Анализ произведения горе от ума 4 действие. Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Война – сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации, и тогда очень важно не потерять чувство собственного достоинства, уважение к себе, любовь к людям. В годину тяжелых испытаний, во время Великой Отечественной войны, вся наша страна поднялась на защиту родины против общего врага. Для писателей, поэтов, журналистов в тот период было важно поддержать боевой дух армии, помочь морально людям в тылу.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли. Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени; кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с определенной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие. Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.

Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из самой жизни. В «Василии Теркине» читатель встретит множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:

– Жаль, давно его не слышно,

Может, что худое вышло?

Может с Теркиным беда?

Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура». Твардовский приближает язык своего творения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:

Молвил Теркин в ту минуту:

«Мне – конец, войне – конец».

Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий. Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

А. Т. Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин».

Литературный герой Твардовского заслужил по праву, чтобы ему поставили памятник. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале.

Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

Произведение Александра Трифоновича написано легким, образным, народным языком. Стихи его так и запоминаются сами. Автор предлагает:

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет.

А он не унывает. Живет и радуется жизни. Сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он

В кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз - ни стать, ни сесть...». И Теркин заиграл на чужой гармони.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, а то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где «перемокшая» пехота мечтает уже даже о том, «хоть бы смерть, да на сухом ». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там - вся Россия!

Такой уж в нем был талант. Такой талант, что, лежа в сырости, засмеялись товарищи, легче им стало.

В главе «Теркин - Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Таких героев на дорогах войны можно было встретить множество.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они сражаются за Родину и совершают подвиги, не думая о награде, а «ради жизни на земле».

Василий Теркин стал одним из любимых литературных героев многих читателей. В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,

В статье «Как был написан "Василий Тёркин"» Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939 — 1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты «На страже Родины» придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца. Имя — с намёком на опытность, бывалость, «тёртость»; характер — смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Тёркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем весёлых комиксов и стихотворных подписей к ним. Твардовский приводит в статье пример иллюстрированного рассказа-шутки «Как Вася Тёркин «языка» добыл»: Вася замаскировался под сугроб, белофинский лыжник наехал на этот сугроб, упал и был взят в плен:

Так в разведке очень ловко,
Применивши маскировку,
Добыл Тёркин «языка»
И доставил в штаб полка.

Сам поэт не относился к Васе Тёркину серьёзно, поэтому во вступлении к серии фельетонов герой представлен богатырём (сажень в плечах), весельчаком, любителем поесть и повоевать:

Но зато не бережёт
Богатырской силы
И врагов на штык берёт,
Как снопы на вилы.

Одним словом, Вася Тёркин — необыкновенный боец — своей сказочной удачливостью и оптимизмом понравился советским солдатам финской кампании.

С 1942 года Твардовский снова стал печатать в военных газетах стихотворные истории о Тёркине, но теперь героя звали Василием, да и мало он был похож на прежнего удальца. Чтобы подчеркнуть различие между двумя одноимёнными героями, Твардовский прямо говорит, что новый Тёркин — обыкновенный парень:

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе. («На привале»)

Теперь задача поэта несравненно труднее — не просто показать удачные приключения неунывающего русского богатыря, а раскрыть характер воюющего народа. Для этого в большинстве глав поэмы описываются обычные эпизоды тяжёлой и опасной солдатской жизни во время Великой Отечественной войны. Характерна в указанном смысле глава « Бой в болоте», содержание которой как бы вступает в спор с шутливым описанием подвигов прежнего Васи Тёркина:

Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол, горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Тёркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Твардовский хорошо понимал: Отечественная война, война за национальную независимость, принципиально отличается от локальной советско-финской кампании и требует совсем другого изображения:

Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населённый пункт Борки.

И в трясине, в ржавой каше,
Безответно — в счёт, не в счёт —
Шли, ползли, лежали наши
Днём и ночью напролёт...
И в глуши, в бою безвестном
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.

