Генрик сенкевич - биография, информация, личная жизнь. Биография генрика сенкевича


В истории польской литературы найдется немного писателей, обладавших масштабным ощущением исторического прошлого. Генрик Сенкевич принадлежал именно к таким прозаикам. Он сумел, подобно Гюго, Толстому, Дюма, описать грандиозные события минувших эпох, не упустив при этом творца этих событий - человеческую личность.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 7 мая 1846 года в польском городке Воля Окжейска в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1774 году. Отец, Йозеф Сенкевич, владел несколькими небольшими имениями, мать Стефания (урожденная Чецишовска) происходила из знатной семьи, имевшей старинные дворянские корни.

Раннее детство Генрика было беззаботным и счастливым, однако ко времени начала его учебы семья обеднела, отец вынужден был продать свои имения. Многочисленная семья Сенкевичей (у Генрика были еще старший брат и четыре сестры) переехала в Варшаву.

В школе Генрик был посредственным учеником, преуспев только в польском языке и литературе. Особенно он увлекался романами Вальтера Скотта, Александра Дюма и не без влияния этих писателей сочинил собственный роман под названием "Жертвоприношение", рукопись которого, правда, не сохранилась.

Юность Сенкевича пришлась на 60-е годы 19 века, период для Польши драматический, даже можно сказать трагический. Польское восстание 1863 года против царского самодержавия России закончилось поражением. В результате царское правительство усилило русификацию польской культуры. В частности, преподавание в Варшавском университете должно было теперь вестись исключительно на русском языке. Не желая мириться с подобными притеснениями, польская интеллигенция организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации и экономической зависимости от России. И хотя политические события не оказали непосредственного влияния на мировоззрение Сенкевича, но без них все попытки писателя пробудить в польском читателе национальное самосознание оказались бы тщетными: издатели тогда традиционно отдавали приоритет не романам, повествующим о героическом прошлом Польши, а произведениям на современные темы.

В Варшавский университет Сенкевич поступил в 1866 году, проработав перед этим некоторое время домашним учителем, чтобы заработать денег на учебу. В университете вначале он изучал право и медицину, а затем перешел на факультет истории и литературы. В 1871 году из-за хронического безденежья Генрику пришлось оставить университет, диплом он так и не получил.

Еще с 1870 года Сенкевич начал пробовать свои силы в журналистике. Он писал статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, побывал в Вене и Париже как корреспондент ряда газет и довольно быстро приобрел в кругах польской интеллигенции репутацию одного из лучших журналистов Варшавы. В 1872 г. был опубликован первый роман Сенкевича "Напрасно", написанный в студенческие годы. Несмотря на определенные слабости, это произведение начинающего автора заслужило положительный отзыв Крашевского, одного из авторитетных польских писателей того времени.

В 1876-ом Сенкевич отправился в США с целью создать польскую общину в Калифорнии, где польские эмигранты могли бы нормально жить и работать, не подвергаясь репрессиям со стороны российского правительства. Расходы на эту поездку взяла на себя варшавская "Газета Польска", заключив договор с Сенкевичем на серию статей об Америке. Сенкевич прожил в Калифорнии больше года. И хотя польскую колонию так и не удалось создать, американские репортажи, очерки и новеллы писателя, регулярно появлявшиеся в польской печати с 1876 по 1878, имели большой успех. Позже они были изданы отдельной книгой под названием "Письма с дороги". К этому времени Сенкевич стал признанным мастером психологического очерка.

В 1878 году Сенкевич побывал во Франции и Италии, где выступал с лекциями. В Италии он познакомился с Марией Шенкевич, полькой по национальности, которая через два года стала его женой. Брак оказался, хотя и счастливым, но недолгим. В 1882-ом у четы Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, а через год - дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии резко ухудшилось и в 1885 году она умерла от туберкулеза.

Возвратившись в 1879-ом в Варшаву, Сенкевич возглавил новую еженедельную газету, не оставляя при этом беллетристику. В мае 1882 г. он начал печатать в варшавской газете "Слово" роман "Огнем и мечом", открывающий трилогию, посвященную историческому прошлому Польши в период с конца 40-х по 70-е годы 17 века. И хотя критики укоряли писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдивость в описании событий.

Сам же писатель свой отход от современной тематики объяснял так: "Не лучше ли, не здоровее ли - вместо того, чтобы рисовать нынешнее состояние умов, нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и бессилие, показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе - прибавляет сил, питает надежду, будит желание жить".

Последовавшие за "Огнем и мечом" романы "Потоп" и "Пан Володыёвский" завершили трилогию, упрочившую авторитет писателя. Эти произведения, вызвавшие не только огромный читательский интерес, похвалы и дискуссии, но и резкую критику, положили начало мировой славе Сенкевича. Романы "Без догмата" и "Семья Полонецких", вышедшие после трилогии, повествовали о польской действительности и были написаны в психологическом ключе ранних новелл.

В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта юной Марии Романской. Однако этот брак вскоре распался, слишком уж разные характеры и взгляды на жизнь были у супругов.

