Блог татьяны княжицкой. «Географ» Вермеера на три месяца обосновался в Эрмитаже

Выставка «Ян Вермеер. Географ. Из музея Штедель, Франкфурт-на-Майне» открывается 27 августа. Событие воистину эпохальное: один из трех подписанных шедевров гения надолго задержится в Санкт-Петербурге. К тому же «Географ» — работа более чем примечательная…

До 20 ноября 2016 года можно будет любоваться знаменитой картиной кисти Йоханнеса (Яна) Вермеера (1632−1675), одного из самых известных и вместе с тем загадочных мастеров Золотого века голландского искусства. В мире известно не более тридцати пяти его работ (по другим данным — 37). Нынешняя выставка — настоящая жемчужина цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».

Примечательно, что картина Вермеера разместится в Зале школы Рембрандта Государственного Эрмитажа: исследователи отмечают сходство композиций «Географа» и одной из гравюр Рембрандта.

«Географ» — одна из трех подписанных работ Вермеера, поэтому она имеет особый статус, вместе с парной ей работой «Астроном», и еще одной картиной, «Сводница».

1660-е, 53×46 см

Работы были созданы за 6−7 лет до смерти художника. На картинах «Географ» и «Астроном», с некоторыми отличиями, изображена одна и та же комната. Узнаваемы и описаны исследователями многие детали интерьера — к примеру, глобусы, изготовленные в мастерской Йодокуса Хондиса. Висящая на стене карта видна лишь отчасти, но она нарисована настолько точно, что удалось распознать в ней известную морскую карту нидерландского картографа Яна Виллема Блау.

Левенгук или «кто угодно»?

Возможно, две картины — портреты натуралиста и основоположника научной микроскопии Антони ван Левенгука. Он был современником Вермеера, также уроженцем Дельфта, и во время создания работ ему было 35 — 36 лет. В 1669 г. Левенгук был муниципальным контролером качества поступаемого в Дельфт вина, получил должность геодезиста (землемера).

Хотя подлинных документов и свидетельств об их тесной дружбе не сохранилось, именно Левенгук был назначен душеприказчиком Вермеера. Среди противников той версии — знатоки искусства, которые, вспоминая поздний портрет ученого кисти Яна Верколье (1686 г.), отмечают то, что, мол,нос у Левенгука был толстоват — вовсе не похоже на изображенного на картине Вермеера ученого.

Еще одно предположение о личности героя картины - то, что Вермеер мог создать портрет Иоханеса де Веерта, картографа,жившего тогда в Делфте. Тот тоже был известен в городе — читал лекции в школах и проводил занятия в церкви. И,разумеется, в ходу и другое распространенное мнение. Образ на картине — аллегорический, так что прототипом героя картины мог быть буквально кто угодно, да хоть сосед Вермеера!

27 апреля 1713 года обе картины были проданы с аукциона в Роттердаме Адрианом Паетсом, членом городского совета Амстердама и меценатом. Неизвестный покупатель заплатил за них 300 флоринов за картины, которые значительно позже обрели те названия, под которыми они нам известны сегодня. «Географ» был приобретен музеем Штедель в 1885 г., и в Санкт-Петербург шедевр прибудет прямо оттуда.

Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Выставка «Ян Вермеер. Географ. Из музея Штедель, Франкфурт-на-Майне» открывается 27 августа. Событие воистину эпохальное: один из трех подписанных шедевров гения надолго задержится в Санкт-Петербурге. К тому же «Географ» — работа более чем примечательная…

До 20 ноября 2016 года можно будет любоваться знаменитой картиной кисти Йоханнеса (Яна) Вермеера (1632−1675), одного из самых известных и вместе с тем загадочных мастеров Золотого века голландского искусства. В мире известно не более тридцати пяти его работ (по другим данным — 37). Нынешняя выставка — настоящая жемчужина цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».

Примечательно, что картина Вермеера разместится в Зале школы Рембрандта Государственного Эрмитажа: исследователи отмечают сходство композиций «Географа» и одной из гравюр Рембрандта.

«Географ» — одна из трех подписанных работ Вермеера, поэтому она имеет особый статус, вместе с парной ей работой «Астроном», и еще одной картиной, «Сводница».

1660-е, 53×46 см

Работы были созданы за 6−7 лет до смерти художника. На картинах «Географ» и «Астроном», с некоторыми отличиями, изображена одна и та же комната. Узнаваемы и описаны исследователями многие детали интерьера — к примеру, глобусы, изготовленные в мастерской Йодокуса Хондиса. Висящая на стене карта видна лишь отчасти, но она нарисована настолько точно, что удалось распознать в ней известную морскую карту нидерландского картографа Яна Виллема Блау.

