Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество. Былины - это …

Тест. Фольклор. 5 класс. 1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

3
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

4
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6.
а) в меткости и образности высказывания;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) легенда

в) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

г) правдивая история

8.

б) бытовые, волшебные, о животных, героические

9.

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники. Выберите их из списка:

Тест. Фольклор. 5 класс. 2 вариант

1. Фольклор - это:

а) набор произведений на различные темы.

б) устное народное творчество;

в) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

г) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

3 . Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) поговорка; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) прибаутка; и) считалка.

4 . Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) метафора; в)отрицательное сравнение; г) эпитет, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; б) образное сочетание слов; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) поговорка – это часть суждения, а пословица – законченное суждение;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;
в) в меткости и образности высказывания.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) правдивая история

в) легенда

г) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

8. Верно укажите основные группы сказок:

а) фантастические, бытовые, о трех братьях.

б) бытовые, героические, волшебные, о животных

в) чудесные, о животных, литературные

9. Ведущая идея волшебной сказки:

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть вредители. Выберите их из списка:

Конь, заяц, Змей Горыныч, гуси-лебеди, щука, Баба Яга, медведь, Кощей Бессмертный, серый волк.

14. Соедините стрелочками пословицы, близкие по смыслу .

Любишь кататься, люби и саночки возить. Слово не стрела, и

хуже стрелы разит

Слово - не воробей, вылетит -не поймаешь. С милым и рай в

Хоть в лесной избушке жить, Без труда не выловишь

а с любимым быть. рыбку из пруда

15. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя есть помощники и вредители. Распределите

их в два столбика.

Конь, Змей Горыныч, Щука, Гуси-лебеди, Печка, Баба-Яга, Кощей

Бессмертный, Царевна-Лягушка

Помощники

Вредители

Оценка:

Ф.И. ______________________________________________

I вариант

    Фольклор- это:

а) литература древних времён;

б) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы;

г) художественная литература XIV века;

    Какой жанр не относится к фольклору?

а) скороговорка;

б) загадка;

в) пословица;

г) повесть;

    Считалка- это?

а) разновидность детского фольклора;

б) начало в стихотворении;

в) название русской народной сказки;

г) вставной элемент в былине.

4. К фольклорным сказкам относятся?

а) философские;

б) сатирические;

в) волшебные;

г) новогодние.

5. Малый жанр фольклора, в котором предметы и явления воспроизводятся в форме вопроса для отгадывания :

а) былины;

б) поговорки;

в) загадки;

г) сказки.

6. Что такое народная сказка ?

а) остросюжетный рассказ о космических героях;

б) жанр устного народного творчества;

в) историческая повесть;

в) сказочник;

8. Определите жанр фольклора:

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честный и добрых людей!

а) загадка;

б) стихотворение;

в) считалка;

г) скороговорка.

9. Микула Селянинович – это герой:

а) сказки;

б) легенды;

в) лирической песни;

г) былины.

а) исторические;

б) любовные, семейно – бытовые, ямщицкие, солдатские, удалые;

в) волшебные, фантастические;

г) приключенческие.

11. Что является символом солнца на масленицу?

а) костёр;

г) берёза.

12.Что делали в праздник Ивана Купалы?

а) прыгали через костёр;

б) заплетали берёзу;

в) гадали;

г) пекли блины.

13. Угадай русскую народную сказку и укажи её вид.

Название сказки и вид:____________________________________________

15. Объясните смысл пословиц и поговорок:

Готовь сани летом, а телегу зимой

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

________________________________________________________

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь -

________________________________________________________

Оценка:

Ф.И .______________________________________

Итоговый тест по теме «Фольклор» 5 класс.

II вариант

б) летописец;

    Какой из перечисленных жанров относится к фольклору?

а) повесть;

б) сказка;

в) рассказ;

    Что такое пословица?

а) образное сочетание слов;

б) музыкально-поэтический вид искусства;

в) словосочетание, в котором одно слово зависит от другого;

г) законченное высказывание поучительного характера.

    На какие виды делятся народные сказки?

