Русский дух!!! великая русь!!! Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения) Загадочная русская душа.

На завтрашнем занятии по разговорной практике мы обсудим вечный вопрос –– Что такое "загадочная русская душа?" Так что я сочинил маленькое эссе об этом. Исправляйте, как всегда, ошибки, пожалуйста. Благодарю вас заранее.

Я не знаю кто придумал фразу "загадочная русская душа". Возможно это было Уинстон Черчиль, кто сказал "Россия –– загадка, окутанная тайной, скрытой под покровом непостижимости." Загадочная русская душа –– одно из самых распространённых клише о России. Она постоянно обсуждается. Собственно говоря, я вообще не верю в клише и стараюсь их избегать в речи. Но в этом случае, кажется Россия действительно имеет какие–то душевные черты и качества, что чувствуется людьми живущие там на некоторое время.

Что такое загадочная русская душа? Как описывать или определить что–то загадочное? Все же, я постараюсь. Когда я думаю о России, я представляю себе русскую природу –– естественную, неразвитую землю, вечные поля, огромные леса, чистые, бурные реки. Я так же представляю себе русские деревни, те маленькие деревянные дома, грунтовые дороги и старые церкви. Эти вещи создают для меня волшебное чувство и это чувство, на мой взгляд, очень важная часть русской души.

Россия всегда искала истину (и сейчас ищет) своим путём, несмотря на влияние запада и других стран. В русском обществе 17, 18 и 19–го века было юродство. Юродивые были сумасшедшие люди (или часто люди просто прикидывающиеся сумасшедшими) кто вели себя необычайно, невежливо, некультурно, бестактно, откровенно, и т.д. Они критиковали и оскорбляли других людей и занимались неприличными вещами в обществе. Они так вели себя чтобы и шокировать других людей и заставлять их думать и искать истину (конечно те так же существовали юродивые которые просто были сумасшедшими и наверное не имели логику). Кто, кроме русских, придумал такую противоестественную идею во имя душевности?

Русские люди первые совершили социализм, не только по политическим причинам, а чтобы найти истину, чтобы создать справедливое общество. Кажется не получилось, но все–таки это было их главная цель. До сих пор русские продолжают искать истину своим путём. Америка и запад все время критикуют демократию в России, а как отвечает русские лидеры? Это "русская демократия," мы найдем свой путь и это вас не касается.

Россия –– экстремальная страна и экстремальный народ. Когда я жил в России, часто замечал, что русские обычно громко, страстно высказывают свои мнения. Когда они спорят, они сильно, страстно спорят. Я даже обижался порой. Но я знаю, что они просто больше говорят от души чем американцы.

Когда Пётр Первый так сильно изменил русское общество и культуру и основал Санкт–Петербург, возникли такие страстные споры между западниками и славянофилами которые продолжались до конца 19–го века и даже в меньшей степени продолжаются до сих пор. Многие русские любят свою особенную культуру и хотят её сохранить, как можно без влияния запада.

В заключение, Россия очень особая, своеобразная страна. Ее загадочная душа заключается в ее природе, народе, уникальности и истории. Но требуется какой–то великий писатель в роде Пушкина или Достоевского чтобы даже пытаться полностью ответить на такой вопрос.

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной, «русской душой». Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»?

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить!»

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной «русской душой». Почему мы так отличаемся от других народов, в чем Россия так не похожа на Запад, почему у нас не получается подражать западному укладу жизни? Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»? Что представляет собой менталитет русского народа?

Как вы уже, вероятно, догадались, понятие «вектор» гораздо шире, чем «психотип», что позволяет выделить не только векторальный набор конкретного человека, но и векторальные особенности менталитета целого народа. Само собой, менталитет не означает непременное наличие определенного вектора у всех граждан и жителей данной страны. Обладать менталитетом – значит иметь тот стереотип мышления, ту общую систему ценностей, которая присуща носителям определенного вектора.

В чем феномен «широкой русской души»?

В чем феномен «широкой русской души», каковы особенности менталитета русского народа? Чем мы так отличаемся от остального цивилизованного мира?

В России господствует уретрально-мышечный менталитет, который мог сформироваться только в условиях жизни на обширных степных территориях - открытых пространствах. Ведь вождь призван задавать движение своей стаи вперед, в будущее, и расширять ее присутствие территориально, а широкий неограниченный простор – место для приложения его энергии. Суть уретрального вектора – отдача от себя всем, на благо всей стаи, неограниченно и вдоволь.

От великого Чингис Хана до загадочной русской души:

Человечество сегодня живет в кожной фазе развития, это век технологий, рынка, общества потребления и стандартизированного закона. Суть кожного вектора – ограничение первичных позывов на секс и убийство. Кожники создали закон и регламентировали социальную жизнь.

Уретральный человек не терпит ограничений, он их просто не видит, не замечает, в любой момент готов уйти «за флажки», для него не существует правил. Кожные ограничения искусственные, уретральность же живет по единственному, природному закону – закону отдачи.

Помните фильм «Берегись автомобиля»?!

«Деточкин преступил закон, а закон, как известно, шутить не любит. За всю многолетнюю практику у народного судьи еще не было такого странного парадоксального дела. По закону Деточкину грозило лишение свободы сроком до 5 лет.

Деточкин нарушал закон…но нарушал из благородных намерений! Он продавал машины. Но отдавал деньги детям. Он, конечно, виноват. Но он… не виноват! Пожалейте его, товарищи судьи, он очень хороший человек!»

Нет, сам Деточкин, конечно, не уретральник. Но угонять машины у жуликов, чтобы отдавать деньги детям, не оставляя себе ничего – на такое способен только носитель уретрального менталитета. И кожный стандартизированный закон бессилен перед такими людьми, он просто не способен вместить в себя случаи, когда по законам «человеческим», законам отдачи, добра и справедливости преступник является не преступником, а благородным борцом за лучшую жизнь для живущих рядом. Справедливость выше закона - вот уретральный менталитет!

Когда встречаются уретральник и кожник, первый его как бы не замечает, кожник для него как пустое место, ведь для уретры не существует кожных ограничений, а второй испытывает колоссальное раздражение, ведь его попыткам ограничения не подчиняются! Из примера кожного суда над уретральным поступком Деточкина хорошо видно: власть и закон по сути своей –явления полярные.

А как точно схвачены характеры второстепенных персонажей фильма, героев Миронова, кожного Димы Семицветова, одного из ограбленных жуликов, и друга подсудимого, анального следователя Максима Подберезовикова, сыгранного Олегом Ефремовым!

«Он замахнулся на самое святое, что у нас есть – на конституцию! В ней записано: каждый человек имеет право на личную собственность, оно охраняется законом. От каждого по способностям, каждому по труду в наличных деньгах!» – говорит архетипичный спекулянт Семицветов, чисто по-кожному переиначивая известную всем фразу, полную уретральных смыслов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

И Максим Подберезовиков, искренне подружившийся с Деточкиным и честно отказавшийся вести его дело. Конечно, он на стороне подсудимого. Если кожный вектор контрарен уретральному, то анальный, наоборот, полностью комплиментарен ему. Это вектора одной квартели, и уретральные системы ценностей стопроцентно принимаются анальностью. Для любого анального человека его уретральный товарищ – самый обожаемый человек, пример для подражания. Анальный человек, уретральный ментально, жизнь готов отдать и за него самого, и за его правое дело.

Так же и на глобальном уровне русского менталитета. В России такие анальные ценности как честность, дружба, принципиальность и справедливость всегда были в чести, находясь под покровительством уретры. И в то же время сложившаяся таким образом система ценностей препятствует развитию кожных свойств. Именно в этом причина того, что у нас анально-кожные люди имеют четкую тенденцию формирования опоры на анальный вектор, а кожная часть остается в массе неразвитой, стрессующей и архетипичной. О таких людях можно подробно прочитать в статье «Кожный вектор в архетипе».

Вспомните любую сказку, любой советский мультфильм, фильм для детей. В них всегда главный положительный герой – мужественный борец за честность, справедливость и добро, с прямым открытым взглядом на ясном челе. Его противник – хлипкий, верткий проныра, неудачливый жулик, который оказывается наказанным за стяжательство и корысть. Взять того же тощего Кощея, что по-кожному над златом чахнет и крадет девицу, кожно-зрительную красавицу, по праву принадлежащую лишь уретральному вождю. И как статный добрый молодец вызволяет ее из заточения и возвращает домой. Казалось бы, все просто, всем ясно, где добро, а где зло.

А как это в западных произведениях? Благодаря знаниям по системно-векторной психологии особенности менталитета разных народов сразу бросаются в глаза. Ловкий и находчивый, стройный и гибкий герой находит способ обхитрить главного злодея, придумывает, как обойти своего антагониста – упрямого, неповоротливого простофилю или жестокого мучителя. Верткий мышонок Джерри, спасающий свою шкуру, и глупый кот Том… Интересно, что спустя тридцать лет после их появления, в СССР выходит «Ну погоди!», в котором образ зайца будто списан с образцового честного пионера, а волк выглядит как вороватый маргинал. Все с точностью до наоборот!

Русский менталитет всегда был целостен, уретра покровительствует анальным патриархальным ценностям, уретральная власть, царь, «самодержавие» и анальное «православие-народность» – такое сочетание неслучайно. И здесь нет места развитию истинной демократии, гарантируемой законом. А если вернуться к принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», раздать каждому вдоволь – что это, как не уретральный альтруизм! Идея социализма в корне уретральная, понятно, почему именно в России, а не где бы то ни было еще, смогла осуществиться первая попытка построения «общества будущего». К сожалению, как мы знаем, неудачная. Неудачная по причине своей преждевременности. Да, уретральная часть рвалась вперед, но уретра всегда несет на себе любые идеи социальных преобразований, созданные в звуковом векторе, к которым на тот момент человечество не было готово. Но для понимания этого нужен серьезный тренинг по звуковому вектору, а сейчас у нас совсем другая тема… русская непостижимая душа…

Что мы получили после развала СССР? Наступил краткий миг анархии, настоящая уретральная вольница, в которой закона нет и быть не может. И тут же неразвитая кожная часть населения, впервые оказавшаяся без сдерживающей власти, буквально сорвалась с цепи, устроив настоящий кожный беспредел, стихийное расхищение общих запасов на фоне тотального беззаконья. А анальная часть, десятилетиями жившая в тепличных условиях социальных гарантий, а потому не имеющая достаточных навыков адаптации, не сумела сориентироваться в быстро меняющихся условиях и оказалась выброшенной на обочину жизни. Сколько мы видели лучших профессионалов своего дела, блестящих специалистов, честных тружеников, которые в одночасье оказались никому не нужными, по сей день таящих обиду на жизнь: они отдали свою молодость и силы стране, которая сегодня оставляет их за гранью нищеты!

Российский менталитет уретрально-мышечный, горячая уретра стоит на мощной базе, настоящей «соли земли». Мышечность – это фундаментальная масса живого вещества. Мышечное желание всецело направлено на обеспечение основных потребностей тела: есть, пить, дышать, спать. Мышечность сбалансирована, если эти ее потребности удовлетворены, и не способна в ощущать резкую нехватку от отсутствия прочих благ. Ни для кого не секрет, что русский народ самый безропотный и терпеливый. Зарплаты задерживаются на полгода, считается приемлемым ежегодное объявление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличении стоимости проезда на транспорте. В любом государстве развитого кожного Запада подобное незаконное повышение неизменно влечет за собой массовые забастовки, как это, например, было в 2008 году в Испании, Германии, других странах Европы, когда повышение цен на энергоносители вызвало забастовки шоферов-дальнобойщиков, фермеров, владельцев рыболовецких судов. Но в России настоящий русский бунт вспыхивает лишь когда условия жизни становятся невыносимыми настолько, что появляется угроза обеспечению первичных потребностей. Естественно предводителем восстания становится уретральный вождь, готовый во что бы то ни стало обеспечить своему народу право на жизнь.

Как у нас и как у них – загадочная русская душа реальность или выдумка

В России вообще отношение к закону всецело отличается от западных стандартов. Русские нарушением закона часто бравируют, а в большинстве стран нарушать закон и установленные правила – стыдно. И отличие не только в этом. Как пример, на кожном западе давно считается нормой составление перед свадьбой брачного договора, в котором четко прописываются имущественные отношения между будущими супругами и заранее формулируется положенная каждому доля общего капитала в случае развода. Русским человеком это продолжает восприниматься как дикость, холодный расчет и бездушная прагматичность. Знает ли русский человек, что по статистике огромный процент браков распадается? Что дележ имущества и, что самое страшное, принятие решения, с кем остается общий ребенок, – крайне неприятный и острый момент, который в разы осложняется отсутствием законной регламентации? Ну конечно же, знает. Но нет, в нашей системе ценностей по-прежнему «брак – это святое», и как вообще так можно – это же свой, родной и близкий человек! Свои люди, сочтемся. Уж такова русская ментальность.

Россиянина всегда с первого взгляда легко узнать за границей. Уретральный человек во всем первый, у него все должно быть самое лучшее, уретральники – первые хвастуны! Роскошь – атрибут власти, нужно обязательно показать все, что у него есть, а если нет – то пустить пыль в глаза! В то время как в кожном менталитете наоборот принято не выпячивать нажитые непосильным трудом ценности – мало ли кто позавидует, а не дай бог еще украдут. И в то же время сколько раз мы видели архетипичное кожное поведение русских на заграничных курортах, готовых сметать как саранча все выложенное на общий шведский стол, а потом для полноты счастья еще и вынести из номера отеля якобы причитающиеся им мыло, шампуни, полотенца – все, что не прибито! И это на западе, где царит кожный менталитет, и развитые кожники как раз ведут себя сдержанно - ограничение и самоограничение!

И всему миру, конечно, известна незыблемая традиция русского застолья! Широка русская душа! Если мы принимаем гостей, то накрываем богатый стол, выставляем для дорогих гостей все, чем богаты, до утра поем песни, не отпускаем гостей домой. Гуляем с царственным размахом, широко и неудержимо. Легенды ходят о том, как русские гуляют в ресторанах с обязательными цыганами, музыкой и битьем витрин. Сдержанный Запад не просто не понимает и дивится на это, но даже думает, что по-другому у русских не бывает. А задушевные беседы заполночь с другом на кухне? Понятие дружбы само по себе, как мы выяснили, патронируется уретральным менталитетом. А для кожного сознания тем более остается неприемлемым открывать душу другому, наоборот, вежливо и правильно не допытываться у человека о его проблемах. Кожный индивидуализм просто не предусматривает близких и тесных связей, в особенности эмоциональных! Эмоция враг логике! Каждый, по-кожному, при своем. Даже в школах вводится практика конфиденциальной информации об успеваемости – чтобы никто никому не завидовал и все чувствовали себя на равных.

Россия и Запад никогда не смогут «договориться», Россия никогда не приведет себя в соответствие со стандартом кожной цивилизации, а запад не сможет подстроиться и адаптировать уретральное свойство отдачи. Что вообще может быть страшнее необходимости отдавать для кожного вектора? Нелогично! Против собственной выгоды! Для него всегда это будет оставаться величайшей загадкой. Загадочная русская душа…

В России две беды?

А вся загадочность исключительно в том, что нигде во всем мире не был сформирован менталитет, подобный сложившемуся у русского народа. И в этом же главная беда России сегодня, когда в высшей степени контрарная ей кожная цивилизация правит бал! Уретральность испытывает колоссальное давление извне и в массе своей не получает должного развития. Мы почти не видим вокруг нас уретральных людей, они не те, кого запросто встретишь в толпе, таких мало. Сегодня они первыми уходят в криминал – и их нет среди нас; они же при удачном своем развитии добиваются заоблачных высот – и тогда их также не увидишь живущими рядом с нами на одной лестничной клетке…

Мы уже увидели, что власть и закон – вещи полярные. Российская архетипичная кожа под прикрытием ментальной уретральной вольницы, в которой нет места закону, порождает безграничную коррупцию и беспредел. Нет такого сдерживающего законного аппарата, который мог бы с этим справиться, и сегодня у общества нет способа с этим бороться. А ведь сейчас наверняка каждого россиянина волнует вопрос: что же делать, как обеспечить достойную жизнь и лучшее будущее для себя и своих детей? Но невозможно давлением сверху, точечными мелкими ударами показательных судов над взяточниками справиться с тем, что обеспечено ментальным ландшафтом целой страны. Невозможно изменить ситуацию внешне, не изменив мышления. Задумайтесь, что может дать одно только умение системно дифференцировать архетипичного и вороватого кожника в деле организации власти на местах!

Уретральный менталитет красив и величественен!.. Будущее задано, но не обеспечено, и уретральный вождь обеспечивает будущее для всей своей стаи. Будущее всегда за уретральной мерой, и значение имеет лишь то, каким путем к нему продвигаться.

Узнать больше о законах бессознательного, о различиях русского и западного менталитета и многом другом вы сможете уже на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Сайт с некоторого момента «наполнился» словом «русский» или словосочетаниями разных значений, в которых главная роль все же отведена выше, указанному термину. Не скажу, что это происходило без моего участия, но все, же значимость моего участия «несколько преувеличена» ибо большую степень «появления» данного термина и на сайте и в инете, и в целом во всем мире все, же играли и грают события, происходящие вокруг или с непосредственным участием России.

