Сжигание тела в крематории. Значение слова крематорий

Корреспондент «КП» узнала, чем гримируют покойных и сколько стоит самый дорогой гроб

Тем, кому по несчастью довелось побывать в Барнаульском крематории, известна лишь его внешняя сторона - прощальные и поминальные залы, ритуальный магазин, небольшой храм и колумбарий. В кремационный цех и другие подсобные помещения посторонним вход категорически воспрещен. Но только не корреспондентам «КП »!

Директор крематория Андрей Чумаченко устроил для «Комсомолки» целую экскурсию по траурному заведению.

Андрей признался, что с десятого класса мечтал работать в ритуальном бизнесе. И когда ему предложили должность директора, не задумываясь, переехал из Новосибирска в Барнаул .

Много споров по поводу кремации. Лично я считаю, что кремация - более гуманный способ, чем погребение в землю, - сказал наш герой.

В краевой столице крематорий открыли в мае 2015 года. С того момента здесь кремировали порядка 200 человек.

Разбег цен на комплекс услуг крематория - от

19,5 до 45,2 тысяч рублей. В магазине, который находится при заведении, большой выбор гробов, погребального белья, одежды покойному и прочего.

Самый дорогой гроб здесь - лакированный саркофаг из кедра стоимостью 124 тысячи рублей.

Такой покупали в прошлом году сотруднику ГИБДД , который в сентябре погиб при исполнении служебных обязанностей, - отметил Андрей.

В таком гробу кремировать нельзя, только хоронить (кстати, крематорий оказывает и услуги погребения - Прим. ред.). Из-за больших размеров, он в печь не войдет. По словам директора, в основном берут деревянные гробы. Их стоимость - от 2,5 тысяч рублей.

Погребальное белье здесь на любой вкус и цвет.

Есть бюджетные простыни - хэбэшные и атласные - за 700 рублей, и более дорогие варианты - за 3,6 тысяч рублей, - рассказал Андрей.

Мне в глаза бросились две лежащие рядом маленькие подушечки…

Это - детские, - пояснил рассказчик. - Детей у нас тоже кремируют, к счастью, редко. Бывало, обращались, к нам родители мертворожденных малышей. Но из-за отсутствия определенных документов пока мы их не можем кремировать.

В крематории есть два прощальных зала. Запах здесь специфический, видимо, пропитан людским горем. Во время церемонии гроб стоит посредине, по бокам он него - мягкие удобные диванчики для родственников, есть и другие - по периметру зала.

Вскоре здесь мы установим прожектор, который будет светом выделять зону с покойным, - рассказал Андрей.

Во время прощания свет приглушен тихо звучит музыка, как правило, выбирают классику. На стене установлен плазменный телевизор, где можно посмотреть фильм о покойном. По словам Андрея, этой услугой пока никто не пользовался.

Зато, заказывали видео с похорон. У умершего родственники в Германии были. Вот мы им нарезку делали. В будущем собираемся сделать возможность смотреть похороны в режиме онлайн, - пояснил директор крематория.

Дабы уйти от сплетен о том, что перед тем, как отправить тело в печь, с покойного снимают драгоценности, в крематории есть услуга - просмотр начала кремации. Это занимает 30 минут времени. Родственники находятся за стеклом и наблюдают, как гроб с телом машинист отправляет в печь.

Стекло - бронированное, сами понимаете, смерть - это всегда горе, поэтому люди могут вести себя неадекватно, в том числе, биться об стекло. У нас такое было, - поделился рассказчик.

Андрей рассказал, что как-то кремировали покойного, к которому родственники из Бурятии приехали, как положено, с шаманом.

Так они во время просмотра начала кремации обряды свои проводили: лампады зажигали, молитвы читали, - вспомнил директор.

Кремационную печь сюда привезли из Чехии . Цена - порядка 18 миллионов рублей. Управляет ей оператор. При температуре 1100 градусов человеческое тело полностью сгорает за 1-1,5 часа. Все это время оператор контролирует процесс через небольшое стеклянное окошечко в печи.

К слову, есть вещи, которые нельзя класть в гроб при кремации.

По опыту коллег из Новосибирска знаю, что и телефоны кладут, и другие вещи. Потому перед тем, как тело отправят в печь, танатопрактик осматривает гроб, чтобы там не было лишнего. Бывало, что кардиостимуляторы из «сердечников» вынимали - так как, это тоже запрещенные предметы, - сообщил Чумаченко . - Ведь они имеют батарейки, которые в огне могут взорваться и повредить печь.

