Урок-путешествие. Внеклассное чтение

Около трех лет создавал Д.И. Фонвизин «Недоросль». Рассказ этот, вернее, комедийная пьеса посвящена проблематике воспитания дворян 18 века, дикости их поведения, особенно в провинции. В произведении представлено много слоев общества: от учителей-самозванцев и слуг до государственных мужей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 1-го действия

Госпожа Простакова недовольна кафтаном, который сшил для ее сына Митрофана портной Тришка. Наряд готовится по поводу помолвки Скотинина, брата хозяйки, с Софьей. Девушка приходится племянницей Простакову. Она осталась сиротой после того, как ее дядя Стародум отправился в Сибирь и не вернулся. Радостная Софья сообщает, что получила письмо с известием о скором приезде родственника. Ей никто не верит, ведь она молилась об упокое его души. Простакова подозревает, что это письмо от влюбленного в девушку офицера. Все ждут учителя, чтобы тот прочитал известие, так как никто из господ не умеет этого делать. Появляется Правдин, который гостит у Простаковых. Он подтверждает, что в письме говорится о том, что Стародум честным трудом в Сибири сделал себе хорошее состояние и теперь Софья - его наследница. Госпожа Простакова немедленно решает выдать девушку замуж за Митрофанушку. Слуга сообщает, что в их деревне остановились солдаты.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 2-го действия

Между собой разговаривают офицер Милон и Правдин. Последний является членом наместничества. Он видит в округе много богатых невежд, которые бесчеловечно злоупотребляют данной им властью над людьми. Простаковы принадлежат как раз к таким. Милон рассказывает другу, что любит и любим одной девушкой, но уже полгода ничего о ней не слышал. После смерти матери ее забрала родня, которая, возможно, заставляет ее страдать.

Милон узнает вошедшую Софью. Девушка рассказывает о том, как переменила к ней отношение тетушка. Милон ревнует к Митрофану, но потом понимает, что поводов для этого нет. Софья надеется, что приезд дяди спасет ее. Скотинин говорит девушке, что Простакова вызвала его, чтобы их поженить. Софья говорит, что теперь она прочит ей Митрофана в женихи. Скотинин разозлен. Учитель Цыфиркин жалуется Милону на тупость недоросля.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 3-го действия

Приезжает Стародум. Он рассказывает, как однажды пытался подружиться с молодым графом. Когда началась война, Стародум воевал, а тот отсиживался за спиной отца. После войны Стародума обошли чинами и наградами, а графа повысили в звании. Он уехал в Петербург. Но там не нашел себе применения, так как понял, что все пекутся только о себе. Без чинов, но с чистой душой Стародум вернулся домой. Он сообщает Софье, что приехал за ней. Простаковой он говорит, что завтра увезет племянницу в Москву и выдаст замуж. Стародума ведут в комнату отдыхать. Учителя обсуждают тупого сынка барина. Мать заставляет его поучиться для вида, чтобы Стародум услышал его старательность.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 4-го действия

Стародум поучает Софью в том, какой человек является по-настоящему знатным и богатым. Граф Честан из Москвы присылает ему письмо с просьбой присмотреться к его племяннику Милону. Софья и офицер сознаются дяде, что они давно влюблены друг в друга. Он благословляет детей. Скотинин просит у Стародума руки Софьи. Простаковы предлагают проверить знания их сына. Правдин задает ему вопросы. Ответы показывают, что за три года Митрофан ничему не научился. И ему, и Скотинину Стародум отказал. Простакова решает похитить девушку, чтобы затем выдать ее замуж за Митрофана насильно.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: краткое содержание 5-го действия

Правдин говорит Стародуму, что получил приказ охранять деревню и дом Простаковых, чтобы подвластные люди не пострадали от их бешенства. Слышится шум. Милон и Софья взволнованы: девушку едва удалось спасти от похищения. За нарушение закона Правдин может притянуть Простакову к суду. Она умоляет простить ее, стоя на коленях, но после помилования сразу же набрасывается на бедных слуг. Правдин берется и дальше опекать деревню и дом. Простакова в бешенстве от того, что власть теперь не в ее руках. Но даже Митрофан отказывается поддержать мать.