По этой причине появилось желание внимательно приглядеться к бытующему словосочетанию «Русская душа» и попытаться понять, что такого «скрывается» за данным определением.

Русским народом «можно очаровываться и разочаровываться,
от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть»
Н.Бердяев.

Вместо предисловия

Сначала я думал, что способность создавать коллективный разум есть особенность только русского народа, переданная ему его далёкими предками. Но постепенно, изучая, наблюдая и осмысливая жизнь человеческого сообщества, пришёл к выводу, что коллективный разум способны создавать и другие народы, у которых все его образующие субъекты соединены между собой духовной, а точнее, энергетической связью, имеющей свои отличительные свойства для каждого народа в отдельности в едином духовном (энергетическом) поле Земли.

Народы, субъекты которых живут на одной территории по единым законам, но не объединены единой духовной (энергетической) связью, по сути своей не являются единым народом (тем более нацией) и к созданию коллективного разума не способны. В критические моменты такие народы разваливаются на отдельные части. Россия в этом отношении, как многонациональное государство, является исключением из правил, и это особый разговор.

Что интересного и «нового» можно сказать о «загадочной русской душе» и является ли она таковой по определению ведь даже в сочинении Фридриха Ницше (1844-1900) «По ту сторону добра и зла» есть описание немецкого национального характера: «В немецкой душе есть ходы и переходы, в ней есть пещеры, тайники и подземелья; в её беспорядке много прелестного и таинственного [...]. Иностранцев изумляют и привлекают те загадки, которые задаёт им противоречивая в своей основе природа немецкой души». При желании можно замените термин «немецкая» на «русская» - и вот мы можем утверждать, что Ницше писал о русских.

Надо отметить, что, одним из первых подробный анализ психологии русского народа и европейских народов проделал Н.А. Бердяев. Он отмечал несколько различий между представителями российской и западных культур.

1. Западные люди рассматривают каждую проблему, непосредственно в проявлениях культуры и истории прошлого, то есть опосредованно временными параметрами. Замечу попутно, что такой способ восприятия русских или русскими самих себя же, как определенную «проблему» (я бы поправил - вопрос) нынче навязан и нам. Отчего все решения мы ищем не в себе сегодняшних, а в своём прошлом. Иностранцы, рассматривая проблему не делают её личностной, то есть не относят к своей личности, а включают в «решения» весь народ в целом. Русские же рассматривают проблемы по существу, а не в культурном отражении.

2. Западные люди превозносят свою культуру, и достижения
собственной цивилизации, чем они и находятся под сильным их давлением. Их мышление разбитое историческими периодами сформировало определенный хронологический, и психологический строй, отчего потеряло гибкость и обременено и, в сущности, ослаблено традицией мысли. Они не верят в возможность решения вопросов по существу, считая, что это возможно лишь через изучение истории мысли.

Данное недоверие к своим собственным мыслительным возможностям сформировал национальные взгляды и на историю и на развитие человечества и на отношение к другим культурам. Проявляющийся в этом ирония, создает определенную иерархию в сознании, отчего свою культуру они ставят выше, чем культуры прочих народов. В России же душа пока еще не окончательно скована человеческой цивилизацией, отчего русская мысль еще способна не только приводить к консенсусу, но и решать противоречия без применения давления и силы, т.е. допуская наличия другого мнения и другого решения проблем. "Поэтому в русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствовал в Западной Европе" (Бердяев, с. 333).

3.Русская душевная жизнь более явна, т.е. находится на поверхности Бытия, чем душевная жизнь западного человека, которая является закрытой и придавленной нормами, так называемой цивилизации. «Западная душа гораздо более упорядочена, рациональна, организована разумом, чем русская душа, в которой всегда имеется существенный иррациональный, неорганизованный и неупорядоченный элемент».

4. Русские гораздо более ориентированы на мнение своего сообщества, более склонны и способны к общению, чем люди западной цивилизации. У них нет условностей в общении. Так как потребность общаться не только с друзьями, но и хорошими знакомыми, делиться с ними мыслями и переживаниями, спорить, выявляет оставшуюся способность и возможность душевной консолидации и сопричастия. Отсюда они имеют, склонны (я бы добавил потребность) соединяться в сообщества, содружества и группы, обсуждать в них мировые проблемы, и философские мировоззренческие аспекты.

Русские - народ не столько возносит «малую ячейку общества» и родственную составляющую жизни, сколько общественную, коллективную формацию. Отчего произнося термин «Род» чаще всего под этим понимает не свою семью и собственных родичей, а весь народ в целом. Французы, при этом, например, менее общительны. Французам, по мнению Н.А. Бердяева, присуща замкнутость, "закупоренность" в своем типе культуры, отсутствие интереса к чужим культурам и способности их понять. Французы убеждены в том, что они являются носителями универсальных начал Греко-римской цивилизации, гуманизма, разума, свободы, равенства и братства. Французы верят в универсальность своей культуры, они не признают множественности культурных типов. Большая часть русских с трудом проникает во французскую культуру. Германия есть мир промежуточный. Ее культура основана на реальности, которая глубже фактов. Немцы верят в иррациональность судьбы (Бердяев, с. 334).

5. Русскому народу присущ своеобразный коллективизм, который нужно (можно) понять не социологически, а психологически. В русской культуре совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма. А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, Ю.Ф. Самарин, П.Я. Данилевский, В. Соловьев, Ф. Достоевский, Н.Федоров, В. Розанов, П. Флоренский - выступали против индивидуалистической культуры, проповедовали культуру коллективную, "соборную", хотя и по-разному понимаемую (именно данными авторами пущен в оборот психологический резонанс- славянофильство).

Еще в 1970-е годы ученые разных стран обнаружили феномен, который обозначается как этнический парадокс: «особенности этнической культуры стираются, а этническое самосознание людей растет".
При этом, как отмечал исследователь русской культуры Ю.В.Арутюнян: «этническое самосознание понимается не только как отнесение себя к той или иной национальности, но и его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, природе, историческом прошлом. Эти представления, создающие образ "мы", эмоционально окрашены и формируют чувство гордости, сопереживания и пр. Исследование показало, что русские - одна из самых урбанизированных и образованных этнокультурных общностей в России - устойчиво идентифицируют себя независимо от этнической среды проживания ("Русские, с. 369-440).

В зарубежной антропологии «славянскую душу» изучали Дж. Горер, М. Мид, Э. Эриксон, К. Клакхон. А выделяя из ее состава «русскую», К. Клакхона, считал, что именно русским людям присущи такие качества, как сердечность, человечность, зависимость от социальных контактов, эмоциональная нестабильность, иррациональность, сила, недисциплинированность, потребность подчиняться власти. В то же время «Западному рационализму противостоят русская духовность, нравственность, российское стремление к идеалу; западному индивидуализму - соборность, общинность, коллективизм» (Клакхон, с. 226)

По мнению американского ученого В. Мендела («Новый взгляд на Россию»), русским свойственны такие черты: 1) «необычайная способность выживания: физическая, умственная и моральная выносливость очень высоки; 2) высокая потребность в знаниях; 3) высокая дистанция по отношению к власти. Русские рассматривают власть как силу, существующую против, а не для народа. Этим объясняется отношение русских к закону как к чему-то навязанному. Сочувствие другому человеку превосходят закон по важности; 4) снисходительность к человеческой слабости, доброта и терпимость к себе и другим. Русские делают добро из любви, симпатии, инстинкт благотворительности в них развит больше, чем чувство долга; 5) у русских есть врожденное чувство духовности - поиск чего-то за пределами себя».

Национальный характер и это общеизвестно складывается под влиянием множества различных условий, в них входят и исторический путь и расположение территории и климат, и традиции, в состав которых я включаю и мировоззрение и формы и методы обустраивания бытия и гастрономическая составляющая. По мне так важнейшими являются всего три составляющих: территория (отсюда и климат), мировоззрение (отсюда и традиции) и питание (отсюда и формы бытия).

Все это объясняет, почему мы такие, а не иначе. И даже если все объяснимо типа русский патриотизм возник из постоянной военной опасности, в чем я очень и очень сомневаюсь. Русь как государство мало с кем серьезно воевало. «Мыши вряд ли отважились бы воевать с медведем», а тем более земли Руси (основная ее часть) находились в не зоны внимания мировой воинственности. Леса и болота, до обнаружения в них полезных ископаемых (17-18 век) мало кого привлекали. Далее: коллективизм- это производное от климатических условий. Вполне логично. Ну и так далее, не в этом суть…

Многие иностранцы «восхищаясь» нашим коллективизмом, объясняют это тем, что мы долгое время жили в общинах и решали вопросы сообща. Но мало кто из них задается мыслью, почему было именно так, т.е. почему жили общинно и почему у них самих так «развит» индивидуализм. Ведь при всем их восхищении они никак не могут взять в толк, почему еще сегодня русские без стеснения (спросу) вмешиваются в чужие (родных, близких, друзей) и даже, что совсем недопустимо дают советы и вмешиваются в общения посторонних им людей прямо на улице.

