Достижение культуры 17 века таблица. Русская культура XVIII в

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева , изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий . 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг . Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг . – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг . – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г . составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в . сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г. - «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. - «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести , где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Н.П. СТРАХОВА

РУССКАЯ КУЛЬТУРА X-XVII ВЕКОВ

Учебное пособие

Волгоград 2001

ÁÁÊ 63.3(2)42-7ÿ73 Ñ83

Рецензенты:

êàíä. èñò. íàóê, äîö. В.А. Кригер ; канд. филос. наук, ст. преп.В.А. Храпова

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

Страхова Н.П.

С83 Русская культура X-XVII веков: Учебное пособие.

Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. - 216 с. ISBN 5-85534-497-5

Данное учебное пособие представляет собой часть общего лекционного курса по истории отечественной культуры X-XVII веков и включает разделы, посвященные древнерусской архитектуре и монументальной живописи, древнерусской иконе как феномену, древнерусской музыке. Приложения состоят из библиографического списка, словаря специальных терминов и составленных по принципу чайнворда тестов, позволяющих студентам проверить свои знания. Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения факультета истории и международных отношений, а также для всех интересующихся культурой Древней Руси.

ISBN 5-85534-497-5

© Н.П. Страхова, 2001

© Издательство Волгоградского государственного университета, 2001

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие содержит часть лекционного курса по истории культуры Древней Руси X-XVII вв. В него не вошли лекции о народной культуре (о быте и нравах, смеховой культуре, проявлявшейся в народных праздниках), о философской мысли, еретических движениях и литературных памятниках Древней Руси. В настоящее издание включены лишь разделы о древнерусской художественной культуре (архитектура и монументальная живопись, иконопись, музыка).

Поскольку применительно к древнерусской культуре уместно говорить о синтезе искусств, поначалу мне хотелось озаглавить это пособие как «Храмовое действо», позаимствовав название у П. Флоренского. В искусстве отражалась модель мира средневекового человека, все лучшее для него сосредоточивалось в провославном храме. Вместе с тем сильны были и языческие элементы в мировоззрении русича. Но в конечном итоге было решено пойти по традиционному пути, разделив материал на главы, соответствующие отраслям художественной культуры. Архитектура объединена с монументальной живописью, поскольку храм - это образ мира. Икона также является частью этого образа мира, и одна из главных ее характеристик - архитектурность, то есть зависимость ее формата от места, которое она займет в храме. Но иконопись Древней Руси настолько феноменальное явление, что представляется целесообразным выделение его характеристик в самостоятельный раздел. По тем же при- чинам музыка, важная часть «храмового действа», также рассматривается отдельно. Это не означает, что новейшие достижения культурологии проигнорированы. Предвижу критические замечания по данному поводу сторонников структурно-системно- го подхода. Например, И.В. Кондаков, автор составленного в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» учебника «Введение в историю русской культуры» (М., 1994), отметая старые методы, протестует против «сведения общего курса истории культуры (мировой или отечественной) к историям отдельных разновидностей культуры (литературы, искусства, религии, образования, науки и техники, обществен- но-политической мысли и т. п.), нередко соединенных между собой эклектически, случайно, по типу “бус”» (с. 4). При этом, полагает И.В. Кондаков, затемняется целостный характер культу-

ры. С этим выводом можно согласиться лишь отчасти. Студенты, как правило, не знают конкретных фактов, а абстрактные рассуждения о культурно-историческом процессе в целом уводят их от этой конкретики. Все новейшие методы изложения истории культуры, на мой взгляд, достаточно субъективны: вначале выстраивается некая схема (которая может и не соответствовать действительности, поскольку ничего нельзя проверить), а затем, в зависимости от эрудиции ее создателя, на данный каркас нанизываются факты из истории культуры (тут уж точно «по типу “бус”»). Многие рассуждения подобного рода талантливы, без тартуской школы Ю.М. Лотмана уже невозможно представить историографию проблемы. Необходимо констатировать «высокую семиотичность», например, древнерусской культуры, особенно иконописи. Поэтому все новейшие подходы к изучению культуры ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, но весьма полезным является и традиционный, отраслевой, подход.

