Урок литературы на тему "А.С.Пушкин "Дубровский". Ссора помещиков (6 класс)

Некоторые критики и коллеги великого Пушкина считали, что у него не было неудач в творчестве, кроме одной. Этой неудачей, по их мнению, был роман «Дубровский». Знаменитая Анна Ахматова заметила, что написанием этого произведения автор хотел на долгое время избавить себя от финансовых проблем, так как творение явно было рассчитано на успех у публики - слишком уж проскальзывали в нем нотки бульварного романа. Мы, конечно, не вправе подвергать такой резкой критике творчество гениального Пушкина. Но вот разобраться с особенностями поведения некоторых его героев стоит.

Задумка романа

По мнению исследователей творчества Александра Сергеевича Пушкина, роман «Дубровский» был задуман еще в 1832 году. Есть сведения, что ради этой повести автор приостановил реализацию других, не менее грандиозных литературных планов. Наверное, ему самому была интересна причина ссоры Дубровского и Троекурова, поэтому работа шла очень быстро. Возможно, Пушкин был настолько поражен историей реального прототипа Дубровского, что написание продвигалось ускоренными темпами. Произведение основано на действительных событиях, имевших место в Белоруссии. Все подробности были рассказаны Пушкину его давним другом Нащокиным в Москве. А поскольку автор не мог писать о реальном персонаже, носившем созвучную фамилию Островский, то в произведении описана ссора Дубровского и Троекурова.

Характеристика Троекурова

Чтобы лучше понять, о каких именно людях идет речь в произведении, нужна детальная характеристика Троекурова и Дубровского. Начать лучше с негативного, по мнению автора, героя. Итак, Троекуров, кто же он на самом деле? Многие критики при Троекурова дают емкое определение «самодур». Именно это слово наиболее ярко характеризирует стиль поведения героя. Необузданный характер, безумные, часто опасные выходки, наглость и самоуверенность - вот краткое перечисление ключевых качеств его характера. Есть сведения, что и у Троекурова был двойник в реальной жизни. Вполне возможно, что Пушкин списал этого персонажа со своего двоюродного дяди, тоже помещика, и тоже весьма непростого нрава. Чтобы понять, в чем причина ссоры Дубровского и Троекурова, нужно уделить внимание и другому герою произведения.

Дубровский-старший

Казалось бы, старые товарищи, имеющие похожее прошлое, должны иметь и похожие характеры. Но нет, что-то разительно отличает друг от друга Дубровского-отца и Троекурова. Сам автор исписывает много страниц, передавая схожие черты и то, как складывались судьбы. И продвижение по карьерной лестнице тут упоминается, и то, что оба женились, следуя зову сердца, и то, что так и не насладились долгим браком по любви, имели по ребенку. Таким людям присущи упорство и вспыльчивость, есть они у наших героев в полной мере. Но, несмотря на близкое соседство, это люди очень своеобразные, и в результате возникает ссора между Дубровским и Троекуровым. Их имущественное положение разделяет пропасть. Бедность Дубровского - гордая, ей не присуща зависть, поэтому он более к себе располагает. Этот герой появляется перед читателями в благородном свете. Вот приблизительная характеристика Троекурова и Дубровского, пушкинских персонажей.

Как все происходило

Пушкин в этом произведении дает нам понять, что дружба между такими разными людьми возможна до определенного момента. Становится понятно, что соседи не одинаково дорожат ею. Очень трагическим выглядит эпизод ссоры Дубровского и Троекурова, а последствия его еще хуже. В один из дней, когда у Троекурова был очередной прием, он повел гостей на свою псарню. Так получилось, что его друг Дубровский сделал ему замечание, в результате чего разразилась ссора, навсегда перечеркнувшая многолетнюю дружбу. Очень грустный факт открывает здесь читателям автор: Троекуров высокомерен, заносчив и ни в грош не ставит старого товарища. Для Троекурова не составило труда. Ведь он признает только язык денег, не принимая в расчет чувства других людей.

Попытки все исправить

Все-таки Пушкин дал возможность Троекурову исправить ситуацию и попросить прощения. Да, взбалмошный помещик приходит домой к своему старинному другу и хочет извиниться. Но к тому времени Дубровский уже лежит тяжело больной. Его сын во всем винит Троекурова и не подпускает близко к больному, а со скандалом прогоняет. Причина ссоры Дубровского и Троекурова очень нелепа, но по-разному отразилась на них обоих. Для одного это просто неприятный момент, а для другого душевная драма, приведшая к тяжелой болезни и к смерти. Можно понять и чувства Дубровского-младшего: ему искренне жаль отца, который попросту оказался преданным. Но он еще не знает, что задумал Троекуров. Вскоре разразится как гром среди ясного неба весть о судебной тяжбе. Да, быть нечистым на руку лучше удается тому, чья мошна тяжелее, ведь взяточникам в суде тоже нужно кое-что положить в карман, речь идет о колоссальных взятках. Раздавая их направо и налево, Троекуров разоряет еще совсем недавно близкого друга и упивается победой. Тем временем Дубровский-старший лежит, окончательно добитый горем и болезнями, а вскоре умирает.

