Теоретические основы культурно-познавательного туризма. Теоретические аспекты культурно-познавательного туризма Культурно познавательный туризм лекция

Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней. Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось, и к чему мы, в конечном счете, пришли. В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.

Подвиды культурно-познавательного туризма:

Культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

Культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

Культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

Культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

Культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

Культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

Культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

Культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).



Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца, на северо-западе страны находится «Серебряное кольцо России», охватывающее древнерусские города Новгород, знаменитый кремлем XI-XV веков, и Псков с музеем-заповедником «Пушкинские горы», жемчужиной Беломорья и гордостью Русского Севера называют Соловецкие острова. Поволжские города - Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань - крупнейшие туристские центры.

В современной Европе туристов особенно привлекают памятники древнеримской и древнегреческой культуры, средневековья, эпохи Возрождения. Большой интерес представляют и современные сооружения, нередко уникальные (например, Эйфелева башня в Париже). Европа уже многие века представляет собой комплекс государств, концентрирующих в себе большую часть мирового интеллекта. Не случайно здесь находится множество высших учебных учреждений, научных институтов, музеев, постоянно проводятся научные форумы, и поэтому развивается научный туризм. К нему примыкает и туризм фестивальный (включая спортивный). Самые посещаемые достопримечательности Европы: Эйфелева башня (Париж, Франция); Лувр (Париж, Франция); Собор Святого Петра (Рим, Италия); Базилика Сакре-Кер (Париж, Франция); Диснейленд (Париж, Франция); Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция); Гранд-базар (Стамбул, Турция).



Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. V век до нашей эры называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, которые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и потомков». Достопримечательности Афин Агора-городская площадь Афин; Ареопаг; Арка Адриана; Акрополь-старинный город на холме; Афинский университет; Башня Ветров- древнейший метеорологический памятник; Библиотека Адриана; Памятник Лисикрата; Театр Диониса; Храм Гефеста; Храм Зевса.

Рим - один из старейших городов мира. Достопримечательности древнего Рима: Арка Константина, Императорский форум, Колизей, Пантеон, Римский форум, Стена Аврелиана, Храм Ромула.

Архитектурные «чудеса» Ближнего Востока: Пирамиды Гизы-Египет; Петра-Иордания; Храм Огня в Азербайджане; Мечеть Имама Иран; Персеполь Руины древней столицы Персии Иран; Храмовая гора В настоящее время представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманские святыни - Аль-Акса (дальняя мечеть) и Куббат ас-Сахра (известная также как Купол Скалы, или «Купол над Скалой») Израиль; Могила царицы Нофретари Египет; Софийский собор Турция.

  • 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    Государственное образовательное учреждение

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Проректор по учебной работе

    «___»________________2011 г.

    К

    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

    для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения

    «___» ___________2011 г.

    Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

    «___»__________2011 г.

    Протокол №___

    Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

    Объем ____ стр.

    Зав. кафедрой _________

    «___»__________2011 г.

    Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ

    «___»__________2011 г., протокол № ___

    Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

    «СОГЛАСОВАНО»

    Председатель УМК ___________

    «___»_________2011 г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Зав. методическим отделом УМУ _________

    «___»__________2011 г.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

    Л. В. ИВАНОВА

    КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

    Учебно-методический комплекс

    для студентов очной формы обучения

    направления 100400.62 «Туризм»

    Тюменский государственный университет


    Культурно-познавательный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения. – Тюмень, 2011. – 14 с.

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

    ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: , д. и.н., профессор.

    © Тюменский государственный университет, 2011.

