Интервью Романа Папсуева: «Даже если создатели сериала отойдут от буквы книги, это не страшно…. Роман Папсуев: «У меня принципиальная позиция, чтобы дети росли на старых добрых вариантах сказок

Охотница на ведьм Алёнушка и её подросший братец, человекоподобный козёл Иванушка, пособники хаоса демонические Курочка Ряба и Мышь, Дочь Кощея Бессмертного Елена Премудрая, расхитительница курганов Варвара-Краса с кнутом, замаскированным под длинную косу, - вот неполный перечень персонажей, придуманных художником Романом Папсуевым на основе русского фольклора.

Проект, посвящённый переосмыслению наших героев, Роман начал создавать чуть больше месяца назад. В первую очередь он придумывает внешний облик героев. К каждому рисунку, которые публикуются в соцсетях, он даёт подробное описание. И если в октябре, когда всё только начиналось, они ограничивались парой предложений, то сейчас это внушительные тексты, плоды кропотливых исследований.

Материалы беру отовсюду, куда могу дотянуться. Я ограничен по времени (рисую по ночам в основном, а спать иногда надо), поэтому в первую очередь использую Википедию. Когда что-то цепляет, лезу читать источники, - рассказал Metro Роман. - Настольная книга - сборник сказок Афанасьева.

Докапываясь до первоначальной истории персонажей, художник анализирует их и представляет как фэнтезийных героев: магов, воителей, охотников, монстров. Правда, иногда настоящая «биография» сказочных существ и без этого заставляет волосы на голове шевелиться.

Удивляют многие, - признаётся Роман. - Первый шок был после сказки про Василису Прекрасную, когда прочёл упоминания о куколке волшебной и черепе, испепеляющем врагов. Потом, Аленушка и Иванушка - там вообще...

Волшебная кукла помогала Василисе, если её покормить. А в истории про козлёночка художника поразило, что Алёнушка тонет, долго остаётся под водой («бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли»), а потом «оживает», как только её омыли водой. Живой в данном случае её можно назвать с натяжкой.

Роману уже поступило несколько бизнес-предложений.

От футболок, до настольных игр, - сказал Роман. - Из кинобизнеса люди пишут. Но я пока не думал о коммерческой составляющей. Я хочу изучать сказки, интерпретировать на игровой лад и рисовать.

Ряба и Мышь.
Все знают последовательность событий, но большинство знакомо с этой сказкой в ее ультра-детской вариации, в конце которой курочка обещает снести новое яйцо «не золотое - простое!» Happy end, да? А теперь ознакомьтесь, пожалуйста со сказкой в версии Афанасьев а, это более ранний, неадаптированный для детишек вариант.
Первое, что бросилось мне в глаза во время чтения сказки: кумулятивные события, происходящие из-за разбитого яйца - это чисто хаос и массовое помешательство. Причем все вовсе не безобидно, но об этом чуть позже. В общем, пока читал, мне пришла в голову идея о... Яйце Хаоса. И понеслось.
Итак, позвольте представить вам юнит «Ряба и Мышь». Да, они действуют в паре. Обе - зооморфные демоны-диверсанты, агенты хаоса. Они посланы на землю, чтобы сеять этот самый хаос - с помощью волшебных яиц демона Рябы, самой коварной из пары. У каждого своя роль. Ряба - внедряющийся агент, прикидывается добренькой, втирается в доверие к семьям безграмотных простолюдинов. Ей это легко удается, поскольку, во-первых, она умеет разговаривать, а во-вторых, неплохая актриса и патологическая лгунья. Для того, чтобы снести Яйцо Хаоса ей нужен корм, причем много. Именно поэтому каждая акция проходит по отработанной схеме. Мышь с Рябой приходят в деревню. Мышь скрывается неподалеку от деревни, ведет наблюдение и ждет. Ряба выбирает двор, знакомится с семьей и начинает откармливаться. Наивные людишки, конечно, рады - еще бы, волшебная говорящая курица, сейчас как снесет особо ценное яйцо, как заживем! В итоге Ряба сносит Яйцо Хаоса, «пестро, востро, костяно, мудрено» - заколдованный контейнер вредоносной силы. Силы как энергетической, так и психотропной. Такой Ящик Пандоры, если хотите. Разумеется, смертные это Яйцо разбить не могут.
И тут на сцену выходит агент Мышь. Мышь - агент-разрушитель, саботажница. И только она может разбить Яйцо, с помощью своего хвоста, на конце которого - магический знак Хаоса. Знак - часть хвоста, мутация, знак агента-разрушителя. Разбив Яйцо, Мышь высвобождает вредоносную энергию, которая волной прокатывается по всему поселению, заражая сначала двор, на котором прижилась Ряба, а затем распространяясь на другие дворы. То, что энергия является вредоносной и совсем небезобидной, указывается во всех источниках, без исключения. Судите сами, вот перечень, и в скобках - цитаты из всех вариантов сказки:
- фактически жесточайший полтергейст (в печи пылает, верх на избе шатается, ворота скрипят, со двора щепки летят, «вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть; Сор под порогом закурился, Двери побутусились, тын рассыпался»)
- психотропное воздействие («девочка-внучка с горя удавилась» (нормально, да?))
- энергия явно нечистого происхождения, поскольку очень сильно влияет на людей, которые так или иначе относятся к церкви («Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала», «поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками», «дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола», «поп побежал, все книги изорвал» (какие книги изорвал поп, думаю, объяснять не надо?), ну и т.п.)
Налицо враждебная интервенция потусторонних сил.
Для чего же Мышь выпускает эту энергию, помимо основной - сеять зло? Дело в том, что у Мыши уникальная анатомия. Она питается негативной энергией, и после успешного выполнения миссии, она получает заряд силы, у нее открывается третий глаз, плюс она увеличивается в размерах. Все это - для того, чтобы забрать Рябу и снова двинуться в путь. Полученного заряда Мыши обычно хватает очень надолго, чем больше душ сгубило Яйцо Хаоса, тем сильнее становится Мышь. Поэтому агенты отправляются в путь в поисках новой цели. Третий глаз Мыши позволяет ей выбирать те поселения, где нет сильной магической защиты, поэтому обычно они обходят большие города стороной, предпочитая глухие села и деревни.
О них шла дурная слава, за ними гонялся сам Попович... Но это уже другая история.
Ну и теперь коротко про образы. На картинке изображен исход диверсантов из погубленного села.
Знак хаоса в его руническом виде изображен на стальном штандарте, прикрепленном к рюкзаку-куте. Заклепки-шипы специально набросаны хаотично. В сумке, притороченной к куте - зерно, в бутыли - молоко, на крюках - свежепойманные червяки и шмат сала. Все это Рябе в дорогу. В самой куте - сено и ветошь, для мягкости, потому что Ряба - дива, ей нужен комфорт.

