Требование валидности теста означает. Особенности определения валидности педагогического теста

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (англ. validity of test ) - важнейший критерий доброкачественности теста , характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. В. т. определяется корреляцией его результатов с др. критериями измеряемого свойства (напр., В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности). Проверка В. т. называется валидацией (валидизацией). Допускаются разные типы валидации и В. т.: 1) содержательная (content ); 2) по критерию (эмпирическая; criterion- related ): 3) понятийная (конструктная; construct ); 4) дискриминантная (discriminant ) и др. См. Психодиагностика , Психологическая диагностика . (В. И. Лубовский.)

Валидность теста - действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.
Выделяют несколько типов валидности:
1. Содержательную;
2. По критерию, или эмпирическую;
3. Понятийную, или конструктивную.

Валидность теста [англ. validate - объявлять действительным, подтверждать] - один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие В. т. отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств личности. Если раньше понятие В. т. чаще других ассоциировалось с понятием "качество теста", то в последние годы все больше осознается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, В. т. - это прежде всего адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (содержанию диагносцируемого психического свойства) и применению результатов тестирования (в профессиональном отборе и других прикладных психологических обследованиях). В контексте прикладной задачи В. т. представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования. Например, тест может быть валиден для измерения интеллекта и невалиден для оценки знаний. И наоборот: если тест создавался для проверки уровня знаний, то результаты по нему не могут быть интерпретированы как мера интеллектуального развития испытуемых. Результаты подобного истолкования невалидны изначально, по цели создания теста. Существенной стороной интерпретации является учет условий тестирования и применения результатов. Если тестирование протекает с нарушением правил (неодинаковое для всех время тестирования, различия в инструкциях, помощь отдельным испытуемым), то интерпретация таких нестандартных результатов не может быть названа валидной по условиям сбора данных. Содержание заданий теста должно соотноситься с содержанием основного понятия (концепции), отражающей измеряемое качество. Это гносеологический аспект В. т., отражающий меру связи теоретического понятия с операциональным понятием и качеством подбора эмпирических индикаторов. В западной психологической литературе отмеченный способ интерпретации тестовых результатов соотносится с определением конструктивной валидности (construct validity).

Тестовые результаты могут быть валидны для отбора по одной профессии и невалидны для отбора на другую профессию. Это особенно характерно для сконструированных целенаправленно-прагматических тестов по критерию. Мерой валидности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по профессиональному критерию. При этом встречаются немало корреляций, опосредованных другими, иногда неизвестными факторами. Отсюда берет начало широко исследованная на Западе проблема дифференциации различных тестов по их валидности для отбора на различные профессии.

В.С. Аванесов, А.Г. Шмелев

Как отмечает А. Анастази , валидность теста это понятие, которое указывает на то, что измеряет тест и насколько хорошо он это делает. Однако проблемы валидизации психологических тестов хотя и являются центральными для психометрики, но, до сих пор решенными не до конца. Решение этой проблемы зависит не от статистического аппарата, а от уровня развития теоретического аппарата дифференциальной психологии. Валидность является комплексной характеристикой, которая включает в себя не только сведения о том, для чего она создана, но и какова ее действенность, эффективность .

Валидность и надежность . Валидность (или обоснованность) всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, т. е. относительно предмета измерения. Отличие понятия валидности от надежности измерения удобно раскрывать с помощью различения "объекта" и "предмета" измерения.

Надежность - это устойчивость процедуры относительно объектов (испытуемых) . Надежность не обязательно предполагает валидность. В психологии довольно часто возникает такая ситуация, когда исследователь вначале предлагает определенную процедуру измерения, показывает ее надежность - способность устойчиво различать объекты, но вопрос о валидности остается открытым.

Устойчивость теста относительно объектов (испытуемых) является необходимым, но не достаточным условием его устойчивости относительно измеряемых атрибутов (свойств) объектов. Надежность является необходимым, но не достаточным условием валидности . Отсюда понятно основное соотношение психометрики:

валидность < надежность

Это означает, что валидность теста не может превышать надежность теста. Данное соотношение, однако, неверно трактовать как "чисто" математическое, как указание на прямо пропорциональную связь валидности и надежности. Повышение надежности отнюдь не обязательно приводит к повышению валидности. По А. Анастази , валидность определяется репрезентативностью теста относительно измеряемой области поведения. Если эта область поведения складывается из разнообразных феноменов, то содержательная валидность теста автоматически требует представленности в нем моделей всех этих разнообразных феноменов.

Например, возьмем глобальное понятие "речевая способность" (этому психолингвистическому термину в традиционной тестологии соответствует "вербальный интеллект"). Сюда относятся такие относительно независимые друг от друга навыки, как навыки письма и чтения. Если заботиться о содержательной валидности соответствующего теста, то нужно ввести в него группы заданий на проверку этих довольно разных по своему операциональному составу компонентов вербального интеллекта.



В результате введения разнородных пунктов и субшкал (субтестов) мы обязательно сокращаем внутреннюю согласованность, одномоментную надежность теста, но зато добиваемся повышения валидности.

Следовательно, для расширения области применения теста психодиагност должен избегать излишнего повышения внутренней согласованности. Одновременно с этим снижением внутренних корреляций между различными пунктами теста (как это уже упоминалось ранее) обязательно исчезает отрицательный эксцесс на кривой распределения тестовых баллов, и она все более приближается по форме к нормальной кривой.

Рассматривая понятие валидности, следует иметь в виду, что про валидность нельзя говорить обобщенно (к примеру, нельзя сказать, что тест имеет высокую или низкую валидность), давая определение валидности всегда следует указать конкретное предназначение теста.

Существует две стратегии , при помощи которых можно доказать наличие связи между тестом и тем, что он должен измерять: теоретическая и эмпирическая валидизация . Процедура проверки валидности называется валидизацией.

Теоретическая валидизация имеет отношение к самой методике – это валидность измерительного инструмента (теста) .

Эмпирическая валидизация относится не столько к самой методике, сколько к цели ее использования .

Рассмотрим основные типы валидности и соответствующие им процедуры валидизации.

1. Эмпирическая валидность . Эмпирическая валидность измеряется всегда с помощью статистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух рядов значений - баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности. Эмпирическая валидность теста соотносится, как правило, с какими-либо внешними для психологии социально-прагматическими критериями. Эти критерии являются показателями, обладающими непосредственной ценностью для определенных областей практики .

Например, в области педагогической психологии это "успеваемость" (которую надо повысить), в психологии труда это "производительность труда" и "текучесть кадров", в медицине - "состояние здоровья пациента", в психологии управления - "совместимость", в юридической психологии - "преступность" (которую надо понизить) и т. п.

Ориентируясь непосредственно на эти категории, психолог, пытающийся скоррелировать результаты теста с этими показателями, фактически решает сразу две задачи : задачу измерения валидности и задачу измерения практической эффективности своей психодиагностической программы. Если получен значимый коэффициент корреляции, то можно считать, что решены с позитивным результатом сразу две эти задачи. Но если корреляции не обнаружено, то остается неопределенность: либо невалидна сама процедура (тестовый балл не отражает например, стрессоустойчивости оператора), либо неверна гипотеза о наличии причинно-следственной связи между психическим свойством и социально значимым показателем.

Таким образом, социально-прагматические критерии являются комплексными : они позволяют измерить валидность-эффективность , но не каждое из этих двух свойств теста отдельно .

2. Процедура эмпирической валидизации. Организация выборки при эмпирической валидизации зависит от временного статуса критерия.

Если этот критерий - событие в прошлом (ретроспективная валидизация ), то к участию в психодиагностическом обследовании достаточно привлечь только тех испытуемых, которые оказались на экстремальных полюсах по этому критерию. В результате применяется метод экстремальных (контрастных) групп.

Коррелирование с суммарным баллом по тесту оценивается с помощью бисериального коэффициента корреляции (см. стр. 199). При этом в статусе дихотомической переменной (на месте отдельного пункта) оказывается сам критерий валидности.

Если критерий - будущее событие (проспективная валидизация ), то выборка должна быть составлена с запасом - с учетом вероятного объема экстремальных групп в будущем. Например , нужно выяснить, позволяет ли диагностика темперамента прогнозировать повышенный риск соматических заболеваний (гипертония, язва, астма и т. п.).

Пусть на основании эпидемиологических исследований известно, что в течении трех лет из 1000 здоровых людей этими болезнями заболевают, например, 57 человек. Это означает, что превентивной (предупреждающей) диагностикой должно быть охвачено около 2000 человек, чтобы получить численность "высокой" группы (заболевших) порядка 100.

