Влияние социальной среды на общество. О влиянии социальной среды на развитие личности человека

| Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 32

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.




Общее развитие и здоровье человека зависят от состояния окружающей его среды - природной, техногенной, социальной - и от его поведения в этой среде в повседневной жизни.

Ознакомимся более подробно с основными факторами социальной среды, которые оказывают влияние на социальное развитие человека и формирование его здоровья (при этом под здоровьем мы понимаем состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов).

Социальное развитие человека - это постепенная подготовка его к взрослой самостоятельной жизни. Уровень социального развития человека определяется уровнем его образования, получением определенных трудовых умении и навыков, умении и навыков общения с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности.

Социальную зрелость человека принято определять рядом качеств. Это - завершение образования, приобретение определённой профессии, экономическая самостоятельность и способность жить самостоятельно .

В вашем возрасте постепенно перестраивается система отношений к другим людям, к себе и обществу в целом. У вас формируется новый уровень самосознания. Вы начинаете оценивать свои качества, ориентируясь на социально значимые для вас критерии и эталоны.

В вашем возрасте человек как раз находится на такой стадии развития, когда у него начинает формироваться интерес к профессиональной деятельности. Вы учитесь в общеобразовательном учреждении, где получаете систематизированные знания об окружающем мире, возможно, успешно увлекаетесь определёнными видами деятельности (моделирование, работа с техникой, бытовыми приборами и др.). Всё это является основой для вашей будущей профессиональной деятельности.

Ваше социальное созревание происходит в семье, при общении с близкими людьми; в школе, при общении с учителями и сверстниками; на улице, при общении с друзьями и знакомыми; на ваше развитие влияет прослушивание и просмотр радио- и телепередач.

Постепенно формируется ваш личный жизненный опыт , вы определяете своё место в окружающем мире и вырабатываете жизненные ориентиры.

Для того чтобы влияние окружающего мира не носило отрицательного воздействия на ваше развитие и здоровье, необходимо постоянно учиться определять, что принесёт вам вред, а что - пользу. Не следует быть неразборчивым при выборе знакомых, не следует всё подряд смотреть по телевизору. Ошибка в выборе может привести к нежелательным последствиям . Примеров тому в наше время более чем достаточно.

Проверьте себя

■ Что следует понимать под социальной средой?
■ Какие факторы окружающей социальной среды оказывают влияние на общее развитие человека?
■ Почему надо быть осторожным и осмотрительным при выборе компании сверстников? Обоснуйте свой ответ.

После уроков

Выпишите в дневник безопасности телепередачи, которые действительно помогают вам в обучении, саморазвитии и самосовершенствовании. Перечислите рядом с названием каждой телепередачи, какие новые знания и практические советы вы из неё получаете.

Приведите пример, как ошибка в выборе товарищей привела к нежелательным последствиям в жизни у одного из ваших знакомых (или знакомого вашего товарища). Запишите этот пример в дневник безопасности в виде небольшого рассказа (10 предложений) с обязательным выводом, в чём была ошибка главного персонажа.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека







Психоактивными веществами называются химические вещества естественного или искусственного происхождения, употребление которых приводит к изменениям психического состояния человека. Это наркотические и токсикоманические вещества. Они вызывают пристрастие человека к ним. Распространение и применение наркотических веществ подлежит специальному контролю. Болезненное пристрастие к наркотическим веществам называется наркоманией, а к токсикоманическим веществам - токсикоманией.

В нашей стране незаконное употребление, изготовление, распространение, хранение наркотических веществ рассматриваются как уголовное преступление .

К токсикоманическим веществам относятся некоторые лекарства, средства бытовой химии (растворители, лаки, клеи и др.), алкоголь и никотин .

Злоупотребление психоактивными веществами - это потребление их с немедицинскими целями.

Если злоупотребление влечёт за собой болезненное состояние, то это - заболевание. Наркомания и токсикомания - это заболевания . В обоих случаях речь идёт о болезненном влечении к определённому веществу.

Наркомания и токсикомания развиваются постепенно , с нарастанием проявления болезни. Вначале употребление психоактивных веществ связано с желанием просто попробовать. Обычно употребление начинается с единичных случаев, затем становится всё более частым и, наконец, систематическим. Период эпизодических, единичных употреблений составляет начало болезни, а переход к регулярному приёму препарата (вещества) указывает на появление наркозависимости, т. е. глубокого заболевания. Главным признаком заболевания является влечение.

Влечение - это потребность в наркотике (или токсикоманическом веществе), которая проявляется как тяга к нему .

Как формируется это влечение? У каждого человека в головном мозге есть центр удовольствия, который обеспечивает хорошее настроение и реагирует на определённые поступки и поведение человека. Решили сложную задачу - получили удовольствие, встретились с друзьями - получили удовольствие, вкусно пообедали - тоже получили удовольствие. При этом удовольствие мы ощущаем благодаря имеющимся в организме человека специальным регулирующим веществам - нейроме- диаторам1. По своему составу нейромедиаторы 1 являются психоактивными веществами. Их концентрация в организме ничтожно мала. Они-то и обеспечивают получение удовольствия в результате жизнедеятельности человека.

1 Нейромедиаторы - химические вещества, молекулы которых способны реагировать с нервными клетками организма, вызывая их активность.

Совсем другая картина происходит после искусственного введения в организм психоактивных веществ (никотина, алкоголя, наркотиков).

Во-первых , организм не регулирует количество искусственно вводимых веществ, может возникнуть передозировка.

Во- вторых , получение удовольствия от искусственно введённых психоактивных веществ не требует от человека никаких усилий, а значит, ослабляет организм и делает его более восприимчивым к различным заболеваниям.

В-третьих , организм человека получает меньше удовольствия от своего естественного поведения.

В-четвёртых , организм постепенно привыкает к принимаемой дозе психоактивных веществ и уже не может обойтись без постоянного их введения. Эта потребность и есть влечение к наркотику.

Вначале влечение к наркотику проявляется на уровне психической зависимости: наркотик нужен, чтобы восстановить нормальное психическое состояние. Если его не принять, будет плохое настроение, раздражительность, пониженная работоспособность, появятся навязчивые желания.

По мере дальнейшего развития наркомании или токсикомании влечение начинает проявляться на уровне физической зависимости, появляется болезненное влечение к психоактивному веществу. Без дозы препарата у человека происходит расстройство нервной системы и внутренних органов.

С появлением физической зависимости к наркотику начинают меняться поведение человека и его жизненные интересы. Главной заботой для него является утоление возрастающего влечения к наркотику.

В этом состоянии изменяется образ жизни человека, его поведение и отношение к окружающим. Человек на этой стадии наркомании становится несдержанным, озлобленным, подозрительным и обидчивым. Ему свойственно равнодушие к судьбе близких и к собственной судьбе.

Постепенно организм наркомана или токсикомана слабеет и дряхлеет физически. Ослабевают все защитные силы организма, вследствие чего возможно развитие любых заболеваний, инфекционных и неинфекционных. Резко, на 20-30 лет, сокращается продолжительность жизни наркомана, если это можно назвать жизнью.

Мы описали этапы развития заболеваний наркоманией и токсикоманией, заболеваний, на которые человек обрекает себя сам, добровольно, попробовав психоактивное вещество. Такова цена любопытства ощутить удовольствие от опьянения психоактивным веществом.

В подтверждение сказанного приведём отрывок из книги Сергея Баймухаметова «Сны золотые. Исповеди наркоманов». Вот одна из исповедей:

«Самое страшное в наркомании - психологическая сторона. Внутри у человека творится что-то ужасное. Как это передать?.. Я в дневниках писала: это чувство, будто человек попал в могилу. Вот он очнулся, видит, что он живой, у него есть ещё силы, а нет никакой возможности выбраться. Ты живой, но ты уже труп - примерно так. Когда „крыша" едет, тебе кажется, что за тобой, пятнадцатилетней девчонкой, спецслужбы следят, крысы выпрыгивают из-под ног, пауки висят гроздьями, - всё это в тебе, внутри, но в то же время как бы и внешне. Внутри- то ты всё понимаешь... Ну как объяснить?.. Вот сумасшедшие не знают, что они сумасшедшие. Есть же параноики, шизофреники, но они считают себя нормальными людьми. А когда „крыша" едет - ты всё понимаешь, на себя как бы со стороны смотришь и видишь. Но остановиться не можешь. Представьте себе, что вы, именно вы, начинаете на площади раздеваться догола, выкрикиваете какие-то глупости, кроете всех матом... Вы понимаете, что делаете что-то страшное, несовместимое с понятиями, несовместимое с вами, вы этого не хотите, но вы это делаете.

Вот что такое психоз, вот что такое состояние наркомана. Вся психика, мозг, душа, весь человек раздирается на две части, идёт на разрыв. Можно ли это выдержать?»

Специалисты отмечают, что первая проба наркотиков иногда происходит в 8-10 лет, но чаще всего в 11 -13 лет. В боль- шинстве случаев человек, начавший употреблять наркотики, уже не может избавиться от этой пагубной привычки.

Почему же всё новые и новые люди вступают на тропу добровольного самоуничтожения ?

Причин этому несколько, но главная из них: наркотики и их распространение приносит торговцам наркотиков огромные прибыли, исчисляемые миллиардами долларов. Ради этого они готовы на всё.

Для пропаганды наркотиков создана целая серия мифов:

■ наркотики бывают «серьёзные» и «несерьёзные», лёгкие;
■ наркотики делают человека свободным;
■ наркотики помогают решать жизненные проблемы.

Кроме того, у подростков и молодёжи формируется ошибочное мнение: даже если я попробую наркотик, я не стану наркоманом, я смогу преодолеть привычку и бросить употреблять наркотики в любой момент.

Всё это страшный обман, цель его - привлечь как можно больше подростков и молодёжи к потреблению наркотиков, заработав на распространении наркотиков огромные деньги.

Жестокая правда такова: если начал употреблять наркотики, то это навсегда. Считай, что обратной дороги нет.

Проверьте себя

■ Почему наркомания считается практически неизлечимым заболеванием?
■ Почему наркотики приносят их распространителям огромные прибыли? Обоснуйте.

После уроков

Найди в сети Интернет или в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки пример того, как заболевание наркоманией молодого человека практически разорило его семью, так как затраты на врачей намного превысили те средства, которые потребовались бы ему на достойное существование в социальной среде. Подготовь сообщение на эту тему.

Тебя пригласили в компанию, где много ребят, которых ты раньше не знал. Один из них демонстративно курит сигареты с улыбкой на лице. На вопрос, какой сорт сигарет он курит, новый знакомый отвечает, что это лёгкая «травка». Неожиданно он предлагает присоединиться к нему, уверяя, что от пары затяжек вам станет хорошо и никакой зависимости от этой «травки» не бывает. Ваши действия?

Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка.

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок - обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Школа, класс, друзья - следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Зависимость учебной деятельности от темперамента.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей.

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Именно поэтому при разработке индивидуальной работы с учащимися необходимо учитывать и особенности темперамента.

Причины изучения данной темы.

Причиной подробного изучения данной темы стала проблема, с которой я столкнулась при подготовке учащихся к ГИА. А именно то, что не все учащиеся в полной мере могут выполнить данные им задания. От чего это зависит? Этот вопрос долго стоял передо мной. Но став изучать связь социальной среды, в которой находится ребенок, а также зависимость учебной деятельности от темперамента, я нашла ответы на свои вопросы.

При подготовке к урокам мы не учитываем тот факт, что некоторое дети очень подвижны и активны, им тяжело выполнять монотонную работу, требующую усидчивости, другие же, наоборот, спокойны, их тяжело настроить на активную деятельность, для таких детей тяжела быстрая, активная работа, обычно они ее избегают, молча отсиживая на уроках.

Также меня беспокоил тот факт, что некоторые дети активно работают в школе, а дома практически ничего не делают, другие - наоборот, хорошо работают дома. Причина оказалась проста. В большинстве случаев подготовка к урокам дома зависит от социальных условий семьи. Проведя анализ, было выявлено, что у многих учащихся есть младшие братья и сестры, а также домашнее хозяйство. Поэтому дома им просто не до выполнения школьных заданий. Таким учащимся необходимо больше работать в школе, в отличие от тех, кто дома в спокойной обстановке выполняет все необходимые задания.

Естественно, данный факт негативно отражается на успеваемости учащихся. Проведя анализ основных письменных работ, в том числе КДР за предыдущие года обучения, были выявлены низкие результаты у большинства учащихся.

Так как главной задачей для школы является успешная сдача экзаменов выпускниками, базой для формирования представляемого педагогического опыта стал выпускной 9 класс.

Для выявления необходимых данных об учащихся выпускного класса, был проведен анализ от родового анамнеза до социального развития среды, в которой пребывает ребенок, а также проведено тестирование по выявлению темпераментов.

Взяв во внимание данные тестирования, а также анализ взаимоотношения в семье и школе, учебной деятельности была разработана индивидуальная работа по подготовке учащихся к КДР и ГИА по русскому языку.

Психолого-педагогический портрет класса.

В 9-м классе в данный момент обучаются 10 человек, в том числе 5 девушек и 5 юношей.

Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом дорожат учебой именно в этом классе, не смотря на то, что несколько ребят пришли из других школ в 5-8 классах. Вместе с тем интеллектуальный уровень класса не слишком высо¬кий, что является причиной того, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различных поездках, походах, дискотеках, спортивных соревнованиях и т.д., нежели в интеллектуальных мероприятиях (олимпиадах, интеллектуальных конкурсах).

Ярким лидером в классе является Дылевая Юлия, которая изначально проявляла себя как хороший организатор, хотя в обучении и не имеет заметных успехов. В данный момент она является организатором всех классных дел. Также в классе есть еще одна ученица, хоть она и является полной противоположностью Юли (лучшая ученица в классе, имеет мягкий характер),но все же активно участвует во всех делах класса и помогает Юле. Это наиболее ответственные люди, они не подведут.

Остальные равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют отдельные пору-чения.

Уровень воспитанности в классе довольно высокий. В лексиконе ребят практически отсутст-вуют грубые слова. Крайне редко можно услышать непозволительные интонации в разговорах друг с другом, учителями и родителями.

Состояние учебной деятельности в целом оставляет желать много лучшего. Даже на уроках гуманитарного цикла «расшевелить», разговорить класс, побудить к активной деятельности бывает нелегко, на уроках естественнонаучного и физико-математического цикла вообще активно ра¬ботают 3-4 человека, остальные пассивно следят за ходом урока.

Стараются добиться результатов, хотя и не всегда успешно примерно 4-5 учащихся, остальные равнодушно относятся к своей успеваемости. Юноши более пассивны, чем девушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Но все они очень разные.

Конечно, нельзя не отметить фактор, который во многом мешает обучению детей. Это социальные сети, зависимостью от которых охвачены все учащиеся данного класса. Все свободное время учащиеся проводят именно там, а все это по одной простой причине, что в силу особенностей подросткового возраста, у учащихся проявляются множество комплексов(у нескольких подростков дефект речи, у некоторых комплекс по поводу своей внешности),которые исчезают именно в социальных сетях, там подростки легко и раскрепощенно общаются и чувствуют себя комфортно. На уроках же мы видим совершенно обратное: они стеснительны, молчаливы, ответа добиться от большинства практически невозможно.

Таким образом, мы видим, что перед нами стоит большая проблема в обучении детей и подготовке к итоговой аттестации, которой никому не избежать. В связи с этим необходимо разработать индивидуальную работу с учащимися, которая будет включать в себя не только умственные особенности подростка, но и психологические, ведь чаще всего причиной снижения интереса к учебе заключаются именно в психологическом состоянии учащегося. Для того, чтобы выявить эти причины, необходимо знать особенности подросткового возраста, взаимоотношения в семье и со сверстниками.

На основании этих исследований, а также взяв во внимание анализ уровня знаний учащегося, можно составить индивидуальный план работы, который будет учитывать все особенности конкретного ребенка(некоторым учащимся проще работать дома, т.к. в школе он не может собраться, другим-наоборот проще выполнять работу в школе, т.к. дома они загружены домашними делами или сидят с младшими сестрами и братьями). Все это необходимо учитывать для того, чтобы индивидуальная работа дала положительный результат.

Педагогический опыт.

В составлении данного педагогического опыта использовались различные методы:

Анкетирование (учащихся 9 класса);

Тестирование (тест на темперамент);

Анализ(социальной среды, в которой находится учащийся).

Актуальность педагогического опыта.

Проблема наиболее результативной подготовки учащихся к экзаменам всегда стояла перед учителями. Каждый учитель старается подобрать и составить задания так, чтобы они были доступны и понятны каждому. Но всегда ли этого достаточно? Оказывается, нет. Не всегда лишь удачный подбор заданий влияет на успеваемость и уровень подготовки. Именно поэтому данную тему педагогического опыта я считаю актуальной.

Прошли те времена, когда учитель шел в класс и знал, что все дети будут максимально сосредоточены и внимательны, когда большинство детей усваивали информацию сразу и всегда выполняли домашнее задание, не зависимо от того, какие проблемы и обстоятельства дома. Современные подростки стали другими, у них появилось много отвлекающих факторов, таких как интернет, а именно, социальные сети, им доступны многие развлечения. Это, естественно, мешает обучению, подростков тяжело организовать и заинтересовать работой. Современный мир диктует другие правила. Поэтому перед учителями стоит очень важная и тяжелая работа – дать учащимся ту базу знаний, которая им необходима для дальнейшего обучения и развития. В этой работе учителям большими помощниками могут оказаться родители. Но практика показала, что лишь единицы родителей регулярно следят за успеваемостью детей и выполнением задания, большинство же заняты работой и более младшими детьми.

Научность представляемого педагогического опыта.

В современной педагогике ведется постоянный поиск новых идей и методов преподавания. Это происходит потому, что большинство методов устарели, ведь меняется мир, меняется общество, соответственно должна меняться и методика преподавания. В современном обществе уже другие ценности и принципы, их нельзя не учитывать при обучении детей.

Так как подростки требуют, в большинстве случаев, именно индивидуальный подход, который бы учитывал все его особенности и интересы, данная тема педагогического опыта соответствует современным требованиям к обучению. Данная методика учитывает все необходимые факторы, влияющие на качество обучения ребенка.

Результативность педагогического опыта .

В течение 2012 -2013 учебного года данная методика применялась на базе 9 класса. Для каждого учащегося разрабатывались задания с учетом особенностей темперамента, а также большинство заданий проводились в удобной для ученика форме: некоторым детям большинство заданий давались на дом, а некоторым приходилось работать в школе, чтобы дома их не отвлекали различные факторы. Данные виды заданий использовались при подготовке учащихся к КДР и ГИА.

По истечению учебного года, был проведен анализ КДР за 2012 -2013 год, который показал 100% обученности учащихся, чего в предыдущие года не наблюдалось. Качество обучения также стало выше, но не намного. Это объясняется тем, что данный метод индивидуального подхода используется в данном классе год, что недостаточно для достижения высоких результатов. Если данный метод использовать с 5 класса обучения, он даст более высокие результаты.

Новизна представляемого педагогического опыта.

Данная методика подготовки учащихся к экзаменам является новой, так как не использовалась ранее. Конечно, нельзя не брать во внимание тот факт, что по отдельности эти методы периодически используются в обучении. Но именно комбинация их в единое целое дает положительные результаты. Эти результаты видны уже по истечению года обучения по данной методике.

Технологичность представляемого педагогического опыта.

На базе 9 класса школы № 24 данная методика применяется первый год, но уже зарекомендовала себя, как эффективный способ подготовки учащихся к экзаменам (возможно применение данной методики для более качественной подготовке к урокам).

Данная методика легка в применении, поэтому ее может использовать каждый желающий педагог любого образовательного учреждения.

Выводы.

Проведя работу по определению влияния социальной среды, а также зависимости учебной деятельности от темперамента, можно сделать вывод о том, что каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода. Именно эти факты дают возможность улучшить качество подготовки учащихся к урокам и экзаменам, проявить интерес к учебе.

Практика показала эффективность данной методики, уровень обученности улучшился. Нельзя не отметить и тот факт, что дети ценят индивидуальный подход и с большим интересом берутся за работу.

Данная методика еще положительна и тем, что подбирая задания индивидуально для каждого учащегося, им не у кого списать, таким образом сам собой отбрасывается данный вариант выполнения задания, учащемуся ничего не остается, как выполнять задание самому, и со временем это дает положительные результаты.

Простота применения данной методики на практике дает возможность каждому педагогу, использующему ее в своей практике, корректировать и вносить изменения в данный метод подготовки. Таким образом, данная методика в скором времени станет распространенной т более усовершенствованной.


3.3. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

- К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

- Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

- Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

Как известно, человек является глубоко социальным существом. В процессе нашей жизнедеятельности мы постоянно контактируем с другими людьми, формируя все вместе человеческое сообщество, которое можно также назвать социальной средой. При этом человечество начинает в полной мере осознавать, что отсутствие определенных правил контактирования и их не соблюдение чревато полным исчезновением нас с планеты Земля. Я имею ввиду стычки, войны, психологическую напряженность… Таким образом, социальные условия, круг общения и внутрисемейные привычки оказывают непосредственное влияние на человека, что неминуемо отражается и на его здоровье.

Семья

Общение с социумом начинается с семьи. Именно внутри этого небольшого круга людей насаждаются те привычки и нормы, которые мы зачастую проносим через всю нашу жизнь. Маленький человек всю жизнь себя ведет так, как научился у родителей до 6-7 летнего возраста… Понятно, что влияние такого социального круга можно считать чуть ли не определяющим по отношению к здоровью в будущем!

Отсутствие у родителей вредных привычек безусловно оказывает влияние на здоровье их детей, причем программа на будущее закладывается еще задолго до рождения ребенка.

Важную роль играет также наличие в семье четкого распорядка дня, определенных правильных привычек питания и гигиенических норм. Все это определяет здоровье и предотвращает развитие проблем с сердцем и сосудами, нервной системой и обменными процессами.

Так как одна семья является ячейкой общества, но внутреннее здоровье ее членов оказывает непосредственное влияние и на все население. Поэтому каждому ребенку с детства нужно прививать определенные нормы и правила, закладывающие прочный фундамент его здоровья.

Садик и младшая школа

По мере взросления ребенка его окружение меняется, ему приходится контактировать с большим числом людей, выстраивать отношение в группе. Все эти моменты в жизни не могут не сказываться на состоянии здоровья. Так многими врачами подтверждается, что период детсадовской жизни – это период становления иммунитета и от того, как пройдет это время, во многом зависит качество защитных сил человека в будущем.

Важную роль в становлении здоровья играет и психоэмоциональная обстановка внутри коллектива. Так было доказано, что неблагоприятный психический климат в группе, а также моральное либо физическое насилие воспитателей либо учителей, приводит к развитию самых настоящих болезней. Такие недуги можно квалифицировать, как психосоматические. Тем не менее, их проявления и последствия ничем не отличаются от реальных болезней. Таким образом, родителям стоит уделять особенное внимание выбору социального окружения для своего подрастающего ребенка, ведь этот шаг является очень ответственным по отношению к его психологическому и физическому здоровью. Так же стоит научить ребенка воспринимать действительность как временную данность, которую он может менять сам в зависимости от отношения к ней.

Подростковый период

По мере роста человека, его участие в жизни социума становится все более активным. В подростковом возрасте на первый план выходит жажда лидерства и стремление выделиться, проявить себя среди ровесников. Однако такие желания далеко не всегда хорошо сказываются на здоровье. Именно в подростковом возрасте дети чаще всего попадают под влияние окружающих, а отсюда рукой подать до пристрастий к алкоголю, сигаретам и наркотикам. Психическое здоровье также страдает, от нереализованности, непризнанности и кажущегося непонимания.

В крайних случаях родителям подростков настоятельно рекомендуется обращаться за помощью к психологам. Также стоит помнить, что для формирования благоприятной социальной обстановки лучше всего поместить подростка в соответствующий коллектив. Ведь желание выделиться, например, на спортивном поприще куда более полезно, нежели стремление оказаться круче в подворотне.

Зрелость

После подростковых метаний, казалось бы, должна наступить тишь да гладь. Однако влияние социума на состояние здоровья – это постоянная характеристика, которая не проходит с годами.

Взрослому человеку постоянно приходится существовать в условиях нахождения среди социальной среды и быть ее частью. В некоторых случаях это чревато самыми разными негативными последствиями для здоровья. И, пожалуй, основное из них – это состояние постоянного стресса, в котором живет большинство из нас. Неблагоприятная обстановка в коллективе, нелюбимая работа и отсутствие полноценного отдыха со временем приводит к развитию настоящих болезней. Среди них депрессии, корректирующиеся исключительно медикаментозно и под врачебным контролем, а также разные патологические состояния, поражающие все органы и системы организма. Чтобы несколько снизить такое отрицательное влияние стоит со всей внимательностью отнестись к коррекции своего образа жизни, в том числе и контактов с социумом.

Нелюбимую работу лучше сменить, либо научиться абстрагироваться от ее отрицательного влияния на настроение и состояние. В коллектив лучше всего влиться, и для этого можно воспользоваться помощью опытных психологов. Для того чтобы обратить влияние социума на здоровье в положительную сторону, стоит проводить время с приятными людьми, выбираться на природу, ходить на прогулки в зеленые зоны, посещать интересные мероприятия. В таком случае социальная среда буде оказывать исключительно полезное влияние на состояние здоровья.

То, что влияние социальной среды на здоровье человека велико, думаю, никто не будет оспаривать. Для того чтобы нормализовать отношения с социумом вне зависимости от возрастных и социальных характеристик, стоит своевременно обращаться за помощью к специалистам. Ваше здоровье будет вам благодарно!

  • АДАПТАЦИЯ
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
  • ЧЕЛОВЕК
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • ИНДИВИД

Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования
  • Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе
  • Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Рассматривая адаптацию как процесс и результат приспособления индивида к среде, необходимо отметить понятие «среда».

Окружающая среда - это:

  • сфера обитания и деятельности человечества;
  • окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Социальная среда является одним из факторов формирования и развития личности, этот факт признавался всегда. Психологи, социальные работники и педагоги на протяжении веков в процессе развития науки, культуры, общества изучали взаимовлияние и взаимодействие окружающей среды и человека. К. Д. Ушинский считал, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой.

Глубокой верой в человека, в его развитие и совершенствование проникнуты идеи русских демократов XIX В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и другие. Известно высказывание Белинского о том, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Проблема среды широко разрабатывалась во второй половине 20-х – 30-х гг. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий подчеркивали, что нужно изучать все факторы, формирующие индивида: и организованные, и стихийные. Среда и её влияние на человека изучалась и теоретически, и в форме конкретных исследований материальных, жилищных, бытовых и культурных условий жизни людей. Существует зависимость между экономическим и социальным положением семьи и уровнем образования, выявлялись специфические особенности жизни людей и влияние на их развитие. Делались различные попытки вносить в окружающую среду людей определенные изменения. Исследование среды велось с классовых позиций, о чем свидетельствуют термины: пролетарская, рабоче-крестьянская, обобществленная, интеллигентская и другая среда.

Поскольку характер влияния среды зависел от качества, то исследователи тех лет, разрабатывая идеальную модель ее использования, видели среду здоровой, нравственной, целесообразной, рационально организованной и пр. Предполагалось, что эта среда должна питать идеалы, создавать хорошие доминанты, творчество, развивать самостоятельность, активность, вырабатывать навыки разумного дисциплинированного поведения и т. д.

Из выше сказанного И. А. Карпюк и М. Б. Чернова определяют понятие «социальная среда».

Социальная среда – часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и так далее.

Социальная среда – это объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности.

Основными структурными компонентами социальной среды являются:

  • общественные условия жизни людей;
  • социальные действия людей;
  • отношения людей в процессе деятельности и общения;
  • социальная общность.

Естественная социальная среда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это многогранный процесс, он непрерывный и продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически на сегоднешний день они не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социальной среды условно можно объединить в четыре группы:

  1. Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
  2. Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных станах.
  3. Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
  4. Микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

  • способы вскармливания младенца и ухода за ним;
  • формируемые бытовые и гигиенические умения;
  • стиль и содержание общения;
  • элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
  • окружающие человека продукты материальной культуры;
  • методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
  • последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

В процессе развития индивид ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

По мнению И. А. Карпюк и М. Б. Черновой, отношение человека к внешним социальным условиям его жизни в социуме имеет характер взаимодействия. Человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя.

Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) - непосредственное социальное окружение.

Социальная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Индивид в обществе может занимать одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования, то есть права и обязанности, и называется социальным статусом. Статусы могут быть врожденными и приобретенными. Статус определяется поведением человека в обществе. Это поведение называется социальной ролью. В процессе становления и развития личности могут освоиться позитивные и негативные социальные роли. Освоением личности ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения. Этот процесс приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов. Здесь можно выделить тот факт, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. А способом гармонизации индивида со средой является стратегия социальной адаптации.

Список литературы

  1. Альбуханова- Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
  2. Волков, Г. Д. Адаптация и ее уровни / Г. Д. Волков, Н. Б. Оконская. - Пермь, 1975. - 246 с.
  3. Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. / И. А. Георгиева - Л., 1985. - 167 с.
  4. Завьялова, Е. К. Вестник Балтийской педагогической академии / Е. К. Завьялова - СПб., 2001 - 28 с.
  5. Ковалев, А. Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев - М.: Мысль, 1973. - 341 с.
  6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «академия», 2000. - 200с.
  7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М: Педагогика-Пресс,