Елена Кощеевна Премудрая.

Существуют две версии сказки про Елену Премудрую, обе совершенно замечательные (почитать их можно здесь - http://hobbitaniya.ru/ afanasyev/afanasyev133.php , настоятельно рекомендую, будет понятна логика дальнейшего текста). Я долго метался, какую версию сказки выбрать, и в итоге решил совместить их в одном образе. И получилась вот такая героиня. Сейчас объясню почему она такая.
Начнем с простого. В обеих версиях сказки совершенно понятно, что Елена - ведьма, причем глава шабаша. На это указывает буквально все. Так же понятно, что она - иностранка в обеих версиях, поэтому кокошника в качестве намека на славянские мотивы в принципе хватит. Она не только умна, но и красива (в сказке Иван буквально слюнями истекает. Там вообще много сексуальных подтекстов, вплоть до злостного вуайеризма). Также в сказке указано, что Елена честно признает свое поражение, и в итоге выходит за находчивого извращенца, т.е. честная даже во вред себе.
Дальше начинаются сложности, но мне кажется я их решил. Итак, начнем с вопроса, почему это на картинке у нее отчество - Кощеевна? Это, признаюсь, моя вольность. Сделал это по двум причинам. Очевидная - чтобы разделить Премудрых, слишком их много, надо как-то эту кашу разнообразить. Вторая причина - вторая версия сказки. Там указано, что Василису змей держал взаперти, на цепях, но стоило Ивану дать ей попить ключевой воды, как она тут же освободилась и улетела. Ничего не напоминает? Мне напомнило, я полез проверять в другую сказку и офигел. Это реально точь-в-точь описание освобождения Кощея в сказке «Марья Моревна». В точности. Вывод очевиден? Родственница? Скорее, как мне кажется, дочь. Т.е. тут как раз очень интересно, что все, кого можно подозревать в родственных связях с Кощеем, носят прозвище Премудрая. Совпадение? Я так не думаю.
Глядя на картинку, наверное, сложно в это поверить, но она, судя по всему - нейтрал, с перекосом в зло. Что указывает на зло? То, что она Главная Ведьма (чему она там голубиц учила тоже вопрос). Ее страсть к отрубленным головам богатырей (вторая версия сказки). То, что в колеснице у нее змеи. Вообще, вся эта огненная тема тоже не очень добрая. То, что у нее в подручных огромный палач с топором (жалко не уместился, но змеи важнее). Да и вообще, она такая, противоречивая вся.
Ну и теперь по мелочи, а то и так много букв.
- Мамки няньки наводят порядок во дворце, выносят головы, чтобы насадить на колья (спицы).
- Трон не стал рисовать, он, как и голубицы - на лугу, а эта картинка - из дворца))
- В одежде Елены много кощеевских мотивов, но в отличие от папани, ее одежда - из парчи, кожи и шелка, армора нет (он ей не нужен). Кокошник тоже обычный, просто фигурный.
- Постарался показать оба магических инструмента Елены - и волшебную книгу, и зеркальце. Также на поясе висят тубус для свитков (чтобы показать ученость) и всякие магические инструменты, чтобы указать профессию.
- На фоне там намек на других змеев, клубятся)))
- Сложенные крылья за спиной. Да, во втором варианте сказки очень цепанули снимающиеся золотые крылышки. Я не мог пройти мимо первого намека на потенциальные стимпанковские мотивы)) Поэтому в моей версии это складывающиеся золотые магические крылья, которая Елена при желании может спокойно снять. Эдакий складной реактивный мини-дельтаплан. Заклепки постарался не забыть, хоть это и магия))
Ну и напоследок. У Елены Кощеевны КРАЙНЕ сложные отношения с Аленушкой и Иванушкой.