В поэме, в отличие от подписей к комиксам, Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает своё уважение красноармейцам, которые пережили всё это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе «Переправа» или об отступлении сорок первого года в главе «Перед боем». Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой. Эту же мысль повторяет Тёркин своим фронтовым товарищам:

Не зарвёмся — так прорвёмся,
Живы будем — не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали — всё вернём. («Перед боем»)

Жизнь солдата на войне изображена Твардовским просто, без бодрых лозунгов и призывов. Поэт шутливо перечисляет темы своей книги:

Про огонь, про снег, про танки,
Про землянки да портянки,
Про портянки да землянки,
Про махорку и мороз... («От автора») —

и ни разу не упоминает привычных идеологических символов: коммуниста-политрука, красное знамя, присягу. Наоборот, солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду (даже самую горькую) и, конечно, жизнь. Всё перечисленное — обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземлённостью скрыт истинный, непоказной патриотизм — чувство «стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого» (Л.Н.Толстой).

В главе «Кто стрелял?» описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Тёркин выстрелом из трёхлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик. (В истории Великой Отечественной войны документально зафиксирован случай: рядовой Михаил Лысов в октябре 1941 года из винтовки с оптическим прицелом сбил фронтовой пикировщик Юнкере — 87.) Сей геройский поступок вроде напоминает прежние лихие подвиги Тёркина — солдата белофинской войны. Но в «Книге про бойца» автора интересует не столько смелый поступок Тёркина, сколько душевное состояние бойцов в окопах: сначала жужжание майского жука навеяло воспоминания о мирной весне, но оно быстро сменилось страшными звуками авианалёта, и бойцы сполна ощутили, что значит «и смерть, и ад со всех сторон» (А.С.Пушкин):

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.
И друзей, и близких лица,
Дом родной, сучок в стене...

Здесь уже нет и следа «весёлой» войны, реальная война становится тяжелейшим психологическим и физическим испытанием для человека. Чем ближе конец «годины горькой» («От автора») и, значит, финал книги, тем чаще Твардовский показывает страдания людей, человеческие трагедии. Тёркин всю войну вспоминает родину, что «томится под врагом», и поэтому, форсировав Днепр в верховьях, то есть фактически освободив родной смоленский край, он, к удивлению друзей-бойцов, плачет:

Мать-земля моя родная,
Вся смоленская родня,
Ты прости, за что — не знаю,
Только ты прости меня! («На Днепре»)

Безысходное горе чувствует солдат-сирота, который на месте своей деревни увидел только пустырь, заросший многолетним бурьяном:

А у нашего солдата, —
Хоть сейчас войне отбой, —
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята, —
Рисовал дома с трубой... («Про солдата-сироту»)

В поэме Твардовского нет нарочитой патетики, казённого оптимизма. Например, проникновенные слова о Родине появляются в поэме в связи с заурядным эпизодом: боец из тёркинского взвода потерял «всё на свете и кисет». Тёркин, желая подбодрить товарища, рассуждает:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, —
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак...
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак. («О потере»)

Итак, поэма «Василий Тёркин» — «энциклопедия солдатской жизни». Это определение Твардовский прочитал в письме одного фронтовика. Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всём. Были ещё стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 «Ни шагу назад!», деятельность СМЕРШа по разоблачению «шпионов» на передовой (С.Викулов «Тёркин и война» // Наш современник, 1995, №7) и т.п. Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В.П.Некрасов («В окопах Сталинграда»), К.М.Симонов («Живые и мёртвые»), В.О.Богомолов («Иван», «В августе сорок четвёртого»), В.Л.Кондратьев («Сашка»), В.П.Астафьев («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Но бесспорно одно: Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны.

Герой поэмы — народ, поэтому главное, что удалось автору, — это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец. Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному.

Как Отечественная война отличалась от финской кампании, так и Вася Тёркин отличался от Василия Тёркина. Значение всенародного подвига в Великой Отечественной войне определило пафос «Книги про бойца»: Твардовский показал войну непарадную, неофициальную, зато настоящую. В поэме нет восхваления советского строя, нет образа коммуниста-идейного вдохновителя, который бы звал на подвиг, не упоминается даже имя Сталина, зато есть война ротного и батальонного уровня, где простой боец — личность, от него зависит победа. Не случайно в поэме не описываются, а только упоминаются великие сражения Отечественной войны под Москвой, под Сталинградом, под Курском и т.д., где действовали целые фронты и армии.

