“Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство” (Б. Окуджава)

Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»

Булгаков Михаил Афанасьевич - Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»

Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце»

В январе 1925 г. М. А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы егопроизведения «Дьяволиада» и «Роковые яйца», начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась
«Собачье сердце»

Его фабула перекликается с романом известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором описаны опыты одного профессора по превращению хирургическим путём людей в животных. Прототипом одного из главных героев повести М. А. Булгакова профессора Преображенского стал дядя писателя, известный в Москве врач Н. М. Покровский.

В марте 1925 году писатель впервые читал свою повесть на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей тотчас же донёс в Главное политическое управление страны: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это — Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит».

И хотя у М. А. Булгакова уже был подписан договор с МХАТом о постановке повести на сцене, в связи с цензурным запретом он был расторгнут. А к самому писателю с санкции Центрального комитета партии 7 мая 1926 года пришли с обыском, в результате которого были изъяты не только два экземпляра машинописного варианта «Собачьего сердца», но и его личные дневники. Повесть пришла к своему читателю в СССР лишь в 1987 г.

В январе 1925 г. М. А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы его произведения «Дьяволиада» и «Роковые яйца», начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась
«Собачье счастье. Чудовищная история» , но вскоре писатель заменил название на
«Собачье сердце» . Произведение было закончено уже в марте того же года.

Его фабула перекликается с романом известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором описаны опыты одного профессора по превращению хирургическим путём людей в животных. Прототипом одного из главных героев повести М. А. Булгакова профессора Преображенского стал дядя писателя, известный в Москве врач Н. М. Покровский.

В марте 1925 году писатель впервые читал свою повесть на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей тотчас же донёс в Главное политическое управление страны: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это — Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит».

В то время подобные высказывания «компетентных» сотрудников не могли пройти бесследно. По просьбе главного редактора журнала «Недра» Н. С. Ангарского с рукописью повести ознакомился совет-ский партийный и государственный деятель Лев Каменев. Он и вынес рукописи окончательный вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

И хотя у М. А. Булгакова уже был подписан договор с МХАТом о постановке повести на сцене, в связи с цензурным запретом он был расторгнут. А к самому писателю с санкции Центрального комитета партии 7 мая 1926 года пришли с обыском, в результате которого были изъяты не только два экземпляра машинописного варианта «Собачьего сердца», но и его личные дневники. Повесть пришла к своему читателю в СССР лишь в 1987 г.

В январе 1925 г. М.А. Булгаков по заказу журнала «Недра», где ранее были опубликованы его произведения «Дьяволиада» и «Роковые яйца», начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история» , но вскоре писатель заменил название на«Собачье сердце» . Произведение было закончено уже в марте того же года.

Его фабула перекликается с романом известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором описаны опыты одного профессора по превращению хирургическим путём людей в животных. Прототипом одного из главных героев повести М.А. Булгакова профессора Преображенского стал дядя писателя, известный в Москве врач Н.М. Покровский.

В марте 1925 году писатель впервые читал свою повесть на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей тотчас же донёс в Главное политическое управление страны: «Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах и отрицает все его достижения. Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это — Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит».

В то время подобные высказывания «компетентных» сотрудников не могли пройти бесследно. По просьбе главного редактора журнала «Недра» Н.С. Ангарского с рукописью повести ознакомился совет-ский партийный и государственный деятель Лев Каменев. Он и вынес рукописи окончательный вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Материал с сайта http://iEssay.ru

Зима 1924/25 гг. Москва. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл способ омоложения организма посредством пересадки людям желёз внутренней секреции животных. В своей семикомнатной квартире в большом доме на Пречистенке он ведёт приём пациентов. В доме проходит «уплотнение»: в квартиры прежних жильцов вселяют новых - «жилтоварищей». К Преображенскому приходит председатель домкома Швондер с требованием освободить две комнаты в его квартире. Однако профессор, позвонив по телефону одному из своих высокопоставленных пациентов, получает на свою квартиру броню, и Швондер уходит ни с чем.