Они «замечают», что у русских, по меньшей мере «странное» отношения к законодательству и более к самим законам. Считая, что законы для того и создаются людьми (мы же думаем кем-то, но не нами), что бы им следовать иначе жизнь превращается в анархию. Думается, здесь большую роль играет форма мышления. Русский в независимости от регламентации законами жизни все же больше надеется на собственное понимание ситуации, даже если при этом, в конечном счете, окажется в «проигрыше». Иностранцы, уповая на закон, свое мышление «отключают» отдаваясь в его власть полностью и безраздельно.
Данная ментальность проистекает, по-моему, из разных условий формирования правовых отношений. На «заре развития» права в Европе результатом нарушения закона была смерть. Ибо законы в Европе не «писались» самими жителями, а писались теми, кто это право узурпировал силой. На Руси дело обстояло иначе, законы не писались вообще, так как существовал порядок доверия, предусматривающий понятие «свой не выклюет глаз у своего», т.е. даже если дело доходило до «разборок» все отдавалось на суд тому, кому доверяли обе стороны. И в этом случае «доверив» решение кому-то, на решение третьей стороны уже не роптали, ибо человек сам в данном случае «выбирает свою судьбу».

Когда же законы стали по «европейски» писаться и представляться, отношение к ним не изменилось, ибо русские считаю, что если закон написан человеком, то и человек волен его отменять, менять, следовать ему или не следовать. Лишь высший закон Прави в силу его неизменности и неотвратимости не мог преступить русский человек. И даже если преступал, то никогда не стремился избежать наказания, считая это бессмысленным и невозможным. В дальнейшем понятие «Правь» было заменено понятием «Бог». Но отношение к высшим силам остались. Вот почему многие иностранцы, не понимая сути, отмечали большую, так сказать, религиозность русского человека.

В настоящем стремлении многих «родноверов» вернуть трепетное (я бы заметил вдумчивое) отношение к высшим силам (богам) не имеет под собой почвы, так как стремление это вызвано желанием иметь определенный антураж. А по своему глубинному содержанию дело-то обстоит не просто иначе, а диаметрально противоположно. Главное состоит не в наличие богов (высших сил), а в понимании их значимости для рода русского и соответственного отношения, которое и должно ложиться в основу форм бытия русского человека.

И для этого не надо «удирать» ни в пустошь, ни в экопоселение, ни даже в Простоквашино. Вот в этом я вижу не просто противление существующему порядку, а и восстановление изначального паритета между исконно русским бытием и бытием, которое внедряется среди нас насильно, лишь для того, чтобы мы стали «Иванами, не помнящими родства». А от многократного повторения слова «сахар» во рту слаще не станет.

Надеюсь, это будет темой следующей статьи.

Как-то уже высказывал мысль, что мы на самом деле не те какими считаем себя сами, а те какими нас видят другие. Сейчас несколько поправив себя, отмечу, что мы и такие, какими считаем себя сами и такие, какими нас видят другие.

«Ну, ты прям, Борисыч, раздал «всем сестрам по серьгам» и думаешь, что этого достаточно, чтоб с тобой согласились и те, кто находится слева и те, кто находится справа?

В данном случае я не хочу «примирить» стороны обозначив серединой себя самого. Я лишь углубляю свою изначальную мысль. Главное в которой я имею… Чтобы Вы думали? Правильно, понятия доверия и недоверия. Удивление вызывает то, что при всей нашей доверчивости мы самый недоверчивый народ. Мы мгновенно находим общий язык с попутчиком в поезде и годами не можем наладить отношения с соседями по подъезду. Мы доверяем бедности, считая, что тому, кому терять нечего и обманывать незачем, и не доверяем богатству, считая, что если у него в голове лишь способы нажиться, то почему объектом этих вожделений не можем быть и мы. Мы не верим своим знакомым, принесшим плохую весть, но с радостью муссируем те «гадости», которые «сыплются» на нас с экрана телека. И наконец, мы предаем обструкции слова «очевидца», слова человека мыслящего иначе и говорящего это нам в «лицо» лично, но самозабвенно «вываливаемся» в том «добре» которое многими уже съедено, переварено и выс-но, извините, то, что попалось нам «под ноги» на загаженном поле общественного интернета.

Вот такую злую шутку с нами «играет» наше врожденное чувство жажды справедливости, отчего мы порою даже гордимся тем, что мы бедны и постоянны в своих мыслях, считая, что не может бог дать все одному. И деньги одному и одному «ума палату», а другим нет. Ведь внутренне понимая, что в Пространстве всего «разлито много», но всем должно быть поровну и если кто-то не имеет чего-то, то значит другой, получил это не по справедливости, так как прочие в силу разных причин этого лишены. К сожалению это лишь проявление элементарной зависти. Зависти и жадности проистекающей из лени и мелочности души, души у которой в приоритетах желание иметь, а не поиск способов осуществить это.

По этим самым причинам многие русские (себя не исключаю) не удосуживаются приложить толику труда чтобы «окоротить свой язык» в высказываниях, или же «почикать» свои желания. Короче говоря, привести свои потребности с собственными возможностями. А не стремиться свои комплексы делать «достоянием общественности».

К счастью любое явление не имеет однозначного не только в проявлениях, а отсюда и толкование, но и решения приводящего к определенному условному развитию. Вот почему имея высказывания относительно некоторых отрицательных черт русского человека нельзя не отметить и так называемые положительные его черты.

Широта души. Русский человек настолько широк душой, что это иной раз становится опасным. Подарки, которые может Вам подарить русский человек могут Вас не просто шокировать, но и нанести урон. Но иной раз бывает преподнесена такое, чего вы никак не ожидали и рациональное мышление иностранца до которого бы, просто не додумалось бы. Русский человек не по этическим соображениям, а по искреннему порыву может отдать Вам то, отсутствие чего, в конечном счете, приведет его к проблемам. Но в этот момент он не думает о последствиях, он думает о том, чтобы Вам было лучше. Он может броситься Вам на помощь, не сообразуя свои действия с мерой опасности для себя самого.

Исследователи, изучающие отношения в русской среде и иностранной обратили внимание на то, что люди в Европе или Америке строя свои взаимоотношения в профессиональной сфере ориентируются, прежде всего, на профессиональную компетентность, при этом очень предвзято и нетерпимо относятся к проявлению импульсивности в общении.
У нас данная тема также «набирает обороты» и многие из наших сограждан больше реагирует на форму подачи материала, экспрессию, с которой этот материал подается, чем на содержательную её составляющую.

На Западе важность во взаимоотношениях придается способностям, специальным социальным нормам и санкциям, следующим за их нарушение. Русские же люди стараются заслужить одобрение и уважение окружающих, не путем изображения благо порядочности и терпимости (толерантности), а тем, что показывает их индивидуальность, самобытность и открытость в проявлениях чувств, т.е. они в большой степени ориентированы на установление доверительных, дружелюбных, чем партнерских взаимоотношений.

Это заметно и по существующему порядку. На Западе человек оценивается с точки зрения лояльности к обществу к законам через профессиональный рост внешнее устроение своего бытия (палисадники, газоны, клумбы у домов), через его отношения к соседям и совсем посторонним людям.

В общественных отношениях при этом значение имеют не результаты деятельности, а лояльность личности в отношении сообщества: руководства фирмы, предприятия, коллектива. Большое значение имеет проявление профессиональной и территориальной солидарности. Для людей Запада не важны моральные принципы взаимоотношений. Большое значение в обществе придается взаимным ожиданиям конформизма и согласия. Это особая, отличная от русских, форма реализации общественного (тут бы не стал применять термин коллективного) самосознания. Где в обобщенном восприятии окружающего мира человек всеми силами стремится вырваться из этого окружения, тем и культивирует вещизм параллельно с не привязкой к материальному благополучию. Это противоречие в составе психики иностранца делает его не просто «глухим» (отсутствие сострадания) к чужим проблемам, а и способствует выработке неприятия этих проблем (отсутствие потребности в соучастии) в круг своих собственных интересов.

