Вопросы к анализу 1 главы евгения онегина. VI

Тема: А. С. Пушкин “Капитанская дочка”: формирование характера Петра Гринёва. Анализ I главы. Вводное занятие.

Тип: урок формирования знаний.

Вид: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Подобрать ключ к произведению А. С. Пушкина и помочь “войти” в него.
  2. Объяснить, что значит “гениальное произведение”, показать, что это не пустые слова.
  3. Предостеречь от возможных упрощений текста повести.
  4. Проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва.
  5. Развивать образное мышление, творческие способности, умения обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.
  6. Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы.

Методические приёмы: аналитическая беседа, сжатый пересказ эпизодов, сообщения учителя и учащихся.

Материалы и оборудование: учебник; портреты Пушкина художников Кипренского, Тропинина; демонстрационный материал по литературе для VII класса. М., 1971.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о материальности слова:

– Известно ли кому что-нибудь о материальности, силе, действенности, вещественности слова? Как вы понимаете “Вначале было слово” в Евангелии от Иоанна?

(Рассуждения учащихся о “мистической” литературе и современных фантастических фильмах, где материальность слова и мысли – один из наиболее распространённых мотивов).

– Итак, вы убедились, что ничего сверхнеобычного и парадоксального в данном вопросе нет. Художественный мир гениального произведения абсолютно реален, он творится словом, и в этот мир можно попасть, а можно и не попасть в зависимости от установки и внутренних возможностей. Слово в определённой ситуации может убить, но может и спасти.

Читаю стихотворение Я. Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянуться словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

– Вещее слово автоматически вводит в литературу философские проблемы веры, судьбы и ответственности. Предлагаю вам отнестись к тексту “Капитанской дочки” со вниманием и осторожностью, как к вещему слову, которое при определённом усилии может предсказать каждому его судьбу.

III. Самостоятельная работа:

анализ 1-й главы

– Возможность попасть в иной, внеположный пространственно-временной мир нужно заслужить и по меньшей мере иметь билет на право прохода или чтобы некто доверил вам ключ. Кто-то входит в пространство литературы без труда: даже без ключа. Таким анализ позволит больше знать, т.е. лучше ориентироваться. Для остальных анализ поможет найти ключ. Или – купить билет.

Вопросы для анализа:

  1. В чём смысл эпиграфа к 1-й главе?
  2. Как раскрывается смысл эпиграфа ко всему произведению в 1-й главе?
  3. Какие слова-понятия являются ключевыми в плане содержания 1-й главы?
  4. Какие слова чаще всего встречаются (повторяются) в 1-й главе?
  5. Сколько сюжетных поворотов в 1-й главе и кто/что ими движет?

Пушкин не любитель лабиринтов и головоломных ходов. Ключ от первой двери он оставляет в замке:

– Был бы гвардии он завтра ж капитан.

– Того не надобно; пусть он в армии послужит.

– Изрядно сказано! Пускай его потужит…

Да кто его отец?

Эпиграф представляет собой квинтэссенцию главы, её структуру. Отец (батюшка) и служба (служить, служивый, слуга) – ключевые слова для понимания главы, они же чаще всего встречаются. Соответственно 19 (2 раза “отец” + 17 “батюшка”) и 17 раз. Но здесь, разумеется, важны не подсчёты, а философия, которая делает эти повторы значимыми, перемещает понятия из социального в метафизический план.

“Капитанская дочка” начинается с ответа на вопрос эпиграфа: “Отец мой Андрей Петрович Гринёв…” Первое слово текста – ОТЕЦ. Оно выделено тремя способами: 1) через эпиграф, 2) через инверсию (“отец мой”, а не “мой отец” – усиление религиозного подтекста), 3) через актуализацию синонима (в дальнейшем уже не “отец”, а “батюшка”) – усиление домашнего, семейного. Батюшка, таким образом, как бы реализуется в социальный план, в конкретность текста, а отец остаётся за текстом и вначале.

Вопрос: Почему столь важна фигура отца? Каким он предстаёт в первой главе?

Прежде всего – это строгий хозяин, господин. Он распоряжается всем и всеми. Перед ним все ответственны. В его руках судьбы тех, кто в доме. И прежде всего судьба сына в руках отца. Все повороты в сюжете 1-й главы происходят по воле. За “трезвое поведение” жалуется в дядьки Савельич, нанимается француз Бопре, а затем изгоняется; рука батюшки, наконец, направляет сына в Оренбург вместо положенного Петербурга. Психологические характеристики (на которые Пушкин тоже был мастер) несколько смягчают и заземляют, очеловечивают этот образ, но структурно и функционально он является грозным повелителем, и выше его воли в этом сотворённом и упорядоченном мире только воля государыни и воля случая. Структурно и функционально отец представляет собой силу, которая карает и наказывает, направляет и наставляет. Эпиграф ко всему произведению раскрывается в 1-й главе как наставление отца: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Практикой бережения чести, как бы технологией, охранительным ритуалом является СЛУЖБА.

Следующими после слов “отец мой” и его имени идут слова: “…в молодости своей СЛУЖИЛ”. В молодости служить и означает смолоду беречь честь, СЛУЖБА выступает главным событием наряду с рождением, женитьбой и смертью.

Понятие “служба” в “Капитанской дочке” иерархически выше и отца, и сына. Служба связывает их с Государыней – истинной Госпожой этого мира. После своего наставления отец надолго становится невидимым, Петруша получает долгожданную свободу. Отец выполняет свою миссию, слово “батюшка”, столь частое вначале, растворяется и всплывает только в конце 1-й главы, причём звучит уже в адрес Петра Андреевича, когда тот навязывает Савельичу свою волю. А понятие службы проходит лейтмотивом чрез всю главу, раскрываясь в самых разнообразных аспектах.

Задание: проследить по тексту первой главы различные аспекты службы.

  • Служба Государю (Государыне) как предназначение и главное событие жизни (отец служил, сын сразу, ещё до рождения, записан на службу);
  • верная служба Савельича – награда;
  • уклонение от службы Бопре – расправа;
  • представление о службе как о свободе и удовольствии (Петруша);
  • служба как испытание (“пусть в армии послужит”);
  • представление о службе как о тяжко несчастии (Петруша);
  • служба как непослушание, т.е. несвобода;
  • служба как табу (нельзя отказываться от неё, нельзя выслуживаться);
  • служба как игра (встреча с Зуриным).

Обычно школьники с удовольствием работают с текстом. Им нравится, что в процессе выполнения самостоятельной работы они приходят к одинаковым результатам (“отец” и “служба” – действительно ключевые слова, и никто не успевает заметить, как оказывается внутри пространства “Капитанской дочки”, за первой дверью).

IV. Этапы формирования характера Петра Гринёва.

– Кратко расскажите о жизни Петра Гринёва в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша? Что хорошего и что дурного вынес Гринёв из детских и отроческих лет?

– Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования характера Гринёва?

– Кто (или что) движет сюжетом там, внутри?

Последний вопрос вызывает много споров. Звучат разные варианты: “Сам Пушкин управляет сюжетом”, “Отец, ведь в его руках судьба Гринёва”, “Случай, т.к. представлена целая цепочка случайностей”.

V. Подведение итогов урока.

Мы приступили к изучению повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, исследовали первую главу, её сюжет и композицию. Анализ первой главы показывает, что воля, свобода, которую проявляют сначала отец, потом сын Гринёвы, управляется случаем. А есть ли у кого-то власть над случаем? На этой философской ноте заканчивается урок.

(Проанализировать работу учащихся, выставить оценки).

VI. Домашнее задание:

  1. Чьей волей управляется сюжет внутри 2-й главы?
  2. Проследите дальнейший путь Гринёва в свете поставленных нами проблем свободы, воли, долга и чести.
  3. По-вашему, служба Отечеству – это проблема временная или общечеловеческая? А как вы относитесь к службе в армии? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему (приложение 1, приложение 2).

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.

АНАЛИЗ 1 ГЛАВЫ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА

Ответы:

Петербург. Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции "Евгения Онегина". Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением "лестью забавлять", "преследовать любовь" подходит только такой порядок. В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот "молодой повеса" умел "казаться новым.. . ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать". Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей. Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение "по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить". Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова.

Прежде чем приступать к анализу первой части первой главы, следует остановиться на эпиграфах, которые предваряют повествование. Первый из эпиграфов взят из произведения Пушкина “Капитанская дочка”: “Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!
У данного эпиграфа свое значение. Метель в данном случае является символом страшных событий в обществе – социальная революция, война. Это опасные изменения, они так или иначе сказываются на всех людях. Никого не пощадит бедствие, все оказываются равны перед судьбой.
Второй эпиграф: “И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими”… Этот эпиграф имеет не менее важное значение. Мотив Апокалипсиса, Страшного суда передают эти строки. Разве не стала революция прообразом Страшного суда? Ведь любые социальные изменения с полным правом можно назвать “концом света”. Имеется в виду безвозвратное окончание старой жизни.
Начало романа не менее символично. “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”, – это характеристика эпохи. Снова мы сталкиваемся с мотивом Апокалипсиса. То, что происходит с людьми, это – другая жизнь, та, что, возможно, будет после “конца света”. Все, что имело ценность и значение, вдруг разом поменялось. Началась новая эпоха в жизни людей, ее начало как раз совпало со вторым годом от начала революции.
Та жизнь, спокойная и мирная, которая была раньше, в одночасье закончилась. Семья Турбиных до сих пор жила в окружении той обстановки, которая была привычна и близка с самого раннего детства. Мы узнаем о мельчайших деталях обстановки, которая их окружала. Может быть, эти бытовые мелочи могли бы показаться несущественными, если бы речь не шла о предчувствии чего-то страшного, необратимого. В данном контексте бытовые мелочи: резцовая печь, самовар и белая скатерть, бронзовые часы, играющие гавот, и другие, бьющие башенным боем, ковры, на одном из которых изображен царь Алексей Михайлович с соколом на руке, “бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущие таинственным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры…” являются не только символом уюта, они неразрывно связаны с прошлой жизнью, спокойной, мирной и счастливой.
И мы прекрасно понимаем, что хотел сказать Булгаков, так подробно показывая бытовые мелочи семьи Турбиных. В нашем восприятии это все становится символом культуры уходящей эпохи, от которой вскоре практически ничего не останется. Сам дом – это символ спокойной, гармоничной, счастливой жизни.
Семья Турбиных и Тальберг понимают, что “жизнь… им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже.” Но все-таки они надеются, ждут, что “вот перестанет, начнется такая жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее”.
В начале романа ясно ощущается близость катастрофы. Турбины стараются об этом не думать, уходят в свой мир, ограниченный стенами своего дома, где по-прежнему уютно и красиво. Но их стремление уйти от действительности ясно показывает, насколько такие попытки тщетны. Страх перед будущим очевиден: “Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи”.
Упоминание о “Капитанской дочке” Пушкина является не чем иным, как опасением самого писателя за культурное наследие прежней эпохи. Новая жизнь с ее суровыми законами и кровавой действительностью наверняка не станет ценить старые традиции и культурные ценности. Фраза “упадут стены” заставляет задуматься о последнем надежном оплоте многих людей – доме. В данном контексте “упавшие стены” олицетворяют собой не один конкретный дом, разрушенный в свете свершившегося. Это более глобальный символ, олицетворяющий всю гибнущую эпоху.
Главный герой Алексей Турбин пытается найти утешение у священника. И тот отвечает ему, что на все воля Божья, пусть будут тяжкими испытания, но уныния допускать нельзя. То есть если каждый человек постарается строить собственную жизнь согласно библейским канонам, то он будет в состоянии преодолеть любые испытания.
Писатель стремился использовать все возможные образные средства, чтобы показать атмосферу, в которой жила семья Турбиных до начала переломных событий в жизни общества и каждого человека. Изображение в начале романа прежнего жизненного уклада как бы противостоит дальнейшему повествованию. И это не случайно. Таким образом автор подчеркивает разницу старой жизни и той, грядущей новой жизни, которая пугает неизвестностью.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В 1925 году Михаил Булгаков начал писать роман о семье Турбиных, книгу пути и выбора, важную и для нашей литературы, и для истории русской общественной мысли. О ком и о чем же написал свой роман Булгаков? О судьбе Булгаковых и Read More ......
  2. Белая гвардия” – первый роман Булгакова. В нем много автобиографиче-ского, но это уже исторический роман. Это книга о русской истории, ее филосо-фии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именно поэтому “Белая гвардия” так близка Булгакову, ее он любил Read More ......
  3. Первая глава романа является своеобразной экспозицией всего повествования. Торжественный тон создается автором за счет библейской стилизации начала главы. “Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918…” Введение в повествование “вечерней Венеры и красного, дрожащего Марса” создает атмосферу тревожного ожидания Read More ......
  4. “Роман этот я люблю больше всех других моих вещей”, – так напишет Михаил Афанасьевич Булгаков о “Белой гвардии” в автобиографии. Вся современная ему литература, все писатели, призывали отказаться от прошлого. Булгаков же, напротив, любил то время, когда родился, воспитывался, рос, Read More ......
  5. Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени в своей жизни. Все произведения Булгакова глубоко биографичны, и он Read More ......
  6. Свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков писал всегда с опорой на автобиографию, на собственный жизненный опыт. Он всегда выражал свое отношение к действительности и ее героям открыто, ничего не боясь и не стесняясь своей точки зрения. Именно поэтому произведения Булгакова можно Read More ......
  7. Михаил Булгаков начал писать еще в России дореволюционной, в которой он родился, учился, рос, воспитывался и, в отличие от многих писателей того времени, совсем не хотел, чтобы этот мир рушился, унося с собой в небытие все то, к чему он Read More ......
  8. Внимание и признание широкого круга читателей М. А. Булгаков начал завоевывать в начале семидесятых годов двадцатого века. Книги его читали тайком, хотя официального запрета на них не было. Судьба писателя была трудной, но исключительно счастливой. Роман “Белая гвардия” – одно Read More ......
Начало романа Булгакова “Белая гвардия”. (Анализ 1 главы, 1 части)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» День Онегина 1 глава

С чего начинается роман? (1-2 строфы) Без всякого вступления Пушкин вводит читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно.

Биография Онегина Воспитание (3-4 строфы) Образование (5 строфа) Круг чтения (6-8 строфы) Интересы (10-12 строфы)

Как относится Онегин ко всему национальному, народному? Онегин чужд ко всему народному: Изобилие варваризмов (в описании воспитании, круга чтения, бытовые подробности жизни) Иностранные произведения, имена авторов и их героев (французские), французские блюда Руссо, Адам Смит, Гомер, Феокрит, Ювенал, «Энеида», Назон.

Один день Онегина – типичный день молодого петербургского щёголя Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

«К Та lon помчался он…» (строфы 15-16) Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка. Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы? «Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик…

Онегин в театре (17, 21-22 строфы) Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?(18-20 строфы) Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

Кабинет Онегина (23-26 строфы) Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? Как его характеризует интерьер его жилища? _______________________ Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света. В XXVI строфе Пушкин, перечисляя предметы одежды Онегина, использует иностранные названия. В иронической форме он дает мотивировку необходимости включения иностранных слов в русский литературный язык: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет.

Онегин на балу (27-28, 33-34,35 строфы) Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? Онегин возвращается домой уже поутру, А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден... - т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка. Начинается трудовой день большого города.

Счастлив ли Онегин? (36-38 строфы) Евгений не удовлетворен жизнью, он скучает, им овладевает «хандра». Это состояние Онегина выделяет его среди молодежи, удовлетворявшейся описанным существованием. Он - выше, содержательнее обычных молодых людей петербургского общества. В нем живут какие-то большие запросы, и пустая светская жизнь не приносит ему счастья. Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум... Эта авторская характеристика очень важна. Все эти качества резко выделяют Онегина из той среды, которая его окружала, здесь Пушкин высоко ценит своего героя. Дворянское светское общество было неоднородно, и наряду с массой пустых посредственностей в нем были и люди другого типа. И некоторыми чертами своей личности Онегин близок к ним.

Как Онегин пытается себя занять? (43-44 строфы) Кто же виноват в том, что Онегин стал таким: ничего не умеет, ничем не занят? Воспитание и среда сделала его таким. Пушкин говорит, что Онегин не виноват. Автор обвиняет не героя, а общество, его устои.

Причины хандры Онегина Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры. Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты. Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы

Почему Пушкин описывает только один день героя? Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.»

Проследим за «маршрутом» Онегина ресторан дом театр бал бульвар

Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи? Что их сближает? Почему автор не подвержен хандре?(45-46 строфы)

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу: Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света 2. Отношение к женщинам и любви 3. Отношение к искусству, к театру 4. Отношение к труду, творчеству 5. Отношение к природе

Проверим работу на уроке Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений» «Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, театру «Отворотился и зевнул…» «Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен» Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»