Проспективная валидизация выявляет прогностическую эффективность диагностической процедуры . Высокая прогностическая валидность доказывает как валидность самого измерения, так и наличие предполагаемой причинной связи.

Ретроспективная валидизация позволяет в лучшем случае решить только первую из двух задач .

Например , если для исследования личностной предрасположенности к совершению краж проведено обследование лиц, находящихся под следствием (т. е. уже совершивших преступление), то выявление акцентированных черт "тревожности", "агрессивности" и т.п. еще не может интерпретироваться как свидетельство причинных факторов преступности - эти черты могут быть лишь следствием сложившихся обстоятельств: лишение свободы, угрызения совести и т.п.

3. Понятия "Содержательная" и "Конструктная" валидность. Их соотношение.

Содержательная валидность (внут­ренняя, логическая) - это комплекс сведе­ний о том, насколько задания теста репрезентируют измеряемые свойства и особенности. Одним из основных требо­ваний при установлении содержательной валидности методики является отражение в содер­жании теста ключевых сторон изучаемо­го психологического феномена.

Если об­ласть поведения или особенность очень сложна, то содержательная валидность требует представления в заданиях теста всех важ­нейших составных элементов исследуемо­го явления. Так, при разработке теста «вербального интеллекта» необходимо ввести группы заданий (субтестов) для проверки довольно разнородных по свое­му операциональному составу навыков письма и чтения.

Конструктная валидность. Это один из основных типов валидности, от­ражающий степень представленности (репрезентации) иссле­дуемого психологического конструкта в результатах теста . В качестве конструкта могут выступать практический или вер­бальный интеллект, эмоциональная неус­тойчивость, интроверсия, понимание ре­чи, переключаемость и т. д. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область те­оретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Поскольку проявления таких конст­руктов, как, например, интеллект в деятельно­сти человека многообразны и неоднознач­ны с точки зрения их выделения, процедура уста­новления конструктной валидности по сравнению с валидностью критериальной или содержательной более сложна.

При объяснении связи полученных тестовых результатов с теоретическим конструктом необходимо постепенное на­копление разнообразной информации о динамике развития измеряемого свой­ства, а также о его взаимодействии с дру­гими психическими явлениями.

Среди конкретных методов характери­стики конструктной валидности, в первую очередь, необходимо назвать сопоставление исследуемого на предмет конструктной валидности теста с другими методиками , конструктное содержание которых известно. Наличие корреляции между новым и аналогичным по конструкту тестом ука­зывает на то, что разрабатываемый тест «измеряет» примерно ту же сферу поведе­ния, способность, личностное качество, что и эталонная методика. Такая процеду­ра валидизации напоминает определение критериальной валидности в том смысле, что эталонный тест, валидность которого определена, выступает в качестве незави­симого критерия .

Следует, однако, заметить, что, в отли­чие от критериальной валидизации, при анализе конструктной валидности не требуется высокой степе­ни связи результатов двух тестов. Если окажется, что новый и эталонный тесты практически идентичны по содержанию и результатам и разрабатываемая методика не обладает преимуществами краткости или легкости применения, это означает лишь дублирование теста, оправданное только с точки зрения создания параллельной формы теста. Смысл процедуры конструктной валидности со­стоит в установлении одновременно как сходства, так и различия психологичес­ких феноменов, измеряемых новым тес­том по сравнению с известным.

При анализе конструктной валидности методики обычно формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с широким кругом других тестов, направ­ленных на конструкты, находящиеся в те­оретически известной или предполагае­мой связи с исследуемыми. При этом конструктная валидность характеризуется не только связями про­веряемого теста с близкородственными показателями, но и с теми, где, исходя из гипотезы, значимых связей наблюдаться не должно.

Подтвержде­ние совокупности теоретически ожидае­мых связей составляет важный круг све­дений конструктной валидности. В англоязычной психодиагностике такое операциональное определе­ние конструктной валидности обозначается как "предполагае­мая валидность " (assumed validity).

Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ , позволя­ющий строго статистически проанализи­ровать структуру связей показателей ис­следуемого теста с другими известными и латентными факторами, выявить общие и специфические для группы сопоставляе­мых тестов факторы, степень их представленности в результатах, т. е. определить факторный состав и факторные нагрузки результата теста. Исключительная важ­ность такой процедуры является основа­нием для выделения ее в особый вид конструктной валидности - факторную валидность.

Важным аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность , отражаю­щая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие мате­риал теста, подчинены основному направ­лению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов. Как уже было отмечено, анализ внутренней согласованности осу­ществляется путем коррелирования отве­тов на каждое задание с общим результа­том теста . Следует отметить, что крите­рий внутренней согласованности указы­вает лишь на меру связи всего содержа­ния теста с измеряемым конструктом, да­вая лишь косвенную информацию о при­роде измеряемого свойства.

При определении конструктной валидности важное место принадлежит изучению динамики измеря­емого конструкта . При этом мы можем опираться на гипотезы о его возрастном развитии, влиянии тренировок, обучения, освоения профессии и т. д. Одним из та­ких подходов является применение крите­рия возрастной дифференциации , что предусматривает согласование результатов теста с ожидаемыми измене­ниями, которые претерпевает изучаемое психическое свойство в возрастной динамике при переходе на новый этап разви­тия. Этот метод конструктной валидности особенно важен для валидизации тестов интеллекта, дос­тижений в обучении.

В комплекс сведений о конструктной валидности методики входят также данные, относящиеся к сфе­ре критериальной и содержательной валидности . Так, критерии, используемые при валидизации, несут информацию, по­зволяющую раскрыть область поведения, качества, представленные в тесте в виде конструкта. Для характеристики конструктной валидности не­обходимы связь с практическими форма­ми деятельности, достоверность прогноза реального поведения.

Однако конструктная валидность являет­ся качественно более высоким и комплек­сным уровнем описания теста, характери­зуя область измеряемого поведения в ши­роких психологических понятиях. Благо­даря данным конструктной валидности мы можем с психологи­ческих позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосно­вать диагноз, введя измеряемое свойство в систему психологических категорий, прогнозировать поведение в более широ­ких пределах, чем это задается областью деятельности, для которой определялась содержательная валидность.

Следует учитывать, что понятие конструктной валидности указывает на высокую зависимость эмпирических связей теста от теоретических представлений автора теста об измеряемом свойстве. Для иллюстрации приведем пример взаимоотношений между двумя популярными тест-опросниками: MAS Ж. Тейлор и EPI Г. Айзенка . Многочисленные корреляционные исследования, проведенные на репрезентативных выборках, показали, что шкала (МАS ) "тревожность" Тейлор положительно коррелирует со шкалой "нейротизм" Айзенка и отрицательно со шкалой "экстраверсия" Айзенка.

Эти соотношения можно проиллюстрировать геометрически (гр. 9): вектор MAS оказывается расположенным в квадрате "нейротизм - интроверсия", образованном системой из ортогональных (статистически независимых) факторов EPI.

С точки зрения концепции Г. Айзенка, эти данные можно рассматривать как свидетельства низкой валидности шкалы Тейлор: МАS коррелирует не только с релевантным фактором "нейротизм", но и с иррелевантым фактором "интроверсия". С этой точки зрения опросник Тейлор оказывается просто нечувствительным к особой разновидности "нейротизма" - к нейротизму (тревожности) экстравертов: в перечне пунктов МАS отсутствуют высказывания, в которых могла бы проявиться тревожность экстраверта. Однако с точки зрения того теоретического смысла, который приписывают показателям МАS Ж. Тейлор, эта ситуация вполне закономерна, желательна и никак не является артефактом - следствием дефекта их диагностического средства, поскольку МАS измеряет общий уровень драйва - неспециализированного побуждения, которое как раз достигает максимума при сочетании нейротизма (специфическая активация по Г. Айзенку) и интроверсии (неспецифическая активация).

Таким образом, не всегда краткие названия тестов однозначно выражают теоретический статус диагностического конструкта - понятия об измеряемом свойстве.

4. Конвергентная и дискриминантная валидность . Известно , что от того, как психолог определяет диагностический конструкт, зависит стратегия включения в тест определенных пунктов . Если Айзенк определяет свойство "нейротизм" как независимое от экстраверсии-интроверсии, то это означает, что в его опроснике примерно поровну должны быть представлены пункты, с которыми будут соглашаться невротичные интроверты и невротичные экстраверты.