Данное пособие не претендует на особую оригинальность, его создатель выступает порой не как автор, а как составитель. В лекционном курсе допустимо отсутствие справочного науч- ного аппарата. Но все книги и статьи, из которых был позаимствован материал при составлении текста учебного пособия, включены в прилагаемый библиографический список. О некоторых из них хотелось бы сказать во введении подробнее.

В советское время при изучении культуры, особенно когда речь шла о составлении учебников, в основном применялся ценностный, то есть отраслевой, или, как его назвал Б.И. Краснобаев, предметно-аксиологический подход (см.: Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX в. М., 1983. С. 7). Подход этот был светским, по известным причинам, тот факт, что вся культура Древней Руси основывалась на религиозном мировоззрении, учитывался, но особо не подчеркивался. Культура определялась в данном случае как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной жизни. И на основе этой концепции создавались прекрасные учебники, как, например: Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX- XVII вв. (М., 1984). Правда, здесь уже чувствовалось сближение традиционной и новой точек зрения.

Уже тогда появлялись сомнения в целесообразности лишь отраслевого подхода. В противовес ему философ Э.С. Маркарян в

своей книге «Очерки теории культуры» (Ереван, 1969) определил культуру как особый внебиологически выработанный способ деятельности. При таком «технологическом» подходе возникла необходимость связать отрасли культуры воедино, чтобы полу- чить представления именно о культурно-историческом процессе. Во время известной дискуссии 1970-õ гг. М.А. Барг, предлагая системный подход, связующим звеном (интегратором) процесса называл экзистенциальную ориентацию человека, то есть его представления о себе самом и своем месте в окружающем мире.

Подобные предложения подводили еще к одной проблеме

Проблеме менталитета. Как известно, данный термин подарила нам в 50-å гг. французская школа «Анналов» в лице Жоржа Дюби и Робера Мандру. О том, что такое менталитет, историки спорят до сих пор. Достаточно вспомнить международную конференцию 1989 г. в Москве на тему «Школа “Анналов” вчера и сегодня», посвященную 60-летию журнала, номер отечественного журнала «Одиссей» за 1989 г., полностью посвященный проблеме менталитета, дискуссию на страницах «Вопросов философии» (1993. ¹ 7. С. 3-39) и «Отечественной истории» (1994. ¹ 4/5. С. 3- 45) вокруг книги А.С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта» (М., 1991), историографические заметки «Что такое менталитет?» Л.Н. Пушкарева в «Отечественной истории» (1995. ¹ 3) и т. д. Менталитет часто трактуется как бессознательное, как восприятие, истолкование мира, а не его познание.

Поговорим о еще одном подходе. Очень плодотворной была работа московско-тартуской школы во главе с Ю.М. Лотманом, определявшей культуру как совокупность текстов (это так называемый семиотический подход): культура - это совокупность способов описания и взаимодействия с миром (имеются в виду языки в широком смысле). Поскольку средневековая культура содержит множество символов, нуждающихся в расшифровке, семиотика как наука о знаковых системах весьма полезна при разработке проблем, связанных, например, с древнерусской живописью.

Все названные методы успешно используются в новейших исследованиях. Не отметая отраслевой подход, специалисты пытаются с помощью структурно-системного анализа представить культуру Древней Руси как процесс. Особое внимание при этом уделяется литературе, архитектуре, музыке и главному феномену древнерусской культуры - иконописи.

