Ученые: Петров Николай Петрович. Смотреть что такое "Петров Н

19.01.1929-29.11.2008

Языковед, доктор филологических наук (1982), профессор (1985), заслуженный деятель науки Чувашской Республики (1993).

Родился в д. Досаево (Тусай) Красноармейского района Чувашской Республики.

Н. Петров – выпускник Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Трудовую деятельность начал в 1951 г. учителем чувашского языка и литературы в Убеевской средней школе Красноармейского района. В 1952-1955 гг. был редактором Чувашского книжного издательства. С 1958 по 1972 гг. – научный сотрудник НИИ языка, литературы, истории, экономики при Совете Министров Чувашской АССР (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных наук). С 1972 по 2003 гг. т– в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова: доцент, заведующий кафедрой журналистики и стилистики, профессор кафедры стилистики и библиотековедения. В 1985-1986 гг. преподавал чувашский язык в Софийском университете (Болгария). С 2003 по 2008 гг. – профессор кафедры чувашского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Основные направления научной деятельности: история чувашской письменности и литературного языка, лексикография, терминология, стилистика и социолингвистика. Долгое время был членом Терминологической комиссии Чувашской Республики. Имеет более 250 научных работ по вопросам современного чувашского языка и его истории. Является одним из составителей и редактором «Чувашско-русского словаря», «Русско-чувашского словаря».

Основные труды: «Нормализация чувашского литературного языка», «Чувашская терминология», «Чӑваш литература чӗлхин историйӗ» (История чувашского литературного языка), «Магистр богословия Виктор Вишневский и его роль в истории старочувашской письменности и литературного языка» и др.

Библиография (труды):

1. Петров, Николай Петрович. Чӑваш ҫырулӑхӗ [Текст] : ҫӗнӗ ҫырулӑх пуҫланни 100 ҫул ҫитнӗ май / Н. П. Петров. - Шупашкар, 1971. - 64 с.
2. Петров, Н. П. Язык и стиль художественной прозы С. Ф. Фомина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук / Н. П. Петров. - Москва: Б.и., 1963. - 20 с.
См. текст
3. Петров, Н. П. Магистр богословия Виктор Вишневский и его роль в истории старочувашской письменности и литературного языка / Н.П. Петров; Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова; [науч. ред. В.Г. Родионов]. - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2004. - 107 с.
См. текст
4. Петров, Николай Петрович. Нормализация чувашского литературного языка [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Петров. - Чебоксары, 1988. - 81 с.

Библиография:
1. Николай Петрович Петров профессор, академик: 70 çул тултарнă тĕле / А. П. Данилов, Л. П. Сергеев хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăваш ун-чĕн изд-ви, 1999. – 72 с.
2. Ахвандерова, А. Д. Исследователь тайн праболгарских надписей: [к 80-летию со дня рождения профессора Н. П. Петрова] / А. Д. Ахвандерова // Ҫулталӑк кӗнеки = Календарь года: 2009. – Чебоксары, 2008. – С. 23-26. - См. текст
3. Горшков, А. Ăслăлăх çулĕпе – тăвалла / А. Горшков // Тăван Атăл. – 1998. – № 11-12. – С. 64-66.
4. Дегтярев, Г. Яппунсене те чăваш чĕлхи вĕрентнĕ / Г. Дегтярев // Хыпар. – 1999. – 19 кăрлач.
5. Николай Петрович Петров: [некролог] // Хыпар. – 2008. – 2 раштав. – С. 4.
6. Петров Николай Петрович // Чăваш чĕлхи тĕпчевçисем: библиографи указателĕ. – Шупашкар, 2006. – С. 162-167.
7. Сергеев, Л. П. Паллă тĕпчевçĕн пархатарлă кун-çулĕ : [Николай Петрович Петров чĕлхеçĕ çинчен] / Л. П. Сергеев // Чăваш чĕлхипе литератури: теори тата методика: статьясен пуххи. – Шупашкар, 2009. – 8-мĕш кăларăм. – С. 3-6.
8. Ахвандерова, А. Д. Исследователь тайн праболгарских надписей / А. Д. Ахвандерова // Календарь года: 2009 / Нац. б-ка Чуваш Респ. – Чебоксары, 2008. – С. 23-26.
9. Дегтярев, Г. А. Петров Николай Петрович / Г. А. Дегтярев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 322.
10. Дегтярев, Г. А. Петров Николай Петрович / Г. А. Дегтярев // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 413.
11. Иванов, И. Именитый сын безымянного / И. Иванов // Совет. Чувашия. – 1999. – 26 янв.
12. Петров Николай Петрович: к 75-летию со дня рождения // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2004. – № 1. – С. 189.
13. Петров Николай Петрович // Красноармейский район. Люди и судьбы: [энцикл.]. – Чебоксары, 2005. – С. 67.
14. Петров Николай Петрович // Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики. – Чебоксары, 2002. – С. 77-79.
15. Петров Николай Петрович // Ученые и сотрудники Чувашского государственного института гуманитарных наук: 1930-2005. – Чебоксары, 2005. – С. 125.
16. Петров Николай Петрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 270-271.
17. Петров Николай Петрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – С. 316.
18. Петров Николай Петрович // Ученые Чувашского университета: (1967–1992). – Чебоксары, 1992.– С. 138-139.
19. Сергеев, Л. Неутомимый труженик науки / Л. Сергеев // Чăваш ен. – 1999. – 16-23 янв. (№ 2). – С. 3.
20. Чернов, М. Ф. Ученый, филолог, педагог / М. Ф. Чернов // Вопросы истории чувашского литературного языка и его стилей. – Чебоксары, 1999. – С. 4-11.