Если же на практике окажется, что в тесте будут преобладать пункты из квадранта "нейротизм-интроверсия", то, с точки зрения теории Айзенка, это означает, что шкала "нейротизм" оказывается нагруженной иррелевантным фактором - "интроверсией". (Точно такой же эффект возникает, если появится перекос в выборке - если в ней будет больше невротичных интровертов, чем невротичных экстравертов).

Чтобы избежать таких сложностей, желательно иметь дело с такими эмпирическими показателями (пунктами), которые однозначно информируют только об одном факторе. Но это требование реально никогда не выполняется: всякий эмпирический показатель оказывается детерминированным не только тем фактором, который нам нужен, но и другими - иррелевантными задаче измерения.

Поэтому основная задача состоит в специальном подборе пунктов так, чтобы все потенциальные иррелевантные факторы были уравновешены: ни один из них не встречался бы чаще других на множестве пунктов, включенных в тест. В связи с этим, можно дать следующее определение конвергентной и дискриминантной валидности.

Конвергентная валидность тестаэтосоответствие пунктов измеряемому фактору.

Дискриминантная валидность теста – этосбалансированность пунктов относительно иррелевантных факторов.

Эмпирически она выражается в отсутствии значимой корреляции с тестом, измеряющим концептуально независимое свойство. С точки зрения теории Айзенка, тест Тейлор не обладает дискриминантной валидностью по отношению к фактору "экстраверсия-интроверсия", хотя и обладает определенной конвергентной валидностью по отношению к релевантному фактору - "нейротизм".

5. Экспертная эмпирическая валидизация . В отсутствие какого-либо уже валидизированного теста, параллельно измеряющего изучаемое свойство, а также в отсутствие разработанного теоретического контекста, позволяющего проверять конструктную валидность, психодиагност оказывается перед необходимостью привлечения к валидизации теста экспертов .

В отличие от экспертного анализа содержания теста эмпирическая экспертная валидизация предполагает работу экспертов не с тестом (лучше, чтобы о нем эксперты вообще ничего не знали), а с испытуемыми из выборки стандартизации .

Экспертам следует обеспечить стандартные условия для наблюдения за испытуемыми. Но не всегда такое стандартизованное наблюдение удается организовать. Даже если мы предприняли серьезные усилия по организации наблюдения за поведением испытуемых в какой-либо искусственной лабораторной ситуации, такое наблюдение все равно будет значительно уступать по информативности "полевому" наблюдению - в естественных условиях. Если измеряемое свойство теоретически определено как устойчивая универсальная черта личности - как диспозиция к инвариантному поведению в широком спектре ситуаций, то и отдельного полевого наблюдения окажется недостаточно для получения полноценного экспертного критерия валидности.

Поэтому на практике часто прибегают к оценкам особого типа, к субъективным оценкам, которые выносят испытуемому люди из его круга, имеющие опыт реального общения с ним . С учетом этого процедура оценивания приспосабливается к обычным людям, не являющимися психологами. На психолога падает большая нагрузка по составлению детальной инструкции оценщикам, однозначно задающей смысл оцениваемой характеристики. Лучшие условия для такой процедуры возникают при наличии группы испытуемых, тесно общающихся между собой, которые могут одновременно побывать и испытуемыми по отношению к тесту, и оценщиками по отношению друг к другу.

В отечественной литературе эта процедура получила сокращенное обозначение ГОЛ - "групповая оценка личности" . Для того, чтобы групповая оценка была источником действительно валидной информации, оценщики должны согласованно оценивать испытуемых. Если в оценках разных оценщиков нет согласованности, то это означает, что либо оцениваемое свойство не проявилось у объекта оценивания, либо оценщики по-разному проинтерпретировали инструкцию.

Для измерения согласованности должна быть построена таблица с оценками (табл. 5). Методы анализа данных, содержащихся в такой таблице, формально совершенно эквивалентны тем методам, которые применяются для обработки таблиц "испытуемые - пункты". В частности, суммы по строкам дают суммарные баллы, полученные каждым испытуемым у всех К оценщиков. Таким образом, оценщики в данном случае оказываются формально в роли теста . Рассчитывая попарные корреляции между различными столбцами таблицы 5 можно получить коэффициенты согласованности для отдельных пар оценщиков. Глобальной мерой согласованности оценщиков может служить тот же коэффициент надежности α Кронбаха.

Таблица 5.

Если сама групповая оценка не обнаруживает надежности, то она не может использоваться в качестве критерия валидизации при проверке валидности теста.

Эмпирическое значение коэффициента валидности рассчитывается как линейная или ранговая корреляция между двумя рядами значений - тестовыми баллами и суммарными баллами экспертной оценки .

6. Анализ пунктов по критерию валидности . Известно , что валидность целого теста зависит от валидности входящих в него пунктов, причем максимальная валидность по критерию достигается за счет отбора таких пунктов из теста, которые, обладая значимой корреляцией с критериальным показателем, минимально коррелируют между собой.

Следует напомнить, что отбор пунктов именно по критерию валидности обеспечивает максимальную прагматическую эффективность теста .

Реально такой отбор можно произвести, рассчитывая бисериальную корреляцию (или фи-корреляцию) критерия с каждым пунктом из пилотажной батареи.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что анализ валидности отдельных пунктов служит не только прагматическим целям, но может и должен служить целям углубления представлений о содержательно-теоретическом смысле измеряемого свойства .

На основании содержательного анализа пунктов, отобранных по критерию, психолог уточняет и корректирует свою первоначальную теоретическую схему, свое понимание измеряемого свойства .

7. Порядок работы психолога при проверке валидности. Очень трудно выделить универсальный алгоритм работы психолога по проверке валидности, ибо существуют различные подходы к обеспечению валидности, обусловленные теоретико-методологическими различиями определенных психологических школ.

Для прагматически ориентированных тестологов (какими традиционно являлись до недавнего времени почти все англо-американские специалисты) главный момент - поиск операционально строго заданного социально-прагматического критерия валидности по отношению к которому диагностические тесты и их составные части (пункты) подбираются как бы "автоматически" - в ходе эмпирико-статистических процедур сбора и корреляционного анализа результатов.

Но, конечно, неверно было бы приписывать этому подходу "бездумность в опоре на статистику": ведь статистика только тогда позволяет выявить валидное подмножество тестов (пунктов), когда исходное множество подобрано не случайно, а с использованием априорных корректных содержательно-психологических представлений.

Современные методологи психологического тестирования фактически единодушно приходят к признанию (как наиболее оптимальной) рационально-эмпирической стратегии конструирования теста и проверки валидности .

1. Прогнозирование результатов корреляционных экспериментов по проверке конструктной валидности. Провести теоретический анализ диагностического конструкта, разработать теоретическую концепцию тестируемого психического свойства. Выявить (с использованием литературы) системы взаимосвязанных диагностических конструктов, внутри которых новый диагностический конструкт характеризуется определенными структурно-функциональными связями и отношениями.

2. Конструирование пунктов теста. Выявить составные части теоретического конструкта, сформулировать системы "эмпирических индикаторов" - операционально однозначных показателей, фиксирующих проявление конструкта в различных поведенческих ситуациях.

3. Формулирование релевантного социально-прагматического критерия для проверки валидности - эффективности методики.

4. Оценка валидности эмпирических индикаторов. Спланировать и провести корреляционное исследование (или квазиэксперимент) на специально подобранной выборке испытуемых, для которых известно значение (или будет известно) критериального показателя, а также результаты по родственным психологическим тестам. При необходимости на этих испытуемых провести дополнительные тесты с целью - получить возможность корреляционной проверки конструктной валидности теста (экспертные оценки в данном случае рассматриваются в статусе одной из возможных параллельных процедур получения критериальной или психологической информации).

5. Оценка достоверности* эмпирических индикаторов. Провести исследование достоверности результатов, если используется самоотчет и диагностическая ситуация может быть воспринята испытуемыми с настороженностью.

6. Отсев пунктов (индикаторов), не удовлетворяющих критериям валидности и достоверности. Измерить надежность для сокращенной шкалы, состоящей только из валидных пунктов. Если надежность оказывается невысокой, то психолог снова возвращается к этапу 1 и уточняет теоретические представления.

-----------------

*О достоверности см. §9.

Контрольные вопросы для самопроверки: §7, 8. Дискриминативность теста.Валидность теста.

1. Что понимается под дискриминативностью теста?

3. Что понимается под валидностью теста?

4. С чем больше связано понятие валидности - с предметом или объектом измерения?

