Где находятся рисунки наска. Тайна пустыни наска


Геоглифы на плато Наска, как и знаменитый затерянный город инков Мачу-Пикчу, - одна из самых загадочных достопримечательностей Перу. Гигантские геометрические фигуры, изображающие треугольники, спирали, линии, созвездия, а также обезьяну, паука, цветы, астронавта и колибри, размах крыльев которой превышает две сотни метров, были созданы в период между I и V веком н.э. Единого мнения о происхождении рисунков, нанесенных глубокими бороздами, и цели их создания нет до сих пор, несмотря на многие годы исследований.

Линии Наски впервые были замечены в 1939 году американским археологом Полом Косоком, который совершал перелет над плато. Он увидел, что линии фиксируют фазы луны и указывают на некоторые созвездия. Обнаружить такие параллели с земли было невозможно; различить фигуры по сей день можно только с воздуха. В дальнейшем их исследованием занималась Мария Райхе, и многие рисунки были открыты с её помощью. По мнению Райхе, геоглифы в пустыне являются самым большим календарем звездного неба под открытым небом в мире. Всего на плато Наска можно обнаружить порядка тридцати рисунков, 788 разнообразных геометрических фигур, в том числе трапеций, треугольников и спиралей, и тысячи линий и полос. В 1994 году геоглифы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.









Для путешествия на плато Наска выбирайте легкую светлую одежду и закрытую обувь с жесткой подошвой. Лучшее время для осмотра геоглифов в пустыне - с декабря по март, когда можно рассчитывать на ясную солнечную погоду. Температура в этот период не опускается ниже +27°С. Даже отправляясь в путь ранним утром или с наступлением сумерек, не стоит забывать про солнцезащитный крем и головной убор.

Помимо геоглифов на плато Наска есть несколько других любопытных достопримечательностей. В частности, можно посетить руины Кауачи (Cahuachi) - самого главного и могущественного города древней цивилизации, где до сих пор продолжаются раскопки. В 5 километрах к востоку от Наски расположены акведуки Кантайок (Cantayoc), а в 30 километрах к югу находится некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla), большинство захоронений которого относят к V-VI вв. Мумии были найдены в первой половине прошлого века, однако археологическим памятником некрополь был признан только в 1997 году.

Как добраться

Плато Наска расположено в 380 километрах к юго-востоку от Лимы. Путь пролегает вдоль живописного тихоокеанского побережья, по автомагистрали 1S. Добраться из столицы в город Наска (Nazca) удобнее всего с пересадкой в Ика; путешествие на автобусе в среднем занимает семь с половиной часов. Билеты необходимо брать заранее, минимум за сутки. Будьте внимательны: из Лимы автобусы разных транспортных компаний (Oltursa, Cruz del Sur, TEPSA) отправляются с разных терминалов; к примеру, рейсы TEPSA - от одноименного терминала, расположенного на улице Avenida Javier Prado. При этом далеко не всегда отправные точки располагаются в центре города. Стоимость проезда в один конец составляет от 65 PEN (~$20,8) до 140 PEN (~$44,8) на человека. Автобусы отправляются несколько раз в сутки, в том числе поздно вечером и ночью.

Лучший способ увидеть геоглифы на плато Наска - отправиться в один из экскурсионных туров на небольших самолетах Cessna, которые организуют местные агентства. В хорошую погоду с воздуха можно увидеть большинство рисунков и линий; гиды прокладывают маршрут над самыми известными участками пустыни, в том числе теми, где изображены обезьяна, паук, колибри и другие животные.

Маршруты стартуют из городов Наска и Лима. Экскурсии стоит бронировать заранее: количество мест в самолетах ограниченно (как правило, не больше пяти пассажиров), и организовать такое путешествие на месте вряд ли получится. Их стоимость из города Наска, например, начинается от 150 долларов на человека; в цену включен трансфер из отеля до аэродрома, перелет и услуги местного гида. Такие туры проводятся ежедневно, главным образом в первой половине дня, однако время вылета и продолжительность путешествия зависят от количества намеченных на день полетов и погодных условий. В среднем экскурсия занимает чуть больше получаса.

Организованные экскурсии из Лимы обойдутся дороже; их стоимость начинается от 350 долларов на человека. В эту цену включен трансфер до аэродрома Наски, просмотр небольшого фильма о линиях в пустыне, перелет, а также обед в традиционном ресторане и посещение смотровой площадки на обратном пути.

Вертолетные экскурсии над плато Наска организуют несколько специализированных туристических компаний. Стоимость такого путешествия начинается от 350 долларов на человека; рейсы осуществляются ежедневно. Продолжительность экскурсии - 40 минут, в том числе время самого полета - 25 минут. Минимальное количество пассажиров - два человека.

Еще один вариант осмотра линий Наски - смотровая площадка на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость посещения составляет 2 PEN (~$0,6) с человека. В этом случае, в силу большой удаленности рисунков, удастся увидеть лишь два из них.

Расположение

Плато Наска расположено в одноименной провинции региона Ика, лежащего практически в центре тихоокеанского побережья .

Наска – небольшой древний городок на юге Перу – привлекает многочисленных туристов со всего мира. Здесь нет каких либо выдающихся архитектурных достопримечательностей, но есть кое-что, что не оставляет равнодушным даже самых больших скептиков: гигантские изображения на земной поверхности, которым больше двух тысяч лет. Каким образом эти рисунки появились здесь, для чего их использовали – до сих пор загадка, несмотря на большое количество гипотез. Но благодаря таким объектам, как линии Наска, Перу стало «магнитом» исследователей, мистиков и всех, кто интересуется неразгаданными до сих пор загадками.