Профессор Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь обедают в столовой у профессора. Откуда-то сверху доносится хоровое пение - это проходит общее собрание «жилтоварищей». Профессор возмущён происходящим в доме: с парадной лестницы украли ковёр, заколотили парадную дверь и ходят теперь через чёрный ход, с калошной стойки в подъезде пропали разом все калоши. «Разруха», - замечает Борменталь и получает в ответ: «Если я вместо того, чтобы оперировать, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!»

Профессор Преображенский подбирает на улице беспородного пса, больного и с ободранной шерстью, приводит его домой, поручает домработнице Зине кормить его и ухаживать за ним. Через неделю чистый и сытый Шарик становится ласковым, обаятельным и красивым псом.

Профессор проводит операцию - пересаживает Шарику железы внутренней секреции Клима Чугункина, 25 лет, трижды судимого за кражи, игравшего на балалайке по трактирам, погибшего от удара ножом. Эксперимент удался - пёс не погибает, а, напротив, постепенно превращается в человека: прибавляет в росте и весе, у него выпадает шерсть, он начинает говорить. Через три недели это уже человек небольшого роста, несимпатичной наружности, который с увлечением играет на балалайке, курит и сквернословит. Через некоторое время он требует у Филиппа Филипповича, чтобы тот прописал его, для чего ему необходим документ, а имя и фамилию он уже себе выбрал: Полиграф Полиграфович Шариков.

От прежней собачьей жизни у Шарикова остаётся ненависть к котам. Однажды, погнавшись за котом, забежавшим в ванную, Шариков защёлкивает в ванной замок, случайно выворачивает водопроводный кран, и всю квартиру заливает водой. Профессор вынужден отменить приём. Дворник Федор, вызванный для починки крана, смущённо просит Филиппа Филипповича заплатить за разбитое Шариковым окно: тот пытался обнять кухарку из седьмой квартиры, хозяин стал его гнать. Шариков же в ответ начал швырять в него камнями.

Филипп Филиппович, Борменталь и Шариков обедают; снова и снова Борменталь безуспешно учит Шарикова хорошим манерам. На вопрос Филиппа Филипповича о том, что Шариков сейчас читает, он отвечает: «Переписку Энгельса с Каутским» - и добавляет, что он не согласен с обоими, а вообще «всё надо поделить», а то «один в семи комнатах расселся, а другой в сорных ящиках пропитание ищет». Возмущённый профессор объявляет Шарикову, что тот стоит на самой низшей ступени развития и тем не менее позволяет себе подавать советы космического масштаба. Вредную же книжку профессор приказывает бросить в печь.

Через неделю Шариков предъявляет профессору документ, из которого следует, что он, Шариков, является членом жилтоварищества и ему полагается комната в профессорской квартире. Тем же вечером в кабинете профессора Шариков присваивает два червонца и возвращается ночью совершенно пьяный в сопровождении двух неизвестных, которые удалились лишь после звонка в милицию, прихватив, однако, с собой малахитовую пепельницу, трость и бобровую шапку Филиппа Филипповича.

Той же ночью в своём кабинете профессор Преображенский беседует с Борменталем. Анализируя происходящее, учёный приходит в отчаяние от того, что он из милейшего пса получил такую мразь. И весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человечье сердце, и самое паршивое из всех, которые существуют в природе. Он уверен, что перед ними - Клим Чугункин со всеми его кражами и судимостями.

Однажды, придя домой, Шариков предъявляет Филиппу Филипповичу удостоверение, из которого явствует, что он, Шариков, состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее). Спустя несколько дней Шариков приводит домой барышню, с которой, по его словам, он собирается расписаться и жить в квартире Преображенского. Профессор рассказывает барышне о прошлом Шарикова; она рыдает, говоря, что он шрам от операции выдавал за боевое ранение.

