Урок литературного чтения тема филипок. Конспект урока по литературному чтению на тему Л

Конспект урока во 2 классе по произведению Л. Н. Толстого " Филипок".

Цели урока:

познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;

работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;

развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

портрет Л.Н.Толстого;

выставка книг Л.Н. Толстого;

словарь С.И. Ожегова;

кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку.

И ужа, и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

Учитель:

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

Учитель:

Учитель:

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).

Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.

К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).

В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).

Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

Учитель:

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

Учитель:

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

Учитель:

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

Учитель:

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

Филипок

Самостоятельный, настойчивый.

Идёт, преодолевает, получает…

Филипок добивается своей цели.

Ученик.

V. Домашнее задание


Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

— Откройте стр.124, задание 11.

— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

оценим

— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

— А как вы относитесь к Филиппку?

— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Подготовила и провела учитель начальных часов

Овечкина Ирина Александровна

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие :

. познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

. учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

. учить выборочному чтению;

. расширение словарного запаса.

Коррекционно-раз вивающие:

. коррекция устной речи через чтение по ролям;

. коррекция развития мышления (установление причинно-следств енных закономерностей наступления весны) ;

. расширение кругозора.

Воспитывающие:

. способствовать воспитанию познавательного интереса;

. воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока

I Орг. момент

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

II Артикуляционная гимнастика

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

а) Артикуляционные упражнения :

«Бегемотик»

«Лягушка»

«Горка»

б) Дыхательные упражнения:

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

в) Ч и с т о г о в о р к и:

ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало

ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег

СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу

ГА-ГА-ГА - завывает вьюга

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель

г) Игра «Слова в словах»

Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

(«Идет волшебница зима»)

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

Давайте его прочитаем.

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)

IV Сообщение темы и цели урока

А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.

Х Л КМ Н У ТОЛСТОЙ ВРЧП

V Изучение нового материала

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

    Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и. и. о. кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?

В какое время происходят события?

а) Первичное знакомство с произведением

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

(слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

б) Словарная работа

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова

В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.

Поденная работа- работа по отработанным дням.

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - озорник, сорванец.

Сенцы, сени -помещение между жилой частью и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Лавка - большая скамейка.

4. Физминутка

в) чтение учащимися

чтения произведения по цепочке

чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)

1 ) чтение первой части (с.132) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь?

( Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята ).

Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу )

Что узнали об отце? (отец уехал в лес )

Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке )

Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу )

Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу )

А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу )

2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой ":

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)

Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка )

Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак )

Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок )

3 ) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

- Куда прибежал Филипок? (в школу )

Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят )

Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит )

Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест )

Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром )

г) Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.

У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательнос ти

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Как зовут?

2. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

    Проверка полученных знаний

Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.

А) И. Суриков

Б) Н. Некрасов

В) Л. Н. Толстой

2. Как называется произведение

А) «Детство»

Б) «Филипок»

В) «Сад друзей»

3. С кем Филипок остался дома?

А) с братом;

Б) с дедушкой;

В) с бабушкой .

4. Клички собак, напугавших мальчика .

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

5. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся и упал;

В) уронила собака

    Рефлексия деятельности на уроке

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающи й аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись " Обращение к учащимся школы

Урок литературного чтения

2 класс

Л. Н. Толстой «Филипок»

Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи: личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

Оборудование:

  • учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
  • выставка книг Л. Н. Толстого
  • компьютер, проектор
  • лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

Организационный момент.

К нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам на сегодняшний урок хорошего настроения, удачи, и плодотворной работы! У нас всё получится!

Стадия вызова

На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

А что значит «растит»? (учит, воспитывает)

Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему же оно учит?»

(Подготовленные дети читают наизусть произведения Л.Н. Толстого

«Правда всего дороже» и «Два товарища».)

Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

В то время в России было очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, а уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.

Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

(Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.)

В нашей классной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.

Сегодня вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.

Название вы узнаете, если среди гласных букв правильно расположите эти согласные. (. и. и. о. к п л Ф Филипок)

О ком или о чём может быть произведение с таким названием?

Ставим учебные задачи:

  1. Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».
  2. Учиться читать осмысленно, правильно, выразительно.
  3. Учиться работать с текстом.
  4. Дать характеристику главному герою.
  5. Определить главную мысль произведения.

(Показать книгу)

Что можете сказать об этом произведении по обложке книги?

Когда жил этот мальчик? Где?

Стадия осмысления. Чтение с остановками.

1 часть

Что вы узнали о Филипке в самом начале?

