Бах известные произведения список. Список основных произведений баха

Классическая музыка – творит чудеса, поэтому ее часто используют в . Отрывая новые грани в создании музыкальных произведений и положительно влияя на организм человека. Композиции Баха играют особую роль в становлении музыки и воздействии на нервную систему и организм в целом. Композитор заведомо начал свое собрание прелюдий и фуг с той, которая описывает рай – зарождение и становление жизни. Постепенно темы произведений меняются в соответствии с развитием общества и нравами. Одно остается неизменным – «Эффект Баха».

Думал ли Иоганн Себастьян Бах о шедевральности своих творений, сочиняя их часы напролет? Вероятно, что да! Об этом свидетельствует изречение, в котором великий композитор советует бесконечно трудиться, чтобы добиться подобных успехов. Давая совет, автор не предусмотрел наличие редчайшего дара — таланта. Именно этот фактор позволяет одним завоевать мир на многие поколения, а другим – так и остаться не замеченными.


Влияние музыки Баха на человека

Человеческий мозг постоянно находится в работе, выполняя многочисленные ментальные функции. Это происходит за счет производства разночастотных волн мозговой активности. При медитации, йоге и даже прослушивании музыки наблюдается эффект изменения сознания или «альфа активность». Сопровождающее «бета движение» обеспечивает появление реакций на явление, оценивая и формируя понимание. Музыка Баха улучшает данный процесс, активизируя работу мозга. Такое смежное единение позволяет добиться превосходных результатов.

Польза музыки Баха

  • укрепляет организм и повышает иммунитет,
  • помогает при гипертонии,
  • ускоряет процесс лечения дыхательной и пищеварительной системы,
  • помогает отвлечься от боли при ревматизме,
  • повышает работоспособность,
  • улучшает успеваемость в учебе,
  • повышает производительность на работе,
  • помогает справиться со стрессами и тревожностью,
  • снимает раздражение,
  • приводит к чувству спокойствия и удовлетворенности,
  • избавляет от чувства обиды и зависти.

Привести себя в чувство и позволить себе остановится в скоротечности современного мира – помогут творения великого автора. Музыковеды постоянно исследуя мелодии Баха, утверждают, что они безгранны. Талантливые музыканты вычленяют из каждой прелюдии новые звучания, чтобы хотя бы попытаться приблизиться к шедевральным гаммам.

Лечебный эффект Баха

Великие произведения не перестают удивлять и лечить людей на протяжении многих лет. Музыка Баха благотворно влияет на умственные процессы головного мозга, активизирует его работу. Главный рычаг нашего организма – мозг. Следовательно, под воздействием творений великого мастера, он благотворно влияет на центральную нервную систему, которая дает импульсы, своеобразные «задания» остальным органам. Бах от раздражительности, как обезболивающее от мигрени – всегда действенно! В этих целях рекомендуется слушать произведение композитора «Кантата №2»

Слушать Кантата №2 Бах

Если вас одолевают негативные мысли и чувства, к примеру, обида, зависть к чужим успехам или озлобленность, то справиться с ними поможет «Итальянский концерт» Баха.

Замечены еще некоторые невероятные факты: мелодии в мажоре эффективны при онкологических заболеваниях, а Минор от Баха упрощает процесс запоминания информации, улучшает логическое мышление и способствует развитию математических знаний.

Помимо этого, «Концерт ре минор для скрипки и Кантата №21» помогает при повышенном давлении, «Фа диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК) — при других заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Слушать «Фа диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК)

Для ускорения процесса заживления язв желудка и устранения других проблем с органами пищеварения стоит прослушать «Соль диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК).

Слушать «Соль диез минор» (прелюдии и фуги, том I, ХТК)

Помогает отвлечься от боли при ревматизме и проблемах с суставами в целом — Фа мажор («Токката»).

Слушать Фа мажор («Токката»)

Эффект Баха для детей

Сравни эликсиру спокойствия и уравновешенности можно сравнить классическую музыку для юной части населения планеты Земля. Бах для детей (в том числе) создал невероятные произведения, которые не только превосходны, но еще и действенны. У музыки нет возраста! Согласно исследованиям Кембриджского университета, дети, которые постоянно слушали Баха, развивались стремительнее своих сверстников. Они чаще побеждали в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Во взрослой жизни — занимали более престижные рабочие места. Кроме того, ребята, которым привит хороший вкус в музыке, вырастают воспитанными и культурными гражданами.

