Технологическая карта классика и современность. Тема урока Классика и современность

Тема урока: «Классика и современность».

Цель урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

- образовательные: знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный); актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся, выражение личностного отношения к музыке, систематизация знаний о музыке;

развивающие: обогатить мировосприятие, расширить его спектр; художественный вкус учащихся, музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному; коммуникативные навыки; развитие вокально-хоровых еавыков; слушательской культуры;

- воспитательные: уважение к музыке разных эпох и композиторов, воспитывать умение работать в коллективе.

Проблемный вопрос:

Ожидаемый результат:

1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Умение работать с учебником.

6. Уметь работать в группе.

7. Выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку (вокализация инструментальных тем, исполнение песен).

Тип урока: вводный.

Методы урока: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.

Метапредметные связи: русский язык, литература, история, английский язык, фотоискусство.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Дидактический материал: учебник «Музыка. 7 класс»Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: - М.: Просвещение, 2013; Хрестоматия музыкального материала. 5 класс.

Музыкальный материал:

    Вступление «Рассвет на Москве-реке» (фрагмент) к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского;

    Балета «Ромео и Джульетта» (фрагмент «Монтекки и Капулетти») С.С.Прокофьева;

    Увертюры «Эгмонт» (фрагмент). Л.Бетховена;

    Ария «Память» из мюзикла «Кошки». Э.-Л.Уэббер;

    «Битлз»- «Вчера».

Оборудование: интерактивная доска, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку (регулятивные УУД: волевые качества)

II. Введение в тему (слайд № 2).

Краткая беседа о летних встречах с музыкой.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас после каникул здоровыми, отдохнувшими и веселыми. Были ли у вас за это время встречи с музыкой? Какую музыку вы слушали, исполняли? (Ответы обучающихся.)

III . Сообщение темы урока.

Учитель: - Вы, конечно же, обратили внимание на слова, которые сегодня расположены на доске - КЛАССИКА и СОВРЕМЕННОСТЬ. Именно они являются темой нашего сегодняшнего урока.

IV. Основной этап урока.

1. Дискуссия по вопросу «Что такое классика», «классическая»?

Учитель: - Что, по-вашему, означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? (Индивидуальные высказывания ребят.)

2. Работа с учебником.

Учитель: - Давайте уточним.Откройте учебник. Найдите и прочитайте информацию о том, что такое «классика».

3. Обобщение знаний.

Учитель: - И так, классика – это…(ребята продолжают ответ). Верно!

4. Слушание музыкальных фрагментов знакомых ребятам (увертюра «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.Мусоргского, «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена и ария кошки «Память» из мюзикла Э.-Л.Уэббера «Кошки»), с последующим их анализом. (Групповая форма работы.) Проблемное задание.

Учитель: - Предлагаю послушатьфрагменты музыкальных произведений, напеть их и заполнить вот такую таблицу (слайд № 2), работая в группе. (Звучит музыка. Ребята выполняют задание. )

5. Дискуссия по вопросу « Что такое стиль

Учитель: - Сейчас, слушая музыку и заполняя таблицу, вы самостоятельно определяли стиль эпохи, стиль национальный, стиль автора. Объясните, пожалуйста, что такое «стиль». (Ответы обучающихся.)

6. Работа с учебником.

Учитель: - Давайте уточним.Откройте учебник. Найдите и прочитайте информацию о том, что такое «стиль». (Индивидуальная работа ребят.)

7. Обобщение.

Учитель: - И так, стиль – это…(ребята продолжают ответ). Верно!

8. «Классика» (слайд № 3).

Учитель: - Подумайте, какой из прозвучавших фрагментов можно отнести к классике? Давайте напоем эти мелодии. (Хоровая вокализация музыкальных фрагментов.)

Учитель: - Давайте послушаем ваши ответы. (Каждая группа дает ответы.)

(Если мнения ребят разделятся, то необходимо ввести понятие «классика жанра».)

9. Знакомство с понятием «классика жанра». Работа с учебником.

Учитель: - Прочитайте информацию о том, что такое «классика жанра» в учебнике. (Индивидуальная работа ребят.)

10. Обобщение

Учитель: - Теперь вы знаете, чтоне только лучшие образцы серьезной музыки, но илучшие образцы легкой музыки могут быть названными классическими. Примером тому является ария Память из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л.Уэббера. Хотите разучить ее? (Да.)

