Что нужно чтобы проводить экскурсии в музее. Методика проведения экскурсии

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так,школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.

Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.

Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● интернациональное воспитание;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

● природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определеннаяклассификация объектов экскурсии:

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть кприему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Итоги экскурсии.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Спасибо! Успехов!

I. Введение
После ряда лет, когда в нашей стране ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь встал вопрос о молодежной политике государства, важной частью которой является дополнительное образование. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, то дополнительное образование многообразно, вариативно и разнонаправленно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально - значимые задачи.
Важным звеном дополнительного образования является современный школьный музей - центр музейно - педагогической работы, одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и реализован принцип - «музей для детей и руками детей».
Необходимым условием для успешного решения этих задач, идей и принципов является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, творческое отношение ребят к делу и обязательно знание основ современного музееведения. Именно использование особых принципов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы. Овладение основами музейного дела - первейшая задача руководителя и актива школьного музея.
Настоящая программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива музея.
Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Любой член актива школьного музея должен знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и культурно - просветительной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимого условия для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
II. Цель
С помощью музейно - педагогических средств, в рамках данной программы, создать условия для становления всесторонне развитой и социально - мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа.
Для достижения этой цели ставятся задачи:
Посредством различных форм и методов музейно - педагогической работы сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу.
Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории.
Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека.
Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями.
Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов.
Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культуро - сообразную, досуговую деятельность.

Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную программу. Работа музея - лекции, экскурсии, конкурсы - в той или иной мере интересуют многих школьников. Но актив музея должен состоять из тех, кого интересует сама работа в музее. Одних привлекает научно - исследовательская работа, других - оформительская, третьих - поисковая и т. д. Поэтому актив школьного музея не является какой - то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. В среднем актив музея состоит из 35 человек и проводит работу в разных направлениях: поисковая, оформительская, экспозиционная деятельность и т. д.
В соответствии с родом работы члены актива делятся на группы :
поисковая
экскурсионная
оформительская
комплектование и учет фондов
лекционная
При желании дети могут принимать участие в работе разных групп.
Координационным центром работы всего коллектива школьного музея является совет музея, который состоит из семи - девяти человек и избирается сроком на 1 год на общем собрании актива музея.
Состав совета музея:
директор музея
смотритель музея
секретарь
4 - 6 наиболее активных членов актива музея - группы детей, преимущественно разновозрастные и разного уровня подготовки, так как учащиеся, уже прошедшие курс обучения, остаются и дальше работать в активе музея, помогая руководителю музея.

