Соломонов суд происхождение и значение. Мудрый суд соломона

Выражение "Соломоново решение " обозначает мудрый поступок, решение, а если брать в широком смысле, то мудрость.

Кто такой Соломон?

Соломон был царем Израиля в 965 - 928 годах до нашей эры.В официальной истории принято считать этот период Израиля наиболее благополучным и богатым.Возможно по этой причине сначала в историю еврейского народа,а потом уже в истории других стран мира Соломон вошел,как один из самых мудрых правителей мира.Даже само имя этого еврейского царя стало нарицательным и обозначает "мудрость " (см. что означает символ Звезда Давида).

"Соломоновы решения" примеры

Как то раз на суд этого мудрого правителя пришли две женщины средних лет,которые оспаривали друг у друга ребенка.
Эти две дамы проживали под одной крышей и у каждой из них имелось по младенцу.Недавно ложась спать одна из них случайно задавила своего дитя,а узнав об этом решила подменить свое мертвое дитя,забрав здорового у своей соседки.Тогда Соломон воскликнул,несите сюда меч,надо разрубить ребенка пополам,что бы отдать каждой его часть.
Одна из женщин закричала:"Отдайте его ей,только не убивайте",а другая воскликнула:"Рубите,пусть уж он не достанется никому."
По этим словам мудрый еврей понял,кто истинная мать и отдал его первой даме.

Исследователи полагают, что Соломон написал несколько произведений, включая "Книги притчей Соломоновых", "Книги Екклисиаста", книги "Песнь песней Соломона".

Мудрые изречения Соломона

  • Унылый дух сушит кости,а веселое сердце благотворно,как врачевание.
  • Благоразумный внимателен к путям своим,а глупый верит каждому слову.
  • Спящий во время жатвы - сын беспутный,собирающий во время лета - сын разумный.
  • Лучше жить в землях пустынных,чем с женой сердитой и сварливой.
  • С нечестивыми бывает то,что заслуживали дела праведников,а праведников настигает то,что заслуживали бы нечестивые.

Копи царя Соломона

Принято считать,что царь Соломон был баснословно богат.Этому способствовали его прекрасные хозяйственные умения.Он покупал скакунов в Киликии (согласно Википедии это место находиться на юго востоке Азии) и выгодно продавал их в Египет и Месопотамию,а в Египте закупал боевые колесницы и перепродавал в другие страны.Построил большой порт в Акабадском заливе и установил успешную торговлю,в землях Иорданских обнаружил залежи медной руды.Продавая ее во все концы света,стал практически монополистом и получал огромные барыши. Соломоново решение - мудрое решение, поступок, в более широком смысле - мудрость.
Соломон - царь Израиля в 965-928 годах до нашей эры - период, когда Израиль был сильным и независимым государством. От того ли, а может быть это просто стечение обстоятельств, но в историю не только евреев, но всего мира Соломон вошел в качестве эталона мудрого правителя и само его имя стало нарицательным в понятии «Мудрость».

Пример «Соломонова решения»

Однажды на суд царю пришли две женщины, оспаривающие одна у другой ребёнка. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Соломон приказал: «принесите меч и рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!», а другая сказала: «Рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». По этой реакции Соломон понял, кто настоящая мать ребенка и отдал его первой женщине.

Изречения царя Соломона

  • Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой
  • Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
  • Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
  • Подрезывает себе ноги, терпит неприятности тот, кто дает словесное поручение глупцу.
  • Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
  • Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу женщины
  • Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
  • Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
  • Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
  • Не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.
  • Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.
  • Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают
  • Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо всякое дело Бог приведет на суд,
    и все тайное, хорошо ли оно, или худо
  • Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
  • Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
  • Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
  • Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Копи царя Соломона

Считается, что царь Соломон был несказанно богат. Тому способствовали его хозяйственные способности. Он скупал лошадей в Киликии (по Википедии - юго-восточная область Малой Азии) и продавал их в Месопотамию и Египет, перепродавал в другие страны купленные в Египте боевые колесницы, построил в Акабадском заливе порт и наладил успешную морскую торговлю, в Иордании разведал залежи медной руды, стал едва ли не монополистом в торговле ею и извлекал огромные прибыли. Рудники эти стали прообразом легендарных, якобы золотых и серебряных, копей царя Соломона, о поиске которых в 1885 году создал роман английский писатель Генри Райдер Хаггард.