После печи останки тела покойного (как правило, это мелкие косточки - Прим. ред.) помещают в кремуляторную. Там в шаровой мельнице их перемалывают в мелкую однородную массу.

Затем, оператор ссыпает весь прах в капсулу (ее можно захоронить в землю) или в специальный мешочек, который потом помещают в урну.

Урну родственники выбирают заранее. Самая дорогая здесь стоит 33 тысячи рублей. Сделана она из цельного камня.

Если в помещении с печью всегда тепло, то в морге вечный холод. Даже двери здесь термонепроницаемые.

Подготовка тела для погребения в землю и для кремации мало чем отличается. Только при кремации покойников как правило не бальзамируют, - пояснил Чумаченко.

Умерших женщин в крематории могут причесать, накрасить. Для этого есть целый набор косметики: тональный крем, румяна, тени, тушь, помада и прочее.

На территории крематория построили храм. В него заходят, чтобы поставить свечку в память об усопшем. Сегодня здесь горела одна свеча….

За храмом закреплен батюшка. По воле родственников, он может отпеть умершего.

На аллее памяти установлен колокол. После процедуры прощания близкие и родственники умершего звонят в него, тем самым, отдают дань памяти покойному.

За ним установлен семейный склеп учредителей крематория. Большая территория крематория, в 2,5 га, позволяет и другие склепы установить.

Рядом возвышается колумбарий. Он рассчитан на 9 тысяч урн. Пока здесь много свободных мест. Однако, есть - зарезервированные. Эти люди заранее позаботились о том, чтобы их кремировали.

Можно при жизни составить договор, он стоит 1,4 тысячи рублей, оплатить комплекс услуг и назначить душеприказчика, который проследит за его исполнением, - объяснил рассказчик.

После смерти заказчика ничего доплачивать за его кремацию не придется.

Так к нам мужчина пришел, говорит: «Через две недели у меня сложная операция, боюсь, что не выживу». Составили договор на кремацию.

Отдельное здание отведено для кремации животных и биоотходов. Здесь установлены две печи.

Привозят кошечек, собачек, кроликов и даже хомячков, - поделился Андрей.

Стоимость кремации животного зависит от веса. Минимальная цена - 2,5 тысячи рублей.

Для животных также есть урны. Мне они показались довольно веселыми. Хотя, по словам директора ООО «Ветритуалс» Михаила Сердюкова , иногда по умершим животным хозяева убиваются сильнее, чем по людям.

26Янв

Крематорий – это объект, построенный для целей сжигания (кремации) человеческих останков.

Обычно крематории располагаются возле кладбищ или похоронных домов, но бывает, что они находятся за пределами городов. Размеры данных объектов напрямую зависят от количества и размеров кремационных печей.

Крематорий. Что происходит внутри?

Когда тело попадает в крематорий, оно сжигается в высокотемпературной печи. Вследствие чего останки превращаются в золу и остатки крупных костей. Зачастую оставшиеся после кремации кости перемалывают в пыль, но бывает, что эту процедуру не проводят по религиозным соображениям. В любом случаи, оставшийся прах собирают и упаковывают в специальную урну, которую передают родственникам для дальнейшего захоронения или помещения в специальное хранилище.

В зависимости от типа крематория, членам семьи позволяют присутствовать либо при самой кремации, либо при официальном начале процедуры. Некоторые крематории включают в себя небольшие часовни или прощальные комнаты, где родственники могут провести умершего в последний путь.

Популярность кремации в мире.

В западных цивилизациях, практика кремации приобрела популярность в 20-ом веке, особенно после разоблачающих публикаций на тему монополизации и сверхприбылей от похоронного бизнеса. Но многие культуры практикуют кремацию на протяжении многих веков, зачастую это связано с религиозными верованиями.

Современные европейцы и американцы склоняются в пользу сожжения останков по причине экологической безопасности, более свободных религиозных и социальных взглядов и убеждений, а также по причине уменьшения финансовых затрат. Что по своей сути является весьма взвешенным и объективным решением.

Крематорий и законодательство.

Как и все остальные погребальные услуги, кремация строго регулируется законодательством. Есть четко регламентированные правила и процедуры, которые должны обеспечить безопасность процедуры и уважительное отношение к телам умерших людей. Есть страны, где кремация официально запрещена законом, а есть и те, где государство контролирует даже температуру в печах. В тех или иных случаях, государство всегда контролирует все процессы связанные с кремацией.