Музыка Баха для сна

Существует мнение, что классическая музыка помогает уснуть. В случае с Бахом – это не так. Видимо, автор вкладывал в свои ноты долю эгоизма, которая не позволяет музыке быть просто фоном. Согласно исследованиям, Бах для сна, от бессонницы и в качестве расслабления – не пригоден. Его музыка «возбуждает» мозг, побуждает к действиям и заставляет размышлять. Следовательно, завершать прослушивание данных творений рекомендуется минимум за 4 часа до вечерней процедуры — сна.

Проверить эффект Баха на себе может каждый. Достаточно, ежедневно выполняя любимую работу или необходимое занятие, делать это в унисон с творениями великого автора. Мир Баха необъятный и безграничен – там есть место для каждого!

Слушать Баха онлайн

Иоганн Себастьян Бах, биография которого до сих пор тщательно изучается, входит, по мнению газеты «Нью-Йорк Таймс», в топ-10 интереснейших жизнеописаний композиторов.

В одном ряду с его именем стоят такие фамилии, как Бетховен, Вагнер, Шуберт, Дебюсси и др.

Давайте же и мы познакомимся с этим великим музыкантом, чтобы понять, почему его творчество стало одним из столпов классической музыки.

И. С. Бах — немецкий композитор и виртуоз

Имя Баха приходит нам в голову одним из первых при перечислении великих композиторов. Действительно, он был выдающимся, свидетельством чего служат более 1000 музыкальных произведений, оставшихся после его жизни.

Но не стоит забывать и о втором Бахе – музыканте. Ведь оба они были настоящими мастерами своего дела.

В обеих ипостасях Бах оттачивал своё мастерство на протяжении всей жизни. С окончанием вокальной школы обучение не закончилось. Оно продолжалось на протяжении всей жизни.

Доказательством профессионализма, помимо сохранившихся музыкальных сочинений, является впечатляющая карьера музыканта: от органиста на первой должности до директора музыки.

Тем удивительнее осознавать, что многие современники негативно воспринимали музыкальные сочинения композитора. При этом имена популярных в те годы музыкантов практически не сохранились до наших дней. Только позже Моцарт и Бетховен восторженно отозвались о творчестве композитора. С начала 19 века творчество виртуозного музыканта начало возрождаться благодаря пропаганде Листа, Мендельсона и Шумана.

Сейчас же ни у кого не возникает сомнений в мастерстве и огромном таланте Иоганна Себастьяна. Музыка Баха – образец классической школы. О композиторе пишут книги и снимают фильмы. Подробности жизни до сих пор являются предметом для изысканий и изучения.

Краткая биография Баха

Первое упоминание о роде Бахов появилось в 16 веке. Среди них было много известных музыкантов. Поэтому выбор профессии маленьким Иоганном был ожидаемым. К 18 веку, когда жил и творил композитор, знали о 5 поколениях музыкального семейства.

Отец и мать

Отец — Иоганн Амброзий Бах родился в 1645 году в Эрфурте. У него был брат-близнец Иоганн Христоф. Наряду с большинством представителей своего семейства Иоганн Амброзий работал придворным музыкантом, учителем музыки.

Мать — Мария Элизабет Леммерхирт родилась в 1644 году. Она тоже была родом из Эрфурта. Мария была дочерью городского советника, уважаемого в городе человека. Приданое, оставленное им своей дочери, было солидным, благодаря чему она могла безбедно жить в браке.

Родители будущего музыканта поженились в 1668 г. У пары родилось восемь детей.

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 31 марта 1685 г., став младшим ребёнком в семье. Жили они тогда в живописном городе Эйзенахе с населением около 6000 человек. Мать и отец Иоганна - немцы, потому по национальности сын тоже немец.

Когда маленькому Иоганну исполнилось 9 лет, Мария Элизабет умерла. Спустя год, через несколько месяцев после оформления второго брака, умирает отец.

Детство

Осиротевшего 10-летнего мальчика забрал к себе старший брат – Иоганн Кристоф. Он работал учителем музыки и церковным органистом.