На следующий день один из высокопоставленных пациентов профессора приносит ему написанный на него Шариковым донос, в котором упоминается и брошенный в печь Энгельс, и «контрреволюционные речи» профессора. Филипп Филиппович предлагает Шарикову собрать свои вещи и немедленно убираться из квартиры. В ответ на это одной рукой Шариков показывает профессору шиш, а другой вынимает из кармана револьвер... Через несколько минут бледный Борменталь перерезает провод звонка, запирает парадную дверь и чёрный ход и скрывается вместе с профессором в смотровой.

Спустя десять дней в квартире появляется следователь с ордером на обыск и арест профессора Преображенского и доктора Борменталя по обвинению их в убийстве заведующего подотделом очистки Шарикова П. П. «Какого Шарикова? - спрашивает профессор. - Ах, пса, которого я оперировал!» И представляет пришедшим пса странного вида: местами лысый, местами с пятнами отрастающей шерсти, он выходит на задних лапах, потом встаёт на все четыре, затем опять поднимается на задние лапы и садится в кресло. Следователь падает в обморок.

Проходит два месяца. По вечерам пёс мирно дремлет на ковре в кабинете профессора, и жизнь в квартире идёт своим чередом.

Война - самое ужасное испытание, которое человек придумал для себя.

Великая Отечественная война, - сколько беззащитных людей погибло. Дети, старики, женщины, мужчины, обломанные судьбы.... А все ради победы, Родины, чтобы земля, а вместе с ней и народ были свободными.

Каждый год мы празднуем свою победу над фашизмом. Народ радуется и плачет, вспоминая ужасные годы и тех, кому не довелось дожить до победного начала. Начала новой жизни.

В повести «А зори здесь тихие» Васильев без изменений романтики и пафоса начинает повествование о девушках-зенитчицах, несущих службу на севере. Война вовлекает пятерых девушек во главе со старшиной Васковым в кровавую бойню. Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкина, Женя Камелькова, Рита Осянина - эти девушки, движимые разными целями,


«Сочинения на свободные темы»

мечтами, до конца выполняли свой воинский долг.

Соня Гурвич - образованная, интеллигентная, погибает первой.

Следующей жертвой стала Галка Четвертачок. Автор описывает ее маленькой беззащитной, испуганной, у нее не было никого и ничего, кроме мечты о настоящей, светлой и чистой любви.

Лиза Бричкина - спокойная, рассудительная, тонко чувствующая и понимающая этот сложный и прекрасный мир, погибает. Мне кажется, ее смерть была нелепой, но страшной случайностью. Ее засосало болото. Она умерла от рук самой природы, хотя, может, это лучше, чем от пули.

Женя Комелькова - красавица. Казалось бы, что может делать на войне красота и женственность. Мстить. На войне она стала свидетелем расстрела своей семьи. Ее жажда мести и справедливости осуществится, но только через три года. Она до последнего отвлекала фашистов от раненой Риты.

Последней из девушек погибает Рита Осянина, которая хранила тайну. Перед смертью она ее поведала Васкову. Рита была матерью.

Вину за гибель своего маленького отряда чувствует лейтенант Васков. На его глазах оборвались так нелепо, пять еще толком не начавшихся жизни.

Ф. Е. Васков - самый старший, много знает и умеет. Он не многословен и ценит только поступки.

Васильев описывает лишь один из немногих эпизодов войны - трагичный в своей сути, но, вероятно, в жизни было еще суровее.

«А зори здесь тихие» написаны, чтобы мы не забывали подвиг отцов и матерей, никогда не захотели повторения этого ужаса, сохраняли мир...

Повесть «В списках не значится» рассказывает о самых первых драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность дому, желание до последнего служить Родине.

Лейтенант Плужников - главный герой повести. Николай Плужников до войны закончил общевойсковое училище, стал профессиональным военным. Он едва успел приехать в Брестскую крепость накануне войны. Пройдя по крепости ночью, он не может сориентироваться, но он точно знает, что не отступит перед трудностями, только смерть может стать причиной ухода с позиции. Но, поддавшись панике, лейтенант бежит из костела, который ему было приказано удержать. Плужникова не расстреливают только потому, что жалко патронов. Это послужило жестоким уроком Николаю. Отныне он хорошо запомнит, что покидать крепость приказа не было. Николай не уйдет из Бреста, когда появится возможность, он станет «русским солдатом», отстаивающим порученный ему рубеж. Все было на его пути: страх и ужас первого боя, минутная слабость, обретение уверенности в себе и в своей высокой миссии защитника крепости. Здесь, в этом аду Николай полюбил искренне и сильно. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, рождала великое чувство ответственности за любимую. Николаю и Мирре нужно было расстаться, во имя будущего ребенка они идут на это.

Плужникову не дано было пройти еще через одно испытание - увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка. Чем дальше идет повествование, тем труднее становится понять и поверить, что в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести «свою войну».

Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям Россия выстояла и победила фашизм.

Борис Васильев помогает молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.


«Сочинения на свободные темы»

82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...»

Великая Отечественная война - к этим трем словам можно подобрать определения «смерть, кровь, разрушенные судьбы, голод, жажда мести и победы, предательство». Даже на войне, когда люди одержимы идеей победы, есть небольшая часть людей, которые хотят жить просто для себя.

В повести Быкова «Сотников» рассматриваются два разных качества, героизм и предательство.

Хилый больной Сотников и смелый сообразительный Рыбак. Вместе они идут на выполнение задания, и каждый с совершенно разными мыслями, чувствами, не зная, что их ожидает впереди. И только угрожающая жизни опасность может сделать так, чтобы человек показал, кто он есть на самом деле.

Сотникова пытали, он терял сознание, но до последней минуты не предал Родину, как бы ему ни хотелось жить.

Я задумываюсь над вопросом, а для чего он это делал. Может, он хотел, чтобы им гордились, может, им двигало чувство долга перед Родиной, может, он хотел, чтобы ему подражали, но в последние минуты своей жизни он понимает, что не вправе требовать от других того же, что и от себя.

Рыбак повел себя по-другому. Он согласился стать полицейским и не пожалел Сотникова, он во что бы то ни стало хотел выжить, потому что слишком любил себя и жизнь. Это человек, который хотел жить, чувствовать и любой ценой продлить эти мгновения. Он пытался убедить себя, что он не предатель. Но умирать ему не хотелось, и поэтому он проговорился следователю. Но разве можно осуждать человека за то, что он хочет жить?

Я представляю себя на месте Сотникова и на месте Рыбака и задумываюсь над вопросом, что бы я выбрала, героическую смерть или жизнь предателя? Но ответа на этот вопрос я не нахожу, вроде бы и смерть героя впечатляет, а с другой стороны - жизнь, не важно какая.

Когда Сотникова вели на казнь, он не искал сочувствия в толпе, он не хотел, чтобы о нем плохо подумали. Рыбак выполнял обязанности палача, постоянно извинялся перед Сотниковым.

Рыбак сам хотел повеситься, но обстоятельства помешали ему, судьба дала ему шанс искупить свою ошибку. Он запутался, ему хотелось верить, что поступки его правильные и он не предатель. Сотников для него был героем, честным человеком, выполнявшим свой долг перед Отечеством и народом.

В повести «Сотников» ставится проблема нравственного выбора на войне, когда человек попадает в экстремальную ситуацию жизни и смерти.

Сотников - человек, который до конца остался верен своему долгу: он не думал о том, как спасти свою жизнь, а о том, как найти силы и с достоинством встретить смерть, для него с самого начала не существовало проблемы выбора - он был очевиден. По мнению Сотникова, в жизни есть более страшные вещи, чем смерть, - это трусость и предательство. Он нравственно оказывается выше Рыбака.

