Сочинение сходство и различие чацкого и онегина.

Онегин и Чацкий - разные люди одной эпохи

Примерный текст сочинения

Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на гуманной и справедливой основе. Столкновение человека декабристских взглядов с дворянами-реакционерами находит отражение в произведениях писателей, которых декабристы считали своими союзниками и соратниками.

Чацкий - герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", а Онегин - герой романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Писатели изобразили в своих произведениях разные, противоположные характеры. Онегин - образованный человек, но "лишний" для общества, а Чацкий - передовой человек своего времени.

У этих героев мы найдем не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернеров. О Чацком мы узнаем, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там лишь расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

Онегин по сравнению с грибоедовским героем получил поверхностное образование.

Француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя...

Впоследствии Онегин значительно пополнил свои знания. Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Этих познаний и умений было вполне достаточно, чтобы заслужить благосклонность света, который "решил, что он умен и очень мил".

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Он любит родину, с сердечной теплотой говорит о ней: "Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!" Чацкий - человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце. Он может, как и все люди, смеяться и грустить, может быть зол и резок, но другом будет верным и надежным. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина. "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив", - говорит о нем Лиза. Он немного наивен и неискушен в житейских делах. А Онегин... Кто он? "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес"? Нет, не ангел, не демон. Онегин - собирательный образ, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом". У него нет в жизни любви и привязанности. Со скукой, недовольством и раздражением едет Евгений к своему умирающему дяде. Для него главное - наследство. Онегин равнодушен к болезни родственника и ужасается необходимости изображать опечаленного племянника. Он ведет типичную для "золотой" молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но ему все это давно приелось. Ему было скучно с теми людьми, с которыми он вынужден общаться. Жизнь, которую он вел, не устраивала его, но и перемена обстановки не смогла повлиять на Онегина. И в деревне им овладела та же скука.

Чацкий, мне кажется, выше и умнее Онегина. Это человек передовых взглядов. Он полон светлых идей преобразования общества, с гневом обличает пороки старой Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. Чацкий возмущен крепостным правом, тем, что помещик может обменять своих верных слуг, которые "не раз и жизнь, и честь его спасали", на трех борзых собак. Он желает служить "делу, а не лицам". "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - отвечает он на упреки и нравоучения Фамусова.

Онегин же томился, задыхался в своей среде и не знал сам, чего он хочет. Евгений много читал, пробовал заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". Он не знал, чем занять свой ум, Чацкий серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Даже его идейный противник Фамусов отдает должное его способностям, говоря: "Он славно пишет, переводит". Все твердят о его высоком уме.

Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьезной попытки что-либо изменить, он далек от декабристских прогрессивных идей.

Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Он стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Его возмущает преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий высокого мнения о своем народе, а Онегин бесконечно далек от него.

А как проявляют себя в дружбе и любви наши герои? В фамусовском обществе у Чацкого нет друзей. Его здесь ненавидят, даже объявляют сумасшедшим, потому что не признают его взгляды на жизнь, его убеждения. Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы", так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями являются те, кто представляет "век нынешний", но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

Онегин был неразлучен с Ленским. Несмотря на то, что друзья были похожи на "лед и пламень", их многое объединяло. Ленский делился с Онегиным своими взглядами и личными переживаниями, он доверял ему. Но Онегин необдуманным поступком вызвал у Ленского чувство ревности, горькой обиды и разочарования в любви и дружбе. Онегин хладнокровно принимает вызов и убивает на дуэли единственного друга, не испытывая к Ленскому ни малейшей неприязни. Он думает только о том, как оценит его поведение поместное общество, которое он совершенно не уважает.

В основе любви Онегина к Татьяне тоже лежит себялюбие и эгоизм. В своем первом объяснении с ней он чистосердечно признается, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьезно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не "наука страсти нежной", как для Онегина. Из-за любви к девушке Чацкий возвращается в общество, которое ему глубоко противно. Ему пришлось до дна выпить чашу страданий.

Чацкий смело и отважно борется за все новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но в отличие от Чацкого он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя, кроме любви, была общественно-полезная деятельность на благо родины, то у Онегина такого дела нет.

Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей эпохи 20-х годов XIX века. Они продолжают оказывать влияние на духовное формирование новых поколений.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Похожие работы:

  • Сочинение >>

    Онегин и Чацкий - разные люди одной эпохи Примерный текст сочинения В... А. Гончаров написал: "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы... . Мне тоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина , но я попробую это сделать...

  • Реферат >>

    ... люди разному воспринимают Пушкин и Онегин ... этой эпохе и только читали "Евгения Онегина" - ... знакомимся с еще одним Чацкий Онегина именно с Чацким ? Очевидно, ...

  • Реферат >>

    ... люди , умеет скучать, томиться... Бот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин ... этой эпохе и только читали "Евгения Онегина" - ... знакомимся с еще одним типом русского молодого... - как Чацкий ? Зачем понадобилось сравнивать Онегина именно с Чацким ? Очевидно, ...

