Что такое автобиографический характер повести. Сведения о годах детства

Медведева Екатерина Михайловна,

МБОУ СОШ №67,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории,

[email protected]

Тема урока в 7 классе:

Автобиогра­фический характер повести М. Горького «Детство»

Две жизненные правды в повести «Детство» М. Горького

Цель:

Задачи:

Образовательная: отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающя: учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные. Научиться анализи­ровать текст повести

Метапредметные. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобще­ния

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе

Личностные . Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой дея­тельности

Ход урока

Учащиеся видят на слайде высказывания известных писателей

Л.Н. Толстой : “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф. М. Достоевский : «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем эти высказывания? (о детстве)

Какое произведение мы будем изучать на этом уроке? (Повесть «Детство» М. Горького) Запись темы урока. Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Тема нашего урока “Две жизненные правды”. Как вы понимаете это сочетание?

Каким вы представляете себе эту пору детство? Составьте кластер

(к доске выходят желающие)

Таким ли мы видим детство у М. Горького? (нет)

Почему? С чем это связано?

Понятие о художественной автобиографии.

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

На основе презентации обучающиеся вспоминают, где и как жила семья Алеши, какова была общая атмосфера в доме.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Физкультминутка (Релаксация)

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Наша задача - не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алеши.

Сегодня мы поработаем в группах. Ваша задача: на основе аналитической работы с текстом представить сравнительную характеристику бабушки и деда Алеши, выявить, какую роль они сыграли в формировании его личности.

1 группа рассматривает внешнюю характеристику бабушки.

Чтение описания учащимися. -

2 группа оценивает душевные качества бабушки.

3 группа дает характеристику деду Алеши.

Вопросы к учащимся 1 и 2 группы.

1.Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты, сравнения использует Горький для описания внешности бабушки??

2. Когда Алеша плыл на пароходе, что привлекало его в бабушке? найдите подтверждение в тексте. Каковы особенности ее речи? Как ласково называла она Алешу? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?

3.- Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).\

4. Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

5. Как во время сцены наказания вела себя бабушка?

6. Объясните, в чем причина покорности бабушки деду Каширину?

7. Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.?

8.Какие черты, присущие простым русским людям, воплотил Горький в образе бабушки?

9.В чем жизненная правда бабушки. Докажите. Что она убидительнее правды деда.

Вопросы к учащимся 3 группы :

1.Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

2.Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

3. кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных?

4.почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами характера деда? Вспомните сцену наказания. Объясните причину жестокого поведения деда.

5.Выясните манеру деда разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации

6.как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

7- Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости?- Каким увидел деда в этой беседе Алеша?

8 Что же ожесточило деда?

9 Как повел себя дед во время пожара?

10.В чем жизненная правда деда?

Анализ эпизода

“Пожар в красильне”. Ответьте, какие черты характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

(Выборочный пересказ.)

Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился, отдавал бессмысленные приказания. Им руководило чувство собственного сохранения: приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других, скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых очаровательных женских образов в русской литературе. Некрасов, поэт 19 века, написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

Пожар – не самое страшное испытание, судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

(Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

Почему герои такие разные в одинаковых жизненных ситуациях? В чём жизненная правда каждого из них7

(Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие

Эвристическая беседа.

Почему бабушка и дед такие разные? Каковы их жизненные принципы? Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.

Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

Но что–то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков! «Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»

Обобщение. (учащиеся отвечают на вопросы учителя)

Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

Как рассмотренные персонажи оказали воздействие на формирование личности и характера Алеши? Доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алеши.

Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

Что в его характере для этого?

Рефлексия. Продолжите предложения: (они высвечиваются на слайде)

«На мой взгляд, произведение М. Горького «Детство» -…»;

«Автобиографическая повесть – это…»; «Правда- это»

«Повесть учит нас …».

«На уроке мне понравилось….»

Домашнее задание: На «4» и «5» Написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства;

на «3» составить синквейн на тему «Детство» в понимании М. Горького

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина в определенную эпоху, осмысленная в социальном плане. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ,- русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их.

Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в главе XII, они являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущей мыслью.

Не по хронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркие картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении с действительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным, что, как известно, производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, на смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания у себя соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка. Такой постоянный контраст подсказывает и определенное методологическое направление в работе над произведением.

