Искусство как духовная культура. Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества

Искусство как форма духовной культуры

Искусство - одно из самых удивительных созданий человечества. Это многоярусные буддийские пагоды, скорбный лик Богоматери на русских иконах, совершенство античных статуй и грандиозность средневековой готики, прекрасные образцы мадонн Возрождения, величайшие произведения Пушкина, Шекспира, гениальная музыка Баха, Бетховена, Чайковского, скульптуры Фидия, Родена, Вучетича, спектакли Станиславского, Брехта, фильмы Феллини, Тарковского и богатейший мир других творений.

Что же такое искусство? Существует множество определений этого феномена культуры:

«Искусство в широком смысле – это художественное творчество» .

«Искусство – это специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» .

«Искусство – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачу интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах» .

«Искусство – особый способ освоения действительности, специфическая – художественно-образная – сфера человеческой деятельности» .

При всем различии этих определений они едины в том, что основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественно-образном отражении жизни. Художественность искусства следует рассматривать как особое свойство, выражающееся в его высоком совершенстве, в эстетическом воздействии. Если наука познает бытие, то искусство творчески воссоздает его, преображая, дополняя, расширяя мир, жизненный опыт, создавая искусственную вторичную реальность.

Формой мышления в искусстве является художественный образ. Это особая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого вида искусства художественными средствами. Художественное отражение жизни может совершаться в зрительных образах (ИЗО), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), посредством синтеза всех вышеназванных образов (театр, кино) и т.д.

Образное отражение жизни отличается ассоциативностью, иносказательностью, целостностью, умением отделять существенное, типичное от второстепенного. Художественный образ не просто копирует, «списывает натуру». Он проявляется в виде творческого отношения к действительности, сделанного с субъективных авторских позиций. В искусстве все личностно. Это образ мира и человека, переработанный в сознании художника. Неслучайно, искусство называют субъективным образом объективного мира. Именно это слияние объективного и субъективного объясняет наличие в искусстве «вечных тем»: тем любви, дружбы, материнства и т.д.(сравните любовную лирику А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой).

В художественном произведении автор всегда имеет право на свое «я». И чем крупнее личность, тем талантливее произведение. Мы можем соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора, но мы должны ее уважать (это особенно актуально для России, где всегда со сменой власти идет «перестройка» учебных программ).

В современном искусстве делается упор на отход от объективного изображения жизни, искусство рассматривается прежде всего как «способ самовыражения и самосознания художника» . Но как бы далеко не уносилось от реального мира воображение художника, оно бессильно порвать нити, связывающие его с миром, оно не способно творить «само по себе», не пользуясь тем материалом впечатлений, наблюдений, которые дают художнику опыт, непосредственное восприятие окружающего мира.

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда искусство обращается к изображению предметов реального мира, оно оказывается предельно условным. Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью. Как бы ни был правдив художественный образ, он всегда придуман, иллюзорен. И это следующая особенность художественного образа. Характер и мера условности в зависимости от вида искусства, того или иного стиля могут быть различными (например, кино или балет; реалистическое или символическое произведение и т.д.)

Важнейшей особенностью художественного образа является также слитность интеллектуального и эмоционального, «единство мысли и чувства»,взгляда и настроения, убеждения и ощущения, понимания и симпатии или антипатии. Не случайно, искусство называют школой чувств. Эмоциональную выразительность искусства нельзя трактовать односторонне: сводить содержание искусства только к выражению чувств, эмоций, а деятельность мысли - отдавать науке. Искусство выражает и чувства, и мысли художника. Нельзя не согласиться с М.С. Каганом, который отмечает, что «эмоциональные реакции свойственны и животным, однако, пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»

Все вышесказанное представляется особенно актуальным в свете наводнившей наш экран низкопробной продукции массовой культуры (триллеры, мыльные оперы, песни - однодневки и т.д.), апеллирующей прежде всего к эмоциям и не дающей пищи мысли, разуму. Соотношение эмоционального и рационального может быть различным в творчестве разных художников, в разных видах искусства, в разных художественных направлениях (музыка и литература; рационализм классицизма и эмоциональность сентиментализма и т.д.) Однако, художественность, поэтичность сохраняются лишь до тех пор, пока интеллектуальная сторона содержания не вытеснит эмоциональную, или же наоборот.

