В психоанализе основными структурными компонентами личности считаются. Психоаналитическая структура личности

Философская мысль в XX веке получила дальнейшее развитие. Однако, в отличие от предыдущих периодов, ее целью стало установление сущности человеческой личности и поиск ответа на вопрос о мире, роли человека в нем и судьбах человечества. Философия начала ХХ века находилась под воздействием драматичного и даже противоречивого существования человеческой мысли того времени.

Философия XX столетия в этом смысле сохраняет передовые традиции, сформированные предшествующей историей философской мысли.

Особенную роль в поиске понимания человеческой мысли сыграл австрийский психолог, невропатолог и психиатр З. Фрейд (06.05.1856 -23.09.1939). Личность по Фрейду есть взаимодействие трех инстанций: я (эго), оно (ид) и сверх - я (суперэго). Хотя областей личности имеет собственные функции, свойства, компоненты, принципы действия, динамику и механизмы, они столь тесно взаимодействуют, что трудно и подчас даже невозможно выделить линии влияния и определить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение человека по Фрейду почти всегда является продуктом взаимодействия этих трех систем и очень редко одна из них действует без остальных двух Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М.: Академия, 1997. - С. 29 - 31..

Введенные в научный оборот З. Фрейдом понятия, такие как "Оно", "Я", "Сверх-Я", не явились исключительно результатом его медицинских наблюдений и опирались взгляды на природу человеческой личности философии того времени Орлов С.В. История философии. - СПб.: Издательский дом "Питер", 2009. - С.152..

Ид представляет собой изначальную систему личности: это матрица, в которой в дальнейшем дифференцируются эго и суперэго. В ид включается все психические компоненты, являющиеся врожденными и присутствующие при рождении, в том числе и инстинкты.

Ид представляет собой резервуар психической энергии, обеспечивающий энергией две другие системы. Ид тесно взаимосвязан с телесными процессами, поставляющими ему энергию. По Фрейду ид является "истинной психической реальностью", отражающей внутренний мир субъективных переживаний и не знающей об объективной реальности.

Рефлекторные действия личности - это врожденные автоматические реакции, как чихание и мигание. Организм снабжается рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться достаточно простыми формами возбуждения.

Первичным процессом предполагается более сложная реакция. В результате его действия энергию пытается высвободиться через создание образа объекта. Лучшим примером первичного процесса здорового человека является сновидение, по Фрейду, всегда представляющее исполнение, либо попытку исполнения желания. Первичный процесс, однако, не способен снять напряжение. Поэтому развивается новый, вторичный психический процесс, оформляющий вторую систему личности - эго Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория.- М.: Академия, 1996. - С.41..

Вторичным процессом является реалистическое мышление. Эго с помощью вторичного процесса формулирует план удовлетворения потребностей, после чего подвергает его проверке, с целью выяснить его работоспособность. Эту проверку Фрейд назвал проверкой реальностью.

Эго, чтобы играть свою роль удовлетворительно, контролирует все интеллектуальные и когнитивные функции, при этом вторичный процесс обслуживают высшие ментальные процессы.

Эго считают исполнительным органом личности, поскольку оно открывает действию двери, отбирая из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, как и какие инстинкты должны быть удовлетворены. Эго выступает как организованная часть ид, появляясь для того, чтобы следовать целям ид и не фрустрировать их. Эго не может существовать отдельно от ид и всегда зависимо от него, являясь посредником между условиями среды и инстинктивными запросами организма. Высшая цель эго заключается в поддержании жизни и воспроизводстве организма.

Третьей и последней развивающейся системой личности является суперэго. Представляет оно из себя внутреннюю репрезентацию традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.

Суперэго является моральной силой личности, представляя собой скорее идеал, чем реальность, и служа скорее для совершенствования, нежели для удовольствия. Основная задача его заключается в оценке правильности или неправильности чего-то в соответствии с моральными стандартами, санкционированными обществом Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. - М.: Академия, 1997. - С. 34..

Итак, Фрейд в результате своих исследований пришел к выводу, что психика или, если угодно, личность человека имеет очень сложную структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. При этом сознание является исключительно "прихожей", "вершиной айсберга", а все остальное занимают предсознание и бессознательное. И именно бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные влечения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности.

Сегодня, на сайте сайт , вы узнаете, что такое структура личности в психологии по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну, Фредерику Перлзу и другим выдающимся психоаналитикам и психотерапевтам.


Личность человека условно разделена на субличности, как бы несколько внутренних «Я» — своеобразная, психоаналитическая Я-Концепция. Это сделано для лучшего, почти наглядного понимания психологической структуры личности человека — ее содержания и функций, а главное — для психотерапии личностных расстройств.

Ортодоксальный психоанализ , где показана структура личности по Фрейду, состоит из трех частей: сознание, подсознание и бессознательное.


Основная концепция личностного структурирования Зигмунда Фрейда — это Супер-Эго (Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно).

По сути, Сверх-Я является социальной составляющей личности, Эго — психологической, а Ид — биологической.

Супер-Эго (Сверх-Я) — это «сознание», которое «живет» по принципу реальности и цензуры (осуществляет цензуру по морально-этическим нормам). Сверх-Я служит для сдерживания импульсов ИД (бессознательного).

