Драма и ее жанры.

ТРАГЕДИЯ, КОМЕДИЯ, ФАРС

Трагедия, драма, комедия или фарс - это одно и то же событие, увиденное лицом к лицу, сбоку или сзади, вблизи или издалека. Или другими людьми.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист

Ирония всегда является главным элементом трагедии. Поэтому в «Лире» Шекспир самое жуткое говорит устами шута, поэтому еще более великий поэт, наш Господь Бог, всыпал во все страшные сцены этой жизни добрую порцию смешного.

Генрих Гейне (1797–1856), немецкий поэт

В трагедии мы участвуем, комедию только смотрим.

Олдос Хаксли (1894–1963), английский писатель

Комедию может играть один; для мелодрамы нужны уже двое; а для трагедии - трое.

Элберт Хаббард (1859–1915), американский писатель

Фарс составляет сущность театра. Рафинированный фарс становится высокой комедией, брутализированный фарс - трагедией.

Гордон Крэг (1872–1966), английский режиссер и актер

Часто фарс действительности может передать на сцене только трагедия.

Станислав Ежи Лец

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора

Трагедия и комедия Трагедия: место, в котором трусы умирают, а герои погибают. Винцентий Стысь, польский афорист Плохой конец – несчастливый, хороший конец – неудачный. Вот что такое трагедия. Том Стоппард (р. 1937), английский драматург Прекрасно лишь то, что не имеет к нам

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

КОМЕДИЯ Комедия - это трагедия, которая случилась не с нами.Анджела Картер (1940–1992), английская писательница* * *В трагедии речь идет лишь о великих страстях и героических глупостях, освященных древними ошибками мифов или истории. Эдип, Электра принадлежат испанцам,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Фарс (историч. область в Иране) Фарс, историческая область на Ю. Ирана. В древности известна как Персида (древнегреческая), Парса (древнеперсидская; арабизированная форма – Ф.). В 7 в. Ф. был завоёван арабами, главный город Истахр разрушен. В конце 7 в. Ф. – один из районов

Из книги Кукольный театр: детская энциклопедия автора Голдовский Борис Павлович

Фарс (театр.) Фарс (франц. farce, от лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в западно-европейских странах. Ф. отличался комической, нередко сатирической направленностью,

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

53. ДАНТЕ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» Если бы Данте жил в наше время, он непременно населил бы свой «Ад» множеством современных политиков. И поделом - они вполне того заслуживают. Семь веков назад во всех уголках мира кипели точно такие же политические страсти, как и сегодня.

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Облака (Nephelai) - Комедия (423 до н. э.) В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою фило­софию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но

Из книги автора

Брюзга (Dyskolos) - Комедия Эта комедия в переводе имеет и другое название - «Человеконена­вистник». Главный ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от рождения. Ибо жена бросила его

Комедия, сатира и трагедия как жанры Восемьдесят восемь профессоров - Отечество, ты погибло! Сатирическое народное двустишие о германском Франкфуртском парламенте 1849 года В малых жанрах комедия первой напрашивается на перевод в драматургическую форму, потому что если

Комедия и трагедия как драматические жанры противопоставлены друг другу. Произведения, которыми они представлены, совершенно по-разному воздействуют на зрителя. Чем отличается комедия от трагедии, и что вложено в основу каждой из них? Узнаем это.

Общая информация

Оба жанра принадлежат сразу двум направлениям искусства: литературе и театру. Иными словами, они относятся к драматургии, а наиболее полно раскрываются в сценических постановках, где присутствует игра актеров.

История комедии и трагедии очень давняя. Еще в античные времена разыгрывались представления, вызывающие у публики неизменный интерес. Зачинателем комедии считается Аристофан. А совершенные образцы трагедии были созданы Эсхилом, Еврипидом и Софоклом – корифеями древнегреческой драматургии.

Сравнение

Каждый из жанров примечателен по-своему. Комедийные произведения направлены на то, чтобы заставить зрителя смеяться. Они представляют собой забавные истории, состоящие из недоразумений и курьезов. Комический персонаж зачастую глуповат и непредусмотрителен, ему свойственно попадать в нелепые ситуации.

Одни комедии – добродушные и непринужденные, исполненные в юмористической форме и создающие позитивное настроение. Другие характеризуются сатирическим подходом. В них высмеиваются общественные пороки и недостатки людей. Такие комедии не только веселят зрителя, но и заставляют его призадуматься, вынести какие-то уроки.

