О "чёрной археологии", копателях и разрушении археологических памятников. Помешательство на черных

«Черные копатели» понятие широкое. К таким людям относятся искатели трофеев, черные археологи и кладоискатели. Их различает лишь цель раскопок. Им все равно где и когда копать. «Вижу цель – не вижу препятствий».

Незаконная деятельность без разрешительных документов, раскопки и торговля артефактами – основная черта всех черных копателей. Археологи и ученые считают этих «вольных искателей» преступниками и уголовными элементами. По их мнению, «черные копатели» наносят непоправимый ущерб истории, как науке.

Многие исторические цепочки уже невозможно восстановить из-за их непрофессиональных и криминальных действий. Однако среди них много людей с большими знаниями истории и археологии.

Находки черных копателей

На сайтах Интернет аукционов большим спросом пользуются предметы, раскопанные в немецких блиндажах времен Второй Отечественной. У черных искателей трофеев есть поговорка «На каждый значок есть свой дурачок». На полях бывших сражений трофейщики ищут воинские знаки отличия, оружие, части солдатской амуниции, каски.

Желающих купить у черных копателей пистолеты, автоматы, множество. Это и коллекционеры и неонацисты. Железные кресты и знаки люфтваффе на черном рынке можно продать за несколько сотен Евро. Зачастую, вместе с останками немецких солдат, находят тела советских воинов. Мародеры трофейщики снимают даже обручальные кольца и нательные кресты.

Для этих отморозков человеческие останки всего лишь балласт, не приносящий денег. Но есть категория «черных копателей», для кого это хобби, а не погоня за наживой.

Значимые находки «черных копателей», это результат их личного интереса к обогащению. На приобретение подлинных исторических карт, технику, приспособления они тратят колоссальные деньги. Имея «тайный» доступ к историческим архивам, их шанс на удачную раскопку увеличивается в разы. Официально работающие археологи, такими средствами не владеют. Это сказывается на результате и качестве поисковых работ. Музеи не могут выкупить ценные экспонаты из-за нехватки средств. По этой причине они не интересны криминальным копачам. Их главные клиенты – богатые коллекционеры всего мира.

Сегодня аналитики спецслужб бьют тревогу. Отреставрированные пистолеты, автоматы и пулеметы времен ВОВ, все чаще принимают участие в криминальных разборках. Нередки случаи заказных убийств из раритетного оружия, добытого «Черными копателями».

Выбор такого оружия обоснован. Его невозможно идентифицировать и отследить место его происхождения. Но без патронов – это стрелковое оружие просто бесполезно. Найти в земле патроны, не утратившие свои боевые качества от времени – большая удача. Поиск военных трофеев – занятие опасное. Всегда есть риск подорваться на снаряде. Только особо отчаянные копачи выбирают такой вид деятельности.

Сообщества «черных копателей» имеют множество форумов, где формируются поисковые экспедиции и туры. Фото добычи после набегов, выкладываются в интернет и печатные издания. Это популяризирует в обществе такой вид криминальных доходов. Проблем с приобретением металлоискателей нет. Интернет магазины наперебой зазывают клиентов, красочно описывая выгоду от приобретения такого товара.

«Черные» и «Белые» копатели

«Черные» и «Белые» копатели встречаются и общаются между собой. Обмениваются информацией. Нередки случаи, когда законным поисковикам, отдают вещи советских солдат для перезахоронения. Всегда найдутся люди, не совсем потерявшие совесть. «Черные копатели» – явление мирового масштаба. Особенно много их в Египте. Выводы ученых о несметных сокровищах под тоннами песка, привлекают в этот регион авантюристов со всей планеты.

«Черные копатели» были, есть и будут. Во все времена, все народности мира имели в своих радах таких «достойных» членов общества. Надежда на везение и желание быстро разбогатеть, никогда не искореняться в рядах человечества.

Смотрите видео черные копатели

Черную окраску понятию придает неофициальность этой группы искателей. Они входят в более широкое понятие «черные копатели» которое включает организованные группы либо одиночек, осуществляющие разнонаправленный неофициальный поиск артефактов путем выполнения земляных работ. Существует 3 основных направления черных копателей: черные археологи, кладоискатели и трофейщики.

Чёрные археологи

Их иногда называют «полевиками» либо же просто «копателями». Они занимаются поиском исторических артефактов на объектах археологии. Однако у них отсутствуют все необходимые для осуществления таких поисков разрешительные документы. Поэтому их исследования выпадают за рамки закона. Введение в название черной окраски служит своеобразным противопоставлением официальной – «белой» археологии. Научный мир выступает против применения «археологи» в отношении этих копателей.

