Распределение действий по композиции ревизора. Особенности композиции в комедии «Ревизор

«Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.

Например, современники нашли очень странным такое «резкое» начало комедии. Никаких тебе объяснений, что за ситуация, герои. Сразу бросается речь о ревизоре каком-то. (А когда это происходит в зрительном зале, то кажется, будто весть эту сообщают зрителям в театре. Мол, сейчас приедет театральный ревизор, станет всех проверять! Можно и испугаться… Но это и хорошо – сопричастность.)

И ведь забавно, что Хлестаков как главный герой и не является злодеем. Сами чиновники навязывают ему «почетную» роль, от которой ему сложно отказаться в его положении. Будто бы чиновники воюют с ветряными мельницами, получается. И всё это происходит в их мирке, ведь персонажей не так уж много. У каждого свой практически карикатурный характер, «говорящая» фамилия. Вообще, даже фон – быт города весьма убогий. Всюду сплетни, глупость, суеверия.

Высшей точкой сюжета можно назвать мечту городничего. То есть он уже видит себя в Петербурге, богатым и значительным. Он будто ощущает неограниченную власть над людишками. А зритель и читатель ведь понимают,что всё это обман и глупости!

Важно, что в этой сатире нет особого места любви. Обычно без любовной интриги не обходится спектакль, а тут сама «любовь» дочки городничего к Хлестакову – комедия.

Ещё интересно, что композиция будто закручена в кольцо. В финале опять же весть о ревизоре, но уже настоящем. И ставшая классикой немая сцена! И ведь не просто все замирают, а в позах, отражающих их эмоции. Кроме того, сцена эта должна длиться по замыслу Гоголя пару минут. (Лишь бы зрители не уходили в гардероб, пока актеры стараются позой показать отчаяние.)

Интересно, что с появлением «Ревизора» возмутился один харьковский драматург, который раньше ещё создал подобную комедию. Видно,время пришло для таких произведений!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Без вести пропавший Горского

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

  • Анализ рассказа Пришвина Белая радуга

    М. Пришвин провел всю свою жизнь, как бы ведя диалог с природой. Главным смыслом его жизни являлась идея: познакомить всех людей с чудесами природы и научить любить все живое вокруг себя

  • Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

  • Анализ романа Набокова Машенька

    Произведение относится к периоду раннего творчества писателя и является первым прозаическим творением автора, пробой писательского пера.

  • Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом.

К числу особенностей «Ревизора», как комедии, принадлежат:

  1. отсутствие положительных типов, какими являлись резонеры в комедиях 18-го века, каким является Чацкий у Грибоедова. Впрочем, сам Гоголь находил, что в его комедии есть положительное, благородное лицо, именно — смех; но под этим лицом скрывается, собственно говоря, сам автор, выставивший на всеобщее посмеяние своих неприглядных героев.
  2. Другою особенностью комедии является отсутствие в ней любовной интриги, которая считалась раньше почти неизбежной принадлежностью всякой пьесы.
  3. Эта особенность связана с особым характером завязки всей комедии. Сам Гоголь говорит по этому поводу: «Комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, что волнует более или менее всех действующих … »

В этом отношении завязка комедии выбрана Гоголем чрезвычайно удачно: известие о ревизоре, действительно, задевает за живое всех выведенных лиц, производит всеобщее потрясение, заставляет каждого невольно выказать свой характер.

Уже одно то обстоятельство, что они так легко вдались в обман, достаточно характеризует выведенных лиц; в этом сказалось неспокойное состояние их совести, сознание своих проступков, боязнь законной кары, которая как бы ослепляет их и заставляет, по выражению городничего, «сосульку, тряпку принять за важного человека».

Местом действия в «Ревизоре» является захолустный провинциальный городишко, от которого, как говорит одно из действующих лиц комедии, хоть «три года скачи — ни до какого государства не доедешь».

Время действия легко установить из слов судьи (действующего лица в комедии). Это — начало 30-х годов.

Действующие лица комедии — преимущественно чиновники, вышедшие из рядов дворянства, но рядом с ними и другие социальные группы: городские помещики, купцы, мещане и пр.