История

«Первооткрывателями» удивительных рисунков стали в далеком 1927 году летчики, заметившие на плато вблизи Тихого океана многочисленные линии и изображения. Но ученые заинтересовались этим открытием только спустя десятилетие, когда Поль Косок, американский историк, опубликовал серию фото, сделанных с воздуха.

Впрочем, о странных изображениях было известно намного раньше. Еще в 1553 году испанский священник и ученый Пéдро Сьéса де Леóн, писавший о завоевании Южной Америки, упоминал о «знаках среди песков для угадывания проложенного пути». Самое примечательное, что он не расценивал эти рисунки как что-то странное или необъяснимое. Возможно, в те времена было известно больше о предназначении геоглифов? Этот вопрос также остается открытым.

Среди ученых, которые занимались изучением линий в пустыне Наска, наибольший вклад в разработку и популяризацию темы принадлежит немецкому археологу Марии Райхе. Она работала помощником Пола Кокоса, а когда в 1948 году он прекратил исследования, Райхе продолжила работу. Но ее вклад важен не только с научной точки зрения. Благодаря усилиям исследовательницы, часть линий Наска удалось сберечь от уничтожения.

Исследования удивительного памятника древней цивилизации Райхе описала в книге «Тайна пустыни», а гонорар был потрачен на сохранение первозданного вида местности и строительство смотровой вышки.

Впоследствии неоднократно проводилась аэрофотосъемка заповедника, но подробной карты, включающей все рисунки. Не существует до сих пор.

Описание рисунков

На фото линий Наска в Перу можно увидеть четкие изображения огромного размера. Среди них около 700 правильных геометрических фигур (трапеции, четырехугольники, треугольники и др.) Все эти линии сохраняют геометрию даже на сложном рельефе, а контуры остается четкими в местах наложения друг на друга. Некоторые из фигур четко ориентированы на стороны света. Не меньшее удивление вызывают четкие края у фигур, размер которых превышает несколько километров.

Но еще более удивительными являются смысловые изображения. На плато расположено около трех десятков рисунков животных, птиц, рыб, растений и даже человека. Все они имеют внушительные размеры. Здесь вы сможете увидеть:

  • птицу почти трехсотметровой длины;
  • двухсотметровую ящерицу;
  • стометрового кондора;
  • восьмидесятиметрового паука.

Всего на плато насчитывается приблизительно полторы тысячи изображений и фигур. Самые крупные из них имеют размеры около 270 м. Но, несмотря на тщательное изучение на протяжении многих лет, Наска продолжает радовать открытиями. Так в 2017 году после реставрационных работ ученые обнаружили еще один рисунок – изображение касатки. Они высказали предположение, что это изображение, возможно, одно из самых древних. Большинство геоглифов датируют примерно 200 г. до н.э.

Из-за больших размеров изображений, находясь на земле, их увидеть невозможно – полностью картина открывается только с высоты. Со смотровой башни, куда могут подняться туристы, вид также крайне ограничен – удастся увидеть только два рисунка. Чтобы полюбоваться древними художествами, необходимо

Теории происхождения

С момента обнаружения линий Наска гипотезы выдвигались одна за другой. Существует несколько наиболее популярных теорий.

Религиозная

Согласно этой гипотезе, изображения такого большого размера древнее население Перу строило для того, чтобы боги могли их заметит с космоса. К этой точке зрения склонялся, к примеру, археолог Джохан Райнхакд. В 1985 году он опубликовал данные исследований, указывающие на поклонение древних перуанцев стихиям. В частности, на этих территориях был распространен культ гор и культ воды. Таким образом, было выдвинуто предположение, что рисунки на земле – не что другое, как часть религиозных обрядов.

Астрономическая

Эту теорию выдвинули первые исследователи – Кокос и Рейхе. Они считали, что многие из линий являются указателями мест восхода и захода Солнца и других небесных светил. Но версия была опровергнута британским археоастрономом Джеральдом Хокинсом, который еще в 70-е годы прошлого столетия доказал, что не больше 20% линий Наска могут быть связаны с небесными ориентирами. А с учетом разной направленности линий астрономическая гипотеза выглядит малоубедительно.

Демонстративная

Астроном Робин Эдгар не заметил в рисунках на перуанском плато каких-то научных подоплек. Он также склонялся к причинам метафизическим. Правда считал, что многочисленные борозды были вырыты не с целью поклонения, а в качестве ответа на постоянные солнечные затмения, которые случались в этот период в Перу.

Техническая

Некоторые исследователи считают, что линии связаны с возможностью строительства летательных аппаратов. Как доказательство этой версии были даже попытки соорудить аэроплан из доступных в те времена материалов. Аналогичную версию выдвигает российский исследователь А. Скляров в книге «Наска. Гигантские рисунки на полях». Он считает, что древняя цивилизация на территории Перу была высокоразвитой и обладала не только летательными аппаратами, но даже использовала лазерные технологииJ

Инопланетная

И наконец, есть те, кто верит, что рисунки использовались для инопланетян – как способ коммуникации, как место для посадки летательных объектов и т.д. Как доказательство приводятся даже обнаруженные в этих краях странные останки неизвестных существ. Другие, наоборот уверены, что перуанские мумии, как и линии Наска – подделкаи мошенничество.

Тайна Наска раскрыта?

