Формирование личности и социальная среда. Среда социальная Выделяют 2 составляющие социальной среды

Современный человек окружен самыми разнообразными явлениями, многие из которых оказывают на него значительное влияние. Но самое главное, что стоит выделить из окружения человека – это социальная среда.

Социальная среда

Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. Важно понимать, что социальная среда обусловлена национальной и классовой принадлежностью, общественными экономическими процессами.

Между людьми существуют внутриклассовые различия, многие из нас находятся в разных социальных слоях, также выделяют профессиональные и бытовые различия в социальной жизни каждого отдельного индивида.

Например, можно выделить «артистическую среду» и «деревенскую среду», распространенным является понятие «городской среды» и «производственной среды».

В зависимости от исторической, географической, национальной и демографической ситуации образуется конкретная социальная среда. А определенная социальная среда порождает конкретный образ жизни, поведения и мышления.

Совокупность экономических, политических, материальных, социальных и духовных условий жизни человека, его деятельности и формирования личности – все это и определяет социальную среду для человека.

Социальная микросреда и макросреда

Также различают социальную микросреду и макросреду. Социальная микросреда – это близкое окружение человека, например, семья, группа друзей или трудовой коллектив. Социальная макросреда охватывает большие социальные группы и общественные явления – это общественные институты, экономика, общественная культура и сознание.

Бедные и богатые семьи

Чем взрослее становится ребенок, тем больше он осознает, что его сверстники и их родители отличаются друг от друга материальным положением и социальным статусом. Тогда приходит понимание того, что есть бедные и богатые семьи.

Бедные семьи – это те семьи, которые неспособны поддерживать приемлемый уровень жизни и доходы которой небольшие. Члены такой семьи вынуждены постоянно экономить, ограничивать свои потребности.

Порой такие семьи экономят даже на жизненно важных расходах – на питании и проживании, на одежде и расходах на лечение. Бедным семьям приходится отказываться от некоторых услуг, предметов и видов деятельности.

Очевидно, что богатые семьи могут позволить себе множество материальных благ и не экономят на многих услугах и предметах. Такие семьи могут обеспечить и родителей, и детей всеми необходимыми жизненными благами.

Если члены такой семьи добрые и духовно развитие люди, зачастую они помогают тем, кто вынужден постоянно экономить и от чего-то отказываться.
Но то, что у бедной семьи нет материальных средств на определенные вещи и блага, это не значит, что такая семья чем-то хуже богатой семьи. Необходимо понять с детства, что большинство людей отличаются друг от друга материальным статусом, но это не мешает им уважать друг друга и относится к друг другу с добротой и любовью.

Есть дети из богатых семей, которые могут надсмехаться над детьми из бедной, но это не только невоспитанно, но и не справедливо. Человек, независимо от доходов своей семьи, должен вести себя культурно и тактично, и не показывать свое превосходство над теми, у кого по какой причине нет материальных благ.

конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития. (1) *Классификация проявления социальной среды: по виду общности 1. общественная формация, класс, группа; по виду группы 2. семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т. д.; по формирующему воздействию 3. детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая; по способу воздействия на форму сознания 4. правовая, нравственная, эстетическая, научная; по возрасту 5. сверстники, старшие, младшие, смешанная; по отношению к среде 6. позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест); по социальной направленности 7. социальная, асоциальная; по степени контактов 8. непосредственная, опосредованная. (1)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

  • Введение
  • Заключение

Введение

Термин "социальная среда" является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а также философы, социологи, представители общественных и естественных наук, например, социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальной среде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов, входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компоненты экосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере. Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты, подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий, которые будут иметь планетарный резонанс.

Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания в семейно-бытовой микросреде - явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

С самого раннего возраста человек начинает приобретать опыт взаимодействия с различными социальными структурами, проводимыми ими программами, со стилем жизни и системой взаимоотношений.

И если у ребенка есть возможность реализации своего потенциала в многообразии образовательных и досуговых форм, если среда вокруг него насыщенна и безопасна, если он является со-проектировщиком среды в своем регионе - формируется один тип личности. Если он вынужден стихийным и "теневым" образом создавать социальную микросреду вокруг себя, опираясь не на лучшие образцы социального поведения, - возникает совершенно другой тип личности. Бороться с асоциальностью можно только одним путем - создавая содержательную альтернативу, возможности для полной и имеющей перспективы жизни.

1. Общая характеристика понятия "социальная среда"

Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда "улица". Будякина М.П. Социальная психология. - СПб, 2003, с.28

Итак, личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких компонентов слагается?