Программа и тематический план предполагают проведение как теоретических, так и практических занятий в течение 1 года в объеме 216 часов. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 7 - 9 классов.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям работы актива музея :
комплектование и учет фондов, их хранение
экспозиционная деятельность
поисковая работа
экскурсионно - массовая работа
научно-просветительная деятельность
Большое внимание программа уделяет экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого способствует расширению общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формированию у них научных интересов и профессиональных способностей, навыков общественно полезной деятельности.
III . Содержание программы
Набор в актив школьного музея. Вводный инструктаж. Знакомство с музеем. Обзорная экскурсия.
Дополнительный ежегодный набор учащихся в актив музея. Вводный инструктаж по технике безопасности работы в музее: поведение во время работы, правила поведения на улице и при переходе через дорогу, правила поведения в общественных местах и транспорте.
Задачи и содержание работы музееведов, его особенности. Организация занятий.
Разделы и значения музея, его фонд. Обзорная экскурсия по экспозициям музея.
Практические занятия:
1. Подготовка к празднованию 17 сентября , поздравления ветеранов Великой Отечественной Войны. Поход на Партизанскую поляну.
2. История музейного дела
Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера, Эрмитаж. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Крупнейшие музеи мира, страны, города.
Практические занятия : Знакомство через литературу, киноматериалы и в ходе экскурсий с музеями разного профиля; беседа с сотрудником Брянского Краеведческого музея об истории музея, формировании его коллекций; проведение викторины по музеям страны.
3. Основы теории и организации музейного дела
Общественно - научная сущность музея. Социальные функции музея.
Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о школьном музее.
Практические занятия: Знакомство с государственными музеями Брянска и музеем ГРЭС в
пос. Б. Берега. Экскурсии по экспозициям, встречи с сотрудниками музеев.
4. Сущность и специфические особенности школьного музея
Школьный музей - центр обучения и воспитания в школе.Соответствие содержания работы школьного музея программным требованиям и краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Прямая связь работы музея с туристско- краеведческой работой в школе. Самодеятельный характер организации школьного музея. Особенности музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.
Практические занятия: Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работой в школе, с организацией, тематикой и основными направлениями работы школьного музея.
5. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно - вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Организация фондовой работы в школьном музее.
Практические занятия: Изучение документов о музейном деле и фонде, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации музейных предметов.
6. Учет и хранение фондов
Инвентарная книга, шифровка, прием и выдача предметов. Вспомогательные картотеки. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к особенностям обеспечения сохранности предметов в экспозициях.
Практические занятия: Проведение инвентаризации, шифровки и первичной обработки собранной коллекции.
7. Поисковая работа
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием
туристско -краеведческой работы. Основные формы: походы, экспедиции, переписка, текущее комплектование.Подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Требования к организации и проведению походов.
Практические занятия: Разработка и проведение поиска по конкретной теме, двухдневный поход.
8. Экспозиционная работа
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико - хронологический метод - основной метод построения экспозиции. Роль и место подлинных и научно - вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико - экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка передвижки и ее особенности.
Практические занятия: Анализ содержания, приемов построения, оформления экспозиции по отдельным разделам; разработка и построение выставки по теме проведенного поиска; создание параллельно выставки - передвижки.
9. Коллекции школьных музеев
Характеристика музеев школ города, их направление и тематика работы, место расположения и возникновения.
Практические занятия: Экскурсии по музеям школ города, записи.
10. Памятные даты воинской славы России
Изучение исторических событий, связанных с каждой датой. Подробная
характеристика каждой даты.
Практические занятия: Выпуск газеты по каждой дате.
11. Подготовка музейной экскурсии
а. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно - просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.
Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность,
научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность,
наглядность, конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики
экскурсий в соответствии со структурой экспозиции. Пути использования
экскурсий в учебной и культурно - просветительной работе в школе. Порядок
подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Практические занятия: Прослушивание тем экскурсий разных типов; изучение тематики экскурсий в школьном музее; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего стандарта экскурсии.
б. Тема и цель экскурсии
Тема и структура содержания, план экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Практические занятия: Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее; составление плана каждой экскурсии.
в. Изучение темы экскурсии
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения экспонатов и литературы. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Работа с записями воспоминаний, экспедиционными дневниками, письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практические занятия: (проводится в библиотеках, фондах и экспозиции музея). Изучение, анализ литературы и источников по выбранным темам экскурсий; заслушивание рассказов членов актива об отдельных событиях и экспонатах.
г. Отбор экспонатов и составление маршрута
Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их последовательность и взаимосвязь. Отбор экспонатов. Критерии отбора. Создание и оформление экскурсии.
Практические занятия: Окончательная формулировка, запись темы и цели экскурсии; составление тематического плана экскурсии; отбор экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.
д. Работа над содержанием экскурсии
Структура экскурсии. Ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута. Соразмерность отдельных частей содержания. Учет времени. Логические переходы, их варианты. Системы выводов и обобщения экскурсии.