В середине 90-х годов писатель начинает работу над двумя широкомасштабными историческими произведениями - романом "Камо грядеши" - о гонениях на первых христиан во времена правления Нерона и романом "Крестоносцы" - о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 вв. Отдельные главы романа "Камо грядеши" публиковались в периодической печати уже с середины 1894 г. А полный текст этого произведения увидел свет в 1896 г. и вскоре был переведен во многих странах Европы. В кратчайшее время роман приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и упрочил мировую известность Сенкевича. Роман "Камо грядеши" был встречен восторженно не только критиками, отмечавшими, что это произведение является лучшим из существующих литературных изображений Рима эпохи Нерона, но и католическими кругами Польши и Европы. В 1900 г. Папа Римский прислал Сенкевичу поздравление по случаю 25-летнего юбилея его литературной деятельности и 50-летия. Это поздравление в немалой степени способствовало присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе "за выдающиеся заслуги в области эпоса".

В Польше Сенкевич был настолько популярен и любим, что в 1900 г., когда отмечался 25-летний юбилей его литературной деятельности, не только состоялся целый ряд торжественных мероприятий по всей стране, но по подписке была собрана достаточная сумма денег для приобретения им небольшого имения Облегурек невдалеке от Кельце. Вскоре после юбилея Сенкевич женился на своей кузине Марии Бабской.

В 1905 г. Сенкевич завершил роман "На поле славы", явившийся продолжением его первой исторической трилогии. В начале Первой мировой войны Сенкевич переехал в нейтральную Швейцарию, где, несмотря на сильный склероз, работал в польском Красном Кресте. Писатель скончался в Вене 15 ноября 1916 г. Через восемь лет прах Сенкевича был перевезен в Польшу.

Писательская судьба Генрика Сенкевича была счастливой - критики различных стран мира восторженно отзывались о польском романисте, называя его "одним из величайших мастеров современного романа". О таланте писателя свидетельствует и тот факт, что почти все его крупные произведения были экранизированы с участием лучших польских и зарубежных актеров. А по роману "Камо грядеши" были поставлены сразу два фильма - французскими и итальянскими кинематографистами. Такой интерес кинематографа к творчеству писателя можно объяснить тем, что Сенкевич всегда мастерски увлекал читателя не только сюжетом, но и возбуждал у него интерес к тому, что произойдет в дальнейшем. В большинстве своих произведений писатель соблюдал канон благополучного конца, соединяя счастливые пары и вознаграждая самоотречение, прославляя верность, дружбу и храбрость. Тем самым он шел навстречу неискушенному читателю, призывая верить в веками обоснованное право на счастье, а также в то, что стремление к нему не безнадежно.

К 170-летию со дня рождения Генрика Сенкевича

«Особо ценная награда для сына польского народа» , – такими словами в своей ответной речи Нобелевскому комитету по литературе отозвался писатель, получивший премию в 1905 году. «За выдающиеся заслуги в области эпоса», такова формулировка Нобелевского комитета, вручившего премию Генрику Сенкевичу. Такая высокая награда была для писателя подтверждением того, что «весь мир стал свидетелем признания достижений Польши и ее гения» , – страны, которой в тот момент даже не было на карте.


Получению Нобелевской премии предшествовал выход романа « Quo Vadis » , который стал, пожалуй, самым известным романом Генрика Сенкевича. Изначально роман печатался на страницах газет, на этот процесс ушел почти год, и только в 1896 году роман вышел отдельным изданием. С самого начала выхода романа в свет, его шествие было триумфальным. Гигантские тиражи, множество переводов на различные языки мира (роман вышел даже на идише, латыни и на эсперанто), несколько экранизаций и театральных постановок. Все это говорило о безоговорочном признании романа читательской публикой, хотя литературные критики не были столь благодушными.

Но к этому времени Генрик Сенкевич был уже сложившимся и достаточно прославленным писателем.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 5 мая 1846 года в имении Воля-Окшейска на территории Польши, в то время входившей в состав Российской империи. Воспитывался он в небогатой шляхетской семье, где наряду с устоями сословно-религиозной морали свято чтились военно-патриотические традиции. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич позже объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Костюшки, служил в легионах Домбровского. Отец, Юзеф Сенкевич, в юности участвовал в патриотических битвах 1830 года. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб под Орлеаном, сражаясь за честь Франции во франко-прусской войне. Так же в роду Генрика была известная поэтесса Мария Лущевская и знаменитый историк Иоахим Лелевель. И вообще, в его воспитании был сделан упор на сохранение национальной самобытности и воспевание культурных традиций польского народа.

В детские годы Генрик часто гостил в имении бабушки в деревне, где познакомился с деревенским диалектом, который позже использовал в некоторых произведениях. Здесь же, мальчик пристрастился к чтению, пользуясь богатой домашней библиотекой. Предпочтение отдавал чтению исторических романов.

В 1858 году семья будущего писателя переехала в Варшаву, где он начал посещать гимназию. Обучение было продолжено в Варшавском университете, с 1866 по 1870 год. Вначале Сенкевич учился на медицинском факультете, который скоро сменил на историко-филологический. Однако университет Генрик Сенкевич так и не окончил, виной тому было сложное финансовое положение семьи.