Супер-Эго, как часть структуры личности — не врожденная, она развивается в процессе родительского воспитания и первичной социализации ребенка (в детсаду, школе, среди сверстников и т.п.).

По Фрейду, Сверх-Я имеет две подструктуры: Совесть и Эго-идеал (идеальное Я). Совесть развивается у ребенка посредством родительских наказаний, а идеал-Я — посредством поощрений и одобрений.

Все это формируется и фиксируется в личности ребенка путем интроекции (неосознанного внедрения в психику), исходя из моральных норм родителей и общества.

Эго (Я) — это «подсознание», «живущее», как и Супер-Эго, по принципу реальности и цензуры, но цензурирует Эго не только импульсы желаний из бессознательного (ИД), но также и из Супер-Эго и из внешнего мира.

Также ЭГО представляет собой логическое, рациональное и реалистическое мышление, связанные с когнитивными и интеллектуальными функциями личности.

Другими словами, именно ЭГО решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены, и является как бы арбитром между желаниями ИД и запретами (цензурой) Супер-Эго, тем самым руководит поведением человека.

Ид (Оно) — это целиком «бессознательное», область инстинктов Эрос и Тонатос (по Фрейду сексуальных, агрессивных, разрушительных).

«Ид» в структуре личности человека «живет» и действует по принципу удовольствия, это нечто темное, хаотичное, примитивное, не поддающееся морали и требующее немедленной разрядки. Ид (или Оно) стоит между психикой и соматикой.

Имеются два механизма бессознательного (Ид), позволяющих снять напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия ИД — это автоматический ответ на воздействие (кашель, слезы и т.д.).

Первичные процессы Ид — это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желаний (в мечтах, сновидениях).

Когда у человека все в норме (нет психоэмоциональных проблем) — значит вся структура личности, по Фрейду, работает согласованно, и Супер-Эго, и Эго, и ИД — «живут» в гармонии.

Психические заболевания или расстройства личности наступают, когда Эго не в состоянии контролировать и регулировать деятельность ИД и Супер-Эго.

Цель психоаналитической терапии — наделить властью (энергией) ослабленное ЭГО и привести к гармонии структуру личности человека, тем самым избавив его от эмоциональных, психологических, душевных страданий и улучшить качество жизни и общее здоровье.

Структура личности по Юнгу ^

Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.

Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.

Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.

Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.

Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).

Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.

Главные архетипы в структуре личности по Юнгу

Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.

Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.

Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.

Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.

И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.

Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).

Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.

Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).

За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…

Структура личности по Берну ^

Трансактный анализ — структура личности по Берну — это разделение Эго (Я) на три субличности (Я-состояния) — Родительское Я, Взрослое Я и Детское Я.

«Родитель» (родительское Эго-состояние «Р») — это хранилище морально-этических норм и ритуалов, заложенных в программы поведения человека родителями и другими воспитателями, а также социумом. Родитель «живет» по принципу предвзятости, долженствования, требований, запретов и разрешений («надо-не надо», «должен-не должен», «обязан-не обязан», «нельзя-можно»).

В Берновском Родителе, как и во Фрейдовском Супер-Эго, хранится совесть и цензура, а также стереотипное мышление, предвзятости и глубинные убеждения человека. В большинстве своем, все это не осознается и включается в мышление, чувствование и поведение человека автоматически.

Родительское -эго-состояние в ряде случаев может быть заблокировано, что может сделать человека аморальным циником.

«Взрослый» (взрослое Я-состояние) «В» — это логическая и рациональная часть структуры личности, способная к тестированию реальности в настоящем времени, выстраиванию прогнозов и адаптации к ситуации. Взрослый «живет» по принципу реальности («могу-не могу», «возможно-невозможно», «реально-нереально»…).

В случае «заражения» (контаминации) Взрослого Эго-состояния Родителем, Ребенком или сразу обоими, наблюдается структурная патология личности, что приводит к различным расстройствам, неврозам и проблемам в отношениях.

Например, если Взрослый контаминирован Ребенком, то человек становится инфантильным, несдержанным, с иллюзорным мышлением и не совсем адекватным чувствованием и поведением.

Если Взрослый «заражен» Родителем, то человек, например, становится ригидным, менторским, занудливым…

При контаминации Взрослого эго-состояния, и Родителем и Ребенком одновременно — это приводит к неврозам, психологическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам личности.

У некоторых людей Взрослая часть личности может быть заблокирована — это обычно приводит к психотическим расстройствам (психозам) и патологиям.

«Ребенок» (детское Эго-состояние) «Д» — это часть структуры личности, которая «живет» по принципу удовольствия и эмоций («хочу-не хочу»).

От свободы Ребенка зависит спонтанность человека, интуиция, творчество и креативность. Эта детская часть личности дает человеку счастье, радость жизни и близость общения и отношений.

Но, при слабом Взрослом, детское Я-состояние может принести и душевные страдания из-за непредсказуемости, несдержанности, асоциальности…

Иногда Ребенок может быть заблокирован, тогда человек становится бесчувственным, безрадостным, с пустотой в душе, по сути «роботом».