11. Вокально-хоровая работа над арией «Память» (слайд № 4).

12. Работа с иллюстративным рядом учебника (с. 7) – группа «Битлз». Краткая информация о группе. Цель: углубить знания уч-ся о том, что современная музыка тоже может быть названа «классикой».

Учитель: - И вновь обратимся к учебнику. Перед вами британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля , основанная в 1960 году , в составе которой играли Джон Леннон , Пол Маккартни , Джордж Харрисон , Ринго Старр . С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.

13. Слушание и исполнение песни «Битлз» - «Yesterday» (слайд № 5).

Учитель: - Вам наверняка знакомы их песни. Послушайте одну из них. (Звучит песня «Yesterday». На доске текст песни на английском языке. Дети по желанию могут подпевать.)

V. Обобщение темы урока.

«Мозговой штурм»

Учитель: - Можно ли назвать музыку, прозвучавшую сегодня на уроке, современной? (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Может ли классика, классическая музыка быть современной, а современная классической?

VI . Рефлексия.

Учитель: - Нужна ли вам эта музыка? Обоснуйте ответ. (Ответы обучающихся.)

Учитель:- В завершении урока прошу вас составить синквейн по выбору: «Классика». «Современность». (По выполнении задания, листы с синквейном обучающиеся сдают учителю.)

VII . Итог урока.

Домашнее задание (слайд № 6): творческая тетрадь, с. 6. Задание № 3 (Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой. Объясните свой выбор и обсудите его с одноклассниками.)

Объявление оценок.

Выход из класса.

Приложение № 1

На пустынной аллее

Вслед за вспышкою света

Будет тьмы полоса.

Так и в жизни…

Я помню всё, ведь прошлого вновь

Что дано лишь однажды,

В суете мы теряем,

Выпиваем до дна…

Но не жаль мне

Сейчас того, что прожита жизнь –

Жизнь, что знала я одна.

Не смотри сейчас назад –

Вдруг сердце закричало.

Всё, что в прошлом – в нём должно остаться,

А ночь – лишь дня начало.

Пусть найдёт меня утро

Без единого вздоха,

Без биенья в груди.

Жаль, что поздно,

Но всё же знаю – счастлива я.

Все мученья позади.

Бесконечным маскарадом

Сквозь ветви свет струится.

Встанет солнце – и померкнет память –

Как призрак растворится.

Протяните мне руку!

Как легко было в прошлом –

Вы любили тогда…

Тенью света

Я в ночь иду, и память моя

Засыпает навсегда.

Приложение № 2

Yesterday

Yesterday ,

Oh, I believe in yesterday.

Suddenly,

Oh, yesterday came suddenly.

Why she

I said,

Yesterday,

Oh, I believe in yesterday.

Why she

Had to go I don"t know, she wouldn"t say.

I said,

Something wrong, now I long for yesterday.

Yesterday,

Love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.

Mm-mm-mm-mm.

Просмотр содержимого презентации
«Классика и современность»

Классика и современность

Выполнил: учитель музыки МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 78 г. Воронежа

Пчелинцева Л.П.


«Классика и современность»

Стиль эпохи

(фамилия композитора)


«Классика и современность»

Стиль эпохи

(старинная или современная музыка)

Вступление «Рассвет на Москве-реке»

Стиль национальный (русская или зарубежная)

«Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

(фамилия композитора)

М.П.Мусоргский

Увертюра «Эгмонт»

зарубежная

Ария «Память» из мюзикла «Кошки»

С.Прокофьев

Л.Бетховен

зарубежная

Э.-Л.Уэббер


Ночью На пустынной аллее Вслед за вспышкою света Будет тьмы полоса. Так и в жизни… Я помню всё, ведь прошлого вновь Оживают голоса.

Счастье, Что дано лишь однажды, В суете мы теряем, Выпиваем до дна… Но не жаль мне Сейчас того, что прожита жизнь – Жизнь, что знала я одна.

Не смотри сейчас назад – Вдруг сердце закричало. Всё, что в прошлом – в нём должно остаться, А ночь – лишь дня начало.

Утро – Пусть найдёт меня утро Без единого вздоха, Без биенья в груди. Жаль, что поздно, Но всё же знаю – счастлива я. Все мученья позади.

Бесконечным маскарадом Сквозь ветви свет струится. Встанет солнце – и померкнет память – Как призрак растворится.