5. Что понимается под термином "эмпирическая валидность"?

6. Что включает в себя процедура экспертной валидизации?

7. Что понимается под проспективной валидностью теста?

8. Что понимается под ретроспективной валидностью теста?

9. Какие задачи решаются с помощью доказательства проспективной и ретроспективной валидности теста?

10. Что понимается под содержательной валидностью теста?

11. Что понимается под конструктной валидностью теста?

12. Дайте определение конвергентной валидности теста.

13. Дайте определение дискриминативной валидности теста.

14. Какова суть процедуры экспертной эмпирической валидизации?

15. Что из себя представляет процедура ГОЛ "групповая оценка личности"?

16. Какие действия последовательно должен произвести психолог при доказательстве валидности теста?

Литература к теме.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.

3. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие. Казанский пед. университет, Казань, 2000. -258 с.

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев: ПАН Лтд, 1994.

5. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.

6. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.

Валидность – это один из базовых критериев в психодиагностике тестов, методик, определяющий их качество, близкое к понятию достоверности. Применяется, когда нужно узнать насколько хорошо методика измеряет именно то, на что она ориентирована, соответственно то, насколько лучше отображается исследуемое качество, тем большая валидность данной методики.

Вопрос о валидности возникает сперва в процессе разработки материала, потом после применения теста или методики, если необходимо узнать, соответствует ли степень выраженности определяемой характеристики личности и методом измерения этого свойства.

Понятие валидности выражается корреляцией результатов, которые получились в результате применения теста или методики с другими характеристиками, которые также исследуются, и ее можно также аргументировать комплексно, с помощью разных приемов и критериев. Используются разные виды валидности: концептуальная, конструктивная, критериальная, содержательная валидности, со свойственными методами установления их степени достоверности. Иногда критерий достоверности является обязательным требованием к проверке психодиагностических методов, если они вызывают сомнения.

Чтобы психологическое исследование имело реальную ценность, оно должно быть не только валидным, а еще и надежным одновременно. Надежность позволяет экспериментатору быть уверенным в том, что исследуемое значение очень близко к истинному показателю. А валидный критерий важен тем, что он указывает, что изучается именно то, что экспериментатор предполагает. Важно обратить внимание на тот факт, что данный критерий может предположить надежность, но надежность предположить валидность не может. Надежные значения могут быть не валидными, но валидные обязаны быть надежными, в этом вся суть успешного исследования, тестирования.

Валидность это в психологии

В психологии понятие валидности обозначает уверенность экспериментатора в том, что он измерял именно то, что хотел с помощью определенной методики, показывает меру соответствия результатов и самой методики относительно поставленных задач. Валидное измерение – это то значение, которое измеряет именно то, для чего было создано. Например, методика, направлена на определение , должна измерять именно темперамент, а не нечто другое.

Валидность в экспериментальной психологии очень важный аспект, является важным показателем, который обеспечивает достоверность результатов, и с ним иногда больше всего возникает проблем. Совершенный эксперимент должен обладать безупречной валидностью, то есть он должен демонстрировать, что экспериментальный эффект вызван модификациями независимой переменной и полностью соответствовать действительности. Полученные результаты без ограничений можно обобщать. Если речь идет о степени данного критерия, то предполагается, что результаты будут соответствовать поставленным задачам.

Проверка на валидность осуществляется тремя способами.

Оценивание содержательной валидности, проводится, чтобы узнать уровень соответствия использованной методики и реальной действительности, в которой выражается исследуемое свойство в методике. Существует здесь также такой компонент, как очевидная, еще ее называют лицевая валидность, она характеризует степень соответствия теста к ожиданиям оцениваемых. В большинстве методик считается очень важным, чтобы участник оценки видел очевидную связь содержания процедуры оценки и действительности того объекта оценки.

Оценивание конструктной валидности исполняется для получения степени обоснованности, что тест реально вычисляет те конструкты, которые заданные и научно обоснованные.

В конструктной валидности имеются два направления. Первый называется конвергентной валидизацией, с его помощью проверяется ожидаемая связь результатов методики с характеристиками из других методик, которые измеряют исходные свойства. Если для измерения какой-то характеристики необходимо несколько методик, то рациональным решением было бы проведение экспериментов минимум двух методик, чтобы при сопоставлении результатов обнаружив высокую положительную корреляцию, можно было утверждать о валидном критерии.

Конвергентная валидизация определяет вероятность вариации оценки теста с ожиданиями. Второй подход, называется дискриминантная валидизация, в ней заключается, что методика не должна измерять никаких характеристик, с которой теоретически не должно быть корреляции.

Проверка на валидность , также бывает критериальной, она, руководствуясь статистическими методами, определяет степень соответствия результатов к заранее определенным внешним критериям. Такими критериями могут быть: непосредственные меры, независимые от результатов методики или значение социально-организационных значимых показателей деятельности. В критериальной валидности также выделяют прогностическую, она применяется при потребности прогнозирования поведения. И если получается, что этот прогноз осуществляется со временем, значит методика прогностически валидна.

Валидность теста это

Тест – это стандартизованное задание в результате применения, которого получаются данные о психофизиологическом состоянии человека и его личностные свойства, его знания, способности и навыки.

Валидность и надежность тестов – это два показателя, которые определяют их качество.

Валидность теста определяет степень соответствия исследуемого качества, характеристики, психологического свойства к тесту, с помощью которого они определяются.

Валидность теста является показателем его эффективности и применяемости к измерению необходимой характеристики. Самые качественные тесты имеют 80% валидности. При валидизации следует учитывать, что от контингента испытуемых и их характеристик, будет зависеть качество результатов. Получается, что один тест может быть как высоко достоверным, так и совсем невалидным.

Существует несколько подходов к определению валидности теста.

При измерении сложного психологического явления, которое имеет иерархическую структуру и его невозможно исследовать, применяя всего один тест, применяют конструктивную валидность. Она определяет точность исследования сложных, структурированных психологических явлений, качеств личности, измеряемых с помощью тестирования.

Валидность за критерием – это такой критерий теста, за которым определяется исследуемое психологическое явление в настоящий момент и прогнозирование особенностей этого явления в будущем. Для этого результаты, полученные при тестировании соотносятся со степенью развития измеряемого качества на практике, оценка специфических способностей в определенной деятельности. Если валидность теста имеет значение минимум 0,2 то применение такого теста является оправданным.

Прогностическая валидность – критерий, за которым можно предсказать характер развития исследуемого качества в будущем. Такой критерий качества теста очень ценный, если смотреть с практической стороны, но могут быть сложности, поскольку исключается неравномерность развития данного качества в разных людей.

Надежность теста – это критерий теста, который измеряет уровень стабильности результатов, полученных после тестирования, при повторном исследовании. Определяется путем вторичного тестирования спустя определенное количество времени и расчета корреляционного коэффициента результатов, полученных после первого и после второго тестирования. Также важно, учитывать особенности самой процедуры проведения тестов и социально-психологической структуры выборки. Один и тот же тест может иметь разную надежность, зависимо от пола, возраста, социального статуса исследуемых. Поэтому надежность может иногда иметь неточности, ошибки, которые истекают из самого процесса исследования, поэтому ищутся пути, как уменьшить влияние определенных факторов на тестирование. Можно утверждать о надежности теста, если она составляет значение 0,8-0,9.

Валидность и надежность тестов очень важны, потому что определяют тест, как измерительный инструмент. Когда надежность и валидность неизвестны, тест считается неприменяемым для применения.

В измерении надежности и валидность имеет место также этический контекст. Это особенно важно, когда результаты тестирования имеют значимость в использовании их для принятия жизненно важных решений людей. Одних людей принимают на работу, других отсеивают, одни студенты проходят в учебные заведения, а другие должны еще доучиться сначала, кому-то определяется психиатрический диагноз и лечение, а кто-то здоров – это все говорит о том, что подобные решения принимаются на основании изучения оценки поведения или специальных способностей. Например, человек ищущий работу, должен пройти тестирование, и его оценки есть решающими показателями при приеме на работу, узнает, что тест был не в меру валидным и надежным, он очень разочаруется.

Валидность методики это

Валидность методики определяет соответствие того, что изучается данной методикой, тому для изучения чего именно она предназначена.

Например, если психологическая методика, которая основана на осведомленном самоотчете, назначена для исследования некого качества личности, такого качества, которое не может быть верно, оцененным самим человеком, то такая методика не будет валидной.