Это краткое содержание произведения Фонвизина «Недоросль». Оно разбито на действия и подходит для читательского дневника.

ДЕЙСТВИЕ 1

Семья Простаковых ругает Тришку, которому поручили сшить кафтан для Митрофана. Тришка не справился с работой, хоть и предупреждал всех о своем неумении. Его выгоняют.

Все заботятся о Митрофане, а он позволяет себе много есть и гулять.

Простаковы хотят отдать сироту Софью за Скотина. Скотин рад, так как у девушки есть много скота. Вдруг приходит письмо от родственника Софьи, что рушит все планы. Кроме Софьи никто его не может прочитать, так как люди вокруг неграмотные.

В письмо речь шла о большом наследстве, так что уже и Простаковы хотят ее сосватать своему сыну.

ДЕЙСТВИЕ 2

Все начинается с разговора друзей Милона и Правдина. Милон – возлюбленный Софьи. Приехал увидеться с ней. Их встреча была радостной, но Софья сообщила, что ее хотят выдать за 16-летнего глупого Митрофана. Скотин тоже переживает, что может остаться без богатой жены.

Скотин и Митрофан встречаются и начинают драку, так как оба хотят взять Софью в жены.

Их успокаивает Правдин. Тем временем Простаковы льстят Милону, заговаривают зубы. Правдин знакомиться с учителями Митрофана.

ДЕЙСТВИЕ 3

Приехал Стародум, дядя Софьи. Правдин рассказал ему все, что происходило с Софьей. Стародум решил повременить и не горячиться.

Семья Простаковых и Скотин стали льстиво приветствовать Стародума. Стародум говорит о том, что забирает Софью в Москву выдать замуж. Софья соглашается, хотя еще не знает, что ее сужен Милон.

Простакова пытается убедить его не делать этого, якобы Митрофан намного лучше. Правдин всех уводит, а учителя рассказывают Стародуму, что Митрофан глуп и ленив.

Простакова заставляла занимать Митрофана перед Стародумом. Но и мать, и сын были неграмотными. Они пришли к выводы, что эти науки не нужны.

ДЕЙСТВИЕ 4

Дядя ведет беседы с Софьей, говорит с ней о семье, чести. Также он узнает, что Софья будет женой Милона. Ему нравится юноша. Он благословляет пару.

Скотин пытается влезть в беседу, чтобы показать себя. Но все выходит нелепо. Простакова снова попыталась похвалить сына, но вопросы Правдина загнали его в тупик. Стародум сообщает, что завтра они уже уезжают. Скотин и Митрофан продумывают план перехвата.

ДЕЙСТВИЕ 5

Простакова приказала забрать Мофью силой. Милон смог уберечь невесту. Это был незаконный поступок, так что теперь они имеют право на суд. Но Софья всех прощает.

Правдин сообщает Простаковой, что ее злые поступки не будут оправданы. Отныне все ее имущество переходит Правдину.

Дальше Правдин разбирается с учителями. Он раскрывает обман Вральмана. Цыфиркин награжден за свою честность, так как отказался от денег. Он понимал, что не смог ничему научить Митрофана. Кутейкин хотел денег, а в итоге остался ни с чем.

Митрофан решает пойти на службу. Простакова в шоке от происходящего, а Софья с дядей и женихом уезжают в Москву.

Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В имение Простаковых приезжает Стародум . Первым встречать его выходит знакомый с ним Правдин. В диалоге с Правдиным Стародум кратко рассказывает историю своей жизни. Отец, служивший Петру Великому, воспитал его по обычаям петровского века , когда «придворные были воины». Он учил Стародума быть правдивым и честно служить отечеству, иметь прямую душу, без которой «просвещённейшая умница – жалкая тварь».

Денис Иванович Фонвизин

В молодости Стародум поступил в военную службу, участвовал в боевой кампании, был ранен, но вышел в отставку, когда узнал, что один его знакомец, знатный, но трусливый граф, почтён более высоким чином, хотя скрывался от сражений. Оставив армию, Стародум приехал в Петербург и случайно попал ко двору, но не ужился и там, ибо «на этой большой дороге прямо почти никто не ездит, а все выворачивают крюком, а если встретятся на пути, то разойтиться не могут, один другого сваливает». При дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Стародум поспешил «убраться оттуда без хлопот», не то его всё равно бы выжили. «Я рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденно мою душу, мою честь, мои правилы».