Размах «черной археологии» на территории постсоветского пространства стал катастрофическим, просто устрашающим. Процветанию этого явления способствовало появление в свободной продаже металлоискателей.

Над обслуживанием корпорации черных археологов работает огромный вспомогательный штат в виде перекупщиков, экспедиционных проводников, информаторов. Есть сведения о том, что к сотрудничеству могут привлекаться и профессиональные археологи. Известны случаи, когда работа таких копателей покрывается фирмами торгующими «разрешениями» на снос памятников истории.

Находки черных археологов редко попадают в музеи, чаще всего они отправляются в частные коллекции, антикварные магазины и рынки. В результате историческая наука утрачивает безвозвратно не только исторические артефакты, но и связанную с ними информацию.

Кладоискатели и трофейщики

Родственной чёрным археологам группой являются кладоискатели, орудующие в заброшенных деревнях. В их добыче оказываются как небольшие предметы быта, так и настоящие клады. По мнению официальной археологии ситуация с кладами более напряженная, т. к. это явление более массово. Находки также безвозвратно уходят на черный рынок.

Черные следопыты или диггеры обследуют места боев, в основном периода Великой Отечественной. Их название, подобно названию археологов сформировалось как противопоставление названию красных следопытов, занимавшихся официальной поисковой работой. Среди их находок боеприпасы и оружие, амуниция либо ее части, награды, взрывчатка, солдатские жетоны, предметы солдатского быта.

Магазин декоративных отделочных материалов RoomDecor () предлагает продукцию по крайне выгодным ценам.


Черные археологи Перу. Они смеются над учебниками истории


  • Археология всё больше и больше проникает в недра нашей жизни. Прикоснуться рукой к историческим ценностям, обнаружить клад и раскопать могилу. ...


  • Сегодня приходят сообщения о том, что объектом хищения «черных копателей» стала Мечеть в Алеппо. Также ряд старинных храмов в Сирии, ...


  • На протяжении многих лет об археологии помнили лишь черные археологи, для которых этот процесс являлся заработком, да еще ученые, которые...

Где-то начиная с 2005 года мне в лесах и в полях стали попадаться люди в камуфляже, с металлоискателями и небольшими, нездешними, лёгкими лопатами. Жители отдалённых деревень в беседах тоже стали рассказывать мне, что по их огородам и в полях бродят какие-то чужие люди, что-то ищут, роют ямки в земле. Ямками этими, вырытыми на всех грунтовых дорогах и часто не закапанными, они селян достали. Люди жаловались, что и старые кладбища по ночам эти приезжие раскапывают, и по домам заброшенным лазают, углы приподнимают домкратом, печки ломают. Местным мужикам это не нравилось, доходило до ругани и до стычек. Из рассказов деревенских людей я понял, что это новое явление их беспокоит и решил в нём разобраться. Тем более что селяне просили меня прояснить ситуацию и написать хоть какую-нибудь статью, чтоб им было ясно, кто к ним пожаловал в гости и как им к этим гостям относиться.

Поразмыслив и наслушавшись селян, я задумал писать статью обличительную, направленную против незваных гостей. Мол понаехали тут, ходят везде, вынюхивают, высматривают, расспрашивают, ищут, копают, расхищают историческое наследие и всё такое. Но по своей въедливой деревенской привычке решил сначала серьёзно вникнуть в суть вопроса, понять то, о чём собираюсь писать, чтоб потом не стать посмешищем в глазах понадеявшихся на меня земляков. И неожиданно для себя открыл новый, интересный мир, который существует в лесах и полях параллельно со мной и независимо от моего отношения к нему. Мир, населённый увлечёнными людьми. В результате, статья моя получилась совсем иная, чем была задумана изначально.

Она была опубликована в одной из местных газет. Потом я её дополнил новыми данными, рассуждениями и она долго ходила среди поисковиков и их оппонентов и вызвала много откликов. Поисковики благодарили меня за объективный подход и за поднятые в ней вопросы. Эта статья памятна мне ещё тем, что рассорила меня с официальными археологами и, по выражению одного молодого, горячего учёного, «навсегда закрыла передо мной дверь в их сообщество». Ну да ладно. В этой жизни много других дверей, а в лесу – много дорог.

Вот эта статья.

Погожий, солнечный, летний день 2011 г. Я на своем стареньком, надёжном, добром велосипеде «Минск» еду в Хахлево ─ деревню ныне не существующую, которая располагалась ранее между и Мощаницами, чуть западнее от них. Старая, прямая, как струна, красивая, ныне не ездовая дорога с заросшими берёзами дренажными рвами по обочинам выводит меня к краю глубокого, непролазного дремучего оврага, который начинается от Алёшкова и уходит к Винёвским Дворикам. Здесь, вытянувшись вдоль оврага и находилась раньше деревня Хахлево. Ныне это пустошь, поросшая мелколесьем и густой, высокой, в человеческий рост травой. Глухомань несусветная, кругом ни души. Даже гадюка, свернувшаяся кольцами на пне и греющаяся на солнышке, долго раздумывает: уползать ей при моём приближении или нет, и наконец лениво так, нехотя, сползает с пня в заросли одичавшей малины.

Вдруг из густой травы прямо на меня с рёвом выезжает крутой (не «асфальтовый») внедорожник с «кенгурятником» на капоте, объезжает меня и едет в сторону Мощаниц. Я лишь успеваю разглядеть троих молодых ребят в хорошем камуфляже и с металлодетекторами, сидевших в машине и с удивлением смотревших на меня: «Откуда этот болван здесь взялся?!»

«Чёрные». В последнее время я постоянно, повсеместно их встречаю, даже в самых глухих местах. Они стали обязательной и неотъемлемой деталью любого сельского пейзажа.

Кто же они такие – эти «чёрные», откуда взялись?

Попробуем разобраться.

Термин «чёрные археологи», «чёрные копатели» появился в начале шестидесятых годов прошлого века, когда предприимчивые молодые люди стали раскапывать места кровопролитных сражений Великой Отечественной войны в поисках прежде всего оружия, а ещё орденов, медалей, знаков различия и т.д. Этому способствовало то обстоятельство, что останки геройски павших в боях наших (и не наших) солдат не были должным образом захоронены. Раскопки тех далёких годов носили чисто коммерческий характер. Существовал целый нелегальный (а порой и легальный) рынок сбыта всего, что извлекалось из земли. Занятие это было рискованным. «Чёрные» частенько подрывались на минах и снарядах Второй Мировой. Да и местные жители относились к ним с ненавистью и презрением и порой устраивали над ними самосуд. Ведь ещё свежи были в сердцах воспоминания о той страшной войне.

Постепенно движение это стало сходить на нет. Нераскопанных мест становилось всё меньше, годы шли, металл в земле ржавел. К тому же появились конкуренты –официальные, легальные отряды энтузиастов-поисковиков, зачастую состоявшие из бывших, но одумавшихся «чёрных», которые теперь занимались поиском, установлением личности и захоронением останков павших бойцов, т.е.благородным делом.

В шальные девяностые эстафету «чёрных археологов» приняли копатели могил на старых, деревенских кладбищах. Отдалённые кладбища Ростиславля, Алёшкова, Рёброва, Кобякова были безжалостно разрыты. Это было что-то ужасное, это была невиданная доселе в наших краях беда. Огромные ямы, отвалы свежевыкопанной земли, кости, черепа, безмолвно взирающие пустыми глазницами на деяния своих потомков. Черепами этими, насадив на палки, мальчишки в нашей округе пугали девчонок. Сразу наплыв на стихийном рынке в Измайлово наперстных крестов, перстней, орденов и медалей всех войн. А чего тут удивляться? Сколько церквей в своё время было взорвано и разрушено? Сколько кладбищ осквернено, срыто бульдозерами? (У нас кладбища наших предков – излюбленное место для застройки. «Литерные» дома стоят на кладбище, а в совхозе «Озёры» на кладбище построены гаражи.) Если государству можно это делать, то почему отдельным людям нельзя?

В начале двухтысячных годов, с поступлением в продажу импортных, чутких металлодетекторов появилось третье поколение охотников за удачей, гордо именующих себя поисковиками. Это — люди очень увлечённые, хорошо знающие историю, зачастую имеющие высшее образование, знакомые с методой ведения поиска и археологических раскопок. Человек в камуфляже, с металлодетектором и лёгкой лопаткой в руке прочно «прописался» в наших краях.

Говорят об этих людях много, зачастую рассказывая небылицы о найденных кладах, несметных сокровищах, тайниках и т.д, наподобие истории про графа Монте Кристо. Я часто бываю в поле, в лесу и общаюсь с разными людьми: грибниками, собирателями трав, охотниками, браконьерами, лесорубами, а теперь вот и с поисковиками. И у меня, естественно сложилось своё представление о них и о их деятельности.