Соловей-разбойник, верхом на дубе.

Соловей живет на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки, трофеи, и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Так же у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву и кушает. Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т.е. большими ветвями поддерживает ствол, а корн ями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдет - кранты герою. Теперь про проблему 9 дубов. Помните, я просил обратить внимание на ожерелье из желудей на шее у Соловья? Так вот, желуди - волшебные. Когда он бросает один желудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал там слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье 8 желудей, плюс дуб-крепость. Вот и 9 дубов. Дубы вообще сами по себе довольно стремные деревья, а когда вот таким вот образом на героя двигается 9 дубов, плюс еще и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно))
Да, и по масштабу - тут он немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке - черепа взрослых людей. Т.е. Соловей чуть больше обычного человека по размеру. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.

Романа Папсуева, известного также под ником Амок, многие из вас знают как иллюстратора книг Ника Перумова, Веры Камши, Дмитрия Казакова, Леонида Алехина и своих собственных; «Мир Фантастики» назвал его лучшим художником 2004 года, а в 2008 году он стал лучшим по мнению жюри конвента «Еврокон». Но для российских читателей «Песни Льда и Пламени» он известен как один из руководителей первого в Рунете сайта по ПЛИО «Железный Трон» и, прежде всего, как создатель портретной галереи персонажей саги. Образы, предложенные Амоком, стали как принято говорить каноном, но вот HBO дали зеленый свет первому сезону «Игры престолов» и нас ждет появление новых канонов, по этому случаю мы попросили Амока прокомментировать некоторые моменты…

сайт: Самые серьезные споры после того, как роли нашли своих актеров, были о Джоне Сноу и Дэйнерис Таргариен. Как пример того, почему актеры выбраны неудачно, часто приводили ваши портреты. Это одни из ключевых персонажей Вестероса, и актеры, выбранные на эти роли, серьезно отличаются от образов предложенных вами. В чем вы видите главную причину такого неприятия актеров? Если большинство видят Джона и Дени именно такими, какими изобразили их вы, не считаете ли вы, что создатели сериала нарочно стремятся подать историю чуть иначе, чем ждут фэны?

АМОК: Начнем с программного заявления – я считаю, что каст в сериал выбран бесподобный. Включая Джона и Дени. Да, они довольно сильно отличаются от моих портретов, но что с того? Во-первых, портреты никогда не были официальными (за исключением портретов Таргариенов, которые вошли в книгу «The Art of Song of Ice and Fire»). И, несмотря на то, что их курировал и проверял на соответствие сам Мартин, они не могут считаться каноном. Во-вторых, нужно подходить к вопросу рационально – решать, кого брать на роль – не наша задача. Нам нужно только наслаждаться (или нет) результатом. Надеюсь, мы насладимся по полной программе, по крайней мере, я в это очень сильно верю. НВО – канал великий, берут на роли всегда серьезных драматических актеров, поэтому, уверен, каждый актер/актриса смогут сыграть так, как хотят создатели сериала. Кроме того, никогда нельзя забывать о том, что литература и кинематограф – разные виды искусств. То, что позволено в одном, непростительно в другом. Даже если создатели сериала отойдут от буквы книги, это не страшно, потому что результат может оказаться превосходным. Главное, чтобы они ухватили суть книги, ее дух, как бы банально это ни звучало. И все тогда будет замечательно.

А почему не приемлют актеров фанаты? Не знаю. Актеры замечательные, что в них может не нравится – без понятия. Мои портреты – это всего лишь мой взгляд на героев книги (плюс мнение самого автора, которое я безусловно учитывал), но, опять же, не забывайте, что даже Мартин не особо сильно вовлечен в постановку.

В общем, мне кажется, надо больше доверять НВО. Они ереси не должны снять, не в их привычках:)

сайт: Каково ваше общее впечатление о кастинге ?