Личностная структура по Берну второго порядка


Р-3 («Родитель» в «Родителе Р-2») — это, по сути, один из реальных родителей (воспитателей) вашего настоящего родителя (мамы, папы и других воспитателей) — для вас бабушка, дедушка, сохраненные в глубине психики.

Точнее, Р-3 — это набор информации (убеждения, мысли, установки, стратегии поведения), унаследованные от родителей и воспитателей ваших родителей (от ваших дедушек, бабушек и других значимых людей).

В-3 (Взрослый в Родителе Р-2) — это Взрослое Эго-состояние ваших реальных прародителей.

Д-3 (Ребенок в Родителе Р-2) — это Ребенок, Детское эго-состояние ваших прародителей (дедушек, бабушек…), сохраненных в структуре личности у вас.

Р-2 (Родитель) — это то же Родительское Эго, но с более глубинным анализом. Здесь находятся эго-состояния интроецированные от реальных родителей и воспитателей.

В-2 (Взрослый) — это Я-состояние не делится…в него ничего не входит…

Д-2 (Ребенок) — это, по сути, вы и есть…только в возрасте 3-5-7 лет, с внесенными автоматом установок ваших реальных родителей, и зафиксированных в структуре личности второго порядка — более глубоко в психике.

Р-1 (Родитель в Ребенке Д-2) — это набор информации, программ и установок (часто неадекватных и негативных), переданных вам неосознанно в процессе воспитания (родительского программирования сценария жизни) от «Д-2» ваших реальных родителей и воспитателей.

По Берну, «Р-1» — это «Электрод», суть которого «включать» негативные мысли, чувства и поведение. Говоря на «компьютерном языке» — это как бы «Вирус», который мешает человеку быть счастливым, нормально, адекватно реагировать на ситуации в жизни, быть самим собой и радоваться жизни.

Еще, некоторые аналитики и психотерапевты, называют «Р-1» «Большим Свином» (подкладывает нам свинью), внутренним «Бесом» (делает нам всякие пакости), «внутренним врагом» (когда мы как бы сами себе вредим и создаем проблемы)…и т.п.

Главная задача транзактного анализа (СМ.) и психотерапии, условно говоря, обнаружить «вирус Р-1» и обезвредить его… (сделать человека свободным от негативных, иллюзорных убеждений и верований, избавить от вредных, накопленных эмоций, и обучить новой, адекватной ситуации, стратегии поведения).

В-1 (Взрослый в Ребенке Д-2) — это, по Берну, «Маленький профессор». Эта часть личности развивается примерно к 4-5 годам («возраст почемучки»), и ребенок в это время активно познает мир, порой задавая родителям «сложные вопросы».

Именно эта часть личности принимает решение, как вы проживете свою жизнь, какова будет ваша судьба.

Также, у взрослого человека, «В-1» служит источником интуиции.

Например, если вы курите, переедаете, «перепиваете»…или по другому вредите себе, если у вас невроз, страхи, депрессия и другие расстройства личности, то чтобы изменить свою жизнь к лучшему, вам не достаточно осознать проблему во Взрослом эго-состоянии «В-2» — каждый и так знает, что хорошо, а что плохо.

Нужно чтобы это «понял» и «принял новое решение» ваш «В-1» (Взрослый в Ребенке) — на это и направлена психотерапия и психоанализ.

Д-1 (Ребенок в Ребенке Д-2) — это вы и есть, только еще без всяких установок, убеждений, верований и другого «информационного мусора». Это естественный, настоящий Ребенок внутри вас.

Т.е., когда вы родились — это и был «Д-1», который сейчас, во взрослой жизни, может находится в плену приобретенных убеждений, установок, мыслей и представлений. И если этот Ребенок в Ребенке закрыт, то человек априори не может быть счастливым.

В процессе психотерапии и психоанализа, это настоящее Детское Я-состояние освобождается от гнета «Р-1» (Б. Свина) и человек начинает личностно расти, становится самим собой, укрепляет свою жизненную Я-позицию…и…становится счастливым…, «заражая» этим счастьем и своих близких…

Структура личности по Перлзу ^

Гештальт-подход — структура личности по Перлзу — это три части Я-осознания действительности — внешняя реальность, внутренняя реальность и абстрактная реальность.