Люди это в основном молодые, от 17 до 35 лет, крепкие, спортивные, хотя встречаются «ребята» сорока-пятидесяти лет, и постарше. Хорошо ориентируются на местности, умело используя древние карты, военные карты, навигаторы, электронные карты, снимки из космоса. Читают специальную литературу по археологии, владеют информацией о поисках и находках официальных археологов (многие из поисковиков сами работали в археологических экспедициях.). Некоторые из них так увлечены поиском, что ходят вблизи деревень даже ночью, с налобным фонариком, пугая местных старушек и порождая легенды о блуждающих огнях, инопланетянах, неупокоенных душах и т.д. Находки свои классифицируют, заносят в каталоги, обмениваются, консультируются со специалистами. У некоторых из них есть коллекции находок, которые смогли бы сделать честь любому серьёзному музею. У поисковиков есть свои сайты, свои газеты и журналы, посредством коих они общаются, делятся впечатлениями и информацией, знакомятся. Есть специализированные магазины, где можно купить всё, что необходимо охотнику за удачей. Одним словом – это целый свой мир, со своими понятиями, правилами, законами, языком, кодексом чести. Мир вовсе не опасный, дружелюбный и (как ни парадоксально) открытый для интересующихся людей и даже для ненавидящих поисковиков археологов. За всё время моих долгих хождений по лесам и полям и сбором материала для этой статьи у меня ни разу не было конфликтов и каких-либо напрягов с поисковиками. Наоборот, узнав, что я хочу написать про них объективную (не знаю, насколько мне это удалось) статью, они всячески помогали мне, рассказывали много чего интересного, с пониманием относились к моему дилетантству и терпели мои наивные вопросы.

Большинство из них не копают могил, курганов. Презирают мародёров, называя их «стервятниками», не ведут поиски в местах официальных, археологических памятников. Не мешают работе федеральных археологов и не спорят с ними, безоговорочно признавая за «лицензированными» право первенства.

Выкопанные, не представляющие интереса железки выкладывают на видное место, чтобы те, кто пойдет после них, не повторяли уже проделанные работу. С удовольствием экспонируют свои находки в музеях (при условии обеспечения их сохранности) и даже любезно предоставляют их для составления каталогов и лекций по краеведению.

К сожалению, идеального портрета бескорыстного «рыцаря полей» у меня пока что не получается. Некоторая часть поисковиков, а это немалая армия, не гнушается раскапывать старые кладбища, «бомбить» курганы, «ныряют» на территории официально объявленных и известных памятников, нанося своими действиями огромный вред. (Я уже не говорю о моральной стороне раскопок кладбищ, если разговор о морали здесь вообще уместен). Так были частично или полностью уничтожены многие старые кладбища в нашей округе.

Язык поисковиков

Язык поисковиков очень информативен и интересен. Например:

  • Поднять – т.е. найти вещь;
  • Оброн – вещь, найденная вне древнего поселения, случайно оброненная в поле, на лесной дороге;
  • Домонгол – находка домонгольского периода.
  • Новодел – современная находка.
  • Конинка (конина) – медная или бронзовая деталь конской упряжи.
  • Чернина – «чёрный» металл (сталь, чугун)
  • Цветнина – «цветной» металл (серебро, медь, бронза, латунь, свинец, алюминий и т.д.)
  • Чешуя – мелкая, действительно напоминающая рыбью чешую, монета.
  • Удел, удельная чешуя – довольно редкая монета удельного княжества.
  • Империя – монеты, начиная с Петра Первого и до 1917 г.
  • Советы – монета Советских времен.
  • Ходячка – современная, находящаяся в обращении монета.
  • Гирька – цельнолитая или пустотелая медная (иногда бронзовая) пуговица.
  • Лицензированные – официальные археологи.
  • Репутация – особый статус человека в полях. Вроде как княжеский алый плащ или рыцарские знаки отличия. Человеку с Репутацией всегда найдётся место у костра, его накормят, напоят, всё ему расскажут, покажут и отнесутся к нему с уважением. Репутацию заслужить очень непросто, а потерять – легко.
  • Понятия– негласные правила поведения в лесу и в полях, правила вежливого обращения с любым встреченным на поиске человеком.

Почему это движение поисковиков ширится, разрастается, набирает обороты?