Практические занятия: Прослушивание тематической экскурсии в государственном музее; составление вступительной и заключительной частей экскурсии; отработка порядка показа и рассказа по экспонатам; формулировка и запись выводов.
е. Экскурсионные методы и приемы
Взаимодействие метода на экскурсии. Метод показа, сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения. Метод рассказа. Требования к языку экскурсоводов. Прием цитирования. Метод беседы. Моторный метод и его ограниченность в экскурсии.
Практические занятия : Отработка на экспозиции методики проведения показа, рассказа, демонстрации, сравнения, цитирования и т. д.; проведение тематической экскурсии в ходе беседы.
ж. Отработка и сдача экскурсии
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение определенных приемов. Запись экскурсий.
Практические занятия: Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения экскурсий; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение экскурсий.
з. Совершенствование экскурсий и мастерства экскурсоводов
Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов - однотемников.
Школа юного экскурсовода. Конкурсы, рецензирование экскурсий и их подготовка с другими экскурсоводами.
Практические занятия: Знакомство с организацией школы юного экскурсовода. Доработка и совершенствование экскурсий, составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея, анкетирование.
12. Памятные места города и поселка
История города и поселка как предмет музейного изучения, объекты городской экскурсии (памятные места), их классификация. Памятники истории и культуры. Особенности методики проведения городской и поселковой экскурсии. Требования к маршруту. Приемы показа и методики проведения экскурсии.
Практические занятия: Прослушивание 1 - 2х городских экскурсий, обсуждение и разбор; подготовка и проведение экскурсии по городу и поселку.
IV . Основные направления и содержания деятельности
1. Фондовая работа
Особое внимание уделить приему, учету и хранению фондов музея: основного и научно - вспомогательного. Работа с инвентарной книгой.
2. Комплектование фондов
Теснейшим образом комплектование фондов связано с тематикой отделов нашего музея и осуществлять его надо в разных направлениях; работа в библиотеках и архивах, встречи и беседы, походы, экскурсии и экспедиции, сотрудничество с государственными музеями, коллекционерами и учащимися.
3. Экспозиционная деятельность
Основной акцент сделать на создании временных выставок, в том числе, сделанных в кабинетах и коридорах школы. Создавать кратковременные проекты, над которыми будут работать различные коллективы школьников. Регулярно устраивать выставки временных поступлений и материалов, собранных в поисковых работах. В постоянных экспозициях предусмотреть возможность замены материала.
4. Экскурсионная работа
В этом направлении предполагается использовать как традиционные формы (экскурсии и лекции), так и новые, - конкурсы, участие в общешкольных и поселковых мероприятиях, музейные праздники.
5. Работа с активом
Без широкого участия актива нельзя ни создать музея, ни развернуть в нем работу. Процесс деятельности актива включает разнообразные формы самостоятельной работы: исследование, организация и проведение походов, установление комплектов с общественными организациями, изготовление оборудования, оформление собранного материала. Заседание актива музея проводить один раз в четверть. На них планируется новая и обсуждается проделанная работа.
6. Деятельность по связям с государственными, общественными организациями и средствами массовой информации.
Этому служит созданный при школе совет содействия, куда входят представители администрации поселка, шефских организаций, совета ветеранов, родители и выпускники школы.
Музей ведет переписку с архивами страны, имеет непосредственную связь со школьным и поселковым радиоузлом.
7. Участие в АШМ г. Брянска
АШМ - это координационный центр работы всех школьных музеев г. Брянска.
V . Условия реализации программы
Реализация программы невозможна без материально - технической обеспеченности. За последние годы музей приобрел телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамеру, аудиомагнитофон. Большую роль в работе играет методическая и научная литература, газеты и журналы, краеведческий материал. Основной и научно - вспомогательный фонды музея обладают достаточной наполненностью, чтобы обеспечить успешную реализацию программы, но тем не менее музей все равно испытывает трудности и нуждается в реальной помощи как финансово - материальной, так и методической. Для этого необходимо привлечь к работе с музеем администрацию школы и поселка, руководство Брянской бумажной фабрики, Брянской ГРЭС, Брянской мебельной фабрики, а также государственные музеи города и АШМ.
Есть необходимость в проведении спецкурса для руководителей музеев.
VI . Знания и умения учащихся
В ходе реализации программы учащиеся получают знания и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
историю музейного дела
основы теории организации музейного дела
сущность и особенности школьного музея
научную организацию фондовой работы
проведение учета и хранения фондов
проведение поисковой работы
коллекции школьных музеев города
памятные даты воинской славы России
как подготовить музейную экскурсию
как провести музейную и городскую экскурсию
Учащиеся должны уметь:
работать с литературой, киноматериалами, источниками
проводить беседу, брать интервью
провести классификацию фондов
правильно вести учет и хранение фондов
работать с инвентарной книгой
правильно проводить поиск
создавать небольшие экспозиции
проводить экскурсию, лекцию
VII. Механизм оценки полученных результатов
В конце каждой учебной четверти, а также в начале и конце учебного года проводятся заседания актива и совета музея, где не только планируется работа, но и подводятся итоги работы за определенный период. Ежегодно вновь поступившие члены актива принимают участие в городском конкурсе «Хранители русской славы». В конце учебного года проводится музейный конкурс «Лучший экскурсовод музея».
Лучший экскурсовод музея принимает участие в городском конкурсе экскурсоводов.
Ребята оформляют вновь собранный материал в альбомах «История школы», «Из школы в науку», «Они учились в нашей школе и славят Родину трудом», пишут рефераты по выбранным темам на районные, городские, областные и всероссийские конкурсы.
Постоянно проводятся экскурсии для учащихся школ и училищ п. Белые Берега и г. Брянска.
Ребята участвуют в восстановительных и поисковых работах.
VIII. Литература
Для педагога:
Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист, 1974
Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988
Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987
Вансалова Е. Г. Музейный всеобуч.: Метод рекомендации - М., 1988
Для детей:
Эльконин Д. Б. Психология игры - М., 1972
Гос. Эрмитаж. Метод, пособие к экскурсиям, 1979
Суслов В. А. Русский музей - Л, Сов. Художник, 1967
Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель - М, 1976

