«Чужой для всех…» (образ Евгения Онегина). Сочинение: Почему "забав и роскоши дитя" стал чужим для всех? Почему “забавы и роскоши дитя” стал чужим для всех

Роман “Евгений Онегин” в творчестве А.С. Пушкина занимает центральное место, так как это самое крупное его художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин, показанный Пушкиным, с одной стороны, типичным для своего времени, с другой стороны, обладающим сложным характером. Не так легко догадаться как относится к нему автор, потому что тон рассказа о нем почти до самого конца романа иронический.

Роман начинается без всякого вступления – мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы

Ему подушки поправлять.

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет “лицемерить, казаться, являться”, умеет скучать, томиться… В романе подчеркивается отчужденность героя от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером, говорит светским мешаным языком, где переплетаются французский с английским.

Дни Онегина образуют “бесконечный тупик:.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.

Приехав в театр, Онегин опаздывает на спектакль и уезжает, не досмотрев до конца.

…Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

……………………………

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул…

Ирония автора в какой-то степени оправдана. Молодым людям в онегинское время было свойственно напускное пренебрежение к нормам общественного поведения, определенная система поведенческих жестов, своего рода театр в театре.

За сценой пребывания Онегина в театре следует эпизод переодевания героя перед балом. Автор не случайно окружает его изощренным перечнем предметов туалета, модной одежды, а до этого в романе упоминается о санках, бобровом воротнике, шляпе и т.д. Это говорит об избытке внешнего комфорта героя. Излишнее внимание к нему ставит преграду на пути реализации жизни духовной. Пушкин не скрывает недостатков Онегина, но и не оправдывает его, и в то же время уже в первой главе мы узнаем, что поэта привлекают его черты:

Условий света свергнуть бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Противоречивость в характере Онегина делает его более жизненным: он не положительный, но и не отрицательный герой. Онегин, воспитанный французскими гувернерами, учившийся всему “шутя”- наследник всех своих родных, поэтому “труд упорный ему был тошен”. Он не умел и не хотел трудиться. Поэт рассказывает о пустой и бессодержательной жизни этого умного и в основе своей благородного юноши: никаких серьезных интересов, никакой работы не было в жизни у Евгения. Воспитание и образ жизни сделали из него настоящего эгоиста, человека, думающего только о себе, не умеющего обращать внимание на боль других, способного с легкостью обидеть, оскорбить даже близкого человека, не замечая этого.

Онегин не лишен лени, не случайно Пушкин подчеркивает родственность его и байроновского героя:

Как Сhild-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он…

Онегину рано надоело все в жизни: “ему наскучил света шум”, “измены утомить успели”. Все надоело настолько, что элементарная смена внутренних ощущений, связанная с переездом в деревню, оказывается истинной жизненной радостью.

И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь.

В деревне Онегин круто меняет свой образ жизни: вместо городского шума – “уединенные поля”. Онегин избирает роль нелюдима, не хочет поддерживать отношения с окрестными помещиками. Он попытался облегчить “участь бедного селянина”:

Ярем от барщины старинной

Оброком легким заменил…

Его действия осуждают соседи, его считают “опаснейшим чудаком”, сумасбродом. Но и жизнь в деревне не спасает Евгения Онегина от хандры, которая оказалась связана не только со светскими гостинными:

…увидел ясно он,

В деревне скука та же.

Возможно, от духовного одиночества его могла спасти поэзия, но “не попал он в цех задорный”. Его инстинктивно тянет к поэтам – Автору и Ленскому, с которым он знакомится в деревне. Пушкин говорит, что дружба Онегина с Ленским была от безделья:

Так люди (первым каюсь я)

От делать нечего друзья.

Но тут же поэт указывает, что Онегин был умнее многих и “вчуже чувства уважал”.Он старался не охладить пыл Ленского. Мы знаем, что Онегина не долго удовлетворяла пустая, легкомысленная жизнь света, но у него не хватило ни сил, ни желания порвать с этой жизнью. Именно поэтому, жалея Ленского, он тем не менее убил его на дуэли. Он тяжело переживает это, упрекает себя в том, что побоялся сплетен соседей-помещиков, побоялся насмешек Зарецкого, который мог бы распустить слух о его трусости.