Начать нужно с того, чтобы коротко подытожить то, что уже известно о личности в психоанализе.
Первое. В классическом психоанализе выделяются три инстанции. В центре Я (эго), снизу Оно и сверху Сверх-Я. Для Фрейда принципиально, что все эти три инстанции образуют единую структуру. Трудно говорить о строении, не говоря о развитии. Поэтому в этой структуре находим источники развития. Скажем, первый – противоречие между Я и Оно, которое часто проникает в сознание, хотя Оно бессознательно. Более глубокое бессознательное противоречие между Оно и Сверх-Я, между неуправляемой природой (телесным желанием) и не всегда понятной культурой её запретами и нормами.
Хотя Фрейд добавит что собственной сознательной инстанции Я приходится иметь дело с тремя противоречиями. Одно противоречие Я и Оно (Я вступает в противоречивый контакт). Второе открывается субъекту в развитии его личности это противоречие Я и Сверх-Я. И тут Фрейд даёт для Сверх-Я гораздо больше определений. Например, не просто именует сверх-Я моральной цензурой, но и шире. Сверх-Я как совесть, как культурные нормы как источники развития. И наконец это встреча Я с реальностью. Каждый из защитных механизмов есть определенное искажение реальности. Между тем, сознательное Я в принципе стремится жить в реальном мире как таковом и никаких защит и шор на пути к нему быть не должно.
Второе положение. Фрейд выделяет три сферы психики. Это как бы ещё одно структурное представление о психическом субъекте вообще. Соответственно это сознательное, предсознательное и бессознательное. Эти две структуры относимы к одному и тому же человеку. Фрейд особо помечает, что когда их накладывают друг на друга для одного и того же человека, то структуры могут не совпадать. Вовсе не обязательно что Оно и Сверх-Я всегда бессознательны, а Я всегда сознательны. Это лишь теоретический случай. Какие-то части Я могут уходить из сознания и напротив какие-то области Оно могут проникать в сознание. Структура динамична.
И третье. Это касается центральной категории бессознательного. У Фрейда бессознательное сперва относилось только к человеку (индивидуальное бессознательное). А позже у Э.Фромма появляется понятие социального бессознательного. У Юнга – коллективное (универсальное) бессознательное. Это подструктуры. Но самое главное то, что говорилось во введении. Это есть сознание без понимания. В основном такое определение относится к пациенту Фрейда (к невротику, к мнимой личности). Но оказывается не только. Сознание без понимания означает, что бессознательное содержит резервы понимания. И если обычно слово бессознательное оценивается негативно, то теперь это не так. Бессознательное создаёт резервы развития, оно в психоанализе это как бы пока скрытые источники сознательных проблем. Здесь приложили руку и классики и Фрейд и конечно его сотрудники и ученики, среди которых основной это Юнг. Для Юнга развитие личности в каком-то смысле беспредельно, потому что бессознательное всегда будет иметь резервы понимания. А теперь отдельно по авторам, которые будут отвечать на соответствующие вопросы о составляющих строения личности.
Природа по Фрейду. Именно природа и тело является в концепции Фрейда доминирующей составляющей, оно для него как исследователя есть конечная причина объяснения психических явлений. Тело для Фрейда практика может определяться ещё и так. Он не раз называл психоанализ первой психологией тела. Но ведь бихевиоризм по сути только телесным поведением (двигательной активностью) и занимается. И всё-таки Фрейд прав, потому что психоанализ это действительно психо-логия тела. Тело здесь (в отличие от бихевиоризма) как бы обретает душу, телесное желание проникает в сознание, обретает собственную речь. Добавим, что раз это так, то и психика может быть источником телесных свойств. Ярко это выступает на примерах психосоматики. Положение о единстве тела и психики у последователей Фрейда будет обретать всё больший вес.
Социальные отношения. Для Фрейда это те способы взаимодействия и общения, которые когда-то возникли в собственной семье. Фрейд последователен и иногда довольно резок. Он настаивает, общение (с мужчинами и женщинами, с друзьями, с начальником на работе) есть ни что иное как общение с родителями, с братьями и сестрами. И по существу то, что затем проявляется в самостоятельной жизни человека, то закладывается в семье. Но эта связь не фатальна. Человек самостоятельный как бы выходит из собственной семьи, перестаёт быть ребенком, выходит из социального индивида.
Собственно личность. Надо напомнить, что этот пункт делится на представление о себе и на самость. Фрейд предполагает у своего пациента определенное представление о себе, но оно далеко не всегда является полным, верным. Неожиданно Фрейд проявляет себя как человек XIX в., как классик-рационалист. И говорит, что человек может осознать причины своих проблем, свои побуждения. Таким образом выступила доминирующая роль сознания. Там где было Оно должно стать Я. Там где были проблемы и неуправляемая природа должен появится сознающий себя субъект. В реальности у пациента Фрейда Я бывает довольно слабым. Интеллект может являться источником рационализаций, неверных защит. А вот что касается самости Фрейд осторожен. Что интересовало философов и психологов классиков, по причине избегания своего рода гомункулусов. Он говорит, что едва ли нужно подчеркивать собственно личность. Кроме уже телесных нужд, социальных отношений и представлений о себе.
Самый верный ученик Фрейда В.Райх. Именно Райх также подчеркивает ведущее значение телесного, природного. Верность Райха Фрейду довольно парадоксальна. Сначала он как и Фрейд лечил словом. Но в дальнейшем, выдерживая иные важные для Фрейда теоретические принципы, он полностью отказывается от терапии слово и начинает заниматься телесно-ориентированной терапии. Будет говорить о теле и в буквальном смысле. Он будет говорить о скованности мышц, мускульном характере (панцире) субъекта. По сути он как и Фрейд избегает понятие самость. А в чем для него сущности личности – здоровое тело (полноценное телесное функционирование). Метафорически каждый орган тела должен отвечать своему настоящему назначению. Райх не разделял тело и психику и это было уже у Фрейда.
Скажем сексуальное желание по Фрейду (органальная энергия по Райху) в развитии человека как бы ищет себе место и далеко не всегда находит. В самом начале эта энергия находится совсем не там где ей следует быть. Например в области рта, а потом где-то ещё. Полноценное тело это когда в том числе органальная энергия своё законное по природе место находит.
Социальные отношение Райх придаёт значение, но считает их вторичными. Отметить надо слово контакт. Правильно контактировать с другими людьми, чтобы верно оценить себя. Слово контакт сохранится в дальнейшем в гештальттерапии и будет значимо для гуманистической психологии.
Познавательное интеллектуальное представление о себе интересует Райха? Именно с Райха у психологов личности начинается недоверчивое отношение к интеллекту иногда критическое. У Райха (и у Перлза) найдем немало даже грубоватых слов об интеллекте. По Райху интеллект развит тогда, когда полноценно тело в целом. У Фрейда интеллекту придается ведущее значение, он лечит словом, обращается к сознанию. А Райх говорит, что человек правильно мыслит тогда, когда его тело и все его функции структурированы и работают правильно, но не наоборот. С Фрейдом они образуют дополняющую друг друга пару.
Основной составляющей в строении личности у А.Адлера является социальная. Иногда его называют родоначальником социального фрейдизма. Звучит как деревянное железо. У Адлера интересные ученики, например К.Хорни (изучала проблемы взаимодействия человек с социальным окружением и сложности, которые при этом возникают) и Э.Фромм (самый интересный и последовательный; попытался соединить как теоретик идеи Фрейда с идеями Маркса).
Основное понятие и доминирующее противоречие в строении личности и источник её развития. Социальное чувство, необходимость войти в общество и препятствия к реализации этого чувства. Как практик ни один аналитик не будет отрицать важности телесных переживаний, таков и Адлер. Тем не менее у него отношение к телу совершенно отлично от фрейдовского. Их он понимает как возможные источники комплекса неполноценности, предпосылки личностных проблем.
Когда мы говорим о позитивной компенсации комплекса неполноценности, она связана с сотрудничеством с другими людьми. Если компенсация негативная, то происходит уход из общества, воображение себя изгоем, стремление к личному превосходству, к власти над людьми. Но может быть позитивная, продуктивный контакт с людьми. Формы сотрудничества профессиональная деятельность, дружба, любовь.
Адлер по своему решает проблему. Представление о себе и реальной личности, самости. Для Адлере представление о себе по сути тождественно понятию индивидуальный жизненный стиль. Это характер, совокупность стратегий достижения жизненной цели. Адлер по своему скажет об этой проблеме. Я представляю себя и Я реальный как соотносится. Это проблема адекватности понимания своего жизненного стиля. Какой-то стиль есть обязательно, но может быть что стиль как способ достижения цели не соответствует цели и между ними существует расхождение. То есть человек осуществляет какие-то способы поведения сам того не зная уходит от цели, потому что неверно представляет как стиль так и саму цель. В терапии Адлера есть много приемов помощи в осознании мотивов (жизненных целей).