Не имея возможности продолжать обучение в университете, Генрик Сенкевич отдается журналистской и литературной деятельности. В 1872 году он публикует повесть «Напрасно», написанную еще в студенческие годы. В это же время Сенкевич работает журналистом и пишет статьи для разных газет, а чуть позже отправляется в заграничные командировки уже как представитель этих издательств. Так в последующие годы Сенкевич путешествует по Европе и Америке. Почти два года (с 1876 по 1878) он проводит в Северной Америке, колеся по ее дорогам, и пишет репортажи для польской прессы, рассказывая об американском образе и стиле жизни. Так появляются его американские репортажи, хроники событий и «Письма с дороги», которые пользуются большим успехом не только на родине писателя, но и в Америке.

Многочисленные статьи, фельетоны-хроники, рассказы – так постепенно журналистский и писательский талант Генрика Сенкевича становится общепризнанным. Выходят его ранние произведения: «Старый слуга» (1875), «Ганя» (1876), «Селим Мирза» (1877), составившие во многом автобиографическую «маленькую трилогию». Также писатель выпускает несколько произведений о жизни поляков-эмигрантов: «За хлебом» (1880), «На маяке» (1881), «Встреча в Марипозе» (1882). Первое произведение в историческом жанре вышло в 1880 году – это была повесть «Татарская неволя». Дар повествователя быстро делает Сенкевича популярным писателем, его имя становится известным не только в Польше, но и за рубежом. Но подлинный талант проявляется именно в большой исторической прозе.


Историческая трилогия Сенкевича – «Огнем и мечом» (1884), «Потоп» (1886) и «Пан Володыёвский» (1888) – литературное событие, которое сделало автора национальным достоянием. Как только первые главы романа в 1885 году появились на страницах газеты «Слово», он сразу же стал событием. Жизнь многих поляков теперь была подчинена ожиданию и беспокойству. По свидетельству современника можно увидеть, что люди ждали с нетерпением выхода каждого номера газеты, в которой печатались фрагменты романа и читали отрывки вслух прямо на почте, и только потом расходились по своим делам. Роман был настолько популярен, что читатели пытались влиять на ход событий, обращаясь с просьбами к писателю – «продлить» жизнь любимым героям. А когда один из героев все же погиб, то в стране временно наступил траур, а в костелах служили молебны об упокоении его души. Этого героя звали Лонгинус Подбипятка, а погиб он от рук татар под Збаражем, об этом можно прочитать в первой части трилогии – романе «Огнем и мечом».

В своей трилогии Сенкевич описал Польско-Литовское государство 17 века: «Огнем и мечом» – роман о борьбе шляхетской Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого; «Потоп» – повествование о войне поляков со шведской интервенцией в 1655-1656 годах; «Пан Володыёвский» – изображение ратных подвигов польских рыцарей при турецком нашествии в 1672-1673 годах.

«Трилогия» Генрика Сенкевича была написана в сложную для поляков эпоху. Некогда один из самых ярких и влиятельных народов Европы оказался лишен своего государства, польский язык и культура были вне закона. Именно в этот сложный период у угнетенной Польши была велика потребность в героическом слове, на которую и откликнулся Генрик Сенкевич. «Поддержание духа» – основополагающая идея авторского замысла, о чем он и сообщил в эпилоге к последней части трилогии.

Как и полагается в историческом романе, автор заполнил его страницы множеством персонажей – как существовавших на самом деле, так и вымышленных. В центре повествования – яркая четверка героев, которая не уступала по своим подвигам мушкетерам Дюма. Это Ян Скшетуский, Анджей Кмициц, Онуфрий Заглоба и Ежи Володыёвский. Подвиги, приключения, интриги соперничество и, конечно, любовь.



И еще один немаловажный аспект – все три романа цикла Генрика Сенкевича удивительны по своей тональности, автор великолепно воссоздал старопольский язык и атмосферу тех далеких времен. Именно язык придает данным сочинениям убедительность и впечатление подлинности – богатый и сочный, обильный диалогами и разговорными оборотами, искрящийся самобытным старопольским остроумием и тонким авторским юмором.

В польской литературе «Трилогия» Генрика Сенкевича стала не только самым известным произведением, но и самым обсуждаемым, причем шкала оценок, как самой книги, так и автора, была самой разнообразной: от «экстраординарного события» и «целебного эликсира для общества» до «дешевки» и «классика отсталости и шляхетского невежества».

«Читаю Сенкевича. Мучительное занятие. Мы говорим: довольно слабо, и читаем дальше. Говорим: ну и дешевка — и не можем оторваться. Мы восклицаем: несносная опера! и, очарованные, продолжаем читать. Мощный гений! — и никогда, пожалуй, не было столь первосортного писателя второго сорта. Это Гомер второй категории, это Дюма-отец первого класса» – такую оценку творчеству Генрика Сенкевича дал другой, не менее известный литератор Витольд Гомбрович.

Споры о достоинствах книги не стихают с самого первого дня ее выхода, по день сегодняшний, а читатели… просто читали ее. Все три части «Трилогии» были экранизированы, а театральную версию «Огнем и мечом» сыграли в театре Сары Бернар в 1904 году.