В любом случае отличие комедии от трагедии состоит в том, что финал в комедии всегда благополучный. Трагедия же обязательно предполагает печальный исход. Ее главного героя, а иногда и всех персонажей, ждет неминуемая гибель. Сама атмосфера трагедии напряженная. В сюжете присутствуют сложные конфликтные сцены. Тон повествования нередко пафосный.

Трагический герой часто идеализирован. Его нравственная сила велика. Достоинство характера такого персонажа заключается в способности пойти на глубокое страдание ради достижения благородной цели. Но если в комедии обязательно находится выход из затруднительной ситуации, то герой трагедии сталкивается с неразрешимыми проблемами, его судьба предрешена.

Надо сказать, что комедия и трагедия со временем несколько изменялись. Проанализируем, какими они были в далекие античные времена. К слову, первым, кто провел фундаментальное исследование двух жанров, на которое теоретики ссылаются и сегодня, был выдающийся философ Аристотель.

Итак, комедия изначально считалась низким жанром. Чаще всего она приобретала обличительный, сатирический оттенок. Персонажами сценок нередко был «всякий сброд», но иногда высмеивались и представители знати. Сюжет комедии обычно был полностью выдуман. Постепенно статус этого жанра повышался. Ведь комедийные произведения стали посвящаться актуальным общественным проблемам и серьезным вопросам, охватывающим нравственную сферу.

Что касается трагедии, то ее античные образцы создавались преимущественно на материале мифов. Герой такого представления был втянут в неразрешимый конфликт по воле богов или злого рока. Позднее основу трагедии стали составлять исторические события. А в роли главных действующих лиц уже выступали не герои мифов, а обычные люди, чаще высокого положения, с которыми происходили мрачные события, имеющие в финале роковую развязку.

В чем разница между комедией и трагедией? В том, что в современной жизни комедия продолжает свое существование. Сейчас она также является жанром кино. Сюжет в таком фильме может быть построен исключительно на комизме положений, в которые попадают персонажи. Трагедия же в наши дни уступила место драме.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос -поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос -поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельсьву Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - «козел» и одэ - «песнь», т.е. «песнь козлов»". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно - политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Греческую комедию 5 в. до н. э. называют древней аттымеской комедаей. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений -- все эти проблемы постоянно поднимались в комедиях. Острая карикатура, смелые нападки на реальных лиц, полет фантазии -- вот основные черты этой комедии. Театр был поистине школой афинских граждан!

Такая трагедия и тем более комедия могли существовать только в условиях подъема афинской рабовладельческой демократии, дававшей право участвовать в управлении государством, влиять на общественную жизнь, в том числе и на театр, всем свободным гражданам. Но демократия, основанная на труде рабов, предоставляла богатым и влиятельным людям большие возможности использовать это право по сравнению с бедным трудовым людом -- ремесленниками, крестьянами, рыбаками и т. д. Кроме того, чужеземцы, женщины и, конечно, рабы были абсолютно бесправны. Своего наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в 5 в. до н. э.

Слово «политика» происходит от латинского «поли»,
что значит «множество» и «тика»,
что значит «кровососущие ублюдки».

Робин Уильямс

Он заставлял людей смеяться и плакать. Чаще - смеяться. До колик, до визга, до истерики. Шуточки были на грани и за. Публика покатывались от хохота, а он уже не мог остановиться. Робин называл это состояние «меня брало и тащило вверх». Шутка следовала за шуткой, насмешка за насмешкой, да он просто издевался! Сосед, коллега, прохожий, да хоть сам президент, совесть-тудыть-его-нации, а подавился солёным крендельком, и вся королевская конница, вся королевская рать не может шалтая-болтая поднять! Летят беспилотники, плывут корабли седьмого флота, а совести нации-то привет, солёный, как было сказано, кренделёк настаёт! Только верные собачки личико от соли и вылизывают, а больше никто ничего сделать не может.
Для бессовестного баламута Робина Уильямса не существовало авторитетов. Попался в оральные жернова, поминай как звали. Оральному шуту дозволено многое. Робин-Бобин-Барабек, как известно, скушал сорок человек. Король стенд-апа Робин Уильямс запросто закусывал политиками, этими кровососущими ублюдками.

Люди говорят, что сатира мертва. Нет, она далеко не мертва и живет в Белом Доме.

«Хочешь поиметь меня, да?» - орёт по его шутовской затее несчастная Статуя Свободы и размахивает на весь мир бейсбольной битой. А что делать? Сам-то президент «не очень владеет английским», диктаторам это не обязательно, приходится проговаривать, пережёвывать и выплёвывать невербальные истины. «Только попробуйте подосрать нам, недоноски, и мы разбомбим ваши города!» - вот что думает этот господин со скучающим лицом, этот сатир из хорошо охраняемого дома, вот что у него в голове, а у орального краснобая Робина Уильямса на языке.