Николай Павлович Петров (1836-1920)

Истории развития учения о силах трения известны два крупнейших открытия: первое - это установление Амонтоном (1699 г.) и затем Кулоном (1781 г.) основных законов трения несмазанных ("сухих") и плохо смазанных ("загрязнённых") тел; второе - открытие русским учёным Н. П. Петровым (1883 г.) закона трения при смазке и создание им основ математической теории смазки.

Классические исследования Амонтона и Кулона являются почти исключительно экспериментальными. Результаты их в настоящее время должны рассматриваться, как очень приближенные. Эти работы не повлекли за собой крупных прогрессивных исследований, несмотря на то, что способствовали утверждению в механике плодотворных, хотя и формальных представлений о трении. Работы Н. П. Петрова носят характер теоретического исследования, основанного на точном эксперименте. Строгая математическая трактовка проблемы и тщательная проверка результатов создали прочный фундамент гидродинамической теории смазки и тех многочисленных исследований, которые появились в результате развития идей Н. П. Петрова.

Николай Павлович Петров родился 13 мая 1836 г. в городе Трубчевске Орловской губернии. До 13 лет он жил в семье отца, где и получил первоначальное образование. 19 лет, окончив Константиновский хозяйственный корпус, Н. П. Петров в чине прапорщика поступил в Николаевскую инженерную академию. Его занятиями по прикладной механике руководил проф. Вышнеградский, но особенно большое влияние на Н. П. Петрова оказал один из крупнейших русских математиков М. В. Остроградский, который оставил Н. П. Петрова при своей кафедре и дружески руководил его занятиями после окончания академии. Н. П. Петров ещё совсем молодым человеком принимал участие в постройке Охтенского порохового завода, спроектировал вспомогательное устройство для заводской турбины. Около двух лет Н. П. Петров провёл за границей, где совершенствовал своё образование. В 1876 г. побывал в Америке, куда был командирован на Всемирную выставку в Филадельфию. Много лет спустя Н. П. Петров был утверждён заслуженным профессором Инженерной академии, которую он сам когда-то окончил; позже Н. П. Петров был назначен членом Государственного совета.

Во второй половине прошлого столетия быстро растущее машиностроение и развитие сети железных дорог потребовали широкого и рационального применения смазок. Законы трения Амонтона-Кулона оказались неприменимыми как раз в тех практически важных случаях, когда смазка подводится в избытке и поверхности трения разделены тонким слоем жидкости. Стал также на очереди вопрос об использовании в качестве смазок громадных отходов развивающейся нефтяной промышленности. Установление законов трения при смазке представляло серьёзные трудности. На величину трения оказывает влияние множество факторов: тепловой режим фрикционного узла (трущихся частей), распределение смазочного вещества между поверхностями трения, режим подачи и отвода смазки, деформация элементов фрикционного узла и, конечно, свойства смазки. Смазывающее действие жидкостей, представляющее собой обыденное и широко известное явление, следовало, таким образом, рассматривать как чрезвычайно сложную совокупность физических и физико-химических процессов. Многочисленные попытки найти законы трения при смазке не приводили к решению вопроса и по результатам даже противоречили друг другу.

Бесплодность этих попыток оставляла смазочное дело во власти эмпирии. Развитию машиностроения наносился серьёзный ущерб в силу малой жизнеспособности фрикционных узлов и невозможности без риска аварий расширить ассортимент смазок.

В 1883 г. в печати появилась первая работа Н. П. Петрова: "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", которая разрешала труднейшую проблему мировой техники - проблему смазки. Эта работа была удостоена Российской академией наук Ломоносовской премии.

Во введении к своему исследованию Н. П. Петров так определяет его задачи: "Расходы на топливо для машин, считающиеся у нас в России десятками миллионов, заслуживают самого серьёзного внимания. Увеличение расхода на топливо на 5%, на 10% может легко явиться вследствие неудовлетворительных условий смазывания, а это выразится в народном хозяйстве потерями миллионов рублей. Таковы теперь причины, заставляющие наших техников обратить всё своё внимание на правильный выбор смазочных материалов... Те же самые причины побудили и меня написать эту статью, чтобы по мере сил моих содействовать развитию техники".

Идея Н. П. Петрова заключалась в том, что при смазке ("жидкостном трении") силы трения прежде всего определяются вязким сопротивлением смазочного слоя и в соответствии с законом Ньютона пропорциональны первой степени скорости.

