Успенский николай васильевич. Николай успенский и его судьба

Русский писатель Н.В. Успенский родился в 1837 году в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии. Николаю Успенскому было всего пять лет отроду, когда его отца - сельского священника, обремененного большой семьей, - перевели в приход села Шипово (ныне Становлянского района Липецкой области). С Шиповым связаны детские и юношеские годы будущего писателя-демократа. Здесь он узнал тяжелую деревенскую жизнь: пахал, сеял, убирал хлеб вместе с крестьянами, юношей ездил с парнями в ночное. В Шипове он увидел разницу между нищенской жизнью крепостных крестьян и сытой, богатой, утопающей в роскоши и праздности жизнью в помещичьем имении, научился презирать пресмыкающуюся, тунеядствующую дворню. Отсюда же отец отвозил его на лошади в Тульское духовное училище, где Успенский впервые познал «на своей шкуре» удушающий и тупой бурсацкий быт, который скрашивался только наступающими каникулами, когда Николай возвращался в деревню.

Обо всем этом Николай Успенский поведает позже в автобиографическом рассказе «Декалов»:

«Часов в семь утра во всех классах училища дрожали стены от крика, беганья по скамьям и чтения уроков. Среди третьего класса ученик дневальный с необыкновенной ловкостью вертел в воздухе лозой, желая познакомить товарищей с методой, которой он держался при сечении: товарищи, удивляясь его искусству, совали ему кто кусок хлеба, кто пирог или черепенник» 1 .

Эпизоды раннего периода жизни Николая Успенского, его деревенские впечатления, семинария, студенческий быт нашли отражение также в автобиографических произведениях «Ночь под светлый день», «При своем деле», «Брусилов» и др.

В 1850 году Николай Успенский поступает в Тульскую духовную семинарию, но, не окончив курса в ней, поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию.

Уже будучи студентом, Н. В. Успенский писал рассказы и очерки из жизни деревни, которую он превосходно знал. Изданные в журнале «Современник» под общим названием «Очерки народного быта», они принесли ему успех и признание. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» подчеркивалось новаторское значение произведений Успенского в литературе о народной жизни.

Знакомство писателя с Некрасовым и Чернышевским, сотрудничество в «Современнике» свидетельствует о близости Николая Успенского к революционно-демократическому лагерю. Но его идейная убежденность была недостаточно глубокой, а жизненный и творческий путь необыкновенно запутанными и тягостными.

Ни в учебных заведениях, ни на службе он подолгу не задерживался, часто переезжал с места на место, занимался преподаванием в уездных училищах.

Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели к трагической развязке. Николай Успенский покончил жизнь самоубийством 21 октября (2 ноября) 1889 года.

Ценнейшей частью литературного наследия Успенского являются очерки и рассказы, созданные в первый период его творчества. Не заигрывание с народом, а суровая правда о нем - вот основная особенность произведений писателя.

Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике XIX века. Со статьями о нем выступали Чернышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов - имена выдающихся уроженцев липецкого края - И. А. Бунина и Г. В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Успенского в Истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта... Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы» 2 .

1 Успенский Н. Повести, рассказы и очерки. - М., ГИХЛ, 1957. - С. 220.
2 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. - М., 1958. - Т. 1. - С. 510.

Произведения Н. В. Успенского, связанные с Липецким краем

  • Рассказы. Ч. 1-2. - СПб., 1861.
  • Сочинения: повести, рассказы и очерки: в 3-х т. - М. 1876.
  • Собрание сочинений / ред., вступ. ст. и коммент. К. И. Чуковского. - М.-Л., 1931. - 551 с.
  • Повести, рассказы, очерки / вступ. ст. Е. Покусаева. - М., 1957. - 655 с.
  • Очерки народной жизни / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. М. Л. Семанова]. - М. : Советская Россия, 1986. - 506 с. - (Б-ка русской художественной публицистики др.). - Содерж.: Из цикла «Очерки народного быта»: Заграничные письма / Н. В. Успенский.