Ну, во-первых, это хороший, интересный, интенсивный отдых после работы. Тут и азарт, и адреналин, и свежий воздух, и чудесная, не тронутая (поисковики зачастую ходят по глухим местам), природа. В любом случае – это, наверняка, лучше, чем проводить свободное время, стоя у винного магазина. Изучение родной истории, опять же. Большинство поисковиков — хорошие историки и краеведы. Не скрою, от них я узнал много для себя нового и интересного. И потом. У нас есть лишь федеральные, официальные археологи и, к огромному сожалению, нет археологов областных и уж тем более – районных. Так что археологическим краеведением в нашем районе вообще, по крупному счету, заниматься и некому. Тем более что предметы старины не могут долго лежать в земле и ждать своего «официального» часа. «Ничто не вечно под Луною» ─ банальная истина! Предметы старины съедает коррозия (особенно в полях, где сыплют удобрения), их увечат и ломают плугом при распашке. (Плуг «берет» на 40 см, а прибор поисковиков — на 15 см. И ведь никто тракториста за уничтожения культурного слоя и находок не ругает!). Дробят дисковыми фрезами при рыхлении почвы. На местах их залегания строят дачи, (а дачи и строят, в основном, в живописных и удобных для проживания местах, где раньше были древние поселения), роют траншеи под прокладку коммуникаций. Если бы не поисковики, то многие из находок давно и безвозвратно были бы утеряны. А так они сохранены, целы, и это уже неплохо, хоть и находятся пока в частных коллекциях. А там видно будет! Кстати многие поисковики готовы хоть сейчас передать часть своих коллекций музеям. Только вот не все музеи наши могут гарантировать им сохранность их коллекций. Хорошо помню, как во времена моего далекого детства в нашем Озёрском краеведческом музее стоял большой стол, где под стеклом лежало много различных монет. А на стене висело штук пять каких-то старинных сабель. Сейчас ни монеты, ни сабли в нашем музее почему-то не экспонируются.

Хотим мы того, или не хотим, но движение поисковиков ширится, набирает силы. И с этим нельзя не считаться. Это, как седина в висках. Можно сколь угодно сокрушаться по этому поводу, негодовать, но это мало что изменит. Как говорят у нас в Болотове: «Мужик семь лет на базар серчал, а базар и не знал!» Ругая движение поисковиков, мы тем самым создаем им рекламу. В конце концов, Генрих Шлиман, открывший миру Трою, по меркам официальных археологов тоже был «чёрным»! Ведь у него не было специального археологического образования! Другое дело – направить это движение в более цивилизованное русло. Разработать правила, ввести аттестацию, членские билеты наподобие охотничьих, лицензии на поиск в определённых районах. (Мы ведь не осуждаем и не запрещаем охотников – любителей, хотя есть и профессиональные охотники – промысловики. Параллель явная.). Обозначить места, где любительский (и любой другой) поиск запрещён (чего до сих пор не сделано). Использовать армию энтузиастов – поисковиков для благих целей: разведка, привязка к местности и т.д. Ведь не секрет, что официальная археология малочисленна, недофинансирована и при всем желании не может вести такой масштабный, «ковровый» поиск, как это делают поисковики. Археологи зачастую просто не имеют возможностей и средств, чтоб обследовать все перспективные места, а в некоторые из них они вообще никогда не доберутся. А как известно: «Свято место пусто не бывает». Когда в лихие девяностые было туго с врачами, появились разного рода «экстрасенсы», «целители», «ясновидящие». Вот и сейчас поисковиков в наших полях пожалуй больше, чем рыбаков на Оке. К нам едут из Москвы, Каширы, Зарайска, Рязани – отовсюду! И это уже начинает напрягать. Все поля, все проселочные дороги ямами изрыты. Эти, всем уже намозолившие глаза ямы я встречал в самых глухих и труднодоступных местах. В Кобякове, Хахлеве, Гремячеве, Фофанове. Надо бы всё это как-то упорядочить, но опять же разумно и без противостояния и гонений. Ведь гонимых и обиженных у нас на Руси издавна любят и жалеют!

Запретительные меры здесь вряд ли эффективны. К тому же, для сравнения, весной нынешнего года по посаду древнего Ростиславля была прорыта с помощью экскаватора огромная траншея для укладки труб. По мнению археологов, безвозвратно утерян буквально напичканный предметами старины культурный слой, площадь которого составляет более 400 кв. метров! Куда там поисковикам с их саперными лопатками! Никого за это не наказали. Был суд, на котором выступали мы с Максимом Муромским, на котором действие людей, выкопавших траншею, признаны законными. Археологи (которых мы приглашали), на суд так и не явились, хотя до этого негодовали, рвали рубаху на груди и всё такое.

Послесловие.

24 сентября. Мы с Максимом Муромским едем к Обуховскому пруду – фотографировать осенний закат. Чуть в стороне, едва различимые в камуфляже, по свежевспаханному полю, растянувшись цепью, как пехота, идут пятеро поисковиков. Ловко работая металлодетекторами, сосредоточенно «чешут» всё «под гребёнку». За ними, как танк поддержки, ползёт огромный внедорожник с московскими номерами. При виде этой картины почему-то стало тревожно на душе.