АМОК: Одно слово – великолепно.

сайт: Ваши портреты очень редко считают несоответствующими книге. Как вы думаете, с чем связано такое единодушие поклонников?

АМОК: С тем, что их курировал Мартин и самые преданные фанаты саги, которые помогали мне искать описания героев, и указывали на ошибки. А так – это обычный фанарт, не более)

сайт: Вы в одном из интервью Миру Фантастики написали, что ближе всего по духу вам Нед. Как вам Шон Бин в этой роли?

АМОК: Когда я узнал, что Неда будет играть Бин, я был в полном восторге. Во-первых, я этого актера невероятно люблю, а во-вторых, мне кажется он сумеет передать всю трагичность образа Неда, как никто другой.

сайт: Как вы считаете, насколько серьезно изменится восприятие мира Мартина после выхода сериала весной 2011 года?

АМОК: Это все равно, что гадать на кофейной гуще. Но да, несомненно, восприятие изменится. Потому что раньше были только арт, фан-арт, фантазия читателей, а теперь будет канон. Потому что будет официальный сериал, снятый по книге. И, разумеется, он будет не таким, как кто-то может ожидать. Воображение же у всех разное, угодить всем не получится по определению. Лично я от сериала жду только одного – чтобы передали дух саги. И всем фанатам желаю ждать того же и не больше.

сайт: В сети ходят упорные слухи, что издательство АСТ запустит очередную новую серию по «Песни Льда и Пламени» и для этого потребуется новое оформление, как это произошло с книгами Нила Геймана. Если бы вам предложили такую работу и у вас было бы время, что бы вы изобразили на обложке? В каком стиле?

АМОК: Увы, я отошел от оформительской деятельности и вряд ли смог бы оформить серию, даже если бы меня попросили. Но если бы мне доверили оформлять книги этой серии, то я, скорее всего, выбрал бы коллажную систему, которой вполне успешно пользовался на протяжении практически всей своей карьеры оформителя. Т.е. несколько крупных портретов героев, плюс одна-две динамичные иллюстрации, которые демонстрируют наиболее характерные эпизоды из книги. Фактически это было бы похоже на постеры для кино)) Примеры таких постеров есть у меня на сайте – http://amokanet.ru/gallery/posters/

Спасибо Амоку за комментарии! Пожелаем ему творческих успехов, и всем нам – восторга от просмотра сериала в будущем году. Посмотреть работы Романа всегда можно на его официальном сайте:

Российский художник Роман Папсуев получил широкую известность под ником «Амок» благодаря иллюстрациям к знаменитой «Песни Льда и Огня» Джорджа Мартина . Также он был иллюстратором книг Ника Перумова, Веры Камши, Дмитрия Казакова, Леонида Алёхина . А уже в сентябре 2017-го в книжных магазинах появится авторский артбук Папсуева «Сказки Старой Руси», в котором художник поместил героев русских народных сказок в игровую вселенную.

Папсуев рассказал АиФ.ru о знакомстве с Джорджем Мартином и переосмыслении русской мифологии.

Елена Яковлева, АиФ.ru: Расскажите о своём знакомстве с Джорджем Мартином и вашей совместной работе?

Роман Папсуев: Когда мы познакомились с Джорджем Мартином, его книги были популярны, но ещё не вышел сериал «Игра престолов» и не было общемировой известности, которая есть у него сейчас.

В начале 2000-х я рисовал фан-арт по его книжкам, в частности, по «Песни Льда и Огня» (фан-арт — это когда ничего не получаешь за своё творчество, а просто рисуешь для себя и других поклонников). Однажды кто-то скинул ссылку на мои рисунки Мартину, и он связался со мной по почте. Мы познакомились, пообщались, после чего Мартин порекомендовал меня для работы в американской фирме Fantasy Flight Games, выпускающей настольные игры по книгам «Песни Льда и Огня». Какое-то время я работал с ними, а потом мы делали артбук, во время создания которого я очень плотно общался с Мартином. Он предоставлял мне описания героев, которых нужно было нарисовать, в частности, династию Таргариенов.

Обложка артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

— Сейчас уже не вспомню. Портретную галерею, которую делал по Мартину, я уже давно прикрыл, потому что не могу смотреть без слёз раскаяния и отчаяния на старые картинки. Тогда я толком ещё не умел рисовать, брал, так сказать, энтузиазмом (смеётся).

Но Неда Старка и Ланнистеров мы меняли точно. Много кого меняли. Мартин проходился буквально по каждому портрету и вносил какие-то правки: там поправь, здесь лучше добавь и так далее. Он точно знал, как должны выгладить его герои. С ним было приятно работать, но потом я пошёл в игровую индустрию, и наши пути разошлись.

