака с женщиной, являющейся дочерью дяди или тети, но более близкородственные браки были запрещены. У многих народов земли, находящихся на менее высокой ступени развития, все члены таких больших родов имеют равные права, но у майя это было не так.
Для майя было очень важно иметь возможность проследить происхождение каждого человека вплоть до его очень отдаленных предков, и социальный статус человека определялся именно его принадлежностью к той или другой генеалогической линии. Учитывалось происхождение как с отцовской, так и с материнской стороны.
Существовали строго определенные классы людей. На вершине общественной иерархии майя находились знатные люди - «альмехены», чья родословная была безупречна по обеим линиям. Эти люди владели землей, занимали ответственные посты в государстве и высшие должности в армии, они были богатыми землевладельцами, купцами и представителями высшего духовенства.
Люди незнатного происхождения были свободными гражданами общества, которые, возможно, как это было принято у родственного майя народа ацтеков, получали от своих знатных родственников, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии, право пользования участком земли, который они могли расчистить от леса и использовать как сельскохозяйственные угодья. Эта прослойка тоже была неоднородной, среди них были как богатые, так и бедные.
Есть данные, что у майя были крепостные, которые обрабатывали земли, принадлежавшие знати. В самом низу общественной иерархии находились рабы, которые в большинстве своем являлись простолюдинами, захваченными в плен в ходе военных действий. Пленников высокого ранга обычно приносили в жертву. Дети рабов тоже становились рабами. Эти люди могли быть выкуплены за плату, собранную их родственниками по отцовской линии.
Ко времени появления в Америке испанцев политическая власть в области майя находилась в руках каст, ведущих свое происхождение из Мексики. Вся политика Юкатана находилась под контролем таких групп, которые конечно же провозглашали, что ведут свой род прямиком из Тулы и Зуиуа - легендарной прародины, расположенной на западе. Существовал обычай, согласно которому любой человек, претендующий на то, чтобы занять высокий пост, должен был пройти некий оккультный экзамен, известный под названием «Язык Зуиуа».
В каждом из небольших районов Юкатана имелся местный правитель, которого называли «халач уиник» - «настоящий человек», получивший свой пост по наследству, по мужской линии, хотя в более ранние эпохи у майя, живущих в горной области, были настоящие короли - «ахау», которые имели власть над довольно обширными территориями. Резиденции халач уиников находились в крупных городах. Каждый из таких правителей существовал как на те средства, которые приносила ему его собственная земля, обрабатываемая рабами, так и на собираемую дань.
Правителями небольших провинциальных городов были «батабы», которых халач уиники назначали из знатных людей, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии. Батабы правили городами через местный совет, состоящий из пожилых богатых людей. Главой такого совета обычно был человек незнатного происхождения, который выбирался каждые четыре года среди жителей четырех кварталов, которые в совокупности образовывали поселение.
Кроме того, что батабы выполняли административные и судебные обязанности, каждый из них был еще и военным вождем, но командование войсками он делил с Накомом, человеком, на которого было наложено огромное множество различных табу и который обычно занимал эту должность на протяжении трех лет.
Майя были просто помешаны на войне. Хроники индейцев народности какчикель и эпос «Пополь Вух» рассказывают о небольшом конфликте, вспыхнувшем между жителями горной области, который затем привел к тому, что все 16 государств Юкатана оказались втянутыми в бесконечную войну друг с другом, причиной которой послужили как территориальные притязания, так и желание отстоять честь своего рода. Если к этим хроникам кровопролитий добавить данные, полученные при изучении архитектурных памятников и надписей классического периода, материалы и дошедшие до нас свидетельства очевидцев - испанских конкистадоров, можно представить себе, как именно майя вели свои войны. «Блоканы», что означает «храбрые», были пехотинцами. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира. Вооружены они были копьями с кремневыми наконечниками и дротиками с приспособлениями для их метания - атлатлами, а в постклассическую эпоху к их вооружению добавились еще и луки и стрелы. Военные действия обычно начинались с необъявленного партизанского рейда во вражеский лагерь с целью захвата пленных, а началу крупных сражений предшествовала ужасающая какофония, в которой смешивались грохот барабанов, визг свистулек, звуки сделанных из раковин труб и боевые крики. Вождей и идолов каждой из сражающихся сторон сопровождало несколько жрецов, которые располагались на флангах пехоты, воины которой выпускали во врага целый дождь дротиков, стрел и камней, для метания которых использовались пращи. Если врагам удавалось осуществить вторжение на территорию противника, то на первый план выходили партизанские методы ведения боевых действий, которые включали в себя засады и разнообразные ловушки. Незнатные люди, которых захватывали в плен, становились рабами, а у знатных пленников и военных вождей вырезали сердце на жертвенном камне.
Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.
Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.
Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.
Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.
В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.
Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.
Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.
Архитектура Майя
Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.
Скульптура и живопись Майя
Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.
Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.
Обычаи и традиции Майя
Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.
Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.
В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.
Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.
Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.