В большинстве случаев ответы, которые дает испытуемый на вопросы о наличии или отсутствии развитости в нем этого качества, может выражать то, как сам испытуемый воспринимает себя, или каким бы ему хотелось быть в глазах других людей.

Валидность также является основным требованием к психологической методике изучения психологических конструктов. Существует масса разных видов данного критерия, и нет пока единственного мнения о том, как правильно назвать эти виды и неизвестно каким именно видам методика обязана соответствовать. Если же методика оказывается невалидной внешне или внутренне, не рекомендуется ее использовать. Существуют два подхода к валидизации методики.

Теоретический подход выявляется в том, чтобы показать насколько действительно методика измеряет именно то качество, которое, как придумал исследователь, и обязана измерять. Это доказывается через составление с родственными показателями и теми, где связей не могло бы быть. Поэтому для подтверждения теоретического валидного критерия нужно определить степень связей с родственной методикой, имеется в виду конвергентный критерий и отсутствие такой связи с методиками, которые имеют иную теоретическую базу (дискриминантная валидность).

Оценивание валидности методики может быть количественной или качественной. За прагматическим подходом оценивается эффективность и практическая значимость методики, и для ее проведения используется независимый критерий извне, как показатель встречаемости данного качества в повседневной жизни. Таким критерием, например, может быть успеваемость (для методик на достижения, тестов на интеллект), субъективные оценки (для личностных методик), специфические способности, рисование, моделирование (для методик специальных особенностей).

Для доказательства валидности внешних критериев, выделяется четыре типа: критерии исполнения – это критерии такие, как количество выполненных заданий, время, потраченное на обучение; субъективные критерии получают вместе с опросниками, интервью или анкетами; физиологические – частота пульса, давление, физические симптомы; критерии случайности – используются, когда к цели имеет касательство или влияние определенного случая или обстоятельств.

При выборе методики исследования имеет теоретическое и практическое значение определение охвата изучаемых характеристик, как важной составляющей валидности. Информация, которая содержится в названии методики практически всегда не является достаточной для суждения об области ее применения. Это просто имя методики, но под ним всегда кроется еще много чего. Хорошим примером будет методика корректурной пробы. Здесь в сферу изучаемых свойств включаются концентрация внимания, устойчивость и психомоторная скорость процессов. Такая методика дает оценку выраженности этих качеств в личности, хорошо соотноситься со значениями, полученными из других методов и обладает хорошей валидностью. Вместе с тем полученные в результате проведения корректурной пробы значения подвержены большему влиянию других факторов, относительно которых методика будет неспецифичной. Если применить корректурную пробу, чтобы измерить их, то валидность будет невысокая. Выходит,что определяя область применения методики, валидный критерий отображает уровень обоснованности результатов исследования. При небольшом количестве сопровождающих факторов, которые имеют влияние на результаты, достоверность оценок, полученных в методике будет выше. Еще достоверность результатов определяется с помощью набора измеряемых свойств, их важностью при осуществлении диагностики сложной деятельности, существенностью отображения в материале методики предмета измерения. Например, для удовлетворения требований достоверности и надежности, методика, назначенная на профотбор, должна иметь анализ большого круга различных показателей, которые наиболее важные при достижении успеха в профессии.

Виды валидности

Валидный критерий бывает нескольких видов, в зависимости на что именно он направлен.

Внутренняя валидность определяет насколько определенное экспериментально воздействие стало причиной изменений в данном эксперименте.

Внутренняя валидность определяется отношениями между независимыми и зависимыми переменными, и проходит через особенные процедуры, в результате которых определяется достоверность выводов в данном исследовании. О внутреннем критерии говорится, когда достоверно известно о зависимости причинно-следственного типа между независимыми и зависимыми переменными.

Валидность исследования определяется влиянием неконтролируемых ситуативных факторов на изучаемое явление, если оно высокое, то данный критерий будет низким. Высокая внутренняя валидность исследования является признаком качественного исследования.

Внешняя валидность обобщает вывод популяции, ситуации и других независимых переменных. От того, насколько высокая и хорошая внешняя валидность зависит возможность переноса результатов, полученных в исследовании на реальную жизнь.

Очень часто внешняя и внутренняя валидизации противоречат друг другу, потому что если увеличивается одна валидность, то это значение может повлиять на показатели другой. Самым лучшим вариантом считается выбор экспериментальных планов, которые обеспечивали бы два вида данного критерия. Особенно это важно в случае исследований, в которых важным есть распространение результатов в определенных практических ситуациях.

Содержательная валидность применима к тем тестам, в которых полностью моделируется определенная деятельность, в первую очередь, аспекте связанным с предметом. Выходит, что в самом содержании методики отражаются основные стороны психологического конструкта. Если эта характеристика имеет сложную структуру, то в самой методике должны присутствовать все входящие в него элементы. Определяется такой валидный критерий с помощью систематического контроля за содержанием, должен показывать полноту охвата всей выборки за измеряемыми параметрами. Исходя из этого должна быть проведена эмпирическая проверка методики в соответствии с ее гипотезами. Каждое задание или вопрос в назначенной области, должен иметь равные шансы на включение его к заданиям теста.

Эмпирическая валидность определяется через статистическую корреляцию, то есть считается корреляция баллов по тесту и показателей внешнего параметра, избранного как критерий валидности.

Конструктная валидность относится к теоретическому конструкту, как отдельному и включается к поиску факторов, которые объясняют поведение человека при выполнении теста или методики.

Прогностический тип валидности определяется за счет наличия очень надежного внешнего критерия, хотя информация о нем собирается через определенное время после окончания испытания. Таким внешним критерием может быть способность личности к определенному виду деятельности, для которой он был отобран за результатами психодиагностических измерений. Точность прогнозирования в этом валидном критерии находится в противоположной зависимости от времени, которое давалось для прогнозирования. И чем больше времени проходит после исследования, тем еще больше факторов будут учитываться для оценивания прогностической значимости теста. Хотя учесть абсолютно все имеющиеся факторы практически невозможно.

Ретроспективная валидность определяется за критерием, который отражает события или сстояние свойства в прошлом времени. Она может использоваться для получений знаний о предсказательных аспектах методики. Очень часто в таких тестах сопоставляют оценки развития способности в их прошлом значении и на данный момент, вычесляется насколько эффективнее стали результаты.

Экологическая валидность показывает, что некий организм в силу наследственных, генетически обусловленных или приобретенных особенностей является подготовленным к демонстрированию разнообразных форм поведения во всевозможных контекстах или в разных средах обитания. Действия организма могут быть успешными в одном времени и месте, но не настолько успешными или совсем не иметь успеха в другое время, и другом месте.

Экологическая валидность подтверждается, если результаты исследования имеют место подтверждения или должного применения их в полевых исследованиях. Проблемой лабораторных исследований есть адекватная переносимость полученных результатов на условия реальной жизни, на повседневную деятельность индивида, которая длится естественным путем. Но это тоже не является конечным подтверждением результатов, как экологически валидных, потому что предполагает генерализацию также на другие условия и обстоятельства. Часто исследования обвиняются в невысоком, экологическом валидном критерии, но вся причина бывает заключается в невозможности повторить исследование в реальной жизни.

Другим после надежности ключевым критерием оценки качества методик является валидность. Вопрос о валидности методики решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.

Следует заметить, что вопрос о валидности до сих пор представляется одним из самых сложных. Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает».

Валидность по своей сути - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называетсявалидизацией.

Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией . Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это -прагматическая валидизация.

Обобщая, можно сказать следующее:

при теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация;

при прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.

Если опять обратиться к истории развития тестологии, то можно выделить такой период (20-30-е гг.), когда научное содержание тестов и их теоретический «багаж» интересовали в меньшей степени. Важно было, чтобы тест работал, помогал быстро отбирать наиболее подготовленных людей. Эмпирический критерий оценки тестовых заданий считался единственно верным ориентиром в решении научных и прикладных задач.

Поэтому на ранних стадиях развития тестологии, когда концепция валидности только складывалась, бытовало интуитивное представление о том, что именно данный тест измеряет:

    методика называлась валидной, так как то, что она измеряет, просто «очевидно»;

    доказательство валидности основывалось на уверенности исследователя в том, что его метод позволяет «понять испытуемого»;

    методика рассматривалась как валидная (т. е. принималось утверждение, что такой-то тест измеряет такое-то качество) только потому, что теория, на основании которой строилась методика, «очень хорошая».

Принятие на веру голословных утверждений о валидности методики не могло продолжаться длительное время. Первые проявления действительно научной критики развенчали такой подход: начались поиски научно обоснованных доказательств.