Следующее крупное произведение Генрика Сенкевича увидело свет в 1889 году, это была первая часть дилогии – роман «Без догмата» , в нем автор изобразил тип декадента-аристократа, воссоздал «кусочек души сложной и больной, но подлинной » и воспроизвел человеческую натуру «глубже, чем она обычно берется в польских романах ». Герой романа – Леон Плошовский – достаточно обеспеченный молодой дворянин, умный и образованный, но лишенный жизненной силы. Он не может найти свое место в жизни и поэтому пускается в длительное путешествие по Европе. В дороге он ведет дневник, в котором дает оценку человеческому поведению. Роман существенно обогатил польскую и европейскую литературу новой, самобытной «исповедью сына века». «Без догмата» – стал модным и популярным романом среди современников и был переведен на 18 языков. В России этот роман вызвал особый интерес тем, что Плошовский очень подходил на тип «лишнего» человека русской литературы. Роману дали положительную оценку Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и А.И. Куприн.


Вторая часть дилогии, роман «Семья Поланецких» вышел в 1893 году. Его герой – Станислав Поланецкий – полная противоположность Леону Плошовскому, ему некогда сидеть без дела, он делец, но весьма своеобразного толка, в нем сочетается деловая хватка с верностью дворянской чести. Но верность и честность в делах, у Поланецкого, не подразумевает верности домашнему очагу. В отличие от «Без догмата», сделанного в монологическом, дневниковом ключе главного героя, «Семья Поланецких» сюжетно разветвлена. Но художник ярко очертил личности и главных героев, и второстепенных.

Оба романа затрагивают тему любви, нравственности, долга и семейных отношений.

« Quo Vadis » – роман, который в кратчайшие сроки приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и принес Сенкевичу мировую известность. Название в переводе с латыни на церковнославянский звучит как «Камо грядеши», а на русском – «Куда идешь».

Выбор темы для автора не был случайным. Сенкевич был давним любителем истории древнего Рима и имел многолетнюю привычку перечитывать труды римских историков. «Всего сильнее привлекал меня из историков Тацит. Вчитываясь в его «Анналы», я неоднократно чувствовал искушение изобразить в художественном произведении два противостоящих друг другу мира, из которых один представлял собой правящую мощь, всесильную административную машину, второй же – исключительно силу духа» , – так говорил сам Сенкевич».

Действие романа охватывает 64-68 годы – последние времена правления Нерона. Основной темой книги стало зарождение христианства, противопоставленного отмирающему язычеству времен Нерона. Эта тема неоднократно звучала на страницах литературных произведений. Но у Сенкевича она отличается стремительным действием, увлекательным развитием сюжета и, самое главное, – живостью литературных образов. Исторические события у Сенкевича мастерски переплетены с вымышленными. Сочными красками написан Рим, в цирках которого для развлечения знати погибают гладиаторы, а христиан заживо терзают львы. В центре повествования – любовь знатного римлянина Виниция и полонянки Лигии, христианки из варварского племени лигов. Драматургия сюжета накалена до предела, приключения молодой пары – Лигии и Виниция – в блистающем и развратном Риме увлекательны: попытка похищения, бегство возлюбленной, обращение Виниция в христианство, пленение Лигии, ее спасение на гладиаторской арене, и, наконец, воссоединение влюбленных.

«Значительные герои и масштабные образы — это, несомненно, творческие достижения автора «Камо грядеши» , – так говорил о романе исследователь творчества Сенкевича Тадеуш Жабский. Так же он отмечал искусную «латинскую» стилизацию текста. И действительно: текст насыщен терминами, которые создают многочисленные ассоциации с древностью. А аллюзии на мифологические сюжеты и тщательно реконструированная карта Рима позволяют читателю мысленно перенестись в Вечный город.

«Крестоносцы» – роман, который так же, как и предыдущие публиковался частями в периодике, с 1897 по 1900 год. События романа – важнейшие как для истории Польши, так и для соседей – славянских и балтийских народов, происходят в конце 14-начале 15 века. Это решающая борьба против немецкого католического духовно-рыцарского Ордена крестоносцев (Тевтонского ордена), увенчавшаяся в 1410 году Грюнвальдской битвой.

Роман насыщен не только историческими событиями, но и приключениями главных героев. В центре повествования образы бывалого рыцаря Мацько из Богданца и его молодого и вспыльчивого племянника Збышко. Ненавидящий крестоносцев Збышко нападает на посла Ордена, за что ему грозит смертная казнь. Есть в романе и любовная линия, и прекрасные дамы – Дануся и Ягенка.

Исторический конфликт заканчивается эпическим описанием Грюнвальдской битвы, где побеждают объединенные польско-литовские силы.

В 1900 году Генрику Сенкевичу было 54 года. Он жил и творил, много путешествовал, всегда был в гуще событий. Своим творчеством завоевал любовь читателей во всем мире. По числу переводов на другие языки Генрик Сенкевич затмил многих польских мастеров слова. Недаром в 1900 году, по случаю 25-летнего юбилея с начала литературной деятельности, писателю прислал поздравление сам Папа римский. Генрик Сенкевич умер 15 ноября 1916 года в Швейцарии. Через 8 лет его прах был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.