Литература о связях Н. В. Успенского с Липецким краем

  • Успенский Д. И. Николай Васильевич Успенский // Исторический вестник. - 1905. - № 11. - С. 482.
  • Чернышевский Н. Г. Не начало ли перемены? // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 7. - С. 855-889.
  • Бунин И. А. К будущей биографии Н. В. Успенского // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. - М., 1967. -Т. 9. - С. 495-501.
  • Дудина Т. П. «Страшные загадки русской души…» Н. В. Успенский (1937-1889) // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. - 2-е изд., доработ. и доп. - Елец, 1999. - С. 114-119.
  • Печальная участь «Мефистофеля» // Добрый вечер. - 2007. - 23-29 мая (№ 20). - С. 6.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 411-412.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. - Липецк, 2010. - С. 770.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 207-208.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. - М., 1990. - Т. 2. - С. 337-340.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указатель. - Воронеж, 1986. - Вып. 1. - С. 27-28.

Известный писатель.

Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку.

С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком.

С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой.

Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя.

Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть.

С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием.

С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя.

После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров.

Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов.

П. Быков. {Брокгауз} Успенский, Николай Васильевич - русский писатель.

Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского.

Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил.

Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью.

В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой.

В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции.

Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой.

В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода". В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики.

Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными.

Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев.

У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью.

Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры.

При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа. Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933. II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь;

Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"]. А. Е. {Лит. энц.}

Эдуард Николаевич Успенский - советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие. Состоит в совете партии «Гражданская сила».

Биография

22 декабря 1937 года в Московской области в городе Егорьевск родился Эдуард Успенский. Его родители были обычными служащими. Успенский Николая Михайлович был сотрудником аппарата ЦК КПСС, а Успенская Наталья Николаевна работала инженером-машиностроителем. Еще в школе он становится вожатым у младших. С этого момента он проникся особой любовью к младшим. Высшее образование он получает в Московском авиационном институте, но большую часть времени уделяет не учебе, а организации капустников, игр КВН. Став инженером, он отрабатывает тир года по специальности, а затем уходит в литературу.

Молодость

Еще в институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи. Основным его заработком становятся написание сценариев к мультфильмам, театральных сценок и детская литература.

Первые юмористические рассказы Успенского зарезались цензурой. Лишь отдельные его работы были напечатаны в юмористических разделах «Литературной газеты» и газеты «Клуб 12 стульев». Это послужило переходом писателя к жанру детской литературы. В одном из своих последних интервью Эдуард Успенский заявил, что он всегда знал, что станет детским писателем. Не потому, что он не мог писать произведения для взрослых, а потому что он этого хотел.

Известность

Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья». Позднее, в соавторстве с Качановым, он пишет еще несколько пьес про Чебурашку.

В 1974 году он опубликовал свою первую книгу из серии - «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга об очень самостоятельном шестилетнем мальчике, который за это получил прозвище Дядя Федор. Дядя Федор уходит из дома, так как его родители не разрешают приютить бездомного говорящего кота Матроскина. Уже вместе с псом Шариком они поселяются в деревне Простоквашино. По этой серии книг было снято несколько известных мультфильмов.

Успенский председательствует в жюри, которое принимает решение о присуждении премии «Заветная мечта». При возрождении Высшей лиги КВН в 1986 году он был в жюри. Созданием телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка» обязаны тоже ему.

В 2010 году Эдуард Успенский стал обладателем премии имени Корнея Чуковского, выдаваемой за особые достижения детским писателям.

В связи с тем, что многие люди пытались использовать его героев в корыстных целях, Успенский обращался к юристам, и они оказывали ему юридическую помощь, которая касалась авторских прав на его произведения и героев.

Известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.

П. Быков.

{Брокгауз}

Успенский, Николай Васильевич

Русский писатель. Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода".

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.

Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933.

II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"].

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Успенский, Николай Васильевич" в других словарях:

    Успенский (Николай Васильевич) известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса… … Биографический словарь

    - (1837 89) русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления … Большой Энциклопедический словарь

    - [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико хирургической академии, затем на историко филологическом факультете… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский. Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837 21 октября (2 ноября) 1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержан … Википедия

    - (1837 1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления. * * * УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837 89), русский писатель … Энциклопедический словарь

    Николай Васильевич Успенский (31 мая 1837г. 21 октября (2 ноября)1889, Москва) русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Значение в литературе … Википедия

    - (1837, село Ступино, ныне Ефремовского района Тульской области, — 1889, Москва), писатель. Сын священника. Учился в Тульской духовной семинарии, затем в Петербурге (в Медико хирургической академии и университете; не закончил), был близок к Н … Москва (энциклопедия)