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

Приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ

Приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

1. показ в экскурсии

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

ь Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей

ь Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»

ь Показа под руководством экскурсовода других приемов

Задача показа на экскурсии состоят в следующем:

ь Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами

ь Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

ь Показать историческое событие, которое происходило на данном месте

ь Показать действия исторического деятеля

ь Показать объект таким, каким он был в период описываемого события

Условия необходимые для показа объекта:

ь Правильно выбранные точки показа

ь Время, более выгодное для показа

ь Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы

ь Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается экскурсантам

Определение

2. экскурсовод объясняет, что собой представляет объект

Характеристика

3. экскурсовод говорит о назначении объекта

Цель создания

4. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта

Экскурсионный анализ, сравнение

6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значение

Оценка исторического события

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

ь составить представление об исторической местности, где происходили события

ь представить данный объект в естественной обстановке

ь дать определенную оценку объекту

ь получить представление о его природном окружении

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

Данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта

Наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.

Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна хорошо и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

Рассказ - это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:

1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятников, демонстрации наглядных материалов.

4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект - здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.

5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые ими лица.

Методические приемы рассказа

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и действующих в экскурсии лиц. Прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность.

Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.

Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Прием репортажа. В экскурсии репортаж - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами, которых являются экскурсанты. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое. Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений. Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков

Прием вопрос-ответ. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:

1. вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме.

2. вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи.

3. вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить проблему.

Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного монтажа. Используя этот метод, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города.

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека. Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленный вопрос. Проблемный вопрос, умело поставленный перед экскурсантами, вызывает интерес к подтеме.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихи, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

Климатический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументации, затем более значительные и, наконец, самые интересные.

Антиклиматический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с наиболее значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешней ознакомить их с менее интересным материалом.

Прием демонстрации наглядных пособий

В экскурсии используется прием наглядных пособий. Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Применяется прием контраста, когда фотография показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом для повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.