— Насколько мне известно, он сам предложил вам встретиться, когда приезжал в августе на фантастическую ассамблею в Санкт-Петербург. Возможно, вы единственный человек в России, с кем Джордж Мартин сам назначил встречу...

— Я даже не думал, что он обо мне помнит, и был приятно удивлён, когда получил от него письмо. Он писал, что впервые приезжает в Россию, в Санкт-Петербург, и спросил, не живу ли я рядом, не будет ли для меня проблемой заскочить к нему, чтобы познакомиться лично.

Я ответил, что никаких проблем, и сел вместе с женой на поезд. Если честно, я думал, что у нас будет всего одна встреча, но мы эти дни очень много общались. Оказывается, он видел в Живом Журнале мой проект «Сказки Старой Руси». Картинки ему нравились, но, естественно, он ничего не понимал, потому что там всё написано на русском языке. Буквально в первую же личную встречу он проявил интерес к «Сказкам» и спрашивал: «Что это такое?». А так как у меня был с собой планшет с макетом артбука, я ему всё показал и объяснил. Мартин одобрил «Сказки» и отметил, что за то время, пока мы с ним не общались (прошло больше 10 лет) я подрос как художник.

Роман Папсуев показывает макет артбука «Сказки Старой Руси» Джорджу Мартину. Фото: Из личного архива

— А кто из ваших фольклорных героев «Сказок Старой Руси» заинтересовал Мартина?

— Ему понравилась картинка с Болотником. Но, в целом же, он просто смотрел на красивые картинки, он же ничего не знает о русской мифологии... В меру своих возможностей я, конечно, пытался ему кое-как объяснить, кто такие богатыри и так далее, проводя какие-то ассоциации.

Болотник из артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

«Алёнушку я срисовал с Натальи Водяновой»

— В проекте «Сказки Старой Руси» вы берёте героев русских народных сказок и помещаете их в игровую вселенную. Проект пользуется огромной популярностью у публики, но есть и те, кто не воспринимает вашу фэнтези-интерпретацию фольклорных героев. Как вы относитесь к их критике?

— Когда я начинал проект, то прекрасно понимал, что берусь за очень сложную тему, которая может вызвать шквал критики и негатива в адрес моего творчества и меня лично. У нас же в течение 100 лет практически не предпринималось попыток хоть как-то переосмыслить фольклор, изображение сказочных или былинных героев. Мы все выросли на классике: Васнецове, Билибине , фильмах Птушко, Роу . Конечно, были робкие попытки сделать что-то новое, но они ничем не заканчивались в основном потому, что основывались как раз на классике. А я на классике не основываюсь, я пытаюсь от неё уйти как можно дальше. Некоторые люди воспринимают это нормально, а некоторые (у которых классика уже впилась в костный мозг) любые попытки модернизировать образы, которые им привычны, воспринимают с негативом. И это, собственно говоря, нормальное явление. Вполне возможно, если бы я увидел, что кто-то так же делает, я бы тоже подумал, что он сумасшедший. Другое дело, я бы не пошёл к этому человеку высказывать своё «драгоценное мнение», и, во-вторых, никогда бы не стал его осуждать. Любой творческий человек имеет право на своё видение.

Я на хейтеров («ненавистников», которые критикуют любое произведение конкретного автора вне зависимости от качества, — Ред. ) обычно внимания не обращаю, потому что если я на каждого буду оборачиваться, то ничего не смогу сделать, а у меня и так проблемы с наличием свободного времени.

— Когда рисуете фольклорных героев, используете какие-то живые прототипы? Например, Варвара-краса — это Анджелина Джоли и так далее...

— Нет, но есть такая штука, как типаж, который есть практически у любого человека.

Когда я нарисовал Илью Муромца, мне писали, что это Курт Рассел, Сергей Бадюк и кто-то ещё. Безусловно, у меня есть референсы, но я их не срисовываю, а пытаюсь передать именно типаж, к тому же всегда вношу существенные изменения, чтобы получилось именно то, что я хочу.

Хотя... был один референс, который я практически не менял — это Алёнушка, которую я срисовал с Натальи Водяновой (портрет будет в артбуке). У Водяновой очень необычный тип лица, а Алёнушка у меня получилась сложным, интересным персонажем, и мне захотелось, чтобы она была на неё похожа.

Алёнушка из артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

«Национальные герои»

— Вы не планировали заняться созданием комиксов? Качественные комиксы с нашими фольклорными героями, возможно, могли бы потеснить тех же суперменов.

— Безусловно, я думаю об этом. В принципе, развивать этот проект можно в любую сторону: типографии, видеоигр, настольных игр, кино... но для этого нужна история. Комиксы — это как раз история, поэтому насчёт них я сейчас думаю очень плотно.

Можно сделать целую серию именно комиксов. Не иллюстрированных книг, где «текст с картинками», а комиксов, где «картинки с текстом». А ещё было бы здорово в каждый выпуск добавлять справочную информацию со ссылками на реальные тексты и реальную историю персонажей.