В то время, когда Н. П. Петров приступил к выполнению своей работы, этот закон Ньютона не находил общего признания. Поэтому Н. П. Петрову в первой и едва ли не наиболее значительной части своей работы пришлось дать доказательства справедливости закона Ньютона. Эта часть исследования Н. П. Петрова, в которой он существенно содействовал установлению основ гидродинамики реальной жидкости, имеет в истории физики не меньшее значение, чем и вторая часть, в которой им был найден закон трения при смазке.

Н. П. Петров доказал в своём труде, что наблюдаемое до него учёными несоответствие закона Ньютона произведённым опытам не опровергает закона, так как причиной этого несоответствия являлось нарушение при производстве опытов условия прямолинейности траектории частиц жидкости (условия "ламинарности") и возникновение вихревого движения. Эта мысль Н. П. Петрова в наше время является общепризнанной. Несколько лет позднее она была высказана в работах учёного-гидродинамика О. Рейнольдса.

Н. П. Петров тщательно проанализировал причины противоречий в результатах опытов ряда исследователей, изучавших законы трения вязкой жидкости. Он показал ошибочность опровержения Клейтцем уравнения Ньютона, найдя в этом опровержении математическую ошибку.

Заканчивая замечательный анализ гидродинамических работ в области изысканий закона вязкого сопротивления, занявший по объёму более 2/5 его работы, Н. П. Петров пишет: "Таким образом, можно сказать уже с уверенностью, что в настоящее время нет решительно никаких оснований считать гипотезу Ньютона недостаточно точной".

Переходя к выводу закона трения при смазке, Н. П. Петров рассматривает наиболее распространённый в машинах фрикционный узел в виде двух одноосных цилиндров, разделённых тонким слоем жидкой смазки. Применяя закон Ньютона к этому случаю, Н. П. Петров показывает, что при установившемся движении смазку можно рассматривать состоящей из множества бесконечно тонких цилиндрических слоев, как бы вставленных один в другой. При этих условиях возможно вычислить "влияние внутреннего и внешнего трения жидкости на величину момента внешних сил, вращающих внутренний цилиндр". Решение именно этой задачи и привело Н. П. Петрова к установлению закона трения при смазке.

Опуская самый математический вывод, приведём его результат, выражающий закон трения, найденный Н. П. Петровым. При постоянной температуре смазочной жидкости сила трения пропорциональна коэффициенту внутреннего трения жидкости, величине поверхности сопротивления трущихся твёрдых тел и первой степени относительной скорости этих тел на их поверхности прикосновения; она обратно пропорциональна сумме, состоящей из толщины смазочного слоя и из суммы отношений коэффициента внутреннего трения к коэффициентам внешнего трения жидкости при данной температуре.

Н. П. Петров тщательно рассмотрел влияние на полученный им результат ряда факторов - влияние краёв поверхностей трения, наличия на них желобков, температуры. Он сумел учесть влияние деформаций узла, подачи смазки и давления. Н. П. Петров вполне правильно определил условия возникновения эксцентриситета (асимметрии положения) вкладыша и учёл его влияние на результат. Эту задачу вслед за Н. П. Петровым исследовал Рейнольдс, а затем и Зоммерфельд, считавший Н. П. Петрова "отцом гидродинамической теории смазки".

Н. П. Петров всесторонне рассмотрел в связи со своей теорией смазки все известные ему работы в этой области. Он показал, что ни одна из них не противоречит полученным им результатам. Некоторые косвенно подтверждают их, а другие находятся в прямом соответствии с ними.

Петров не удовлетворился, однако, этим добросовестнейшим анализом литературы и перешёл к собственным экспериментам. Первые опыты им были сделаны на машине Ингама и Стамфора ("машина Бели"), а затем им была построена машина трения собственной конструкции. Н. П. Петров на особом станке установил вагонную ось и, таким образом, получил возможность исследовать трение и смазку в обычных условиях движения на железных дорогах. Полученные им результаты принесли новые подтверждения его теории и способствовали улучшению смазочного дела на железных дорогах.

Здесь следует указать, что во времена Н. П. Петрова коэффициенты вязкости были известны лишь для двух веществ: для воды и сурепного масла. Н. П. Петров впервые произвёл измерение коэффициентов внутреннего трения для 15 масел и нескольких смесей. Во время последних измерений он обнаружил резкие отклонения от правила смешения. Им же была впервые изучена зависимость коэффициента вязкости от температуры. Таким образом, современная наука о вязкости жидкости - вискозиметрия - относит к числу классических измерений в своей области замечательные измерения Н. П. Петрова.

В 1900 г. Н. П. Петров в "Записках Российской академии наук" опубликовал в более общем виде свою теорию смазки. Полученная им формула определяет зависимость смазывающего действия от относительных положений осей и разности диаметров подшипника и вала; первоначальная формула из неё получается как частный случай.

Имя Н. П. Петрова в истории науки связано не только с его исследованиями по гидродинамике, теории смазки и вискозиметрии. Н. П. Петров был одним из лучших инженеров своего времени. И в этой области ему принадлежат работы исключительной ценности. В теории механизмов известен метод Петрова очертания зубцов круглых цилиндрических колёс дугами круга. Во времена Петрова его метод являлся наиболее точным решением этой задачи. Он в наилучшей степени удовлетворял требованию плавности движения частей механизмов и машин. Для характеристики уровня задачи укажем, что вслед за Н. П. Петровым решением её занялся крупнейший русский математик П. Л. Чебышев.