Особенности содержания в искусстве определяют характер художественной формы, которая в искусстве играет важнейшую роль. Однако, повышенное внимание к художественной форме в отрыве от содержания является также крайностью, ибо ведет к поверхностному, чисто «технологическому» пониманию произведения искусства.

Причины художественного освоения мира не остаются неизменными. Изменение картины мира в XX веке вызвало к жизни и новое художественное видение. Модернизм порывает с традициями предшествующего искусства, с традициями художественно-образного отражения жизни: происходит расставание с предметностью, с реальным миром. Начинается период художественных экспериментов, поисков, идет опора на внутренние ресурсы искусства. Доминантой нового искусства является нечто расплывчатое, неуловимое, усиливается доля иррационального, парадоксальности, ироничности.



Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. В ходе развития искусства система видов искусства постоянно изменялась. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни один из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую картину мира. Такую картину создать может только вся художественная культура в целом.

Искусство - явление социальное и выполняет в обществе множество функций. В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии.

Искусство невозможно свести к какой-либо одной функции. Оно полифункционально и выполняет познавательную, воспитывающую, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эстетическую, прогностическую (предвидения), гедонистическую и др. функции.

Как правило, в художественном произведении они наличествуют почти все, хотя в историческом развитии искусства структурные изменения в системе функций прослеживаются.

Соотношение функций может изменяться в зависимости от политических, идейно-эстетических позиций, творческого метода. Так, в буржуазно-индивидуалистической культуре на первый план выдвигается гедонистическая и компенсаторная функции (искусство как радость, удовольствие, наслаждение, как отдых для «усталых нервов»), в советской культуре – воспитывающая и идеологическая функции. Критический реализм 19 века исходил из активного воздействия искусства на человека и жизнь (искусство – «учебник жизни»), поэтому превалировали познавательная и воспитывающая функции, модернизм ХХ века отрицает способность искусства «учить и поучать», не выходит за пределы формотворчества, а поэтому на первый план выдвигает эстетически-гедонистическую функцию.

Превалирование какой-либо одной функции за счет другой влияет на качество произведения, делая его или дидактически поучающим или поверхностно-развлекательным, а также приводит к неравномерному развитию разных областей искусства. Только в полноте, равномерности, разносторонности реализации всех функций – залог успешного развития искусства и выполнения его великой роли в жизни общества.

Литература

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. – СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. –544 с.

2. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М: Академичкский Проект, 2004.- 512 с.

3. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов. / ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

4. Мировая художественная культура [Текст]: учебное пособие / ред. Б.А. Эренгросс.-М.: Высшая школа, 2001-767с.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-492с.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Принципы морали:

Гуманизма

Патриотизма

Оптимизма

Толерантность

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность - сущее

Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.

Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам

Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.



· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.

· РЕЛИГИЯ (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.

Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии). В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Общие замечания

Многогранность духовной культуры неоспорима.

В составе духовной культуры выделяют субстратную и видовую структуры.

Субстратная структура духовной культуры

Элементами субстратной структуры выступают ценности, нормы и языки культуры. Одним из основных элементов считаются ценности. Т. Парсонс определял ценность как понятие о желательном, которое влияет на выбор модели поведения. Действительно, в обыденном сознании ценность – это оценивание с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия результатов творений человека. Так вырабатывается в обществе система ценностей, которая делает социум, во-первых, упорядоченным и, во-вторых, предсказуемым. А главное, система ценностей уже накопившаяся в обществе выполняет регулятивную функцию, т.е. она регулирует деятельность человека. Ценность, по мысли П. Сорокина, является фундаментом любой культуры. Если культурный предмет не имеет ценности, то это просто физический объект.

Ценности делятся на:

  1. предметные, которые имеют своего носителя, например, природные богатства, художественные произведения, предметы религиозного поклонения;
  2. сознания, куда относятся, например, общественные установки, представления о смысле жизни, справедливости.