Жестокость неосторожная или целенаправленная?

Смерть и разорение - это еще не все тяжкие последствия, а между тем причина ссоры между Дубровским и Троекуровым так банальна. Сюда следует еще отнести разбитое счастье дочери Троекурова Маруси. Очень жалко юную девушку, по воле отца выходящую замуж за престарелого помещика. Она самом деле любила Дубровского-младшего. Вот так из-за отцовской жестокости, которая идет рука об руку с алчностью, и страдают дети. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что в продолжении этого произведения все же предусматривался счастливый финал. Дубровский-младший, вынужденный стать на разбойничий путь, уедет скрываться за границу. Но через несколько лет вернется и воссоединится с любимой. К сожалению, роман так и не закончен, и но вариантов развития событий было несколько. И мы никогда не узнаем, который из них подлинный. Понятной остается только причина ссоры Дубровского и Троекурова.

Предлагаемая методическая разработка позволит учащимся 6 класса войти в мир произведения постепенно, познакомить с историей создания, выявить причину конфликта главных героев, понять мотивы их поступков. Используется диалоговая технология и технология сотрудничества, развивающие умение работать с текстом, анализировать эпизоды, речь учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Ссора Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.

Цели урока:

  1. Знакомство с историей создания романа
  2. Выяснение причин конфликта Дубровского с Троекуровым
  3. Развитие речи учащихся

Задачи:

  1. Знать жанровые особенности романа
  2. Рассказать об истории создания романа «Дубровский»
  3. Выявить мотивировку поступков героев
  4. Учиться анализировать текст

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

Ход урока:

1.Жанровые особенности романа «Дубровский» (слово учителя)

В xix веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал очень популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Писатели для того, чтобы придать занимательность произведению, часто использовали «переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мого вместить живых героев в жёсткие схемы.

2.Словарная работа.

Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчёте на случайный успех.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный – 1.общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2.пользующийся широкой известностью.

Роман (от франц. – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

3.Реализация индивидуального домашнего задания (отвечает подготовившийся ученик).

История романа.

Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из именияи, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С. Пушкина легли жизненный обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

4.Обмен впечатлениями о героях романа.

А) Чтение отрывка из романа (от слов « Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин..» до слов «Никто не дерзал отказываться от его приглашения..» ).

Б) Беседа по 1-ой главе:

Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А как к ним относился Троекуров?

Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?

Почему Троекуров уважал Андрея Гавриловича Дубровского? («..они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»).

В чём проявилось это сходство?

5.Анализ первого события – ссоры Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым.

В чём причина ссоры Дубровского с Троекуровым ? (чтобы углубить понимание этого события, являющегося завязкой действия, необходимо обратить внимание учащихся на то, при каких обстоятельствах произошла ссора, как ведут себя в этом случае действующие лица, чем вызваны их поступки).

1) Чтение учителем из первой главы сцены на псарне (« Раз, в начале осени.. ») и комментирование её.

Ребята, обратите внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения». Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное, хуже своих подопечных?

Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?

2) Самостоятельное чтение учащимися письма Андрея Гавриловича и подготовка небольшого рассказа о том, как углублялась ссора помещиков.

Вопросы для самостоятельной работы (раздаются на каждую парту).

1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?

2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как сильно повлияло оно на ссору? (важно обратить внимание учащихся на содержание и тон письма).

(ответы учащихся: Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский – дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от обычного барина и крепостника).

Вывод: Письмо углубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного случая, чтобы отомстить Дубровскому.

3) Работа над первой главой завершается рассматривание иллюстраций Б. Кустодиева и А. Пахомова или рисунка художника В. Ермолова «На псарне» (эта работа поможет учащимся лучше представить барский дом, сад, имение, героев, окружающую их обстановку, правильнее понять содержание романа).

При рассмотрении рисунка «На псарне» нужно обратить внимание учащихся на центральные фигуры рисунка, выяснить, какой момент осмотра псарни изобразил художник и как он это показал в рисунке.

Насколько (по-вашему мнению) верно изображены Троекуров, Дубровский, гости и псари?

В чём вы согласны с художником, а в чём нет?

6.Итог урока

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Суд.

Цели:

2. Воспитывать нравственную чистоту, творческое осознание жизни

3.Развитие речи учащихся.

Задачи:

2.Выяснить, как свершился неправый суд

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, дополнения учителя.

Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока:

Ребята, в качестве домашнего задания вам было предложено подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о Кистенёвке и как свершился неправый суд?»

(ответы детей: Мысль о суде как о мести Дубровскому возникла у Троекурова неожиданно. Она стала реальностью, когда появился в Покровском Шабашкин).

Чтение учителем сцены встречи и разговора Троекурова с Шабашкиным (т.к. он сможет передать с помощью нужной интонации надменность Троекурова и угодничество Шабашкина, которого не трогает участь Дубровского ).

Как ведут себя герои в данной ситуации? (ответы детей: Троекурову незнакомы угрызения совести, колебания и сомнения. Такие же, как он, чиновники помогают ему создать судебное дело о Кистенёвке, отнять имение у Дубровского, зная о том, что документы на право владения сгорели во время пожара).

2.Чтение второй главы (суд) детьми на уроке.

Как нужно передать в чтении состояние Дубровского, самоуверенность Троекурова и низость судейских чиновников?

3.Беседа (цель: выяснить, что больше всего потрясло Дубровского и как свершился неправый суд).

Как можно объяснить сумасшествие Андрея Гавриловича Дубровского?

(ответы детей: причиной сумасшествия Дубровского стало предательство и подлость Троекурова; несправедливость суда; бессилие Дубровского перед этим судом; он лишился имения, ему грозит нищета).

Обратите внимание на сложность переживаний Андрея Гавриловича. На суде была оскорблена честь Дубровского, унижено его человеческое достоинство. Ведь если он много лет незаконно владел Кистенёвкой, значит, жил из милости у богатого помещика, а потом присвоил его поместье.

Вывод: и то, и другое было для гордого Дубровского нестерпимо унизительным. Не выдержав издевательства, Дубровский сходит с ума.

4.Итог урока.

Слово учителя.

Дубровский не подписал решения суда, но суд над ним уже свершился в угоду Троекурову. Так отомстил Троекуров своему бывшему другу. Неожиданно возникшая ссора закончилась для Дубровского трагически. Восторжествовали несправедливость и беззаконие, честные люди оказались побеждёнными.

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Пожар в Кистенёвке.

Цель:

1.Продолжение работы над романом.

3.Развитие речи учащихся.

Задачи:

1.Продолжить обучение анализу художественного произведения

2.Выяснить, как связан пожар в Кистенёвке с происшествием в суде

3.Рассказать об истории народных восстаний

Ход урока:

1.Реализация домашнего задания.

Почему пожар в Кистенёвке тесно связан с драматическими событиями в суде?

(дети отвечают на вопрос, приводят примеры из текста, но им сложно понять, почему Владимир Дубровский стал разбойником и объединился с крестьянами, противопоставил себя своему сословию).

2.Рассказ учителя о народных восстаниях.

История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.

3.Работа над эпизодами «Приезд приказных в Кистенёвку», «Бунт крестьян», «Пожар», «Гибель приказных» (эта работа необходима, чтобы показать шестиклассникам, как Пушкин изображает протест крестьян и протест Владимира против произвола и несправедливости).

Что произошло в Кистенёвке и как отнеслись к решению уездного суда приказные, духовенство, Владимир Дубровский и его крестьяне? (работа с текстом глав 5,6 и 7, чтение фрагментов, где говорится о приказных, приехавших в Кистенёвку).

Задача данного разбора заключается в том, чтобы проследить, как ведут себя приказные до возмущения крестьян и во время бунта. В этом сравнении особенно ярко раскрывается отношение Пушкина к приказным. (Обращается внимание учащихся на то, как дерзко и самоуверенно держится Шабашкин, как груб он с крестьянами и Владимиром: «Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя..». На Владимира он посмотрел дерзким взором , обращаясь к нему на ты: «А ты кто такой?»

Узнал ли Шабашкин Владимира? (Да, он сразу догадался, что Владимир – сын Андрея Гавриловича Дубровского, но он стремится унизить его, показать свою власть, нарочно оскорбляет Владимира: «..бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божию помре – мы вас не знаем, да и знать не хотим».

Примерно такой же разговор произошёл у Владимира с «замысловатым чиновником», который также не хотел признавать в нём Дубровского. Он нагло и грубо предлагает «убираться подобру-поздорову».

Как ведут себя крестьяне в такой ситуации? (Упоение властью продолжается недолго. Когда толпа возмущённых крестьян двинулась на них, они перетрусили и стали униженно просить Дубровского приютить их на ночь. От наглости и высокомерия не осталось и следа. Владимир для них теперь – единственный защитник от ярости и гнева крестьян. «..Наконец Шабашкин тихонько отпер двери и вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление.

Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал

Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость : прикажите постелить нам хоть сена в гостиной; чем свет, мы отправимся восвояси».