Следующую информацию я нашёл в Интернете:

Выражение «соломоново решение» пришло к нам из древних легенд. Еврейский царь Соломон сын Давида был известен как великий мудрец. О его хитроумии было сложено немало легенд, но большинство из них описывают его мудрость и смекалку в разрешении споров, судейских делах.

Однажды пришли к Соломону две женщины, которые вели спор, чей ребенок. Соломон вынес решение разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Та женщина, которая была обманщицей, легко согласилась на это решение. А мать ужаснувшись, сказала: «Лучше отдайте моей сопернице ребенка живым». Таким образом, была найдена настоящая мать.

Отсюда и пошло, что «соломонов суд» – самый справедливый и мудрый, «соломоново решение» - оригинальное, остроумное, находящее выход из любой, щекотливой ситуации.

В связи с этой историей я хочу поднять для обсуждения несколько вопросов:

    Царь ведь принял решение разрубить ребенка пополам и отдать по половинке каждой женщине? Так? Обе женщины восприняли его решение не как шутку, а как царское решение, потому что цать даже уже приказал принести ему меч. Так почему же его „царское решение“ не было исполнено? Хотел ли на самом деле Царь Шломо разрубить ребёнка пополам? Я думаю, что царь был достаточно мудр, чтобы этого не хотеть. А если так, то мы имеем дело не с „царским решением“, а с хорошо продуманной провокацией для заведомо ожидаемой реакции. Итак мы приходими к выводу, что так называемое „соломоново решение“ не есть по сути дела судебным решением, а является просто судебным „провокационным трюком“, чтобы раскрыть обман. Так?

    Какой смысл обманщице брать на себя бремя заботы о чужом ребенке? Если она просто хотела удовлетворить инстикт материнства после потери своего собственного ребёнка, то могла взять на себя лишь роль кормилицы другого ребенка (ведь обе женщины жили в одном доме). Ведь быть матерью – это большая ответственность. Должны существовать довольно веские мотивы для того, чтобы взять на себя эту ответственность. Но, с другой стороны, эта же обманщица согласилась с „решением царя“ умертвить ребенка. Как же может быть такое одновременно?

По поводу этих дрвух вопросов я около года назад слушал лекцию одного раввина из Израиля, который приезжал в Германию. Интересно ли вам узнать ответы на эти вопросы? Хотите узнать, что он говорил?

Привожу для справок отрывок из русского перевода (Ветхий завет):

Пришли две женщины к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:

О, господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина:

- Нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый.

А та говорила ей:

- Нет, твой сын мёртвый, а мой живой.

И говорили они так пред царём.

И сказал царь:

Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мёртвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой». - И сказал царь, - подайте мне меч.

И принесли меч к царю. И сказал царь:

- Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему:

- О, господин мой! Отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его.

А другая говорила:

- Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал:

- Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она - его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд.

(3Цар.3:16-28)

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה , Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

Соломонов суд

Соломонов суд
Из Библии. В Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28) говорится, как однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей.
Соломон велел подать ему меч (ст. 25-26): «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет, ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.
В России этот сюжет под названием «Суд Соломона» был широко известен, поскольку часто встречался в лубочных картинках и в рукописных сборниках нравоучительной литературы XVI-XVI1 вв.
Иносказательно: суд мудрый, правый и скорый.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Соломонов суд" в других словарях:

    Книжн. Мудрый и скорый суд. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 557 …

    Встать, суд идёт! Жарг. шк. Шутл. О ситуации, когда в класс входит директор школы. ВМН 2003, 129. Дать суд. Дон. 1. кому, чему. Рассмотреть дело в судебном порядке. 2. кому. Осудить кого л., выразить неодобрение чьим л. поступком. СДГ 3, 147.… … Большой словарь русских поговорок

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г …

    - (le Lorrain) франц. живописец, род. в Париже, в 1715 г., учился у Ж. Дюмона и потом, для своего усовершенствования, ездил в Рим как пенсионер Парижской акд. худож. По возвращении оттуда был принят в эту академию в качестве сопричисленного к ней в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Первоисточник Библия (Ветхий Завет, Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16 28), где говорится о суде Соломона. см. Соломонов суд. Иносказательно: мудрое и неожиданное решение, которое обычно толкуется буквально как решение компромиссное, без обид «ни … Словарь крылатых слов и выражений