Археологи уже не одно десятилетие пытаются найти объяснение загадочным Naska lines. В 2009 году был снят документальный фильм «Расшифрованные линии Наска». Всем, кто интересуется темой, безусловно, будет интересно посмотреть. Но ответ на вопрос так и остался открытым, а попытки разгадать тайну продолжаются. К примеру, недавно была выдвинута версия, что линии Наски образуют единое целое с системой акведуков. Пукиос – сложная гидравлическая система – была сооружена с целью добычи подземных вод. Часть ее сохранилась до сих пор. На основе снимков, сделанных из космоса, выдвинуто предположение, что линии – часть этого «водогона». Именно предположение, потому что исследователи так и не смогли объяснить, какую функциональную роль в водопроводной системы выполняли рисунки. Но, возможно, водин прекрасный день, разгадка перуанского чуда все же будет найдена.

Взлетные полосы инопланетян свое уже отслужили. Археологи окончательно разрешили тайну пустыни Наска. Им открылась неизвестная культура древности.

Фигуры публичной риторики

Вот уже четырнадцать веков, как на этой каменистой сцене воцарилось молчание. Пустыня Наска хранит неколебимый покой.

Известность к этой захолустной окраине Перу пришла в 1947 году, когда появилась первая научная публикация, посвященная «линиям пустыни Наска». Когда же в 1968 году Эрих фон Деникен в своей книге «Воспоминания о будущем» объявил загадочные рисунки «взлетно-посадочными полосами инопланетян», эта идея прочно засела в головах многих людей. Так родился миф.

Десятилетиями ученые и дилетанты пытаются объяснить загадку этих геометрических узоров, протянувшихся на километры и занимающих площадь около 500 квадратных километров. В общих чертах история их возникновения понятна. На протяжении нескольких столетий жители Южного Перу украшали пустынные районы близ побережья таинственными знаками, прочерченными на земле. Поверхность пустыни покрыта темными камнями, но стоит убрать их в сторону, как обнажаются светлые осадочные породы, находящиеся под ними. Именно этот резкий цветовой контраст использовали древние индейцы, чтобы создавать свои рисунки - геоглифы. Темный грунт служил фоном для громадных фигур, образов животных, и прежде всего трапеций, спиралей, прямых линий.

Но для чего они здесь?

Эти знаки так велики, что, считается, понять, что они изображают, можно, лишь поднявшись в небо на самолете. Загадочные линии пустыни Наска, включенные в 1994 году в список памятников Всемирного культурного наследия, давно привлекают внимание любителей эзотерики. Для кого предназначалась эта таинственная галерея? Для богов, привыкших, пребывая на небеси, читать в душах людей и взирать на творения рук их? А может быть, это разметка допотопного космодрома, сооруженного инопланетянами в этой далекой стране? Или доисторический календарь, и лучи солнца, падая на землю в полуденный час в день какого-нибудь равноденствия, непременно освещали одну из линий на радость жрецам и их соплеменникам? Или это был настоящий учебник астрономии, где крыло какой-нибудь птицы олицетворяло ход планеты Венера? А может, это «фамильные знаки», с помощью которых тот или иной клан отмечал занятые им земли? Или, вычерчивая линии на грунте, дикарииндейцы думали не о небесном и даже не о поднебесном, а о подземном, и эти прямые, уходящие в даль пустыни, на самом деле отмечали ток подземных ручьев, секретную карту источников воды, явленную с такой дерзкой открытостью, что научные умы и теперь не могут догадаться о смысле начертанного.

Гипотез было множество, но к ним не торопились подбирать факты. Едва ли не вся история научного исследования загадочных рисунков сводилась к работе немецкого математика Марии Райхе, которая начиная с 1946 года практически в одиночку изучала их, фиксировала их размеры и координаты. Она же и защитила этот древний памятник, когда в 1955 году плато Наска было решено превратить в хлопковую плантацию, проложив систему искусственного орошения. Это погубило бы удивительную галерею под открытым небом (впрочем, часть рисунков и так была уничтожена при прокладке автомобильных дорог).

Со временем - благодаря всевозможным искателям следов «космических пришельцев» - к этой пустыне пришла мировая известность. Однако, как ни странно, комплексный научный анализ самих рисунков и истории их возникновения не проводился. Не исследовалось и как менялся климат пустыни за последние тысячелетия. Удивительно, но почти все догадки о происхождении тайных знаков, разукрасивших далекое плато, строились умозрительно. Мало кто спешил приехать в эту несусветную даль, чтобы спуститься на почву фактов. А ведь это могло бы, наверное, многое прояснить в истории так называемой культуры Наска (200 г. до н. э. -600 г. н. э.) - по признанию специалистов, «одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки».

Непонятно даже, что таит больше загадок - люди или громадные рисунки, оставленные ими. В распоряжении антропологов, изучающих древних индейцев, населявших эту область Перу, имеются лишь мумии, остатки поселений, образцы керамики и тканей. Кроме того, неподалеку от галереи под открытым небом, в местечке Кауачи, лежат руины крупного поселения с пирамидами и платформами, возведенными из кирпича-сырца (см. «З-С», 10/90). Как полагают исследователи, именно здесь находилась столица культуры Наска. Оставленные ею образцы керамики отличаются особым изяществом. Для них характерна разнообразная цветовая гамма: сосуды окрашены в красные, черные, коричневые и белые цвета. Эти расписные сосуды считались самыми красивыми во всем Древнем Перу. Их блестящие стенки покрыты изображениями отрубленных человеческих голов, демонических существ, диких кошек, хищных рыб, многоножек и птиц. Очевидно, эти росписи отражают мифические представления древних жителей страны, но историкам остается об этом только гадать. Ведь никаких письменных свидетельств не сохранилось.