С одной стороны, важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрыть, как расширялись представления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда. С другой стороны, важно показать огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой».

Именно от выявления впечатлений героя-рассказчика, его реакций, отношения к различным явлениям действительности, к людям, окружающим его, можно идти к пониманию идей автора, выраженных им в широких жизненных картинах. Эти сложные задачи реализуются в построении уроков таким образом, чтобы светотени повести перемежались, как это диктуется композицией произведения.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не нов для нас данного класса, и все же сложность в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ происходящего, обязывает учителя быть особенно чутким в работе над произведением. Главное, чтобы Читатели поняли пафос произведения Горького, его страстное желание вызвать в душе читателей отвращение к «мерзостям жизни», какое бы обличив они не принимали, горячую любовь к душевно щедрому, нравственно стойкому и талантливому русскому народу.

Вступительное слово учителя может основываться на материале статьи о Горьком, имеющейся в хрестоматии. Это не биография писателя, не характеристика его творчества. Это рассказ о подвиге Горького, которым являлась вся его жизнь, о его книгах, повествующих о жестоких судьбах русского народа в прошлом, о замечательных людях из народа. Одна из таких книг - « », первая часть автобиографической трилогии.

«Какой видит Алеша бабушку?» - спросит Читатель нас. Выделение деталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вести разговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. В данном случае речь идет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям. Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки, мы увидим, что глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка - движения ласкового зверя.

Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: «Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!» - Горький воспринимает как «крик ее сердца, лозунг всей жизни».

Первое впечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает автор-рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши к миру; «Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком,- это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Обращая внимание нас на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика, мы тем самым развиваем у у себя умение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ии одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алеша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Алешу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алеша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные…

Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества и отчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной», окна - «выпученными», двор - «неприятным». Здесь суетятся «сердитые» люди, «стаей вороватых воробьев» мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.

Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», - утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого , получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями. Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет. Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец. Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке. Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья». Бабушка же, говоря о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы. Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда. Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами. После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости - ему пришлось быть бурлаком. Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя. В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

Халанская Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Ивдель
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство" (первый урок)
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: среднее образование

Тема урока. М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (первый урок)

Предмет: литература

Класс: 7

Цель : формировать умение учащихся анализировать и синтезировать учебный материал, развивать умение свободно

мыслить по теме; помочь осмыслить основные этапы жизни и творчества писателя; подготовить учащихся к восприятию

творчества А. М.Горького, художественного мира

автобиографического цикла, повести «Детство».

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к познанию, умение оценивать ситуации и поступки. Самосознание.

Метапредметные :

регулятивные УУД : определять и формировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана;

осуществлять

самоконтроль;

определять

успешность

понимать

неуспеха,

находить способы выхода из такой ситуации. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки с помощью членов группы. Определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из

имеющихся критериев.

познавательные УУД : выполнять анализ и синтез, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для

решения предметной учебной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждении; относить объекты к известным

понятиям; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; представлять информацию в

виде опорного конспекта; сопоставлять и отбирать полученную информацию.

коммуникативные УУД : оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения,

аргументируя её; учиться критично относиться к своему мнению, понимать позиции других; организовывать

учебное взаимодействие в группе; быть готовым корректировать свою точку зрения; предвидеть последствия

коллективных решении; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Образовательная – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ

ключевых сцен, эпизодов.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

Развивающая

анализировать

прочитанное,

составлять

творческие

исследовательского

характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации,

понимать других и себя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, выставка книг: С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Максим Горький «Детство», Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Куприн «Белый пудель», А. Погорельский «Черная

курица или подземные жители», Л.Толстой «Детство».

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организацион

ный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверка посещаемости обучающихся.

Приветствие преподавателя,

настрой на урок

2. Актуализация

Обратите внимание на книги, представленные перед вами. С какими-то из

них вы уже знакомы.

Кто является главными героями этих произведений?

обучающиеся осмысливают

информацию:

главные герои - дети

3. Определение

озвучить

определите

произведений и слов Ф.Достоевского (записаны на доске)

«Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь

какое-нибудь

воспоминание,

вынесенное

детства…»

обучающиеся осмысливают

информация; высказывают

свои предложения по теме

Целеполагание.