Использование диагностических методик с чисто эмпирическим обоснованием, без отчетливой теоретической базы нередко приводило к псевдонаучным выводам, к неоправданным практическим рекомендациям. Нельзя было точно назвать те особенности, качества, которые тесты выявляли. Б. М. Теплов, анализируя тесты того периода, назвал их «слепыми пробами».

Такой подход к проблеме валидности тестов был характерен вплоть до начала 50-х гг. не только в США, но и в других странах. Теоретическая слабость эмпирических методов валидизации не могла не вызвать критики со стороны тех ученых, которые в разработке тестов призывали опираться не только на «голую» эмпирику и практику, но и на теоретическую концепцию. Практика без теории, как известно, слепа, а теория без практики мертва. В настоящее время теоретико-прагматическая оценка валидности методик воспринимается как наиболее продуктивная.

В по­нятие валидности входит большое количество са­мой разнообразной информации о тесте. В целом она описывает сферу при­менения методики и отражает уровень обоснованности результатов измерения. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют различные типы валидности. Основными типами считаются содержательная валидность, конструктная валидность и критериаль­ная валидность. Классификация типов валидности в достаточной мере условна, так как нередко для различ­ных критериев валидности применяются общие ме­тоды определения, а с другой стороны, одни и те же исходные данные могут ин­терпретироваться с точки зрения различных ти­пов валидности. На рис. 2 приведена примерная схе­ма, отражающая виды и связи валидности.

Провести теоретическую валидизацию, в отличие от прагматической, порой оказывается значительно труднее. Не вдаваясь пока в конкретные детали, остановимся в общих чертах на том, как проверяется прагматическая валидность: выбирается какой-нибудь независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или иной деятельности (учебной, профессиональной и т. п.), и с ним сравниваются результаты диагностической методики. Если связь между ними признается удовлетворительной, то делается вывод о практической значимости, эффективности, действенности диагностической методики. Для определения теоретической валидности найти какой-либо независимый критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее. Теоретическая валидность складывается из содержательной и конструктной.

Валидность по содержанию заклады­вается в тест уже при подборе заданий будущей методики. В содержательной валидности реализуется синтетический подход в анализе элементного состава содержания самого теста, а не совокупности внешних критериев валидизации. Первым этапом валидизации является определение круга ис­следуемых свойств и видов деятельности, расчленение сложной способности или деятельности на элементы. На втором этапе разрабатывают собственно модель тестовой деятельности на основе наибо­лее важных элементов реальной деятель­ности. Наконец, на последнем этапе про­водят анализ степени соответствия разра­ботанной модели реальной деятельности, проверку соответствия пропорций представленности элементов в заданиях теста и в реальной деятельности. Так, для тес­тов достижений по отдельным предме­там разработке конкретного содержания тестовых задач предшествуют полная си­стематическая проверка соответствую­щих учебников и учебных программ, а также консультации со специалистами по данному предмету. На основе собранной таким путем информации составляют спе­цификацию теста, где указывают тестиру­емые области содержания (темы), задачи (процессы) обучения, а также относи­тельное значение каждой темы и процес­са для достижения целей обучения на дан­ном этапе. Конкретные задания оценива­ются экспертами по принципу их близос­ти к реальным требованиям (логическая валидность ). Эксперты вы­носят суждения о том, охватывает ли тест репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний исследуемой области обучения. Широкое использование экспертных оценок сближает содержательную валидность с процедурой опре­деления валидности критериальной. Однако существенным различием между этими типами валидности является то, что экспертные оценки при анализе содер­жания являются критерием самого теста, в то время как при критериальной валидизации они относятся к испытуемым из вы­борки стандартизации.

Рис. 2. Основные виды валидности

Наряду с тестами достижений содержательная валидность является одной из важнейших форм вали­дизации тестов критериально-ориен­тированных, а также методик, предна­значенных для профотбора, анализа ус­пешности овладения профессией. Для валидизации опросников личнос­тных и тестов интеллекта критерии содержательной валидности имеют ограниченное применение и используются лишь на начальных стадиях составления теста.

Очевидная валидность -представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической цен­ности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего спе­циальными сведениями о характере ис­пользования и целях методики. Очевидная валидность не является компонентом объективно уста­навливаемой валидности. Вместе с тем высокая очевидная валидность в большинстве случаев яв­ляется весьма желательной. Она выступа­ет в качестве фактора, побуждающего ис­пытуемых к обследованию, способствует более серьезному и ответственному отно­шению к работе по выполнению заданий теста и к заключениям, формулируемым психологом. Достаточный уровень очевидной валидности особенно значим для методик обследования взрос­лых.

Конструктная валидность - один из основных типов валидности, от­ражающий степень репрезентации иссле­дуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вер­бальный интеллект, эмоциональная неус­тойчивость, интроверсия, понимание ре­чи, переключаемость внимания и т. д. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область те­оретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Поскольку проявления таких конст­руктов, как, например, интеллект в деятельно­сти человека многообразны и неоднознач­ны с точки зрения их выделения, процедура уста­новления конструктная валидность по сравнению с валиднос­тью критериальной или валидностью содержательной более сложна.

Среди конкретных методов характери­стики конструктной валидности в первую очередь необходимо назвать сопоставление исследуемого на предмет конструктной валидности теста с другими методиками, конструктное содержание которых известно. Наличие корреляции между новым и аналогичным по конструкту тестом ука­зывает на то, что разрабатываемый тест «измеряет» примерно ту же сферу поведе­ния, способность, личностное качество, что и эталонная методика.

При анализе конструктной валидности методики обычно формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с широким кругом других тестов, направ­ленных на конструкты, находящиеся в те­оретически известной или предполагае­мой связи с исследуемыми. При этом конструктная валидность характеризуется не только связями про­веряемого теста с близкородственными показателями, но и с теми, где, исходя из гипотезы, значимых связей наблюдаться не должно. Эти подходы определяются как конвергентная (проверка степени близости прямой или обратной связи) и дискриминантная (установление отсут­ствия связи) валидизации. Подтвержде­ние совокупности теоретически ожидае­мых связей составляет важный круг све­дений конструктной валидности. В англоязычной психодиагностике такое операциональное определе­ние конструктной валидности обозначается как «предполагае­мая валидность» (assumed validity).

Инкрементная валидность (англ. incremental - приращение, при­быль) - один из компонентов критери­альной валидности, прогностической валидности теста, отражающий практи­ческую ценность методики при проведе­нии отбора. Инкрементная валидность может быть выражена количественно при помощи коэффициента валидности.

Показатель инкрементной валидности указывает на роль те­ста в улучшении отбора лиц для реальной деятельности, степень улучшения резуль­тативности процедуры отбора по сравне­нию с традиционной, основанной на ана­лизе объективных сведений, документов, бесед, приеме с испытательным сроком и т. д.

Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволя­ющий строго статистически проанализи­ровать структуру связей показателей ис­следуемого теста с другими известными и латентными факторами, выявить общие и специфические для группы сопоставляе­мых тестов факторы, степень их представ-ленности в результатах, т. е. определить факторный состав и факторные нагрузки результата теста. Исключительная важ­ность такой процедуры является основа­нием для выделения ее в особый вид конструктной валидности - факторную валидность.

Важным аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражаю­щая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие мате­риал теста, подчинены основному направ­лению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов. Анализ внутренней согласованности осу­ществляется путем коррелирования отве­тов на каждое задание с общим результа­том теста. Следует отметить, что крите­рий внутренней согласованности указы­вает лишь на меру связи всего содержа­ния теста с измеряемым конструктом, да­вая лишь косвенную информацию о при­роде измеряемого свойства.

При определении конструктной валидности важное место принадлежит изучению динамики измеря­емого конструкта. При этом мы можем опираться на гипотезы о его возрастном развитии, влиянии тренировок, обучения, освоения профессии и т. д. Одним из та­ких подходов является применение крите­рия возрастной дифференциации (ва­лидность по возрастной дифференциа­ции ). Характери­стика валидности по конструкту здесь за­ключается в определении соответствия результатов теста теоретически ожидае­мым и практически наблюдаемым возрастным изменениям данного конструкта или свойства. Наибольшее значение валидности по возрастной дифференциации имеет для характеристики валидности тестов, направленных на измерение психологи­ческих свойств, функций, отличающихся относительно быстрым изменением под воздействием индивидуального опыта, вы­раженной иерархичностью ступеней раз­вития (осведомленность, навыки, интел­лектуальные операции и др.). Критерий валидности по возрастной дифференциации обычно не находит широкого применения при валидизации методик, предназначенных для психологи­ческой диагностики функций, свойств, не обнаруживающих четкой и однознач­ной тенденции к возрастным изменениям. К их числу, в частности, относятся мето­дики диагностики личности.