Перед автором комедии стоял вопрос, отчего так безобразно, преступно работает в разных углах России чиновничий аппарат. Отвечая на этот вопрос, Гоголь и развертывает перед нами свою картину. Чиновников он связывает с купцами, с мещанами и, развивая действие, берет момент, когда на головы чиновников обрушивается «пренеприятное известие» о готовящемся приезде ревизора «инкогнито», «с секретным предписанием».

Словно пораженные громом, чиновники суетятся, теряются, ими овладевает безграничный страх: ведь они были уверены, что в такую глушь, как их городишко, никакой ревизорский глаз не заглянет.

Этот момент получения известия, создавший движение в рядах чиновников, вызвавший их на ряд действий, является завязкой комедии. За завязкой следует цепь событий, которые рисуют перед нами очень интересную борьбу. Вся она построена на самообмане чиновников: по существу дела они борются с призраком и благодаря этому попадают в чрезвычайно комические положения. Тем не менее, борьба продолжается, все возрастая и возрастая в своем напряжении.

Высшей точки борьба достигает в сцене сватовства Хлестакова. Чиновники уверены, что ревизия закончится благополучно, и торжествуют. Однако торжество оказывается преждевременным. Вскрытое почтмейстером письмо Хлестакова к петербургскому приятелю открывает чиновникам глаза на все происшедшее, и они чувствуют себя «в дураках».

Этот момент мы называем развязкой. Однако Гоголь на этом не обрывает комедии: ему мало оставить чиновников «в дураках», он хочет покарать их за все неправды так, чтобы повторение их стало невозможным. Отсюда — последняя сцена с жандармом, приводящая плутов-чиновников в совершенное оцепенение.

В комедии «Ревизор» действие происходит не в столице и не в среде высшего чиновничества, а в захолустье. Действующие же лица принадлежат к провинциальной мелкоте, которые только в сладком сне мечтают о генеральском чине. Но и здесь Гоголь достигает очень больших результатов благодаря необыкновенно художественному выполнению задачи.

Завязка комедии заключается в том, что в некоем маленьком уездном городке случайно проезжавшего молодого чиновника из Петербурга принимают за важную особу, при ехавшую ревизовать уезд. В городке все всполошилось. Все чиновники наперерыв стараются замазать грешки и привести подведомственные учреждения в надлежащий вид, а главное задобрить взятками важное лицо. Это им, разумеется, удается вполне, и в тот момент, когда они уже торжествуют свою победу -является не фиктивный, а настоящий ревизор.

Тема: Н. В. Гоголь «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии - страница №1/1

Урок литературы в 8 классе

Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии.

Цель : Обобщить знания, полученные при изучении комедии.

Задачи:

Раскрыть особенности построении драматического произведения;

Воспитание любви к русской классической литературе;

Развитие навыков анализа художественного произведения.

Оборудование : ноутбук, проектор, фотоаппарат, карточки.
Ход урока:


  1. Сообщение темы и цели урока.
(тема записана на доске)

II Разминка

Декорация, кулисы, суфлер, антракт, трагедия, комедия, ремарка, монолог, диалог.

Что объединяет эти слова? (все они относятся к драматическому произведению)
- Что такое драма? (произведение, предназначенное для постановки на сцене).

Поясним значение каждого слова


III Вступительное слово учителя. (слайд 1)
Автор «Ревизора» - Н.В. Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью».

Он придавал театру очень большое воспитательное значение. Мечтал о театре как о школе для общества

«В «Ревизоре» я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, в несправедливости, которая делается в тех местах и в тех случаях, где более всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

В какой исторический период создавалась комедия, почему она стала такой актуальной?

(сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя»)

IV Практическая работа
Сегодня мы попробуем окунутся в театральную жизнь и начать подготовку к спектаклю

В создании спектакля задействовано много людей. Какие профессии мы встретим в театре? (режиссер, декоратор, костюмер, осветитель и т.д.)


Я предлагаю выбрать критика, который будет давать оценку всему происходящему.
1.Давайте посмотрим на особенности композиции комедии

5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений, 25 конкретных действующих лиц


-Что является завязкой? (письмо Чмыхова, появление Добч. И Бобч.)

На чем основан комедийный конфликт? (промах городничего и чиновников)

Кульминация? (вранье Хлестакова в явл. 4, в 3 действии)

Что является развязкой? (Почтм. Приносит письмо. Фраза о приезде настоящего ревизора)


- У комедии есть эпиграф. Какой? (3 редакции 36, 41, 42 годы)

Почему Гоголь его взял?