Нужно привлекать внимание молодёжи к нашему фольклору, ведь у нас мифология ничуть не беднее той же мифологии Marvel. Я сейчас не уменьшаю значимость того, что создали американцы, но нужно понимать ради чего они это делали. У них нет своей мифологии, они создавали её фактически с нуля, и это получилось: сейчас молодые люди, слыша имя Тора, не думают о скандинавском боге, они думают о клёвом парне с молотом в руке и «Мстителях».

— Вы, наверное, видели фильм «Защитники» Сарика Андреасяна 2017 года, который продвигался как «первый фильм про российских супергероев». Как вам его «национальные герои»: человек-ветер, человек-вода, человек-земля, человек-зверь? И если бы у вас была возможность сделать «первый фильм про российских супергероев», кто был бы в главной роли?

— Я прекрасно знаю отношение общих масс к «Защитникам». И если сейчас начну защищать Сарика, наверное, народ меня возненавидит. Но я все же выскажу «непопулярное мнение» и объясню почему. Лично мне нравится сам факт, что ребята попробовали, взялись за тему, поэтому я не хочу их ругать. Они попробовали, не получилось. Бывает. Будем надеяться, что будут и еще попытки, и когда-нибудь выйдет действительно крутое кино про отечественных супергероев. Что касается второй части вопроса, то я бы, наверное, обратился к фольклору, а, возможно, пошёл и в другую область. В своё время у меня уже были мысли сделать проект, вроде «Алиса Селезнёва и космические пираты». То есть я бы перенёс всё действие в космос и сделал что-то похожее на «Звёздные войны», но с уникальными персонажами. Мне кажется, что сейчас на международный рынок (если мы говорим о комиксах или фильмах) выходить с конкретно нашими персонажами достаточно сложно, нужно использовать какие-то универсальные вещи, которые будут понятны не только соотечественникам, но и самому широкому кругу зрителей по всему миру. Именно такие проекты, базирующиеся на принципах универсальности образов, обычно и оказываются самыми успешными.

Художник Роман Папсуев создал серию рисунков, в которых он переосмыслил образы героев сказок Древней Руси. В интерпретации автора, такие герои как Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный и мн. др вполне могут выглядеть как персонажи из мира фэнтези.


Илья Муромец. Начал, понятное дело, с него. К слову сказать, на поясе у него висит бутыль с мёртвой водой, раны лечить. И щитом он вполне себе может врагов крушить. Эту картинку рисовал из головы, как раз основываясь на типажах из детства, но позже, сверившись с источниками, пришёл к выводу, что в образ вполне себе попал.

Автор проекта ни коей мере исказить историю великое наследие предков. Он лишь пытается сделать свое видение известных героев. «Я не выдумываю персонажей, все они есть в мифологии, я лишь интерпретирую их описания на свой лад, стараюсь найти в этих описаниях единые черты и при этом стараюсь выдержать единую стилистику, чтобы было похоже на игровой мир.

Больше всего меня радует, что некоторые люди, посмотревшие на мои картинки, начинают перечитывать сказки-былины, узнают для себя много нового и понимают, почему у Василисы Прекрасной в сумке сидит кукла, почему Водяной на соме, почему у Ильи Муромца в руках меч, а не булава и т. п. Этот возврат к истокам через мой скромный проект радует меня как автора больше всего». - объясняет Роман.


Добрыня. Что про него известно (в скобках - как я это обыграл). Родственник князя (доспехи должны быть богатыми), второй по популярности богатырь после Ильи (меньше размерами, но всё равно крутой), змееборец (магический щит, обитый огненной драконьей кожей, стреляющий огнём), плётка-семихвостка, которой он коня хлестал, чтобы тот змеёнышей потоптал, ну и всё такое. Дипломатические способности, образованность и вежество на картинке сложно изобразить, но я сунул ему на пояс свиток в тубусе, типа он читает на досуге. Тут же у него живая вода, она дополняет комплект Ильи, у которого, напомню, на поясе - вода мёртвая. Ну и мотив солнца, как у Ильи, - служат-то одному князю.


Попович. Ну очевидно же, что он должен быть витчхантером (witch hunter), да?


Внезапный поворот чуть в сторону, к Финисту .


Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.


Василиса Премудрая (Царевна-лягушка). С ней оказалось всё не так просто. Есть аж три распространённые версии сказки (в одной из них она вообще зовётся Еленой Прекрасной), поэтому я решил попробовать собрать в один образ всё, что о ней известно. Итак, колдунья. Колдует и с помощью собственной силы, и с помощью мамок-нянек (бабки-няньки, мамки-маньки и т. п.). Я решил, что мамки-няньки будут в моей версии толстенькими летающими феями. Магия у мамок-нянек по отдельности не то чтобы сильная, но если вместе начнут что-то делать - только держись.