Честным трудом нажив богатство в Сибири, Стародум недавно услышал, что грубые родственники притесняют его племянницу Софью, и приехал помочь ей. Но он не торопится действовать сразу и наобум, а хочет сначала всё разузнать, осмотреться. «У меня правило: в первом движении ничего не начинать».

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление II

Появляется Софья и радостно бросается к Стародуму. Тот обнимает племянницу и говорит, что приехал ей на выручку: «Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока».

Стародум рассказывает Софье о своей жизни в Сибири, земле, «где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Он говорит, что нажил там столько, «чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». Стародум, впрочем, не раб своего богатства. О деньгах он отзывается с пренебрежением: «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Явление III

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе.
Тема урока: Люди и природа – единое целое. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Цели и задачи урока: продолжать работу над усвоением содержания сказки-были; учить выразительному чтению и пересказу; выяснить смысл названия произведения «Кладовая солнца»; продолжать знакомить учащихся с таким литературоведческим понятием как олицетворение; на примере этого произведения учить детей добру, взаимовы- ручке, любви к природе и всему живому.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Основное содержание урока: осмысление конфликта между детьми (Настей и Митрашей), его причин и следствий; осмысление названия сказки-были; одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
Оборудование урока: портрет М.М.Пришвина, ИКТ, раздаточный материал (тестовые задания, таблица, кроссворд).
На доске портрет М.М.Пришвина и эпиграф : «Великая любовь Пришвина к природе роди- . лась из его любви к человеку» К.Г.Паустовский Проблемный вопрос урока:
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. 1) Какое произведение мы изучаем? Слайд с названием произведения. Кто автор этого произведения? Слайд с портретом М.М.Пришвина. О чём пишет этот писатель? Какие произведения ещё знаете? («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Адам и Ева», «Светлое озеро», «Чёрный араб», «Жень-шень», «Лесная капель», «Календарь природы», «Кащеева цепь», «Золотой луг», «Глаза земли» и другие.)

2) Начало работы с таблицей. Дома в I главе вы находили эпитеты и сравнения, которые помогают понять отношение автора (а через него и отношение жителей села) к маленьким героям. (Слайд с портретами детей). Как это отношение отразилось в портретах детей? (Слайд с таблицей «Сравнительная характеристика детей») На ваших столах таблицы с пустыми столбиками, в которые нужно вписать, только кратко, описание детей и черты характера. – Что впишем? Запишите в таблицу

Итог домашней работы: поработали с текстом хорошо, нашли примеры художественных средств. Сообщение темы и цели урока: Сегодня на уроке мы закончим изучение сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца», выясним смысл названия этого произведения, продолжим знакомство с таким литературоведческими понятиями как олицетворение. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова К.Г.Паустовского (на доске).