Тысячи лет Наска

Тем больше поводов говорить о кропотливом исследовании, проведенном в этой пустыне в 1997 - 2006 годах специалистами самых разных научных дисциплин. Собранные факты развенчивают популярные объяснения эзотериков. Никаких космических тайн! Геоглифы Наска - это земное, слишком земное.

В 1997 году экспедиция, организованная Германским археологическим институтом при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований, приступила к изучению геоглифов и поселений культуры Наска в районе местечка Пальпа, в сорока километрах к северу от городка Наска. Место было выбрано не случайно, ведь здесь знаки, начертанные древними индейцами, находились в непосредственной близости от их поселений. Руководитель группы, немецкий историк Маркус Райндель, был убежден: «Если мы хотим понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».

Близ Пальпы археологи нашли многочисленные остатки поселений, относящиеся к различным эпохам, в том числе руины каменных домов и ухоженные гробницы, впрочем, давно разграбленные. Все это свидетельствовало о сложной иерархии, установившейся в обществе, которое принадлежало к культуре Наска. Изящная керамика и золотые цепочки с фигурками рыб и китов, найденные в захоронениях, опровергали привычное представление о крестьянском характере этой культуры. Здесь уже сложилась своя элита, аристократия. Без ее участия не были бы сооружены геоглифы.

Во время раскопок Райндель и его перуанский коллега Джони Исла постоянно встречали памятники так называемой культуры Паракас. Она датируется 800 - 200 годами до новой эры. Эта культура стала известна в 1927 году, когда перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил на пустынном, лишенном растительности полуострове Паракас 423 мумии, прекрасно сохранившиеся в здешнем климате.

Считалось, что на территории Наска была представлена лишь поздняя фаза данной культуры. Однако это оказалось заблуждением. Во время раскопок обнаружились поселения и могильники, относящиеся ко всем фазам культуры Паракас. Более того, сходство керамики и текстильных тканей, традиции захоронений и строительства жилищ однозначно доказывают, что культура Наска является ее прямой наследницей. Таким образом, цивилизация на юге Перу возникла на много столетий раньше, чем принято было считать. Возможно, одним из ее центров и был оазис Пальпа.

Поблизости, в местечке Пернил-Альто, на берегу реки Рио-Гранде, немецкий археолог нашел памятники «раннего Паракаса» и наряду с этим керамику, «которую мы пока еще не могли отнести к какойто эпохе». По-видимому, эта керамическая традиция предшествовала культуре Паракас. Она датирована очень приблизительно - 1800 - 800 годами до новой эры (по данным радиоуглеродного анализа, 1400 - 860 годы до новой эры).

Это - самые ранние образцы обожженной керамики, обнаруженные во всем Андском регионе. Они оставлены неизвестной цивилизацией, которая существовала на юге Перу во II тысячелетии до новой эры. Именно к ней восходит искусство создания геоглифов.

«Среда заела»

В рамках этого проекта была впервые исследована история здешнего ландшафта. Это внесло ясность в происхождение «знаков пустыни Наска». Здесь, в отличие от других прибрежных районов Перу, между западным хребтом Анд и береговой линией пролегает еще одна горная цепь - Береговая Кордильера. Котловина шириной40 километров, разделяющая эту горную цепь и Анды, в эпоху плейстоцена была заполнена галечником и осадочными породами. Образовался ровный степной участок - идеальный «холст» для нанесения различных рисунков.

Несколько тысячелетий назад у подножия Анд, на плато Наска, росла трава, паслись ламы. В этом климате люди жили, как «в райском саду» (М. Райндель). Археолог обнаружил даже следы потопа поблизости. Там, где сегодня простирается пустыня, когда-то, после сильных ливней, обрушивались грязевые лавины.

Однако около 1800 года до новой эры климат стал заметно суше. Начавшаяся засуха выжгла травяную степь, и люди были вынуждены расселиться в естественных оазисах - долинах рек. Кстати, почти в одно время с этим в пустыне Наска появляются первые образцы керамики.

В дальнейшем пустыня продолжила свое наступление, подобравшись вплотную к горным хребтам. Ее восточный край сдвинулся на20 километров в сторону Анд. Людям пришлось переселиться в горные долины, лежавшие на высоте от 400 до800 метров над уровнем моря.

Когда же около 600 года новой эры климат вновь изменился и стал еще засушливее, культура Наска вообще исчезла. От нее остались лишь таинственные знаки, начертанные на земле, - знаки, которые уже некому было уничтожить. В чрезвычайно сухом климате они сохранялись тысячелетиями.

История освоения пустыни Наска лишний раз свидетельствует о том, какую грозную силу представляет собой пустыня в своем вековечном противоборстве с человеком. Достаточно некоторого изменения климата, небольшого сокращения нормы осадков, которое останется незамеченным для жителей умеренных зон, и тогда в пустыне, как подчеркивает участник экспедиции, географ Бернхард Айтель, «произойдут разительные изменения экосистемы, которые окажут огромное влияние на жизнь населяющих ее людей».

Культура Наска погибла не в результате мгновенной катастрофы, например войны, а была - подобно культуре майя (см. «З-С», 1/07) - постепенно «задушена» ввиду изменившихся экологических условий. Ее убила длительная засуха.

Счастье - это когда возвращается спондилус

Теперь же, изучив саму среду, в которой жили творцы загадочных геоглифов, исследователи могли приступить к их истолкованию.