2.Актеры, действующие лица.

Гоголь огромное значение придавал игре актеров. Сам присутствовал на репетициях, давал наставления актерам.

Тщательно прописал характеры и костюмы основных д. лиц.

Давайте перечислим героев и дадим их краткую характеристику.

Пока мы даем характеристику, Кристина побудет костюмером, а Нурлан - декоратором. Подумайте, какими вы видите декорации и костюмы.

(После хар-ки героев, слово Нурлану и Кристине)

С чем не согласен критик?
3. Репетиция отдельных сцен

Анна Андреевна и Марья Антоновна. (Лена, Сауле)

Монолог Хлестакова (Андрей)

Кто же главный герой комедии?

(Хлестаков – самый трудный образ в пьесе, п.ч., сделавшись виновником обмана, Хлестаков никого не обманывал. У него нет реплик в сторону)
Монолог Городничего

Почему городничий принял Хлест за ревизора? Страх подготовил почву для обмана городничий может потерять все


  • . Изображение немой сцены. (сфотографировать)

  • . Сообщение Кристины о немой сцене (пока Кристина говорит, закач. Фото в компьютер)

  • Анализ изображения немой сцены по фотографии. Соотнесение с текстом комедии
V. Итог урока.

Сообщение Нурлана «Ревизор в Малом театре»

VI Д.з. Вопросы учебника

Замысел Гоголя нашёл блестящее осуществление в его комедии, определив её жанр как комедии социально-политической. Движущей пружиной в «Ревизоре» является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничьи масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение з пьесу и образов купечества и мещанства.

«Ревизор» - это широкая картина чниовничье-бюрократического правления крепостнической России 30х годов. Гениальный писатель, Гоголь, рисуя эту картину, сумел так написать каждый образ, в неё входящий, что он. не теряя своего индивидуального своеобразия, в то же время представляет собой типическое явление тогдашней жизни.

Городничий убеждённый взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят. Он казнокрад: постоянно присваивает казённые деньги.

Цель его стремлений - «со временем… влезть в генералы». Зачем ему это нужно? «По понятию нашего городничего, - говорит Белинский. - быть генералом - значит видеть перед собою унижение и подлость от низших. В общении с подчинёнными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: «Л который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…»; «Вот я их, каналий…»; «Что самоварники, аршинники…» Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.

Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит уснащая свою речь выражениями, принятыми в чиновничьем кругу: «В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства».

Вторым лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие других чиновников, он представитель выборной власти: избран судьёй по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать сто. Он считается в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.

«Ревизор»- подлинно народная комедия. Образы комедии типичны, поведение каждого героя жизненно мотивировано, их слова и поступки раскрывают их характеры. И хотя Гоголь нарисовал в «Ревизоре» мир провинциальных чиновников, глубина проникновения писателя в действительность была настолько поразительной, что зрители и читатели комедии сразу же увидели в ней изображение всей России - её бюрократического строя.

Поэтому-то постановка «Ревизора» и вызвала целую бурю возмущения и негодования со стороны чиновничьих кругов, крепостников и реакционной печати. Прогрессивная общественность высоко оценила комедию Гоголя.

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»

Цели: рассмотреть особенности композиции комедии, детально проработать первое и второе действие.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2013г.
  2. Коровина В.Я. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 класса», М.: Просвещение, 2012г.
  3. Журнал «Русский язык и литература в школах СССР», Киев, 1985г.
  4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. «Поурочные разработки по литературе», М.: Вако, 2015г.
  5. Маймин Е.А., Слинина Э.В. «Теория и практика литературного анализа», М.: Просвещение, 1984 г.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, толковый словарь С.И. Ожегова, портрет писателя, иллюстрации к первому и второму действию, карточки с основными действующими лицами комедии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Два ученика работают индивидуально по карточкам, отвечая на вопрос о содержании первых двух действий комедии.

Слово учителя:

Сегодня мы работаем над содержанием 1 и 2 действия. В критике принято утверждать, что в комедии две завязки.

Давайте подумаем, что можно отнести в первом действии к завязке? (Чтение письма Чмыхова и появление Бобчинского и Добчинского).