Я изложил свою, сугубо личную точку зрения на проблему, отмахнуться от которой так просто уже нельзя. Хотелось бы узнать мнение по этому вопросу уважаемых читателей и самих героев моей статьи.

Сердечная благодарность за консультации, поездки «в поле», беседы у костра и рецензию статьи поисковикам Ивану, Александру и Михаилу.

Посвящённая авантюре "любителя металлопоиска" Сергея Кулиничева. Естественно тут же всплыли комментаторы и прямо таки "закричали" о беззаконии, продажных "архах" и беспорочных любителях металлопоиска. В связи с этим, не могу удержаться от ряда замечаний об этой истории и её героях.

1. Об "археологической мафии" и "безобидном хобби"
Кулиничев и сотоварищи, доказывая свою "пушистость", любят обвинять археологическое сообщество во всём, что угодно. Вот свеженький комментарий от одного из "копателей":

Николай - Питер
Этот Кулиничев реальный человек борящийся с официальными археологами-коммерсантами - археологической мафией, которые стремятся запретить реальное изучение истории и хобби десятков тысяч людей, вводят в заблуждение полицию сообщая туда заведомо ложную информацию. Всё это делается для сокрытия арх. находок с последующей реализацией нечестными официальными археологами и для разворовывания средств выделяемых государством на деятельность археологов, в большинстве случаев предоставляющих нулевые отчёты при разворовывании ими обнаруженных арх. находках. Наиболее алчные археологи бросаются на любого человека с металлодетектором, будь он в перепаханом поле или идущего по дороге суля ему нешуточные проблемы...

Так вот, я и есть тот самый "алчный археолог, бросающийся на любого человека с металлодетектором". А о том, что я скрываю или не скрываю можно судить по этому журналу, ну или просто приехать в экспедицию во время раскопок. Про "нулевые отчёты" (и находки которые "скрывают") можно узнать зайдя на любой археологический портал с новостями, электронную базу данных археологических находок или почитав свежие археологические сборники. Про вред "безобидного" хобби я пытался образно объяснить вот в этой .

2. О Сергее Кулиничеве и его борьбе
Сергей Кулиничев из Брянска личность неоднозначная и даже в "стане копателей" к нему отношение противоречивое.
Своей деятельностью он пытается добиться возможности безнаказанно копать с металлодетектором в любом месте, которое не огорожено забором из колючей проволоки с пулемётными вышками по углам не обозначено как объект культурного наследия. Смысл его доводов примерно такой: "законы, запрещающие несанкционированные археологические раскопки, касаются только археологов, а "неархеологи" могут искать и выкапывать древности совершенно свободно". Утверждение весьма бредовое (хотя иногда срабатывает даже в суде). В принципе, это всё равно, что сказать: "законы об охоте касаются только охотников имеющих охотничьи билеты". Примерно так:

А: "Гражданин вы охотитесь в заповеднике и должны (в соответствии с законодательством) понести наказание"
Б: "Дык, меня это не касается. Я не охотник. У меня охотничьего билета нет. Без него я просто придурок с ружьём"
А: "Но вы здесь с ружьём. Вы стреляли в заповеднике!"
Б: "Так я по банкам стрелял. У меня вообще цели охотится не было, я просто люблю свежий воздух, активный отдых и пустые банки! А кабан сам за банки прыгнул, я его случайно подстрелил и собирался к ветеринару отнести. Да и зверей в вашем заповеднике нет, кого тут охранять-то?".
А: "Так потому и нету, что вы всех истребили!"
Б: "Я животных не истребляю, я их люблю и спасаю для людей. Ведь учёные же до них всё равно никогда не доберутся и они все вымрут из-за кислотных дождей. Зато у меня есть отличная коллекция чучел. Хотите покажу? Часть из них (те, которые моль поела) я даже подарил в школьный музей".
А: "???" [впадает в истерику, начинает биться головой о ствол ближайшего дуба, его неожиданно выносят].

Короче, как у Хармса: "тут же побледнел, как полотно, и как тростинка закачался и неожиданно скончался".
.....

Сам Кулиничев прекрасно осознаёт, что занимается поиском древних предметов, которые находятся на территории археологических памятников. А памятник является памятником по самому факту своего существования, независимо от того, внесён он в реестр или нет (это примерно, как считать что человек без паспорта и не человек вовсе). Именно поэтому археологи обследуют участки (уходящие под освоение и застройку), на которых не значатся никакие памятники и ежегодно выявляют десятки и сотни новых селищ и могильников.