Ценности воплощаются в культурных артефактах. Это и мифология, и письменность, и религия, и произведения искусства и т.д. В традиционных культурах часто вне какой-то из них артефакт переставал им быть – камень, птица, дерево, «назначенные» каким-либо архаичным сообществом в качестве тотема.

Но есть и универсальные, т.е. общечеловеческие культурные ценности, которые можно найти во всех культурах и, соответственно, которые разделяются всеми членами социума, вне зависимости от национальности, вероисповедания, положения в обществе. Такие ценности – это результат осмысления человеком опыта развития общества. Они общезначимы и на этом условии объединяют общество. Отметим, что духовные ценности более универсальны, чем материальные. К фундаментальным духовным ценностям относятся любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и подобные. И нет культур, где были бы ценностны насилие, убийство, воровство и под.

Замечание 1

Изменение общественно-политических условий жизни влечет за собой изменение и системы ценностей, но есть незыблемые, которые не меняются на протяжении многих и многих веков.

Нормы – это следующий элемент субстратной культуры.

Определение 2

Под нормами понимают правила, которые регулируют взаимодействие и поведение людей.

Культурные нормы – это своеобразные эталонные образцы поведения, которые выработаны социумом для облегчения общения. К типам культурных норм относятся привычки, манеры, обычаи, нравы, обряды, церемонии, ритуалы, табу. Законы рассматривают как разновидность норм. Все перечисленные типы норм образуют нормативную систему культуры.

И третий структурный компонент – это языки культуры.

С помощью этих языков сохраняется и передается из поколения в поколение ценности духовной культуры, а также происходит культурное общение.

Языки культуры имеют сложную систему из многих уровней. Единицей системы является знак. Он выступает объективным заменителем события, явления, и его используют для хранения и переработки культурной информации.

Особым знаком выступает символ, который выражает в предметной форме смысл какого-либо явления, например, голубь – символ мира.

Среди языков выделяют естественные языки (они исторически первичны) и искусственные языки, созданные человеком (языки науки, например), вторичные языки, представляющие собой такие коммуникационные структуры, как:

  • религия,
  • искусство.

Сердцевиной духовной жизни человека выступает общественное сознание, представляющее совокупность чувств, идей, теорий, эстетических и религиозных образов, этических ценностей, отражающих все многообразие бытия человека. Важным элементом общественного сознания являются его формы - система определенных взглядов, идей, в которых отражаются соответствующие стороны общественной жизни. Каждая из форм общественного сознания духовно воспроизводит отношения, складывающиеся между людьми. Среди множества форм общественного сознания особое место занимают мораль, религия и искусство. Это формы, которые формируют в сознании человека нравственное, символическое и прекрасное.

История человеческой культуры возникновение «человека разумного» связывает не только с его трудовой деятельностью, но и с нормативным урегулированием общественной жизни и отношений между людьми. Именно с появлением норм морали появляется как сам человек, так и человеческое общество. Первоначально правила морали существовали в виде запретных норм - табу и вето. Возникновение системы табуации сопровождалось как формированием индивидуального и общественного сознания, так и развитием нравственного самосознания. Морализация общественной жизни обусловила появления моральных ценностей. В первую очередь это такие ценности, как добро, долг, совесть, достоинство, стыд. Постепенно моральные ценности становятся нормами поведения и одним из важных регуляторов общественных отношений. Формирование нравственных отношений не только изменяло характер моральных правил и оценок, но и совершенствовало первобытное общество. Ведь не зря слово «этика» первоначально обозначало места обитания и совместного проживания, образовавшись от термина etnos (этос). Позже под этим термином стали понимать нрав, характер, темперамент, обычай.

Основоположник этической науки, древнегреческий философ Аристотель от термина etnos (этос) образовал прилагательное «этический» для характеристики человеческих качеств, т.е. человеческих добродетелей. Науку, которая изучает моральные добродетели, он обозначил словом «этика». По аналогии с термином «этический» древнеримский философ Цицерон образовал слово «моральный» (moralis ), от которого чуть позже возникает термин «мораль» (moralitas ). Таким образом, термины «мораль» и «этика» по своему этимологическому происхождению тождественны.

