10 вопросов о биографии баха. С – Мария Барбара

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Музыкальные образы бывают:

Лирические-образы чувств, ощущений;

Эпические-описание;

Драматические-образы-конфликты,столкновения;

Сказочные-образы-сказки,нереальные;

Комические-смешные и/т.д. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором

воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирические образы

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.Вот главные свойства лирики:

Настроение

Отсутствие действи Драматические/..образы

Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия.

Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он/ищет/выход/из/этой/ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает –чаще…всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет,Отелло,Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.

Произведения, воплощающие драматические образы: 1. Чайковский "Пиковая дама"

«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Эпические образы

ЭПОС, [греч. epos - слово]

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса: -Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Произведения эпического характера:

1.Бородин"Богатырская//симфония"

2.Бородин"Князь//Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем Сказочные..образы Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей. Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.фантастическая//музыка//некоторые//размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений. Комические образы Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают. Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

11.Понятия

Песня или песнь - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

Цель и задачи : повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме, повышение интереса к изучаемому предмету.

Итоговое занятие состоит из двух разделов: музыкального (викторина) и теоретического (кроссворды, тесты)

I. В викторину из 5 (10) номеров входят начальные фрагменты изученных произведений. Сочинения для органа («Токката и фуга» ре минор, хоральная прелюдия фа минор), клавира (французская сюита № 2 до минор, двухголосные инвенции до мажор и фа мажор, синфония си минор, прелюдия и фуга до мажор из I тома «ХТК»). В более сильных группах, по желанию педагога, можно дополнительно включить в викторину и другие произведения, не предусмотренные программой ДМШ (например, прелюдии и фуги до мажор и соль минор из I тома «ХТК», части мессы си минор, оркестровой сюиты № 7).

Проводится викторина по-разному:

1. Учащиеся сами записывают названия прослушанных и угаданных номеров.

2. Учащимся выдаются карточки с заранее напечатанным списком произведений, вошедших в викторину, а номера они ставят самостоятельно.

II. В теоретическом разделе итогового урока могут быть использованы либо кроссворды, либо тесты, либо то и другое. Это зависит от возраста учащихся, уровня их подготовки, особенностей группы. В одной группе могут обучаться дети с разницей в возрасте до 5 - 6 лет (отделения народные, духовые инструменты). Старшие успевают на уроке выполнить оба задания, младшие – только кроссворд или тест.

Кроссворды

Вариант 1

По вертикали:

1. В каком городе родился И. С. Бах?

2. Какой композитор в 1829 году открыл миру творчество И. С. Баха?

3. Произведение И. С. Баха – «Хорошо темперированный …»

По горизонтали:

5. Как переводится на русский язык фамилия великого композитора?

6. В каком городе И. С. Бах служил кантором школы певчих при церкви св. Фомы?

7. В каком городе жил И. С. Бах с 1708 года?

8. Хоровое церковное песнопение, название которого произошло от греческого «choros»

9. Короткая и яркая мелодия, звучащая в начале инвенции или фуги

10. Циклическое произведение, основные части которого – аллеманда, куранта, сарабанда, жига

11. Произведения И. С. Баха «… по Иоанну», «… по Матфею»

12. «Король музыкальных инструментов»

13. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге.

14. «Подражание», повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе

Ответы: по вертикали – 1 Эйзенах. 2 Мендельсон. 3 клавир. 4 синфонии.

По горизонтали – 5 ручей. 6 Лейпциг. 7 Веймар. 8 хорал. 9 тема. 10 сюита.

11 «страсти». 12 орган. 13 интермедия. 14 имитация.

Вариант 2

2. Третий раздел фуги

3. Инструмент, на котором играют не только руками, но и ногами

4. Музыкальное «зерно» инвенции или фуги

6. «Выдумка», «изобретение» (название жанра)

7. Импровизационная пьеса, предшествующая знаменитой органной фуге

8. Первый раздел фуги

9. Часть «малого цикла», «вступление» – «… и фуга» («Х.Т.К.»)

10. Имя знаменитого Баха

11. Британский матросский танец, часть сюиты

12. Инструмент, «предок» рояля (для него писал И.С. Бах)

13. Старинный испанский трёхдольный танец-шествие, часть сюиты

14. Циклическое произведение, в переводе с французского означающее «ряд», «последовательность»

15. Старинный немецкий четырёхдольный танец, часть сюиты

По вертикали – ключевое слово:

16. Мелодия – продолжение темы, звучащая одновременно с ней в другом голосе. Бывает «удержанным».

Ответы: 1 полифония. 2 реприза. 3 орган. 4 тема. 5 синфония. 6 инвенция.

7 токката. 8 экспозиция. 9 прелюдия. 10 Иоганн. 11 жига. 12 клавесин.

13 сарабанда. 14 сюита. 15 аллеманда.

Ключевое слово – противосложение.

Тесты

Вариант 1

1. Как переводится с немецкого языка на русский слово «бах»?

В – ручей

2. Представителем какой эпохи был И. С. Бах?

А – барокко

В – классицизм

С – романтизм

3 . В каком году родился И. С. Бах?

В – в 1685

4. Сколько лет прожил Бах?

А 55

В – 65

С 75

5. Во сколько лет И. С. Бах остался круглым сиротой?

А в 9

В – в 10

С в 11

6. Где учился И. С. Бах с 1700 по 1703 годы?

А – Бонн, консерватория

В – Арнштадт, музыкальное училище

С – Люнебург, школа церковных певчих

7. Как звали первую жену И. С. Баха?

А – Мария Магдалена

В – Анна Мария

С – Мария Барбара

8. С каким музыкантом не состоялось творческое состязание из-за трусости противника и явного превосходства Баха?

А – с Падре Мартини

В – с Луи Маршаном

С – с Карлом Бёмом

9. В каком городе жил Бах с 1717 по 1723 год?

А – в Лейпциге

В – в Веймаре

С – в Кетене

10. По какой причине Бах с семьёй переехал в Лейпциг?

А – чтобы дать сыновьям хорошее образование

В – поссорился с герцогом

С – захотел поменять место службы

11. Кем служил Бах в Лейпциге?

А – кантором при церкви Святого Фомы

В – церковным органистом

С – придворным капельмейстером

12. Кому посвящено сочинение Баха «Музыкальное приношение»?

А - композитору Георгу Фридриху Генделю

В - прусскому королю Фридриху II

С – композитору Антонио Вивальди

13. Какой недуг омрачал последние годы жизни композитора?

А – глухота

В – слепота

С – грипп

14. В каком году состоялось перезахоронение останков И. С. Баха?

С – в 1894

15. Какое произведение Баха, возродившее интерес к его творчеству, прозвучало в 1829 году в Берлине?

А – «Высокая месса» си минор

В – «Страсти по Иоанну»

С – «Страсти по Матфею»

Вариант 2

1. Как переводится на русский язык слово «барокко»?

Аукрашение из камней и раковин

В – жемчужина неправильной формы

С гранатовый браслет

2. В какие годы жил Бах?

А – 1575 – 1650

В – 1785 – 1850

С – 1685 – 1750

3. В каком городе родился И. С. Бах?

А – в Арнштадте

В – в Ордруфе

С – в Эйзенахе

4. Кто после смерти родителей занимался воспитанием И. С. Баха?

А – старший брат

5. Что переписывал по ночам маленький Иоганн Себастьян?

А – произведения немецких композиторов

В – стихи немецких поэтов

С – рассказы немецких писателей

6. В какой город в 1705 году И. С. Бах отправился пешком, чтобы послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде?

А в Любек

В – в Витшток

С – в Потсдам

7. В каком городе жил И. С. Бах с 1708 по 1717 год?

Ав Ордруфе

В – в Эйзенахе

С – в Веймаре

8. За что в Веймаре Бах был арестован?

А – за требование увольнения

В – за требование повышения жалования

С – за требование вышестоящей должности

9. Для какого инструмента Бах написал «Хорошо темперированный клавир»?

А – для клавесина

В – для фортепиано

С – для органа

10. Кто такая Анна Магдалена Вилькен?

А – вторая жена Баха

В – вторая жена принца Леопольда Анхальт-Кетенского

С – вторая жена прусского короля Фридриха II

11. Сколько лет Бах прожил в Лейпциге?

В – 27

12. Во сколько лет Бах получил звание «придворного композитора»?

С – 51

13. Какое произведение стало последним сочинением Баха?

А – «Гольдберг-вариации»

В – «Токката и фуга» ре минор

С – «Искусство фуги»

14. Где был похоронен И. С. Бах?

А – Лейпциг, вблизи церкви Святого Фомы

В – Люнебург, вблизи Михаэлевского монастыря

С – Арнштадт, вблизи Новой церкви

15. В каком году было создано «Баховское общество»?

В – в 1850

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

Занятие проходит интереснее с использованием MyTest X – «системы программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале» (из характеристики MyTest X).

В конце урока по каждой форме работы учащимся выставляются оценки (викторина, кроссворд, тест).

Творчество И.С.Баха


В каком году родился И.С.Бах?

1685 - 1750

1685 - 1740

1675 - 1785


Что означает в переводе с немецкого фамилия Бах?


Где работал И.С.Бах?

В театре

В церкви

В консерватории


Название церкви, в которой работал Бах:

Святого Луки

Святого Семейства

Святого Фомы


Назовите склад музыки, характерный для произведений И.С.Баха

Гармонический

Полифонический

Гомофонно-гармонический


К какой ветви классицизма относится музыка И.С.Баха?

Маньеризм


Сколько томов в Хорошо темперированном клавире?


Как еще называют мессу си-минор?

Месса страстной недели

Католическая месса

Высокая месса


Для какого инструмента написана токката и фуга ре-минор?


Сколько написано произведений жанра «Страсти» в творчестве Баха?


Что означает слово «скерцо»?

Шутка

Танец

Часть


Известное произведение Баха «Шутка» является частью:

Симфонии

Концерта


Что стало с произведениями Баха после его смерти?

Они были забыты

Стали пользоваться популярностью

Их запрещали исполнять в церкви


Какой из этих композиторов посвятил свое произведение И.С.Баху?

Г.Свиридов

Э.Вила-Лобос

А.Шенберг


Что означают слова «прелюдия и фуга» ?

«Вступление и бег»

«Прикосновение и бег»

«Соревнование и бег»


Вы справились с тестом! Мы дарим вам музыкальный сюрприз!

И.С.Бах, сюита №2 для флейты, «Шутка»

1Мелодия, которая звучит одновременно с проведением темы фуги, но в другом голосе.
2Немецкий композитор, который родился в тот же самый год, что и И.С. Бах.
3Знаменитый итальянский композитор, который тоже родился в один и тот же год, что и И.С. Бах (1685 г.).
4Название немецкого двудольного танца, который был обязательной частью любой сюиты для клавира.
5Как называется пьеса, которая предваряет каждую фугу в сборниках «Хорошо темперированного клавира»?
6Как называются старинные церковные напевы, которые Бах обрабатывал, создавая на основе их мелодий красивые небольшие органные пьесы?
7Старинный клавишный и струнный инструмент, певучий звук которого возникал в результате прижимания струн металлическими пластинками. 8Как называется раздел в фуге, когда ни в одном из голосов не звучит тема? 9Музыкальный инструмент с черно-белыми клавишами, со звонким дребезжащим звуком, который появляется от щипка струны перышком.
10Как назвал Бах свои трехголосные инвенции?
11Французский трёхдольный танец в довольно скором темпе, который в обязательном порядке входил в любую клавирную сюиту.
12Как по-другому можно назвать жанр церковной музыки «страсти»? Вопросы по вертикали:
1 Как называется полифонический приём в фуге, когда новое проведение темы вступает до окончания предыдущего проведения? 2В переводе это слово означает «бег», но этим словом называют также и жанр многоголосной музыки.
3 В старинную сюиту помимо скорых по темпу танцев включался один обязательный медленный испанский танец часто траурного или драматического характера.
4 Что это был за танец?
5В каком городе пребывал Бах, работая придворным органистом и сочиняя множество музыки для органа?
6Для занятий с учениками И.С. Бах, прилежный учитель, создавал небольшие клавирные пьесы, которые, по его мнению, должны были привить учащемуся любовь к композиторскому делу.
7Что это за пьесы?
8 К какой музыкальной эпохе относят жизнь и творчество И.С. Баха?
9Как называется полифонический приём, когда тема, прозвучавшая в одном голосе, тотчас же повторяется в другом голосе?
10Город, в котором И.С. Бах родился.
11В каком городе И.С. Бах служил кантором при церкви святого Фомы, создавая при этом множество хоровой музыки?
12 Как известно, в старинную сюиту включались четыре обязательных танца. Как называется быстрый танец английских матросов, которым обычно заканчивается такая сюита? Какой клавишный и одновременно духовой инструмент по богатству тембрами и по мощности звучания сравним с оркестром? Иногда этот инструмент даже называют «королём музыкальных инструментов». После смерти Баха, его творчество на долгое время забылось, второе рождение музыка Баха претерпела уже лишь только в XIX веке. Большую роль в этом сыграло исполнение к тому времени ещё никому в Европе не знакомых «Страстей по Матфею». Благодаря какому немецкому композитору состоялось это исполнение? Вспомните высказывание Бетховена об имени И.С. Баха. Что означает слово «бах» в немецком языке? Как его можно перевести на русский язык? Ответы на кроссворд по теме Бах: По горизонтали: 1. Противосложение 2. Гендель 3. Скарлатти 4. Аллеманда 5. Прелюдия 6. Хорал 7. Клавикорд 8. Интермедия 9. Клавесин 10. Симфонии 11. Куранта 12. Пассионы. По вертикали: 1. Стретта 2. Фуга 3. Сарабанда 4. Веймар 5. Инвенции 6. Барокко 7. Имитация 8. Эйзенах 9. Лейпциг 10. Жига 11. Орган 12. Мендельсон 13. Ручей

Представляю новый музыкальный кроссворд, он посвящён теме «Жизнь и творчество И.С. Баха». В нём 25 вопросов средней сложности. Практически на се вопросы можно найти ответы в энциклопедии или учебнике по музыкальной литературе для музыкальной школы.

Чтобы вам было проще разгадывать (ответы, как всегда даны в конце) кроссворд на тему Бах, сообщу вам несколько фактов в тему. Зовут Баха Иоганн Себастьян, он величайший композитор эпохи барокко. Родился он в 1685 году, любопытно, в этот же год родились ещё два крупных барочных композитора – немец Г.Ф. Гендель и итальянец Д. Скарлатти.

За свою жизнь И.С. Бах много раз переселялся из одного немецкого города в другой, причём ни разу не выезжал за пределы страны. Основные вехи творческого пути композитора связаны с 3 городами: Веймар, Лейпциг и Кётен. У И.С. Баха была большая семья. Четверо его сыновей стали известными композиторами.

Композиторское наследие Баха – около 1000 сочинений в разных жанрах. Это и крупные духовные и светские вокально-инструментальные сочинения (пассионы («страсти»), оратории и кантаты), много органной музыки, музыки для клавира («Инвенции и симфонии», 2 тома «Хорошо темперированного клавира», Французские (6), Английские (6) сюиты и Партиты (тоже 6)), концерты как для солирующих инструментов с оркестром, так и чисто оркестровые («Бранденбургские концерты») и т.д.

После такой биографической справки вы уже имеете ответы на многие вопросы из нашего кроссворда на тему творчество Баха. Пора приступать к разгадыванию всех остальных вопросов.

Итак, кроссворд на тему Бах:

Вопросы по горизонтали:

  1. Мелодия, которая звучит одновременно с проведением темы фуги, но в другом голосе.
  2. Немецкий композитор, который родился в тот же самый год, что и И.С. Бах.
  3. Знаменитый итальянский композитор, который тоже родился в один и тот же год, что и И.С. Бах (1685 г.).
  4. Название немецкого двудольного танца, который был обязательной частью любой сюиты для клавира.
  5. Как называется пьеса, которая предваряет каждую фугу в сборниках «Хорошо темперированного клавира»?
  6. Как называются старинные церковные напевы, которые Бах обрабатывал, создавая на основе их мелодий красивые небольшие органные пьесы?
  7. Старинный клавишный и струнный инструмент, певучий звук которого возникал в результате прижимания струн металлическими пластинками.
  8. Как называется раздел в фуге, когда ни в одном из голосов не звучит тема?
  9. Музыкальный инструмент с черно-белыми клавишами, со звонким дребезжащим звуком, который появляется от щипка струны перышком.
  10. Как назвал Бах свои трехголосные инвенции?
  11. Французский трёхдольный танец в довольно скором темпе, который в обязательном порядке входил в любую клавирную сюиту.
  12. Как по-другому можно назвать жанр церковной музыки «страсти»?

Вопросы по вертикали:

  1. Как называется полифонический приём в фуге, когда новое проведение темы вступает до окончания предыдущего проведения?
  2. В переводе это слово означает «бег», но этим словом называют также и жанр многоголосной музыки.
  3. В старинную сюиту помимо скорых по темпу танцев включался один обязательный медленный испанский танец часто траурного или драматического характера. Что это был за танец?
  4. В каком городе пребывал Бах, работая придворным органистом и сочиняя множество музыки для органа?
  5. Для занятий с учениками И.С. Бах, прилежный учитель, создавал небольшие клавирные пьесы, которые, по его мнению, должны были привить учащемуся любовь к композиторскому делу. Что это за пьесы?
  6. К какой музыкальной эпохе относят жизнь и творчество И.С. Баха?
  7. Как называется полифонический приём, когда тема, прозвучавшая в одном голосе, тотчас же повторяется в другом голосе?
  8. Город, в котором И.С. Бах родился.
  9. В каком городе И.С. Бах служил кантором при церкви святого Фомы, создавая при этом множество хоровой музыки?
  10. Как известно, в старинную сюиту включались четыре обязательных танца. Как называется быстрый танец английских матросов, которым обычно заканчивается такая сюита?
  11. Какой клавишный и одновременно духовой инструмент по богатству тембрами и по мощности звучания сравним с оркестром? Иногда этот инструмент даже называют «королём музыкальных инструментов».
  12. После смерти Баха, его творчество на долгое время забылось, второе рождение музыка Баха претерпела уже лишь только в XIX веке. Большую роль в этом сыграло исполнение к тому времени ещё никому в Европе не знакомых «Страстей по Матфею». Благодаря какому немецкому композитору состоялось это исполнение?
  13. Вспомните высказывание Бетховена об имени И.С. Баха. Что означает слово «бах» в немецком языке? Как его можно перевести на русский язык?

Ответы на кроссворд по теме Бах:

По горизонтали: 1. Противосложение 2. Гендель 3. Скарлатти 4. Аллеманда 5. Прелюдия 6. Хорал 7. Клавикорд 8. Интермедия 9. Клавесин 10. Симфонии 11. Куранта 12. Пассионы.

По вертикали: 1. Стретта 2. Фуга 3. Сарабанда 4. Веймар 5. Инвенции 6. Барокко 7. Имитация 8. Эйзенах 9. Лейпциг 10. Жига 11. Орган 12. Мендельсон 13. Ручей.

Кроссворд на тему Бах – это очередной кроссворд из серии «именных» кроссвордов, то есть таких музыкальных кроссвордов, которые посвящены личности конкретного одного композитора. В этой серии также – , .

В заключение – послушайте одно из самых знаменитых произведений композитора – Хоральную прелюдию фа минор. Это обработанная для органа мелодия хорала «Я взываю к тебе, Господи». Музыка неземной красоты и необычайной глубины.

И.С. Бах Хоральная прелюдия фа минор