А господин Кулиничев готовится и дальше разорять культурное наследие России. Вот как он об этом говорит на одном из форумов (где известен под ником Plotnik) -

3. О бескорыстных "любителях металлопоиска"

Касаясь других герое этой истории и полей, "на которых ничего нет", предъявлю ещё несколько фактов.
Вечером, 19 мая, после задержания Д. А. Харькина и В. М. Ластовки на популярном среди "копателей" форуме Reviewdetector появилось следующее сообщение от пользователя под ником -=Demon=- -

Интересно, чем же этот -=Demon=- здесь занимается?
Посмотрим предыдущие сообщения.
6 мая 2012 г. а -=Demon=- выставил на определение и оценку только что добытую привеску, сделанную из золотой западноевропейской монеты XV в., найденной где-то недалеко от Новгорода. Любому ежу понятно, что такой предмет может, залегать только в культурном слое археологического памятника, да и то не всякого. Монета выдающаяся. Однако, оставим её нумизматическую значимость за скобками. Она гораздо важнее как исторический источник, свидетельствующий о контактах жителей Новгородской земли с Западной Европой. Но именно эта составляющая в результате "демонических" действий безвозвратно утрачена - мы никогда не узнаем к какому памятнику относится это свидетельство.

То есть, как видите, этот человек давно и активно промышляет разграбление археологических памятников. Нашего с вами общего культурного наследия.

Ещё один "борец с беззаконием", приехавший защищать Харькина и Ластовку на место происшествия. Он оказался новгородским дилером компании Minelab (чужеземного производителя металлодетекторов) и владельцем магазина "Эхо войны" на новгородском автовокзале, в котором продаются, среди прочего, предметы, которые могут быть получены только в ходе незаконных раскопок. Вот его витрины -

Вот такие они, бескорыстные любители истории с металлодетекторами...

Есть среди "металлодетектеристов" те, кто не понимает что творит или просто бездумно развлекается. Обращаясь к ним, скажу:
- Бросьте вы это. Это не хобби, это уничтожение нашей с вами истории и нашей с вами культуры.

P. S. Вчера ездили на очередное обследование в Поозерье (ключевой район для изучения ранней истории Новгорода и Новгородской земли). Были как раз рядом с Васильевским, где разворачивались первоначальные события этой истории. В нескольких километрах от него находится средневековое городище Георгий с сопутствующими селищами. И рядом с городищем (на фотографиях - возвышенность поросшая деревьями), и на расположенном напротив селище (где мы ловили "кладоискателя" в 2011 г.) свежие следы металлопоиска.

Какая уж тут культура...

Что знают нелегальные перуанские копатели уакерос об истории древних цивилизаций? Андрей Жуков

В странах, богатых археологическими пластами, образуется чёрный рынок предметов древностей. Местные чёрные копатели неплохо зарабатывают на торговле артефактами, найденными в земле. Рынок предметов истории входит в пятёрку самых доходных рынков мира. Со временем возникают целые кланы таких “чёрных археологов”. В Перу они называются уакерос (от “уака” - священное место). Багаж знаний этих людей в области подлинной истории существенно превышает знания многих официальных археологов, копающих на ограниченных участках и делающих выводы на основании заранее определённых шаблонов. Безусловно, чёрные археологи наносят вред, потому как многие бесценные артефакты утекают в неизвестном направлении, даже не будучи сфотографированными. Но вместе с тем они - уникальный источник информации о прошлом человеческой цивилизации. Именно поэтому с ними необходимо устанавливать контакт. Историк и путешественник Андрей Жуков делится своими впечатлениями от общения с перуанскими чёрными археологами уакерос.