Вывод: перед Владимиром стояли жалкие люди, потерявшие совесть, стыд, честь. Поведение и внешность приказных вызывают у читателя гнев и презрение. Шабашкин, когда впервые зашла речь о Кистенёвке, говорил Троекурову: «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего ж вам лучше – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие». Т.е., стремясь угодить богатому и знатному помещику, приказные совершили преступление. Поэтому так и перепугались они, когда почувствовали, что час расплаты настал.

А как ведёт себя духовенство? На чьей оно стороне? (об этом в романе сказано немного, но достаточно обратиться к диалогу Егоровны с дьячком, который удивляется храбрости Гриши, прогнавшего со двора Троекурова: «..Я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и клонит ниц, а спина-то сама так и гнётся, так и гнётся..»

Вывод: дьячок – трус, не храбрее его и священник. (глава 5 (отрывок о священнике и попадье). Главное – страх перед Троекуровым и равнодушие к участи крестьян И Владимиру Дубровскому. Владимир слышит, как поп, обращаясь к попадье, говорит: « Нечего нам здесь оставаться. Не твоя беда, чем бы дело ни кончилось». Таким образом, чиновники творят беззаконие, хотят нажиться на несчастье Дубровских и угодить Троекурову, а духовенство при первой опасности бежит, бросив на произвол судьбы своих прихожан.

Как относятся к решению суда Владимир Дубровский и его крестьяне? (учащиеся коллективно оформляют таблицу, отображая в ней свои наблюдения. Данный вид работы поможет сосредоточить внимание на характере протеста крестьян и Владимира, даст возможность увидеть, как по-разному поступали они в одинаковых условиях, понять, кто из них оказался смелее, последовательнее и решительнее. Сравниваются факты, следовательно, это поможет учащимся лучше понять замысел автора, его отношение к мятежному дворянину и бунтующим крестьянам).

Владимир Дубровский

Крестьяне Дубровского

Мысли о будущем «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами»

Мысли о будущем «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: - у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт»

Негодование Владимира «Владимир кипел от негодования»

Возмущение несправедливостью «..с судом мы управимся, умрём, а не выдадим..»

Владимир спасает приказных «Стойте, - крикнул Дубровский, - дураки! Что вы это? Вы губите и себя и меня. Ступайте по дворам..»

Бунт крестьян «..ребята! долой их! И вся толпа двинулась».

Мысль о мщении «..пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»

Грозные намерения Архипа «..всех бы разом, так и концы в воду».

Поджог дома «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось..»

Пожар в Кистенёвке «…Чай, из Покровского славно смотреть!»

Гибель приказных «Постой, - сказал он Архипу, - кажется второпях я запер двери в переднюю, поди скорее отопри их».

Гибель приказных «Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так отопри!.. Как не так, - сказал Архип. С злобной улыбкой взирающий на пожар»

Атаман разбойников «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием»

Разбойники «Останавливали путешественников и почту, приезжали в сёла, грабили помещичьи дома и предавали их огню»

Вывод: крестьяне полны гнева и решительности. Их возмутило наглое поведение чиновников, руководит ими и страх перед Троекуровым, у которого «и своим плохо». Глубоко возмутил их неправый суд, в котором не последнюю роль играли приказные. В бунте крестьян отразилась вековая ненависть к царским чиновникам и господам. И если бы не Владимир, с приказными расправились бы гораздо раньше и не менее решительно. Владимир охвачен горем, но мысль о сопротивлении властям ему не приходит в голову. Он негодовал, был потрясён случившимся, но не разделял чувств своих крепостных. Мысль о поджоге – это стремление спасти свою семью от глумления. Он окончательно утвердился в своём решении поджечь дом лишь после встречи с кузнецом Архипом. Но Владимир и Архип по-разному смотрят на пожар. Для Владимира дом – символ семейного счастья и благополучия, пожар – гибель родового гнезда. Для Архипа господский дом – символ рабства. Он смотрит на пожар «с злобной улыбкой»: горели враги, ненавистные ему люди, господский дом, уже принадлежавший Троекурову. Он не может скрыть своей радости.

Почему Архип на послушался Егоровну и не спас приказных, в то же время, рискуя жизнью, спасая кошку? (он решительный, отважный, ненавидит приказных, выражает стихийный протест против угнетения и в то же время добрый, душевно мягкий, стремится помочь невинному и беззащитному существу – эти черты больше всего привлекали Пушкина в участниках народных волнений).

Вывод: это Архип, который настроен более активно и непримиримо, чем все остальные. Много сходства у него и с другими крестьянами, их объединяет ненависть к угнетателям. Все они более решительны, чем их молодой барин.