В. Быков избирает ситуацию, где его герои стоят перед выбором: цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства.

Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание?

Измученный пытками, шантажируемый фашистами, он остается несломленным. Истоком


«Сочинения на свободные темы»

его героизма и мужества явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его.

В этом произведении сильный оказался слабым, а слабый - сильным.

Повесть «Сотников» заставляет задуматься о жизни и смерти, о человеческом долге. Поступок Рыбака можно рассматривать по-разному, с одной стороны - страстное желание жизни, а с другой - жизнь ценой чужой жизни, предательства своей Родины и своего народа.

Читая это произведение, представляешь себя на месте героев и постоянно думаешь: а как бы я поступил? Но ответа на этот вопрос не находишь и отвечаешь на другой: а как бы я хотел поступить? И представляешь себя героем, что поставят тебе памятник и будут восхищаться тобой. Но ведь Сотниковым двигали совершенно другие цели, ему было это все не важно, он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру.

Мы не вправе осуждать Рыбака. Человечество должно учится понимать и прощать, нами должны двигать благородные идеалы людей, они должны служить нам примером.

В заключение хотелось бы процитировать строки Б. Пастернака «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...»

Война - самое ужасное испытание, которое человек придумал для себя.

Великая Отечественная война, - сколько беззащитных людей погибло. Дети, старики, женщины, мужчины, обломанные судьбы.… А все ради победы, Родины, чтобы земля, а вместе с ней и народ были свободными.

Каждый год мы празднуем свою победу над фашизмом. Народ радуется и плачет, вспоминая ужасные годы и тех, кому не довелось дожить до победного начала. Начала новой жизни.

В повести «А зори здесь тихие» Васильев без изменений романтики и пафоса начинает повествование о девушках-зенитчицах, несущих службу на севере. Война вовлекает пятерых девушек во главе со старшиной Васковым в кровавую бойню. Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкина, Женя Камелькова, Рита Осянина - эти девушки, движимые разными целями, мечтами, до конца выполняли свой воинский долг.

Соня Гурвич - образованная, интеллигентная, погибает первой.

Следующей жертвой стала Галка Четвертачок. Автор описывает ее маленькой беззащитной, испуганной, у нее не было никого и ничего, кроме мечты о настоящей, светлой и чистой любви.

Лиза Бричкина - спокойная, рассудительная, тонко чувствующая и понимающая этот сложный и прекрасный мир, погибает. Мне кажется, ее смерть была нелепой, но страшной случайностью. Ее засосало болото. Она умерла от рук самой природы, хотя, может, это лучше, чем от пули.

Женя Комелькова - красавица. Казалось бы, что может делать на войне красота и женственность. Мстить. На войне она стала свидетелем расстрела своей семьи. Ее жажда мести и справедливости осуществится, но только через три года. Она до последнего отвлекала фашистов от раненой Риты.

Последней из девушек погибает Рита Осянина, которая хранила тайну. Перед смертью она ее поведала Васкову. Рита была матерью.

Вину за гибель своего маленького отряда чувствует лейтенант Васков. На его глазах оборвались так нелепо, пять еще толком не начавшихся жизни.

Ф. Е. Васков - самый старший, много знает и умеет. Он не многословен и ценит только поступки.

Васильев описывает лишь один из немногих эпизодов войны - трагичный в своей сути, но, вероятно, в жизни было еще суровее.

«А зори здесь тихие» написаны, чтобы мы не забывали подвиг отцов и матерей, никогда не захотели повторения этого ужаса, сохраняли мир…

Повесть «В списках не значится» рассказывает о самых первых драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность дому, желание до последнего служить Родине.