Наконец, К.Юнг. Здесь основным становится понятие самость. В концепции Фрейда доминирует природа, в концепции Адлера социальные отношение, а для Юнга основным является введенное им понятие самость. Почему Юнг настаивает на введении понятия собственно личности, ведь от этого не без причин отказывались многие другие. Пожалуй, здесь объяснение такое. Юнг-практик в отличие от практика-Фрейда подчеркивает позитивное значение бессознательного, как резерва для развития личности. По Юнгу никакой интеллект и сознательная активность сознательного Я не даст полного понимания своей сущности, самого себя. Интеллект это орудие сознания, но он бессилен в бессознательном. Там вступают интуиция (воображение, образная активность). Юнг значительно расширяет область проявления бессознательного. Для него это и древняя символика, и символика сновидений, и окружающие нас предметы. Например, преподавателю интересно смотреть в конспекты студентов, потому что те по Юнгу рисуют что-то, а это быть может символ их самости, бессознательного.
Юнг говорит об универсальном коллективном бессознательном, о единице коллективного бессознательного – это архетип. Метафорически строение личности Юнг представлял так. В самой глубине (глубокая вода) коллективное бессознательное. Как мыслящий океан, солярис. И в этом мыслящем океане плавают архетипы, как какие-то проблемы, которые пока перед нами не возникли, возможности развития мы о них не подозреваем. И в этом океане Юнг строит нечто вроде айсберга, на вершине которого одна часть сознательная, а вторая – бессознательная. Строение личности связано с развитием.
На уровне сознания первый архетип – Я, представление о себе, центр сознания. Для Юнга эго или Я – это нечто поверхностное, а подлинная личность находится гораздо глубже. Ниже находится встреча с Тенью, от которой надо защищаться своей Маской. После Тень встречается проблема Анимы или Анимуса, связанная с отношением между полами. Можно продолжать и дальше этот процесс индивидуации как пути к себе, развития личности. На самом деле путь к коллективному общечеловеческому бессознательному. И в самом пределе этого пути находится центральный архетип, именуемый как Самость.
Самость упорядочивает все свойства личности, это основной центральный архетип. Это единство сознательного и бессознательного. Основная идея Юнга – это динамическое равновесие, единство сознания и бессознательного, что и есть самость. По символике у самости редко бывают личные архетипы, образы (как тень, символизирующаяся рязъяренным зреем, а анима – русалкой). Одним из символов самость является равновесная фигура в восточной символике (инь и янь). И наконец, самость – это конечная цель предел процесса индивидуации. В принципе развитие личности беспредельно. Потому что какие-то архетипы ещё ждут людей в их развитии. По Юнгу человек хочет сказать о себе «Я что-то сделал сам.» Но он в то же время не хочет произносить слово Я. То есть сам сделал, но без Я, а благодаря принадлежности сопричастности к человечеству. Так и происходит самость.
Юнг любит слово природа, но на самом деле в него он (и многие вслед за ним) вкладывает иной смысл нежели просто телесный организм. Для него природа это сущность. Что касается тела, то он не выделял отдельно тело и душу. А говорил о том, что то и другое это разные аспекты целостности, единства, которое его интересует. Он во многом предвосхитил гуманистическую и особенно гештальттерапию, где терапевты заговорят на языке, внешне напоминающем разговор об организме. Гуманисты не хотят внедрятся в жизнь человека. Гештальттерапевты по тому как человек ест или пьет могли сказать как он развивается как личность.
Социальные отношения по Юнгу являются материалом для заполнения архетипов. Общаясь с другими людьми получаем этот материал. Архетип задаёт место, а реальная социальная жизнь – материал для заполнения этих мест.
Вышел пациент Фрейда с аналитического сеанса, успешно разрешил проблемы. И рано или поздно он придет к Роджерсу. От терапии причин к терапии процесса.

Введение

1. Идея классического психоанализа

2. Структура личности в классическом психоанализе

3. Динамика личности

4. Психосексуальные стадии развития личности

Вывод


Введение

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.

Но, более того, Фрейд – первый предположил, что этот глубинный пласт, а также, надстройки над ним, и есть составляющие личность элементы. И после проделанной им работы, Фрейд представил готовую модель структуры личности и охарактеризовал ее динамику.

И в этой работе, мы постараемся содержательно, но лаконично осветить основные тезисы структуры и динамики личности в представлении классического психоанализа, основателем коего и был Зигмунд Фрейд.


1. Идея классического психоанализа

«Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы». .

До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, то есть как факт, что сознание существует, был неоспорим, но оно оставалось чем-то эфемерным, не поддающимся изучению.

И в результате своей деятельности, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика имеет некую сложную систему, состоящую из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы. Фрейд высказал мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем быть осознанным; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. В итоге, первый вид бессознательного Фрейд называл предсознательным, а второй - собственно.

Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

Также, Фрейдом были выделены три аспекта функционирования человека, выраженные в понятиях «Оно», или «Ид», «Я» или «Эго», и «Сверх-Я», или «супер-эго». И как раз, эти три понятия и составляют структуру личности.

Таким образом, в своем учении З. Фрейд разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, предсознательный (или подсознательный) и бессознательный. А также, взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях («Оно», «Я», «Сверх-Я»).

2. Структура личности в классическом психоанализе

И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но они настолько тесно взаимосвязаны, что практически невозможно выделить по отдельности их влияние на поведение человека. «Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других» .

«Оно» - самый глубинный пласт психики. Он включает всё то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром для некой психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем («Я» и «Сверх-Я»). Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

«Оно» у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Ид» функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, «Оно» – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений, будь то осторожность или страх. Являясь самой старой исходной структурой психики, «Оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании и становятся фактором формирования невроза или иного расстройства, к примеру, депрессии. Немедленная разрядка напряжения называется принцип удовольствия. «Оно» подчиняется этому принципу, выражая себя - наиболее свободно это происходит в сновидении - в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества, а значит требует консультации и помощи психолога. Иначе говоря, «Оно» можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных. .

Для того, чтобы получить это удовольствие, существует два процесса, которыми «Ид» «пользуется». Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения.

Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Типичный пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, как считал Фрейд, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Но, сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение: голодный человек не может съесть образ еды. Такого рода смешение может привести к психологическому стрессу или, даже, к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, «Я».

«Я»появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

Иными словами, «Я» подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса «Я» формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью.

Однако, «Я» – это производная от «Оно», и является, по сути, слугой желаний «Ид», но слугой «грамотным», умеющим находить объективно приемлемые пути удовлетворения этих желаний. «Я» не обладает существованием, отдельным от «Оно», и в абсолютном смысле всегда зависимо от него, так как питается именно энергией «Ид».

Третья и последняя развивающаяся система личности – «Сверх-Я». Это внутренняя система ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.

«Сверх-Я» – это мораль личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, привитых тем или иным обществом.

«Сверх-Я» как сопровождающий человека моральный судья развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей.

То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, откладывается в совесть – одну из подсистем «Сверх-Я». То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в другую подсистему – «Я-идеал». Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, «идеальное Я» награждает его, наполняя гордостью. С формированием «Сверх-Я» на место родительского контроля встает самоконтроль.