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих работ, необходимо сказать несколько слов о трудах религиозных философов, искусствоведов начала XX века, которые в конце XX в. стали доступны широкому кругу читателей и повлияли на процесс осмысления древнерусского искусства, особенно иконописи. Имеются в виду исследования Е. Трубецкого, С. Булгакова, П. Флоренского, в которых раскрывался глубокий сакральный смысл древнерусского искусства, прежде всего иконы. Труды перечисленных авторов и других философов издаются отдельными томами, но особо хочется выделить публикацию «Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология» (М., 1993), подготовленную Н.К. Гаврюшиным, охарактеризовавшим во введении вехи становления русской религиозной эстетики.

Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с новейшими исследованиями, - это попытка уловить тот самый сакральный смысл. Словно восстанавливается распавшаяся в советскую эпоху связь времен, появляется ощущение преемственности, поскольку глубокие суждения философов начала века активно вводятся в научный оборот. Искусствоведческий анализ дополняется рассуждениями о религиозном смысле иконы, об иконе как предмете культа. Исследована, прежде всего Б.А. Успенским, семиотика иконы (см. его статью «О семиотике иконы» в «Трудах по знаковым системам». 1971. Вып. 5. С. 178-222). Очень важны рассуждения специалистов о значении цвета в древнерусской живописи.

В настоящее время изучение иконы осуществляется, таким образом, по целому ряду направлений. Уточняется фактическая сторона вопроса, дается культурно-историческая интерпретация некоторых икон. В качестве примера хотелось бы привести статьи из «Трудов отдела древнерусской литературы» (т. 38). Так, И.А. Ко- четков уточняет название очень важной для понимания XVI в. иконы «Церковь воинствующая». Ее точное название - первые строчки стихиры «Благословенно воинство небесного царя». И смысл иконы совсем другой, чем обычно сообщается. К сожалению, не все современные авторы об этом открытии знают, тиражируя ошибку. В этом же томе привлекает внимание культур- но-историческая интерпретация В.Г. Чубинской иконы Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская» (проблема древа, виноградника, то есть вертограда, в живописи и литературе).

Как уже говорилось, в новых исследованиях предпринимается попытка более глубокого постижения религиозного смысла

иконы, для чего важно иметь четкие представления об образах древнерусской живописи, о типах икон, об устройстве иконос таса, об изображаемых сюжетах из Священного Писания. Все это подробно изложено в имеющей характер своеобразного спрвоч- ника книге Н.А. Барской «Сюжеты и образы древнерусской живописи» (М., 1993), а также в новейшем издании «Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика» (М., 2000). Н.А. Барская и многие другие авторы заостряют внимание и на отличиях иконописи от западноевропейской живописи. Стоит упомянуть также о юбилейном издании «Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь: К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896-1990)» (СПб., 1999), содержащем ряд интересных статей, например, В.М. Сорокатого, Л.А. Щенниковой, О.Е. Этингоф.

Хочется особо остановиться на двух самых серьезных попытках философского осмысления культуры. Это, во-первых, книга доктора философских наук В.В. Бычкова «Русская средневековая эстетика» (М., 1995). Опираясь на размышления Е. Трубецкого, С. Булгакова, М. Алпатова, В. Лазарева и других своих предшественников, автор подчеркивает, что «для потомков, видимо, навсегда останется тайной, почему именно в живописи обрела Древняя Русь наиболее адекватную форму своего духовного самовыражения, но факт этот теперь совершенно очевиден и доказан» (с. 135). Русичи были удивительно чутки к цвету и форме. В работе Бычкова анализируется русское Предвозрождение в лице Феофана Грека и Андрея Рублева (это - «философия в красках»), а также Дионисия с его «эстетикой в красках». Не принижая достоинств творений последнего, философ констатирует, что для второй половины XV - начала XVI в. была характерна повышенная эстетизация культа и всей духовной культуры. Очень важны рассуждения о каноничности как одном из главных принципов эстетического сознания Древней Руси. Другими принципами названы духовность, софийность, традиционализм, соборность. Эта работа вызывает большой интерес благодаря своей фундаментальности. То же самое необходимо сказать и о книге В.В. Бычкова «Духовно-эстети- ческие основы русской иконы» (М., 1995).

Эстетическому сознанию посвящена и коллективная монография «Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв.» (М., 1996), редактором и одним из авторов которой также является В.В. Бычков. Само название кажется несколько громоздким. И достаточно спорной представляется задача свес-

ти восприятие человеком многообразного окружающего мира к уровню лишь эстетического сознания. На наш взгляд, эстетическая реакция на все явления духовной культуры несколько абсолютизируется, некоторые главы, как, например, глава 4 «Эстетика древнерусского города», искусственно привязаны к теме. Заслуживает внимания сам подход, применение системного анализа с целью воссоздания целостной картины. Подробно характеризуется эстетика исихазма и литургическая эстетика. Вообще, стоит напомнить, что еще П. Флоренский определял храмовое действо как синтез искусств. Именно так, что важно отметить, культура анализируется в данных работах и во многих других трудах. Очевидно, этим вызвано и появление в трудах по истории культуры совершенно нового раздела - «Музыка Древней Руси». Читая старые учебные пособия по истории культуры, можно было сделать вывод, что музыка на Руси до XVIII в. как бы и не существовала. Хотя книги о певческом искусстве появлялись, но об этом в работах общего характера, как правило, не упоминалось или же говорилось вскользь. Теперь этот пробел активно восполняется, как например, в книге Л.А. Рапацкой «Русская художественная культура» (М., 1998).

С учетом новых подходов написана книга Г.К. Вагнера и Т.Ф. Владышевской «Искусство Древней Руси» (М., 1993). Вагнер исследует архитектуру, скульптуру и живопись, Владышевская - музыку. Эта книга в какой-то мере является продолжением чрезвычайно важного труда Вагнера «Искусство мыслить в камне» (М., 1990). Здесь обозначен совершенно новый подход к истории архитектуры. Автор делит архитектурные памятники на жанры в зависимости от функционального назначе- ния, называя это функциональным методом. Под функционированием он понимает жизненную реализацию не только чисто литургических или обрядовых требований, но и задач более широкого идеологического плана - символико-космологичес- ких, политических, эстетических. В храме, пишет автор, воплощен образ мира. Как он меняется, Вагнер прослеживает на основе анализа впервые обозначенных им государственно-со- борного, земельно-соборного, придворно-княжеского, уличанского (то есть посадского), мемориального, усадебного жанров храмового зодчества. В обеих книгах выделяются также стили, которые некогда Д.С. Лихачев определил для литературы (монументальный историзм, экспрессивно-эмоциональный, барок-

ко и т. д.). Подробно анализируется сущность эпохи Предвозрождения. Книги прекрасно иллюстрированы.

Огромный интерес представляет работа А.Л. Юрганова «Категории русской средневековой культуры» (М., 1998). Он дает свое определение культуры: «что искусственно в этом мире, то создано человеком, не принадлежит природе и является культурой» (с. 3). Здесь подробно анализируется миф как способ организации бытия. Автор подчеркивает, что название его труда созвучно книге А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры», но только этим сходство и ограничивается (с. 23). В понимании А.Л. Юрганова категории - это «символические основы», не выводимые ниоткуда, кроме как из себя. Применительно к истории и культуре это значит, что феноменологически изуча- ются самоосновы самосознания и смыслополагания человека и общества. Средневековье, пишет автор, выражаясь философским языком, «вещь в себе», явление духа - вполне цельное, законченное (с. 24). Одной из главных особенностей древнерусского языка является его нетерминологичность. Поэтому большинство средневековых слов-понятий невозможно сходу перевести, перекодировать при помощи метаязыка науки (с. 25). В основе базовых ценностей средневекового человека - отношение ко времени и пространству. Время и пространство мыслились как конечные фазы единого процесса истории, в конце которого будет Суд. Этот средневековый пессимизм на самом деле был скрытой формой оптимизма - веры в блаженство «веч- ной жизни», где уже не будет времени. В конце XVII в. наступает охлаждение рассудка и человек ощущает дыхание земной веч- ности. Русская церковь в это переломное время сама - что очень существенно - начинает вести пропаганду идей, согласно которым ничего глобально-физического в масштабе мироздания не произойдет, и каждому лучше думать не о вселенском «Дне Господнем», а о сроке собственной жизни. Так, Русь средневековая на рубеже XVII-XVIII вв. вступает в качественно новую полосу своего бытия - в Новое время. Название этой книги, подчеркивает исследователь, можно переиначить - речь в ней идет о самоосновах смыслополагания русского средневекового человека (с. 27-28). Самой важной нам представляется последняя, четвертая, глава данной книги - «Страшный суд: время и место», где развиваются высказанные ранее в одной из статей мысли. Заслуживает внимания вывод автора об опричнине, ко-