Левенгук или «кто угодно»?

Возможно, две картины — портреты натуралиста и основоположника научной микроскопии Антони ван Левенгука. Он был современником Вермеера, также уроженцем Дельфта, и во время создания работ ему было 35 — 36 лет. В 1669 г. Левенгук был муниципальным контролером качества поступаемого в Дельфт вина, получил должность геодезиста (землемера).

Хотя подлинных документов и свидетельств об их тесной дружбе не сохранилось, именно Левенгук был назначен душеприказчиком Вермеера. Среди противников той версии — знатоки искусства, которые, вспоминая поздний портрет ученого кисти Яна Верколье (1686 г.), отмечают то, что, мол,нос у Левенгука был толстоват — вовсе не похоже на изображенного на картине Вермеера ученого.

Еще одно предположение о личности героя картины - то, что Вермеер мог создать портрет Иоханеса де Веерта, картографа,жившего тогда в Делфте. Тот тоже был известен в городе — читал лекции в школах и проводил занятия в церкви. И,разумеется, в ходу и другое распространенное мнение. Образ на картине — аллегорический, так что прототипом героя картины мог быть буквально кто угодно, да хоть сосед Вермеера!

27 апреля 1713 года обе картины были проданы с аукциона в Роттердаме Адрианом Паетсом, членом городского совета Амстердама и меценатом. Неизвестный покупатель заплатил за них 300 флоринов за картины, которые значительно позже обрели те названия, под которыми они нам известны сегодня. «Географ» был приобретен музеем Штедель в 1885 г., и в Санкт-Петербург шедевр прибудет прямо оттуда.

Это полотно, созданное художником в 1669 году, постоянно находится в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне. В Петербурге «Географа» можно будет увидеть всего три месяца. Картин Вермеера в Эрмитаже нет, вообще ни в одном российском собрании нет. Их в мире-то известно 34 подлинника, а вокруг пяти идут дискуссии, поэтому явление «Географа» в Эрмитаже пропустить нельзя.

«В интерьере кабинета, освещенного падающим из окна светом, представлен по-домашнему одетый молодой человек. Опершись одной рукой о стол и держа в другой циркуль, он на мгновение оторвал взор от лежащих перед ним бумаг и книг, обдумывая какое-то решение. Окружающие героя предметы и характер обстановки свидетельствуют о его интеллектуальных занятиях. Тканый ковер с растительным узором, небрежно сдвинутый на край стола, оставляет место для свернутых рулоном листов и большой белой страницы. Часть листов, возможно, с расчетами валяется на полу. Стержень с насечками, слабо видимый в верхней части окна, по мнению некоторых исследователей, является частью астрономического инструмента, известного под названием «посох Иакова», - рассказывает куратор выставки Ирина Соколова, хранитель голландской живописи в Эрмитаже. - Свободная, полная непосредственности поза молодого человека, как и его ускользающий, не сфокусированный на конкретном предмете взгляд передают мимолетность ситуации. Тонкая игра световых рефлексов на фактурной поверхности ковра, светящееся белое поле бумаги на столе, мягкая тень на стене, акценты в одеждах героя написаны с исключительной деликатностью и создают редкое по гармоничности единство. Есть что-то метафизическое в этой лишенной открытого действия сцене, как бы выхваченной из потока жизни и напоминающей кинематографический стоп-кадр».

«Географ», начиная с 1713 года и вплоть до конца XVIII столетия, во всех собраниях находился вместе с «Астрономом» - другой картиной Вермеера, возможно парной. Ныне «Астронома» можно увидеть в Париже, в Лувре.

Открывая выставку, Михаил Пиотровский напомнил о кратком «русском следе» в истории «Географа». А Ирина Соколова рассказала, что художник подписал картину дважды, а на обороте полотна есть гораздо более поздние надпись и печать красного сургуча – картина недолгое время, в пик посмертной славы Вермеера была приобретена Павлом Павловичем Демидовым – да, из тех самых уральских Демидовых – землевладельцев, горных заводчиков. В позапрошлом веке Демидовы купили в Италии титул князей Сан-Донато и стали, таким образом, европейскими аристократами. «GALERIE DE SAN DONATO» - гласит печать на оборотной стороне холста «Географа», а также полустертая красная сургучная печать на подрамнике. На реверсе картины прикреплен также лист с подробным перечнем коллекций, в которых она находилась с 1713 по 1872 год. Демидов приобрел картину около 1877 года в Париже. Получив в начале 1870-х годов в наследство от дяди знаменитый дворец Сан-Донато во Флоренции, он жил в Италии. Но уже в 1880 году Павел Павлович решил продать виллу с ее сокровищами и переехал жить в новое имение Пратолино. 15 марта 1880 года в Сан-Донато открылся грандиозный аукцион, продолжавшийся несколько дней. Согласно аукционному каталогу, картина Вермеера числилась как «лот 1124». Так завершилась ее «русская» история.