В комплекс сведений о конструктной валидности методики входят также данные, относящиеся к сфе­ре критериальной и содержательной валидности. Так, критерии, используемые при валидизации, несут информацию, по­зволяющую раскрыть область поведения, качества, представленные в тесте в виде конструкта. Для характеристики конструктной валидности не­обходимы связь с практическими форма­ми деятельности, достоверность прогноза реального поведения. Однако конструктная валидность являет­ся качественно более высоким и комплек­сным уровнем описания теста, характери­зуя область измеряемого поведения в ши­роких психологических понятиях. Благо­даря данным конструктной валидности мы можем с психологи­ческих позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосно­вать диагноз, введя измеряемое свойство в систему психологических категорий, прогнозировать поведение в более широ­ких пределах, чем это задается областью деятельности, для которой определялась содержательная валидность.

Таким образом, провести теоретическую валидизацию методики - это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять. Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, посредством которых эти психологические явления пытаются познать. Такая проверка показывает, насколько замысел автора и результаты методики совпадают.

Не столь сложно провести теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной, уже проверенной методикой указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная. Такой прием особенно часто применяется в дифференциальной психофизиологии при создании методик диагностики основных свойств нервной системы человека.

Гораздо труднее провести теоретическую валидизацию методики тогда, когда такой путь проверки невозможен. Чаще всего именно с такой ситуацией сталкивается исследователь. В таких обстоятельствах только постепенное накопление разнообразной информации об изучаемом свойстве, анализ теоретических предпосылок и экспериментальных данных, значительный опыт работы с методикой позволяют раскрыть ее психологический смысл.

Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами деятельности. Но здесь особенно важно, чтобы методика была тщательно проработана в теоретическом плане, т. е. чтобы имелась прочная, обоснованная научная база. Тогда при сопоставлении методики с взятым из повседневной практики внешним критерием, соответствующим тому, что она измеряет, может быть получена информация, подкрепляющая теоретические представления об ее сущности.

Важно помнить, что если доказана теоретическая валидность, то интерпретация полученных показателей становится более ясной и однозначной, а название методики соответствует сфере ее применения.

Что касается прагматической валидизации, то она подразумевает проверку методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности, поскольку диагностической методикой имеет смысл пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности. Ей придают большое значение особенно там, где встает вопрос отбора.

Для проведения прагматической валидизации методики, т. е. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимыйвнешний критерий - показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Такими критериями могут быть:

    успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта);

    производственные достижения (для методик профессиональной направленности);

    эффективность реальной деятельности - рисование, моделирование и т.д. (для тестов специальных способностей);

    субъективные оценки (для тестов личности).

Американские исследователи Д. Тиффин и Е. Маккормик, проведя анализ используемых для доказательства валидности внешних критериев, выделили четыре их типа:

    критерии исполнения (в их число могут входить такие, как количество выполненной работы, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.);

    субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнение, взгляды, предпочтения; обычно субъективные критерии получают с помощью интервью, опросников, анкет);

    физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека; замеряется частота пульса. давление крови, электросопротивление кожи, симптомы утомления и т. д.);

    критерии случайностей (применяются, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

Внешний критерий должен отвечать трем основным требованиям:

    он должен быть релевантным;

    свободным от помех (контаминации);

    надежным.

Под релевантностью имеется в виду смысловое соответствие диагностического инструмента независимому жизненно важному критерию. Другими словами, должна быть уверенность в том, что в критерии задействованы именно те особенности индивидуальной психики, которые измеряются и диагностической методикой. Внешний критерий и диагностическая методика должны находиться между собой во внутреннем смысловом соответствии, быть качественно однородными по психологической сущности.

Если, например, тест измеряет индивидуальные особенности мышления, умение выполнять логические действия с определенными объектами, понятиями, то и в критерии нужно искать проявление именно этих умений. Это в равной степени относится и к профессиональной деятельности. Она имеет не одну, а несколько целей, задач, каждая из которых специфична и предъявляет свои условия к выполнению. Из этого вытекает существование нескольких критериев выполнения профессиональной деятельности. Поэтому не следует проводить сопоставление успешности по диагностическим методикам с производственной эффективностью в целом. Необходимо найти такой критерий, который по характеру выполняемых операций соотносим с методикой.

Если относительно внешнего критерия неизвестно, релевантен он измеряемому свойству или нет, то сопоставление с ним результатов психодиагностической методики становится практически бесполезным. Оно не позволяет прийти к каким-либо выводам, которые могли бы дать оценку валидности методики.

Требования свободы от помех (контаминации) вызываются тем, что, например, учебная или производственная успешность зависит от двух переменных: от самого человека, его индивидуальных особенностей, измеряемых методиками, и от ситуации, условий учебы, труда, которые могут привнести помехи, «загрязнить» применяемый критерий. Чтобы в какой-то мере избежать этого, следует отбирать для исследования такие группы людей, которые находятся в более или менее одинаковых условиях. Можно использовать и другой метод. Он состоит в корректировке влияния помех. Эта корректировка носит обычно статистический характер. Так, например, производительность следует брать не по абсолютным значениям, а в отношении к средней производительности рабочих, имеющих аналогичные условия труда.

Когда говорят, что критерий должен иметь статистически достоверную надежность , это означает, что он должен отражать постоянство и устойчивость исследуемой функции.

Поиски адекватного и легко выявляемого критерия относятся к очень важным и сложным задачам валидизации. В западной тестологии много методик дисквалифицировано только потому, что не удалось подыскать подходящего критерия для их проверки. В частности, у большей части анкет данные по их валидности сомнительны, так как трудно найти адекватный внешний критерий, отвечающий тому, что они измеряют.

Существует несколько видов критериальной валидности, обусловленных особенностями диагностических методик, а также временным статусом внешнего критерия. Однако чаще всего называются следующие:

    Валидность по одновременности (текущая валидность , или диагностическая валидность) определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике. Другими словами, собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость в период испытания, производительность в этот же период и т. д. С ними сопоставляют результаты успешности по тесту.

    «Предсказывающая» валидность (другое название - прогностическая валидность ). Определяется также по внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Внешним критерием обычно бывает выраженная в каких-либо оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он оценивался по результатам диагностических испытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических методик - предсказанию будущей успешности, - применять его очень трудно. Точность диагноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования. Чем больше проходит времени после измерения, тем большее количество факторов требуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. Однако учесть все факторы, влияющие на предсказание, практически невозможно.

    Ретроспективная валидность . Она определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. Так, для проверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуют быстрому обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлые экспертные заключения и т. д. у лиц с высокими и низкими на данный момент диагностическими показателями.

Оценка валидности методик может носить количественный и качественный характер.

Для вычисления количественного показателя - коэффициента валидности - сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию тех же лиц. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону).

Сколько испытуемых необходимо для расчета валидности? Практика показала, что их не должно быть меньше 50, однако лучше всего более 200. Часто возникает вопрос, какой должна быть величина коэффициента валидности, чтобы она считалась приемлемой? В общем, отмечается, что достаточно того, чтобы коэффициент валидности был статистически значим. Низким признается коэффициент валидности порядка 0,2-0,3, средним - 0,3-0,5 и высоким - свыше 0,6.

Но, как подчеркивают А. Анастази, К. М. Гуревич и др., не всегда для вычисления коэффициента валидности правомерно использовать линейную корреляцию. Этот прием оправдан лишь тогда, когда доказано, что успех в какой-то деятельности прямо пропорционален успеху в выполнении диагностической пробы. Позиция зарубежных тестологов, особенно тех, кто занимается профпригодностью и профотбором, чаще всего сводится к безоговорочному признанию того, что для профессии больше подойдет тот, кто больше выполнил заданий в тесте. Но может быть и так, что для успеха в деятельности нужно обладать свойством на уровне 40 % решения теста. Более высокий показатель в тесте уже не имеет никакого значения для профессии.

Наглядный пример из монографии К. М. Гуревича: почтальон должен уметь читать, но читает ли он с обычной скоростью или с очень большой скоростью - это уже не имеет профессионального значения.

При таком соотношении показателей методики и внешнего критерия наиболее адекватным способом установления валидности может быть критерий различий.