    1. Пояснительная записка

    1.1. Цели и задачи дисциплины

    Программа «Культурно-познавательный туризм» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направления 100400.62 «Туризм» (профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг» и «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

    Целью курса является формирование системы знаний и организация целенаправленной деятельности студентов по изучению историко-культурного потенциала России в сфере туризма. В процессе изучения курса «Культурно-познавательный туризм» необходимо решить следующие общегуманитарные и прикладные задачи:

    · Выявить теоретические основы и историю культурно-познавательного туризма как разновидность въездного туризма;

    · Акцентировать значение культурно-познавательного туризма в современных условиях;

    · Обозначить тенденции развития культурно-познавательного туризма в РФ;

    1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

    В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    · способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);


    · готовностью соблюдать этические и правовые нормы , регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

    · готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

    Профессиональными компетенциями (ПК):

    · владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

    · способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

    · готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

    · готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

    · способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

    · готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15).

    В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

    знать

      ключевые термины и понятия, категории историко-культурного наследия; основные нормативно-правовые документы, регулирующие культурно-познавательный туризм; тенденции и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

    уметь

      квалифицированно определять объекты культурно-познавательного туризма, представляющие особую ценность, как для России, так и для мировой цивилизации; применять в своей профессиональной деятельности правила безопасности, культуры обслуживания в культурно-познавательном туризме; вести просветительскую работу среди туристов относительно выявления, охраны и использования памятников историко-культурного наследия России;

    иметь навыки

    · выявления, описания и анализа объектов культурно-познавательного туризма;

    · составления концепции и программы предполагаемого путешествия данного сегмента туристской деятельности, основы продвижения национального и регионального турпродукта;

    · экскурсионного обслуживания и гидового сопровождения по объектам культурно-познавательного туризма.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины

    Реферат, отчет по экскурсии

    Планирование самостоятельной работы студентов

    Таблица 3

    Модули и темы

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

    Общее знакомство с курсом. Основные термины и понятия

    Подготовка доклада

    К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

    Подготовка реферата

    Работа с литературой

    Подготовка реферата

    Подготовка к контрольному тесту

    Модуль 2. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

    Подготовка доклада

    Подготовка реферата

    Работа с литературой

    Подготовка реферата

    Подготовка доклада

    Подготовка к контрольной работе

    4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

    Дисциплина «Культурно-познавательный туризм» имеет междисциплинарные связи с дисциплиной базового (обязательного) цикла «История», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла: «Историко-архитектурные памятники Российской Федерации», «Конфессиональный туризм», «Этнографический туризм», «Памятники мировой культуры», «География мировых цивилизаций».

    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Историко-архитектурные памятники Российской Федерации

    Конфессиональный туризм

    Этнографический туризм

    Памятники мировой культуры

    География мировых цивилизаций

    МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

    1.1. Общее знакомство с курсом

    Предмет и задачи курса. Туризм как феномен современной культуры. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации . Классификация туризма. Основные понятия курса: культура, индустрия туризма, культурно-познавательный туризм, культурная мотивация, туристический центр, центр туризма, дестинация, рекреационный потенциал, инфраструктура туризма, материальное и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, аттрактивность культурных комплексов. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности. Культурно-познавательный туризм и его основные характеристики, ресурсы.

    1.2. К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

    История развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный туризм как один из важнейших ресурсов основных туристических регионов мира. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации . Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия. Оценка культурных комплексов. Всемирные центры культурно-познавательного туризма. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

    1.3. Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

    Анализ состояния, проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Инфраструктура культурно-познавательного туризма. Выработка эффективной политики в области культурного туризма на федеральном и региональном уровнях. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия. IV Всероссийская конференция «Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации»-2010 в г. Тобольске и II Региональная конференция «Туризм в Тюменской области: региональные особенности и перспективы развития»-2010 в Тюмени.

    1.4. Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

    Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

    МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ВАЖНЫЙ РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

    История становления и развития культурно-познавательного туризма в России. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Историко-культурные центры Российской Федерации. Группировка городов и населенных пунктов по туристскому культурно-познавательному потенциалу. Особо ценные объекты культурного наследия РФ. Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России.

    2.2. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

    Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

    2.3. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

    Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

    Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности

    1. Туризм как феномен современной культуры.

    2. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации.

    3. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как разновидность въездного туризма.

    4. Основные характеристики и ресурсы культурно-познавательного туризма.

    К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

    1. История развития культурно-познавательного туризма.

    2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации.

    3. Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия.

    4. Методы и принципы оценки культурных комплексов.

    5. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

    Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

    1. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта.

    2. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

    3. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ.

    4. Инфраструктура культурно-познавательного туризма.

    5. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

    Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

    1. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

    2. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания.

    3. Безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

    Экскурсия в музей

    1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в музей с обоснованием возможности включения данной экскурсии в туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Экскурсия в выставочный зал

    1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в выставочный зал с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Посещение театрального спектакля, 4 часа

    1.Подготовка письменного отчета с обоснованием возможности включения данного спектакля в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Модуль II. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

    Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

    1. История становления и развития культурно-познавательного туризма в России.

    2. Историко-культурные центры Российской Федерации.

    3. Особо ценные объекты культурного наследия РФ.

    Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

    1. Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов.

    2. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма.

    3. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов.

    4. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

    Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

    1. Туристический потенциал Курганской области.

    2. Туристический потенциал Свердловской области.

    3. Туристический потенциал Тюменской области.

    4. Туристический потенциал Челябинской области.

    5. Туристический потенциал ХМАО.

    6. Туристический потенциал ЯНАО.

    Региональное достояние Тюменской области в современной практике культурно-познавательного туризма

    1. Основные положения Стратегии развития туризма в Тюменской области.

    2. Основные положения Закона Тюменской области № 000 от 01.01.01 года «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области».

    3. Основные положения Программы развития культурно-познавательного туризма в Тюменской области.

    Характеристика туристических ресурсов Тюменской области

    1. Объекты историко-культурного наследия юга Тюменской области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья).

    2. Музеи, организации науки и образования, архивы, библиотеки, театры, выставочные залы, история, этнография и религия, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны, фестивали искусств и культуры – как привлекательные объекты для въездного и внутреннего туризма.

    3. Музейный туристический продукт.

    Экскурсия в антикварный и сувенирный салоны

    Экскурсия в центр промыслов и ремесел

    1.Подготовка письменного и фото отчета с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Тренинг «Разработка проекта оригинального маршрута в рамках культурно-познавательного туризма», 4 часа

    7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

    Темы рефератов и докладов, творческих заданий

    1. Объекты Всемирного культурного наследия.

    2. Российские объекты культурного наследия и их юридический статус.

    3. Российские и международные Интернет-ресурсы по культурно-познавательному туризму (критический обзор).

    4. Туристический потенциал регионов России (один регион по выбору): Республики Карелия , Вологодской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской области , Красноярского края , Иркутской, Архангельской, Камчатской, Магаданской, Мурманской областей .

    5. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    6. Культурно-исторические центры России: Ансамбль Московского Кремля.

    7. Культурно-исторические центры России: Основные ансамбли Санкт-Петербурга.

    8. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России».

    9. Культурно-исторические центры России: погост Кижи.

    10. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля.

    11. История и архитектура Российских усадеб (один регион по выбору): Подмосковье (Абрамцево, Архангельское, Ахтырка, Большие Вяземы, Введенское, Вороново, Глинки, Горенки, Дубровицы, Ершово, Захарово, Знаменское-Садки, Ивановское, Константиново, Клин, Марфино, Мелихово, Мураново, Остафьево, Суханово, Шахматово, Ярополец и др.). Усадьба Тульской области : Поленово – усадьба, Ясная Поляна – фамильная усадьба. Усадьбы земли калужской (Авчурино, Белкино, Городня, Грабцево, Игнатовское, Полотняный завод, Троицкое и др.). Рязанские усадьбы (Истомино, Константиново, Красное, Пущино и др.). Усадьбы Ленинградской области (Гостилицы, Дубки, Тайцы, Дылицы-Елизаветино, Марьино, Парголово, Мурино, Репино-Пенаты, Приютино, Рождествено, Стрельна, Фаберже и др.). Псковские усадьбы (Тригорское, Михайловское, Карево и др.).

    12. Знаменитые и старейшие театры России.

    14. Ведущие музеи России.

    15. Центры традиционных народных промыслов России.

    16. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

    17. Исторические города Тюменской области в культурно-познавательном туризме.

    18. Потенциал исторического центра города Тюмени в культурно-познавательном туризме.

    19. Сельские храмы и мечети Тюменской области.

    20. Архитектурные ансамбли Тобольска.

    Контрольные вопросы к экзамену

    1. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности.

    2. Значение культурно-познавательного туризма в социокультурном развитии в условиях глобализации

    3. Понятие «наследие». Видовая классификация культурного наследия. Международное законодательство в сфере культурно-познавательного туризма

    4. Объекты всемирного культурного наследия. Оценка культурных комплексов.

    5. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

    6. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

    7. Российский опыт организации культурного туризма.

    8. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

    9. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России.

    10. Основные этапы разработки маршрута в рамках культурно-познавательного туризма. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма.

    11. Культура в сфере обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

    12. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Культурно-исторические центры Российской Федерации.

    13. Культурно-исторические центры России: погост Кижи и его туристский потенциал.

    14. Культурно-исторические центры России: архитектура северных монастырей России и их туристский потенциал.

    15. Культурно-исторические центры России: Москва и пригороды.

    16. Культурно-исторические центры России: Санкт-Петербург и пригороды.

    17. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России» и его туристский потенциал.

    18. Культурно-исторические центры России: комплекс Казанского Кремля и его туристский потенциал.

    19. Культурное наследие провинциальных городов России: Великий Новгород, Псков, Смоленск, Рязань, Вологда и их туристский потенциал.

    20. Наследие русской усадьбы. Усадебный туризм.

    21. Музеи, театры, выставочные центры, объекты этнографии, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны как ресурс развития культурно-познавательного туризма России.

    22. Уральский Федеральный округ и его рекреационно-туристический потенциал.

    23. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    24. Характеристика туристических ресурсов Тюменской области.

    25. Объекты историко-культурного наследия Тюменской области: города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья.

    8. Образовательные технологии

    В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: презентации, IT-технологии, экскурсии, разбор конкретных ситуаций с использованием каталогов туристских фирм, встречи со специалистами в области сервиса и туризма.

    9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53.

    2. ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

    3. ГОСТ Р 50690–2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».

    4. ГОСТ Р 50644–2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».

    5. Культурное наследие России и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. 172 с.

    6. Седова -просветительный туризм: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.

    7. , Малыгин -исторические центры России. – М. Academia, 2005. – 271с.

    9.2.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. , Ивачев и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник. – Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2007. 108 с.

    2. Александрова туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004. – 340 с.

    3. Балюк и индивидуальные тексты экскурсий на внутренних маршрутах: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 120 с.

    4. Балюк «Тюмень». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

    5. Балюк «Тобольский тракт». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

    6. Балюк «Тобольск». – Тюмень, 2007. – 48 с.

    7. Биржаков в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.

    8. Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании: Учебно-методическое пособие для студентов / сост. , . – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 124 с.

    9. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. – М.: Институт наследия, 1999. – 337 с.

    10. , Сергеева туризма: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2006. – 640 с.

    11. Захарова туризма: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 80 с.

    12. Каурова сферы туризма. Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.

    13. Квартальнов как фактор туристской мотивации. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    14. Квартальнов: Учебник. – 2-е изд., перераб. – Москва: Финансы и статистика, 20с.

    15. Кудимова туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    16. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я Брауна, В. Андерсен, В Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 212 с.

    17. Мазенкова региональной культуры: учебное пособие . – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 108 с.

    18. , Саак туризма. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. – 94 с.

    19. Миронова Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 76 с.

    20. Наследие и современность: десять лет Институту Наследия. Информационный сборник. Вып. № 10. М.: Институт Наследия, 2002. 287 с.

    21. Никишин туризм как технология управления региональным развитием . – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    22. Памятники отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России. Удмуртия . – М.: Редакция альманаха «Памятники отечества», 1995. – 192 с.