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.

Кремация - современный экологически чистый вид погребения умерших. Мировая практика уже больше столетия широко использует высококультурную традицию прощания с покойным - кремацию как способ захоронения, являющейся современным направлением в экологии и экономике похорон.


Крематорий (от латинского "cremo" - сжигать) - представляет собой ритуальное здание, предназначенное для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации). Кремация в 100 раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков сокращается с 50 лет до 1 часа. В современных условиях администрации городов, не имеющих крематориев, постоянно сталкиваются с проблемой расширения кладбищ. Сама по себе покупка земли для кладбищ требует значительных затрат из городских бюджетов, помимо этого значительные суммы тратятся на благоустройство кладбищ. Решить проблемы нехватки земель больших городов могла бы кремация как самый современный и экологически чистый вид погребения.


На Западе, где плотность населения гораздо выше, кремация, как средство «сохранения здоровья и земли для живых людей» (цитата из декларации Международной медицинской конференции 1869 года), стала широко использоваться со второй половины XIX века. В России первые крематории появились незадолго до революции 1917 года, а в годы советской власти распространение кремации стало государственной задачей. Так, в принятой Советом Министров СССР программе развития похоронного дела предусматривалось строительства крематориев во всех крупных городах Советского Союза.

После распада Советского Союза насущные проблемы российских городов вновь поставили в перечень самых важных государственных проблем задачу распространения кремации. В резолюции Государственной думы от ноября 2003 года Правительству РФ предложено разработать комплексную программу строительства крематориев в России. Однако в Комплексную программу развития жилищно-коммунального комплекса страны строительство крематориев в качестве отдельного раздела опять включено не было. Таким образом, на данный момент строительство и оснащение крематориев в Российской Федерации может осуществляться муниципалитетами городов с привлечением средств из своих бюджетов, а также средств кредитных и частных коммерческих организаций.


Процесс кремации

Процесс кремации представляет собой горение тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков газа, раскалённого до высоких температур (870—980 °C). Для эффективной дезинтеграции в современных печах внедрен ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела), а также подвижные горелки, создающие нужную температуру равномерно во всей печи. Основные виды топлива для печей в настоящее время - дизельное топливо, природный газ, реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами для обеспечения безопасного использования (например, загрузочная дверь печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла с помощью специализированных тележек или транспортеров).

Для кремации умерший должен быть помещен в гроб из горючего материала. В некоторых крематориях допускается присутствие родственников при помещении гроба в печь.

В процессе кремации температура внутри печи достигает от 872 до 1092 градуса по Цельсию и под ее воздействием тело разрушается на мелкие фрагменты. В зависимости от модели кремационной печи для кремирования тела взрослого человека средней комплекции требуется от 80 до 120 минут. Вопреки распространенному мнению в процессе кремации не образуется "пепел". Прах представляет собой смесь сгоревших останков костей, материала гроба и металлических предметов (гвоздей, протезов). После остывания металлические предметы изымаются из праха с помощью магнита. костные останки помещаются в шаровую мельницу (кремулятор), где в течение нескольких минут прах превращается в серовато-белый порошок однородной консистенции. Органические вещества в прахе полностью отсутствуют, поэтому прах совершенно безопасен в инфекционном смысле. Объем праха после кремации взрослого человека - в среднем 4-4,5 литра.

После завершения кремации и остывания останков они помещаются во временный контейнер и хранятся там до тех пор, пока родственники не примут решение об их дальнейшей судьбе. В дальнейшем производится захоронение праха одним из разрешенных законом способов - захоронение в колумбарии, в могиле в земле, или развеивание праха на специально отведенной площадке.


История кремации

Кремация как вид погребения использовалась еще в доисторические времена. Древние люди воспринимали огонь как божество и считали, что предание огню тела умершего родственника обеспечит его защиту в загробном мире.

На Европейском континенте кремацию впервые стали широко применять в Древней Греции. Греки считали, что сжигание умершего очищает его душу и освобождает ее от земного тела. Затем, вместе со многими обычаями и ритуалами перенятыми римлянами у Древней Эллады, кремация как вид погребения получила широкое распространение в Древнем Риме. Именно во времена Древнего Рима появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах в особых местах – колумбариях. К 400 г.н.э. с принятием большинством народов Европы христианства кремация была повсеместно заменена погребением в землю.