Андрей Жуков: Патриарх перуанской археологии Хулио Тельо в начале 20 века назвал территорию центрального побережья Перу археологическим раем. Здесь сохранилось огромное количество древних артефактов, возрастом от тысячи до трех тысяч лет, которые представляют огромную ценность, как научную, так и художественную, поэтому черный рынок антикварный на этой территории имеет огромные масштабы. Естественно, основными покупателями являются штатовцы и европейцы, потому что именно в этих странах древние культуры Перу наиболее известны. То есть, допустим, для наших граждан, про пустыню Наска, естественно, все знают, слышали. Про культуру Паракас с ее сумасшедшими тканями вряд ли кто слышал. Инки и Наск, в общем, все, что мы знаем. На самом деле, пласт культур уходит на этой территории в древность, второе, может быть, третье тысячелетие до новой эры, а, возможно, и на десятки тысяч лет, скажем, глубже, говоря археологическим языком. Поэтому бизнес черных археологов здесь уже более столетия поставлен на широкую ногу. Вообще, я где-то читал, что рынок антиквариата в мировых масштабах входит в пятерку наиболее крупных по обороту денежному, естественно, после оружия, наркотиков, золота, нефти, алмазов. Вот в этих районах центрального Перу: Ика, Наска, Паракас, насколько мне известно, уже существуют семейные кланы, которые на протяжении поколений имеют бизнес, налаженные связи, имеют свои, скажем так, делянки в пустыне, поделенные между собой, с которых они берут материал. Во время двух поездок предыдущих в Перу я встречался с такими местными ребятами. В первую поездку меня, естественно, привели за ручку, американский товарищ, с которым мы вместе ездили туда, был уже с ними знаком, привел, порекомендовал, показал, во второй раз было проще. И поэтому они, естественно, не раскрывают каких-то своих профессиональных секретов, тем не менее, поведали много интереснейших вещей. Во-первых, дома мы видели, что количество артефактов, которые просто дома на стенах, на подоконниках вполне могло бы составить такой небольшой краеведческий музей. Во-вторых, тоже пояснили, что работают они в основном сейчас на заказ, то есть поступает, естественно, не от клиента, а от постоянного посредника. Вот нужна керамика, или нужны ткани культуры Наска, или нужно золото, но золота там на самом деле не так много, и оно не такое ценное в плане антикварной стоимости, как те же ткани Паракаса или керамика культуры Наска, которые имеют на антикварном рынке гораздо более высокую стоимость. То есть сейчас они уже работают под заказ, я заранее попросил, они подготовили несколько камней Ики, которые мы купили и вывезли без особых проблем, потому что камни Ики признаны новоделом и не попадают под статью о вывозе археологических ценностей, с этим проблем поэтому никаких не было.

И получается, что местные археологи, которые всю жизнь этим занимаются из поколения в поколение, имеют совершенно другое представление о древней истории перуанцев, живших на этой территории, и их представление совершенно отличается от тех, которые прописаны в книгах специалистов американистов, будь то историки или археологи. И вот эта вот живая история глазами, так сказать, местных жителей, завязанных на этой проблематике всю жизнь, была бы очень интересна для нас, как сторонних исследователей. Сторонник, в смысле не живущих там в Перу, а приехавших с другого конца света. И если в планируемой поездке удастся выйти на такие контакты, я думаю, что это будет тоже очень интересно и познавательно, потому что, еще раз повторюсь, местные уакерас, как их называют, знают совершенно больше, чем наезжающие из, допустим, Штатов археологи раз в несколько лет, которые покапают несколько сезонов на одном памятнике, сделают свою книжку напишут или диссертацию сделают, но у них нет масштабной картины вот этого всего древнего наследия, которое хранится до сих пор в земле в этом регионе. И сколько бы там не выкопали за последние сто лет, сколько бы это не ушло на сторону, все равно в земле еще гораздо больше.

К сожалению, к самому большому моему сожалению, то, что уходит на черном рынке антикварном, не попадает в научный оборот, потому что коллекционеры, да и сами уакерасы публиковать эти вещи никогда не будут, поэтому с точки зрения науки, археологии, истории мы теряем 80-90% археологического материала, потому что он не поступает в научную обработку, и, соответственно, картина, официальная картина древней истории, да и не только Перу, любой другой страны, богатой древностями, является очень ущербной, именно по этой простой причине,. Потому что такое же существует и в нашей стране, особенно в тех регионах, которые богаты ценными древностями, будь то Крым, Украина, Поволжье, Алтай, Средняя Азия, все это длится, начиная с бугровиков в Крыме 18 века, которые раскапывали скифские курганы. Везде одна и та же история, и у нас, и в Перу, и в Мексике, и в Индии, поэтому, говорю, очень грустно и печально, что вся эта информация остается нам недоступной, потому что не поступает в руки ученых.

Большой удачей, конечно, является возможность знакомства с такими людьми, когда особенно возникает личное доверие, а, по моему опыту, те, кого я знаю, душевные образованные люди, между прочим, много знающие, и возможность, допустим, даже ознакомится с какими-то их частями коллекции, там даже сфотографировать, тоже дает новую и неожиданную информацию, в чем я лично убедился во время своих предыдущих поездок, то есть я увидел такие вещи, которые я не видел ни в одной публикации, посвященных археологии этого региона.

Приобрести книги Андрея Жукова можно на сайте издательства "Концептуал":