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

Почему он остался дома? (мать не пустила его в школу)

Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу . Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.

Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.

Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица. (во время чтения)

Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)

Что случилось по дороге в школу?

Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

Дерево предсказаний (устно)

А как поступили бы вы?

Узнаем, как поступил Филипок.

3 часть

Кто же помог Филипку? (Мужик отогнал собак.)

Как он назвал Филипка? (пострелёнок)

Пострелёнок - озорник, сорванец.

Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух - очень быстро.

Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? (страх)

Почему? (Вдруг учитель прогонит.)

Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

Дерево предсказаний

4 часть

Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?

(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)

Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)

Немой - лишённый способности говорить.

Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.

(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)

А почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

Кто поддержал Филипка? (ребята)

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Украдкой - скрытно, незаметно от других.

6 часть

Когда же осмелел Филипок? (Когда учитель похвалил его.)

А за что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

Как о себе говорит Филипок?

(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)

Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

Что изменилось в жизни Филипка? (стал учеником.)

Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

Был ли такой мальчик Филипок?

Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль - это то, что было в действительности в жизни.

Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?

Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.

Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?

Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

Стадия рефлексии.

У вас на партах фрагменты иллюстраций к рассказу Филипок. Вам нужно собрать иллюстрации и объединиться в группы.

Игра «Суета»

- У каждой группы конверт с заданием.

Вспомните правила работы в группе. Они перед вами.

(Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

Работа в группах

1 группа

Cоставить картинный план.

Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила
  • Собаки набросились
  • А главное - преодолел страх и свои сомнения

Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?

(желание учиться)

2 группа

Восстановить деформированный план.

Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.

5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы.
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.


Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

3 группа

Составить краткий рассказ о главном герое.

Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

Филипок - это … … мальчик. (маленький, деревенский)

У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

Костюшка ходил … . (в школу)

Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

Он упорно … … … . (добивался своей цели)

Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)

4 группа

Составить синквейн.

Правила написания синквейна:

  1. Кто? 1 слово
  2. Какой? 2 слова
  3. Что делал? 3 слова
  4. Что вы думаете о герое? 4 слова
  5. Кто он? (новое понятие) 1 слово
  1. Филипок
  2. Самостоятельный, настойчивый
  3. Бежит, хочет учиться
  4. Филипок добивается своей цели.
  5. Ученик
  1. группа

Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.

Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:

на красных - тонкие, на желтых - толстые.

Памятка

Презентация работ (от каждой группы по 2 человека)

Почему Филипок так стремился в школу ?

(У него было огромное желание учиться)

Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

Чему же учит это произведение ?

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)

Это главная мысль произведения!

Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».

Подведём итоги. Вспомним учебные задачи.

(Включить проектор)

- Все ли задачи решены?

Дом.задание: Подготовьте пересказ и подберите пословицы к рассказу.

А напоследок я приготовила для вас самое интересное.

Давайте прослушаем это обращение.

Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

Что радовало Толстого больше всего?

И мне бы очень хотелось, чтобы вы учились хорошо, и чтобы желание учиться у вас не пропадало.

А теперь заполните листы самооценки.

Я учился рассуждать, понимать замысел автора.

Я был активен на уроке.

Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я предлагал группе интересные идеи.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я завершил свою часть работы вовремя.

Я общался с членами моей группы тактично и с уважением.

Я спокойно принимал критику в свой адрес.

Мне было интересно на уроке.

Что получилось?

Всем спасибо за работу!

Самоанализ урока

1. Характеристика класса. В классе 27 человек. Из них 25 человек имеют средний уровень развития, 2 человека – в зоне патологии. 2. УМК «Гармония». Предметная область «Литературное чтение». Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг». 3. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»). 4. Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов. 5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста. На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся. Считаю , что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли. 6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.