торая в восприятии Ивана Грозного была синкретическим явлением: не столько политического, сколько религиозного характера (с. 403). Царь, по мнению Юрганова, добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха. Опричные казни пре ащались в своеобразное русское чистилище перед Страшным судом. И только в последние годы царь стал каяться, возможно, сознавая, что прельстился (с. 404).

Естественно, что в условиях относительной свободы мнений и роста (не всегда оправданного) влияния Православной Церкви на жизнь общества достоянием широкого круга читателей становятся и работы религиозных авторов, некоторые из которых представляют существенный интерес для историков, как бы дополняя светский анализ проблемы.

Для примера выделим подготовленную в Московской духовной академии книгу М.М. Дунаева «Своеобразие русской религиозной живописи» (М., 1997). Чувствуется эрудиция автора, глубокое проникновение в суть иконы, знание светской литературы вопроса. Некоторые концепции светских авторов его не устраивают. Дунаев не считает, что XIV-XV вв. можно назвать эпохой Предвозрождения, скорее, это название подходит, по его мнению, к XVI-XVII вв. Не принимает автор и объяснения, например, Д.С. Лихачевым, причин того факта, что Предвозрождение не переросло в Ренессанс. Он считает, что во всем виновата расцерковленная культура Запада и только. Соглашаясь, что начиная с XVI в. древнерусская икона «уходит» из храма, что утрачивается ее сакральный смысл, автор тем не менее настаивает на возвращении икон из музеев в церковь. С одной стороны, он будто придает зна- чение искусствоведческому анализу, проделанному В.Н. Лазаревым, М.В. Алпатовым и др., благодарен музейным работникам, реставраторам, спасавшим икону, с другой - он настаивает, что икона - это прежде всего предмет культа, и утверждает, что религиозный ее смысл историки так и не смогли понять. Так, Г.К. Вагнер, по мнению М.М. Дунаева, искажает смысл Фаворского света.

Таков круг наиболее важных новейших исследований по истории древнерусской культуры. Полный библиографический список, как уже говорилось, помещен в приложении. Там же читатель найдет список специальных терминов и составленные в виде чайнворда тесты, с помощью которых сможет проверить свои знания.

Тесты включают материал всего лекционного курса, а не только данной публикации.

Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Выбор христианства был продиктован не только политикой, но и потенциальной предрасположенностью древней восточнославянской культуры к нему. Восточное христианство – православие – с его откровенным обожествлением (сакрализацией) светской власти способствовало одновременно укреплению единства страны и этноса под знаком установления сильной единоначальной государственности и сохранению идеалов первобытного родоплеменного демократизма в сфере духовно-нравственной, религиозной, культурной. Однако подобное соединение противоположных начал становилось основой и будущих противоречий русской культуры.

Важной особенностью формирования древнерусской культуры было уникальное сочетание верхнего слоя аристократической христианской культуры и древних языческих народных традиций . Христианские ценности и образы постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, но чаще перемешиваясь с ним.