  • Статья >>

    Важных людей и замену дела разговорами. Онегина и Чацкого ... в мировоззрении Пушкина в эпоху борьбы и смены общественных... 1929) и С. П. Ш е с те р и к о в а "Одна из воспетых Пушкиным" ("Пушкин", I, Одесса... 1824 г., даже позднее, разные места на одесских улицах, ...

На вопрос Сравнения героев "Горе от ума" и "Евгения Онегина" заданный автором Den1ska лучший ответ это «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» Главные герои этих произведений Чацкий и Онегин - представители передовой дворянской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со временем, с общественным движением.Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.Злая ирония слышится в его вопросе:Что нынче, так же, как издревле,Хлопочут набирать учителей полки,Числом поболее, ценою подешевле?Пушкин, говоря о воспитании Онегина, справедливо замечает:Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь.Чацкого и Онегина еще более сближает их отношение к обществу, к «свету» . Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор» . Его привычки, поведение, «души тоскующая лень» вызывают у соседей недоумение и недовольство.Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два» . Молодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет» , - говорит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Ленским) , любить (отношения с Татьяной) . «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест» .«Перемена мест» , наблюдения, раздумья, вызванные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающегося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным» . Таким образом окончательно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот теперь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает активно с ними бороться. Он слишком воспитан, слишком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в другом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:Но кто это в толпе избраннойСтоит безмолвный и туманный?. .Мелькают лица перед ним,Как ряд докучных привидений.Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раздражается, личная драма делает его особенно уязвимым. Появившись на балу у Фамусова, он устраивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму» , что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.Оружие Чацкого - карающее слово. Он требует «службы делу» . Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков» . Чацкий требует места и свободы своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни» .Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неизменно будут возникать в переломную эпоху. Онегины - «лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажденный ум» .Чацкие продолжают, развивают начатое «лишними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обличают, высмеивают.«Чацкий - искренний и горячий деятель» , - говорит И. А. Гончаров.

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

А. Пушкин

Что сближает и что разделяет Онегина и Чацкого? Как мы видим, в этих строчках А. С. Пушкин сравнивает свое­го героя с Чацким. Но почему именно с Чацким, на первый взгляд, совершенно на него не похожим? Но в том-то и дело, что на пер­вый взгляд…

Сын богатого барина, «наследник всех своих родных», Евге­ний Онегин предстает перед нами пустым светским франтом, ко­торому «наука страсти нежной» заменила все истинные чувства. Это эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удоволь­ствиях, не обращающий внимания на чувства, интересы и страда­ния других людей:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

Совсем не таким видится нам Чацкий. Хотя он также выходец из дворянской семьи и воспитан в доме Фамусова - типичного представителя «серого» общества, однако он умен и безукоризнен­но честен, искренен и остроумен. Характеристика Чацкого, как типичного представителя молодого поколения 1810-1820 годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельно­сти, наиболее ярко отражена в словах Софьи:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него.

Он любит Россию, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной ра­ботой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад - прислужи­ваться тошно». Он - мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрыва­ющий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их жизнь и нравы.

Онегин другой, он совершенно равнодушен ко всему: к при­роде, к судьбе русского народа. Он скучает и в городе, и в дерев­не, Хотя можем ли мы полностью винить его в этом? Вряд ли. Положительные качества Евгения не могли получить развития по вине скверного воспитания и жизненной обстановки, В то время в богатые дома было принято приглашать для обучения детей иностранцев. Зачастую, однако, это оказывались довольно безграмотные люди, искавшие в России легких заработков, и, соответственно, не способные дать должного воспитания, Следу­ет сказать, что Онегин, получив самое поверхностное образова­ние, все же стремился пополнить и расширить его. Он легко всту­пает в спор с Ленским по серьезным политическим, историчес­ким и философским вопросам, разговаривает как равный с рав­ным. Это свидетельство того, что, как и Чацкий, он уровнем выше окружения.

Существенная разница между героями состоит в их личных чув­ствах, отношении к любви, браку. Чацкий серьезно любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как при всех своих положительных качествах, она все же пол­ностью принадлежит «фамусовскому» миру, И здесь его ждет силь­ный удар. Борьба с обществом отягощается личной драмой героя. В отличие от Чацкого, Онегин отрицает счастье в браке, не верит в любовь. Хотя способность испытывать глубокие чувства не совсем чужда ему; мы узнаем, что когда-то и он мог верить в любовь, но свет убил эту веру. Новая встреча с Татьяной пробуждает в сердце Евгения любовь небывалой силы. Он даже заболевает и чуть не умирает от любви. И здесь Евгения ждет окончательный крах его надежд на личное счастье. Таким образом, трагичность их судеб уже объединяет наших героев.