Таким образом, получается, что структура личности человека имеет в себе несколько систем, по-особому взаимосвязанных. Глубоко в бессознательном существует «Оно» как некий резервуар энергии, которая нужна для реализации биологических потребностей человека, однако, «Ид» не важно, как удовлетворять эти потребности. В связи с этим, появляется «Я» как некий объективно приемлемый «вектор» энергии «Оно», то есть использующий принцип объективности, причем, пронизывающий все три пласта психики (бессознательное, предсознательное и сознательное). И как контролер всех «действий» «Оно» и «Я» (особенно «Оно»), вы ступает «Сверх-Я» (рисунок 1 ).

Рисунок 1.

3. Динамика личности

Динамика личности - общий термин, используемый для обозначения изучения сложных, интерактивных, динамических аспектов мотивации, эмоций и поведения.

Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Так как общее количество энергии ограничено, три системы «соревнуются» за обладание энергией. Изначально «Оно» обладает всей энергией и использует ее для рефлекторных действий и исполнения желаний посредством первичного процесса. Эти оба вида активности находятся в полном услужении у принципа удовольствия, на основе которого действует «Оно». Приведение в действие энергии – в действие, которое удовлетворит «Ид», – называется объект-выбор или объект-катексис.

Динамика личности, также, во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой. Помимо этой роли – источника обеспечения – внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворять, но и угрожать. Окружающая среда обладает властью причинять боль и увеличивать напряжение – равно как приносить удовольствие и снижать напряжение. Обычная реакция человека на внешние угрозы, с которыми он не готов справиться, – страх. «Я», подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой.

Фрейд различал три вида тревоги: реальную тревогу, невротическую тревогу и моральную тревогу или чувство вины. Основной тип – реальная тревога или страх реальных опасностей внешнего мира; от нее производны два других. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога – не столько страх инстинктов как таковых, сколько страх наказания, которое последует за его удовлетворением. Невротическая тревога имеет основу в реальности, поскольку в лице родителей или других авторитарных фигур мир наказывает ребенка за импульсивные действия. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым «Сверх-Я» склонны чувствовать вину совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять.

Функции тревоги – предостеречь человека о надвигающейся опасности. Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобно голоду или сексуальному побуждению, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести.

Тревога, с которой невозможно эффективно справиться, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Фактически прототипом более поздней тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Ребенку необходимо убежище, чтобы «Я» имело шанс развиться настолько, чтобы справиться с сильными внешними стимулами. Если «Я» не в состоянии справиться с тревогой рационалистически, оно вынуждено вернуться к нереалистическим методам. Это есть защитные механизмы .

Эти защитные механизмы призваны снижать уровень напряжения «Я», которое создает довлеющая тревога.

Фрейд выделял семь защитных механизмов: 1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю"; 6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я"; 7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) процессов физиологического роста; 2) фрустраций; 3) конфликтов и 4) угроз. Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личность вынуждена научиться разряжать это напряжение. Это и подразумевается под развитием личности. Отождествление и смещение – два метода, посредством которых индивид обучается разрешать фрустраций, конфликты и тревоги.

Отождествление можно определить как метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Человек научается редуцировать напряжение, моделируя свое поведение по чьему-то другому. В качестве моделей мы выбираем тех, кто, как нам кажется, более успешен в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Ребенок отождествляется с родителями, поскольку они представляются всемогущими, по крайней мере, в раннем детстве. Становясь старше, дети находят других людей, с которыми отождествляются – тех, чьи достижения более соответствуют их нынешним желаниям. Для каждого периода есть свои фигуры отождествления. Излишне говорить, что большая часть отождествлений происходит бессознательно, а не по сознательному намерению, как это может показаться. Смещение же это, когда изначальный объект-выбор оказывается недоступен в силу внешних или внутренних барьеров (антикатексис), формируется новый катексис, если не возникает сильного подавления. Если этот новый катексис также блокируется, происходит новое смещение и т.д., пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. На протяжении серии смещений, в значительной мере составляющих формирование личности, источник и цель инстинкта остаются неизменными; меняется лишь объект.

Таким образом, динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Также, во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира, который помимо функции удовлетворения потребностей «Ид», еще и несет в себе опасности, которые довлея на «Я», создают у него состояние тревоги.

4. Психосексуальные стадии развития личности

Существует мнение что, Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. . Таким образом, динамика личности лучше всего прослеживается в периодизации психосексуальных стадий развития личности, выделенных Фрейдом.

В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит пять динамически дифференцированных стадий. По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности. Каждая стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями реагирования определенных телесных зон. На первой стадии, длящейся около года, важнейшей областью динамической активности, например, является рот.

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии - слишком много или слишком мало - могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд, считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренится именно в этой детской оральной стадии.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероятно чистоплотный, опрятный и организованный тип).

Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, основное его внимание сосредотачивается на эротическом удовлетворении, что включает в себя любование и демонстрацию гениталий и сексуальные фантазии. Фрейд описывает эту стадию при помощи понятия эдиповакомплекса. Как известно, Эдип - это персонаж древнегреческой мифологии, который, не ведая того, убивает своего отца и женится на собственной матери. По мысли Фрейда, на этой стадии у ребенка развивается влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник.