Руку – Протяните мне руку! Как легко было в прошлом – Вы любили тогда… Тенью света Я в ночь иду, и память моя Засыпает навсегда.


Yesterday

Yesterday,

Love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.

Had to go I don"t know, she wouldn"t say.

Something wrong, now I long for yesterday.

Yesterday,

Love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.

Mm-mm-mm-mm.

Yesterday ,

All my troubles seemed so far away,

Now it looks as though they"re here to stay,

Oh, I believe in yesterday.

Suddenly,

I"m not half the man I used to be,

There"s a shadow hanging over me,

Oh, yesterday came suddenly.

Had to go I don"t know, she wouldn"t say.

Something wrong, now I long for yesterday.


Домашняя работа

творческая тетрадь, с. 6., задание № 3

Тема года:

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока : Классика и современность .

Тип урока: комбинированный .

Цель :

Задачи:

обучающая

развивающая

воспитательная :

Методы и приёмы

Оборудование :

Ход урока.

Учитель

Учитель

Учитель

Звучит . (Приложение1.1)

Дети отвечают.

Ученик . Музыканты в чёрных фраках

Взяли скрипки и альты.

Дирижёр привычным взмахом

Воскресил мои мечты.

Баритон виолончели

Души резал на клочки,

И качались как качели

Изумлённые смычки.

Учитель.

Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)

Учитель

Ученик: Ветер-озорник стучит в окно,

В комнате тепло и тихо.

Звуки музыки наполнили её,

Музыки прекрасной и великой!

Учитель

Музыку свою неповторимую...

И сидим, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую.

Звучит « Лунная соната», Л.Бетховен . (Приложение 1.3)

Учитель

Дети отвечают .

Ученик . Заворожила музыка сонаты

И тёплый, тихий летний вечер,

Учитель

Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (Приложение 1.4) / дети отвечают/.

.

Ученик . Музыка.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка - это твой Бог.

Учитель.

Учитель

«Токката и фуга», И.С.Баха

Слушание и просмотр на DVD . (Приложение 4)

Учитель

//

Дети

Учитель

Дети.

«Шторм».

(Приложение 6).

Учитель

/ дискуссия между детьми/

Дети

Учитель

  1. Учитель

/

Учитель

4 . Распевание .

5 . Слушание и анализирование (Приложение 8).

Учитель

Дети

Точность исполнения мелодии;

Фразировка;

  1. . Учитель.
  1. Домашнее задание

Пояснительная записка

Направление гуманитарное.

Этапы урока следующие:

- «Симфония № 40», В.Моцарт.

- «Шутка», И.Бах.

Слушание и анализирование:

- «Токката и фуга»;

- «Шторм».

Использована литература:

«Музыка», Ю.Б.Алеев.

Тема года: Традиция и современность в музыке.

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока : Классика и современность .

Тип урока: комбинированный .

Цель : Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.

Задачи:

обучающая : через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

развивающая : развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

воспитательная : духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

Методы и приёмы . Использована эвристическая технология проведения урока. Введён элемент театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.

Оборудование : интерактивная доска, диски DVDи CD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты - смайлики.

Ход урока.

1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель . Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?

Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.

Учитель . Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

Учитель . Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?

Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский . (Приложение1.1)

Дети отвечают.

Входит ученик и выступает в роли Чайковского. Показ слайда №1 (Приложение 2) с изображением портрета П.Чайковского.

Ученик . Музыканты в чёрных фраках

Взяли скрипки и альты.

Дирижёр привычным взмахом

Воскресил мои мечты.

Баритон виолончели

Души резал на клочки,

И качались как качели

Изумлённые смычки.

Учитель. Музыка Чайковского, Она нам души звуком лечит. Закружит вальсом нас слегка, Покой, блаженство обеспечит. Живет пускай искусство это, Передаваясь с века в век, Огромное наследие оставил гений, Чтоб был счастливым человек.

Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)

Учитель . Вы наверное догадались, кто сейчас к нам зайдёт? /учащиеся отвечают/.

Входит ученик в образе И.С.Баха.

Показ слайда №2 (Приложение 2) с изображением портрета И.С.Баха.

Ученик: Ветер-озорник стучит в окно,

В комнате тепло и тихо.

Звуки музыки наполнили её,

Музыки прекрасной и великой!

Учитель : Кажется, что Бах играет здесь

Музыку свою неповторимую...