Доктор психологических наук из Питера Л. Почебут обратила в своих исследованиях на «обратный парадокс» существующий в нашем обществе. Во взаимоотношениях в профессиональной сфере от личности люди требуют компетентности, но оценивают её (личность) по степени лояльности к сообществу. Так «проникшая» в нашу среду западная форма восприятия личности по профессиональным качествам заставляет и оппонента считать, что его будут оценивать по профессиональной компетентности, и соответственно будут порицать за отсутствие такового. Но «требуя» от человека компетентности оценка, тем не менее, производится по уровню его лояльности к окружающим. И наказывают его за проявление нелояльности.

Подтверждением тому служит «серия комментариев» к некоторым темам результатом, которого стал небольшой демарш Яраны.
А ведь ничего в этом «удивительного» нет. Мы перенимая западническое поведение в профессиональной деятельности, все же остаемся по сути в «своем поле», мы русские. И нам плевать на знания того или иного человека нам он интересен лишь как тот, кто будет «писать с нами в одну лунку».

Вот отчего когда мне начинают говорить, что, мол, волхвы, де волхвы то, да волхвы сё. Я в это не верю. Не мог русский человек слепо и безоговорочно идти под пусть и компетентное, но личное мнение другого человека. И не убеждайте меня, что они «очень уважали знания, которыми обладали эти волхвы». Во-первых, волхвы этими знаниями со всеми не делились, отчего многие и не знали, что знают волхвы, а во-вторых, для того, чтобы что-то понимать необходимо, знать. Вот тут я с полной уверенностью скажу, что русский человек (русы) если он сказал, что он знает, то он всегда об этом знает. Прочие народы свое, так называемое знание, иной раз путают с информированностью или с ощущениями. А это как Вы понимаете две большие разницы.

Как видим, противоречивость, происходящая из «винегрета» внешней формы и внутреннего содержания, не свойственная западной культуре опять делает нас «непохожими» на западных людей, вынуждая последних прибегать к определению «загадочная русская душа».

А ничего в ней не было бы загадочного, если бы русские не пытались всякий раз, сообразуясь со своим «распирающим» желанием «всё попробовать», напяливать на себя «ту шляпу», которую по меткому выражению В.И.Ленина «Европа давно выкинула в мусорную корзину».

Выводом, кстати группы возглавляемой Людмилой Почебут стало определение заключающееся в том, что « открытый нами психологический парадокс системы взаимоотношений в российском обществе является существенным препятствием на пути эффективного развития российского общества».

Мне так кажется если русское социальное общество не найдет в себе силы и не «порвет» со «всем цивилизованным миром» в плане «перетаскивания» на свою почву чужих психических проявлений, оно может стать перед гамлетовской делемой - «быть или не быть».

«Во, опять пугает. Пугал один такой унитаз, теперь отсыпается!»
Это не я пугаю, это западники, так исподволь пытаются нас привести к «европейскому знаменателю».

Я конечно с большим удовольствием бы говорил о положительных качествах русского народа, чем «поднимал» бы гордость людей за своё. Но, во-первых, о хорошем может сказать каждый из Вас. А во-вторых, я не собирался ничего, ни у кого поднимать. Если уж «стоит то стоит», если нет, то, как не старайся все будет «висеть».
-«Зато как «висит!», вскрикните Вы в порыве «проснувшейся» гордости.
Висит хорошо, не спорю. И все же, хочу повторить, то, что муссировал (или массировал? Все таки хотел, что бы «стояло») выше.

Так загадочность русской души многими объясняется тем, что:
-русские хотят помочь всем и всегда, даже когда их об этом не просят, этакое мессианство, о котором недвусмысленно писали русские классики;
-русские обладают патологической жаждой познания и как следствие освоений новых территорий;
- русские люди, являясь типичными теневыми лидерами, свой характер проявляют только в случаях экстремальной ситуации;
-для русского труд, в отличие от западных (внутренняя потребность) людей, лишь «осознанная необходимость», при этом русские трудолюбивый и упорный народ;
- русская ментальность обусловлена огромными территориями Российского государства, что и влияет на особенность национального менталитета и на поведенческую форму и соответственно на мировоззрение. А это в определенный период времени стало не только основой, но и потребностью в существовании русских. Русский не может полно жить в условиях ограниченно пространства Европы. А Европа как бы она не «зарилась» на наши просторы, не в состоянии жить, не имея «под боком» ощущения своей границы. Их психика «идет в разнос», притом, как наша от простора «блаженствует»;
- и последнее русский всегда готов воевать и если поначалу делает это неуклюже и неохотно, то в последствие входит в «раж» и тогда любая оглобля становится грозным оружием. Русские могут воевать всем чем угодно, все, что попадет под руку, Вот отчего когда мне говорят, что многое вооружение пришло к нам с Запада я лишь уточняю, что с Запада к нам пришел лишь меч, и всевозможные (кроме кольчуги) доспехи. Все остальное и родилось и применено нами и затем «пошло гулять по свету».

Я понимаю, что в наличие на нашей Земле имеется и немецкая и китайская и французская и даже американская и славянская душа. Но мне по большому счету нет до них никого дела. Отчего моя собственная душа не является для меня «загадкой» и я не считаю, что она вообще чем-то загадочна. Вероятнее всего получается как в том анекдоте с ковбоев, Джоном - не уловимым. Неуловимым потому, что его никто не ловит. Отчего я не собираюсь напускать большого туману и, утрируя приписывать «русской душе» несуществующие (непознанные) качества. И, тем не менее, в независимости от нашего или кого другого к этому отношения, феномен «русской души» все так существует, вопрос: в чем он выражается. Но об этом в следующей части.

Есть в России такие люди, коих народ, не задумываясь, с восхищением называет кристально честными, не по времени благородными, характеризует, как бескорыстных, готовых во имя Родины и светлых целей к безусловному самопожертвованию, причём порой тогда, когда все остальные уже смирились и опустили руки. Каждый из нас нет-нет, да и слышал об этих личностях - от своих родственников, из уст знакомых, сводок телевизионных новостей..., но, положа руку на сердце, большинство, пожалуй, и не сможет вспомнить ни одного примера из собственной жизни.

Редкий ныне зверь - человек истинно русской души, сложно его поймать, пообщаться с ним, перенять в скоротечном разговоре у него всё то большое и светлое, что олицетворяет собой самую суть истинного характера нашего народа. И с горечью сейчас слышится отовсюду - "один из тысячи", "вымирающий вид". Стальным катком прошёлся по русской цивилизации XX-й век, самых лучших людей из народной кладовой, из генофонда, повыбрал. И правда, войны, объявленные и необъявленные, забирают, как правило, лучших, но особняком в этом правиле стоит Великороссия, за целую пропасть веков в бесконечных оборонительных войнах сумевшая бережно сохранить и до наших времён донести суть и цвет восточных славян, самую соль русского человека.

Вдалеке от больших городов, порою в окружённых лесами дальних селениях, рождаются и сейчас светлые русские души, производит ещё неиспорченная русская деревня светлых детишек, уже сызмальства наделённых самыми прекрасными чертами, присущими только истинному, равному великим предкам по своей внутренней силе, современному великороссу. Рождают ещё русские женщины, воспитывают русские отцы, по заветам предков воспитывают будущих чудо-богатырей. С детства закладывают они в своих чад самые светлые качества - искренность, внутреннюю силу, веру в справедливость, нравственную чистоту, непреклонность в бою с неправдой и сам могучий русский дух. То тут, то там, в разных уголках нашего обширного Отечества, появляются на свет сии сыны и дочери, и уже с первых минут внимательно, огромными светлыми глазами, всматриваются в окружающий мир, вбирают в себя лучшие качества своих отцов и матерей. Где-то в Сибири вдумчиво ковыряют ноготками мёрзлую почву русского Севера, под Сталинградом мнут пальцами сырую землю Великой русской равнины, на берегу Чёрного моря растирают ладошками песок горячего русского Юга. Все они исподволь напитываются, насыщаются в первые годы внутренней силой и мудростью самой этой родной земли, вбирают в себя её вековечную память, в постоянной борьбе с неприветливым внешним миром набираются сурового жизненного опыта и непреклонной воли, вырастают и, покинув отчий дом, растворяются на громадных просторах необъятной Родины...

Исчезают из родных селений окрепшие русские души для того, чтобы уже вскоре появиться там, где безраздельно царит человеческое горе и повсеместная несправедливость.

Гонит их, направляет единое, незримо раскинувшееся над страной, русское сознание - кого к платёжному терминалу, кого на городскую площадь, кого к билетной кассе... Придаёт твёрдости решениям, вселяет веру в правильность поступков, пробуждает светлые мысли, рождает правильные смыслы. Сотни и тысячи русских женщин наполняют сердца русских мужчин-созидателей праведным пламенем, побуждают к свершениям. Тысячи русских воинов, словно огоньки, наполняют самые тёмные уголки планеты, принося свой свет туда, где он так необходим.