Сегодня под словом «этика» понимают философскую науку, а под словом «мораль» предмет изучения этики . С XVIII века этическая мысль наряду с термином «мораль» использует близкое по смыслу понятие «нравственность». Нравственность - исконно русское слово, образующееся от слова «нрав» и обозначающее характер. По мнению одних исследователей, термины «нравственность» и «мораль» следует рассматривать как синонимы. Другие считают, что нравственность соответствует индивидуальному поведению, а мораль - это массовое поведение. Третьи нравственность рассматривают как содержание - практические действия, а мораль как форму общественного сознания. По нашему мнению, понятия «мораль» и «нравственность» следует отграничивать друг от друга.

Итак, этика - философская научная дисциплина; учение о морали (нравственности) как особой формы общественного сознания . Мораль - совокупность исторически обусловленных норм (правил), принципов поведения людей, их отношений друг к другу, к социальным группам, к обществу, человечеству в соответствии с общественным мнением и личным убеждением, в процессе материальной и духовной деятельности. Нравственность - это система ценностей, предписаний, принципов и норм определяющая поведение человека в соответствии с его совестью и свободной волей.

Мораль в современном ее понимании прошла сложный и длительный путь своего развития. Изучение этого пути весьма важно для понимания сущности морали. Эволюцию морали, ее особенности развития в настоящее время можно проследить, рассмотрев ряд направлений в этике, объединяющих родственные этические теории. Каждая теория - это история, это новое видение морали с ее специфичными чертами и сущностными особенностями, это отражение общественной жизнедеятельности.

1. Натуралистическое направление выводит мораль из природы человека, т.е. заостряет внимание на биологических предпосылках морали. Данное направление в этике представлено такими мыслителями, как Д. Бруно, Ч. Дарвин, Т. Гекели, П. Лафарг, Г. Спенсер, П. Кропоткин, К. Лоренц и др. Обращая особое внимание на биологические факторы в поведении человека, представители теории отмечают, что целый ряд чувств человека можно обнаружить в инстинктах животных. К таким чувственным инстинктам, по их мнению, можно отнести жалость, сострадание, доброту, альтруизм, взаимопомощь и др.

По мнению советского генетика В. Эфроимсона: «В природе человека заложено много «звериного», но в зверях заложено много «человеческого»» . Интересное высказывание в поддержку биологических факторов в развитии человеческой природы высказал швейцарский психиатр К. Юнг. Ученый утверждал, что мораль не только есть «инстинктивное регулирующее начало дей- ствования, но и начало, которое упорядочивает также совместную жизнь животного стада»А по мнению известного ученого-этолога Д. Мак-Фарленда, «... по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться» .

Вместе с тем это направление имеет и слабые стороны. Натуралистический подход не учитывает тот факт, что жизни человека - это не набор простейших форм поведения, а духовно наполненная высшими ценностями, свободой и творчеством.

  • 2. Теологическое направление в этике основывается на буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных теориях морали. Представители теологических теорий, от средневековых богословов Августина Блаженного и Фомы Аквинского до современных представителей философии неотомизма, утверждают божественное происхождение морали, видят задачи этики в том, чтобы научить человека быть послушным Богу, относиться смиренно к его повелениям, считают, что человеку для нравственного совершенствования требуется не разум, руководящий страстями, а вера в Абсолютного Бога. Согласно религиозным этическим концепциям, нравственное поведение человека должно соответствовать его Божественному образу, а повседневные добродетельные проявления должны пропускаться через призму религиозных предписаний. Высшей нравственной ценностью в теологической концепции выступает любовь к Богу и любовь к ближнему.
  • 3. Антропологическое направление в этике зародилось в эпоху Возрождения в идейном столкновении с христианской этикой. В основе антропологических этических концепций лежал методологический принцип, согласно которому мораль рассматривалась как порождение нравственных качеств человека. У истоков данного направления стояли итальянские гуманисты Ф. Петрарка, Дж. Манетти,

П. Браччолини и другие. В Новое время идеи человеческой рациональности как основы нравственности нашли свое отражение в этических воззрения таких мыслителей, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, И. Кант, Л. Фейербах и других.