а) волшебные, социально- бытовые, о животных;

б) приключенческие, биографические, исторические;

в) исторические, космические, художественные;

    В чём различие пословиц и поговорок?

а) в основе пословиц лежит сказка, а в основе поговорок - миф

б) пословица - законченное суждение, поговорка-часть суждения;

в) пословицу нужно отгадывать, а поговорку быстро произносить;

г) иноязычные конструкции.

6. К малым жанрам фольклора относятся (несколько вариантов ответа) :

а) пословицы;

б) сказки;

в) поговорки;

г) загадки;

д) былины.

    Музыкально-поэтический вид фольклорного искусства

б) сказка;

в) считалка;

г) поговорка.

    Определите жанр фольклора :

Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает, тот слёзы проливает.

а) поговорка;

б) считалка;

в) загадка;

д) скороговорка.

    О каких событиях пелось в исторических песнях?

а) о любовных переживаниях;

б) о семейно - бытовых проблемах;

в) о разбойничьих деяниях;

г) о конкретном историческом событии русского народа.

10. Былины - это …

а)эпические песни-сказания о богатырях и общеисторических событиях в Древней Руси;

б) рассказ о животных;

в) сказочная повесть;

г) песни о любви.

    Как называются рождественские песни?

а) колядки;

б) веснянки;

в) частушки;

г) колыбельные.

12. Чем занимались девушки в святки?

а) прыгали через костёр;

б) рисовали;

в) гадали;

г) пекли блины.

13. Угадай русскую народную сказку. Укажите её вид.

Название сказки и вид: _________________________________

14. Соедините стрелочками виды сказок с их определениями :

Волшебные Цель сказки - весело поучительно рассказать

проделках животных.

Бытовые Задача сказки – испытать героя вступившего

в борьбу с волшебными силами.

О животных Цель сказки – рассказать о необычном

происшествии; действие происходит в

обычной обстановке.

Тест по теме «Устное народное творчество» 5 кл к УМК Г.С.Меркина

Часть 1

1.Фольклор - это:

1) Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова

2)Искусство народа, художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы

3) Набор произведений на различные темы

4)Устное народное творчество

2. Из какого языка заимствованно слово «фольклор»?

1)греческого

2) латинского

3)английского

4) тюрского

3. Отметьте произведения малых фольклорных жанров:

1)пестушка 5)пословица 9)баллада

2) потешка 6)легенда 10) скороговорка

3)закличка 7) сказка 11)прибаутка

4) повесть 8)колыбельная песня 12)поэма

4. Соотнесите малый фольклорный жанр с его определением

5. Что такое народная сказка?

1) жанр устного народного творчества

2) историческая повесть

3) «ложь, но в ней намек…»

4) занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях

и приключениях

6. Кто является создателем сказок?

1) летописец

2) писатель-сказочник

4) сказители

7. Назовите жанры народных сказок

8. Соотнесите композиционные части сказки с их примерами

Часть 2

1.Определите к какому малому фольклорному жанру относится следующий текст:

Божья коровка, лети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе -ни одной!

2.По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная («Солдат и черт»), назовите еще несколько сказок этой же группы

Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.

Хоть бы, -говорит,-черт меня туда снес!

А он тут как тут.

Ты, -говорит, -меня звал?

Изволь, -говорит, -давай в обмен душу!

А как же я службу брошу, как с часов сойду?

Да я за тебя постою.

3. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

4. Какой художественный прием используется в основе следующих словосочетаний: «чисто поле», «живая вода»? Дополните своими примерами.

5. В волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры.

6. Как называются сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования? Приведите примеры сказок.

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.

При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.

Ход занятия

Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.

Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".

Подбери пословицу к тексту.

Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).

В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)

Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)

Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).

Конкурс 4 "Бой скороговорок".

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)

Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)

"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)

"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)

"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)

"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)

"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"

"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)

"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)

Конкурс 6 "Сочини сказку".

Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)

Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)

Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!

Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.

Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)

Конкурс 7 "Сосчитай - ка".

Какая команда вспомнит больше считалок.

Вот и подошла к концу наша игра - викторина.

Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:

Узнали ли вы что- то новое?

Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?

Итоги, награждение.