В Западной Европе кремирование возобновилось во второй половине XVIII века. В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая во Флоренции, Италия, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению кремации, как способствующей "сохранению здоровья и земли для живых людей". Призыв медиков получил поддержку общественности во многих странах Европы, Америки и в Австралии.

В 1873, профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. В следующем году сэр Генри Томпсон, личный врач королевы Виктории, основал Английскую ассоциацию крематоров. А в 1878 году в английском городе Уокинг и немецком городе Гота были построены первые в Европе крематории.

Хотя первая документально подтвержденная кремация в США состоялась в 1792 году, первый крематорий был построен доктором Дж.Ле Мойном в районе Вашингтона только в 1876 году. Второй американский крематорий открылся восемь лет спустя, в 1884 году в городе Ланкастер, штат Пенсильвания. В период с 1881 по1885 годы в США было создано несколько ассоциаций крематоров. Постепенно, с ростом спроса на этот вид услуг росло и количество крематориев в стране. В 1913 году в Северной Америке работали 52 крематория, которые провели более 10.000 кремаций. В этом же году доктор Х.Эриксен основал Американскую ассоциацию крематоров, которая сейчас известна как Ассоциация крематоров Северной Америки (Cremation Association of North America (CANA).

Кремация в России

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась в России и до 1917 года. Например, «чумной» Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907). Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года, во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).


Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде, завершённое в 1920 году. Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове, 14-я линия, дом 95-97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь "Металлург" конструкции профессора Горного института В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел. Сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома Б. Г. Каплуном и другими лицами, присутствовавшими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано:


"14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория - В. О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причём температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда…"


Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года, и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 - по желанию родных или согласно завещанию.


В 1927 году был построен второй на территории России, но первый в СССР крематорий - Донской - в храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря. Он и был долгое время единственным активно действующим крематорием в стране. Именно в нём кремировали многих деятелей КПСС для последующего захоронения в колумбарии, построенном на территории монастыря, или в Кремлёвской стене.


В начале 1942 года в блокадном Ленинграде в связи с резким возрастанием смертности городского населения похоронные службы оказались физически не в состоянии справиться с ежедневным захоронением на кладбищах города тысяч умерших. Положение дел было существенно облегчено организацией крематория. Первая, экспериментальная установка была запущена в г. Колпино 10 февраля 1942 года на термическом участке цеха № 3 Ижорского завода. Было кремировано семь трупов, после чего специальная комиссия, «с гигиенической точки зрения», сочла «необходимым рекомендовать и развивать сжигание как средство реальное и необходимое в данной обстановке». 27 февраля 1942 года Ленгорисполком решением № 140-с постановил: «Разрешить исполкому Колпинского райсовета депутатов трудящихся и дирекции ордена Ленина Ижорского завода производить сжигание трупов в термических печах завода». Крематорий в Колпине действовал 4 месяца (с февраля по май), и за это время в нём были кремированы останки 5524 человек. Большинством из них были бойцы Красной Армии, павшие на колпинских рубежах. Их прах был захоронен в братской могиле у цеха № 2.


Опыт колпинцев через короткое время был использован и в масштабах всего Ленинграда. В марте 1942 года по решению городских властей был переоборудован в крематорий 1-й кирпично-пемзовый завод, находившийся на территории современного Московского парка Победы. 16 марта 1942 года состоялась первая кремация 150 трупов. После того как крематорий стал работать на двух печах и в три смены, его пропускная способность увеличилась. Так, например, 18 апреля было подвергнуто сжиганию 1425 останков, а всего к 1 января 1943 года кремировано 109 925 трупов. Благодаря работе крематория в Ленинграде значительно улучшилась эпидемиологическая ситуация, а с 1 июня 1942 года на городских кладбищах была прекращена практика массовых захоронений. Блокадный крематорий функционировал на протяжении почти трёх лет (по другим данным, уже 15 ноября 1943 года кирпичный завод приступил к выпуску своей обычной продукции). За это время в его печах, только по предварительным подсчётам, были сожжены тела более чем 100 тысяч жителей города и воинов. Их пепел был погребён в расположенных поблизости карьерах, где в наши дни располагаются парковые пруды.


В настоящее время в России имеется 15 крематориев в 12 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Артём, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2008 году), Челябинск. В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Как православная церковь относится к кремации?

Православная церковь понимает, что растущие города России не в состоянии эффективно содержать имеющиеся и постоянно выделять новые участки земли под кладбища. Эта проблема усугубляется тем, что каждое кладбище в современном виде по сути дела является экологической бомбой, активно загрязняющей в первую очередь источники питьевой воды городского населения. Исходя из этих причин, Православная церковь в лице Патриарха всея Руси Алексия II заявила, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. Подтверждением такой позиции РПЦ может служить тот факт, что в крематориях российских городов православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших.