Почему же Владимир становится на путь разбоя? (он понимал, что ни духовенство, ни приказные не помогут и дворяне не поддержат из-за страха перед Троекуровым, как не помогли они Андрею Гавриловичу. У Владимира остались только крестьяне. Но с момента поджога дома он оказался вне закона. Теперь у него нет выбора: либо сразу уезжать из этих мест, либо продолжить дело, начатое Архипом, т.е. противопоставить себя закону и обществу. Владимир становится разбойником).

4. Итог урока.

Домашнее задание: просмотреть главы с 8 по 18, вопросы.

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в доме Троекурова

Цели:

1.Продолжение работы над романом.

2. Воспитание нравственной чистоты, творческого осознания жизни

3.Развитие речи учащихся.

Задачи:

1.Продолжить обучение анализу художественного произведения

2.Разобраться, почему Владимир Дубровский отказался от мщения Троекурову и князю Верейскому.

3.Учиться писать работу творческого характера

Ход урока:

1.Постановка проблемного вопроса.

Почему Владимир Дубровский отказался от мести Троекурову? В этом вопросе нам предстоит разобраться сегодня на уроке. Ваше отношение к героям романа? (Дети, как правило, восхищаются Владимиром и осуждают Машу за то, что она не пошла за ним.)

Примечание: возникает вопрос, в какой степени в 6 классе можно касаться проблемы личных взаимоотношений? Правильным будет внимательное прочтение страниц романа, посвящённым Владимиру и Маше. Практика показала, что этот период жизни героя дети считают героическим. То, что они резко осуждают Машу (а в классе у меня большинство мальчиков), говорит о том, что они задумались о любви как о сильном чувстве, которое надо беречь. Но шестиклассники, для того чтобы понять героиню, должны представить её жизнь, окружение, семью. Поэтому нам необходимо разобраться в сложных событиях, которые условно мы назвали «Владимир Дубровский в доме Троекурова».

2.Беседа

С какой целью и при каких обстоятельствах Владимир Дубровский проник в дом Троекурова? Почему отказался он от мести Троекурову и князю Верейскому?

Чтобы найти наиболее правильный ответ, обратимся к главам восьмой и двенадцатой (чтение тех мест, где говорится о Маше и Владимире). « В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме..» (гл.12).

Какой случай имеет в виду Владимир? (гл.11 – пересказ встречи Владимира с Дефоржем на почтовой станции).

Вывод: Любовь к Маше заставила Владимира рисковать собой; только из-за неё он решил поселиться в доме Троекурова. И это, конечно, главное в его поступке. Но пребывание в доме дало возможность узнать о Спицыне и отомстить ему, услышать о действиях исправника и решении Троекурова пойти со своими крепостными на разбойников.

Владимир всё-таки отомстил Спицыну (отобрал деньги) и навредил Троекурову (убил медведя) – шестиклассники верят в добро и считают, что злодея надо наказать.

3.Слово учителя

Владимир Дубровский отказался от мщения Троекурову и Верейскому. Он благородный человек, глубоко любит Машу, верен данному ей слову. Поэтому мы не можем осуждать его за отказ от мести.

Как же Маша относится к Владимиру? (чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять её образ жизни (занятия, интересы), её отношения с отцом и братом, Дефоржем, а потом Владимиром Дубровским и князем Верейским. (Она – дочь Троекурова, дворянка и аристократка. Ей трудно порвать со своей семьёй и тем миром, в котором она живёт. Участь жены разбойника её действительно пугает. Она понимала, что все будут против неё. Поэтому решила воспользоваться защитой Владимира лишь тогда, когда положение было безвыходным. И она ждала Владимира до последней минуты. Случилась трагедия, он опоздал. Маша не могла после венчания, после церковного обряда, покинуть князя. Если бы это случилось, она относилась бы к своему поступку как к преступлению. Дети говорят, что она могла бы сопротивляться, не давать согласия, а она промолчала: «..священник, не дождавшись её ответа, произнёс невозвратимые слова». А Владимиру она говорит, что дала согласие на брак, хотя и не давала его: « Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твёрдостью, - князь мой муж..» Эти размышления заставляют предполагать, что Маша лишь увлеклась Владимиром. Поэтому она ничего не предпринимала, надеялась на его помощь.

4. Самостоятельная работа (проводится на последнем этапе изучения романа).

Сочинение творческого характера «Спицын в медвежьей комнате».

Примечание: чтобы выполнить эту работу, необходимо представить то, на что Пушкин лишь намекнул, рассчитывая на воображение читателя, оставляя простор для его фантазии. Вспомним слова Троекурова о поведении Спицына в медвежьей комнате, перечитываем описание внешности Антона Пафнутьевича, обращаем внимание на разговор его с Дефоржем и странное пробуждение. Нужно перечитать также описание медвежьей комнаты.