Самые ранние линии и рисунки появились около 3800 лет назад, когда в окрестности Пальпы возникли первые поселения. Эту галерею на открытом воздухе жители Южного Перу создали среди скал. На коричнево-красных камнях они процарапывали и высекали различные геометрические узоры, изображения людей и животных, химер и мифологических существ. Археологи отыскали в этом районе тысячи наскальных рисунков размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Эту грандиозную выставку петроглифов начали исследовать лишь в последние десять лет. Предположительно все они созданы во II тысячелетии до новой эры, «но с достоверной точностью утверждать этого нельзя» (М. Райндель).

Не позднее 700 года до новой эры совершается важное событие. На смену петроглифам приходят рисунки, нанесенные уже не на скалах, а на земле. Счищая верхний слой галечника, неизвестные художники культуры Паракас создают на склонах речных долин «граффити» размером от 10 до30 метров - главным образом, изображения людей и животных, иногда звезд. Для того времени эти картины были грандиозны. Но это только начало. Пройдет еще немало веков, прежде чем появятся знаменитые «взлетные полосы инопланетян».

Предположительно около 200 года до новой эры в пустыне Наска происходит настоящая «революция в искусстве». Художники, прежде покрывавшие картинами лишь скалы и склоны, берутся разукрашивать самое большое «полотно», дарованное им природой, - простертое перед ними плато. «Некий творец вычерчивал контуры будущей фигуры, а его помощники удаляли камни с поверхности» - так представляет себе ход работ Маркус Райндель.

Для мастеров монументальной графики, имевших за плечами тысячелетнюю традицию, тут было где развернуться. Правда, теперь вместо фигуративных композиций они отдают предпочтение работам а-ля Мондриан: геометрическим фигурам и линиям. Те достигают гигантских размеров, но, в сущности, в них нет ничего экстравагантного, «космического». Пара прямых линий, как ни продлевай их, останется лишь парой прямых линий, и для того чтобы понять это, не нужно садиться в кабину спортивного самолета. Конечно, в пустыне Наска встречаются и громадные изображения животных (обезьяна, паук, кит), любоваться которыми лучше откуда-то с возвышения, но эти рисунки редки.

«Всюду, в том числе в археологической литературе, непременно говорится о том, что рассмотреть геоглифы можно в лучшем случае с высоты птичьего полета, - говорит участница экспедиции археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Достаточно побывать в данной местности, чтобы убедиться, что эти знаки хорошо видны и с земли».

Примерно две трети геоглифов отчетливо различимы из любой точки окружающей местности. «Вообще же они создавались не для того, чтобы их рассматривать», - подчеркивает Райндель. Скорее, они были частью «святилища» под открытым небом. Их можно назвать «церемониальными фигурами». Археологические исследования показали, что эти линии имеют сугубо практическое (точнее уж, мистическое) назначение.

По углам и оконечностям рисунков высились сооружения из камня, глины и кирпича-сырца (всего исследователи насчитали около сотни подобных руин). В них обнаружены остатки текстильных тканей, растений, раков, морских свинок и раковин спондилуса - предположительно жертвенные дары. Археологи интерпретировали эти находки как алтари или миниатюрные храмы, которые использовались в определенных ритуалах. Каких?

Особое внимание привлекли раковины спондилуса. Во всем Андском регионе эти красивые раковины считались символами воды и плодородия. Однако данный моллюск обитает в тропических водах - почти в2000 километрах к северу от пустыни Наска - и проникает к ее берегам, лишь когда приходит Эль-Ниньо. Тогда теплое морское течение отклоняется далеко на юг, и на побережье Перу выпадают обильные осадки. Очевидно, с древнейших времен люди связывали появление спондилуса с приближающимися ливнями. Необычная раковина приносила воду на поля и счастье в семьи. Жертвуя ее на алтарь, жители пустыни надеялись вымолить у неба дождь.

Рядом с рисунками исследователи нашли множество сосудов, зарытых в землю, очевидно, при выполнении каких-то обрядов. Замечены были и отверстия, в которые - судя по их диаметру и глубине - водружали мачты высотой до десяти метров; на них, должно быть, развевались полотнища (на керамических сосудах уже встречали изображения подобных мачт, украшенных флажками).

По данным геофизических исследований, почва вдоль линий (их глубина достигает почти30 сантиметров) очень сильно уплотнена. Особенно вытоптано 70 рисунков, изображающих животных и неких существ (они составляют примерно десятую часть всех наземных «граффити»). Похоже, здесь веками шествовали толпы людей! Вся эта территория была местом проведения различных празднеств, связанных с культами воды и плодородия. «Здесь устраивались какие-то процессии, возможно, с музыкой и танцами, как свидетельствуют рисунки, оставленные на керамических сосудах», - полагает Райндель. Эти изображения напоминают о том, как проводились те празднества (или «разговоры с богами»?). Мы видим на них людей, которые пьют маисовое пиво или играют на дудочке, маршируют или танцуют, приносят жертвы и молят богов о том, чтобы те даровали им дождь. Такие процессии и теперь еще можно увидеть в Андах.

Подобные церемонии имели важное символическое значение. Когда какой-нибудь клан создавал или изменял геоглифы, он открыто демонстрировал соседям: здесь живем мы! Это действо было поистине религиозным актом. «Вот почему мы не находим в поселениях индейцев никаких святилищ - даже в Кауачи. Для них вся природа была храмом», - полагает Райндель.