Интересные факты из жизни Генрика Сенкевича:

· Генрик Сенкевич много путешествовал, объехал всю Европу, совершил длительное путешествие по Америке, побывал в Египте, и в охотничьей экспедиции в Занзибаре.

· В 1911 Сенкевич выпустил роман «В пустыне и пуще», в написании которого использовал свой опыт, полученный во время путешествия по Африке. Сюжет разыгрывается в Судане во время восстания магометан против англичан. Главные герои романа – дети, которые попадают в плен к повстанцам, сбегают из него и преодолевают большую часть континента, попадая в различные приключения.

· Генрик Сенкевич был женат три раза и всех его жен звали Мария. В 1881 году писатель женился на Марии Шеткевич, но счастье было недолгим, четыре года спустя она умерла от туберкулеза, оставив ему двоих детей. Вторая жена – Мария Володкевич, третья – Мария Бабская.

· Один анонимный поклонник «Трилогии» в 1888 году выслал Сенкевичу 15 тысяч рублей, вложенных в письмо. В письме было сказано: «Это ничто – Михал Володыёвский». Писатель не хотел принимать деньги. Он пытался убедить анонима забрать подарок, дав объявление в газете, но тот так и не отозвался. Сенкевич не стал тратить деньги попусту, а организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

· На 25-летие литературной деятельности Сенкевича соотечественники, собрав сообща деньги, купили и подарили мэтру имение Обленгорск.

· Сюжет романа «Камо грядеши» автор обдумывал длительное время и для того, чтобы начать ему была необходима художественная зацепка. И магическим толчком стала встреча Сенкевича на Виа Аппиа в Риме, где он был частым гостем. Он увидел часовню под названием " Quo vadis ". Она стояла на том месте, где апостол Петр встретил Иисуса. Об этом месте было сложено апокрифическое предание.

– Quo Vadis , Domine ? (Куда идешь, Преобладающий?) – этот вопрос задал апостол Петр Христу, которого встретил, спасаясь от гонений Нерона.

– В Рим, чтобы снова принять распятие, - отвечал Христос.

Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть.

Эта церковь сохранилась до наших дней, в ней был установлен бюст Сенкевича.

· В Польше 2016 год объявлен Годом Генрика Сенкевича. Такое постановление принял польский Сенат, аргументируя так: «Своим творчеством и общественной деятельностью Сенкевич пробуждал общественное сознание, учил гордиться принадлежностью к польской культуре, любить родину и уметь жертвовать собой ради нее» , а также «во времена неволи писал «для укрепления сердец», а его книги стали достоянием масс» . Также отмечается, что Сенкевич «был и остается послом польской культуры во всем мире, в частности, благодаря роману «Камо грядеши», который провозглашает универсальные ценности и который сейчас, во время столкновения цивилизаций, обрел дополнительное, современное значение».

Романы Сенкевича всегда привлекали режиссеров – по его произведениям было снято порядка 25 фильмов. Первые экранизации известного романиста появились еще при жизни писателя. Так в 1901 году был снят короткий черно-белый немой фильм по роману «Камо грядеши».

Сюжет романа «Камо грядеши» не давал покоя кинематографистам, и они обращались к нему еще четыре раза. Но наибольшей популярностью пользовалась версия 1951 года режиссера Мервина Лероя. Главные роли в картине исполнили Роберт Тейлор и Дебора Керр, а воплотивший образ Нерона Питер Устинов в 1952 году был удостоен премии "Золотой глобус". В небольшом эпизоде фильма снялась Элизабет Тейлор, имя которой в титры не попало. "Камо грядеши" был номинирован на «Оскар» в восьми категориях, но, ни одной заветной статуэтки так и не получил.

Фильм «Крестоносцы» режиссера Александр Форда, снят в 1960 году – одноименная версия романа. Эта экранизация побила все рекорды по завоеванию зрительских симпатий. Особенно фильм нравился мальчишкам, которым, конечно же, нравилось играть в рыцарей. И поэтому во многих домах пропадали крышки от различной металлической посуды – их использовали в качестве щитов. Яркие роли в картине исполнили Анджей Шалявский, Хенрик Боровский, Мечислав Каленик и Гражина Станишевска, а невероятно красивую музыку написал Казимеж Сероцкий.

Знаменитую «Трилогию» Сенкевича на экране воплотил в жизнь культовый польский режиссер Ежи Гофман. Экранизацию приключенческой «Трилогии» Сенкевича Гофман начал с конца, а именно — с «Пана Володыёвского» в 1969 году. Фильм сопровождал прекрасный актерский состав: Тадеуш Ломницкий, воплотивший образ «маленького рыцаря» Володыёвского, Мечислав Павликовский в образе Заглобы, а также Ян Новицкий, Магдалена Завадская, Барбара Брыльска и Даниэль Ольбрыхский, который сыграл демонического Азию Тугай-беевича.


«Потоп» – 1973, режиссер Ежи Гофман.