Лейтенант Плужников - главный герой повести. Николай Плужников до войны закончил общевойсковое училище, стал профессиональным военным. Он едва успел приехать в Брестскую крепость накануне войны. Пройдя по крепости ночью, он не может сориентироваться, но он точно знает, что не отступит перед трудностями, только смерть может стать причиной ухода с позиции. Но, поддавшись панике, лейтенант бежит из костела, который ему было приказано удержать. Плужникова не расстреливают только потому, что жалко патронов. Это послужило жестоким уроком Николаю. Отныне он хорошо запомнит, что покидать крепость приказа не было. Николай не уйдет из Бреста, когда появится возможность, он станет «русским солдатом», отстаивающим порученный ему рубеж. Все было на его пути: страх и ужас первого боя, минутная слабость, обретение уверенности в себе и в своей высокой миссии защитника крепости. Здесь, в этом аду Николай полюбил искренне и сильно. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, рождала великое чувство ответственности за любимую. Николаю и Мирре нужно было расстаться, во имя будущего ребенка они идут на это.

Плужникову не дано было пройти еще через одно испытание - увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка. Чем дальше идет повествование, тем труднее становится понять и поверить, что в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести «свою войну».

Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям Россия выстояла и победила фашизм.

Борис Васильев помогает молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.

1. Юлия Друнина – поэт войны.
2. Стихотворение Друниной “Зинка”.
3. Трагическая судьба Юлии Друниной.
Судьбу поэтессы Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической – потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой – потому что ей удалось выжить, и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине “взрывают время”, и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья. Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней. Она так и писала:
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать…

17-летняя выпускница одной из московских школ она, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Поэт Николай Старшинов вспоминал: “В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она

добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители – школьные учителя – были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний…”. Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с “кровавых полей”. Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненных солдат из-под огня. Она подвергалась смертельной опасности, да и тащить на себе раненного – труд тяжкий: Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: “Не могу!”
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет).
Самыми горькими минутами фронтовой жизни были, пожалуй, даже не ранения – Друнину ранили два раза, и, поправившись, она снова рвалась на передовую – а потеря близких друзей-однополчан. Стихотворение Друниной “Зинка” посвящено памяти ее однополчанки – герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. Стихотворение быстро стало популярно в конце войны и сразу после окончания ее, и многие знали его наизусть. В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу “у разбитой ели”, под одной шинелью, потому что так теплее “на продрогшей, сырой земле”. Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: “… Я против грусти”, но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по “яблочному захолустью” рязанщины, где живет ее “мамка”. Она одна у нее и дочь знает – каждую минуту мама ждет ее домой:
Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…
Разговор подруг прерывает “нежданный приказ: “Вперед!”.
Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, “становилось горше”. Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку “через смертные рубежи”. “Светлокосый солдат”, который не ждал “посмертной славы”, погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима:
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав…
Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство – сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка:
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала?
Военная лирика словно воссоздает перед нами, читателями, те трагические дни в жизни нашего народа. Мы сопереживаем, скорбим, испытываем боль за лирических героев. И, наверное, больше жалеем даже не погибших, а их родных, тех, кто остался жить с этой неутихающей болью. Сама же поэтесса так и не вернулась с войны, говоря фигурально. Уже в мирное время она все продолжала “воевать”, но в 1991 году признала свое бессилие: “… По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшимся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… Оно и лучше – уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле…”

Поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни по собственной воле – пережившая ужасы войны, она не могла смотреть на то, “как летит под откос Россия”. Остались ее стихи – лирические строки, возвращающие нас к трагическому и одновременно героическому времени.


Другие работы по этой теме:

  1. Друнина попала на фронт в семнадцатилетнем возрасте. Сразу после начала Великой Отечественной войны она отправилась в добровольную санитарную дружину. В 1942 году поэтесса написала, что...
  2. Болдинская осень, пришедшаяся на 1830 год, – самая продуктивная пора в творческой жизни Пушкина. Несколькими месяцами ранее было официально объявлено о помолвке поэта с юной...
  3. Анализ стихотворения “Я порою себя ощущаю связной…” – Друнина Много сказано и написано о военном поколении поэтов, которое дало нашей литературе столько имен, что нет...