Всегда выручало нашу Родину то единственное в своём роде уникальное качество русского человека, сутью которого было и остаётся ничем не просчитываемое необоримое желание, наплевав на логику, несмотря ни на что, поступить так, как подсказывает душа, поступить, как надлежит, по совести...

Да, многажды уходил и ныне уходит ногами в землю соборный русский богатырь, олицетворяющий нашу землю, но вскоре, уж в который раз приноровившись к очередной ноше, с лихвой сдобренной непосильными, казалось бы, невзгодами, выправляется, привстаёт, расправляет могучие плечи и скидывает очередной груз со своих плеч... Благодаря подпитывающим его своими большими и малыми праведными делами светлым нашим воинам скидывает.

Свой весомый вклад в общее благое дело которой уже победы, как и встарь, вносят и необоримая русская совесть, и всепоглощающее русское великодушие, и неумолимая русская непреклонность, и, сметающая всё на своём пути, завораживающая русская вера в справедливость.

Не ждут, нет, не ждут, русского воина гурии в раю, не манят его аплодисменты Одина, да и само попадание в царствие небесное ему тоже душу не греет, ему лишь бы совестно не было за то, что не все силы, не всю свою кровь Родине в нужный момент отдал... Гибнет русский воин, как следует, до конца за Отечество гибнет, и одним этим уже в последний миг жизни счастлив...

И несть числа победам этих исконно природно русских качеств, испокон веков составлявших главную ударную силу многие разы овеянного славой русского воинства.

Огромные города, запруженные людскими потоками улицы, забитые машинами дороги, ежедневные и еженощные шум, сутолока и гам. Рёв моторов, лязг колёс, жужжание толпы и гул работающей строительной техники. Всё это ежесекундно незримо опустошает нас, высасывает последние жизненные соки.

Дрязги, ссоры и споры на улице, дома, на работе, сиюминутная мелочность и продажность окружающих, собственная слабость и неуёмное, немного смехотворное стремление постоянно потакать своим желаниям, беспрестанная трата денег на красивую жизнь, долги и обязательства давят на нас, уменьшая нашу зону комфорта до размеров собственного тела, которое с годами бестолковой порочной жизни и само становится сомнительным прибежищем.

И вот в эти моменты внутри обнаруживается какая-то стремительно разрастающая пустота, начинает чего-то не хватать, появляется дикое желание всё бросить и уехать. Незаметно начинает душить, овладевает мыслями нашего горожанина великорусская тоска. Заставляет оставить город и уехать прочь... И едем мы, разбредаемся по бескрайним русским просторам. Кто забирается высоко в горы, кто углубляется в глухие леса, а кто и просто колесит от места к месту. Опустошённый русский человек, сам того не осознавая, подсознательно начинает судорожно искать источник подпитки своих истощённых жизненных сил...

Бесконечна стена шумного, светлого, наполненного жизнью, а порой и дремучего, векового, русского леса. Могучи дубравы, пестры берёзовые рощи, загадочны ельники и благородны сосновые боры. По-прежнему бескрайни русские леса, по-прежнему наполнены жизнью, бьющей ключом на каждом дереве, под каждым кустом.

Трещит, кукует, трелями заливается русский лес, наполняет истончившуюся душу горожанина самым что ни на есть природным, светлым содержанием, даёт добрые смыслы, муть и сор из головы изгоняет, ответы на вопросы подсказывает, напутствует.

Будоражит русского путника белизна вершин родных гор, грозность их отрогов, крутизна перевалов и бездонность заполненных туманом пропастей. Притягивают бесконечные гряды, пугает их вековечная тишина, манит незыблемость этих разбросанных по всей стране свидетелей нашего великого прошлого.

По всей стране, в самых глухих, труднодоступных местах иль на открытом месте шумят, грохочут благородные горные водопады, о чём-то шепчут закованные в камень реки, искрятся, играют солнечными лучами, переливаются мелкие ручейки, величаво текут, поражая красотой изгибов, тысячекилометровые русские реки, в лесной тиши, меж высоких гор притаились неисчислимые тысячи кристально чистых, бодряще холодных малых озёр, на громадных равнинах, без остатка заполняя собой разломы материковых плит, на многие сотни километров простираются бездонные и широкие большие русские озёра. Омывает, очищает и бодрости придаёт вездесущая живая русская вода. Каждому из нас ведомо, как в созерцании водной глади мы очищаемся, становимся светлее, чище изнутри.

Что такое русская душа?! У Земли у русской спросите, к ручейку лесному обратитесь, к одинокой скале, к бесконечным грядам холмов, к необъятным русским степям и высоким горным долинам... Окружает всё это нашего человека, незримо сил ему придаёт, через ноги подпитывает..., и, с самого его рождения, уже находится внутри него самого. Природа наша по сути своей есть наше отражение, потому порой и как родничок лесной журчит русская душа, когда и искорками на солнце переливается, порою одинока, дюже неприступна, а где-то необъятно широка, в один момент пестрит и переливается бессчётными гранями, поражает своей красотой, через мгновенье уж - грозна и удивляет благородной высотой. Когда на западе страны солнце заходит, на востоке оно уже восходит..., поэтому то и лучится постоянно взгляд русского человека, никогда незаходящим русским солнцем лучится...

Одна такая, неповторима и в диковинку в других краях загадочная русская душа. Силён ею наш человек, необорим, и знают это наши недруги. Потому-то, и режут по живому, тихо и методично многие годы отрезают от русского человека все нити его связи с душой,... и уже перестали нам нашёптывать свою вековечую мудрость, молчат под толщей земли мощные своды древнего Аркаима, руины Триполья, мостовые древнего Великого Новгорода и артефакты Костёнок, безмолвно смотрит на нас древняя Великая стена, разделявшая некогда Древний Китай и нашу Великую Родину(чему никак не могут нарадоваться нынешние монголы, до сих пор искренне не понимающие, за какие заслуги им ещё только сотню лет назад подарили земли между Китаем и Россией), лишь для избранных ныне гуляет по лабиринтам Ординской, Ботовской и ещё доброго десятка поистине громадных древних русских пещер эхо давно минувших славных тысячелетий, по-тихому преданы забвению Сварожьи Круги древнего русского календаря, не слышны уж затрагивающие самые глубокие струны души русские гусли и цимбалы, в самими библиотекарями забытых уголках хранилищ старых книг задвинуты на самые дальние полки и пылятся знания об уникальной русской азбуке, прародительнице всесторонне и тщательно обрезанного современного русского алфавита, в стеклянном плену достаивает свой век многотысячелетний Большой Шигирский идол...

И всё же, несмотря ни на чьи потуги и устремления, по-прежнему незыблемо стоит на Мамаевом кургане, вселяющая в заезжего интуриста благоговейный восторг, Родина-Мать, охраняют северо-западные границы недремлющие Сейды, бдит, неустанно и внимательно всматривается в норвежскую сторону, возвышающийся над Кольским заливом Безымянный Солдат, и поныне охраняют Уральские горы семь тридцатиметровых каменных истуканов, оберегают, стерегут покой русской Якутии древние Ленские столбы, охраняют восточную границу Евразии величественные вулканы Камчатки, неприветлива для чужеземца сибирская тайга, совсем не верит он в её гостеприимство, пугают бастионы Севастополя, и пылают ярким пламенем по всей стране, и днём, и ночью горящие, Вечные огни.

Загадочная русская душа

Музыкально-художественная композиция
Звучит песня в исполнении Н. Караченцова (первый куплет)

По струнам ходят пальцы не спеша.

Я в глубь себя, как в омут, погружаюсь.

Мне кажется, к тебе я приближаюсь,
Загадочная русская душа.

Загадочная русская душа.

В тебе сегодня песенная нежность.

Л завтра безрассудная мятежность...

Гак хороша ли ты - не хороша?

В е д у щ и й. Россия, русские, русскость... Всякий народ по-своему сложен для понимания со стороны других народов, но здесь особый случай: не говорят о «загадочной английской душе», как и о «загадочной арабской или китайской»,- расширяв!

нет, говорят только о «загадочной русской душе» …

Совершенно очевидно, что генетика тут ни при чем. Носителями особости. загадочной русскости, становятся евреи, переселившиеся в Израиль или в США. немцы, вернувшиеся на свою историческую родину с берегов Волги или из Сибири, эти качества /замечают на родине у итальянцев, китайцев, узбеков, африканцев, латиноамериканцев, проживших достаточно долгое время в нашей стране.