Литературное чтение
Тема урока: Л.Н. Толстой «Филиппок»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Цели урока: Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Филиппок», учить понимать содержание рассказа. Совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь мышление, внимание.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
Познавательные: понимать содержание рассказа, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: Принимать участие в обсуждении содержания прочитанного; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности, при работе в паре, в группе.
Личностные: Проявляют интерес к учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию, внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе. Через создание педагогических условий формируют мотивацию для учебной деятельности и саморазвитию.
Оборудование: Компьютер, презентация, карточки. Реквизиты для театрализации произведения.
Структура и ход урока
Орг. момент. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
Кто любит театр?
- А хотели бы вы побывать в театре?
А сейчас - сюрприз! Приглашаю вас в театр!
Театр - это настоящий праздник!
- Что вы представляете когда …?
Гаснет свет, звучит музыка, поднимается или раздвигается занавес, и мы попадаем в иной мир. Невольно начинаем переживать вместе с героями спектакля. Итак, мы отправляемся в театр.
- Группа ребят приготовила маленький спектакль. Поприветствуем артистов.
2. Проверка д/з. Инсценировка рассказа «Старый дед и внучек»
- По какому произведению поставлен спектакль?
- Какие пословицы приготовили вы по этой теме?
Слайд 1: «Люби и почитай свих родителей».
«В семье разлад так и дому не рад»
«В семье согласно так и дело идёт прекрасно», «Когда семья вместе, так и сердце на месте»
- Чему учит нас это произведение? (уважать старших)
3. Новая тема
- Вам понравилась инсценировка? Как сыграли артисты?
-Хотели бы вы создать новый спектакль? Что для этого нужно?
(Чтобы создать спектакль нужно прежде всего познакомиться с произведением Л.Н.Толстого « Филиппок»)
Откройте учебники на 112 странице. Рассмотрим обложку книги.
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).
- Как вы думаете о чём это произведение? Рассмотрите иллюстрацию. Это быль. А что такое быль?
- Чтобы при чтении было всё понятно поработаем со словами, которые сейчас в речи встречаются редко.
(На каждой парте карточки со словами. Надо найти им объяснение и соединить слово и пояснение к нему.
Работа в парах. Слайд 2
Слобода Шустрый быстрый
Пострелёнок Работа по дням
Сенцы Скрытно от всех
Украдкой Озорник непоседа шалун
Бедовый Пригород
Подённая работа Помещение между жилой частью дома и крыльцом
Бежать во весь дух Нижняя часть раскрывающейся снизу одежды
полы Очень быстро
Самопроверка. (Слайд 3)Сверить ответы со слайдом.
- Оцените свои знания. Сигналом покажите
4. Первичное чтение подготовленными учащимися.
5. Работа по восприятию текста.
- Ваши впечатления? Эмоции?
- Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?
- Кто вам понравился? Почему?
- Каким вы представили Филиппка?
(Вычитываем из текста)
На доске слайд
(Слайд 4) Так каков же Филиппок? (Филиппок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)
Выбрать качества присущие Филиппку.
- Нарисуйте словесный портрет каким вы представляет Филиппка?
Слайд 5 Рассмотрите каким представили его разные художники?
6. Какие герои есть ещё в этом произведении?(мама, бабушка, баба, мужик, учитель, дети)
- Кто ещё главный герой? (учитель)
- Какой он? Внешний вид? Что вы можете сказать о его характере?
(строгий, добрый, доброжелательный)
7. Театрализация
- Для спектакля нужно выбрать актёров.
- Кто хочет сыграть Филиппка? учителя? учащихся?
- Кроме актёров в подготовке спектакля, участвуют ещё много людей, других профессий.
- Кто понадобится нам с вами? (декораторы, костюмеры)
8. Работа в группах
а) Артисты читают роли б) декораторы готовят класс в) костюмеры подбирают костюмы.
9. Инсценировка произведения
- Как сыграли артисты? Оцениваем работу каждой группы.
Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филиппка.)
- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
- Как вы думаете, о чём думал автор, когда писал эту историю?
Чему научил вас этот текст? (добиваться своей цели, не бояться)
На память о нашем театре билеты с д/з
Нарисовать любимого героя
2. Написать письмо Филиппку
3. Продолжить рассказ
Итог урока: Что вы возьмёте для себя с этого урока?
11. Рефлексия: С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите себе такую маску, которая соответствует вашему настроению!
На следующем занятии мы продолжим работу над спектаклем и покажем его перед родителями.

Учитель: Ты что?
Филиппок: (Ухватился за шапку и ничего не говорит)
Учитель: Да ты кто? (После молчания) Или ты немой?
Филиппок: (Так напугался, что не мог говорить)
Учитель: Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
Филиппок: (посмотрел на учителя и заплакал)
Учитель: (пожалел Филиппка и погладил его по голове, спросил у ребят) - Кто этот мальчик?Ребята: Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно в школу просится, да мать не пускает его и он украдкой пришёл в школу.
Учитель: (Показывает Филиппку буквы, а Филиппок их уже давно знал)
- Ну-ка сложи своё имя.
Филиппок: (складывает имя, читает) Хве- и-хви,леи-ли,пе-ок-пок.
Учитель: Молодец! Кто же тебя учил читать?
Филиппок: Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель: (смеётся) Ты погоди хвалиться, а поучись.