Ярким представителем антропологической этической теории является И. Кант, который обосновал этику из априорных форм сознания. И. Кант утверждал, что нравственное поведение человека - это его выбор. Поэтому человек, правильно совершивший нравственный выбор, сможет подчинить себе свои склонности, нивелировать их и не давать им господствовать над собой. Этими высказываниями немецкий философ утверждал, что мораль исходит из человека, а не привносится извне.

Другой яркий представитель этого направления Л. Фейербах видел источник морали в общественных отношениях. Именно отношения между людьми, по мнению мыслителя, формируют этические принципы, нормы и ценности морали.

4. Социальное направление в этике подчеркивает общественную природу этики. Первые идеи социально-этических теорий появились в воззрениях античных мыслителей, таких как софисты, Демокрит, Аристотель, Эпикур и др. Весомый вклад в развитие социального подхода к морали внесли английские мыслители, основоположники «теории общественного договора» - Ф. Бэкон и Т. Гоббс, для которых созданные государством законы являлись всеобщим мерилом добра и зла и высшим нравственным судьей. Такого рода суждения высказывались французскими просветителями - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбахом (1723-1789), К. Гельвецием и др. По их мнению, решающую роль в формировании нравственных качеств и морали выполняет социальная среда. Отсюда следовал их вывод, что, прежде чем совершенствовать мораль общества и каждого человека, в начале следует изменить социальную среду. Одновременно с этим огромную роль в установлении нравственных ценностей в обществе просветители отводили воспитанию и образованию.

Идеи социального направления в этике активно отстаивались сторонниками марксизма. Основными представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. По их мнению, нравственная составляющая социума тесно связана с общественным бытием, которое определяет общественное сознание людей, одной из форм которого является мораль. Изменения морали связывали с развитием общества и в первую очередь с трансформацией способа производства. Высший нравственный идеал увязывали со строительством бесклассового общества.

Рассмотренные основные направления этической мысли не исчерпывают всего богатства и многообразия этических теорий, а только дополняют друг друга, позволяют многогранно посмотреть на мораль.

Изучение морали в целях полного раскрытия ее сущности и содержания предполагает также выявление ее структурных элементов. В современной философско-этической мысли преобладает мнение, согласно которому в структуре морали выделяют три компонента - моральное сознание, нравственные отношения и моральная практика - деятельность. Структурное разделение морали делается лишь в теории и в целях изучения каждой стороны морали. Выделяемые элементы морали в равной степени зависят друг от друга, а поэтому и могут быть определены один по средствам другого. Так, нравственные отношения представляют воплощенное в практику моральное сознание, а моральная деятельность - это форма реализации нравственных отношений и одновременно практическая форма объективации морального сознания. Кроме того, нравственные отношения одновременно выступают связующим звеном морального сознания и нравственной деятельности, а также способом разрешения противоречий между ними посредством сложившихся нормативов.

Каждый структурный элемент морали имеет свою сущностную характеристику и содержание. Рассмотри их вкратце.

Нравственные отношения выступают одной из форм общественных отношений. Специфика этих отношений заключается в том, что люди, вступая во взаимоотношения друг с другом, берут на себя определенные моральные обязательства, которые обосновываются личными убеждениями, зиждутся на авторитете и дееспособности каждого из участников этих отношений. Нравственные отношения люди застают с рождения и в процессе воспитания усваивают ту или иную систему норм поведения, которая их регулирует.

Содержание нравственных отношений в первую очередь обуславливается той сферой, в которой они проявляются. Наряду с этим в содержании нравственных отношений преломляются общественные и личные интересы. Таким образом, нравственные отношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны в том смысле, что складываются под воздействием социально-экономических отношений и находят свое воплощение в поступках и получают объективное предметное существование. Субъективность их заключается в том, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей.