Сравните Спицына с Дефоржем и напишите о том, как вёл себя Антон Пафнутьевич в медвежьей комнате. (Дети пишут о Спицыне как о трусливом человеке, подхалиме и лицемере, говорят о своём презрении к нему. В этой работе положительно то, что образ понят и раскрыт детьми верно.

5.Чтение в лицах 17 главы позволит детям представить героев в действии, вообразить всю сцену и смену эпизодов.

6.Итог урока

Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Последний бой

Цели:

1.Завершение работы над романом

2.Развитие речи учащихся

Задачи:

1.Продолжить обучение анализу художественного произведения

2.Выяснить, что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу

3.учиться писать сочинение рассказ о герое

Ход урока:

1.Слово учителя

Чтобы выяснить, что заставило Владимира Дубровского стать предводителем крестьян, а потом оставить их и скрыться за границу, нужно сказать о б ограниченном характере протеста Владимира Дубровского, все несчастья которого объясняются самодурством Троекурова. …его протест гораздо ограниченнее нарастающего крестьянского гнева. (М.Н. Салтыкова. Изучение повести А.С. Пушкина «Дубровский»).

2.Чтение и комментирование 19 главы (следует обратить внимание на условия жизни Владимира и его крестьян). Даже в лесу они жили по-разному. В то время иначе и быть не могло. Владимир, хотя и стал атаманом разбойников, всё же оставался дворянином и барином, а его крестьяне по-прежнему считают себя крепостными Дубровских.

О патриархальных отношениях свидетельствует и разговор Егоровны со Степаном (гл.19), который, сидя на пушке, распевал во всё горло старинную песню: «Полно тебе, Стёпка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь – нету у вас ни совести, ни жалости.

Виноват, Егоровна, - ответил Стёпка. – Ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает».

3.Анализ заключительного эпизода романа.

Как ведёт себя Владимир Дубровский и как это его характеризует? (В момент расставания Владимир остался верен себе. Он, несмотря на совместные действия с крестьянами, остался барином, хотя и заботливым: они разбогатели под его начальством и каждый из них получил «вид», чтобы остальную жизнь провести в какой-нибудь губернии.

Вывод: Оставаться в России Владимиру стало опасно. Устроив пожар в Кистенёвке, расправившись с приказными, а потом столкнувшись с войсками правительства, Владимир противопоставил себя не только своему сословию, но вместе с крестьянами стал вне закона. И в самый острый момент, когда столкнулись они с войсками, Владимир прекращает борьбу. У него не было больше цели: не было дома, имения, Маша вышла замуж, он отказался от мщения.

Но что же будет с крестьянами? Как Пушкин изобразил эти сложные отношения? Владимира и крестьян объединяли сначала общие интересы. Когда же Владимир отказался от мести Троекурову, их интересы разошлись. Крестьяне бунтовали против социальной несправедливости, суда, помещиков, в протесте Дубровского преобладают личные интересы. Поэтому лишь на время мятежный дворянин соединяется с крестьянами.

В отличие от своих крестьян Владимир Дубровский не может подняться выше личных интересов, запросы его ограничены. А самое главное, его интересы не совпадают с интересами и стремлениями крестьян. Поэтому он распускает шайку и покидает Россию.

4.Итоговая письменная работа

Темы «Жизнь Владимира Дубровского» и «Кирила Петрович Троекуров».

Использованная литература:

1. Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Учпедгиз, Ленинград, 1966г.

2. Шадрина В.П. Поурочные планы по литературе 6 класс по учебнику В.П. Полухиной, Волгоград, 2006г.









К. Троекуров и А. Дубровский Чем был знаменит Троекуров? Занятия Троекурова. Чем отличался от Троекурова Андрей Дубровский? Почему он не хотел, чтобы его сын женился на Маше? Что подчеркивает автор в Троекурове, а что в Дубровском? Отступают ли человеческие чувства перед социальной обусловленностью их отношений? Дружба отцов --- любовь детей. Богатство и бедность.



Кирила Петровиц Троекуров - помещик - крепостник, генерал - аншеф Андрей Гаврилович Дубровский - бедный дворянин Владимир Дубровский Маша Троекурова Надменный, своенравный, непрактичный, неосмотрительный; бедный, но прям и независим, благородный. …» Я не шут, а старинный дворянин.» Кому из героев принадлежат эти слова? Объясните их смысл. Сделайте вывод о характерах и устоях дворянского общества.


Ссора двух помещиков (стр.76,77) Прочитать и объяснить кто, по - вашему, виновен в ссоре. Почему дружба двух помещиков оказалась непрочной? Конфликт социального закона и человеческой воли. Как вы можете объяснить смысл этой фразы? Честность - бедность; любовь - ненависть; сдержанность - разгул. Сопоставьте эти слова применительно к каждому из помещиков.