Латентная стадия характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия «Ид» переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия. Катексисы прегенитальных периодов по характеру являются нарциссическими. Это означает, что индивид получает удовлетворение, стимулируя собственное тело или манипулируя им, а другие люди катектируются лишь постольку, поскольку помогают обеспечить дополнительные формы телесного удовольствия. В подростковом периоде часть этой самовлюбленности или нарциссизма переходит в особый объект-выбор. Подросток начинает любить других по альтруистическим мотивам, а не просто по эгоистическим или нарциссическим причинам. Начинают проявляться сексуальная привлекательность, социализация, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни.

Несмотря на то, что Фрейд выделил пять стадий личностного развития, он не предполагал наличия резких переходов от одной к другой.

Таким образом, в динамике развития личности важную роль играют первые пять лет жизни человека. Но и в дальнейшем, по мере взросления, индивид переживает некоторые изменения.


Вывод

Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.


Литература

1. Джонсон Р. Сновидения и фантазии анализ и использование. REFL-Book ВАКЛЕР, 1996.

2. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Кордуэлл М. Пихология. А – Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: ПИТЕР, 2001.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

6. Фрейд З. «Я и Оно», 1923. Собрание сочинений в 26 томах. СПб.: Изд-во «ВЕИП», 2005.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: ПИТЕР, 2000

8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005.

9. http://www.psynavigator.ru/directions.php?code=1

10. http://azps.ru/sch/frd/frd14.html

11. http://psylib.org.ua/books/holli01/txt02.htm

12. http://www.psy4analysis.ru/article2.htm

13. http://enc-dic.com/enc_psy/Lichnosti-Dinamika-12557.html

14. http://www.freud.psy4.ru/sta.htm

15. http://www.freud.psy4.ru/sta.htm

Московский социально-педагогический институт

Реферат по психологии человека

Психоанализ о личности

Москва 2009


План

1. Понятие личности в психологии

3. Теория личности З. Фрейда

4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда

5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

6. Поспорим с Фрейдом!

7. Значение теории З. Фрейда

8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции

Литература

1. Понятие личности в психологии

На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический.

Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность – это форма существования человека».

Я понимаю, что личность в психологии – это совокупность психических процессов: регулятивных, таких как мотивация, эмоции, воля, внимание и познавательных, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект.

2. Классификация теорий личности

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии), и только взятые в совокупности они способны объяснить(и лишь изредка предсказать) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации, или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельный подход).

Одним из возможных критериев классификации теорий является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу(равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности).

· Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между ним и обществом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.

· Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную, естественную сущность. Неизбежен конфликт между хорошим человеком и плохим обществом.

· Человек по природе неоднозначен. Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке, и наоборот. Конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.

· Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и подобию. Конфликт отсутствует.

Т.о. теории личности можно разделить на 4 основных типа:

1. Гомеостатические с ориентацией на конфликт

2. Гомеостатические с ориентацией на согласие.

3. Гетеростатические с ориентацией на конфликт.

4. Гетеростатические с ориентацией на согласие.

Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является бременем человека, который безуспешно пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.

Примером такой трактовки является теория З.Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.

3. Теория личности З. Фрейда

Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта.

Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:

· Источник – определенная часть тела, где возникает напряжение.

· Цель – действия, которые приводят к ослаблению напряжения.

· Стимул – количество энергии, вызывающее реализацию влечения.

· Объект – предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.

Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:

1.Влечения жизни, биологические потребности выживания.

2.Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.

3.Влечение к смерти. Цель этого влечения – достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.

Со временем сексуальные влечения, либидо, Фрейд объединяет в один блок с влечениями жизни (Lieben – жить) и рассматривает их интрапсихический конфликт с деструктивными влечениями. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных паталогиях личности: фобии, неврозы, агрессия, садизм, мазохизм, фашизм, суицид.

Вместилищем влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к «Оно», эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. «Оно» существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы других людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в помощи взрослых, поэтому вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.

По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».

Функция ядерной структуры личности «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление «Я» связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. «Я» - это разум и здравый смысл, тогда как «Оно» - необузданные страсти. «Я» функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями и, главное, с социальными ограничениями их удовлетворения.

Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название «Сверх-Я». Эта структура является вместилищем социальных правил и норм (Фрейд часто говорит о табу и запретах). Согласно психоаналитической концепции, человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные условия для удовлетворения влечений. Родители – первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Т.к. родители сильнее ребенка, а общество сильнее человека, «Я» вынуждено подчиниться социальным требованиям, т.к. это единственный способ сохранить себя.

Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно его никто не осуждает. Существование личности – это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения, в основном иллюзорного, с помощью защитных механизмов. «Сверх-Я» воплощает психосоциальный конфликт.

Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.

Итак, основная функция «Я» заключается в попытках примирить влечения «Оно» и требования «Сверх-Я» для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако «Я» обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, при помощи которого слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение достигнуто без переживания чувства вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, т.к. временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения, или вовсе не перестать его осознавать и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.

В концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые до неузнаваемости искажают реальность влечения и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, насколько механизмы психологической защиты справляются со своей задачей оградить «Я» от конфликтных содержаний и какими способами это достигается.