Как и все другие виды общественных отношений, нравственные отношения не существуют в чистом виде и выделяются в качестве самостоятельных благодаря силе научной абстракции. Поэтому необходимо определить, что понимается под нравственными отношениями. Мы приведем несколько дефиниций, каждая из которых раскрывает одну из сторон данного явления.

Нравственные отношения - особый тип общественных отношений, которые составляют одну из сторон морали .

Нравственные отношения есть вид духовных отношений, вторичных по отношению к экономическим связям .

Нравственные отношения - совокупность практических, субъективно-мотивированных зависимостей между людьми, обществом и индивидами, опосредуемых и регулируемых моральными нормами .

Нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов .

Нравственные отношения есть способ регуляции в морали, выражающийся через систему специфических норм, принципов, правил поведения .

На основе приведенных дефиниций выделим специфические черты нравственных отношений.

Во-первых, нравственные отношения - это социально значимые духовные отношения. Во-вторых, нравственные отношения - это интегрирующий элемент морали, соединяющий в единое целое моральное сознание и деятельность. В-третьих, нравственные отношения - это особый тип общественных отношений, составляющих одну из сторон морали. В-четвертых, нравственные отношения - это не самостоятельный вид общественных отношений, а сторона или характеристика любого общественного отношения. В-пятых, нравственные отношения - это особый неинституциональный способ регуляции.

Существующие в обществе нравственные отношения характеризуются своей изменчивостью и многовариантностью. По содержанию нравственные отношения подразделяются:

  • - по обязанностям к обществу (патриотизм, солидарность, долг и т.д.);
  • - на отношения в коллективе (честь, достоинство, ответственность и т.д.);
  • - на отношения индивидуальные (любовь, дружба, искренность, милосердие и т.д.).

По форме нравственные отношения подразделяются на:

  • - предписания, относящиеся к одному представителю сообщества;
  • - предписания, относящиеся ко всему сообществу.

По времени действия нравственные отношения подразделяются:

  • - ситуативные нравственные отношения;
  • - устойчивые отношения.

По способу связи между людьми нравственные отношения различаются:

  • - альтруистические;
  • - эгоистические;
  • - аскетические;
  • - аморалистические;
  • - имморалистические;
  • - утилитаристические;
  • - прагматические; нигилистические.

Характеристику второй стороны морали - нравственной

деятельности (моральной практики) - следует начать со слов русского философа В. Г. Белинского: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то в этих отношениях, - и больше нигде, должно искать пример нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственного он держится» .

0 значимости практической сферы нравственности в структуре морали говорили многие философы прошлого. Так, античный мыслитель Аристотель утверждал, что хороший человек становится справедливым, только творя дела справедливые, а без этого нет никаких оснований считать его хорошим . Р. Декарт считал, что мнения людей следует оценивать по их действиям, а не по тому, как они говорят . Аналогичную мысль высказал немецкий философ Г. Гегель: «Что человек делает, таков он и есть... человек есть не что иное, как ряд его поступков» .

Данные высказывания не противопоставляют мораль действиям человека. Они подтверждают то, что мораль существует в самой структуре поведения человека, выступает его существенным свойством. Вне деятельности человека нет морали.

Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества.

Деятельность любого человека включена в систему общественных отношений и вне их не существует. Человеческую деятельность можно рассматривать как совокупность действий и их результатов, и с точки зрения значения действий как для самого человека, так и для общества в целом, под углом зрения их общественной значимости - экономической, политической, нравственной и т.д. В отличие от приспособительной жизнедеятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального (практического) и духовного (идеального). Духовная деятельность, как одна из сторон целостной системы практического освоения человеком природной и социальной среды, обладает относительной самостоятельностью. Разновидностью такой деятельности выступает нравственная, художественная, научная виды деятельности.

Нравственная деятельность также обладает относительной самостоятельностью, особенно в тех случаях, когда она направлена на формирование моральных качеств личности и когда она находит свое проявление в межличностном общении. Нравственная деятельность (моральная практика) не имеет абсолютно самостоятельного значения, а только через социальную деятельность обретает свое реальное бытие.