В статье «Как был написан "Василий Тёркин"» Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939 - 1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты «На страже Родины» придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца. Имя - с намёком на опытность, бывалость, «тёртость»; характер - смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Тёркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем весёлых комиксов и стихотворных подписей к ним. Твардовский приводит в статье пример иллюстрированного рассказа-шутки «Как Вася Тёркин «языка» добыл»: Вася замаскировался под сугроб, белофинский лыжник наехал на этот сугроб, упал и был взят в плен:

Так в разведке очень ловко,
Применивши маскировку,
Добыл Тёркин «языка»
И доставил в штаб полка.

Сам поэт не относился к Васе Тёркину серьёзно, поэтому во вступлении к серии фельетонов герой представлен богатырём (сажень в плечах), весельчаком, любителем поесть и повоевать:

Но зато не бережёт
Богатырской силы
И врагов на штык берёт,
Как снопы на вилы.

Одним словом, Вася Тёркин - необыкновенный боец - своей сказочной удачливостью и оптимизмом понравился советским солдатам финской кампании.

С 1942 года Твардовский снова стал печатать в военных газетах стихотворные истории о Тёркине, но теперь героя звали Василием, да и мало он был похож на прежнего удальца. Чтобы подчеркнуть различие между двумя одноимёнными героями, Твардовский прямо говорит, что новый Тёркин - обыкновенный парень:

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе. («На привале»)

Теперь задача поэта несравненно труднее - не просто показать удачные приключения неунывающего русского богатыря, а раскрыть характер воюющего народа. Для этого в большинстве глав поэмы описываются обычные эпизоды тяжёлой и опасной солдатской жизни во время Великой Отечественной войны. Характерна в указанном смысле глава « Бой в болоте», содержание которой как бы вступает в спор с шутливым описанием подвигов прежнего Васи Тёркина:

Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол, горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Тёркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Твардовский хорошо понимал: Отечественная война, война за национальную независимость, принципиально отличается от локальной советско-финской кампании и требует совсем другого изображения:

Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населённый пункт Борки.

И в трясине, в ржавой каше,
Безответно - в счёт, не в счёт -
Шли, ползли, лежали наши
Днём и ночью напролёт...
И в глуши, в бою безвестном
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.

В поэме, в отличие от подписей к комиксам, Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает своё уважение красноармейцам, которые пережили всё это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе «Переправа» или об отступлении сорок первого года в главе «Перед боем». Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой. Эту же мысль повторяет Тёркин своим фронтовым товарищам:

Не зарвёмся - так прорвёмся,
Живы будем - не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали - всё вернём. («Перед боем»)

Жизнь солдата на войне изображена Твардовским просто, без бодрых лозунгов и призывов. Поэт шутливо перечисляет темы своей книги:

Про огонь, про снег, про танки,
Про землянки да портянки,
Про портянки да землянки,
Про махорку и мороз... («От автора») -

и ни разу не упоминает привычных идеологических символов: коммуниста-политрука, красное знамя, присягу. Наоборот, солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду (даже самую горькую) и, конечно, жизнь. Всё перечисленное - обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземлённостью скрыт истинный, непоказной патриотизм - чувство «стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого» (Л.Н.Толстой).

В главе «Кто стрелял?» описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Тёркин выстрелом из трёхлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик. (В истории Великой Отечественной войны документально зафиксирован случай: рядовой Михаил Лысов в октябре 1941 года из винтовки с оптическим прицелом сбил фронтовой пикировщик Юнкере - 87.) Сей геройский поступок вроде напоминает прежние лихие подвиги Тёркина - солдата белофинской войны. Но в «Книге про бойца» автора интересует не столько смелый поступок Тёркина, сколько душевное состояние бойцов в окопах: сначала жужжание майского жука навеяло воспоминания о мирной весне, но оно быстро сменилось страшными звуками авианалёта, и бойцы сполна ощутили, что значит «и смерть, и ад со всех сторон» (А.С.Пушкин):

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.
И друзей, и близких лица,
Дом родной, сучок в стене...