Я не нашёл в сказках подтверждения, что Василиса - дочь Кощея Бессмертного (хотя такая версия есть, и она вполне логична), поэтому не стал делать очевидной некромантской атрибутики. Но Премудрая, как мне кажется, могла бы и тёмной магией баловаться, характер у неё такой… Совсем забыл упомянуть - у неё на груди висит в виде кулона наконечник стрелы. Той самой.


Царевна Несмеяна. Хотел сначала сделать лицо открытым, потом решил сразу маску-забрало показать. Кокошник - часть шлема. Наблюдательные зрители обратят внимание на бурдюк и рог у неё на поясе. Почему? Потому что из-за вечно плохого настроения постоянно прикладывается к спиртному. Кстати, когда она смеётся (а смеётся она крайне редко), это значит, что у неё начался приступ и она становится берсеркером, - очень страшная абилка.


Марья Моревна. Тут всё понятно. Единственная ремарка - поскольку в сказке указывается, что она степная воительница, то я слегка добавил азиатских элементов.


Варвара-краса. Расхитительница курганов. Строго говоря, это киношный персонаж, в мифологии Варвары-красы вроде бы не было. Но, во-первых, все, наверное, знают фильм Роу, а во-вторых, уж больно знатное у неё имя, не мог пройти мимо. Думаю, ясно, кто был референсом. Немного комментов: топорики крепятся к ножнам на бёдрах, на ремнях болтаются амулеты-обереги, кокошник, как всегда, металлический. Когда много противников, она атакует, крутясь волчком, и косит врагов (ха-ха). Сама коса вполне может быть из кожи, наподобие хлыста, т. е. это не убранные волосы, а часть шлема.


Баба-яга. V. 1.0.


Кощей. Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)


Соловей-разбойник. Часть первая. Верхняя. Придётся кое-что объяснить. В сказках Соловей сидит на девяти дубах, высоко сидит, далеко глядит, свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Я долго думал, как это всё обыграть («сидит на девяти дубах» было самой большой проблемой - гигант, что ли? Или дубы маленькие?), в итоге пришёл к выводу, что Соловей будет монстром-наездником. Он будет ездить верхом на дубе. Его крик-свист - это звуковое оружие. Свист - прицельный удар, крик - волна широкого радиуса действия. Также у него будет магический посох для управления дубом. И обратите внимание на ожерелье из желудей у него на шее. Оно неспроста, это решение проблемы с девятью дубами. Да, у многих ассоциации с его ртом странные, советую подойти к зеркалу и попробовать сделать «губки куриной гузкой» - удивитесь. :)


Соловей-разбойник. Часть вторая. Верхом на дубе. В общем, он живёт на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки (трофеи) и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Также у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву, чтобы съесть её.

Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т. е. большими ветвями поддерживает ствол, а корнями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдёт - кранты герою. Теперь про проблему девяти дубов. Жёлуди - волшебные. Когда Соловей бросает один жёлудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье восемь желудей плюс дуб-крепость, итого девять. Дубы сами по себе довольно стрёмные деревья, но, когда на героя двигается девять дубов плюс ещё и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно.

Да, и масштаб тут немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке, это черепа взрослых людей. То есть Соловей чуть крупнее обычного человека. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.


Тугарин Змей. Это, наверное, последняя картинка, где я использую сложные рамки, - слишком много времени на них уходит, персонажи важнее, так что дальше рамки будут очень условные.


Лесовик. Хозяин леса. Я буду разделять лесных духов, этот - самый главный. Он, в принципе, добрый, но суровый и справедливый, если что, может и жёстко наказать.

Визуально решил отталкиваться от зооантропоморфных описаний, с элементами фитоантропоморфности, для каждого лесного духа выберу основное животное и буду плясать от этого.


Леший. Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное - злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации - из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос - как он их носил? Логичный ответ - он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.


Болотник. Мерзкая тварь, живущая на болотах, притворяется кочкой, жрёт всех подряд. Кидается «болотными огоньками» с браслета, чтобы парализовать жертву. Ядовитый.

P. S. Хочу ещё добавить манок, как у рыбы-удильщика. Манок длинный, телескопический, фактически симбиот, т. е. отдельное существо, заманивает-гипнотизирует путников, заводит их прямо в трясину к Болотнику.


Духи леса. Часть 1. Для каждого мелкого духа леса рисовать отдельную картинку было нецелесообразно, поэтому я решил разделить их на группы. Все эти ребята - свита Лесовика. Старался сделать по тем описаниям, которые смог найти, но без самоуправства не обошлось.