Трагичны и отношения Евгения Онегина с Татьяной Лариной. Увидев первый раз Татьяну, еще не поговорив с ней, он тем не менее почувствовал в ней поэтическую душу. Девушка влюбляется в Онегина, признается ему в любви, но он не отвечает ей взаимностью, он сам себе не верит. Убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений, страданий, и даже слишком больших радостей испугался – предпочел холодный покой… Разумеется, себе он не хочет признаться в этом и объясняет свои поступки для самого себя заботой о юной, неопытной Татьяне, он обращается к ней с проповедью. И в какой-то степени, его проповедь благородна. Будь на его месте обычный светский денди, он не преминул бы именно “обмануть …доверчивость души невинной”, развлечься в деревенской глуши с наивной сельской барышней – и, расставшись с ней, едва она ему надоест, обречь ее на мучения и беду. Когда-то, в ранней юности, Онегин, вероятно, верил в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру – даже надежду на ее возвращение:

Мечтам и годам нет возврата,

Не обновлю души моей…

Вот она – главная трагедия Онегина: “не обновлю души моей”! Конечно, с его точки зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну.

Мы помним, что после дуэли “окровавленная тень” друга являлась Онегину почти каждый день. Онегин не выдержал этого и предпринял путешествие по России. События, связанные с этим путешествием, Пушкин выносит в отдельную главу. Однако, мы, читатели, узнаем, что главный герой, странствуя по России, узнает, как нелегко живется крепостным крестьянам. По его эгоизму наносятся два удара: он не мог себе простить смерть друга и не мог забыть нищеты русского народа. В.Г. Белинский считает, что теперь пушкинский герой был готов пережить и другие страдания, был готов полюбить.

В восьмой главе описывается встреча Евгения с Татьяной на светском балу. Евгений безумно влюбляется в Татьяну, тяжело заболевает от безнадежной любви, запирается у себя в кабинете, пытаясь отвлечься от тяжелых мыслей чтением, но это ему не удается. Среди его мыслей и печалей на первом месте воспоминания о странной бессмысленной дуэли с Ленским. Он уже не может не замечать страдания других людей. Проболев целую зиму, просидев безвыходно у себя дома, Онегин ранней весной, еще не выздоровевший, едет к Татьяне, чтобы хоть раз увидеть ее. “Идет на мертвеца похожий”, - пишет Пушкин, и застает Татьяну дома, одну, в слезах, читающую его письмо. Татьяна сразу понимает в каком тяжелом состоянии он находится:

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор,-

Все внятно ей.

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, так как Татьяна решительно отказывается соединить свою судьбу с его судьбой:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Татьяна ответила Онегину таким же непониманием, как и он когда-то ей, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихоть” повесы. Татьяна не пошла за Онегиным потому, что не могла и не хотела нарушить нравственные принципы, на которые по сути и покусился Онегин. Гений в науке “страсти нежной” оказывается в финале произведения “в тоске безумных сожалений” у ног Татьяны. Концовка романа даже несколько пародийна:

Но шпор внезапных звон раздался

И муж Татьяны показался.

Для героев наступает “злая минута”, в которую и автор, и мы, читатели, расстаемся.

Мне кажется, Пушкин умышленно не дает возможности герою выйти в живую жизнь. Герой лишен в романе не только художественной, но и идейной перспективы. Почему так поступает автор? Почему “забав и роскоши дитя” стал чужим для всех? Автор подводит нас к мысли, как тяжело мыслящему, благородному человеку жить на Руси в то время. Мы видели, как было трудно Онегину жить в деревне – потому трудно, что он умнее, честнее тех людей, которые его окружают. Конечно, мы не можем сравнить Евгения Онегина с выдающимися людьми его эпохи. Он не таков, как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение понимать жизнь и действовать. Но он много выше среднего человека своего круга. И этого-то не прощает ему его круг. В этом и заключается горестно-щемящий итог жизни героя.


Нетрудно догадаться, что главным героем произведения "Евгений Онегин" является Евгений Онегин. Уже в конце романа, в своем признании к Татьяне он говорит, что после дуэли с Ленским стал "чужим для всех и ничем не связанным". Но мне кажется, что процесс его отделения от общества начался намного раньше гибели Ленского.

Еще в самом начале романа он был этаким повесой, модным и образованным юношей.

"Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил."