Определим тему урока.

Давайте познакомимся с творчеством М. Горького, фактами из его

Узнают факты из биографии

и творчества М. Горького

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

биографии. (материалы учебника о биографии писателя)

5. Изучение

материала

Несколько обучающихся (подготовленных заранее) выступают с

сообщением: «Особенности раннего творчества М. Горького»

Особенности творчества М. М. Горького.

1. В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И

если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и

не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе

личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека

естественной для него социальной и творческой свободы.

Проблема человеческой свободы или несвободы – центральная тема

всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала

как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех

внешнего

социального

сомнения

ценности

человека.

Последнее

произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» - подводит читателя к

выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических

условиях российской действительности ХХ века.

Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе

и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие

философские положения.

2. В новом типе реализма, появление которого связано с именем

Горького, формируется новая концепция личности – человек не просто

реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий

себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме

реализме

качестве

типичных

обстоятельств,

воздействующих

личность,

утверждается

историческое

осмысливают информацию;

слушают индивидуальные

сообщения учащихся;

просмотр слайдов

презентации; изучают

материал; выделяют

основные особенности

творчества М.Горького

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

человеку, герою новой литературы, доверено выступать отцом истории.

Писатель

намечает

возможных

взаимоотношений

личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от

Отчужденный

отчужденный

исторического

человек – два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между

которыми формируется горьковская концепция человеческой личности.

Поставив частную человеческую судьбу в контекст исторического

времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю

систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого

столетия. Самым важным, самым ценным мыслится уже не личность,

не ее право внутренней жизни и тайной свободы, на чем настаивал еще

общественная,

ценность

личности

ставится

прямую зависимость от участия в этой жизни.

Традиционные

пропорции

взаимоотношений

человека

горьковских произведениях смещены. Теперь человек не находится в узких

рамках среды, а выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или

Горький осмыслил взаимосвязь характера и истории как фатальную

и увидел в ней начало, возвышающее человека, способного на контакт с

ведущей исторической закономерностью. Нежелание или неспособность

личности

контакту

воспринимал

негативное

отказывал такому герою в праве на сочувствие и уважение.

Горького

присутствуют

предмета

изображения:

объективной

действительности

сознания

действительность

воспринимающего.

Взаимодействие

предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием

и в конечном счете – проблематику произведения.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

3. Романтические рассказы Горького

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем

как писатель – романтик. Для романтического сознания соотнесенность

характера с обстоятельствами немыслима – отсюда и главная черта

романтического художественного мира – двоемирие. Противостояние

романтика

действительности, романтика

окружающего

основная черта этого литературного направления.

представлены

романтических

рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными

противоречиями

становятся

предметом

изображения.

Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом

характере – любовью и гордостью

– мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может

лишь смертью.

Композиция

повествования

романтических

рассказах

подчинена

наиболее

показать

главного

романтическая легенда – важнейшее средство для создания его образа. С

черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или

презрения.

систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Очень важной композиционной особенностью ранних романтических

рассказов Горького – наличие образа повествователя, которым является

автобиографический герой.

пристальный,

заинтересованный

автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему

интересные

неоднозначные

характеры,

оказываются главным предметом изображения и исследований. В них

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.Ивделя

исследовать его сильные и слабые стороны. Взгляд автобиогр. героя

реалистичен,

доступно

осознать

ограниченность

романтического миросозерцания.

открывает

совершенно

национальной жизни. Россия через таких людей познавала себя.

6. Закрепление.

Опрос обучающихся на закрепление информации по биографии и ранних

рассказов писателя.

Настоящее имя М. Горького? (Алексей Максимович Пешков)

напечатанный

псевдонимом

(«Макар Чудра»)

направлению

творчество

Горького? (романтизм)

Какая проблема является центральной всего творчества Горького?

(проблема человеческой свободы или несвободы)

1) История создания повести Л.Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)

Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)

С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)

Образ матушки.

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)

В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)

Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)

Образ отца.

Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)

Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)

Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)

Образ Карла Ивановича.
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)

Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)

Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)

Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)

Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)

Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны - кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)

Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)

Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)