Государственное учреждение культуры

4. организованность осмотра

5. наличие маршрута

К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

II. Подготовка музейной экскурсии

1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

IV. Методика ведения экскурсии

Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

2. рассказ

На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

2. сравнение

3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

V. Некоторые правила ведения экскурсии

Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

Знание материала

Правильная речь

Безупречный вид

Умение установить контакт с группой и т. д.

Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

VI. Совершенствование экскурсии

Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

2.5. Техника ведения экскурсий

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе "Организованные указания методической разработки". Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.

Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном "шаге" ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика, в том числе проведения экскурсии с часами в руках: дома, у конкретного объекта. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса и др. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно - иногда они связаны с объектами, иногда - с жизнью известных деятелей, а нередко - с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе.

Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

Первая - смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;
- вторая - дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Паузы в загородных экскурсиях совмещаются с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 мин. по истечении каждого часа работы (для экскурсовода час ведения экскурсии равен 45 минутам). Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях могут быть также паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования "портфеля экскурсовода". Содержание "портфеля экскурсовода", его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Выводы

Значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

Контрольные вопросы

1. Понятие "техника проведения экскурсий".
2. Содержание графы "Организационные указания".
3. Организация работы экскурсовода с группой.
4. Умелое использование техники проведения экскурсии.
5. Навыки использования техники ведения экскурсии.
6. Темп передвижения группы, его значение.
7. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона.
8. Установление необходимого порядка в группе.
9. Использование свободного времени в течение экскурсии.
10. Ответы на вопросы экскурсантов.
11. Техника использования наглядных пособий.

Техника проведения экскурсий это комплекс мер направленн ых на организацию проведений экскурсий и созданий благоприятных условий для восприятия экскурсионных объектов.

Общие требования по действиям техники проведения экскурсий:

1.)Знакомство с группой (это часть индивидуального текста, которое указано в введении, т.е. вступительное слово в виде организации и информации по экскурсии)

2.)Выход экскурсантов из автобуса (указывается во вступлении о предстоящих выходах). Напоминается о технике безопасности. В продолжительных экскурсиях экскурсовод должен сообщать время стоянки и отправления) .

3.)Расположение группы у объекта . (производится на основе схемы. Которая позволяет лучше увидеть объект: вокруг него, в два ряда, под углом и самая распространенная расстановка полукругом(полукольцом)).

Расстановка экскурсионной группы - это расположение участников, позволяющее им хорошо видеть как объект, так и экскурсовода, а последнему - наблюдать объект и держать в по­ле зрения группу.

Экскурсионный объект в основном бывает многоплановым , по­этому должен иметь несколько выгодных точек осмотра . Посколь­ку восприятие объекта зависит от угла обзора, экскурсоводу важ­но найти оптимальные точки и ракурсы осмотра и использовать их преимущества в экскурсии. Например:

1. ♦ угол зрения в 45°, т.е. расстояние до объекта, равное 2-2,5 ве­личины его высоты, позволяет лучше воспринимать весь объект в целом;

2. ♦ угол зрения в 18°, т.е. когда объект значительно удален, об­легчает его восприятие вместе с окружением (ландшафтом). При этом нужно учитывать психологический аспект предельного чис­ла воспринимаемых объектов (оно колеблется от 7 ± 2 объекта).

Кроме того, при расстановке группы экскурсовод должен учесть следующие обстоятельства:

1. ♦ характер освещенности объекта;

2. ♦ особенности его расположения;

3. ♦ окружающую застройку.

Экскурсии с использованием транспорта позволяют приме­нять различные виды показа. Так, наиболее распространенные автобусные экскурсии обеспечивают следующие возможности:



1.♦ предоставление путевой информации с осмотром из окон ав­тобуса при скорости движения 40-60 км/ч мимо объектов, нахо­дящихся в поле зрения экскурсантов;

2. ♦ беглый осмотр из окон автобуса при замедленном движении (до 20 км/ч);

3. ♦ более подробный анализ объектов (местности) во время сто­янки, в непосредственной близости к объекту (группе объектов). При этом экскурсанты находятся в автобусе, как и в двух преды­дущих случаях;

4. ♦ детальный анализ экскурсионных объектов во время остано­вок с выходом экскурсантов из автобуса и непосредственным приближением к объектам. В трехчасовой экскурсии обычно предусматривается от 4 до 7 выходов.