    23. Прентис Ричард. Опыт становления и развития культурного туризма: Учебное пособие / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 232 с.

    24. Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания. – Реж: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2010. – 288 с.

    25. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. - № 3. – С. 34-36.

    26. Самойленко туризма: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 368 с.

    27. Культурный туризм / http: // www..culturalmanagment. ru/biblio/47

    28. Сапожникова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

    29. Севан в исторических городах и регионах Европы и России. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    30. Сенникова география Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов: учебно-методическое пособие. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2008. – 152 с.

    31. Соколова туризма. Учебное пособие. – Москва: Академия, 2004. – 350 с.

    32. Справочник паломнических организаций Русской Православной Церкви. Вып. 1. Издание журнала «Православный паломник» (Приложение к журналу). М., 2003. 31 с.

    33. Сто великих музеев мира / Авт.-сост. . – М.: Вече, 2000. – 511 с.

    34. Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. 156 с.

    35. Туристские объекты Тюменского региона: выпуск первый. Памятные места юга Тюменской области / рук. Проекта. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2007. 72 с.

    36. Туристические ресурсы Тюменской области [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. w-siberia. ru /. – Загл. с экрана.

    37. Тюменская область. Путеводитель «Пти Фюте». – М.: «Авангард», 2005. – 176 с.

    38. Чудеса России [Электронный ресурс]. – URL: http://www. ruschudo. ru/. – Загл. с экрана.

    10. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    Сайты департамента стратегического развития Тюменской области, комитета по туризму г. Тобольск, информационного центра Тюменской области по туризму, департамента по экономике и инвестиционной политике Тюменской области.

    11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint, а также для показа учебных видеофильмов: СD-проектор с пультом дистанционного управления , звуковое оборудование, экран и компьютер.

    ВВЕДЕНИЕ

    Экскурсионный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения, так как он является существенным объектом мирового хозяйства. За последние десятилетия ХХ столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки. Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре для привлечения потенциальных туристов. Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому местные туристские организации должны заниматься распространением информации о своем регионе.

    Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью данных полученных и проанализированных в этой работе можно будет определить соответствие экскурсионных туров в Красноярске ГОСТам.

    Основной целью работы является проверка на соответствие ГОСТам красноярских экскурсионных туров.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

    • 1. Понять, что такое экскурсионный туризм
    • 2. Составить список основных критериев на основе ГОСТов
    • 3. Проверить соответствие экскурсионных туров красноярских туроператоров составленным критериям

    Объектом исследования является экскурсионный туризм.

    Предметом исследования являются программы экскурсионных туров.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

    Понятия культурно-познавательного туризма

    Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

    Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

    Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

    На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

    Второе определение - специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

    Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

    Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

    памятники археологии;

    культовую и гражданскую архитектуру;

    памятники ландшафтной архитектуры;

    малые и большие исторические города;

    сельские поселения;

    музеи, театры, выставочные залы и др.;

    социокультурную инфраструктуру;

    объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

    технические комплексы и сооружения.

    При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

    Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

    Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

    Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

    Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

    ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

    необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

    Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

    Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

    Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

    Практически существует семь видов культурного туризма, каждый из которых направлен на посещение определённых культурных и исторических мест. Основные типы культурного туризма:

    Архитектурный туризм - посещение архитектурных форм представляющих культурное значение;

    Исторический - это особый вид туризма, основное направление - посещение мест исторических битв, музеев, развалин и других видов исторической и военной архитектуры;

    Туризм литературы и искусств - театры, галереи, дома и музеи художников и писателей;

    Музыкальный туризм - концерты, фестивали, карнавалы;

    Туризм парков культуры - исследование ландшафтов;

    Экскурсионный туризм- архитектура и панорамы городов;

    Сельский - сельская местность, чистый воздух, культура и фольклор.

    Культурно-познавательный туризм направлен на расширение кругозора туриста. В турах обязательно должна присутствовать программа с определенными объектами по тематике. Это отличает его от других видов туризма.