«Огнем и мечом» – последнюю часть трилогии (а вернее первую) Гофмана зрителям пришлось ждать очень долго. Фильм был снят в четыре серии и вышел на широкий экран только в 1999 году. Эта лента, сделанная с размахом и вниманием к историческим деталям, стала большим событием в польском кинематографе. Хитом стал не только сам фильм, но и прозвучавшие в нем мелодии и песни.

Книги Генрика Сенкевича ждут своих читателей во всех муниципальных библиотеках города Челябинска

До встречи в библиотеке!


Обзор подготовлен Галиной Фортыгиной

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это 15 ноября 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.

Польский романист Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился в польском городке Окжейска, ныне находящемся на территории Литвы, в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1775 г. Его отец, Йозеф Сенкевич, участвовавший в польском восстании 1831 г.


Был владельцем нескольких небольших имений. Его мать, Стефания (урожденная Чецишовска), происходила из знатной образованной семьи. Детские годы писателя прошли в сельской местности, однако, когда он достиг школьного возраста, экономические потрясения вынудили его семью, в которой были еще старший брат и четыре сестры, продать имения и переехать в Варшаву, где Генрик заинтересовался польской историей и литературой и начал писать прозу и стихи.

В целом ученик довольно посредственный, он преуспел в польском языке и литературе. Особенно большое впечатление произвели на него романы Вальтера Скотта и Александра Дюма, под влиянием которых юноша написал роман «Жертвоприношение» ("Ofiara"), рукопись которого не сохранилась.

Пробыв недолгое время домашним учителем в имении одной знатной польской семьи, С. поступил в 1866 г. в Варшавский университет. Вначале он изучал право и медицину, а затем, поменяв специальность, историю и литературу.

В 60-е годы XIX в. в Польше проходили массовые политические выступления. Восстание 1863 г. против царского самодержавия закончилось поражением польских патриотов, и царское правительство усилило политику русификации польской культуры (преподавание в Варшавском университете должно было вестись исключительно на русском языке), а также экономической зависимости Польши от России. Польская интеллигенция в ответ на это организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации. Новое, влиятельное направление в польской литературе отстаивало приоритет реалистических произведений на современные темы, а не героических романов, прославляющих польскую историю. Хотя все эти события не оказали непосредственного влияния на С., без них все попытки писателя пробудить в читателе национальное самосознание были бы невозможны.

В 1871 г., вконец обеднев, С. вынужден был уйти из университета, не сдав экзамены и не получив диплома. В следующем году выходит написанный в студенческие годы роман С. «Напрасно» ("Namarne"), который, несмотря на недостатки, получил положительный отзыв Юзефа Игнация Крашевского, ведущего польского писателя того времени. В это же время С. становится журналистом, пишет статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, едет представителем этих газет в Вену и Париж, а также в Остенд. К 1875 г. журналистский талант С. становится общепризнанным в кругах польской интеллигенции. В следующем году он совершает поездку по США с целью основания польской общины в Калифорнии, где польские эмигранты, не подвергаясь репрессиям, могли бы свободно жить и работать; варшавская «Газета Польска» ("Gazeta Polska") согласилась оплатить писателю дорогу в обмен на серию статей о Соединенных Штатах. С. проводит в Калифорнии больше года, и, хотя создать польскую колонию не удается, его американские репортажи, публиковавшиеся в польской печати с 1876 по 1878 г., а затем изданные отдельной книгой «Письма с дороги» ("Listy z podrozy do Ameryki"), имели большой успех.

Вернувшись в Европу в 1878 г., С. путешествует по Франции и Италии, выступает с лекциями, пишет репортажи и навеянные впечатлениями об Америке новеллы, печатавшиеся в варшавских периодических изданиях и упрочившие его репутацию мастера психологического очерка. В Италии в 1879 г. он познакомился с Марией Шеткевич, полькой, которая через два года стала его женой. После возвращения в конце 1879 г. в Варшаву С. становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять внимание более масштабным беллетристическим произведениям.

В 1884 г. выходит роман С. «Огнем и мечом» ("Ogniem i mieczem"), в котором показана борьба Польши с восставшей в XVII в. Украиной. Хотя радикалы и критиковали писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдоподобие и ставило С. в один ряд с лучшими писателями Польши. Романы «Потоп» ("Potop", 1886) и «Пан Володыевский» ("Pan Wolodyjowski", 1888) вместе с романом «Огнем и мечом» составили трилогию, упрочив авторитет писателя – мастера исторического романа. Для воссоздания атмосферы эпохи С. всесторонне изучал источники по истории XVII в., консультировался с историками, выезжал на места, где разворачивались описываемые им события. В 1897 г. английский критик Эдмунд Госсе отметил, что от этой трилогии «в целом остается впечатление... книги скорее сильной и масштабной, чем утонченной и проницательной. Трилогия пронизана щемящим чувством меланхолии... В этой грандиозной великолепной вещи есть сдержанность, есть чувство, которое следует отличать от чувствительности».

В 1882 г. у Марии Сенкевич родился сын, Генрик Йозеф, а через год – дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии ухудшилось, и в 1885 г. она скончалась от туберкулеза.