Каждые 10 минут машинисты Минского крематория обязаны открывать задвижку в печи и помешивать прах покойного. Они делают это с абсолютно невозмутимым видом, повторяя, что в их работе нет ничего сверхъестественного: «Люди рождаются, люди умирают». Журналисты TUT.BY лично наблюдали за процессом кремации и выяснили, почему во время работы здесь не принято посыпать голову пеплом.

(Всего 17 фото)

Спонсор поста: Фантастика 2013 в хорошем качестве!
Источник: tut.by

В 2013 году кремировали 39 процентов умерших

Монументальное здание из красного кирпича, окруженное колумбарными стенами и кладбищенскими могилами, не назовешь приятным местом для работы. Воздух здесь словно пропитан человеческим горем. Если в 80-е здесь проводили около 1000 кремаций в год, то сегодня их число превышает 6300. В прошлом году через кремацию прошло около 39 процентов умерших.

1. Минский крематорий был открыт в 1986 году неподалеку от Северного кладбища.

2. Незаполненные в колумбарии ячейки — бронь. Родственники заранее беспокоятся о том, чтобы после смерти быть «рядом».

Заместитель начальника крематория Александр Дубовский объясняет повышенный спрос тем, что по сравнению с кладбищенской могилой за ячейкой колумбария не нужен специальный уход. Кроме того, мест на кладбище с каждым годом становится все меньше и меньше. И в дальнейшем, предсказывают специалисты, нагрузка на крематорий будет лишь возрастать. В Европе сегодня кремируют порядка 70 процентов покойных, а в Японии – до 98.

3. Ритуальный зал

4. Тем, кому по несчастью доводилось бывать в крематории, известна лишь его внешняя сторона – ритуальные залы (их три) и магазин с соответствующим ассортиментом (цветы, урны, надгробия и т. д.). Кремационный цех и другие подсобные помещения располагаются на уровень ниже, и посторонним сюда вход воспрещен.

5. Длинные и темные коридоры, по которым провозят на тележке гробы с покойными, связаны с ритуальным залом через подъемный механизм.

6. С его помощью гроб поднимают для прощания с родственниками.

Машинисты ритуального оборудования — 5 человек на всю республику

Несмотря на специфику работы, внизу также «кипит жизнь». В кремационном цеху работают сильные духом люди — с закаленной психикой и здоровым взглядом на вещи. В официальных документах их называют «машинистами ритуального оборудования» – они представители редкой в нашей стране профессии, если не сказать штучной.

7. В единственном в республике крематории эту работу выполняют всего 5 человек – исключительно мужчины. Сами они искренне удивляются, когда их профессию называют тяжелой или неприятной. И тут же вспоминают, что работники морга (пожалуй, самые искушенные прозой жизни люди) — и те с опаской относятся к работникам кремационного цеха, называя их «шашлычниками». Однако, вопреки расхожему мнению, ни горелым, ни жареным здесь не пахнет. Трупный запах бывает изредка – чаще всего, когда человек умирает в почтенном возрасте и очень быстро начинает разлагаться. В день нашего визита неприятных запахов мы не заметили.

Впечатляет трудовой стаж местных «печников». Оба Андрея, один – с усами, другой – без, работают в крематории больше 20 лет. Пришли, как они говорят, молодыми, крепкими, стройными парнями. Понятное дело – с расчетом поработать здесь временно. А потом «вработались», и вот – уже полжизни прошло в стенах крематория. Мужчины говорят об этом без тени сожаления. Кажется, они действительно вполне довольны своим положением. Лицом к лицу с покойниками, мол, не пересекаются (кремируют умерших людей только в закрытом гробу и вместе с гробом), а всю основную работу поручают машине.

Раньше «дым шел столбом», сегодня работа машиниста непыльная

Процесс кремации сегодня действительно автоматизирован. В цехе установлены четыре довольно современные чешские печи. В одной из них сжигают послеоперационные онкологические отходы, а остальные – используют по прямому назначению. По словам Александра Дубовского, со старым оборудованием здесь «шел дым столбом». Теперь работа машиниста относительно непыльная.