Иоганн Кристоф учил маленького Иоганна игре на клавире и органе. Именно последний считается любимым инструментом композитора.

Об этом периоде жизни известно немного. Мальчик обучался в городской школе, которую закончил в 15 лет, хотя обычно её выпускниками становились молодые люди на 2-3 года старше. А значит можно сделать вывод о том, что учёба давалась мальчику легко.

Часто упоминается и другой факт из биографии. Ночами мальчик часто переписывал ноты произведений других музыкантов. Однажды старший брат обнаружил это и строго запретил впредь заниматься подобным.

Обучение музыке

Окончив школу в возрасте 15 лет, будущий композитор поступил в вокальную школу Имени Святого Михаила, которая находилась в городе Люнебург.

В эти годы начинается биография Баха — композитора. Во время обучения с 1700 г. по 1703 г. он пишет первую органную музыку, получает знания о современных композиторах.

В этот же период впервые путешествует по городам Германии. В будущем у него останется эта страсть к путешествиям. Причём все они совершались ради знакомства с творчеством других композиторов.

Окончив вокальную школу, юноша мог поступить в университет, но необходимость зарабатывать средства к существованию вынудила отказаться от этой возможности.

Служба

Окончив обучение, И. С. Бах получил должность музыканта при дворе у герцога Эрнста. Он был лишь исполнителем, играл на скрипке. Свои музыкальные композиции писать ещё не начал.

Однако неудовлетворённый работой, он уже через несколько месяцев решает её поменять и становится органистом церкви Святого Бонифация в Арндштадте. В эти годы композитор создал много произведений, в основном для органа. То есть, впервые на службе получил возможность быть не только исполнителем, но и композитором.

Бах получал высокое жалование, но спустя 3 года решил переехать из-за напряженных отношений с властями. Проблемы возникали из-за того, что музыкант долго отсутствовал в связи с поездкой в Любек. По имеющейся информации в этот немецкий город его отпустили на 1 месяц, а вернулся он только через 4. К тому же община высказывала претензии к способностям руководить хором. Всё это в совокупности сподвигло музыканта сменить работу.

В 1707 году музыкант переезжает в Мюльхузен, где продолжает работать. В Церкви Святого Власия у него было выше жалование. Отношения с властями складывались удачно. Городская власть осталась довольна деятельностью нового работника.

Всё же через год Бах вновь переехал в Веймар. В этом городе получил более престижную должность устроителя концертов. 9 лет, проведённые в Веймаре, стали плодотворным периодом для виртуоза, здесь он написал десятки произведений. Например, сочинил «Токкату и фугу ре-минор» для органа.

Личная жизнь

До переезда в Веймар, в 1707 году, Бах заключил брак со своей кузиной Марией Барбаре. За 13 лет совместной жизни у них родилось семеро детей, из которых трое умерли во младенчестве.

Через 13 лет брака жена умерла, а композитор спустя 17 месяцев вновь женился. На этот раз супругой стала Анна Магдалина Вильке.

Она была талантливой певицей и впоследствии пела в хоре, которым руководил её муж. У них было 13 детей.

Двое сыновей от первого брака – Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали знаменитыми композиторами, продолжив музыкальную династию.

Творческий путь

С 1717 года работает у герцога Анхальт-Кётенского в качестве капельмейстера. В течение следующих 6 лет были написаны многочисленные сюиты. Также этому периоду принадлежат Браденбургские концерты. Если в целом оценивать направление творческой деятельности композитора, то стоит отметить, что в этот период он писал в основном светские произведения.

В 1723 году Бах становится кантором (то есть органистом и дирижёром хора), а также учителем музыки и латыни в церкви Святого Фомы. Ради этого вновь переезжает в Лейпциг. В этом же году впервые исполнено произведение «Страсти по Иоанну», благодаря чему и была получена высокая должность.

Композитор писал как светскую, так и духовную музыку. Он по-новому исполнял классические духовные произведения. Были сочинены «Кофейная кантата», Месса си минор и множество других произведений.

Если кратко охарактеризовать творчество музыкального виртуоза, то невозможно обойтись без упоминания полифонии Баха. Это понятие в музыке было известно и до него, но именно времена жизни композитора стали говорить о полифонии свободного стиля.