В эти годы С. много путешествовал. В 1891 г. он совершает поездку в Египет, в Центральную Африку. Однако действие его следующих книг «Без догмата» ("Bez dogmatu", 1891), «Семья Поланецких» ("Rodzina Polanieckich", 1895) происходит в Польше конца века, и написаны они в психологическом ключе ранних новелл. В конце 1894 г. С. женился на почитательнице его таланта, юной Марии Романовской, однако брак скоро распался.

Вскоре после этого события С. задумывает два широкомасштабных исторических романа: «Камо грядеши» ("Quo Vadis", 1896) – о гонениях на христиан во времена императора Нерона, и «Крестоносцы» ("Krzysacy", 1900) эпопею из истории борьбы поляков с Тевтонским орденом на рубеже XIV – XV вв. (в США этот роман переведен под названием «Тевтонские рыцари»). Работая над романом «Камо грядеши». С., как всегда, скрупулезно собирает материал; посещает те районы Италии, которые стали ареной знаменитых исторических событий. В результате, как писал в 1924 г. критик Роман Дибоски, роман отличается «грандиозной исторической панорамой, богатством красок и подробностей, созидательной энергией, давшей жизнь многочисленным римлянам и христианам». К 1916 г, году смерти С., «Камо грядеши», один из популярнейших романов своего времени, был распродан только в США в количестве 1,5 млн. экземпляров По книге было снято сразу два фильма французский и итальянский. Роман был восторженно встречен польской и зарубежной критикой; о нем говорил глава римской католической церкви папа Лев XIII.

У себя на родине С. был настолько популярен, что в 1900 г. в связи с 50-летием писателя по подписке ему была собрана достаточная сумма денег для приобретения небольшого имения Облегурек неподалеку от Кельце. По случаю юбилея писателя проводился ряд мероприятий, печатались многочисленные хвалебные статьи, причем не только в Польше, но и в России. Вскоре после этого С. женился на Марии Бабской, своей кузине, а в 1905 г. завершил роман «На поле славы» ("Na polu chwaly") продолжение своей первой исторической трилогии.

В 1905 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в области эпоса» В приветственной речи С.Д. Вирсен, член Шведской академии, назвал С. одним из «редкостных гениев, которые воплощают в себе дух нации... Творчество С. необъятно и в то же время тщательно продумано. Что же касается его эпического стиля, то он отличается художественным совершенством». В ответном слове С. отметил, что «каждая нация представлена своими поэтами и писателями... Следовательно, Нобелевская премия – высокая честь не только для автора, но и для народа, сыном которого он является. Не раз говорилось, что Польша мертва, измучена, порабощена, но сегодня мы получили доказательство ее жизнеспособности и триумфа».

В начале первой мировой войны С. покидает Облегурек и переезжает в нейтральную Швейцарию, где работает, несмотря на сильный склероз, в польском Красном Кресте. Он скончался в Веве в 1916 г., а через восемь лет его тело было перевезено в Польшу.

При жизни С. получал высокие оценки критиков различных стран. В книге «Очерки о современных романистах» ("Essays on Modern Novelists", 1910) американский критик Уильям Лайонз Фелпс назвал его «одним из величайших современных мастеров реалистического романа...». И хотя в настоящее время за пределами Польши широко известен разве что роман С. «Камо грядеши», писатель все равно является классиком польской литературы. «Место С. в истории польской словесности незыблемо, писал в 1968 г. польский исследователь Мечислав Гергелевич, он не открыл новых средств выражения, однако искусно совместил традиционные приемы, которыми владел виртуозно».

Среди польских писателей и поэтов есть несколько почетных Нобелевских лауреатов в области литературы, и один из них – , который получил эту престижную награду в 1905 г. Полное его имя – Генрик Адам Александер Пиус Сенкевич, родился 5 мая 1846 г. на востоке Польши, в деревне Воля Окшейска Люблинского воеводства в благородной, но обедневшей семье. Предки отца, Йозефа Сенкевича (1813-1896 гг.), были татарами, переселившимися в Литовское княжество еще в XV в., а мать Стефания (1820-1873 гг.) принадлежала к старинному белорусскому роду.

Детство Генрик провел в сельской местности: его семья, в которой кроме него было еще 5 детей, несколько раз переезжала из одной деревни в другую, пока в 1861 г. не перебралась в Варшаву. Здесь мальчик стал учиться в гимназии, где считался довольно посредственным учеником, показывая, впрочем, отличные результаты в гуманитарных науках, особенно в изучении польского языка и литературы.

Поскольку на финансовую помощь близких юноше рассчитывать не приходилось, Генрик устроился гувернером в семью Вейхеров. В 1866 г. Сенкевич получил аттестат зрелости и согласно воле родителей поступил на медфак в Главную школу, с 1869 г. ставшую Императорским Варшавским университетом. Правда, студентом медицинского он пробыл недолго: вскоре Генрик стал изучать право, а затем перевелся на действительно интересующий его факультет – историко-филологический.