Наиболее замечательными в инженерной области являются работы Н. П. Петрова по исследованию давления колёс на рельсы, прочности рельсов и устойчивости железнодорожных путей. Народнохозяйственное значение износа рельсов и путей уже во времена Н. П. Петрова определялось ежегодной сменой около 7 миллионов пудов (приблизительно 100 000 тонн) рельсов. Над решением этой труднейшей в теории упругости задачи до Н. П. Петрова работали крупнейшие учёные мира - Стокс, Сен-Венан и др. Стокс дал дифференциальное уравнение деформации лежащего на упругих опорах рельса под давлением катящегося колеса. Однако решение (интегрирование) уравнения Стокса оказалось невозможным. Различными учёными для этой цели вводились крайне искусственные допущения, обесценивавшие самое решение.

Здесь и сказались выдающиеся качества Н. П. Петрова как механика и математика. Эту чисто динамическую задачу он сумел представить как статическую. Заменив уравнение Стокса двумя (разностными) уравнениями, он впервые произвёл их численное интегрирование. Это своё решение Н. П. Петров послал Н. Е. Жуковскому. Великий учёный, отец русской авиации, прислал Н. П. Петрову своё полное одобрение и вместе с письмом, кроме того, объяснение в виде теоремы одного из найденных Н. П. Петровым свойств траекторий точки касания колеса и рельса. Насколько велико теоретическое и экспериментальное значение выводов, полученных Н. П. Петровым, можно усмотреть хотя бы из простого перечисления факторов, влияние которых предусмотрено Н. П. Петровым. Теория деформации рельса, предложенная Н. П. Петровым, учитывает: скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, упругость, число (до 6) и взаимное расстояние опор, поддерживающих рельс, вибрации рессор, инерцию колеса, инерцию рельса вместе со шпалами, неоднородности в подбивке шпал, неправильности поверхности катания как рельса, так и колеса. Из теории Петрова могут быть найдены как вертикальные силы, действующие на колею, так и горизонтальные, иначе говоря, могут быть определены силы, расшатывающие и расширяющие колею.

Значение этих выводов не требует никаких комментариев. Добавим в заключение, что они нашли блестящее подтверждение в многочисленных работах учёных различных стран.

В прямой связи с этой замечательной работой Н. П. Петрова стоят его работы по вопросам тяги. Найдя на основе своей теории точный критерий устойчивости пути, Н. П. Петров получил возможность успешно разрешить ряд задач из области эксплоатации и безопасности движения паровозов и подвижного состава. Так, Н. П. Петров рассмотрел вопросы: наибольшей скорости, допустимой при сохранении устойчивости пути, опасные скорости движения паровоза, вопросы о наиболее целесообразных и выгодных скоростях товарных, а также воинских поездов, вопросы норм расхода топлива, сопротивления и силы тяги паровоза и тяги двумя паровозами. Им был написан первый для высших учебных заведений "Курс сопротивления поезда на железной дороге".

Во время русско-турецкой войны, в 1878 г., Петрову пришлось встретиться с весьма своеобразной задачей. Требовалось ряд небольших невских пароходов, необходимых для переправы нашей армии через Дунай, перевезти по железной дороге. Пароходы не укладывались, однако, в габариты железнодорожных мостов. Н. П. Петров успешно разрешил и эту задачу.

Особо следует выделить работу Н. П. Петрова по исследованию "непрерывных тормозных систем". Эта работа представляет собой в сущности изыскание теоретического предела быстроты действия тормоза. И эта задача представляла серьёзные трудности. Главнейший результат, к которому пришёл Н. П. Петров, заключается в том, что оптимум работы тормоза, т. е. наибольшая скорость остановки, получится при условии, если за всё время торможения удастся удерживать колёса на границе перехода их от качения к скольжению по рельсам. И этот вывод Н. П. Петрова нашёл подтверждение на опыте.

Приведём в заключение краткую характеристику деятельности Н. П. Петрова в экономической, административной и педагогической области.

В конце прошлого столетия лишь около 1/6 всех железных дорог России принадлежало государству. Благодаря этому народное хозяйство страны во многом зависело от частных и в том числе иностранных интересов. Весьма вероятно, что именно здесь находились истоки той шумной кампании, которая была в то время предпринята в печати и которая велась под лозунгом убыточности железных дорог. Утверждалось, что не только нецелесообразно дальнейшее расширение сети, а, наоборот, требуется её сокращение, и, конечно, были высказаны рекомендации передачи государственных дорог частным компаниям. Н. П. Петров, пользовавшийся громадным авторитетом, в ряде выступлений и статей существенно способствовал ликвидации этой авантюры. С полной ясностью он показал, что утверждение нерентабельности железных дорог неверно, так как основывается на неправильном способе расчёта, не учитывающем целый ряд ценных услуг, оказываемых железными дорогами народному хозяйству. Н. П. Петров считал необходимым и требовал дальнейшего расширения железнодорожной сети.