Вообще полифония означает многоголосие. В музыке одновременно звучат два равнозначных голоса, а не просто мелодия и аккомпанемент. О мастерстве музыканта говорит тот факт, что по его произведениям до сих пор обучаются студенты-музыканты.

Последние годы жизни и смерть

Последние 5 лет жизни виртуоз стремительно терял зрение. Чтобы продолжать сочинять, ему приходилось диктовать музыку.

Возникли проблемы и с общественным мнением. Современники музыку Баха не оценили, считали устаревшей. Связано это было с расцветом классицизма, начавшимся в тот период.

В 1747 году, за три года до смерти, был создан цикл «Музыка приношения». Написан он был после того, как композитор побывал при дворе Фридриха II, короля Пруссии. Для него эта музыка и предназначались.

Последняя работа выдающегося музыканта – «Искусство фуги» – состояла из 14 фуг и 4 канонов. Но дописать её он не успел. За него после смерти это сделали сыновья.

Несколько интересных моментов из жизни и творчества композитора, музыканта и виртуоза:

  1. После изучения истории семьи, среди родственников виртуоза обнаружили 56 музыкантов.
  2. Фамилия музыканта с немецкого переводится «ручей».
  3. Услышав однажды произведение, композитор мог повторить его без ошибки, что и делал неоднократно.
  4. За всю жизнь музыкант переезжал восемь раз.
  5. Благодаря Баху, в церковных хорах разрешили петь женщинам. Его вторая жена стала первой хористкой.
  6. Написал за всю жизнь более 1000 произведений, поэтому по праву считается самым «плодовитым» автором.
  7. В последние годы жизни композитор почти ослеп, а сделанные операции на глаза не помогали.
  8. Могила композитора долгое время оставалась без надгробного камня.
  9. До сих пор не все факты биографии известны, некоторые из них не подтверждены документами. Поэтому изучение его жизни продолжается.
  10. На родине музыканта открыли два посвящённых ему музея. В 1907 г. открыли музей в Эйзенахе, а в 1985 г. в Лейпциге. Кстати, в первом музее хранится прижизненный портрет музыканты, выполненный пастелью, о котором долгие годы не было ничего известно.

Самые известные музыкальные произведения Баха

Все произведения его авторства объединили в единый список – каталог BWV. Каждому сочинению присвоен номер от 1 до 1127.

Удобен каталог тем, что все произведения разделены по типам произведений, а не по году написания.

Чтобы сосчитать, сколько сюит написал Бах, достаточно посмотреть на их нумерацию в каталоге. Например, Французским сюитам присвоены номера от 812 до 817. Значит, всего написано 6 сюит в рамках этого цикла. Всего же можно насчитать 21 сюиту и 15 частей сюит.

Самым узнаваемым произведением является Скерцо си-минор из «Сюиты для флейты и струнного оркестра № 2», получившее название «Шутка». Это мелодия часто использовалась для звонка на мобильных устройствах, но, несмотря на это, к сожалению, не все смогут назвать её автора.

Действительно, названия многих произведений Баха не на слуху, однако их мелодии многим покажутся знакомыми. Например, «Бранденбургские концерты», «Гольдберговские вариации», «Токката и фуга ре-минор».

Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Сочинение «Токката и фуга ре минор BWV 565» включено во все издания авторитетного каталога BWV и в (наиболее полное) новое издание сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, известное как NBA).

Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг. В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.

В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.


Титульная страница BWV 565 в рукописной копии Йоганнеса Рингка. В связи с тем, что автограф Баха был утерян, эта копия, по состоянию на 2012 год, является единственным близким по времени создания источником.

Токката (на итальянском toccata - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов (клавир, орган).


Начало токкаты

Фуга (итал. fuga — бег, бегство, быстрое течение) - наиболее развитая форма полифонической музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения.

Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство.


Johann Sebastian Bach"s Toccata and Fugue in D Minor BWV 565 played by organist Hans-André Stamm on the Trost-Organ of the Stadtkirche in Waltershausen, Germany.

Далее слышатся мощные "завихряющиеся" виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли.