II. Основная часть урока.
Разберём с вами некоторые эпизоды сказки-были. 1. Войдём в лес вместе с братом и сестрой. Кого и что мы встречаем на своём пути? А) Небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком... (бекас) Слайд с птицей. Б) Над всеми звуками вырвался, вылетел и всё покрыл особый, торжествующий крик, похожий как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!» (журавли) Слайд с птицей. В) На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. (тетерев-косач) Слайд с птицей. Г) Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова. Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер... (волк) Слайд с волком. Д) Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал его, и он, прыгнув с Лежачего камня, побежал, бросая задние ножки вперёд... (заяц) Слайд с зайцем Е) Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего – ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом, сером осиннике. (лось) Слайд с лосем
Да, лес густо населён: здесь и волки, и зайцы, лось, гадюка, глухарь, тетерев, утка, чибис, ворон, сороки, журавль и т.д. И все со своими повадками, мыслями и Пришвин всё это знает. Он не просто писатель, а очень наблюдательный человек, он всё видит, понимает. Поведение животных напоминает поведение людей. Приведите примеры. Для Пришвина не существует просто «вообще растения» или просто «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, что – нет. Наделяет животных способностью «мыслить», а растения – чувствовать и действовать. Вывод: писатель показывает, что чем богаче мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него мир.
Как же ведёт себя природа? Природа одушевлена. Найдите примеры. Как называется этот приём? Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ. Работа по карточкам. Вставьте примеры олицетворения в предложения: 1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово болото ____, ______, ______. (прокалывая, зарычали, завыли, застонали ). 2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______ по невидимым камешкам. (побежал ) 3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.(заиграл ) 4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала ) 5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали ) 6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались ) 7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона. (выбросило ) Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали.
Проверка карточек: прочитайте, что у вас получилось.
О чём говорят эти примеры? Вывод: олицетворения помогают понять, что человек одушевляет природу, делая её живой. 2. Анализ эпизодов сказки-были. 1) Сцена возникшего спора Насти и Митраши , Слайд: Митраша и Настя пошли по разным тропинкам. Почему на иллюстрации Настя и Митраша не вместе. Задание: обратите внимание, как «ведёт себя природа». Можно ли определить, на чьей стороне автор? («было солнце, хмарь надвинулась»). Если нужно, зачитайте. Конечно, автор осуждает Настю («прежняя золотая курочка», «жадность», «клюква теперь кроваво-красного цвета». Вся природа против этой ссоры, Митраше сочувствует, переживает за него вместе с автором) (Заполняем таблицу) 2) Эпизод 2 : встреча Насти с лосём. Слайд: Настя и лось. В чём смысл эпизода этой встречи? Лось не признал ползающую девочку за человека. А почему? Настя совсем забыла от жадности о брате. (Автор пишет: «прежняя золотая курочка») Эпизод 3 : Настя видит Травку. Травка напоминает девочке о любви и верности, возвращает героиню к человечности, к правде. (Травка голодна, но не бросилась на еду.) Слайд: Настя и Травка
Эпизод 4 : Травка и Митраша. Слайд: Травка спасает Митрашу .
Образ собаки – друга человека. «Собака сразу признала человека», «увидела маленького человека», «скорее всего, это Антипыч», «собака сразу поняла человека» Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? (Писатель гордится, что мальчик знает природу до мельчайших подробностей, наблюдателен, не отчаялся, а сумел всё рассчитать до мгновения. Даже Травка почувствовала в нём эту силу характера. Слова автора, относящиеся к мальчику, выражают его большую любовь к своему маленькому герою.

    Хочу сказать вам, ребята, что этот эпизод спасения мальчика был взят из жизни автора – его спасла на охоте его охотничья собака.
(Посмотрите – на доске М.М.Пришвин со своей преданной собакой.) –Что он делает? Вернёмся к ссоре детей. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»? Вывод: « И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым».
Эпизод 5 : Антипыч и Травка. Слайд: Антипыч и Травка. Какую правду знает Травка? Что ей нашептал Антипыч? (Друг – самое ценное в жизни. Только собака не шепчет на ухо эту правду двум заблудившимся детям. Она прекращает гон за зайцем, ведь требуется помощь человеку, попавшему в беду. «Человеческое», воспитанное в ней Антипычем, осталось, хотя прошло 2 года, как умер хозяин. Собака не превратилась в дикого зверя. Она даже не воет, а словно молится – бывшему хозяину и всем людям, которых она воспринимает через образ Антипыча.
Правда – взаимопонимание и любовь. «Дикая жизнь – только для себя». Не случайно у волка на болоте прозвище Серый Помещик. Слайд «Серый Помещик». Он один, а ему противопоставлено товарищество: Настя, Митраша и Травка. И то, что он убит, имеет символический смысл – убито зло.

3. Работа над названием произведения. Как вы думаете, почему сказка-быль названа «Кладовая солнца»? Слова из текста: «... всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. ...горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Связано оно, конечно, не только с залежами торфа для фабрики на 100 лет, а её важнейший смысл заключается в родственном отношении человека к природе. Автор имеет прежде всего в виду духовные сокровища человека, который живёт в природе, является её другом.
4. Итог работы над таблицей «Сравнительная характеристика детей». Слайд «Сравнительная характеристика детей».