Создание громадных рисунков, как и, например, строительство пирамид в других частях Америки, требовало совместных усилий большого числа людей. Опять же недавние исследования показали, что эти рисунки не возникли раз и навсегда в том виде, в каком их обнаружили ученые и энтузиасты «космических посланий». Геоглифы неоднократно переделывались, расширялись, трансформировались.

Засушливый климат превратил жителей пустыни Наска в великолепных художников и инженеров. Еще Мария Райхе, описывая рисунки, найденные в пустыне, отмечала: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим благодаря аэрофотосъемке; отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка».

Уже в первом тысячелетии до новой эры древние перуанцы научились по трубам, проложенным под землей, перекачивать в цистерны грунтовые воды, создавая запасы живительной влаги. Сооруженная ими хитроумная система каналов, в том числе подземных, используется местными жителями и сегодня.

Когда-то с помощью этой сети каналов древние индейцы орошали поля, на которых выращивали бобы и картофель, тыкву и маниок, авокадо и арахис. Основными материалами, которые использовались ими в хозяйстве, были хлопок и тростник. Рыбу они ловили сетями, охотились и на тюленей. Изготавливали тонкостенную керамику, которую расписывали яркими, красочными сценками.

Идеалом красоты у местных жителей, кстати, считалась продолговатая голова, а потому младенцам привязывали ко лбу доски, чтобы деформировать череп, пока тот растет. Практиковали они и трепанацию черепа, причем некоторые из оперированных прожили после этой процедуры достаточно долго.

Но срок, отведенный культуре Наска, уже истекал.

Чем суше становилось на плато, тем чаще жрецам приходилось совершать магические церемонии, чтобы призвать дождь. Девять из десяти линий и трапеций обращены в сторону гор, откуда приходили спасительные дожди. Долгое время волшебство помогало, и тучи, приносившие влагу, возвращались, пока около 600 года новой эры боги окончательно не разгневались на людей, поселившихся в этом краю.

Самые большие рисунки, появившиеся в пустыне Наска, относятся к тому времени, когда дожди здесь практически прекратились. В воображении так и рисуется следующая картина. Люди буквально умоляют сурового бога дождя внять их страданиям. Они надеются, что хоть эти сигналы, поданные ему, он заметит. Так, полярники, затерянные во льдах, выкрашивают палатку в красный цвет, чтобы кто-то, летящий по небу, увидел знак их беды. Но индейский бог оставался, как свидетельствуют современные географы, слеп и к этим мольбам, впечатанным в плоть земли. Дожди не шли. Вера была бессильна.

В конце концов индейцы покинули свой родной, но суровый край и отправились на поиски цветущей страны. Когда же через несколько столетий климат стал более мягким и на плато Наска вновь поселились люди, они ничего не знали о тех, кто когда-то жил здесь. Лишь линии на земле, уходившие вдаль или пересекавшиеся, напоминали о том, что либо боги спускались здесь на землю, либо люди пытались говорить с богами. Но смысл рисунков был уже забыт. Лишь теперь ученые начинают понимать, почему появились эти письмена - эти громадные «иероглифы», кажется, готовые пережить вечность.

Впрочем, называть единственными зрителями этих рисунков каких-то богов, погруженных то ли в нирвану, то ли во вселенскую лень, было бы неверно. Эти линии скорее «сцена, а не картина», полагает Райндель. Правда, сам он не берется судить, почему линии расположены так, а не иначе, почему они образуют тот или иной рисунок.

Очевидно, это имело религиозную подоплеку, но ввиду недостатка собранных фактов ученые продолжают спорить о религии, которую исповедовали люди, населявшие пустыню Наска на протяжении двух тысячелетий, спорить о характере их общества и его политическом устройстве. Эта пустыня хранит еще немало загадок. Но решать их придется без участия эзотериков. Уж слишком много земного, повседневного, суетного в этих «тайнах пустыни Наска».

В мире художников не жилось без рудокопов

В 2007 году американские и перуанские археологи обнаружили в районе пустыни Наска рудник, в котором почти две тысячи лет назад, задолго до прихода испанских завоевателей, добывали руду железа - гематит. Потом этот минерал растирали в порошок, приготавливая ярко-красную охру, полагает американский
исследователь Кевин Воэн.

«Археологи знают, что народы Нового и Старого Света еще тысячи лет назад добывали железную руду, - поясняет Воэн. - В Старом Свете, а именно в Африке, этим начали заниматься около 40 тысяч лет назад. Известно, что народы, населявшие в древности Мексику, Центральную и Северную Америку, также добывали минералы, содержавшие железо». Однако археологам долго не удавалось найти ни одного древнего рудника, пока несколько лет назад их внимание
не привлекла пещера на юге Перу. Ее площадь составляла около 500 квадратных метров.

При раскопках здесь отыскали каменные орудия, осколки посуды, ткани из хлопка и шерсти, раковины, сосуды, выдолбленные из тыкв, и маисовые початки. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст органических материалов составляет от 500 до 1960 лет. Как подсчитали археологи, за это время из горы было извлечено порядка 700 кубических метров породы общей массой около 3700 тонн - и все для того, чтобы добыть желанную охру, в которой нуждались жители окрестных районов. Ее использовали для раскрашивания керамических сосудов и тканей; индейцы разрисовывали ею свои тела и глиняные стены домов. Железный же век в этом краю художников так и не начался.

«В Старом Свете металлы использовали для изготовления различных орудий или оружия, - отмечает Воэн. - В Америке же они были лишь предметом престижа, украшением знати».

Кто наказал пирамиду?