Н. П. Петров занимал в течение своей жизни ряд крупных административных постов в Министерстве путей сообщения. Он был директором Департамента железных дорог, председателем Инженерного совета министерства, а с 1893 г. и товарищем министра путей сообщения. Как в науке, так и в этой области Н. П. Петров оставил о себе память талантливейшего и прогрессивного для своего времени человека, до конца преданного делу и своей родине. Действительно, за те годы (1888-1892), когда Н. П. Петров состоял председателем Управления государственных железных дорог, общее их протяжение возросло вдвое, несколько железных дорог было закончено постройкой и началось строительство Уссурийской железной дороги. Н. П. Петров принимал также организационное участие в строительстве Транссибирской железной дороги. Среди его трудов мы находим "Отчёт председателя комиссии для исследования на месте сооружения Сибирской железной дороги".

Н. П. Петров в течение долгих лет состоял профессором Николаевской инженерной академии и Петербургского технологического института, где руководил дипломным проектированием и читал курсы прикладной механики, теории и эксплоатации паровых котлов и введённый им впервые курс сопротивления поезда, упомянутый выше. В конце 1897 г. Н. П. Петров как председатель Русского технического общества председательствовал в Комиссии по разработке проекта расширения в России технического образования.

Н. П. Петров был сторонником такого построения высшего технического образования, которое обеспечивало бы всестороннее развитие будущих инженеров. Он, например, утверждал: "Развитие философского мышления нужно технику не менее, чем математику, естествоиспытателю или социологу".

16 апреля 1911 г. в Петербурге состоялось чествование члена Государственного совета, почётного члена Николаевской инженерной академии, заслуженного профессора, инженер-генерал-лейтенанта Н. П. Петрова в связи с 40-летием его учебно-литературной деятельности. Юбиляру в то время было уже 75 лет. Чествование протекало в торжественной обстановке. Присутствовало около 60 делегаций от всех учёных и культурных организаций тогдашней России. В числе делегатов были виднейшие профессора: Жуковский, Каблуков, Кирпичёв, академики Крылов, Голицын, и много других. Присутствовали делегаты от четырёх русских университетов: Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. В своей ответной речи Н. П. Петров кратко охарактеризовал значение точных наук в технике и закончил её словами: "Пусть процветает наша промышленность под руководством просвещённых инженеров и техников, умеющих ценить связь между наукой и практическим делом".

Н. П. Петров умер 15 января 1920 года, 84 лет от роду, вблизи Туапсе, где он в то время находился, болея тяжёлой формой воспаления лёгких.

В Туапсе Н. П. Петров и был похоронен.

Главнейшие труды Н. П. Петрова : Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости (1883 и 1886), в кн. "Гидродинамическая теория смазки (Н. П. Петров, О. Рейнольдс, А. Зоммерфельд, А. Мичель, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин), М.-Л., 1934; Результаты опытов над трением вагонных осей при смазывании их различными маслами, "Труды съезда русских железных дорог", 1884, и "Киевский инженер", 1885; О трении хорошо смазанных твёрдых тел..., "Журнал физ.-хим. общества", 1884; Гидродинамическая теория до работы Зоммерфельда и сущность сделанного им шага вперёд, "Записки Русского технического общества", 1905; Об изнашиваемости рельсов..., 1882 (отдельное изд.); Давление колёс на рельсы, 1915 (отдельное изд.); О непрерывных тормозных системах, "Известия Петербургского технологического института", 1878; Сопротивление поезда на железной дороге, 1889 (отдельное изд.).

О Н. П. Петрове : Петров М. Н., Николай Павлович Петров (Очерк жизни и идей), Л., 1925 (приложен список научных трудов); Гофман Н. К., О способе Петрова исследования смазывающей способности жидкостей, "Записки Русского технического общества", 1888, № 6 Краткая биография, в кн. "Гидродинамическая теория смазки", М.-Л., 1934.

Петров, Николай Павлович

Военный инженер, генерал-лейтенант, род. в 1836 г. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Сибирском педагогическом институте лекции М. В. Остроградского, механику в Сибирском технологическом институте и уже вскоре спроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода. Командированный в 1865 г. на год за границу для изучения прикладной механики, П. по возвращении приступил в Николаевской инженерной академии и Спб. технологическом институте в качестве преподавателя к чтению лекций по разным частям упомянутого предмета. В 1868 г. П. утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и училища. В Технологическом институте П. читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и в 1871 г. ввел новый курс - о подвижном составе железных дорог, что побудило учебный комитет института предложить П. звание профессора. В 1873 г. Главное общество российских железных дорог пригласило П. в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики. Годы 1888-92 П. состоял председателем временного управления казенных железных дорог; в эти годы протяжение казенных железных дорог возросло вдвое, несколько казенных дорог окончены постройкой и началась постройка дороги в Уссурийском крае. П. состоял короткое время директором департамента железных дорог, председателем инженерного совета министерства путей сообщения, а с 1893 г. занимает пост товарища министра путей сообщения. В конце 1897 г. П., как председатель Императорского русского технического общества, председательствовал в комиссии, призванной к обсуждению вопроса о расширении в России технического образования. П. напечатал немало трудов по своей специальности: "Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l"étude théorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890).

{Брокгауз}

Петров, Николай Павлович

Инженер-генерал, чл. Гос. Сов., председ-ль 2-го его деп-та, поч. чл. инж. сов. мин. пут. сообщения, Имп. ак. наук и СПб. технол. инст. Род. в 1836 г., из дворян Новгород. губ. Окончил в 1855 г. Констант. кадетск. корпус (ныне Констант. артил. училище) и в 1857 г. Николаевскую инженерную академию, где оставлен репет-ром математики. Для дальнейшего усовершенствования в науке П. слушал лекции в бывшем педагогич. институте, а изучение прикладной механики начал в технолог. институте. В 1865 г. командирован за границу для изучения практич. механики. С 1866 г. читал лекции в Николаевской инженерной академии и в техн. инст. В 1867 г. за многие научн. работы был назначен адъюнкт-профессором инж. академии. В 1871 г. избран профессором СПб. техн. инс-та, где читал лекции по теории и устройству паров. котлов и паровозов. Не удовлетворяясь работами своих предшественников, П. старался приложить свои знания к самостоятельному разрешению разных вопросов. Такова была его первая работа "Очертания зубцов крупных цилиндр. колес дугами круга", напечатанная в "Инжен. Журн." в 1870 г. и удостоенная премии этого же журнала. В 1873 г. главное общество российских ж. дор. пригласило его в состав своих инженеров, а в 1876 г. общество командировало его на всемирную выставку в Филадельфию экспертом или, как называли его там американцы, "судьей". В 1888-1892 гг. состоял председ-лем временного управления казен. ж. дорог, был дир-ром деп-та ж. дорог, а также председателем инж. сов. мин. пут. сообщения. С 1893 по 1900 г. занимал должность тов. мин-ра путей сообщения. В научно-техн. области П. является творцом гидродинамической теории трения при налич-ти смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разн. масел и дал тем возм-сть больш. сбережения машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию академии наук. Другое обширное сочинение его по тому же вопросу вышло в 1886 г. и также удостоено Имп. академией наук премии митрополита Макария. П. принадлежит много работ по вопросам подвижн. состава жел. дорог и ж.-д. хоз-ва. Научно-литер. трудов его насчитывается более 80, из них более выдающиеся: 1) "Об очертании зубцов кругл. цилиндрич. колес дугами круга"; 2) "Об изнашивании и пробе стальн. шин"; 3) "О непрерывных тормозн. системах"; 4) "Трение в машинах и влияние на него смазывающих жидкостей"; 5) "Практич. резул-ты опытов гидродинамич. теории трения с применением к ж. дорогам и бумагопрядильням". Кроме науч. деятельности, весьма важна и ценна деятельность П. в области экономики ж.-д. хоз-ва, где он указал на необходимость связи техники с жизнью. Ценя всю практич. важность трудов этого рода, Имп. рус. техническ. общество еще в 1888 г. присудило П. высшую из выдававшихся тогда наград - золотую медаль Государя Наследника Цесаревича, а 27 апр. того же года московское политехническ. общество избрало его в свои почетные члены. В настоящее время Н. П. П. является одним из заслуженнейших рус. инженеров.

Крупный ученый и инженер в области железнодорожного транспорта. Продолжал оставаться членом Государственного Совета . С 15 июня 1915 г . - председатель Верховной комиссии для расследования обстоятельств , послуживших причиной "несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения ". Постановлением этой комиссии в 1916 г . было возбуждено уголовное преследование против бывшего военного министра В . А . Сухомлинова . П . принимал участие в строительстве Сибирской железнодорожной магистрали . Умер 15 января 1920 г . в Туапсе .

Соч.: Гидродинамическая теория смазки . Избранные работы . М . 1948; Прочность рельсов и устойчивость пути . Пг . 1915.

Лит.: Костомаров В . М . и Бургвиц А . Г . Основоположник гидродинамического трения в машинах Н . П . Петров . М . 1952.

{Воен. энц.}

Петров, Николай Павлович

Рус. ученый и инженер, почетный чл. Петербург. АН (с 1894), инженер-генерал-лейтенант. По окончании в 1858 Инженерной академии (в Петербурге) работал в ней же на кафедре математики у М. В. Остроградского. В 1862 стал читать курс высшей математики в академии, а в 1866- лекции по различным разделам прикладной механики в Петербург. практич. технологич. ин-те. В 1867 П. был избран адъюнкт-проф. Инженерной академии, а в 1871 - проф. Петербург. практич. технологич. ин-та. В 1888-92 был пред. Управления казенных ж. д., с 1892 - пред. Инженерного совета мин-ва путей сообщения и в течение нескольких лет (с 1893) - товарищем министра путей сообщения.

Первые свои работы по механике П. проводил под руководством И. А. Вышнеградского. В 1883 вышла работа П. "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", где впервые излагался закон трения при наличии смазки. П. обосновал гипотезу И. Ньютона о пропорциональности напряжения трения внутри жидкости первой степени относительной скорости ее движения и дал возможность использовать эту гипотезу для изучения определенного режима течений вязких жидкостей, названных позднее ламинарными течениями. Он указал также на возможность существования другого режима течения жидкости - турбулентного. П. сформулировал закон трения при смазке, исходя из общих ур-нии гидродинамики вязкой жидкости и рассматривая фрикционный узел в машинах в виде двух концентрич. цилиндров (подшипник и шип вала), разделенных тонким слоем смазки. За этот труд П. в 1884 был удостоен Ломоносовской премии АН. Работы П. послужили основой для создания гидродинамич. теории трения при смазке и толчком к дальнейшему развитию теоретич. и экспериментальных исследований в этой области. П. заложил также теоретич. основы одного из методов вискозиметрии. В теории механизмов он предложил метод очертания зубцов цилиндрич. колес дугами круга; в свое время его метод был наиболее точным решением задачи.

Ряд работ П. относится к области ж.-д. техники (тяговые расчеты поездов, давление колес на рельсы и их прочность, исследование действия тормозных систем и др.). В 1871 ввел в Петербург. практич. технологич. ин-те новый курс о подвижном составе ж. д. Принимал активное участие в строительстве Сиб. магистрали. С 1875 состоял чл. (с 1896 - почетным чл.) Рус. технич. об-ва, а в 1896-1905 был его пред. П. известен также как поборник высшего технич. образования в России.

Соч.: Гидродинамическая теория смазки. Избранные работы, М., 1948 (имеется биография и список трудов); Давление колес на рельсы. Прочность рельсов и устойчивость пути, [СПб], 1915; К вопросу о приготовлении для промышленности инженеров, "Журнал министерства народного просвещения", 1915, ч. 56 .

Лит.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г., Основоположник теории гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров, М., 1952; Воларович М. П., Н. П. Петров - основоположник гидродинамической теории смазки машин, в кн.: Трение и износ в машинах. Труды Второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, [т.] 3, М.-Л., 1949.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Петров, Николай Павлович" в других словарях:

    Русский учёный и инженер в области ж. д. транспорта, почётный член Петербургской АН (1894), инженер генерал лейтенант. По окончании Петербургской… … Большая советская энциклопедия

    - (1836 1920) российский ученый, почетный член Петербургской АН (1894), инженер генерал. Создал основы гидродинамической теории смазки (Ломоносовская премия, 1884). Труды по теории машин и механизмов, железнодорожной технике. Участник строительства … Большой Энциклопедический словарь

    Петров (Николай Павлович) военный инженер, генерал лейтенант, родился в 1836 году. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Санкт Петербургском педагогическом институте лекции М.В.… … Биографический словарь

Родился 24 октября 1960 г. в Первоуральске. Учился в школе № 35. В музыкальной школе учился по классу баяна. Закончил музыкальное училище им. Чайковского, где учился вместе с А. Могилевским. Есть весьма занимательная история, как Николай Петрович пришел в группу "Наутилус Помпилиус": "После записи "Титаника" Могилевский дал Николаю Петрову послушать альбом и предложил поработать с гитарными партиями Потапкина и Самойлова. Сначала Петров не отнесся всерьез к предложению Могилевского, предполагая, что найдутся другие кандидаты на это место. Однако вскоре из "Нау" окончательно ушел Самойлов, и Николаю пришлось по дороге на гастроли в Киев срочным порядком разучивать партии. Он делал это в поезде, сидя в наушниках и потихоньку репетируя на гитаре. Концерты в Киеве он отыграл успешно - и так в "Наутилусе" появился новый лидер-гитарист." Николай Петрович владел игрой на гитаре, аккордеоне, баяне. Это был один ярких, но в то же время остающихся немного в тени музыкантов... Именно при Николае Петровиче, Наутилус стал очень популярным, не зря тот состав называют "золотым".
Студенческая дружба логически привела их к творческому сотрудничеству - созданию проекта "Ассоциация". Он исполнял гитарные, вокальные партии, а также занимался аранжировкой. После окончания училища был преподавателем по классу акустической гитары в музыкальной школе г. Первоуральска и одновременно зарабатывал нелегкий хлеб "ресторанного музыканта" - у него 9-летний стаж работы в одном из первоуральских ресторанов. В 1989 г. Коля Петров увольняется из музыкальной школы, устав от жесткого расписания, стандартного педагогического репертуара, учебных планов. Он начинает работать в кружке одного из домов культуры, что обеспечивало большую свободу маневра и позволило более плотно заняться собственным творчеством. После распада "звездного состава" "Наутилуса" Н. Петров и А. Могилевский начинают более активно заниматься "Ассоциацией" - прилагать некоторые усилия для раскрутки своего проекта, становятся известны в Ленинграде и Москве, дебютируют на фестивале в Лужниках. В 1989-1991 гг. выходят три альбома "Ассоциации". В начале 90-х Коля Петров работает вместе с А.Пантыкиным, над неким совместным свердловско-американским музыкальным проектом, играет с "Апрельским маршем". В 1994 г. А. Могилевский, вернувшийся "в объятия родного моллюска", предлагает своего старого соратника по "Ассоциации" на должность наутилусовского лидер-гитариста. После записи "Титаника" Могилевский дал Коле Петрову послушать альбом и предложил поработать с гитарными партиями Потапкина и Самойлова. Сначала Петров не отнесся всерьез к предложению Могилевского, предполагая, что найдутся другие кандидаты на это место. Однако вскоре из "Нау" окончательно ушел Самойлов, и Коле пришлось по дороге на гастроли в Киев срочным порядком разучивать партии. Он делал это в поезде, сидя в наушниках и потихоньку репетируя на гитаре. Концерты в Киеве он отыграл успешно - и так в "Наутилусе" появился новый лидер-гитарист.
Великолепный музыкант и педагог Николай Петров. Его партии и умение владеть гитарой, чуткое восприятие любого стиля и манера игры навсегда оставили след в истории свердловской музыки, особенно в таких направлениях, как рок (Ассоциация, Наутиус Помпилиус, Поезд куда-нибудь, Апрельский марш) и поп (Первоуральск).
Петров Николай Павлович
Дата рождения:
Место рождения:

Трубчевск, Орловская губерния

Дата смерти:
Место смерти:
Научная сфера:

гидродинамика, металлургия

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Николаевский военный инженерно-технический университет

Петров Николай Павлович (13 (25) мая 1836 г., Трубчевск, Орловская губерния - 15 января 1920 г., Туапсе) - русский ученый и инженер, Инженер-Генерал, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки.

Почетный член ТПУ.

Биография

Из дворян Новгородской губернии.

Образование получил в Константиновском кадетском корпусе (1855 г.).

Окончил Николаевский Военный инженерно-технический университет, стал военным инженером в 1858 г.

Находился в длительной заграничной командировке. По возвращении преподавал в Николаевской инженерной академии и Технологическом институте, где в 1867-70 гг. получил звания профессора.

Известен как крупный ученый в области железнодорожного транспорта, тяжелого машиностроения и железнодорожного строительства.

С 1888 г. являлся председателем Временного управления казенных железных дорог, а в 1892 г. возглавил Департамент железных дорог Министерства путей сообщения и инженерный совет при министерстве.

С 1893 по 1900 гг. - товарищ министра путей сообщения.

В 1901-1905 гг. участвовал в работе Департамента промышленности и торговли Государственного Совета.

В 1907-1915 гг. назначался к присутствованию в Совете.

В 1907-1915 гг. возглавлял 2-й Департамент.

Научная деятельность

Истории развития учения о силах трения известны два крупнейших открытия: первое - это установление Амонтоном (1699 г.) и затем Кулоном (1781 г.) основных законов трения несмазанных («сухих») и плохо смазанных («загрязнённых») тел; второе - открытие русским учёным Н. П. Петровым (1883 г.) закона трения при смазке и создание им основ математической теории смазки.

Классические исследования Амонтона и Кулона являются почти исключительно экспериментальными. Результаты их в настоящее время должны рассматриваться, как очень приближенные. Эти работы не повлекли за собой крупных прогрессивных исследований, несмотря на то, что способствовали утверждению в механике плодотворных, хотя и формальных представлений о трении. Работы Н. П. Петрова носят характер теоретического исследования, основанного на точном эксперименте. Строгая математическая трактовка проблемы и тщательная проверка результатов создали прочный фундамент гидродинамической теории смазки и тех многочисленных исследований, которые появились в результате развития идей Н. П. Петрова.

Имя Н. П. Петрова в истории науки связано не только с его исследованиями по гидродинамике, теории смазки и вискозиметрии. Н. П. Петров был одним из лучших инженеров своего времени. И в этой области ему принадлежат работы исключительной ценности. В теории механизмов известен метод Петрова очертания зубцов круглых цилиндрических колёс дугами круга. Во времена Петрова его метод являлся наиболее точным решением этой задачи. Он в наилучшей степени удовлетворял требованию плавности движения частей механизмов и машин. Для характеристики уровня задачи укажем, что вслед за Н. П. Петровым решением её занялся крупнейший русский математик П. Л. Чебышев.

Наиболее замечательными в инженерной области являются работы Н. П. Петрова по исследованию давления колёс на рельсы, прочности рельсов и устойчивости железнодорожных путей. Теория деформации рельса, предложенная Н. П. Петровым, учитывает: скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, упругость, число (до 6) и взаимное расстояние опор, поддерживающих рельс, вибрации рессор, инерцию колеса, инерцию рельса вместе со шпалами, неоднородности в подбивке шпал, неправильности поверхности катания как рельса, так и колеса. Из теории Петрова могут быть найдены как вертикальные силы, действующие на колею, так и горизонтальные, иначе говоря, могут быть определены силы, расшатывающие и расширяющие колею.

В прямой связи с этой замечательной работой Н. П. Петрова стоят его работы по вопросам тяги. Найдя на основе своей теории точный критерий устойчивости пути, Н. П. Петров получил возможность успешно разрешить ряд задач из области эксплоатации и безопасности движения паровозов и подвижного состава.

Труды

"Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l"étude théorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890).