    Ковалик С. Ф. [(1846 1926). Автобиография написана в декабре 1925 г. в Минске. 26 апреля 1926 г. С. Ф. скоропостижно скончался от артериосклероза, которым давно страдал.] Я родился 13 (25) октября 1846 г. Отец мой, сын казака Полтавской губ.,… … Большая биографическая энциклопедия

    В данной статье описывается хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011 2012) многочисленных политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и… … Википедия

Есть такое крылатое выражение – Соломонов суд. Иногда употребляется еще – соломоново решение. Конечно, сначала смотрим словарь фразеологизмов...

Соломоново решение: об остроумном, неожиданном решении дела, ловком выходе из затруднительного положения.

Фразеологизм «Суд Соломона» – употребляется в значении: суд мудрый и скорый. Основано оно на библейском мифе.

Читаем миф:

17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;

19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;

21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она – его мать.

Самые примитивные представители древнего народа вообще не поняли – что это было?

«при этом решении весь народ втайне посмеялся над царем, якобы поступившим в этом случае совершенно по-детски» (Иосиф Флавий).

Отлично эту ультра-наивную точку зрения живописал Марк Твен в «Приключениях Гекльберри Финна». Разговор Гека и беглого раба Джима:

– Не верю я, что он был мудрец. Поступал он иной раз совсем глупо. Помнишь, как он велел разрубить младенца пополам?

– Ну да, мне вдова про это рассказывала.

– Вот-вот! Глупей ничего не придумаешь! Я тебя спрашиваю: куда годится половинка доллара? Ведь на нее ничего не купишь. А на что годится половина ребенка? Да я и за миллион половинок ничего бы не дал.

– Ну, Джим, ты совсем не понял, в чем суть, ей-богу, не понял.

– А ну ее, твою суть! Суть в том, какие у этого Соломона привычки. Возьми, например, человека, у которого всего один ребенок или два, – неужто такой человек станет детьми бросаться? Нет, не станет, он себе этого не может позволить. Он знает, что детьми надо дорожить. А если у него пять миллионов детей бегает по всему дому, тогда, конечно, дело другое. Ему все равно, что младенца разрубить надвое, что котенка. Все равно много останется.

Марк Твен, как всегда, блистателен, легок и одновременно мудр, ироничен и весел. Бедняга Джим не понял царя Соломона совсем. Он мыслил на самом примитивном уровне, и полагал, что царь действительно собирался раздать женщинам по половине младенца. Но и в традиционном толковании – Соломон быстро и эффективно определил, кто настоящая мать – есть непроясненные вещи. Почему он не спросил, например, отцов этих детей? Возможно, отцы смогли бы определить, где чей ребенок, более объективно. Ну не отцы (неизвестно, способны ли мужчины различить двух новорожденных), так другие свидетели. Не в пустоте же они жили, вокруг были люди. Но он этого не сделал, и даже не пытался, а среагировал так, как среагировал – провокацией. И сразу получил ответ. Но на какой вопрос? Точно ли на вопрос «чей ребенок»?

А вот и нет.

Соломон вообще никак не пытался определить, кто из женщин – биологическая мать. Его не это интересовало. Как легендарный справедливый судья, он должен был выяснить не это – а то, с кем ребенку будет лучше . Соломону, хоть он и жил в достаточно варварские и негуманистические времена 3500 лет назад, было важно, кто лучше позаботится о ребенке. Он мог запросить справки о материальном положении и размере жилплощади, в правильной ли вере они собираются его воспитывать, напустить на женщин толпы писцов и чиновников, которые выясняли бы месяцами – кому следует присудить ребенка...

Но он выяснил это блестяще и молниеносно: одна женщина заботилась в первую очередь о жизни ребенка, а вторая – о том, чтобы победить в споре . И это совершенно не зависело от того, чей он был на самом деле. Вот это он и определил: благо ребенка.

Надо полагать, что ребенку это пошло на пользу и он попал к заботливой матери вместо бессердечной скандальной спорщицы, которая готова была пожертвовать его жизнью – лишь бы он не достался кому-то другому.