III . Итог урока. И последний вопрос (на доске вопрос): Как вы понимаете: быть счастливым – делать добро? Открылся перед детьми путь к утверждению человечности, добра. *Спасли Травку от одиночества, заставили поверить в доброе отношение людей. * Избавились от порочных качеств характера – жадности, упрямства, помогли эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. *В конце концов утверждается возможность победы над злыми силами: избавили округу от Серого Помещика. Слайд «Дети у костра».
Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью, первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту вековечную правду – основу жизни – сомоотвержение и любовь – и передавал Антипыч детям по цепочке из глубокой древности. Митраша первым дошёл до неё – по болоту и разумом. Слайд – Настя и Митраша с ягодами возвращаются домой На примере главных героев Пришвин стремится показать силу, красоту и доброту человеческих отношений, его могущество и огромные возможности. Но в наши дни так важно, чтобы могущество и огромные возможности человека, его сила и власть над природой была более щадящей, а не губящей её до конца. Солнце не всегда сияет и греет, а есть в природе и тучи, и ненастье. В ней есть всё: и злое, и доброе, и спасение, и гибель. Но из всех созданий один лишь человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца, потому что он умеет хранить это и передавать другим людям тепло и свет доброты. В этом проявляется мудрость человека. Сродни духовному богатству человека богатство природное: «... вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство». И слайд с выводом по уроку.
5. Обобщающий кроссворд (если позволит время). По вертикали: 5) Кого лишились герои? 13) Топкое место в болоте. 15) Имя «Золотой Курочки». По горизонтали: 2) Имя «Мужичка-в-мешочке». 6) Высокая сладкая трава. 10) «Рогатый великан» 11) Имя лесника. 16) Кто грелся на пне?
IV . Оценки за урок. Домашнее задание. 1) Домыслить и написать мини-сочинение, как Настя Принесла клюкву в детский дом. 2) Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказы К.Г.Паустовского «Кот-ворюга», «Разливы рек», «Ручьи, где плещется форель».

Разгадайте кроссворд:


По вертикали: 1) Что помогло «Мужичку-в-мешочке» спастись? 3) Куда отдала всю целебную ягоду девочка? 4) Что произошло между ребятами в лесу? 5) Кого лишились герои? 7) Прибор, помогающий определить стороны света. 8) Кличка собаки, спасшей мальчика. 9) Заяц, которого преследовала собака лесника. 13) Топкое место в болоте. 14) Целебная ягода, за которой отправились дети. 15) Имя «Золотой Курочки». По горизонтали: 2) Имя «Мужичка-в-мешочке». 6) Высокая сладкая трава. 8) Какое богатство было скрыто в Блудовом болоте? 10) «Рогатый великан» 11) Имя лесника. 12) «Какое-нибудь отменно приятно е местечко в лесу». 16) Кто грелся на пне? 17) «С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и _____ вместе растут».

Тест по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
1. Жанр произведения: А) повесть; Б) сказка; В) сказка-быль. 2. Название произведения означает, что речь идёт: А) богатых залежах торфа на болотах; Б) душевном богатстве людей; В) богатом растительном и животном мире лесов. 3. В произведении описываются события: А) времён первой мировой войны; Б) периода Великой Отечественной войны; В) наших дней. 4. Тема произведения: А) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к ней; Б) взаимоотношения между людьми; В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей. 5. Повествование в произведении ведётся от лица: А) Митраши и Насти; Б) геологов; В) жителей деревни. 6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было: А) прекрасное равенство; Б) бесспорное первенство сестры; В) преимущество брата. 7) Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как: А) люди, попав в неё, теряли зрение; Б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»; В) внешне она никак не отличалась от остального болота. 8) Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для: А) других; Б) себя; В) природы. 9) Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, – это правда: А) Принципа «Один за всех и все за одного»: Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь; В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я». 10) Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что: А) они напоминали ей о собственном её горе; Б) собаке было страшно слышать этот вой; В) ей было их жалко. 11) В предложении: «Земля над ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» – используется: А) антитеза; Б) сравнение; В) гипербола.