Но в конце концов все развлечения светского общества ему надоели.

Приелись, как приедается всё скучное и постоянное. Больше ему не доставляли удовольствия ни шумные приемы, ни балы, ни девушки, ни алкоголь.

"Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели."

С этого момента начались его перемены. Сильнее контраст стал заметен после его переезда в деревню. Онегин откровенно скучал в деревне, как и Татьяна, он был лишнем в этом недалеком деревенском обществе. Если его дядюшка мог смириться с рутиной и жить, изо дня в день повторяя одно и то же и не особо задумываясь, то Онегин не мог выносить это.

Наскучили ему и соседи, постоянно наведывавшиеся в гости. Его скука была заметна, и они в итоге сделали выводы о нем:

"Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да, да нет; не скажет да-с

Иль нет-с;" Таков был общий глас."

В некоторых моментах Онегина даже можно сравнить с Чацким, героем произведения Грибоедова "Горе от ума". Он так же блестяще образован и умён, так же несколько опережает свое время и выделяется на фоне остальных своим мышлением и взглядами.

От скуки он сошёлся и с Ленским:

"И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья."

Из объяснения с Татьяной тоже становится понятно, что Онегин отстраняется от устоев общества - он не считает себя человеком, пригодным для брака и семейной жизни. Он "другой". Возможно, он отказал Татьяне, потому что она и впрямь вскоре наскучила бы ему, но с другой стороны не стоит забывать о том, что Онегин был дворянином, а Татьяна - всего лишь сельской девицей, не равной с ним в статусе и положении. А влюбился потом он уже в княгиню из высшего общества.

После гибели Ленского на дуэли он и вовсе покидает деревню и проводит окончательную черту между собой и деревенским людом. Теперь он не принадлежит ничему. Светское общество, откуда он родом, наскучило ему, а деревенский народ он отверг своими поступками. Теперь он по-настоящему "чужой для всех ничем не связан".

У Онегина были все задатки для того, чтобы стать по-настоящему великим человеком своего времени. Красноречивый, умный, прекрасно воспитанный и образованный, в конце концов красивый. Но его эгоизм, ленность и безразличие противопоставляются положительным качествам. Да, он намного умнее обыкновенного дворянина, но в то же время его нельзя назвать представителем прогрессивной молодежи, ведь у него нет цели в жизни, нет того, к чему он мог бы стремиться. Вот так и получается, что Онегин словно "застрял" на границе этих двух миров. И пока он не найдёт способ избавиться от "душевной пустоты", с которой ему не помогли справиться ни любовь, ни дружба, он так там и останется.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему "забав и роскоши дитя" стал чужим для всех?

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать "чужими для всех". Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников - влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был "чужой для всех...". В чем причина этого? Ответ - сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил "науку страсти нежной", но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова "лицемерить", "казаться", "являться". Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин - человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и "вседневные наслаждения". Им овладевает "русская хандра", аналог английского "сплина", которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, "томясь душевной пустотой", он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни.

"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" - к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат - полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь "от делать нечего друзья". "Мы почитаем всех нулями, а единицами себя", - подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь "недоволен сам собой". Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат - безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, - "пародия". Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в "нежную страсть". Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал "чужим для всех" потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. "Я думал: вольность и покой замена счастью", - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем, что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской литературы задачи – показать “век” и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому он отчетливо осознает зависимость характера человека от той среды, которая его формирует. И главные герои романа – это не просто люди своего времени, но и люди, если так можно выразиться, своего места в жизни. Ленский показан романтиком, потому что его взгляды сформировались в “Германии туманной”, под воздействием немецкого романтизма. Татьяна являет собой “милый идеал”, так как в ее образе соединилась высокая образованность и близость к национальным русским традициям. Что же представляет собой главный герой романа?
Евгений – человек из высшего петербургского света. Его детство проходит под опекой иностранных гувернеров, которые учат его всему “шутя”, не докучая “моралью строгой”. Онегин вполне владел всеми теми науками, которые были необходимы в обществе:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Онегин умеет все, что соответствует требованиям моды. Рестораны, клубы, балы, балет – вот чем он занимает свое время. Автор называет своего героя “почетным гражданином кулис”, гением в “науке страсти нежной”. Так постепенно игра в любовь и дружбу заменяет в Онегине истинные чувства, умение “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка” – глубокие знания, лицемерие – настоящую жизнь. Принятый и любимый в свете, Онегин, по сути, одинок. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает “русская хандра”. Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, “но труд упорный ему был тошен”. Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы – необходимость уехать в деревню дяди – мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди “уединенных полей”.
Единственным другом Онегина становится Владимир Ленский, но автор очень точно определяет характер их отношений: “от делать нечего друзья”. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. “…Я не создан для блаженства” – так отвечает Онегин, замечу, очень в духе модных в его время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны “чувствий пыл старинный” опять же был погашен, потому что так было привычнее. Вообще, история отношений Онегина с людьми доказывает, что герой Пушкина постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть, не без оснований, но это превосходство делает его “чужим для всех”.
Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как “свободу для себя”. Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статьях о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста, и это, на мой взгляд, очень точное определение. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он бы того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.
Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! – восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, “другому отдана” Татьяна.
Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие “всех нулями, а единицами – себя”.
В. Г. Белинский с глубокой точностью охарактеризовал трагедию Онегина, сказав, что “силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…”. Кто виноват в этом? Конечно, сам Онегин сознательно противопоставил себя людям, но, может быть, это было связано с тем, что ему чужда была посредственность. “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей”, – говорит поэт. И действительно, Пушкин показывает, что сам “век” делает человека нравственным калекой, лишает его возможности найти достойное применение своим силам и быть счастливым.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это “взросление” поэта отражено в романе. Главный Read More ......
  2. Роман “Евгений Онегин” – величайшее произведение А. С. Пушкина, которое он создавал восемь лет (с 1823 по 1831 год). В этом романе автор не просто передает картину жизни столичного дворянства того времени, он заставляет читателя погрузиться в атмосферу событий, стать Read More ......
  3. Александр Сергеевич Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для молодых людей начала 19 века: человек в обществе одинок, если он образованнее других. Автор “Евгения Онегина” проследил истоки этого явления: Read More ......
  4. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это “взросление” поэта отражено в данном Read More ......
  5. Этот роман создавался Пушкиным почти восемь лет (с 1823 по 1831 год). Первые главы романа были написаны молодым Пушкиным, едва ли не юношей, а заключительные писал уже человек с немалым жизненным опытом. В данном произведении и отражено это “взросление” поэта. Read More ......
  6. Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его “воздушная громада” (А. Ахматова) требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей. При чтении первой главы Пушкин сам подсказывает вопрос, вокруг которого должно быть сосредоточено наше внимание: “Недуг, которого причину Read More ......
  7. В центре поэтического романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” находится судьба молодого дворянина, типичного представителя своего времени и своего поколения. На протяжении восьми глав мы наблюдаем за его судьбой, драматическими перипетиями жизни героя, его эволюцией. В первой главе романа дается Read More ......
  8. Первая четверть XIX века… Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из, них стали декабристами.. Среди них прогрессивные деятели с трагической судьбой: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол. Read More ......
“Чужой для всех…” (образ Евгения Онегина)

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать чужими для всех. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие. Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне.

Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников - влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина. В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был чужой для всех....

В чем причина этого. Ответ - сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил науку страсти нежной, но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова лицемерить, казаться, являться. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле.

Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин - человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и вседневные наслаждения. Им овладевает русская хандра, аналог английского сплина, которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, томясь душевной пустотой, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей - к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество.

Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат - полное одиночество героя.

Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь от делать нечего друзья. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя, - подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь недоволен сам собой. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат - безвременная смерть юного романтика. Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, - пародия.

Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в нежную страсть.

Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления.

Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни. Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома.

Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное.

Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал чужим для всех потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими.

Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Я думал: вольность и покой замена счастью, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу. Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь. В своей жизни мы встречаем разных людей.

Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас.

В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества. Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения. Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности.

Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной, пустой суетой.

Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти: Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: «Когда же черт возьмет тебя!» Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин - образованный, светский человек.

Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. «Мод воспитанник примерный», он становится франтом, опасаясь «судей решительных и строгих»; привык С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре. Я Онегина не осуждаю за это.

Вращаясь в высшем свете, ему необходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он «не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался». Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и показывает его недюжинность: Мне нравились его черты. Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой. Татьяна - «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение.