Владимирские живописцы. Владимирские пейзажисты

Владимирская пейзажная школа живописи начала образовываться в середине 50-х годов прошлого столетия и вошло в сокровищницу подлинных достижений российской художественной школы. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Николай Мокров и др.
Характерными особенностями этой самобытной школы являются звучностью цвета, мажорность пейзажа, праздничный колорит. Использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность и ритмичность, иногда плоскостность изображения и фактурность широких мазков, придают полотнам повышенную декоративность. Пространство пейзажа, как правило, сведено к плоскости, планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта сознательно завышена. Этот набор приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма.
В нашей галерее представлена авторская живопись профессиональных художников из Владимира, ярких представителей Владимирской школы пейзажной живописи.

Институт русского реалистического искусства верен собственной стратегии. Накануне новогодних праздников 22 декабря в музее открывается выставка, вошедшая в наш (кураторы Татьяна Иванова , Елена Коваленко , Анна Волкова ), посвященная локальной школе пейзажной живописи, сформировавшейся во Владимире в середине 1950-х годов. Для владимирской школы, нередко сравниваемой со знаменитой школой Барбизона, характерны звучность цвета, чистые краски, фактурность широких мазков, жизнерадостность и праздничный колорит. Это художественное направление в некотором смысле представляет собой синтез опыта передвижников, искусства русских импрессионистов и народного творчества.

Работы основоположников школы, художников Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Николая Мокрова, черпавших вдохновение в природных красотах Владимирского края, звучности лаковой миниатюры Мстеры, прихотливой народной вышивке, гороховецкой игрушке, художественном стекле Гусь-Хрустального (на открывающейся выставке произведения декоративного искусства будут «обрамлять» живописные полотна), нередко сопоставляют с творениями фовистов, членов группы Наби, и Игоря Грабаря. Молодые владимирские живописцы начали свои артистические поиски, ощутив свежий ветер перемен еще до оттепели. «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности , - прощался со сталинским официозом Владимир Юкин. - Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь ».

К. Н. Бритов
«Сумерки»
2005

К. Н. Бритов
«Старый Владимир. Рынок»
1999

К. Н. Бритов
«Март. Гости приехали»
1996

В. Я. Юкин
«Вечер на Волге»
1991

В. Я. Юкин
«Автопортрет»
1958

Н. Н. Модоров
«Промышленный пейзаж»
1986

В. Г. Кокурин
«Строят компресcорную станцию»
1983

В. П. Дынников
«Выгуливаемся»
2000

Кокурин Валерий Григорьевич (род. 1930, Владимир).

Валерий Кокурин - один из создателей уникальной владимирской школы живописи. Она возникла на рубеже 1950-х - 60-х годов и противостояла официальному искусству тех лет. Полотна художников отличались яркой декоративностью, звучным цветом, густым, насыщенным мазком. В заказных статьях Кокурина называли "абстракционистом", "космополитом", "импрессионистом". Были случаи, когда кураторы снимали его работы накануне выставки. Но, невзирая ни на какие жизненные перипетии, художник не изменил своей палитре, сохранив свою самобытность. Его холсты притягивали к себе неожиданной, не принятой в те годы манерой письма, глубокой поэтичностью, открытой полифонией красок. Темы его произведений - неповторимая природа Владимирского края, деревеньки и небольшие города с их старинными улочками и пестрыми базарами, памятники древнерусской архитектуры - все то, чем наполнена тихая жизнь провинции с ее мощным пластом народной культуры.

Работы художника излучают радость бытия, они предельно искренни и непосредственны. В.Кокурин - врожденный колорист, краски на его холстах подчеркнуто яркие, праздничная цветовая гамма строится на сочетаниях контрастных, чистых, звучных красок. В старинных соборах и церквах, постоянно возникающих в его пейзажах, Кокурин видит непреходящую красоту, которая естественно и гармонично вписалась в природный ландшафт.

Картины художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в Муромском историко-художественном музее, во Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, а также в частных собраниях многих стран мира.


Прикрепленное изображение (вес файла 152.4 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 120.5 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 161.6 Кб)



К Бритов. Осенний день

На днях добралась таки до выставки Владимирских художников.
Разочарована, тем как она организована.
Один малюсенький зал. Десяток картин с гравюрами, да и то, пожалуй, не лучшее, что есть в местных фондах, плюс по два-три экспоната лаковой миниатюры, гусевского стекла, керамики.
А между тем, то что во Владимире появилась и развивается своя школа живописи говорят с 1960-х годов.
Темы картин-пейзажей в основном небольшие деревеньки, районные города, базары, старые улочки, поля и перелески, - всё чем полна тихая провинциальная жизнь.
Цвета.
Очень насыщенные цвета, часто повторяются яркие пятна одного и того же тона. Центра композиции - здание, дерево - наиболее интенсивны по цвету.

В. Юкин. Март

Узнаваемый приём владимирских живописцев - высокий горизонт и высокая точка зрения . Это усиливает декоративность.

К.Бритов. Старый Владимир.

Небо на полотнах занимает очень скромное место. Иногда его почти совсем нет. Оно едва проглядывает между домами и деревьями. Зато земля - цветистых ковёр.

В. Юкин. Село Акиньшино.

Деревья, дома, улицы - расположены как бы ступеньками, ярусами.

Н.Мокров. На берегу реки.

Мазки широкие, энергичные, крупные цветовые пятна


В. Егоров. Село Усолье

Декоративность владимирских художников сродни сродни народному декоративно-прикладному творчеству.
Что-то есть у них и от импрессионистов - неуловимое дрожание цвета, игра света и тени...

Смирнов. В.И.Начало весны.

Подобные приёмы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И.Грабаря.

Ещё несколько неживописных работ, подсмотренных на выставке

Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.

Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.

В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий. Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.

В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение. Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи.

Основоположники Владимирской школы живописи:

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.

Мастера Владимирской школы живописи:

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета - вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.

Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы: