Третье послание иоанна. Толкование библии, третье послание иоанна Обстановка и предпосылки написания

Третье послание Иоанна

Комментарий

1 Приветствие

Как и во Втором послании Иоанна, автор называет себя просто старец. Послание адресовано дорогому другу Гаию (буквально, «возлюбленному Гаию»; Браун утверждает, что «дорогой» слишком бесцветное обращение для agapetos - Brown, Epistles of John, p. 702). Это достаточно распространенное имя, оно несколько раз встречается в Новом Завете (напр.: Деян. 19:29; Рим. 16:23). Больше ничего не известно о Гаие, но из послания видно, что он занимал руководящее положение в местной церкви. Иоанн в своем послании четыре раза использует обращение «возлюбленный», и здесь он говорит: …которого я люблю по истине. Очевидно, старец питал глубокую любовь к этому человеку. В послании особый акцент делается на слове истина, которое встречается здесь шесть раз. Как и в остальных посланиях это слово связано, скорее всего, с Евангельской истиной, истиной, которую мы видим во Христе (см.: ст. 8).

Из книги ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ автора Завет Новый

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Глава 1 1 Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и

Из книги Библия автора Библия

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Глава 1 1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя.3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Третье послание Иоанна Комментарий 1 Приветствие Как и во Втором послании Иоанна, автор называет себя просто старец. Послание адресовано дорогому другу Гаию (буквально, «возлюбленному Гаию»; Браун утверждает, что «дорогой» слишком бесцветное обращение для agapetos - Brown,

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Третье послание апостола Иоанна Третье послание апостола Иоанна написано, по–видимому, как и два предыдущих, между 90 и 100 гг. по Р.Х. (о месте его написания также ничего неизвестно).По всей вероятности, данное послание представляет собой краткое личное письмо апостола, в

Из книги Новый Завет (перевод «Радостная Весть») автора Автор неизвестен

Третье письмо ИОАННА 1 От Старейшины - моему любимому Гаю, которого я люблю истинной любовью.2 Любимый мой, я молюсь о том, чтобы все у тебя шло успешно, и чтобы ты был здоров телом, как и духом, а с ним у тебя все обстоит успешно. 3 Я очень обрадовался, когда пришли

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Третье послание апостола Иоанна 1 Старец гаиеви возлюбленному, егоже аз люблю воистинну. 2 Возлюбленне, во всех молюся (о тебе) благоспеятися тебе и здравствовати, якоже благоспеется тебе душа. 3 Возрадовахся зело, пришедшым братиям и свидетельствующым твою истину, якоже

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ИОАННА. Содержание третьего послания св. ап. Иоанна. Апостол пишет о странноприимстве. Во-первых, он одобряет Гаия, о котором все свидетельствуют, что он с любовию принимает странников; убеждает его и впредь пребывать в таком же

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА ВВЕДЕНИЕЭто послание представляет собой «рекомендательное письмо» для Димитрия, странствующего миссионера (ст. 7, 8), который нуждался в том, чтобы местная церковь приняла его на то время, пока он будет проповедовать Евангелие в этой области (ср.

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Глава 1 1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и

Из книги Новый Завет (илл. Доре) автора Завет Новый

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Глава 1 1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

29. ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА Гаий

Из книги Библия. Синодальный перевод автора

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Глава 11 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Третье обретение честной главы св. Иоанна Предтечи (Как христиане должны почитать память Иоанна Крестителя?) I. Сегодня мы, братия, празднуем третье обретение главы честного, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Еще до рождения Иоанна было

Из книги Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета автора Библия

Третье соборное послание святого апостола Иоанна 1 Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о

3 Послание Иоанна

20. Учиться на примере

1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников;

6 Они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога.

7 Ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников.

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. ан, как мы сами, которые придерживаются той же самой истины и так же учатся любить. Все мы - дети одного Отца и принадлежим к одной семье. Чем больше все вместе мы пребываем в истине и любви, тем больше это будет способствовать соблюдению заповедей, данных Тем, Кто является Главой нашей церкви.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.

14 А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Это последнее из трех Посланий, приписываемых Иоанну, является наиболее личным. По длине оно схоже со вторым, это обусловлено тем фактом, что оно занимало один лист папируса. И во многих других отношениях оба эти Послания являются зеркальным отражением друг друга. В них автор представляется просто старцем (см. комментарии к 2 Ин. 1); выражает желание увидеться со своим адресатом лично, чтобы продолжить обсуждение проблем, затронутых в Послании (ст. 13–14; ср. 2 Ин. 12); проявляет озабоченность по поводу странствующих проповедников и отношения к ним со стороны членов общины. Но если во Втором послании Иоанн предостерегает нас, советуя не приветствовать «обольстителей», то в Третьем его предостережения направлены на тех, кто проявляет враждебность по отношению к подлинным христианам и посланцам, несущим Евангелие. Таково позитивное дополнение к негативным запретам Второго послания, напоминающее Гаию и его общине, что отрицательное отношение еретиков к проявлению гостеприимства и радушия не должно становиться предлогом для того, чтобы не проявлять эти качества по отношению к верным и преданным христианским проповедникам.

Это сходство тематики, словарного состава и структуры навели Ленски на мысль, что, «возможно, оба эти послания были написаны в один и тот же день и посланы в одно и то же место, только второе было адресовано к общине в целом, а третье - к одному из ее членов». Несомненно, это весьма заманчивая идея. Если лжеучителя к тому времени начали успешно проникать в церкви, тогда закономерно предположить, что те, кого привлекали новые идеи, могли подпасть под их влияние, привлеченные новыми знаниями или, что более вероятно, силой самой личности. А это, в свою очередь, могло привести к тому, что укрепившие свои позиции в церкви «новые» проповедники стали не допускать туда учителей, придерживающихся ортодоксальной доктрины, и, напротив, всячески приветствовать «обольстителей».

Очевидно, нечто подобное произошло в церкви Гаия. К нему пришли братья от Иоанна, которые несли истинную Христову весть, и он приветствовал, поддержал и принял их с любовью. Но вся церковь в целом не последовала его примеру, хотя были в ней и те, кто хотел поступить именно так. Как выяснилось, власть в церкви находилась в руках Диотрефа, человека, имевшего в ней наибольшее влияние, который не только «не принимал братьев», посланных Иоанном, но «поносил» самого Апостола. Напротив, Димитрия Иоанн хвалит. Возможно, именно он доставил это Послание, а также выступал в роли представителя Иоанна, неся церкви слово Апостола - для того чтобы определенным образом подготовить людей перед приходом самого Иоанна. Поскольку все, о чем сказано в Послании, вращается вокруг этих трех людей, для лучшего понимания текста было бы полезно поглубже вникнуть в то, что представлял собой каждый из них.

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава XII. Послание Иоанна из темницы к Иисусу. Смерть Иоанна. Отношение его школы к школе Иисуса В то время как радостная Галилея ликовала по поводу пришествия своего любимца, печальный Иоанн изнывал под влиянием тщетных ожиданий и несбывшихся желаний в своей темнице в

Из книги Мудрость дзэн. Сто историй пробуждения автора Клири Томас

Учиться тому, как учиться От природы Тэйсю был наделен необычайной проницательностью, он был прекрасно начитан и в буддийской, и в светской литературе. Единственное, чего он не мог понять, так это принцип "И цзина", древней "Книги Перемен".Желая восполнить пробел в своих

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Первое Послание Иоанна Введение Это писание часто называют «посланием» или письмом, но в нем не указаны ни адресат, ни подпись отправителя. Действительно, отсутствие многих характерных особенностей письма приводит к тому, что некоторые ученые, говоря о «послании»,

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Второе послание Иоанна Комментарий 1-3 Приветствие Вступление традиционно для письма первого века. 1,2 Автор называет себя старец, что может говорить о его возрасте или, возможно, о положении, занимаемом в церкви. Он обращается к избранной госпоже, что также может

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Третье послание Иоанна Комментарий 1 Приветствие Как и во Втором послании Иоанна, автор называет себя просто старец. Послание адресовано дорогому другу Гаию (буквально, «возлюбленному Гаию»; Браун утверждает, что «дорогой» слишком бесцветное обращение для agapetos - Brown,

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

Третье послание Иоанна. «Старец - возлюбленному Гаию…»Это имя мы уже встречали, не так ли? Кажется, Иоанн в нём ошибся.«Я весьма обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали о твоей верности… Ты, как верный, поступаешь в том, что делаешь для братьев и для

Из книги Послания ап. Иоанна автора Джекман Д.

Третье послание апостола Иоанна Третье послание апостола Иоанна написано, по–видимому, как и два предыдущих, между 90 и 100 гг. по Р.Х. (о месте его написания также ничего неизвестно).По всей вероятности, данное послание представляет собой краткое личное письмо апостола, в

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА ВВЕДЕНИЕАвторство, дата написания. См. введение к Первому посланию Иоанна и Евангелию от Иоанна; Первое и Второе послания Иоанна несколько различаются по стилю. Иоанн сам мог написать более короткое личное послание, которое было похоже на более

Введение.

Третье Послание Иоанна является частным письмом, адресованным конкретному лицу - человеку по имени Гай. Если, как это представляется, 2 Иоанна писалось церкви, то лишь 3-е послание этого апостола и послание к Филимону являются в Новом Завете личными посланиями. Пастырские послания к Тимофею и Титу, хотя и были адресованы конкретным лицам, предназначались, по всей видимости, для всеобщего прочтения. Таким образом, послание Иоанна Гаию - это ценный образчик личной переписки верующих в раннехристианский период. Духовный характер этого письма - очевиден.

Автор.

Как и во 2-м послании, автор называет себя просто "старцем". Вероятно, это говорило не только о его преклонном возрасте (пресбитерос - "старик", по-русски переданное как "старец"), но и об особой авторитетности его как человека, лично знавшего Христа (вступление ко 2-му посланию Иоанна). Стиль же послания явно не отличается от стиля первого и второго посланий, поэтому мнение, существовавшее еще в древности, что данное послание, как и два других, написано действительно апостолом Иоанном, может быть принято без колебаний.

Обстановка и предпосылки написания.

В послании не указано, где Гай жил. Похоже, однако, что он был членом одной из малоазиатских церквей на территории современной западной Турции, входившей тогда в состав Римской империи. Традиционно считается (на основании книги Откровения), что апостол Иоанн играл особую роль именно в этом регионе. Автор послания, видимо, писал Гаию, чтобы побудить его оказать гостеприимство Димитрию (стих 12), который был, вероятно, странствующим христианским проповедникам (стихи 5-8). Он-то, возможно, и доставил Гаию это письмо.

Очевидно, апостол вынужден был обратиться лично к Гаию, поскольку главенствовавший в той церкви Диотреф не принимал странствующих братьев (стихи 9-10). Он даже, по-видимому, пытался, выражаясь современным языком, принимать "административные меры", вплоть до отлучения от церкви, против тех верующих, которые оказывали странникам гостеприимство. Если Гай был членом той церкви, где Диотреф играл первую роль, то он, возможно, рисковал навлечь на себя его гнев.

Но можно предположить, что он был состоятельным человеком, исключить которого из церкви было не так-то просто. Предположение, что Гай принадлежал к какой-то другой церкви, звучит неубедительно, особенно в свете 9-го стиха, где апостол просто говорит, что писал "церкви", как бы подразумевая - "вашей церкви".

Диотреф, как представляется, являл собой ранний и печальный пример епископа с монархическими замашками. На смену первоначально сложившейся в Церкви ситуации, когда каждой общиной управлял "совет старцев", пользовавшихся одинаковым авторитетом, постепенно пришла иная, при которой руководство внутри церкви стало концентрироваться в руках одного человека, этот человек делался "епископом" (особый этот титул вначале был просто синонимом "старца").

Зачастую это, должно быть, происходило почти незаметно - по мере того, как сильный человек все более брал руководство над остальными членами церковного совета. Очевидно, в церкви, к которой принадлежал Гай, процесс этот привел к выдвижению человека особенно своевольного и властолюбивого. Причины, по которым Диотреф отказывался принимать странствующих братьев, Иоанном не приводятся. Конечно, сам Диотреф так или иначе пытался объяснять свое поведение. Однако апостол Иоанн прямо говорит, что Диотреф поступал неправильно - "делал зло" (стих 11). Апостол надеялся исправить возникшее в этой церкви положение при личном посещении ее (стих 10).

Время написания.

Как и в случае 2-го послания, не существует достаточно объективных данных, на основании которых можно было бы судить о том, когда именно было написано это послание.

План книги:

I. Приветствие (стихи 1-4)

II. Главная часть послания (стихи 5-12)

А. Похвалы Гаию (стихи 5-8)

Б. Обвинение в адрес Диотрефа (стихи 9-11)

III. Прощальное приветствие (стихи 13-14)

Не ясно остается лишь то, кому было адресовано послание. Из текста следует, что это был некий Гаия. Вероятно, что Третье послание было написано в конце I века в Ефесе.

Третье Послание Иоанна – читать, слушать.

На нашем сайте Вы можете прочесть или прослушать Третье Послание Иоанна Богослова.

1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,

7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Толкование на Третье Соборное Послание Иоанна Богослова.

Странноприимство –предоставление крова и питания странствующим служителям Господа во славу Божью.

Стихи 13 – 15. Заключение Третьего послание многим походит на конец второго послания. Автор оправдывает краткость письма надеждой на скорую встречу. Возможно, так было принято заканчивать письма в то время.

Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Это послание, как ни одно другое новозаветное послание, показывает, что в эпоху ранней Церкви христианские письма и послания писались по той же модели, что и вообще все письма. Во-первых, это приветствие, потом молитва о добром здравии, потом главная часть письма со всеми новостями, а потом заключительные приветствия. Христианские послания и письма тех первых лет не были чем-то чисто духовным: это были такие же письма, какие люди писали друг другу каждый день.

Иоанн пишет другу по имени Гай. В эпоху Нового Завета имя Гай было самым распространенным. В самом Новом Завете это имя носят три человека: Гай Македонянин, бывший вместе с Аристархом при Павле во время мятежа в Ефесе (Деян. 19,29); Гай Дервянин, делегированный от своей церкви сопровождать деньги, собранные для бедных в Иерусалиме (Деян. 20,4); и Гай в Коринфе, приютивший Павла столь гостеприимного, что его можно было назвать странноприимцем всей церкви (Рим. 16,23), один из тех крайне немногих, которых Павел крестил лично (1 Кор. 1,14) и который, согласно преданию, стал первым епископом в Фессалониках. Гай было самое распространенное имя, и нет никакой нужды ассоциировать этого Гая с кем-либо из тех трех. Согласно преданию Иоанн лично сделал его епископом города Пергам. Здесь он представлен человеком с открытым домом и открытого сердца.

В первых двух стихах послания Иоанн дважды употребляет обращение возлюбленный, в греческом агапетос. В этих посланиях Иоанн употребляет это слово агапетос не менее десяти раз. Это очень примечательный факт, ведь это послание с предостережениями и укорами, и тем не менее в них прежде всего делается ударение на любви. Иоанн не раздражается даже тогда, когда ему приходится упрекать. Все послание пронизано любовью.

В ст. 2 мы видим всестороннюю заботу хорошего и преданного пастыря. Иоанн интересуется и физическим и духовным здоровьем Гая. Иоанн, как Иисус, никогда не забывал, что у человека есть не только душа, но и тело, и что оно тоже имеет большое значение.

В ст. 4 Иоанн говорит о величайшей радости учителя: слышать и видеть, что дети его ходят в истине. Истина — это не просто то, что человек должен усвоить умом. Истина — это знание, питающее ум человека, и милосердие, облекающее всю его жизнь. Истина — это то, что заставляет человека мыслить и поступать, как повелел Бог.

3 Иоанна 5-8 Христианское гостеприимство

Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников;

Они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников.

Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Вот главный предмет послания. Группа странствующих миссионеров находится на пути в церковь, членом которой является Гай, и Иоанн убеждает Гая принять их, оказать им всяческую помощь и поддержку и отправить в дальнейший путь чисто по-христиански.

В древнем мире гостеприимство было священным делом. Гостиницы в древнем мире были известны своими недостатками. Греки с явным неодобрением смотрели на сочетание денежных отношений с гостеприимством, и поэтому содержатели гостиниц пользовались плохой репутацией. Гостиницы и постоялые дворы были известны царившей в них грязью и блохами. Содержатели гостиниц были хищны и жадны -греческий философ Платон сравнивал их с пиратами, требующими выкуп со своих гостей, прежде чем отпустить. В античном мире существовала система дружбы домами для приема гостей, когда семьи в различных частях страны обязывались при необходимости взаимно оказывать гостеприимство членам семей. Эти связи семей длились многие поколения, и в случае необходимости человек приносил с собой симболен или ярлык, жетон, по которому хозяин узнавал его. Некоторые города имели в больших городах своих представителей, которых называли проксенос, у которых сограждане могли получить убежище и помощь.

Коли даже языческий мир высоко ставил обязательство оказывать гостеприимство, то совершенно естественно, что христиане относились к нему еще серьезнее. Петр призывает: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (Пет. 4,9). «Страннолюбия не забывайте», — пишет автор Послания к Евреям, и добавляет: «Ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам» (Евр. 13,2). В Пастырских посланиях говорится, что вдовице должны быть оказаны почести, если она «принимала странников» (I Тим. 5,10). Павел просит римлян «ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12,13).

Особенно гостеприимными должны быть руководители Церкви. Епископ должен быть страннолюбив (Тим. 3,2). Тит должен быть «страннолюбив» (1 Тит. 1,8). Позже, во времена Юстина Мученика (170 г.) в воскресенье зажиточные делают по своему усмотрению пожертвования, а в обязанности руководителя общины входило «заботиться о сиротах, вдовах, о всех нуждающихся в связи с болезнью и по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, проживающих среди нас» (Юстин Мученик: «Апология» 1,67).

В эпоху ранней Церкви двери дома христианина были всегда гостеприимно открыты. Дать страннику возможность войти в дом христианина — что может быть благороднее этого? Круг христианской семьи всегда должен быть достаточно широк, чтобы в нем нашлось место для странника, независимо от того, откуда он пришел и какого цвета его кожа.

3 Иоанна 5-8 (продолжение) Христианские пионеры и первопроходцы

Кроме того, из настоящего отрывка мы узнаем кое-что о странствующих миссионерах, оставивших свой дом и все удобства, для того, чтобы нести в мир слово Божие. В ст. 7 Иоанн говорит, что они пошли ради имени Его, не взявши ничего от язычников. (Вполне возможно, что в ст. 7 он имеет в виду тех, кто ушел от язычников, не взяв с собой ничего, кто ради Христа оставил свою работу, свой дом и своих друзей и теперь не имел никаких средств к существованию). В античном мире была хорошо известна фигура «нищенствующего монаха» с сумой. Так оставил свои записи некто, называвший себя «рабом сирийской богини», ходивший и собиравший подаяние. Он утверждает, что никогда не возвращался меньше чем с семьюдесятью кошелями денег для своей богини. А эти христианские странствующие проповедники не брали ничего от язычников, даже если те им и давали.

Иоанн предоставляет этих первопроходцев и пионеров гостеприимству и щедрости Гая, и заявляет, что принимать их — долг каждого, чтобы содействовать распространению истины (ст. 8). Английский богослов Моффат очень живо передает этот стих: «Мы обязаны оказывать поддержку таким людям, чтобы доказать, что тоже содействуем истине».

В этом заключается важная христианская идея. Не всякий человек может, по стечению обстоятельств, стать миссионером или проповедником. Иной вынужден продолжать выполнять свою гражданскую работу, оставаясь на своем месте и выполняя будничные жизненные обязательства. Но туда, куда он не может пойти сам, могут дойти его деньги, его молитвы и его практическая поддержка. Не каждый может быть, так сказать, на переднем крае, но, оказывая помощь тем, кто находится там, он может сделаться пособником истины. Помня об этом, мы будем видеть в том, что даем для дела Христова, не обязательство, а привилегию; не долг, а радость. Церкви нужны люди, которые выйдут, чтобы понести истину дальше, но ей также нужны люди, которые содействуют истине дома.