Термин нравственная деятельность следует рассматривать в узком и широком значении. В узком значении под моральной деятельностью следует понимать такую социальную деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения . Примером такой деятельности является нравственное воспитание детей в семье, в школе, перевоспитание лиц в исправительных учреждениях, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности и т.д. В узком смысле, как отмечает С. Ф. Анисимов, «моральная деятельность» - это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах» . При этом стоит заметить, что нравственная деятельность не имеет абсолютно самостоятельного значения, а обретает свое реальное бытие только через всякую другую деятельность, трудовую, учебную, эстетическую и др. Она также может быть представлена в форме переживаний, вызванных потревоженной совестью.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что синонимом понятию «нравственная деятельность», рассматриваемому в узком значении, является термин «нравственное поведение».

В широком значении моральную деятельность следует рассматривать, когда речь идет о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, обусловленных системой моральных ценностей, норм, идеалов . Таким образом нравственная деятельность в широком смысле слова - это такая социальная деятельность, которая рассматривается в его моральных свойствах.

Единичным актом социально значимой деятельности человека выступает поступок. В поступке проявляется единство двух его составляющих, с одной стороны, социальные факты - внешние условия совершения действия, а с другой стороны, субъективно-личностной компонент - мотивы, побуждения к поступку.

Третья сторона морали - нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, отражающая различные стороны человеческой жизни под углом зрения понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, милосердия и жестокости, любви и ненависти, ответственности и безответственности и др. Моральное сознание - целостное образование, содержание которого определятся взаимообусловленностью его структурных элементов - норм, ценностей и принципов.

Выступая некоторым целостным образованием, моральное сознание состоит из структурно взаимосвязанных элементов: норм - правил поведений, объединенных в моральный кодекс; ценностей - общественных установок, содержащихся в представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и несправедливости и т. д.; принципов - требований к деятельности человека и его жизненных ориентаций.

Норма морали как элемент нравственного сознания представляет собой образец поведения, с указанием границы дозволенного, и требований в достижении определенной цели. Норма морали может быть выражена в форме заповеди-предписания: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего», «подчиняйся только нравственному долгу», или заповеди-запрета: «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не лги», «не прелюбодействуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира», а также в форме заповеди-побуждения к положительному действию: «возлюби ближнего», «будь честен», «помогай другу», «уважай старших» и другие.

Нормы морали различаются не только по форме изложенного в ней предписания, но и по источникам - носителям этих предписаний. Так, источником морали может выступать обычай, ритуал, религиозно-этические доктрины, нравственные воззрения идеологов морали, общественное мнение и наконец сама норма морали, служащая системообразующим началом других норм. Особое место среди источников морали занимают кодексы нравственного поведения. Моральный кодекс - это носитель моральных норм и нравов, объединенных по единому основанию. Кодекс объединяет в единую систему нормы морали по профессиональному признаку. Так, можно выделить кодекс офицера, юриста, актера, педагога, спортсмена и т. д.

Более сложным образованием, по сравнению с нормами, в нравственном сознании выступают моральные принципы, которые выражают нравственные требования наиболее обобщенно и относятся не к отдельным поступкам человека, а к его жизненной ориентации. Именно моральные принципы составляют сущность связей и отношений людей. Так, принцип коллективизма не только предполагает дружественные отношения в коллективе, но и способствует формированию взаимопомощи, сотрудничества, ответственности за свои поступки и уважения к личности. Принцип индивидуализма акцентирует больше внимания на максимальном удовлетворении собственных интересов, считаясь при этом с интересами других.

Наряду с коллективизмом и индивидуализмом важнейшими принципами нравственного сознания, через которые раскрывается сущность морали, являются: гуманизм, справедливость, патриотизм, интернационализм, добросовестное отношение к труду, толерантность, критическая самооценка и др.