Здесь в Ираке ребята курят на бензовозе. И тогда он говорит им, эй! Он кричит им - Эй, парни! Вы что там, обалдели? А они ему - Давай, чувак, валяй дальше, Роби! И он валяет дурака, выпрыгивает Джокером, кривляется и кричит в их обгорелые на злом, непривычном солнце лица. Он выкрикивает то, что всю ночь ворочалось у них в мозгах сухой непрожёванной галетой из стандартного набора для пушечного мяса. Он орал им - глотайте, ребята, представьте себе «арахисовое масло», етить его в качели, и они проглатывали.



Он знал: несмотря на бравый вид, они чертовски боятся этой пустыни, этого клятого Ирака, который есть восток, и хоть ты сдохни, ни черта не добьёшься со всей своей западной мутью о территориях влияния. Парни в камуфляже почти догадывались об этом. Он делал эту догадку не страшной. Он делал их возможную смерть почти лёгкой, с мыслью об «у моей девочки есть такая…» Кто сказал «пошлятина»? Это вы сказали «безвкусица»? Пойдите к себе в Гарвард и там шутите тонким юмором. Запомните: безвкусно - это когда люди не смеются! А когда смеются - значит, им вкусно, смачно, солоно, остро, значит, он потрафил вкусу почтеннейшей публики и сготовил блюдо - пальчики оближешь!

Кокаин — это предупреждение Господа о том, что ты зарабатываешь слишком много денег.

Когда наконец расслаблялись натруженные лицедейством мышцы, приходили мысли, от которых не было спасения… Их становится всё больше здесь, этих парней, раньше можно было ржать только над австралийцами, а теперь ещё и эти, как их, эстонцы, латыши. Какого чёрта они-то здесь делают? Какого чёрта ты забыл здесь, парень? Это ж пустыня, мать вашу за ногу…

Похоже, у того, что мы смертны, есть цель. Какая? В чём смысл балагана, который мы зовём реальностью? Спать…Но вопрос не уходит, не растворяется в алкоголе, не выгоняется коксом, он звучит всё назойливее, всё мучительнее. У того, что мы смертны, есть цель. Опиумные маки в Афганистане хорошо цветут. Вот и ответ. Опиумные маки растут в Афгане, как нигде. Он пошутит на эту тему завтра, а когда шутки иссякнут, привычно сойдёт на анально-сортирную тему. Верное дело. Все ржут, и никто не задаёт вопросов. А чтобы вопрос не скворчал под темечком, Робин привычно зальёт его водкой, засыплет белым порошком, заорёт криком в закамуфлированную публику:



«Эй, бродяги, не поставить ли ваши пушки на предохранители? Они смотрят мне прямо в яйца, а я не хочу быть похожим на красавчика Кена!» Он стаскивал их с вершин ужаса, как стаскивают с крыши по дурости забравшихся туда сорванцов, он отправлял их вниз, к плоти, пробивая липкий страх смехом. «Фкаву вам по фикрету, филиппинские цыпотьки таккие шаркие, мммм, ну, профто офикительные куколки!» Солдаты одобрительно гоготали. У каждого была своя «куколка», хотя бы в мечтах. Пусть мечты приведут их, куда следует.

Думаете, Господь не накуривался? Посмотрите на утконоса.

Робин Уильямс был готов на всё, чтобы вызвать вашу улыбку, люди. Он был абсолютно бесстыжим. Он хотел быть абсолютно бесстрашным. Но оставались вопросы, звуковые вопросы о смысле жизни, от которых нет спасения кроме познания самого себя. Наверное, реальность - охрененная концепция, только не для того, кто не может наполнить звуковой вектор психического бессознательного нужными ответами на главный вопрос.

Вы говорите «маскированная депрессия»? От кого же она маскируется? Разве от тех, кто не хочет видеть очевидного ? Незадолго перед смертью Робин Уильямс лёг в реабилитационную клинику. Он хотел избавиться от депрессии, ему обещали помочь. Человека можно снять с алкоголя, можно даже заставить его не принимать наркотики, технически это возможно. Всё будет пустой тратой времени, если звуковая нехватка страдающего так и не наполнится. Наполнить звук можно единственным способом - системно познавая себя изнутри психического бессознательного.

Статья написана с использованием материалов