Во время учебы юноша написал свою первую (ненапечатанную и несохранившуюся) рукопись «Жертва». Печатный дебют будущего литератора состоялся в 1869 г.: журнал «Еженедельное обозрение» напечатал его рецензию о театральном искусстве, а «Иллюстрированный еженедельник» поместил на своих страницах его историко-литературное эссе о поэте Миколае Семпе Шажинском. В связи с финансовыми трудностями Генрик не окончил университет и под псевдонимом «Литвос» начал писать статьи в варшавских периодических изданиях. В 1873 г. стал постоянным фельетонщиком колонки «Без названия» в «Газете Польской», а в 1874 г. стал руководителем литературного отдела в еженедельнике «Нива».

В 1872 г. вышла первая опубликованная повесть Сенкевича «Напрасно», а также «Юморески из портфеля Воршиллы». В 1875 г. была опубликована первая часть так называемой «малой трилогии» – рассказ «Старый слуга», за ним в 1876 г. была написана повесть «Ганя» и в 1877 г. – «Селим Мирза». К этому времени писательский талант Генрика Сенкевича стал общепризнанным в кругах варшавской интеллигенции.

В начале 1876 г. писатель вместе с группой приятелей отправился в путешествие по США, что в те дни было довольно необычно. Больше всего времени Сенкевич провел в Калифорнии. Во время поездки он написал новеллу «Эскизы углем», а также «Письма из путешествия по Америке», которые были опубликованы в «Газете Польской» и заслужили широкое одобрение читателей. На протяжении 1878-1883 гг. под влиянием турне по Штатам были написаны еще такие произведения: «Комедия из ошибок», «Через степи», «За хлебом», «В стране золота», «Фонарщик на маяке», «Воспоминания о Марипозе», «Сахем».

В 1878 г., вернувшись в Европу, Сенкевич посетил Великобританию и Францию, написал новеллу «Янко-музыкант», а в 1879 г. во Львове читал лекции «Из Нью-Йорка в Калифорнию». В том же году, в городе Щавница Генрик познакомился с Марией Шеткевич, в которую влюбился, и последовал за ней и ее семьей в Венецию. Там он познакомился с девушкой поближе и сделал ей предложение. В 1881 г. они обвенчались. В этом браке у Сенкевича родилось 2 детей: Генрик Йозеф и Ядвига Мария. К сожалению, счастливый союз длился недолго: в 1885 г. его жена скончалась от туберкулеза в возрасте 31 года. На деньги, присланные писателю анонимом, Сенкевич основал фонд помощи деятелям культуры, больных туберкулезом.

В течение нескольких лет писатель очень много разъезжал: он побывал практически во всех странах Европы, а также посетил Африку (Египет и Занзибар). В 1882 г. Сенкевич наладил сотрудничество с варшавской газетой «Слово» (первоначально даже был ее главным редактором), где с 1883 по 1884 гг. печатался его знаменитый роман о Речи Посполитой «Огнем и мечом». Одновременно сочинение публиковалось в краковской газете «Слово». Это произведение, вошедшее в трилогию вместе с романами «Потоп» (1884-1886) и «Пан Володыевский» (1887-1888), упрочнило авторитет Сенкевича, как мастера исторического романа.

После исторической трилогии, в 1891 г. в виде книги вышел роман «Без догмата», ранее печатавшийся на страницах «Слова». В ноябре 1893 г. Генрик Сенкевич заключил брак с падчерицей одесского богача Марией Романовской, однако супруга ушла от него спустя всего лишь месяц. В это время писатель работал над очередным романом – «Семья Поланецких», а в 1894 г. написал первые разделы «Quo Vadis» (известного также под названиями «Камо грядеши» или «Куда идешь»). Этот исторический роман о Римской империи печатался в варшавской «Газете Польской», краковском «Времени» и «Познаньском ежедневнике», а затем вышел отдельной книгой, прославив Сенкевича по всей Европе. «Quo Vadis» до сих пор остается очень популярной книгой в мире, переведенной на множество языков.

В 1896-1900 гг. писатель работал над новым историческим романом «Крестоносцы», повествующем о временах борьбы поляков с Тевтонским орденом. В 1900-м году Сенкевич отмечал 25-летие своей творческой деятельности, в связи с чем получил от польского народа в дар имение Обленгорек недалеко от г. Кельце. Сейчас здесь находится музей Генрика Сенкевича. Также писателю было присвоено звание почетного доктора Ягеллонского университета и звание почетного гражданина г. Львова.

В 1904 г., в 58-летнем возрасте знаменитый литератор женился третий раз – на Марии Бабской, а через год стал лауреатом Нобелевской премии за литературные достижения на протяжении жизни. В 1910 г. написал повести «В пустыне и пуще» и «Омуты».

В 1914 г., когда началась I Мировая война, писатель переехал в Швейцарию, где совместно с Игнацием Яном Падеревским основал Швейцарский генеральный комитет помощи жертвам войны в Польше.

Здесь же начал писать роман «Легионы», который остался незаконченным, поскольку Сенкевич скончался 15 ноября 1916 г. Произошло это в швейцарском городе Веве, где он и был первоначально захоронен. Но в 1924 г. прах великого писателя был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.