Здесь уже нет и следа «весёлой» войны, реальная война становится тяжелейшим психологическим и физическим испытанием для человека. Чем ближе конец «годины горькой» («От автора») и, значит, финал книги, тем чаще Твардовский показывает страдания людей, человеческие трагедии. Тёркин всю войну вспоминает родину, что «томится под врагом», и поэтому, форсировав Днепр в верховьях, то есть фактически освободив родной смоленский край, он, к удивлению друзей-бойцов, плачет:

Мать-земля моя родная,
Вся смоленская родня,
Ты прости, за что - не знаю,
Только ты прости меня! («На Днепре»)

Безысходное горе чувствует солдат-сирота, который на месте своей деревни увидел только пустырь, заросший многолетним бурьяном:

А у нашего солдата, -
Хоть сейчас войне отбой, -
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята, -
Рисовал дома с трубой... («Про солдата-сироту»)

В поэме Твардовского нет нарочитой патетики, казённого оптимизма. Например, проникновенные слова о Родине появляются в поэме в связи с заурядным эпизодом: боец из тёркинского взвода потерял «всё на свете и кисет». Тёркин, желая подбодрить товарища, рассуждает:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, -
Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак...
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак. («О потере»)

Итак, поэма «Василий Тёркин» - «энциклопедия солдатской жизни». Это определение Твардовский прочитал в письме одного фронтовика. Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всём. Были ещё стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 «Ни шагу назад!», деятельность СМЕРШа по разоблачению «шпионов» на передовой (С.Викулов «Тёркин и война» // Наш современник, 1995, №7) и т.п. Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В.П.Некрасов («В окопах Сталинграда»), К.М.Симонов («Живые и мёртвые»), В.О.Богомолов («Иван», «В августе сорок четвёртого»), В.Л.Кондратьев («Сашка»), В.П.Астафьев («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Но бесспорно одно: Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны.

Герой поэмы - народ, поэтому главное, что удалось автору, - это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец. Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному.


Страница: [ 1 ]

План ОТВЕТА

1. Замысел поэмы «Василий Тёркин».

2. Поэма - энциклопедия Великой Отечественной.

3. Образ бойца Василия Тёркина.

4. «Ради жизни на земле».

1.. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» - это высочайшее достижение поэтического мастерства, проявление гражданской позиции, понимание сути русского национального характера. «Какая свобода...» - сказал об этой книге И. А. Бунин. Это самозабвенный порыв сказать правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила задуматься:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

2. Поэму «Василий Тёркин» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны. «Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки; тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. Все это написано простым и при этом ярким, образным языком» (Ю. Г. Разумовский).

3. «Василий Тёркин - лицо вымышленное от начала и до конца, плод воображения... И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей - нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Тёркина...» - писал поэт. Глава «Переправа» во многом отразила пережитое поэтом еще во время финской войны, а «Перед боем» - впечатления горестного отступления наших войск «во глубину России»: «То была печаль большая, как брели мы на восток». Страшная картина гибели «наших стриженых ребят» настраивала солдат на осознание трудности борьбы с ненавистным врагом, на ратный подвиг, на горечь потерь в этой войне:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа...

В момент отступления наших войск в 42-м поэт не упрекал, а восславлял солдата - подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны высшими чинами и их окружением:

Худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один как перст подчас.

Шел он, серый, бородатый,

И, цепляясь за порог,


Заходил в любую хату,

Словно чем-то виноватый

Перед ней, а что он мог?

Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях, подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других. Проплыв в ледяной воде с рапортом, «ни зубами, ни губами не работает», он, чуть оправившись, тут же с юмором говорит:

Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?..

О скромности Тёркина поэт говорит в главе «О награде»:

- Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Задушевность, непосредственность Тёркина раскрывается автором в главе «Гармонь»:

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно, гармонист.

Для начала, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз...

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Встреча Тёркина со старым солдатом располагает к нему старика, который вспоминает свои бои, свое поколение и вместе с героем рассуждает о войне нынешней:

И сидят они по-братски

За столом плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо...

Отвечай: побьем мы немца

Или, может, не побьем?..

………………………………………..

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Но еще не знал я, право,

Что с печатного столбца

Всем придешься ты по нраву,

А иным войдешь в сердца.

И действительно, Тёркин стал близок каждому солдату, сражающемуся на войне. Твардовский получал много писем от них с «подсказками»: «А вот бы еще отразить то-то и то-то...» Всем хотелось продолжения, всем хотелось, чтобы Тёркин не погиб, дожил до победы:

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Тёркин, твой солдат.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек...

4. И шел по дорогам этой войны простой русский солдат - Иванов, Петров, Сидоров - он же - Тёркин, чтобы прийти к той долгожданной цели, которая звалась Ее величество - Победа:

Переправа, переправа...

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой, не ради славы -

Ради жизни на земле.