Осенью 2008 года благодаря фотоснимкам, полученным из космоса, итальянские исследователи обнаружили в пустыне Наска пирамиду, засыпанную много столетий назад. Площадь ее основания составляла почти 10 тысяч квадратных метров. Пирамида была возведена в полутора километрах от Кауачи людьми, принадлежавшими к культуре Наска. Предположительно она состояла из четырех расположенных друг над другом террас. «На фотографиях, сделанных со спутника, особенно хорошо заметна структура местности, поскольку высушенные на солнце глиняные кирпичи весьма отличаются по своей плотности от соседних участков грунта», - поясняет руководитель исследований Никола Мазини.

Жители Кауачи погребли эти пирамиду, как и многие другие постройки, под толщей песка после того, как в окрестности одна за другой разразились две катастрофы: наводнение, а затем и сильное землетрясение. Очевидно, полагают археологи, после этих бедствий местные жрецы утратили веру в магическую силу пирамиды и… похоронили ее. Так поступили и с остальными сооружениями. Впрочем, эта догадка довольно спекулятивна. Никто не знает, что случилось тогда на самом деле.

No related links found



Самая большая загадка цивилизации Наска связана с огромными изображениями, вырезанными на поверхности земли, в пустыне Пампа-Колорада (называемой плато Наска ) . Внимание археологов было привлечено к ним в 40-х гг. XX в., когда профессор гидрогеологии Пол Косок совершил над пустыней несколько разведывательных полетов на маленьком самолете. Он определил, что линии и фигуры исполинского масштаба покрывают территорию длиной около 100 км и шириной до 15 км. ВВС США в годы Второй мировой войны сделали более 20 тыс. аэрофотоснимков Пампа-Колорада. Военная разведка посчитала длинные широкие линии, тянущиеся на много километров и обрывающиеся посреди пустыни, взлетными полосами.

Однако помимо линий Пол Косок обнаружил и гигантские геометрические фигуры : трапеции, треугольники, прямоугольники и спирали, а также изображения животных. Техника выполнения этих фигур была одинаковой: индейцы срезали верхний слой почвы, под которым открывался более светлый грунт. Таким образом получалась контрастная полоса, обрамленная темными отвалами срезанной земли. При всей технической простоте такого решения оно требовало великолепного знания геодезии. Перед тем как проводить линии на земле, народ цивилизации Наска создавали небольшие эскизы будущих рисунков и лишь затем, увеличивая их в соответствующем масштабе, переносили на поверхность земли. Как им удавалось делать это, не имея приборов сложнее колышков и веревочек, остается загадкой. Кроме того, большая часть рисунков не видна с земли, что вызвало к жизни множество экстравагантных гипотез. По мнению писателя Эриха фон Дэникена, в создании линий народу Наска помогали инопланетяне. Другие энтузиасты склонны считать, что индейцы умели делать воздушные шары, сшитые из шкур и наполненные теплым воздухом, - упоминания о таких устройствах встречаются в легендах .

Загадка рисунков на плато Наска

Одна из теорий, пытающихся объяснить тайну цивилизации Наска , связана с именем помощницы Косока немки Марии Райхе, которая занималась исследованием рисунков с середины 40-х гг. до своей смерти в 95-летнем возрасте. По ее мнению, рисунки Пампа-Колорада - не что иное, как гигантский календарь, позволяющий рассчитывать равноденствия или циклы течения реки Эль-Ниньо. В пользу теории Райхе говорит то, что многие рисунки являются изображениями созвездий, таких, как Большая Медведица или Орион, а некоторые линии соответствуют перемещению солнца. Существуют линии, точно ориентированные на луну, планеты и некоторые созвездия, в частности Плеяды. Основываясь на астрономических расчетах, Райхе первой назвала время создания рисунков - V в. Позже в районе одного из геоглифов был обнаружен деревянный столбик, радиоуглеродный анализ которого подтвердил указанную Райхе дату.

Многие археологи склоняются к мысли о том, что линии и рисунки животных представляли собой священные дороги, по которым ходили жрецы наска во время религиозных церемоний. Существует теория, согласно которой гигантские рисунки были отчаянной попыткой индейцев связаться с богами в период многолетней засухи.

Индейцы расширили свое влияние в глубь страны и заложили основу еще одной цивилизации Южного Перу - наска, «столицей» которой было крупное поселение Кауачи. Оно представляло собой скопление глинобитных жилых домов, террас и хозяйственных построек. В центре города возвышался Большой Храм - пирамидальное сооружение, возведенное на естественном холме с плоской вершиной, высотой более 20 м. Вокруг располагались площади, дворы и погребения. Помимо Кауачи известно еще несколько крупных строительных комплексов культуры Наска. Наиболее загадочный из них - так называемый «мертвый лес» Эстакерия, который исследователи образно называют «деревянным Стоун-хенджем» . Это 240 столбов высотой около 2 м с развилкой наверху, стоящие на низкой платформе. К западу и югу от платформы установлены меньшие столбы, причем уже не рядами, а цепочками. Рядом с «мертвым лесом» высится ступенчатый холм с двумя рядами террас.

На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой. В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков. Народ Наска, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной трепанации , но уже в меньших масштабах. Такие люди пользовались особым отношением окружающих. Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикрепленные к шнурам на поясе, - по-видимому, военные трофеи.

Культура древней цивилизации Наска известна также своими великолепными полихромными сосудами. Их качество поразительно, ведь индейцы не знали гончарного круга. Вазы, кубки, миски и фигурные кувшины расписывались шестью, семью красками, наносившимися до обжига. Но наибольшую известность этой культуре принесли загадочные и таинственные рисунки плато Наска, вызвавшие не стихающие и по сей день споры ученых об их предназначении и способах нанесения.