После того как по умершему отслужат панихиду, из ритуального зала гроб перевозят либо в холодильник (если все печи заняты), либо прямиком в цех. Работники крематория рассказывают, что часто сталкиваются с мнением, что якобы перед сожжением они достают из гроба золото, часы, а также снимают с покойника хорошую одежду, туфли. «Вот вы наденете на себя одежду с покойного?» — в лоб задает вопрос Андрей, которому явно поднадоели такие разговоры. И не открывая крышку гроба, машинист быстро загружает его на подъемник.

8. Теперь нужно дождаться, пока компьютер даст «зеленый свет», и только после этого можно отправлять в нее покойника. Программа автоматически задает необходимую температуру (как правило, не ниже 700 градусов по Цельсию). В зависимости от массы тела и его состояния кремация занимает от часа до двух с половиной часов. Все это время машинист обязан контролировать процесс. Для этого в печи есть небольшое стеклянное отверстие, заглянуть в которое вряд ли отважатся слабонервные люди.

9. «Просто относишься к этому так: надо сделать, и всё. И даже в самом начале старался думать, что просто коробку закинул. Я, бывало, и один сутки работал. Живых надо бояться, а не мертвых».

«Если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова»

Главное, говорят мужчины, выполнять свою работу качественно. А критерий качественной работы для крематория, это отсутствие путаницы. Выражаясь словами героев статьи, «если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова». На каждого покойного заводится что-то наподобие паспорта: на бумаге указывают имя, возраст, дату смерти и время кремации. Любые перемещения гроба или праха возможны только с этим документом.

10. После окончания кремации данные записывают в специальный журнал.

11. «Тут все зависит еще от машиниста, насколько тщательно он выгребает останки», — продолжает рассказ Андрей. «Вот смотрите, как выгребается покойный. Тут только кости, органическая часть вся сгорает. И потом прах идет в кремуляторную, где в шаровой мельнице перемалывают остатки кальция-костей. И вот, что остается от человека».

13. Прах, перемолотый в кремуляторе

Андрей показывает нам емкость с мелким порошком. Если не пытаться проворачивать события назад и не представлять себе, каким был этот человек в жизни, можно смело работать. Машинист пересыпает прах в специальный мешочек и прикрепляет к нему «паспорт». Затем «порошок» попадает в комнату выдачи праха, где организаторы упакуют его в урну и отдадут заказчику. Или не отдадут заказчику, потому как тот попросту за ним не придет. Это хоть и редкий случай, но регулярно повторяющийся. Урны могут месяцами ждать своих родственников, пока работники крематория не начинают искать тех, кто заказал кремацию и каким-то удивительным образом о ней забыл.

«Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям»

14. Каждый день в этом цеху кремируют порядка 10-18 человек – с разными судьбами и жизненными историями. Средний возраст умерших, рассказывают машинисты, около 60 лет. Обычно в причины их смерти здесь стараются не вдаваться. Но когда дело касается детей, даже суровые «печники» меняются в лице. И самое страшное, по мнению мужчин, когда привозят ребенка от года и старше. К счастью, таких случаев бывает немного.

15. Комната отдыха для суровых мужчин

— Я помню, маленького сгребал, и среди праха машинка железная была (не сгорела. – TUT.BY) . Так она мне потом снилась еще долго. Гоночная такая. Встанешь ночью, пот скинешь, сходишь в туалет и думаешь, как такое могло присниться? Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям. Первый ребенок, которого кремировал, это была девочка, годик ей был. Ладно там новорожденный, а когда поживший… И еще видишь, как родители плачут…

Деньги не пахнут

Дети – это единственный повод для скупого мужского сочувствия. 22-летний Александр Канончик старается рассуждать сухо: «Люди рождаются, люди умирают. Что в этом такого?» Когда он только начинал работать в крематории, его предупредили, что сюда часто приходят на 2 недели, а потом не выдерживают – уходят.

16. В этом деле необходимо совершенно четкое разграничение «работа-дом», иначе даже зарплата «выше среднего» не сможет успокоить. Машинисты ритуального оборудования грязными зарабатывают около 7,5-8 млн в месяц (примерно 27700-29700 рублей). «Деньги не пахнут», — спешит напомнить машинист Андрей, который показал нам процедуру кремации. Мужчины гордятся, что в последнее время к ним привозят покойников даже из России. Молва разнесла, что у них «все по-честному».

17. Прощаемся с крематорием

«До свидания», — бросают короткую фразу работники крематория. «Надеемся, что встретимся с вами еще очень не скоро», — отвечаем мы и с радостью покидаем это пусть и любопытное, но печальное место.