Думается, язык и культура, строй чувств и взгляд на мир, кар тина мира в первую очередь определяют специфику феномена «загадочной русской души».«Загадочная русская душа» подобна «загадке Гамлета», образа, так сконструированного Шекспиром, что его разгадка принципиально невозможна. Этотак называемые неразрешимые понятия-вопросы. Этим они отличаются от

фольклорных загадок, у которых всегда предполагается разгадка. Но их неразрешимость вовсе не означает, что они не вызывают желания их разрешить. Наоборот, над ними бьются столетиями, и в ходе этого поиска попутно открывается очень многое.

В е д у щ и й 1.

Загадочная русская душа...

Она. предмет восторгов и проклятий.

Бывает кулака мужского сжатей.

Бетонные препятствия круша.

А то вдруг станез тоньше лепестка.

Прозрачнее осенней паутины.

А то летит, как в первый день путины

Отчаянная торная река.

В е д у ш и й 2.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет. - только небо над годовою, да легкиетучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто

тебя выдумал?знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не.побит шутить, а ровнем- гладнемзаднем разметнулась на полсвета Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем: а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..

Песня «Дорог ой длинною».

Ведуши й.

Что это такое - загадочная русская душа? Эта проблема возникла на "Западе, в Европе и не раньше начала XVIII века.

Сначала европейцы обратили внимание на Россию из-за ее военных побед над ангелами. Победа над Наполеоном н ввод русских войск в Париж окончательно показали, что Россия - мощное европейское государство. Тогда-то изаинтересовался Запад загадочным народом, победившим мощную военную машину французов.

Русских все больше в Европе, в столицах и на курортах, европейцев все больше в России в качестве чиновников и офицеров, ученых и гувернеров, непосредственное соприкосновение разных народов впервые выявило непонимание русской души и культурных ценностей, г ениально сформулированное в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть попа». Так Лермонтов описывает Дантеса, убийцу Пушкина:

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно.

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека.

Подобный сотням беглецов.

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы:

Не мог шалить он нашей славы:

Не мог понять в сей миг кровавый.

На что он руку поднимал!..

Выявилось, впрочем, и сопротивление в России западным ценностям и стандартам, прозвучавшее в монологах Чацкого из «Горя от ума» А. С. Грибоедова:

София(Чацкому)

Скажите, что вас так гневит?

Чацкий

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо. * надсаживая грудь.

Собрал вокруг себя род веча *

И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. - Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И тут со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!-

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен,

Куда деваться от княжен!–

Я одаль воссылал желанья

С миренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух:

Пустого, рабского, слепою подражания:

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с диной.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой.

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Ах! сели рождены мы все перенимать.

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластия мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Думается, именно в это время и складываются условия для возникновения западных представлений о «загадочной русской душе», отразившихся у Стендаля, Мернме и у друтих ав\оров ной жохи.

Ведущий!.

Загадочная русская душа...

Оней за морем пишутся трактаты.

Неистовствуют киноаппараты.

За хвост комету ухватить спеша.

Почемуэти представления характерны для Запада, а не для Востока, который значительно раньше вошел в непосредственное соприкосновение с Русью? Для половцев, печенегов, монголо-татар Русь- объект захвата,о диалоге культур не может быть и речи. Добившись независимости от Золотой Орды, Русь поглотила ее н другие восточные народы, которые вошли в состав России. Очевидно, в это время закрепилось особое свойство русских - быть открытыми для других культур. Из великих культур мира, пожалуй, только русская культура и обладает такой степенью открытости, ч то выразилось в особом феномене -- культурном симбиозе, проявившемся не только по отношению к культурам многочисленных народов Российской империи, СССР, современной России, но и но отношению к культу рам многих зарубежных стран. У этого качества есть оборотная сторона слишком легкое подчинение то византийскому влиянию,то немецкому, то французскому, то американскому, соответствие ценностям которых на разных этапах отечественнойистории мерилом. Но самое главное - его можно было превзойти.

Где воедино запад и восток

И где их разделенье и слиянье?

Где северное сходится сиянье

И солнечный энергии исток?

Какая-нибудь музыка…

Где же искать основной источник представлений о «загадочной русской душе»? Главным источником таковых представлений стала русская литература.

Русская литература обладает устойчивой к различным переменам спецификой, выделяющей ее среди других литератур мира. Изначально русская литература возникала с ориентацией на очень узкий круг грамотных людей, оставляя фольклору обслуживание запросов огромного населения Руси, России, не допущенного к грамоте.

Частушки

Ты по что меня ударил

Балалайкой по плечу?

Я за то тебя ударил:

Познакомиться хочу!

На горе стоим сосна.

Под горою - вишня.

Полюбил цыганку я

Она замуж вышла!

Если хочешь разлюбить.

Поезжай на станцию.

Сдай свою любовь в багаж.

Потеряй квитанцию!

Мой миленочек лукав:

Меня дернул за рукав.

Я ж лукавее его:

Не взглянула на него!

Подарил милой колечко,

Синенькую вставочку.

Иссушил моё сердечко.

Как зелёну травочку.

Основной слой грамотных людей - деятели церкви и государства, позтому русской литературе на протяжении многих веков свойственна духовность и государственность.

«Духовность» (как эзотерическое знание, только для посвященных), столь свойственная восточным литературам, в ходе усиления светского начала в русской культуре преобразовалась в «душевность». Отсюда - особая задушевность произведений русской классики, заставившая иностранцев говорить о «загадочной русской душе».

Если в литературе Европы на протяжении многих веков первенствовало эстетическое начало, то в русской литературе изначально первенствовало этическое начало, нравственный стержень, нравственность идет от души, сердца, не от идеи должного, а от образа должной жизни.

Точно так же содержательная сторона произведения была важнее формы. Но у Толстого и Достоевского ощутим исконный приоритет нравственного начала содержательной стороны. Одна из причин этого кроется в борьбе крупнейших русских писателей с теорией «искусства для искусства» ,внимание уделяется проблеме праведников и праведной жизни, то есть самой высокой проблематике, причем освещающие ее роман Ф. М. Достоевского «Идиот», повесть Л. Н. Толстого «Отец Сергий» и ряд других становятся в ряд самых читаемых, самых востребованных в России произведений

Звучит песня в исполнении Н. Караченцова (второй куплет)

Так хороша ли ты - не хороша?

Рвану в отчаянье на груди рубашку –

И ты открыта настежь, нараспашку.

Загадочная русская душа.

Загадочная русская душа,

Порой безумной радости источник.

То вдруг бываешь сумрачнее ночи.

Осенней безнадежностью дыша.

Музыка Появляется О н,

Было на этом рождественском балу в Москве все. что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полуночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы, теснота танцующих и эти всё покрывающие раскаты духовой музыки, торжествующе гремевшей с хор...

Я долго стоял в толпе у дверей зала, весь сосредоточенный на ожидании часа ее приезда. - она накануне сказала мне. что приедет в двенадцать.. От этого бального зноя и от волнения, с которым я ждал ее. решившись сказать ей наконец что-то последнее, решительное, все было обострено во мне. я уже давно был болен любовью к ней и как-то волшебно боялся се породистого тела, великолепных волос, полных губ, звука голоса, дыхания, боялся, будучи тридцатилетним сильным человеком, только что вышедшим в отставку гвардейским офицером! И вот я вдруг со страхом взглянул на часы. - оказалось ровно двенадцать, - и кинулся вниз по лестнице, навстречу все еще поднимавшейся снизу толпы. Сбежал я, несмотря па толпу, с необыкновенной быстротой и ловкостью и все-таки опоздал...

Она входит в сопровождении немолодого господина, грубого и крупного, в просторном

поношенном фраке, в прическе а-ля мужик. Он отходит в сторону, оставляя ее посреди залы, берет бокал вина. Девушка в розовом проходит мимо него с раскрытым веером.

Девушка в розовом(закрываясь веером). Завтра, в четыре.

Господин с самодовольной усмешкой прикрывает глаза в знак того, что слышал се.

Девушка скрывается.

Скинув платок. Она протягивает руку для поцелуя руку в белой и длинной перчатке.

Он едва касается губами перчатки. Она. придерживая шлейф, берет его под руку, и они прохаживаются по сцене.

О н: Вы нынче танцуете?

О н а: Не танцую. (Останавливается, отпускает его руку и начинает обмахиваться веером.)

О н (а зрительный зал). Она продолжала молчать, точно меня и не было, но я уже больше не владел собой: боясь, что потом может и не представиться удобной минуты, вдруг стал говорить все то. что весь вечер готовился сказать, говорить горячо, настойчиво но бормоча, делая безразличное лицо, чтобы никто не заметил этой горячности. И она. к великой моей радости, слушала внимательно, не прерывая меня.

Она в течение почти всей беседы стоит, смотрит в зрительный зал на танцующих.