До сих пор неизвестно, кто послужил моделью для этих картин – «Географа» и «Астронома». Есть догадки, что это – изобретатель микроскопа, натуралист Антони ван Левенгук, тоже житель Делфта, как и Вермеер. Мало того, именно Левенгук был назначен Высоким советом Делфта опекуном наследия умершего художника. Вермеер не оставил учеников, он писал не больше дух картин в год и только по заказу меценатов. Не бедствовал. Но в конце жизни его финансовые дела пошатнулись. Вдова все наследство вынуждена была отдать не детям – их было одиннадцать, а кредиторам.

Ян Вермеер Делфтский

Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (“Христос у Марфы и Марии”, Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).
В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. Безусловно сильное влияние на творчество Вермеера оказало искусство голландского мастера жанровой живописи Питера де Хооха, проживавшего в Делфте с 1652 по 1662 годы. Стиль этого живописца в дальнейшем нашел развитие в картинах Вермеера. 20 апреля 1653 года Ян Вермеер женился на Катарине Болнес, дочери преуспевающего владельца кирпичной фабрики в окрестностях города Делфта. Кальвинистское вероисповедание художника первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес, однако впоследствии взаимоотношения значительно улучшились. Нет достоверных сведений, что Вермеер стал католиком, приняв вероисповедание своей жены Катарины, но известно, что своих детей художник воспитывал в религии их матери.

"Девушка с жемчужной сережкой"
1660-е, Маурицхейс, Гаага

"У сводни"
1656, Картинная галерея, Дрезден

"Диана и нимфы"
1650-е, Маурицхейс, Гаага

"Уснувшая девушка" 1657
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

"Вид города Делфта" 1658-1660
Маурицхейс, Гаага

"Улочка Делфта" 1658
Рейксмузеум, Амстердам

Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину “Улочка” (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид города Делфта” (Маурицхёйс, Гаага). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужной сережкой”, Маурицхейс, Гаага).

"Бокал вина" 1661

Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден; “Служанка с кувшином молока”, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.

"Дама в голубом, читающая письмо" 1663

В 1662-1663 и 1670-1671 годах Ян Вермеер занимал должность декана гильдии Святого Луки в Делфте и успешно руководил ее деятельностью. Должность декана гильдии живописцев и прочих мастеров, связанных с искусством, считалась очень почетной и это свидетельствует об авторитете Яна Вермеера в Делфте, как художника и знатока искусств. За полотна Яна Вермеера еще при жизни художника предлагали достаточно крупные суммы, хотя в основном делфтский живописец писал картины для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями Вермеера и почитателями его искусства были владелец типографской мастерской Якоб Диссиус, пекарь Хендрик ван Бейтен и богатый бюргер Питер ван Рюйвен.

"Дама у вирджинала и кавалер" 1662-1665

"Дама и ее служанка" 1667

"Девушка с кувшином воды" 1662

"Искусство живописи" 1666-67

"Женщина, занятая весами" 1663

"Девушка, пишущая письмо" 1665

"Девушка, примеряющая ожерелье" 1662-1664

"Концерт " 1665

"Любовное послание" 1665

"Ответное послание" 1667

"Офицер и веселая девушка" 1657

"Портрет девушки в красном уборе" 1668

"Служанка с кувшином молока" 1660

"Святая Пракседа" 1655

"Дама и два кавалера" 1659

"Девушка, читающая письмо у окна" 1657

В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, Рейксмузеум, Амстердам, и др.). Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница” и “Астроном”, обе картины в музее Лувра, Париж; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт). Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в “Девушке с жемчужиной”, либо, напротив, пытливого разума - в поздних картинах “Географ” и “Астроном”.

"Географ" 1668-69

"Астроном" 1668-69

"Кружевница" 1669-70

"Дама у спинета" 1670-1672

"Аллегория веры" 1670–1672

"Дама у вирджинала" 1670–1672

"Молодая женщина с гитарой" 1671–1672

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте. Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.

При подготовке описаний ряда картин художника (“Астроном”, “Географ” и некоторых других) использована часть текстовых материалов прекрасного сайта, посвященного жизни и творчеству Яна Вермеера Делфтского http://irinaepifan.narod.ru/ . Выражаем автору сайта Ирине Епифановой свою благодарность.