В чем суть назначения завязки? (С завязки начинается конфликт, действие завязывается и начинает развиваться).

Гоголь стремится к тому, чтобы завязка коснулась всех героев. Давайте теперь вернемся к афише. (Карточки с основными действующими лицами вывешиваются на доску в круг).

Какие непосредственно слова являются завязкой? («К нам едет ревизор») (Эта фраза помещается в центр круга с карточками основных действующих лиц).

Действительно ли коснулось всех?

Гоголь хотел, чтобы «колесо завращалось».

Что движет всеми?

Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала: У страха глаза велики, да ничего не видят. (Пословица)

Первое действие.

В процессе чтения письма и в процессе наставлений, которые дает городничий, перед нами открывается «физиономия» города N. Не случайно здесь оценочное слово – физиономия.

Таблица «Физиономия города N»

Городничий

Богоугодные заведения

Присутственные места

Учебные заведения

Почта

Желает скрыть все недостатки, дает чиновникам спешные указания.

Больные ходят «по-домашнем» и очень похожи на «кузнецов»; в палатах курят крепкий табак; лекарств дорогих не употребляют, врачуют больных «ближе к натуре».

«В передней сторожа завели домашних гусей с маленькими гусененками, которые так и шныряют под ногами; над шкапом с бумагами висит охотничий арапник, от заседателя такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Учителя – неадекватные люди: один учитель «никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру не сделать гримасу», другой в порыве эмоций, показывая Александра Македонского, сбегает с кафедры и, что есть силы, хватает стулом об пол.

Все письма внимательно прочитываются почтмейстером, а самые интересные он оставляет на память.

Вот уже сложилась картина из первого действия.

Из-за чего нарастает напряжение? (Городничий в спешке раздает наставления, но его отвлекают постоянно, то судья – Аммос Федорович, то почтмейстер, что усугубляет напряжение).

Схема

Все как пружина, чем туже сдавить пружину, тем сильнее она разжимается и напряжение растет. Сюжет развивается не только «в длину, но и в глубину». Один спешит, остальные тормозят, за счет этого мы больше узнаем об этих людях. Всеми движет страх. Но есть и другие действующие лица, которыми движет другое (любопытство, тайная надежда, возможно любовь) – это дочь и мать. Здесь возникает комическая ситуация. Пока мужчины трясутся, у женщин другие интересы.

Второе действие.

Мы видим Осипа, который развалился, пока барина нет.

Схема

Осип Хлестаков

нагло ведет трусит, груб заискивает с

себя, пока лицемерит с со слугой городничим,

никого нет господином робость,

лживость.

Сравните их поведение (Оно одинаково). Эти качества: наглость по отношению к низшим, трусость и ложь перед вышестоящими – атрибут морали и поведение малых и больших начальников, их подчиненных и слуг.

А это характерно только для уездного городка? (Нет, Хлестаков не местный, он из Петербурга, значит там то же самое).

Как ведет себя Хлестаков, когда приходит городничий?

О чем это говорит?

Чтение по ролям восьмого явления второго действия.

Почему так много ремарок? («Работа ума» городничего, цель: разузнать побольше о нежданном госте и понять – успел ли Хлестаков заметить то, что не следовало бы замечать). Реплики заиграли в других смыслах (квартира - тюрьма). Хлестаков начинает осваиваться.

Давайте подытожим. Что можно сказать о городе, о жителях? (город ужасен, городничий делает все, чтобы все грехи управления были незаметны)

Кто такой Хлестаков? (Хлестаков пустой, врет просто так, что взбредет в голову, он не искусный лжец, все от глупости).

Действительно ли у страха глаза велики?

Городничий от страха не видит очевидного.

Почему принимают Хлестакова за ревизора (Аргументы: его «недурная наружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в городе, из трактира не едет. Забирает все на счет и ни копейки не хочет платить; да и в чужие тарелки заглядывает». Последнее является самым весомым, и все персонажи соглашаются с тем, что Хлестаков – ревизор.

Давайте посмотрим по словарю толкование слова «партикулярный»? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: ПАРТИКУЛЯ́РНЫЙ, -ая, -ое (устар.). Невоенный, штатский, частный. Партикулярный костюм).

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке и по индивидуальным карточкам.