В Энциклопедическом словаре мы находим следующее определение понятия "социальная среда ": это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий (городская среда, деревенская среда, производственная среда, артистическая и т.д.) Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.34. - СПб, 1896

Методологический принцип, сформулированный К. Марксом, подчеркивает, что среда человека - это особый социальный мир, "вторая природа", являющаяся "продуктом промышленности и общественного состояния", результатом деятельности целого ряда поколений людей. Человек - не пассивный объект в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития. Маркс К. и Энгельс Ф.: Соч. Т.3. - с.38, 41-44

Различают макросреду - общественные институты, общественное сознание, культура, и микросреду - семья, учебная или трудовая группы и т.п. (т.е. непосредственное окружение человека).

Шептулин А.П. отмечает, что микросреда есть звено общих социальных условий, преломляющее их воздействие на личность. Поэтому неправильно было бы рассматривать ее в отрыве от общих законов функционирования общества или представлять отношения в микроокружении человека моделью всех общественных отношений. Исторический материализм/ Под ред. А.П.Шептулина, В.И.Разина. - М., 1974, с.91

Социальная среда личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного. Не только черты общества в целом, но и особенности групп, коллективов, к которым принадлежит человек, семья, группы общения и т.д., - все это оказывает влияние на развитие личности, формирует индивидуальное своеобразие ее духовного мира. Особенности этих групп, разный уровень их социального развития и зрелости предполагают разнообразие в обычаях, традициях, нормах, которыми регулируется поведение человека. Эта разница микроусловий преломляет усвоение личностью общественной информации. Существенным компонентом социального окружения человека является "идейная среда", "нравственно-психологическая атмосфера", которые складываются из взаимодействия разных моментов, характеризующих общественную идеологию и психологию, средства и методы воспитания, объем, содержание и методы распространения той информации, которую общество предоставляет личности, настроения, мнения, а также особенности психологии разных групп и духовный облик окружающих личностей.

Немаловажны здесь и условия места (территориальное окружение человека) - город, рабочий поселок, деревня, национально-этническое окружение, формы и размер дохода семьи, объем свободного времени, формы проведения досуга, обычаи и традиции ближайшего окружения. Все это формирует определенный уклад жизни, сказывается на обычных, привычных формах отношений человека с миром, его окружающим.

Изучение социальной среды, окружающей личность, должно охватывать все компоненты, которые неравноценны в общем значении, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении. Немаловажное значение имеет "вещное окружение" человека. Вещи также обладают социальным значением и играют разную роль в жизни человека. С вещами связан уклад жизни, с ними передаются из поколения в поколение разные системы действий. Вещи, окружающие человека, являются посредником в передаче определенных нравов, эстетических вкусов. Они несут в себе и разное социальное содержание.

В сфере социальных отношений и общения личности огромную роль играют традиции и обычаи. Привычные формы отношений могут обладать разным социальным содержанием. Они могут быть сознательно организованными формами жизни и отношений людей, а могут нести и некий отрицательный опыт. Например, ребенок, воспитывающийся в семье, где бытуют пьянство и грубость, приходя в школу, приносит с собой и определенные навыки поведения, которые могут восприниматься и другими детьми. Для устранения подобных привычек недостаточно одних бесед о морали, важно так перестроить систему отношений ребенка с окружающими, чтобы он смог приобрести новые привычки, нравственно-позитивный опыт.

Социальные функции личности реализуются внутри тех коллективов, где протекает ее жизнедеятельность. Это, прежде всего, семья, в которой начинается вхождение человека в общественный мир, школа и другие воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и разнообразные группы общения на работе, в быту и т.д. Все эти коллективы разнообразны по своему содержанию, по значению. Личность в своем формировании осознает и соотносит общественные, коллективные интересы и требования с личными, может переживать и конфликтные ситуации, когда эти нормы, интересы и требования по тем или иным причинам расходятся.

По мнению Шептулина А.П., индивидуальный облик личности создается тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно и одновременно живет и действует в разнообразных связях и отношениях: их "пересечение" не только обогащает личность, но и при определенных условиях может иметь отрицательные последствия - "раздвоение личности", разрыв между знаниями, убеждением и поведением и т.п. Человек является той точкой, где скрещиваются и отбираются различные социальные влияния. Это разнообразие ставит его перед ситуацией выбора решения, требующего активной позиции. Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком. Исторический материализм/ Под ред. А.П.Шептулина, В.И.Разина. - М., 1974, с.99

Из всех элементов микросреды коллектив оказывает наибольшее влияние на формирование личности как во взрослом, так и в детском возрасте. Структура коллективных отношений сложна, она включает деловые (функциональные), управленческие и нравственно-психологические отношения. Каждый коллектив - это такой социальный организм, в котором личности объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе психологическими связями. В коллективе есть своя психологическая структура, проявляющаяся в особенности коллективного мнения, в общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к своим членам, в целях, планах и т.д.