4.) Передвижение экскурсантов (осущ от автобуса к объекта, между объектами, от объекта к автобусу. При этом место экскурсовода в центре группы. Расстояние от «головы до хвоста» по передвижению группы не должно превышать 10 метров)

5.)Темп движения группы (зависит от состава группы, от темы экскурсии, и зрительного ряда на маршруте) Основная задача экскурсовода контролировать передвижение группы, т.к. учитывается отведенное время для проведения экскурсии (время на изучение объекта, расстояние между объектами, с учетом зрительного ряда)

6.) Соблюдение времени проведения экскурсии. (выполнение требований технологической карты, в которой точно расписывается время для раскрытия каждой подтемы, исходя из исключений: не вовремя прибывший автобус по техническим причинам, аварийная ситуация на дороге, или ремонт. Экскурсию необходимо проводить в сокращенном варианте, при этом сохранить главное в ее содержании и сэкономить время на изложение подтем, возможно только сократитьвторостепенное из показа объектов и рассказа о них ).

7.) Адресность рассказа (означает направленность на конкретный объект, концентрация внимания, на данный объект, также возможность указать характерные признаки, особенности, архитектуры, стиля и тд.) Рассказ в экскурсии экскурсовод может начинать лишь после того, как удостоверится, то все участники экскурсии хорошо видят данный объект. При рассказе, возможно, использовать наглядный материал. Раздаточный наглядный материал возможно использовать при рассказе только во время переезда на автобусе от объекта, к объекту.

8.)Использование индивидуального текста (Данный текст может использоваться в виде карточек экскурсионного объекта, по тексту основных подтем, в виде карточек с цитатами.)

9.) Паузы в экскурсии . (Дают возможность экскурсантам просмотреть объект, или детали объекта, которые более заинтересовали при подаче информации экскурсовода. Так же сюда входит покупка сувениров и фотографирование.)

10.) Техника использования наглядных пособий (подразумевает определенный порядок демонстрации в процессе проведения экскурсии, при этом каждое пособие (лист) должен иметь свой порядковый номер.)

11.) Возвращение экскурсантов в автобус (проходит организованно, экскурсовод обязан проследить за посадкой на места экскурсантов (пересчитать), обратить внимание на рядом сидящих друг с другом, при этом экскурсовод должен стоять справа от входа в автобус, после посадки всех экскурсантов подать условный знак рукой водителю о начале движения.)

12.) Место экскурсовода в автобусе или на месте у объекта (на местности экскурсовод выбирает нужную позицию, то бы хорошо был виден объект, при этом удерживать в поле зрении всех экскурсантов, а также учитывается, что все экскурсанты также должны видеть и слышать экскурсовода, поэтому чаще всего используется расстановка полукругом).

13.) Ответы на вопросы экскурсантов (принято давать в конце экскурсии, о чем следует указать во вступлении).

14.)* особые приемы проведения экскурсии ( включает в себя: использование технических средств(микрофон, мульти-видео проектор, видео-звукозаписи), так же особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности, которая проявляется в виде исследования (способ вовлечения в соответствии с рассказом экскурсантов в процесс экскурсии) а также выполнения самого задания, что позволяет активно включить экскурсантов в непосредственно восприятие характерных особенностей объекта (проведения ритуалов, обрядов), требует соблюдения техники безопасности и правил поведения, о чем обязательно напоминает экскурсовод).

Приёмы показа Приёмы рассказа Особые приёмы
Предварительный осмотр Активизация познавательной деятельности
Экскурсионный (зрительный) анализ Объяснение Исследования
Искусствоведческий