Токката и фуга ре минор (BWV 565) – визитная карточка Иоганна Себастьяна Баха, одно из самых мощных произведений для органа из когда-либо созданных.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - выдающийся немецкий композитор, органист-виртуоз, создавший за свою жизнь свыше 1000 произведений.

В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Бах — знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в творчестве которого полифония достигает расцвета.

Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Иоганна Себастьяна Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые — переработанными версиями своих произведений.

Органист церкви

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы в Веймаре о Бахе распространилась слава как о великолепном исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара.

В августе 1703 Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В 1707 году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.

Токката и фуга ре минор (BWV 565)

Токката и фуга ре минор (BWV 565) — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений.

Предполагается, что произведение написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг.

Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката

Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциями.

Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.

Фуга

Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельную тональность фа мажор. Реприза, возвращающая фугу в ре минор, начинается со стретты.

Кода представляет собой несколько «импровизационных» контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). Всё сочинение завершается плагальной каденцией.

Аранжировки

Существует множество переложений токкаты и фуги. В частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнного, джазового оркестра и других исполнительских составов. Также известны аранжировки а капелла.

С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе, он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе - брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества - создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие. Даже когда в силу обстоятельств композитор переключался на другую работу, он не расставался с портативом - переносным органом. Не нужно забывать и то, что в сопровождении органа звучали в церкви баховские оратории, кантаты, пассионы. Именно через орган Бах был известен своим современникам. В органных импрорвизациях он достиг высшего совершенства, потрясая всех, кто мог его слышать. Прославленный органист Ян Рейнкен, уже на склоне лет, услышав игру Баха, произнес: «Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живет в Вас!»

Основные черты органного стиля

В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» - самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность. Подобный стиль требовал развернутых форм, виртуозности. Органные произведения подобны монументальной (фресковой) живописи, где всё подано крупным планом. Неудивительно, что самые величественные инструментальные произведения Бах создал именно для органа: Пассакалия c-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Фантазия и фуга g-moll и другие.

Традиции немецкого органного искусства. Хоральные прелюдии.

Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. Многих из них Баху довелось слышать: в Гамбурге - Я. Рейнкена, в Любеке - Д. Букстехуде, который был особенно близок Баху. От своих предшественников он воспринял основные жанры немецкой органной музыки - фугу, токкату, хоральную прелюдию.

В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:

  • хоральные прелюдии , как преимущественно небольшие композиции;
  • «малые» полифонические циклы , как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.

Бах написал более 150 хоральных прелюдий, большинство из которых заключено в 4-х сборниках. Особое место среди них занимает «Органная книжечка» - самый ранний (1714-1716), состоящий из 45 обработок. Позднее появился сборник «Клавирные упражнения», включающий 21 обработку, некоторые из которых рассчитаны на органное исполнение. Следующее собрание - из 6-ти пьес - известно под названием «шюблеровских хоралов» (по имени издателя и органиста Шюблера, ученика Баха). Последний сборник хоральных обработок - «18 хоралов» - композитор подготовил к печати незадолго до смерти.

При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:

  • небольшие масштабы;
  • господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами ;
  • камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
  • широкое использование полифонических приемов.

Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.

Прелюдия Es-dur

Ее музыка носит величаво-спокойный, просветленный характер, развивается плавно и неторопливо. Тема хорала довольно однообразна в ритмическом и мелодическом отношении. Она основана на движении по устойчивым ступеням лада с многократными повторениями одного звука. Однако Бах начинает свою прелюдию не с хоральной мелодии, а с собственной темы - более напевной, гибкой и подвижной, и вместе с тем родственной хоралу.

Развиваясь, эта тема непрерывно обогащается интонационно и ритмически. В ней возникают широко распевные фразы, расширяется диапазон. Наряду с этим в ней обостряется неустойчивость, секвентно повторяется мотив вздоха, который становится средством нагнетания экспрессии.

Тональный план прелюдии охватывает родственные бемольные тональности. Ладотональное развитие направлено от светлых мажорных красок к более темному минорному колориту в середине, а затем к возвращению исходного светлого звучания.

Разреженная, ясная фактура прелюдии основана на двух основных мелодических линиях, далеко отстающих друг от друга (это создает ощущение пространственной широты). Средние голоса, где излагается тема хорала, включаются позднее и также обладают мелодической самостоятельностью.