3 Иоанна 9-15 Зов любви

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно

Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь

Здесь мы узнаем причину написания послания и знакомимся с двумя главными героями всей истории.

С одной стороны, это Диотреф. В предисловии мы уже видели, в какой ситуации оказались Иоанн, Диотреф и Димитрий. В ранней Церкви существовало двойное пастырство. С одной стороны были апостолы и пророки, власть и полномочия которых не были ограничены какой-то конкретной общиной, а распространялись на всю Церковь. Кроме того, были пресвитеры, или старейшины; это были жившие оседло постоянные пастыри местных общин, их фундамент и костяк.

В раннюю эпоху это не вызывало никаких проблем, потому что местные общины были еще подобны детям и не могли еще сами ходить и самостоятельно работать. Но со временем между двумя категориями пастырей отношения становились все напряженнее. По мере того, как местные общины набирали силы и все больше осознавали свое место и роль, они были все меньше и меньше готовы подчиняться руководству издалека и вмешательству странствующих чужаков.

Эта проблема до некоторой степени еще существует и сегодня. И сегодня есть странствующие проповедники, богословие, методы и атмосфера которых может сильно отличаться от богословия, методов и атмосферы работы местных священнослужителей. В молодых церквах существует проблема, как долго должны миссионеры оставаться контролем и когда туземные церкви могут освободиться и сами решать свои дела.

В настоящем послании представителем местного пастырства является Диотреф. Он не желает признавать власть и авторитет Иоанна и принимать странствующих миссионеров. Он настолько озабочен тем, чтобы его приход сам решал свои дела, что даже готов изгнать тех, кто еще готов признать власть и полномочия Иоанна и принимать странствующих проповедников. Кем Диотреф, собственно, является, мы не знаем. Конечно, он не епископ. Вполне возможно, что он энергичный и умный пресвитер, или даже просто агрессивно настроенный прихожанин, который своей сильной личностью сметает все на своем пути. В любом случае, он является сильной и доминирующей личностью.

Димитрий же, по всей вероятности, руководитель странствующих проповедников, и, вероятно, он-то как раз и принес это послание Иоанна Гаю. Иоанн лично дает характеристику ему и его способностям, и, возможно, были и определенные обстоятельства, обусловливавшие негативное отношение к нему Диотрефа.

Димитрий, конечно, имя тоже не необычное. Делались попытки идентифицировать его с двумя новозаветными фигурами. Его пытались отождествить с серебряником Димитрием из Ефеса, зачинщиком оппозиции Павлу (Деян. 19,21 и сл.). Может быть, он обратился позже в христианство, но его прежнее враждебное отношение заставило людей сторониться его. Его также отождествляли с Димасом (сокращенная форма имени Димитрий), бывшего сотрудником Павла, но оставившего его, потому что возлюбил нынешний век (Кол. 4,14; Флм. 23; 2 Тим. 4,10). Может быть, Димас вернулся к вере, но ему продолжали ставить в упрек то, что он оставил Павла.

Вот наше положение. А как мы относимся к Диотрефу? Мы можем вполне сочувствовать ему; можно считать, что он встал на позицию, на которую, раньше или позже, должны были встать все. Но, при всей силе его характера, у него был один недостаток — ему не доставало милосердия. Как это выразил Додд: «Не может быть подлинного религиозного чувства, если оно не проявляется в милосердии». Именно поэтому, несмотря на все свои руководящие способности и свое превосходство, в понимании Иоанна, Диотреф не был настоящим христианином. Настоящий христианский руководитель должен всегда помнить, что сила и доброта идут рядом, и руководство и любовь идут рука об руку. А Диотреф был похож на стольких церковных руководителей. Он, может быть, был совершенно прав, но пытался добиться своего неверным способом, ибо сила ума никогда не может заменить сердечную любовь.

Мы не знаем, чем все это кончилось. Но Иоанн завершает свое послание в духе любви. Он скоро придет и поговорит, когда его присутствие может достичь того, чего не может достичь ни одно послание, а сейчас он посылает свои приветы и благословения. И мы можем быть уверены м том, что пожелание Старца — «мир тебе» — действительно принесло покой в раздираемую распрями церковь, которой писал Иоанн.