Мастерство «нейрохирургов» Паракаса и «геодезистов» Наска, оставивших на земле гигантские геометрические фигуры, изображения птиц и животных, остаются одними из самых интригующих загадок истории не только Южной Америки, но и всего человечества.

Плато Наска находится на юге государства Перу . Из -за сухого климата и отсутствия воды и растительности эту местность также называют пустыня Наска . Название плато связано с

Доколумбовой цивилизацией ,
существовавшей в этих местах во временном промежутке 500 г . до н .э . и 500 г . н .э . Свою известность плато Наска получило благодаря геоглифам - огромным рисункам , начерченным на земле , увидеть которые можно только с воздуха .

Открытие геоглифов Наска .
О загадочных рисунках в пустынном плато стало известно ещё в далеком 1553 году от испанского священника Педро Сьеса де Леон . Путешествуя по территории современного государства Перу он написал в своих записях о множестве начерченных на земле линий , именуемых им "дорогой Инков " и о неких знаках , также нарисованных на песке . Первым эти знаки с воздух удалось разглядеть американскому археологу Полу Косоку , пролетавшему над обширным плато в 1939 году . Большой вклад в изучение рисунков Наска был внесён немецким археологом Марией Райхе . В 1947 году она пролетела над плато на самолёте сфотографировала геоглифы с воздуха .



Описание рисунков на плато Наска
Геоглифы имеют размеры в несколько десятков метров , а линии Наска простираются на многие километры и иногда уходят даже за горизонт пересекая холмы и русла высохших рек . Изображения нанесены на поверхность путём извлечения грунта . Они образуют борозды шириной около 135 см и 30 -50 см глубиной . Рисунки сохранились до наших дней благодаря сухому полупустынному климату . Сегодня известно о 30 рисунках , изображающих геометрические фигуры , животных и только на одном изображено человекоподобное существо высотой около 30 метров , похожее на астронавта . Среди изображений животных наиболее известными являются паук , колибри , кит , кондор и обезьяна . Геоглиф , изображающий кондора является одним из самых больших в пустыне . Его длина от клюва до хвоста составляет 120 метров . Для сравнения : размер паука - 46 метром , а колибри - 50 .





Загадки геоглифов пустыни Наска
Таинственные рисунки оставили археологам и историкам много вопросов . Кто их создал ? Каким образом и с какой целью ? С земли геоглифы разглядеть не возможно . Они видны только с воздуха , причём поблизости нет ни каких гор откуда эти линии и рисунки можно было бы увидеть . Ещё возникает вопрос о том , что рядом с рисунками и линиями нет следов древних художников , хотя если по поверхности проедет машина , останутся следы . Примечательно , что изображённые на геоглифах обезьяна и кит не живут в данной местности .



Изучения плато Наска
Некоторые учёные считают , что геоглифы имели ритуальное значение для древних жителей долины . Поскольку их можно было разглядеть только с воздуха , то увидеть их могли только боги , к которым люди обращались с помощью рисунков . Многие исследователи придерживаются гипотезы о том , что изображения Наска были созданы одноимённой цивилизацией , жившей в этих местах во 2 веке до нашей эры . Исследовательница геоглифов Мария Райхе считает , рисунки сперва были сделаны на маленьких эскизах , а уже потом наносились на поверхность в натуральную величину . В качестве доказательства она предоставила найденный в этих местах эскиз . Кроме того , на концах линий , изображающих рисунки , обнаружены деревянные столбики , вбитые в землю . Они могли служить координатами точек при нанесении геоглифов . Результаты исследований показали , что изображения создавались в разное время . Пересекающиеся и находящие одна на другую линии , говорят о том , что древняя живопись покрывала землю долины в несколько этапов .


Различные версии происхождения геглифов
Многие историки и археологи придерживаются астрономической версии рисунков . Древние жители пустыни Наска могли хорошо разбираться в астрономии . Созданная галерея является своеобразной картой звёздного неба . Такой версии придерживалась немецкий археолог Мария Райхе . Американский астроном Филлис Питлуги в пользу данной версии приводит тот факт , что геоглиф , изображающий паука , является чертежом , показывающим скопление звёзд в созвездии Ориона . Однако британский исследователь Джеральд Хокинс уверен , что только небольшая часть линий и рисунков пустыни Наска связаны с астрономией . Некоторые уфологи предполагают , рисунки являлись ориентиром для посадки инопланетных кораблей пришельцев , а линии плато Наска выполняли роль взлётно -посадочных полос . Скептики не соглашаются с этой версией хотя бы потому , что космическим кораблям инопланетян , способным преодолевать десятки световых лет не требуется разгон для взлёта . Они могут подняться в воздух вертикально . Изучавший в 70 -х годах прошлого века плато Наска Джим Вудман пришёл к выводу , что древние жители , создавшие эти рисунки , могли летать на воздушном шаре . Он объясняет это изображением данного летательного объекта на глиняных статуэтках , сохранившихся с древних времён . Для доказательства Вудман изготовил воздушный шар из побочных материалов , которые можно было достать только в ближайшей округе . В шар подавался горячий воздух и он смог пролететь достаточно большое расстояние . Упомянутая выше немецкий археолог Мария Райхе называла геометрические фигуры и линии плато Наска зашифрованным текстом , похожим на набор букв и знаков .
До сих пор нет единого мнения о происхождении и назначении таинственных геоглифов . Плато Наска остаётся одной из величайших тайн на нашей планете ...