Межличностные связи, возникающие в общении членов коллектива, оказывают значительное влияние на формирование индивида. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к функционально-деловой или управленческой структуре, поскольку складываются в общении разнообразных индивидуальностей. В этих отношениях существует не только деловая заинтересованность личностей, но и чувства их по отношению друг к другу, взаимные симпатии или антипатии, которые создают определенную эмоциональную атмосферу коллектива, влияющую на поведение личности. Существование этой атмосферы может сделать совместную работу или учебу приятной или тягостной для личности, сказываясь и на ее самочувствии, и на общем стиле и тоне отношений в коллективе. Эта эмоциональная атмосфера связывает личность с коллективом или отталкивает от него и делает коллективы значимыми или безразличными для личности. В первом случае они выступают как сильнодействующий инструмент воспитания; мнения и оценки коллектива оказываются чрезвычайно важными для личности.

Весьма важным является и место, которое занимает личность в коллективе, в деловых и в личных отношениях. Это место не всегда одинаково, о чем говорят многочисленные социометрические исследования. Человек дорожит не только своей деловой репутацией, но и личной, он может испытывать страдания, идти на самопожертвование, чтобы не потерять личного достоинства. Это очень важный социально-психологический механизм, который необходимо учитывать в воспитательной работе. К сожалению, он не всегда несет в себе позитивное содержание; все зависит от социальной характеристики того коллектива, который оказывается максимально значимым в глазах личности. Если личность ориентируется на мнимый коллектив с антисоциальными ценностями, то этот механизм работает против личности, но во всех случаях необходимо учитывать его действие. Через перестройку отношений в коллективе или отношений личности с коллективом можно достигать значительного воспитательного эффекта.

Личность стремится к самоутверждению в коллективе посредством приобретения авторитета в каком-либо виде деятельности, чаще всего в наиболее значимом для коллектива, или в нравственных отношениях. Если ей это удается, она занимает прочные позиции, и ее поведение регулируется коллективными нормами. Если же это ей не удается, то стремление приобрести авторитет любой ценой может вылиться в уродливые и смешные формы, и во всех случаях это отрицательно сказывается на позиции личности и на направлении ее развития. В социально-психологических исследованиях отмечаются разновидности мнимого авторитета, с помощью которых личность стремится поразить воображение сверстников, - нарушение дисциплины, небрежное отношение к общепринятым нормам поведения и т.п.

Среда не действует фатально, с роковой предопределенностью, она не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Человек активен, он сам создает среду своего существования, сам же ее изменяет, если она не отвечает его потребностям. Конечно, он делает это не в одиночку. Человек отнюдь не бессилен перед лицом обстоятельств, - это зависит не только от социальных условий, но и от его собственной позиции. Ведь если не вся среда, в которой человек живет, то микроокружение является предметом его выбора. Личность может влиять на свое непосредственное окружение, она вовсе не должна приспосабливаться к нему, во многих ситуациях нужно бороться с дурным окружением, преобразовывать характер отношений, форм общения и норм жизнедеятельности в коллективе. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять ее или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только воспитывают обстоятельства, но и в определенной мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям. Процесс самовоспитания может быть более или менее стихийным, цель педагогического управления этим процессом заключается в том, чтобы стимулировать, пробудить потребность в самовоспитании, в самоусовершенствовании личности.

Итак, социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

2. Социальная среда и социализация

Как мы уже говорили выше, огромную роль в развитии личности имеет социальная среда. Школа, семья, неформальные объединения, клубы по интересам, спортивные секции, общение во дворе - все это влияет на формирование личности, на ее дальнейшую судьбу.

Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Социальная среда влияет на ребенка, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения в окружающую его социальную среду, и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут, тем не менее, быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация - очень сложный процесс, он не ограничивается каким-то периодом или возрастом. Этот процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, и оказывает влияние на все участвующие стороны. Конечно, каждое общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе социализации. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости.

В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявляться различные чувства каким образом познавать окружающий мир природный и социальный, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентаций придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа.

В настоящее время, в связи со стремительными процессами распада государства и изменениями методологических подходов к формированию личности, ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников. Это предполагает резкое повышение внимания к семье со стороны всех социальных институтов воспитания, и в первую очередь школы, за счет изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм работы. Являясь ячейкой общества, необходимой для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, способностей человека, семья в то же время - главное условие реализации задатков и способностей человека, приобщения его к культуре. Значит, необходимы новые подходы в организации работы с ней со стороны всех социальных институтов, и в первую очередь школы.