Следует также назвать и те принципы, в которых выражено определенное этическое учение. Принцип аскетизма - это пренебрежение внешним материальным миром ради духовного мира. Основной целью аскетизма выступает достижение определенных духовных ценностей. Эгоизм - морально-этический принцип, основывающийся на мотивах себялюбия, пренебрежения общественными интересами в пользу своих. Противоположностью эгоизма считается принцип альтруизма, предусматривающий бескорыстную заботу о благе других людей. Близкими по своей сущностной характеристике выступают такие принципы нравственности, как гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм. Гедонизм - нравственный принцип, утверждающий наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни. Эвдемонизм предусматривает счастье высшей целью жизни и основой всех мотивов человека. Утилитаризм в счастье видит высшую ступень удовлетворения. К негативным принципам нравственного сознания этическая наука относит два таких принципа, как аморализм - отрицание всякой морали и нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов и моральных норм.

Более глубокое и устойчивое образование, нежели отдельные нормы и принципы, представляет ценностная составляющая морального сознания, которая воплощается в этических категориях. Нравственные ценности - обобщенные представления о добре и зле, хорошем и плохом, праведном и грешном, справедливом и несправедливом, регулирующие отношения между людьми и служащие критериями оценки и ориентации личности и общества.

Ценности морального сознания пронизывают всю систему общественных отношений и составляют основу нравственной ориентации личности. С учетом их значимости в системе человеческих отношений моральные ценности классифицируют на: общественно ориентирующие ценности - добро (или благо), справедливость, долг; индивидуально ориентирующие - честь, достоинство, совесть; межличностные ценности - любовь и дружба. К высшим ценностям относят свободу, смысл жизни и счастье, без которых сама жизнь утрачивает ценность. Ценностная составляющая морального сознания не только способствует формированию нравственного потенциала личности, но и является нормативным регулятором всей линии ее поведения. Наряду с формированием духовно-нравственного облика личности ценностная ориентация морального сознания также обеспечивает реализацию в обществе идеи добра и справедливости, гуманизма и уважения к человеку, что в свою очередь способствует совершенствованию общественных отношений.

Рассмотренные элементы морального сознания не только придают единство всей структуре нравственного сознания личности, но и способствуют направлению ее помыслов и действия на достижения высоконравственных целей.

Особое значение имеет моральная регуляция в сфере права. Право и мораль - важнейшие элементы духовной культуры общества, всегда выступающие в тесном взаимодействии. Их взаимодействие объективно обусловлено общественными отношениями, а характер этих связей определяется конкретноисторическими условиями и социальной структурой общества. Основной тенденцией такого взаимоотношения на современном этапе развития российского общества является возрастание морального потенциала права и нравственных основ законодательства. Возрастание морального аспекта права свидетельствует о духовном прогрессе общества.

Взаимодействие права и морали обусловлено общими задачами. Во-первых, формирование высоконравственных отношений между людьми, основой которых выступают такие человеческие ценности, как свобода, гуманизм, милосердие. Во-вторых, противодействие антисоциальным поведениям. В-третьих, закрепление складывающихся материальных и духовных отношений на основе принципов равенства, справедливости, индивидуализма и коллективизма.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества возрастает роль нравственного сознания, его влияние на укрепление правопорядка и осуществления законности. Правосознание служит одним из важных условий принятия демократических и целесообразных законов. Поддержанный нравственно правовой закон оказывает огром-

ное воспитательное влияние на граждан. Кроме того, не могут быть справедливыми юридические решения, принятые в отрыве от морального климата в обществе и правового сознания лица, применяющего это решение. Именно посредством правосознания людей мораль воздействует на сферу правовых отношений и на претворения в жизнь законоположений.

Не только мораль влияет на право, но и право воздействует на укрепление нравственных устоев человека и общества. Воздействуя на мораль, право содействует более полному ее закреплению в общественных отношениях. Влияние права на мораль происходит и в том случае, когда правовая регламентация общественных отношений осуществляется нравственными нормами, которым придается юридическое значение. Из сказанного можно сделать вывод, что право и мораль гармонично взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academie.ru Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1955. С. 392.

  • Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 28.
  • Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 276.
  • Гегель. Соч. Т. 1. М.-Л„ 1929. С. 235-236.
  • Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977. С. 10
  • Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. : Мысль, 1985. С. 21.
  • Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. Вопросы философии. 1968. №2. С. 27.