Прелюдия f-moll

(«Я взываю к тебе, Господи»)

В этой прелюдии мелодия хорала помещена в верхний голос, она господствует, определяя весь облик произведения. Баху принадлежит гармонизация напева и создание фактуры аккомпанемента.

Тема хорала отличается песенностью, основана на плавных мягких интонациях. Ритмическое однообразие, подчеркнутое ровным движением басов, придает музыке строгость и собранность. Основное настроение - глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

В фактуре ясно выделяется три плана: верхний голос (собственно тема хорала, звучание которой в среднем регистре напоминает пение), линия баса и средний голос - интонационно очень выразительный и ритмически подвижный. Форма 2-х частная. Первый раздел ясно членится на предложения, завершается четкой каденцией. Второй развивается более непрерывно.

Двухчастные полифонические циклы

Двухчастные композиции, состоящие из какой-нибудь вступительной пьесы (прелюдии, фантазии, токкаты) и фуги, встречались уже у композиторов добаховского поколения, но тогда они были скорее исключением, чем правилом, закономерностью. Преобладали либо самостоятельные, не связанные друг с другом фуги, токкаты, фантазии, либо одночастные композиции смешанного типа . В них свободно сочетались прелюдийно-импровизационные и фугированные эпизоды. Бах нарушил эту традицию, разграничив контрастные сферы в двух отдельных , но органично взаимосвязанных частях полифонического цикла. В первой части концентрировалось свободное, импровизационное начало, во второй - фуге - строго организованное. Музыкальное развитие в фуге всегда подчиняется законам логики и дисциплины, протекает в строго определенном «русле». Продуманная система композиционных приемов фуги сложилась уже до Баха, в творчестве его предшественников - немецких органистов.

Вступительные же части полифонического цикла такой «заданности» не имели. Они выработались в практике свободного прелюдирования на органе, то есть отличались импровизационной природой - полной свободой в выражении эмоций. Для них характерны:

  • «общие формы» движения - виртуозные пассажи, гармонические фигурации, то есть движение по звукам аккордов;
  • секвентное развитие небольших мелодических ячеек;
  • свободная смена темпов, различных по характеру эпизодов;
  • яркие динамические контрасты.

Каждый полифонический цикл Баха обладает своим неповторимым обликом, индивидуальным художественным решением. Общим же, и обязательным принципом является гармоничное единство двух составляющих его частей. Это единство не ограничивается общей тональностью. Так, например, в самом популярном баховском органном цикле - Токкате и фуге d-moll - единство композиции вытекает из многосторонних внутренних связей токкаты и фуги.

Музыка токкаты производит впечатление могучей силы, мятежности. Величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления - небольшого, но очень эффектного, задающего тон всему дальнейшему. Тема вступления начинается как бы сразу с кульминации («вершины-источника»), на ff, в мощном органном унисоне. Она основана на декламационных, ораторских, призывных интонациях, которые благодаря сильной звучности и многозначительным паузам звучат очень внушительно.

Те же интонации лежат в основе темы фуги - спуск по гамме минорного лада от V ступени к вводному тону. Благодаря безостановочному остинатному бегу 16-х музыка фуги имеет характер активный, энергичный, моторный. В ее теме есть явное сходство и со вторым разделом токкаты - наличие скрытого двухголосия, многократное повторение звука «ля», одинаковый ритмический рисунок. По-существу, обе темы воспринимаются как два варианта одного тематического материала (тема фуги - как зеркальное отражение 2-го раздела токкаты).

В более крупном плане единство токкаты и фуги заложено в самой композиции цикла . Кульминацией всего произведения является заключительный раздел фуги - большая кода патетического характера. Здесь возвращаются образы токкаты, а полифонические приемы уступают место гомофонно-гармоническим. Вновь звучат массивные аккорды и виртуозные пассажи. Таким образом в цикле возникает ощущение трехчастности (токката - фуга - токкатная кода).

Кроме того, в фуге d-moll есть еще одна особенность, подчеркивающая ее родство с токкатой - обилие интермедий. Интермедии в основном состоят из «ломаных» аккордов, их секвентного развития. Благодаря этому полифонический стиль фуги несколько приближается к гомофонно-гармоническому, перекликаясь с импровизационной манерой токкаты.