О н (к ней). Я знаю, я знаю, что я не смею ни на что надеяться... Вот вы нынче нё позволили мне заехать за вами...

О н а. Мой кучер прекрасно знает дорогу сюда.

О н. Да. я ничего не жду. с меня довольно и того, что вот я стою возле вас и имею счастье высказать вам наконец полностью все то. что я так долго не договаривал... Уж- одно ото (вытирая платком лоб и не сводя с нее глаз), уже только это одно...

К ним подбегает веселая рыжая барышня с: последним букетиком ландышей в плетеной корзиночке. Он
бессмысленно смотрит на ее веснушчатое личико и торопливо кладет в корзиночку пятьдесят рублей, не
взяв букетика. Барышня,мило улыбаясь, приседает и убегает.

Она (продолжая.махать веером).

Как надоела мне эта фарфоровая дура, ни один бал без нее не обходится. Жаль, что вы не взяли ландышей, я бы сохранила их на память о нынешнем бале... Впрочем, он итак будет памятен мне,

О н (опустив глаза, с трудом.). Памятен?

О н а (слегка повернув голову). Да. Я уже не раз слышала ваши признания. Но нынче вы имели, как выразились, "жалкое счастье" высказаться наконец "полностью" относительно своих чувств ко мне. Так вот нынешний бал будет мне памятен тем, что я тоже уже "полностью" возненавидела вас с вашей восторженной любовью. Казалось бы. что может быть трогательнее, прекраснее такой любви! Но что может быть несноснее, нестерпимей ее. когда не любишь сама? Мне кажется, что с нынешнего вечера я не в силах буду даже просто видеть вас возле себя. Вы подозревали, что я в кого-то влюблена и потому так "холодна и безжалостна" к вам. Да, я влюблена - и знаете в кого? В своего столь презираемого вами супруга. Подумать только! Ровно вдвое старше меня, до сих пор первый пьяница во всем полку, вечно весь багровый от хмеля, груб, как унтер, днюет и ночует у какой-то распутной венгерки, а вот поди ж ты! Влюблена!

Он медленно кланяется ей и медленно уходит. Она остается.

Она. Боже мой. как просто! Л ведь наша душа просит большего: страдания, надрыва, самоотречения... Вам ведь хочется услышать слова Татьяны:

Я вас люблю - к чему лукавить?

Но я другому отдана и буду век ему верна...

Уходит, Романс «Уйди, совсем уйди» (второй куплет).

Когда душа полна тревогою дневною,

Когда в мечтах моих далёко от тебя.

Тогда любовь моя мне кажется смешною,

Мне жаль своих надежд, желаний и себя.

Но в поздний час ночной, когда сильнее муки.

Когда кругом всё спит в безмолвной тишине.

К тебе в немой тоске протягивая руки.

Я плачу и зову: вернись, вернись ко мне!

Уйди, совсем уйди... Я нс хочу свиданий.

Свиданий без любви и ласковых речей.

Осенней безнадежностью дыша

Ты долго ль так продержишься? Едва ли!

И снова мчишься в голубые дали,

Загадочная русская душа.

В е д у щ и й, Принципиальное изменение ситуации могло произойти в советский период, когда в результате всенародной ликвидации безграмотности огромные массы народа получили доступ к книгам. Но здесь советские установки на воспитание нового человека, овладевшего всеми богатствами культуры, человека высоких моральных принципов (нередко наивно-прямолинейные, но порожденные многовековой русской культурной традицией) сыграли решающую роль: литература сохранила свою нравственную ориентацию, даже при всех идеологических искажениях. Принципиальную роль сыграла единая для всей страны программа по литературе для школ. В нее были включены классические произведения русской литературы, и миллионы школьников формировали свой вкус на великих образцах искусства. Из произведений советских писателей выбирались преимущественно те, которые должны были дать образцы нравственного, героического поведения.

В школах обязательно учили слова Николая Островского из романа «Как закалялась

сталь»:

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так. чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества.

что-то о Родине

При этом такие совершенные в эстетическом отношении произведения, как стихи А, А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, даже не упоминались. Можно подобный подбор осудить, но из вышесказанного ясно, что он в новых условиях продолжал традиционную для русской литературы линию. Очевидно, и формализм некоторых явлений русского искусства начала XX века и советского искусства 1920-х годов, оказавший огромное влияние на западную культуру, у нас оказался недолговечным не только из-за сталинских установок в области культуры, но и из-за того, что они несоприродны многовековой русской традиции.

Песня

Марина Цветаева

Антология русской поэзии

Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами.

Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую.

Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое. мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то. что вы меня - не зная сами! –

Так любите: та мой ночной покой.

За редкость встреч закатными часами.

За наше не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами.-

За то. что вы больны - увы! - не мной.

За то. что я больна - увы! - не вами!

Уже в первых произведениях древнерусской литературы возник «монументальный историзм», где историзм выступает не в форме принципа, открытого романтиками, а в смысле связи любого частного события, отдельной судьбы человека с судьбой общества, государства. Это качество прошло через все века развития русской литературы. Ей достаточно чуждо восхищение индивидуалистом и близко стремление человека ощутить свою связь с другими людьми.

Блок Скифы

О старый мир! Покаты нс погиб.

Пока томишься мукой сладкой.

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью.

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и е любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь.

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы. что в мире есть любовь.

Которая и жжет, и губит!

Мы любим всё - и жар холодных числ.

И дар божественных видений.

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад.

И венецианские прохлады.
Лимонных рощ далекий аромат.

И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет.

И душный, смертный плоти запах... Виновны ль мы. коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли: мы,

хватая под уздцы

Играющих коней ретивых. Ломать коням тяжелые крестцы

И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно - старый меч в ножны.

Товарищи! Мы станем - братья!

Традиционный для композиции многих произведений западной литературы happy end («счастливый конец») нечасто присутствует у русских писателей. Вообще, композиционная завершенность не очень характерна для произведений русской литературы, писатели предпочитают открытые финалы.

Не случайно в западной литературе утвердился жанр новеллы (произведения е замкнутой композицией), а в русской литературе из малых повествовательных форм предпочтение отдано рассказу (произведению с открытым финалом).

Русская литература рассчитана на более медленное чтение. Это связано со спецификой грамматического строя русского языка. Отсюда тяготение к созданию статичных картин, особое внимание к описанию русской природы, неброской, равнинной, пробуждающей философские размышления над смыслом жизни и бытия. Но эти же просторы Порождают и другие свойства русской души: молодецкую удаль и стремление выйти за рамки любых ограничений, нарушать все законы и заповеди, а потом каяться и страдать... И снова нарушать, и снова страдать и каяться... Романс

Целую ночь соловей нам насвистывал.

Город молчал и молчали дома...

Белой акации гроздья душистые Ночь напролет нас сводили с ума.

Сад весь умыт был весенними ливнями.

В темных аллеях стояла вода.

Боже, какими мы были наивными.

Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая...

Где чистота этих веток живых?

Только зима да метель эта белая

Напоминают сегодня о них.

В час. когда ветер бушует неистово,

С новою силою чувствую я:

Невозвратимы, как юность моя!

Белой акации гроздья душистые

Неповторимы, как юность моя...

Ведущий 1.

Ведущий 1.В каждой из названных (да и не названных) черт русской литературы обнаруживаются характерные признаки того феномена, который в мире получил название

«загадочной русской души». А через нее, через «загадочную русскую душу» проступают контуры величественного образа России, запечатленного Гоголем в образе русской тройки...

Ведущий 2. Эх, тройка! птица тройка. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Н дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик: гремит и становится ветром разорванный в куски воздух: летит мимо все. что ни есть на земли, и. косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

В е души й 1.

Загадочная русская душа...

Да. вам. друзья, скажу я по секрету:

Вея тайна в том. что тайны вовсе нету,

Открытостью она и хороша.

Но для блуждающих во мгле закатной.

Опавших листьев золотом шурша,..

Пусть навсегда останется загадкой

Рассвет в апреле -

Русская душа!

Звучит песня в исполнении Н. Караченцова (третий куплет)

Загадочная русская душа.

Мне кажется, к тебе я приближаюсь.

Я в глубь себя, как в омут, погружаюсь.

Перебирая струны не спеша.

Ведущий 1.

-Сегодня мы проследили, как поэты и писатели раскрывали это понятие «загадочная русская душа»..

Ведущий 2

-А возможно ли вообще раскрыть эту тайну? Думаю нет.

Ведущий 1

И пусть продолжают рождаться новые прекрасные произведения, а тайна живет, живет в наших сердцах и вдохновляет мастеров слова на рождение новых прекрасных произведений…

Звучит музыка (на усмотрение организаторов вечера)