Но это не единственное их сходство. Подтверждением тому служат изменения; которые происходят с Онегиным после убий­ства Ленского. В нем нарастает чувство собствен ной неполноцен­ности и бесполезности. Мы больше не видим холодного и расчет­ливого эгоиста, каким он казался в начале романа. Евгений уже не может, как прежде, думать только о себе, не замечать чувств и пе­реживаний людей, быть равнодушным к страданиям русского на­рода под гнетом крепостников. Как отличается этот Онегин от Онегина из первых глав романа! И как теперь явно его сходство с героем комедии Грибоедова.

Но основное, что объединяет Онегина и Чацкого, это неприя­тие их обществом. Евгений, как и Чацкий, умнее и честнее тех людей, которые их окружают. Поэтому он враждебен своим сосе­дям; они злословят о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да, да нет; не скажет да-с Иль нет-с».

Таков был общий глас.

Точно так же рассуждают о Чацком гости Фамусова: «Шампан­ское стаканами тянул. - Бутылками-с, и пребольшими. - Нет-с, бочками сороковыми». Старуха графиня находитте же слова, что и соседи Онегина: «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в басурманы?» Общество «немыслящих» отвергает Чацкого, его «никто простить не хочет», потому что умный (деятельный) молодой человек является помехой их спокойному процветанию. Именно поэто­му Фамусов и заявляет, что «умнику» не место в московском свете.

Вот главное, что объединяет этих, казалосьбы, разныхлюдей - Евгения Онегина и Александра Чацкого; вот в чем их общая траге­дия. Общество не прощает им того, что они много выше среднего человека своего круга. Посредственность, самолюбивая ничтож­ность - вот кто счастлив в этом обществе. «Молчалины блажен­ствуют на свете!»

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Чацкого

Оба героя являют собой новый тип в литературе того времени – «лишний человек». Онегин и Чацкий интеллектуально превосходят многих людей своего окружения, но они одиноки, никем по-настоящему не поняты. И поэтому герои не могут найти свое место в обществе, не находят счастья в любви.

Александр Чацкий – нравственный человек, живущий по строгим моральным принципам. Его девиз прекрасно раскрывает его сущность: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий готов служить интересам страны, общества, однако не привык унижаться перед высшими чиновниками. Герой ведет себя честно и просто, как с равными себе людьми, так и с людьми высшего ранга. Он не умеет подобно Скалозубу притворяться ради карьерного роста. Власть и деньги не имеют для героя большого значения. Он ищет для себя достойный образец для подражания – человека Великого и по-настоящему достойного.

Герой Грибоедова умен, любознателен. Он постоянно находится в поиске высокой благородной цели.

Чацкий искренен в любви. Полюбив Софью, он стремится защищать ее от всего мира.

Герой не боится говорить правду в лицо, раскрывать обман. Он ненавидит фальшь и лесть, которыми постоянно пользуются люди высшего общества. Духовные рабы, подлые сплетники вызывают презрение у Чацкого.

Александру Чацкому свойственен максимализм. Он – идеалист, который борется против лицемерия и зла своего времени.

Герой – патриот своей страны. Молодой человек яро выступает против таких «язв» общества, как крепостное право, неравноправие граждан страны. Ему близка философия рационализма. Он готов отстаивать идеи эпохи Просвещения. Чацкий верит в победу разума. Он пытается достучаться до людей при помощи эмоциональных речей, но ему это не удается. Общество начинает отторгать его, делая «лишним человеком».

Чацкий, как и Онегин – одинок и не понят. Их порывы найти идеал не воплощаются в действия. А значит – они попросту бесполезны.

Евгений Онегин чувствует себя чужаком в своем окружении. Поначалу он испытывал наслаждение, блистая на балах, но очень быстро ему это надоело. Ведь его блестящий ум, идеи по-настоящему никто не мог оценить. В любовных отношения Онегин тоже скоро поостыл. Ему слишком легко доставались женские сердца, что привело к его равнодушию и цинизму. Герой все еще в глубине души жаждал найти идеал, но разум отказывался в такое верить. Возможно, поэтому Онегин отказывает Татьяне (а может в большей мере самому себе?) в настоящей любви.

Онегин заболевает «русской хандрой». Его уже ничто не радует из привычного образа жизни, а отыскать интерес в чем-то новом он не может. Почему так? Онегин оторван от природы, малознаком с родной культурой. Он – человек без настоящих корней. Среда, в которой он воспитывался, насквозь фальшива и поэтому не удовлетворяет духовные потребности.

Причина одиночества Онегина в его воспитании. С детства ему многое позволяли, не перетруждали наукой, но настоящей любви родных людей он не ощущал. Вот и вырос герой эгоистом.

Онегин Александра Пушкина и Чацкий Александра Грибоедова – разные типажи людей, но их объединяет конфликт с обществом, одиночество, что делает их «лишними людьми».