Тема урока: А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.

Цель урока: формирование навыка текстологического и сравнительного анализа образов героев, развитие умения рассуждать, отстаивая собственное мнение

Задачи урока (для учителя): 1) выявить впечатления обучающихся о прочитанном; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формировать навык выразительного чтения; 4) активизировать познавательную деятельность, стимулировать мыслительную активность; 5) воспитывать культуру связной речи, толерантность, умение общаться.

Задачи урока (для ученика):

1)дать сравнительную характеристику центральным персонажам,

2) определить причины ссоры помещиков,

3) определить мотивы их поведения.

Ход урока.

    Оргмомент. Приветствие. Мотивация.

Ребята, выполнив литературную разминку, вы узнаете, какая у нас тема урока, задачи.

Выполнение упражнения «Третий лишний»(см.Слайд).

А что такое роман? На этот вопрос найдём ответ на стр 137 электронного учебника (Роман (франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества и исторической обстановкой. Это определяет значительность объема романа. Особенностью его является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений героев.)

Итак, запишем в тетрадь тему урока. На какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?

    Вступительное слово учителя (стр 142 ЭУ– портрет поэта )

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

- Вспомним историю написания романа, обратившись к электронному учебнику – стр. 137. Кто сможет добавить факты об истории создания романа? (Ответ обучающихся). Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Ребята, в романе усадьбы так же, как и герои имеют прототипы. Давайте вспомним об этом (индивидуальное сообщение о Петровском и Болдино (Кистенёве). Стр 136 ЭУ (изображение усадьбы)

- Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

-- Обратимся к учебнику стр 136. Прочитайте высказывания критиков о романе. Какую оценку они дают роману? Пройдем по ссылке и узнаем, кому принадлежат слова (В.Г.Белинский, Анненков).

Роман Пушкина показывает жизнь помещиков-крепостников. Стр 138 ЭУ – репродукция. Из какого произведения, изученного в прошлом году, мы узнали о том, как относилась помещица к своим крепостным? (Из рассказа И.С.Тургенева «Муму», к Капитону, Татьяне, Герасиму). А с темой какого стихотворения Пушкина перекликается роман «Дубровский»? (В своем стихотворении « Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям.)

Постараемся внимательно прочитать роман и увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о нашем времени.

3.Работа с текстом (беседа, выборочное чтение, сопоставление)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с экспозицией этого романа, узнаем, что было с героями до начала развития основных событий, как автор раскрывает их характеры.

Прочитаем выразительно первые 2 абзаца – приложение ЭУ. Прослушивание аудиофрагмента. ()

Между какими помещиками произошла ссора?

Кто такой Троекуров? (Кирила Петрович Троекуров – старинный русский барин). Стр 143 ЭУ – интерактивное задание (упр-карандаш№2)

Кто такой Андрей Гаврилович Дубровский?

Одним из видов домашнего задания у вас была сопоставительная таблица по образам Троекурова и Дубровского, поэтому при характеристике персонажей можете к ней обращаться.

Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепетали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями

Рассказывая о Троекурове и Дубровском, Пушкин употребляет слова, которые, может быть, не всем знакомы.

Лексическая работа (заранее подготовленный ученик)

(Подобострастие – льстивость, угодливость; тщеславились – хвалились, кичились; надменный – высокомерный, подчеркивающий свое превосходство перед другими; большой вес (переносное) – большое влияние; своенравно – капризно, сумасбродно; идти на Троекурова – ссориться с Троекуровым; чернильное племя – чиновники; паче чаяния (устаревшее) – против ожидания; апелляция – жалоба).

Кирила Петрович Троекуров. Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – солнце, с греческого – маленький господин. Троекуров могущ, как солнце: “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии”. В то же время, он господин: “Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. Да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – скала, камень)

Говорящими являются и имена других героев. Индивидуальное задание готовили… :

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей – смелый, храбрый

Гавриил (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

- Что сближало обоих помещиков и что их разделяло?

(Судьбы обоих похожи: ровесники, одного сословия, одинаковое воспитание, соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь, сходились отчасти и в характерах, и в наклонностях. Оба были горды и независимы. Отличались состоянием – один бедный, другой богатый).

4.Чтение эпизода. Прочитает 3-й абзац … (до слов «Нечаянный случай»)

- «Остался вне общего закона». А какой был общий закон? (Все должны были угождать малейшим прихотям Троекурова, никто не смел дерзнуть высказать свое мнение, противоречащее мнению помещика. Дубровский не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Как вы думаете, это исключение из правил долго могло сохраниться или конфликт неизбежен? Почему? (Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)

Действительно, «нечаянный случай все расстроил и переменил».