Объединение двух частей полифонического цикла может основываться не на родстве, а наоборот, на ярком контрастном сопоставлении их музыкальных образов. Так выстроен, например, g-moll-ный органный цикл.

Фантазия и фуга g-moll

Музыка фантазии своими истоками связана с суровыми и величественными образами хоровых сочинений Баха - его си-минорной мессы или пассионов. В ней сопоставлены две контрастные эмоциональные сферы. Первая - трагедийная. Сочетание могучих аккордов с одноголосным речитативом в напряженной тесситуре подобно чередованию хора с солирующим голосом. Музыкальное развитие протекает в атмосфере нарастающей напряженности. Благодаря органному пункту возникают резко неустойчивые, диссонантные аккорды, речитативные фразы постепенно всё больше насыщаются драматизмом.

Вторая тема всеми компонентами противоположна первой. На фоне размеренно спокойных ходов нижнего голоса верхние голоса имитируют небольшую лирическую попевку, основанную на уменьшенном трезвучии. Минорные лад, мягкость звучания придают музыке оттенок возвышенной отрешенности. Заканчивается она задумчиво и печально нисходящей секундовой интонацией.

Почти всё дальнейшее продолжение фантазии занимает сложное развитие первой темы. Драматизм общего звучания усугубляет краткая реприза второй темы, поднятой в более высокий регистр.

Трагедийности фантазии противостоит энергия и активность фуги . Она отличается танцевальным характером и явными связями с бытовой светской музыкой. Близость к народно-жанровым истокам проявляется, в частности, в репризном строении темы, ее завершенности, в периодичности ритмических акцентов. В теме выделяются широкие, «бойкие» скачки на квинту, октаву, которые в сочетании с пружинистым упругим ритмом создают образ очень динамичный. Энергию движения поддерживает и ладотональное развитие: тоника и доминанта основной тональности сопоставляются с тоникой и доминантой параллельного мажора.

Форма фуги опирается на репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза. Каждому проведению темы предшествуют развернутые интермедии.

Огромная внутренняя контрастность отличает и органный цикл C-dur, композиция которого расширена за счет включения еще одной, 3-й, части.

Токката, adagio и фуга C-dur

Линия образного развития направлена здесь от величавой патетики токкаты к возвышенной лирике Adagio, далее к мощному Grave (заключительный раздел Adagio) и, наконец, к танцевальной динамике фуги.

Основной принцип построения токкаты - импровизационность. Она состоит из нескольких относительно завершенных разделов, которые отличаются друг от друга типом мелодического движения (это либо виртуозные пассажи, либо секвентное развитие небольших мелодических оборотов, либо аккордовая фигурация - движение по звукам аккордов). Вместе с тем, в токкате есть ясная объединяющая логика: неуклонное нарастание от начала к концу - заключительной величественной вершине. Оно достигается постепенным наращиванием общей звучности, уплотнением фактуры (за счет разветвления голосов, их перекличек в разных регистрах). На последнем этапе этого движения в действие включаются самые низкие звуки органа - органная педаль.

В Adagio всё контрастно по отношению к токкате: минорная тональность (параллельный a-moll), камерность звучания - в духе хоральных прелюдий, однотипная фактура на всём протяжении (ведущий голос и сопровождение), однородный тематизм, отсутствие виртуозного блеска, ярких кульминационных взлетов. На всём протяжении Adagio сохраняется настроение глубокой сосредоточенности.

Заключительные 10 тактов Adagio резко отличаются от всего предыдущего. Характер музыки становится здесь величественным и торжественным.

Большая 4-х голосная фуга написана написана на тему широкой протяженности. Она диатонична, строится на танцевальных оборотах, которые в сочетании с размером 6/8 придают музыке сходство с жигой. Тема проводится 11 раз: 7 раз в экспозиции, 3 - в разработке и 1 раз в репризе. Таким образом, большую часть разработки занимают интермедии.

Свободная форма токкаты состоит из нескольких эпизодов, ясно отграниченных один от другого. Отличаясь в фактурном, динамическом, регистровом отношении, они родственны:

  • настроением величавой патетики;
  • неуклонным возрастанием драматического напряжения, достигающего высшего накала в заключении токкаты;
  • по характеру тематизма.