Роль лирических отступлений в произведении евгений онегин. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» А.С

/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » - произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историзм произведения.
3. Лирические отступления в романе.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «"Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Оне-гин"есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой... Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет — огромный срок.

Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин*.

2. Историзм произведения.

3. Лирические отступления в романе.

Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет - огромный срок. Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

В отечественной классике с трудом найдется произведение настолько же тематически богатое, как шедевр литературы «Евгений Онегин».

Многообразие тем отступлений

В каждой главе своего творения Александр Сергеевич рассказывает о жизни героев, а также раскрывает свои творческие планы, рассуждает на тему литературы, музыки, театрального искусства, говорит об идеалах и предпочтениях современников.

Поэт начинает мнимую дискуссию с критиками, повествует о красоте родной природы, с иронией высказывается относительно моральных устоев дворянства. Благодаря наличию многочисленных отступлений сюжет о дружбе и любви разрастается до подробного описания эпохи, создавая тем самым единый образ нашей страны начала XIX века. Через призму авторского взгляда читатель знакомится с русской культурой.

В начале произведения поэт пишет об успехах отечественного театра, предается воспоминаниям прошедшей любви («Я помню море пред грозою...»), кратко описывает уклад жизни общества тех времен, дает оценку привычкам господ из высшего света («К чему бесплодно спорить с веком...»).

Любовь и дружба в отступлениях поэта

Любовная тема, затронутая в начале романа, а именно строки о Марии Волконской, в последующем не единожды является поводом для лирических отступлений.

Оставляя комментарии к «отповеди» Евгения Онегина со словами отвержения чувства Татьяны Лариной, Александр Сергеевич встает на сторону героя, тем самым выступая в качестве защитника Онегина, указывая, что тот «явил души прямое благородство».

Строки, описывающие любовь Владимира к младшей из сестер Лариных, содержат нотки сарказма («Он был любим... по крайней мере так думал...»).

Поэт не обходит вниманием тему дружеских отношений. В последних строфах четвертой главы Александр Сергеевич пишет о приятной атмосфере посиделок в кругу друзей и сочиняет шуточный гимн дружбе. Автор проводит параллели: верный друг и кокетка, Бордо и Аи («Но ты, Бордо, подобен другу...»).

Повествуя о приятельских взаимоотношениях Онегина и Ленского, автор поднимает проблему эгоизма. «Мы все глядим в Наполеоны...» - отмечает Пушкин, акцентируя внимание на том, что нарциссизм - характерная особенность молодого поколения.

Описание русской природы

Художественным открытием поэта явились непревзойденные отступления о величии родной природы, коим отводится несколько страниц произведения. Александр Сергеевич делает описания всех сезонов, грамотно сопровождает события в жизни персонажей пейзажными зарисовками.

Вот и момент, где главная героиня пишет любовное послание, начинается изображением ночного сада и заканчивается описанием деревенского утра. Также поэт рассказывает о собственном ощущении окружающего мира.

Литературно-полемические отступления

Большинство непринужденных бесед освещает проблемы родного языка, словесности, затрагивает творческую составляющую. К примеру, автор вступает в дебаты с критиками, требующими от лирики одической праздности, призывающими поэтов скинуть «элегии венок». Для Александра Сергеевича ода - устаревший жанр, однако Пушкин ставит в сравнение себя и других творцов, чьи посылы направлены на покорение мечтательных барышень.

В тексте встречаются рассуждения о процессе написания произведения. Читатель слышит жалобы на сложности, вызванные применением иностранных слов. В окончании третьей главы автор с легкостью сообщает о том, что прерывает написание, потому что ему требуется отдых, а через главу решает, что в литературном творении переизбыток его мыслей. Заканчивая произведение, говорит прощальные слова.

В предпоследней главе предметом обсуждения является патриотизм. Автор предстает перед читателями как истинный патриот: «Москва... как много в этом звуке...».

В завершение рассуждений стоит упомянуть слова В. Г. Белинского. По его мнению, в литературном творении отражены чувства, взгляды и идеалы Александра Сергеевича Пушкина.