И сидим, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую.

Скучно роялю в скупом одиночестве,

Струны покрылись быльём и забвением.

Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,

Ноты, аккорды давно позабытые…

Звучит « Лунная соната», Л.Бетховен . (Приложение 1.3)

Учитель . Встречу с каким композитором мы ждём?

Дети отвечают .

В класс входит ученик в образе Бетховена.

Показ слайда №3 (Приложение 2) с изображением портрета Л. Бетховена.

Ученик . Заворожила музыка сонаты

И звёздно - лунный за окном пейзаж.

И тёплый, тихий летний вечер,

И тусклый свет сквозь радужный витраж.

Учитель . Бетховен! Людвиг Ван Бетховен! Талант! И гений волшебства! Чудесную музыку ты людям подарил! Чтоб та в душе всегда цвела.

Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (Приложение 1.4) / дети отвечают/.

В класс входит ученик, переодетый в костюм и в парике, выступает в роли Моцарта .

Показ слайда №4 (Приложение 2) с изображением портрета В.А.Моцарта.

Ученик . Музыка.

Что в этом слове? - очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка - это твой Бог.

Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.

Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки». Чья команда справляется быстрее с заданием - получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.

С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Баха, Чайковского.

С левой - вразброс даны названия произведений.

Класс делим на четыре команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.

В конце игры «композиторы» - учащиеся подводят итоги.

Учитель . Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что - то новое.

Показ презентации о Ванессе Мэй. (Приложение 3)

Сегодня новое для вас слово - АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger - приводить в порядок).

Аранжировка - переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

«Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.

Слушание и просмотр на DVD . (Приложение 4)

Учитель . Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

/происходит дискуссия между учащимися /

Дети . На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.

Учитель . Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.

Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.

Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.

Следующий композитор и дирижёр эстрадно - симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.

Показ презентации о Янни Хрисомаллисе.(Приложение 5).

Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле NewAge, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 - 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.

Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».

(Приложение 6).

Учитель . Что вы можете сказать о произведении?

/ дискуссия между детьми/

Дети . В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

Учитель . Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

  1. Учитель . А сейчас я вам хочу сообщить, что в нашей школе пройдёт мероприятие «В мире классической инструментальной музыки». Задача такая: для оформления афиши нужно составить перечень музыкальных номеров для концерта, состоящего из двух отделений. Наш класс мы разделим на две группы. Первая составит перечень знакомых вам классических произведений (зарубежных и русских) композиторов. Вторая группа напишет классические произведения в современной аранжировке.

/самостоятельная работа учащихся в группах/.

Проверка на соответствие названий произведений и фамилий композиторов.

Учитель . Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.

4 . Распевание . При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.

5 . Слушание и анализирование песни «Ангел - хранитель» И. Крутого (Приложение 8).

Учитель . Какие впечатления у вас о прослушанном произведении?

Дети . Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом - хранителем. Лиричный нежно - взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий. Мажорный лад отображает радость, доброту и чувство возвышенности.

  1. В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек в высоком регистре. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.

При разучивании песни учителю обратить внимание на:

Точность исполнения мелодии;

Выдерживать половинные длительности;

Правильно брать дыхание и только во время пауз;

Фразировка;

  1. . Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке - NewAge, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

«Жизнь как пьеса. Не то важно - длинна ли она, а хорошо ли сыграна».

А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты - смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий - информацию приняли к сведению, серый - было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.

  1. Домашнее задание . Оформить афишу для мероприятия «В мире классической музыки».

Пояснительная записка

Урок музыки составлен для 8 класса общеобразовательной школы на основе программы

Тема года «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке вечной связи времён.

Тема четверти «О современности в музыке». Согласно программе ей отводится 5 часов.

Тема урока: Классика и современность.

Направление гуманитарное.

Этапы урока следующие:

1.Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации.

- «Симфония № 40», В.Моцарт.

- «Шутка», И.Бах.

- «Лунная соната», Л.Бетховен.

- «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.Чайковский.

Слушание и анализирование:

- «Токката и фуга»;

- «Шторм».

Методы и приёмы. Используется приём элемента театрализации при повторении пройденного ранее материала. Применяется метод ретроспективы, т.е. повторение знаний, классических приёмов, которые являются основой для усвоения нового материала. Включён интерактивный метод, а также метод сравнительного анализа классических и современных произведений.

В вокальной части урока применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальная. Такая форма создаёт условия для эффективного развития певческого голоса, вокального слуха. При распевании разработан комплекс вокально - тренировочных упражнений для активации голосообразующей функции учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, диски DVD иCD, фортепиано, ноты, жетоны, ноты - смайлики..

Использована литература:

«Педагогические технологии», Т.П.Сальникова.

«Воспитание музыкой», Т.Е.Вендрова.

«Музыка», Ю.Б.Алеев.

Урок проведён в обычном классе со средними способностями учащихся. Дети - «композиторы» артистично справились со своей ролью. Во время интеллектуальной игры активно подключились все участники урока. При знакомстве с основной темой занятия ученики неплохо проявили свои ранее накопленные знания при классическом подходе к анализированию произведений. Большинство детей получили отличные оценки. Немаловажным этапом урока является рефлексия, которая позволяет выявить ответную реакцию учащихся на педагогическое воздействие. (Приложение 9).

Тема года: Традиция и современность в музыке.

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока : Классика и современность .

Тип урока: комбинированный .

Цель : Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле NewAge.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля NewAge, значение термина аранжировка.

Задачи:

обучающая : через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

развивающая : развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

воспитательная : духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произ

Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 7 классе _____._____. 20____г.

Классика и современность

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Цель урока

познакомить учащихся с понятиями классика и классичекая музыка

Задачи урока:

Образовательные: Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.

Развивающие: развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение

Воспитательные: Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость

Планируемые результаты

Предметные

«классика», «классическая музыка», классика жанра, стиль.

Личностные

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.

Метапредметные

Коммуникативные

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные

выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные

выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников

Межпредметные связи

История, литература, русский язык, изобразительное искусство.

Ресурсы урока

Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева

Песня группы «Битлз». «Есть только миг» Любэ.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

УМК

Музыка. 7 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2012 г.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Организационный этап, 3 мин

Вход в класс.

Приветствие

Приветствие

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

самоорганизация, способность регулировать свои действия.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся,

3 мин

Организует опрос

Отвечают на вопросы

Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься, что нас в ней привлекает. (Высказывания уч-ся).

Использовать речь для регуляции своего действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 5 мин

Организует проблемную ситуацию, которая помогает сформулировать цели и задачи на урок

Принимают участие в беседе, формулируют задачи

А какая музыка вечная? (Ответы уч-ся) Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической.(слайд 1)

Определять тему и задачи конкретного урока.

Актуализация знаний, 3 мин

Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации.

Высказывают мнения

Отвечают на вопросы учителя

Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры . Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. (слайд 2)

Поиск и выделение необходимой информации

Первичное усвоение новых знаний, 15 мин

Организует беседу прослушивание

Отвечают на вопросы учителя

Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. (слайд3)

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится, как вы думаете, почему? (ответы)

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры композиторов. (ответы уч-ся). сочинения.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. (слайд 4).

извлечение из музыкального произведения необходимой информации

формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Организует слушание

Восприятие и анализ произведения

Музыкальная викторина (слайды 5-9) Определите, какое из сочинений написано современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими. Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?

Слушание (слайд 5).

1. Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.

2. Начало увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена.

3. Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л.Уэббера.

4. Фрагмент «Монтекки и Капулетти» из балета С.С.Прокофьева

5. Песня группы «Битлз».

Самооценка своих возможностей и способностей

Первичная проверка понимания, 3мин

Организует опрос.

Отвечают на вопросы

Давайте с вами вспомним классические произведения, которые по вашему мнению будут нравится вам всегда, и современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему. (ответы уч-ся).

Ребята, сегодня мы с вами о многом разговаривали. А скажите, нужно ли нам ориентироваться в музыке, для чего. К чему нас приводит знакомство с музыкой разных стилей, какая музыка живет веками в душах людей? (ответы уч-ся)

Формулировать собственное мнение и позицию.

Поиск и выделение необходимой информации

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Фиксирование д/з в дневниках. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

А к следующему уроку я попрошу

    Выучить слова песни

Поиск и выделение необходимой информации

Работа над вокально хоровыми навыками

15 мин

Организует вокально-хоровую работу,

Выполняют гимнастику и разучивают песню.

Какое настроение вызывает у вас эта песня?

Можем ли мы увидеть музыку в этой песне?

Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.

Речевые высказывания о характере песни, настроении

Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин

Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения.

Анализ своей деятельности.

Какое впечатление произвел на вас наш сегодняшний урок.

Давайте с вами в завершении нашего урока попробуем завершить предложения:

1. Я узнал

2. Я увидел

3. Я удивился

4. Я хочу узнать

Использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществление комплексного анализа своей деятельности

"Классика и современность"

Классикой (от лат. classicus - совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.

Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и др.

Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако

век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.

Слово стиль (от греч. stylos, буквально - палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль - стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются ее новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими сверстниками, и с людми далекого прошлого - как бы побывать в разных временах.

В музыкальном театре.

Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и музыкального спектакля.

Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценич. жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. д.

Опера (от итал. opera - труд, сочинение) возникла в Италии на рубежеXVI-XVII вв. Опера, по определению, это "сценическое представление, в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою, т. е. пением действующих лиц (отдельно каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно разнообразном применении этих сил, начиная с простой поддержки голоса и кончая самыми сложными симфоническими сочетаниями". Музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отд. ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет скрытые пружины поведения действ. лиц, их сложные внутр. взаимоотношения , часто непосредственно выражает главную идею произв.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев

По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины, а картины - на сцены.

Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спктакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. "Полупение-полуречь" называется речитативом.

Одна из орсобенностей оперы состоит в том, что ее герои иногда поют одновременно каждый свою партию. Так композитор раскрывает мысли и чувтсва своих героев в ансамбле - стройном совместном звучании. В массовых сценах звучит хор, который нередко выступает одним из главных

действующих лиц оперы или коментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (гномера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.

Опера «Иван Сусанин».

Опера () "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") вызывает у многих поколений слушателей чувтсво сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

(1-й акт - в селе Домнино, 2-й - в Польше, 3-й - в избе Сусанина, 4-й - в лесах, эпилог - в Москве на Красной площади).

В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя", в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха - Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи". Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина - он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Драму душевных переживаний передает романс Антониды ("Не о том скорблю, подруженьки"), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор "Славься!", написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.

Премьера - 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.

С оперы началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.

Опера "Князь Игорь"

Страницам русской истории посвящена и опера "Князь Игорь" (), члена содружества русских композиторов Могучая кучка. В основу сюжета оперы положена патриотическая поэма Древней Руси "Слово о полку Игореве", дополненная другими историческими документами, летописями. Она посвящена не победам, которых немало знало русское оружие, а поражению, в результате которого князь был пленен, а его дружина уничтожена.

Драматургия оперы строится на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: русские - князи Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, ее брат Владимир Галицкий, и половцы - хан Кончак, его воины.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах - во городе Путивле, во втором и третьем актах - в половецком стане.

Время: 1185 год.

Пролог. В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя - хор "Солнцу красному слава!" Внезапно землю окутывает мрак - начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.

1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.

Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье ("Ни сна, ни отдыха измученной душе..."). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии ("О, дайте, дайте мне свободу..."). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.

Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется - не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)

3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).

Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.

В музыкальном театре.

Балет (от итал. balleto - танцевать) возник в эпоху Возрождения в XIV - XV вв. в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы.

Балет - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы. Они выполняют роль, аналогичную пению в опере. И в опере и в балете большое значение имеет звучание симфонического оркестра: музыка связывает все элементы драмы воедино и, выявляя сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выражает главную идею произведения.

Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как па-де-де (танец вдвоем), па-де-труа (танец втроем), гран-па (большой танец). Так называют отдельные номера балета. А красивым итальянским словом адажио, обозначающим темп движения музыки, в балете называют медленный лирический танец главных героев.

Основными типами танца в балетном спектакле являются классический и характерный. Характерные танцы включают в себя движения, распространенные в народной и бытовой культуре. Классический танец - более условный, богатый образной символикой, его особенность и в том, что исполняется он на пуантах.

Режиссером балетного спектакля является балетмейстер (от нем. - balletmeister), который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает "рисунок" танца, жесты и пластические решения образов.

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижеру симфонического оркестра. Главное в его работе - умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения, соединив их с идеей балетмейстера-постановщика, индивидуальностью танцоров-солистов и мастерством кордебалета, исполняющего массовые танцевальные сцены.

Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы и даже пение (хоры). Этого требует новый музыкальный язык современного балета.