Передовая школа всегда искала эффективные пути усиления влияния на семью с целью реализации всех задатков и способностей индивида. В ней царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям всегда превосходит любой социальный институт, т.к. он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Во взаимоотношениях школы и семьи наблюдается тенденция со стороны школы к взаимосвязи со средой, ее "развернутость" через социум, микрорайон на семью. Школа, таким образом, становится открытой социально-педагогической системой. Березкина Н.П. Педагогика общественно-политической деятельности// Педагогика. - 1990. -

№ 7, с.39

Итак, социализация - многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989, с.194

3. Воспитательная функция социальной среды

Понятие "воспитание" очень близко к понятию "социализация", но воспитание - это прежде всего направленное действие, посредством которого индивиду стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает социальная среда: улица, общественные организации, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид приобщается к культуре.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей школа должна, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач, выделяемые Мудриком А. В.: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1997, с.101

Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, по мнению Боачаровой В.Г., проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994, с.94

Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей, микросредой и жизнь школы часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены без соответствующей оценки и анализа самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесса лежат в окружающей школу социальной среде, требуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировки тех социальных факторов, которые воздействуют прямо либо непосредственно на процесс формирования личности. Этими вопросами призвана заниматься социальная педагогика. По мнению Семенова В.Д., социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986, с.16

Таким образом, воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью. В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся, прежде всего, к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды. Политическая сфера непосредственно связана с идейно-политическим воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

социальная среда социализация личность

Заключение

Итак, социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру; в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа, затем следующее учебное заведение, затем рабочий коллектив и т.д.

Ребенок начинает свою социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций. Именно во взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной личности, и чем лучше налажены взаимоотношения у семьи с этими организациями, тем больше шансов, что ребенок станет социализированной, успешной личностью.

Список использованной литературы

1. Березкина Н.П. Педагогика общественно-политической деятельности // Педагогика. - 1990. - № 7

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994

3. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.34. - СПб, 1896

4. Будякина М.П. Социальная психология. - СПб, 2003

5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989

6. Исторический материализм/ Под ред.А.П. Шептулина, В.И. Разина. - М., 1974

7. Маркс К. и Энгельс Ф.: Соч. Т.3

8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1997

9. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие "социальная среда" в педагогических исследованиях. Основные факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности. Рассмотрение роли современной школы и ученического коллектива в социализации обучающихся начальных классов.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2014

    Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Личность. Развитие личности ребенка под влиянием факторов окружающей среды. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы.

    реферат , добавлен 11.06.2006

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

    эссе , добавлен 20.11.2014

    Анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития. Роль объективных условий социальной среды (влияние ряда факторов, СМИ), предлагающих ей определенные модели социализации.

    статья , добавлен 18.01.2012

    Изучение особенностей церковных организаций как агентов социализации личности. Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе. Проблемы участия Церкви в процессе социализации россиян.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

1. Личность, как социо-культурное образование

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Социальная среда и личность

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


2.1. Формирование конвенционных значений

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий ("городская среда", "деревенская среда", "производственная среда", "артистическая среда" и т. п.).

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность - таков принципиальный путь формирования личности.

Понятие "личность " многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность" , "человек ".

Наиболее общим является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, прямохождение. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта :
1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги, материальная культура продолжали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть детям их назначение;
2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно-выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Используют понятие "индивид " - биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидами мы рождаемся) и понятие "личность " - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Природа, общество, культура - три сферы мира, в которых живет человек. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Личность в узком смысле выступает как субъект решения проблем, выбора поведения в сложных ситуациях, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.

В нижеприведенной схеме организм и личность составляют единство; соответствующие компоненты - мотивация, темперамент, способности и характер - объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Примем следующие определения:
Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность - испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивы - связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос "Ради чего она совершается?". Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Характер - совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Эмоциональность - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция - регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

Побуждения - мотивационный компонент характера.

Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой и людьми.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами : познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному), и мерой их в реализации той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской деятельности.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в "потреблении" произведений искусства.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т. п., а тем,
1) что и как она знает;
2) что и как она ценит;
3) что и как она созидает;
4) с кем и как она общается;
5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Быть личностью - значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям.

"Человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать "нет" своим витальным биологическим влечениям" (М. Шелер).

"Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу" (Ф.М. Достоевский).

"Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности" (В. Франкл).

Некоторые люди склонны "списывать" свои неблаговидные поступки, подлость, предательство на "объективные условия" - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли и т. д., уклоняясь от персональной ответственности за свои поступки и жизнь. Свобода личности проявляется в осознании необходимости и целесообразности именно выбранного варианта поведения с полным признанием своей ответственности за сделанный выбор и будущие последствия своих действий.