5. Просмотр эпизода «На псарне» из кинофильма «Дубровский», пересказ эпизода и его обсуждение – стр 140 ЭУ.

Кто виноват в ссоре двух друзей? Найдите цитаты в тексте, доказывающие вину Дубровского, Троекурова, Парамошки.

Троекуров: «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, [то если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«Да знает ли он, с кем (связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

Дубровский: «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, - вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

«...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

Парамошка: «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Делаем выводы:

а) Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря.

б) Псарь, обидно пошутивший.

В) Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил.

По мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков: обжорства, безделья, гнева, гордыни. Много зла в нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и он. Вы согласны?

Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

Сожалеет ли он о случившемся?

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

(В письме Дубровский требует невозможного - равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

Как актёры передали душевное состояние своих героев? (При виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)

Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?

Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул пожар взаимной вражды. Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.

(Узнав об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел разорить Кистеневку дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» - в Троекурове вспыхивает жажда мести).

Какой в конечном итоге избирает способ мести Троекуров? (Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).

Говорящая ли фамилия Шабашкин?

Просмотр эпизода фильма.

К чему же привела ссора помещиков?

6. Обобщение изученного на уроке ( а налитическая беседа).

Так кто же виноват в ссоре?

Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)

А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку.

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив»).

Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? (Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

7. Составление синквейнов «Троекуров», «Дубровский».

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с экспозицией романа «Дубровский», с его героями, их взаимоотношениями. Но, как я сказала в начале урока, это произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

9. Рефлексия.

Продолжите фразу Этот урок помог мне понять

Какие вопросы по тексту остались?

Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

9. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение «Дубровский в суде», «Троекуров в суде».

Из раздела «Минуты творчества» (Нарисовать герб Троекуровых и Дубровских).

/ / / Бунт крестьян против несправедливости (по роману Пушкина «Дубровский»)

В грандиозном по замыслу и воплощению романе « » Александр Сергеевич Пушкин описал не только произвол и самодурство знатных дворян, но и быт крепостных крестьян.

В основу сюжета романа положена ссора двух помещиков, живших по соседству, Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Последний – благородный человек, который судит о людях не по титулам и состоянию, дворовые крестьяне для него, прежде всего, личности, он не считает их рабами, не имеющими ни на что права. Чего не скажешь о Троекурове. Своенравный барин Кирила Петрович вообще не берет в расчет тот факт, что крепостные тоже люди, относится к ним грубо и жестоко, считая, что ценность их существования только в том, чтобы служить помещику.

Решение уездного суда о переходе всех крестьян Дубровского в собственность Троекурова вызвало волну возмущения. Дворовая челядь, наслышанная о нраве Кирилы Петровича и его обращении с прислугой, не желала уходить от прежнего хозяина, которым после смерти отца стал молодой барин .

Несправедливость судебного решения, нападки и отвратительное поведение Шабашкина вызвали агрессию и недовольство в сердцах людей, они хотят расправиться с прибывшими в дом приказными. И хотя Владимир их отговаривает от этого страшного поступка, многие не хотят повиноваться, ведь судьба все равно решена, и изменить ничего не удастся.

Да и сам он вдруг меняет свое решение. Сначала молодой человек хотел тихо проститься с родными местами и уйти. Но письма матери заставили свернуть с намеченного пути и поджечь родовой дом, чтобы не отдавать его на разорение чужим, посторонним людям.

Бунт в сердце юноши, порожденный нежеланием осмеяния памятных для него вещей, поддержали все дворовые люди. Дом со спящими в нем приказчиками горел, и никто не стал их спасать. Зато кузнец Архип, рискуя сгореть в огне, бросился на помощь кошке, которая металась по крыше, не зная, как оказаться в безопасности.

Родовое имение превратилось в пепелище. После этого случая в окрестностях стала разбойничать шайка, которая грабила только богатых и знатных людей. И во главе нее стоял Владимир Дубровский, переступивший черту между добром и злом и вставший на защиту бедных, униженных и оскорбленных. К нему присоединились все те, кто жаждал справедливости, кто желал бороться за нее из последних сил.

Протест крестьян против самодурства и жестокости находит отклик в душе Владимира, ведь это и его заклятый враг. Он готов всю свою жизнь положить на то, чтобы отомстить этому человеку за смерть отца. Дубровский всем сердцем ненавидит и чиновников, готовых ради денег на все: обманывать, подтасовывать факты, переделывать документы.

Бунт в душе народа, тем более еще и под предводительством молодого и благородного юноши непременно должен был вылиться в борьбу, что и произошло на страницах романа.

Но по закону жанра победить должно добро, поэтому Александр Сергеевич заканчивает свое произведение исчезновением банды, оставляя возможность додумать, что настанет время, когда она снова встанет на защиту простых и честных людей.