С приходом христианства стала развиваться книжность. Основные проводники книжной мудрости, заказчики и ценители – князья, опирающиеся на монастыри и монахов. Литература Киевской Руси была многожанровой: летописи, житийная литература, поучения, притчи, хождения, моления, слова (речи).

Из Византии на Русь пришел крестовокупольный храм , а также искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры, ювелирное дело. В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство.

В условиях феодальной раздробленности, распада древнерусского государства на отдельные княжества, действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей древнерусской культуры: храмовой архитектуры, иконописи, музыки, летописания, литературы, естественнонаучных представлений. Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в Западной Европе. Сама раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и др. Отличаясь своими архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, они не выходили за пределы общекультурного единства и национального своеобразия.

Многообразное культурное единство Древней Руси помогло русской культуре противостоять экспансии кочевнической культуры в период монгольского завоевания и ордынского ига.


Во второй половине XIV в. был преодолен кризис, и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стали национальный подъем, идея единства. Центром объединения русских земель стала Москва . Москва выдвинула совершенно новую «программу» своего политического и культурного развития – объединение русских земель, восстановление мощной государственности.

Гражданский и нравственный подвиг преподобного Сергия Радонежского ознаменовал победу православной духовности над политическим утилитаризмом государственных деятелей, торжество культурно-религиозного единения народа вокруг русской церкви. Сергию удалось возглавить нравственное сопротивление татаро-монгольскому игу и тем самым укрепить авторитет русской православной церкви в русской истории и культуре.

Рубеж XIV-XV вв. принято считать Предвозрождением. Для Западной Европы этот этап естественно перешел в Возрождение, ставшее символом по-новому осмысленной античности. В Древней Руси в силу различных причин не оказалось условий для Возрождения. Период секуляризации культуры еще не наступил, а подъем национального самосознания на Руси проходил в рамках, прежде всего, христианской духовности.

Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой культурных потерь. Были ликвидированы прежние городские вольности. Московские правители перенимали политическую культуру, методы управления Орды. Постепенно усиливалась несвобода всех слоев населения.

Формирующаяся общерусская культура в конце XV-XVI вв. была подчинена задачам служения «государеву делу». После двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада. Достаточно сказать о приглашенных западных мастерах, построивших все главные сооружения Московского Кремля. Но в то же время с присоединением Иваном Грозным Казани и Астрахани Древняя Русь стала еще более азиатской.

Провозглашение Москвы «Третьим Римом», законной наследницей как христианской, так и всей античной культуры, а русского царя – преемником византийских императоров закрепило беспредельную власть русского самодержавия. Авторитет и нравственное влияние церкви стало падать.

XVII столетие, начавшись Смутным временем, вошло в историю под именем «бунташного века» . Важнейшим его событием стал религиозный раскол. В основе раскола – спор об исторической правоте, об историческом пути России. Одна сторона настаивала на ничтожестве, другая – на величии старины. Третьей стороны не оказалось. Религиозный раскол привел к «раздвоению» единой русской культуры на противоборствующие, взаимоисключающие ее части.

Длительное господство в Средневековой Руси представлений о единой «культуре-вере» сменилось в XVII в. столкновением двух противоборствующих культур – «веры», в значительной мере отмежевавшейся от светских знаний, и культуры, по преимуществу секуляризованной, модернизованной. В это же время возникло и иное противопоставление двух культур: «мужичья» (но своя) культура «светлой Руси» и ученая (но чужая) культура «барокко». Это противопоставление во многом предвосхитило оппозицию, которая утвердилась в русской культуре с началом петровских реформ, – «исконно русское – западное, европейское».

1.4. Русская культура XVIII в.

Петровские реформы кардинально изменили не только политическую, но и культурную ситуацию в России. Смена основополагающих культурных ориентиров (Восток-Запад), подчинение церкви интересам государства, выдвижение на первое место служилого сословия вместо родовой знати – все эти факторы обусловили и необходимость кардинальных реформ в сфере образования: стране в новых условиях ее исторического бытия нужны были профессионалы. Организация в этой связи специальных профессиональных школ – Навигацкой, Горного дела и других, а впоследствии открытие Академии наук, основание Петербургского и Московского университетов, Академии художеств, Шляхетского корпуса, Смольного института – все это важнейшие вехи на пути преодоления Россией своей исторически обусловленной относительной культурной отсталости.

XVIII в. выдвинул на авансцену российской и европейской жизни новую столицу – Петербург.

Русская наука, культура, искусство совершили за этот период гигантский рывок. Постоянные контакты со странами Западной Европы, прежде всего, с Германией, Францией, Италией обусловили успешное взаимодействие и взаимопроникновение старорусской и европейской культурных традиций. В русской культуре своеобразно преломлялись западные веяния. Так, например, Д.И. Фонвизин только формально следовал канонам французской классической комедии, однако создал совершенно русскую (по языку, характерам, юмору) историю о господах Скотининых, породивших Митрофанушку. Русский скульптор, бывший крепостной, Федот Шубин , следуя канонам французского классицизма, выразил русские характеры вельмож екатерининской эпохи.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования. Исключительную роль в развитии русской имировой науки сыграл М.В. Ломоносов (1711–1765). Будучи энциклопедистом, он стал основателем многих направлений в физике, химии, астрономии, геологии, географии. В 1755 г. он основал первый российский университет в Москве , ставший крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия научный центр по изучению русского языка и словесности, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова . Академия также сыграла огромную роль в развитии науки. Первым ее крупным достижением явился шестиатомный «Словарь Российской академии», содержащий толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед.

Основным стимулятором развития культуры стала официальная продворянская политика Екатерины II , нашедшая законодательное выражение в серии актов, даровавших особые права и привилегии дворянам, в первую очередь, «Жалованной грамоте дворянству». Освобожденное от обязательной воинской и государственной службы, от телесных наказаний, внесословного суда и обременительных налогов, сверхпривилегированное сословие создало в результате своего более чем столетнего особого развития уникальную по своему характеру и мировому значению культуру. Эту культуру можно назвать «барской», поскольку базисом ее было все более ужесточавшееся крепостное право, а надстройкой – формально абсолютно праздное, господствующее сословие. Но фасадная сторона этого барства была вполне европейской по самым передовым меркам, и плодотворной в условиях господствующих тогда во всей Европе устремлений просвещенного рационализма и духовного общения без национальных и конфессиональных перегородок.

2. Русская национальная культура эпохи расцвета (XIX – начало ХХ вв.)

17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.
Религия.

В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний. В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше). Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).

Образование.
В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования - Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.

Литература.
Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия. Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример - «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя. Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.

Архитектура.
В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.
После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы. Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.
В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы. Так проявлял себя новый стиль в архитектуре - московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.
Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.

Иконопись.
Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место. Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение - «Спас Нерукотворный». Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).
В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

С 1621 года для царя и его окружения выпускали рукописную газету «Куранты», где описывались последние события, произошедшие в других странах. Книги, в которых сообщались светские знания, были доступны далеко не всем.

Знания в медицине основывались на опыте лечения. Хотя распространялись «травники» (описание лекарственных свойств растений) и переведенные учебники.

В 1678 году напечатана история Русского государства, повествование в «Синопсисе» начинается с древнего времени и вплоть до 70-х годов 17 века.

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является

Оружейная палата стала центром изобразительного искусства, она находилась в Московском Кремле. В ней трудились как русские, так и иностранные художники. В своей работе они старались добиться большого сходства с натурой. В 70-х годах был создан «Титулярник» - это собрание портретов правителей, начиная от Рюрика и заканчивая Петром Алексеевичем, содержались там и портреты иностранных патриархов, царей, изобразили в нем также гербы разных стран.

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы - это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.