Водяник , например, - это как бы одно из имён Водяного. Но я решил, что мелкие прудики, ручьи и маленькие речушки тоже должны иметь своих духов, поэтому выделил имя «Водяник» в отдельную группу мелких духов. Все духи леса вполне себе нейтралы, но, если их разозлить, могут и атаковать.

Самый агрессивный из этой группы - Моховик , он и по легендам мог детишек скушать, если что.

Ягодник , при всей его внешней безобидности, тоже может нанести урон (отравленными ягодами).

Деревяник - в одном персонаже совместил Деревяника и Корневика - глуповатый, неловкий, но довольно сильный, может опутывать корнями и выпивать ими соки из жертвы.


Духи леса. Часть 2. Грибник, Листовик, Травник, Кустин. Я эту картинку называю «Сыроежка опаздывает на собрание». Завершая тему лесных духов и свиты Лесовика, быстренько пробежимся по характерам и абилкам.

Грибник - не очень добрый персонаж (в мифологии грибы вообще не сильно жалуют, там много про гениталии и экскременты), не очень сильный, но очень живучий и обидчивый (считает, что люди его оговаривают). Может заражать обидчиков бурно растущими грибками. Его мечта - завоевать весь мир.

Травник - хиппи. В случае опасности может задурманить голову обидчика и даже убить, если сильно разозлится.

Листовик (совместил со Стеблевиком, чтобы не плодить сущности) - самый безобидный из всех, обычно действует как группа поддержки у Деревяника и Кустина, даёт им дополнительные силы и защиту.

Кустин (Кущаник) - младший брат Деревяника, они очень похожи характерами и обычно работают в паре. Кустин умеет дистанционно оплетать обидчика ветвями, парализуя его.


Водяной на соме. Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.

Известно, что Водяной - толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды - тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной - серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.

Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.


Водяной и Водяница. Простите, что много букв, но нужно. Представляю вашему вниманию семейное фото, из-за которого провёл в работе бессонную ночь, так накрыло. Начнём с Водяницы, потому что новый персонаж. О Водяницах (куда ударение ставить, неясно, я предпочитаю ставить на и) информации крайне мало, известно, что она НЕ русалка, одета в рваный сарафан, у неё большая грудь, она проказница, но в целом никого сильно не обижает, т. е. вполне себе положительный персонаж. Нарисовал её в сороке (головной убор замужних женщин), чтобы подчеркнуть семейный статус. И ещё у этого персонажа есть ключевая особенность, которая меня сильно зацепила. «Водяница - утопленница из крещёных, а потому и не принадлежит к нежити». Понимаете, да? Крещёная утопленница - жена Водяного, который вообще-то нечисть (нежить). Тут огромный простор для фантазии, конечно. И вот что я нафантазировал.

Как я писал ранее, у Водяного крайне скверный характер. Он вроде как нейтрал, но с бóльшим перекосом в зло. Его постоянно нужно задабривать, иначе он и пакостит, и топит, и палицей машет. Однако он может и улов обеспечить, и спасти, если что, - и в моей версии все его добрые дела напрямую связаны с Водяницей. Поскольку жена у него по сути добрая, но молодая, озорная и вздорная, она крутит старикашкой, как хочет. И часто заставляет муженька совершать добрые поступки, хотя это противоречит его нечистой природе. И наоборот, когда они ссорятся, Водяной уходит в поход и свирепствует ещё пуще, выпуская пар. Сама Водяница особо людям на глаза не показывается, и в моей интерпретации она даже не отдельный персонаж, а просто дополнение к образу Водяного. Она бафает (увеличивает силу) Водяного, когда орёт на него.


Сестрица Алёнушка, братец Иванушка Ещё одна сладкая парочка. Понимаю, что многих шокирую этой картинкой, но прежде, чем судить, прошу - перечитайте сказку. Впрочем, я кратенько вам всё объясню. В сказке (во многих её итерациях) есть несколько ключевых моментов, которые едины для всех вариантов. Итак, факты:
1.Иванушка стал козлёнком.
2.Алёнушку утопили.
3.Практически во всех вариантах присутствует «люта змея», которая Алёнушке сердце высосала (а ещё там «тяжёл камень» на шее, «бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли», «шелкова трава на руках», прах, тлен, безысходность, вот это всё).
4.Есть ведьма-колдунья, устроившая всю эту катавасию с утоплением.
5.Алёнушку из реки достали, «окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была».
6.Во всех вариантах сказки, где Иванушка превращался в козлёночка, он им и оставался. Ну вы поняли, к чему я, да?


Я не поленился и всё-таки составил свой «словарик рун». Они, разумеется, вымышленные, брал за основу скандинавские и те каракули, что накопал в дохристианской письменности славян. Причём значения рун я придумывал сам, не особо оглядываясь на настоящие. Моя версия, мои руны, что хочу, то и ворочу. Будет для зрителей дополнительная игра - читать, что у героев на одежде написано.