Возможен и другой случай: более высокий уровень свойства, чем это требует профессия, служит помехой профессиональному успеху. Так, еще на заре ХХ в. американский исследователь Ф. Тейлор нашел, что наиболее развитые работницы производства имеют невысокую производительность труда,то есть высокий уровень их умственного развития мешал им высокопроизводительно трудиться. В этом случае для вычисления коэффициента валидности более подошли бы дисперсионный анализ или вычисление корреляционных отношений.

Как показал опыт работы зарубежных тестологов, ни одна статистическая процедура не в состоянии полностью отразить многообразие индивидуальных оценок. Поэтому часто для доказательства валидности методик используют другую модель - клинические оценки. Это не что иное, как качественное описание сущности изучаемого свойства . В этом случае речь идет об использовании приемов, не опирающихся на статистическую обработку.

В психологической диагностике валидность - обязательная и наибо­лее важная часть сведений о методике, включающая:

    данные о степени согласованности ре­зультатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оцен­ки, результаты других методик, достовер­ность которых установлена и т. д.),

    суж­дение об обоснованности прогноза разви­тия исследуемого качества,

    связь изучае­мой области поведения или особенности личности с определенными психологичес­кими конструктами.

    конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, уровню образования, социально-культур­ной принадлежности и т. д.) и

    степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста и т.д.

В сово­купности сведений, характеризующих валидность теста, содержится информация об адек­ватности применяемой модели деятельно­сти с точки зрения отражения в ней изучаемой пси­хологической особенности, о степени од­нородности заданий (субтестов), вклю­ченных в тест, их сопоставимости при ко­личественной оценке результатов теста в целом.

При приведении данных о валидности разработанной методики важно точно указать, какой вид валидности имеется в виду (по содержанию, по одновременности и т. д.). Желательно также сообщать сведения о численности и особенностях индивидов, на которых проводилась валидизация. Такая информация позволяет пользователям методики решить, насколько валиден этот прием для той группы, к которой он собирается его применять. Как и в случае с надежностью, необходимо помнить, что в одной выборке методика может обладать высокой валидностью, а в другой - низкой. Поэтому, если исследователь планирует использовать методику на выборке испытуемых, существенно отличающейся от той, на которой проводилась проверка валидности, ему необходимо заново провести такую проверку. Приводимый в руководстве коэффициент валидности применим только к группам испытуемых, подобных тем, на которых он определялся.

Известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик.

Валидность (происходит от англ. valid - имеющий силу) теста - психометрическая характеристика, представляющая собой действительную способность теста измерять тот психологический конструкт, для диагностики которого он заявлен [Гильбух Ю.З., 1978, № 5. С.108-117; Гильбух Ю.З., 1982, № 1. С. 29-39; Гильбух Ю.З., № 4, т. 8. С. 117-125]. Валидность теста определяет, что должен измерять тест по предположению разработчиков и в какой степени хорошо он это делает.

Чаще всего для определения валидности личностного опросника требуется внешний критерий, использующийся независимо от самого опросника, для оценки того психологического качества, которое должно измеряться. Среди них выделяют объективные и субъективные критерии.

В качестве объективных критериев валидизации обычно используются:

· объективные социально-демографические и биографические данные (стаж, образование, профессия, прием или увольнение с работы);

· показатели успеваемости, чаще всего являющиеся внешним критерием для тестов способностей к обучению, достижений в отдельных дисциплинах, тестов интеллекта;

· производственные показатели эффективности отдельных видов профессиональной деятельности, выступающие внешним критерием при валидизации методик, используемых в профотборе и профориентации;

· результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и т.д.), используемые обычно при конструировании тестов общих и специальных способностей, личностных тестов;

· врачебный диагноз или другие заключения специалиста;

· контрольные испытания знаний и умений;

· данные других методик и тестов, валидность которых считается установленной.

К субъективным критериям относятся оценки, суждения, заключения об объекте исследования, сделанные экспертом (специалистом, педагогом, руководителем, психологом). При этом эксперт дает заключение по стандартизированной оценочной шкале, предложенной ему разработчиками теста. Объективность достигается за счет увеличения числа экспертов и соблюдения единообразия ситуаций оценивания.

При использовании экспертной оценки используют:

❑ метод коллективной оценки, когда достигается единство во мнениях всех экспертов относительно испытуемого, подвергаемого исследованию;

❑ метод средневзвешенной оценки, когда усредняются оценки, данные испытуемому независимыми экспертами;

❑ метод ранжирования, когда испытуемые распределяются по степени выраженности у них того или иного свойства;

❑ метод парного сравнения, когда испытуемые попарно сравниваются по степени выраженности свойства.

В качестве средства определения меры валидности чаще всего используют корреляционный анализ связи между индивидуальными оценками по тесту и оценками по критерию валидизации.

Надо иметь в виду, что сама процедура валидизации имеет принципиальные ограничения:

· условия валидности теста невозможно определить полностью, всегда остается множество неучтенных факторов;

· трудно обеспечить репрезентативность выборки;

· логика валидизации предполагает валидность самого критерия, но проверка этого оказывается достаточно сложной и часто осуществляется по наиболее доступному критерию.

Кроме того, критериальная валидность определяется, как правило, по внешним для психолога критериям, прежде всего социально-прагматическим (производительность, успеваемость, состояние здоровья, преступность и пр.). Всегда есть вероятность, что причиной отсутствия связи между методикой и критерием оказывается не низкая валидность методики (тестовый балл не отражает, например, стрессоустойчивость оператора), а исходное предположение, что должна быть подобная связь (например, предположение, что есть связь между стрессоустойчивостью оператора и процентом аварийных ситуаций).

Виды валидности. Выделяют следующие виды валидности:

· очевидную валидность;

· валидность по критерию (или эмпирическую, критериальную валидность);

· понятийную валидность (конструктивную, или конструктную валидность);

· прогностическую валидность и др.

Очевидная валидность. Очевидная валидность не является в собственном смысле психометрическим показателем теста, она характеризует лишь впечатление о тесте, как о чем-то понятном, «прозрачном». Это - способность теста не провоцировать со стороны испытуемого отвержения из-за непонятности процедуры тестирования. Если о тесте складывается впечатление (особенно с точки зрения испытуемого), что он измеряет именно то, что заявлено в инструкции и это действительно соответствует его содержанию, то такой тест обладает очевидной валидностью. Так, многие личностные опросники имеют в своем заголовке указание именно на те психологические особенности, которые они измеряют («Опросник переработки стресса», «Опросник психосоматических установок», «Опросник социальной компетентности» и т.д.).

Содержательная валидность. Содержательная валидность свойственна тестам, которые полноценно моделируют ту или иную деятельность, прежде всего в ее предметном аспекте. Т.е. в самом содержании теста отражены ключевые стороны изучаемого психологического явления. Если это явление сложно, то в тесте должны быть представлены все его составляющие элементы. Валидность по содержанию, определяемая путем систематического контроля содержания, должна показывать, насколько полно охватывает тест представленную выборку по совокупности измеряемых параметров. Поэтому необходима эмпирическая проверка теста в соответствии с заложенными в него гипотезами.

Содержательная валидность относится прежде всего к тестам достижения, а для тестов способностей и тестов личности этот тип валидности неадекватен и не применяется. Так, личностные опросники не имеют внутреннего сходства с исследуемыми областями поведения (т.е. ситуация самого ответа на пункт опросника обычно не есть ситуация, о которой идет речь в опроснике).

Критериальная валидность. Критериальная валидность определяется с единственной, крайне важной для практики, целью: оценить индивидуальную прогностичность теста. Для этого результаты выполнения теста сопоставляются с непосредственными и независимыми оценками (критериальными ключевыми признаками) того, что должен предсказывать тест.

Процедура обеспечения критериальной валидности заключается в том, что задания для шкал отбираются только тогда, когда они могут отделить релевантные, т.е. собственно критериальные, группы от контрольных. Для тестов такого типа основную роль играет их дискриминативность: важен сам факт, что тест или отдельное его задание является дискриминативным, а не причина, по которой это происходит.

Правда, в случае, когда группы отличаются друг от друга только по одной переменной, причина такой дифференциации более видна. Но, как правило, критериальная валидность используется в случае множества содержательно мало учитываемых признаков.

Часто задания, отобранные на основании того, что они могут разделять группы, вполне могут измерять и целый набор разных других переменных. Любая шкала, построенная таким образом, не будет однородной, т.е. показатели внутренней согласованности могут быть низкими.