Происхождение танца гопак. Энциклопедия танца: Гопак

В гопаке – вся украинская душа. Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Ему многократно аплодировали зрители многих стран мира

История возникновения

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» - прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Современный гопак исполняется в ряде балетов («Тарас Бульба», «Гаянэ», «Конёк-Горбунок», «Маруся Богуславка») и опер («Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Энеида», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка») и включается в программу ансамблей и солистов.

Что такое гопак?

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака - сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни - это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

  • бегунец;
  • залетный шаг;
  • веревочка;
  • ковырялочка;
  • pas de basque (ноги ровные);
  • голубцы низкие;
  • дорожка;

Мужские движения:

  • голубцы высокие (кабриоль);
  • прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.);
  • присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка);
  • ковырялочка в глубоком приседании;
  • ход в глубоком приседании;
  • вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз. и др.)

Женские движения:

  • ковырялочка с вариациями;
  • обертасы;
  • блинчики;
  • шаг-поворот;
  • pas de basque в повороте.

Виды

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:

  • Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)
  • Промежуточный (Джура)
  • Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

В четверг, 14 сентября 2017 года на Украине вступил в силу странный закон. Отныне танец гопак приравнивается к национальному виду спорта, точнее, некий его «боевой» вариант.

О чем идет речь - загадка, т.к. совершенно непонятно когда и где гопак успел проявить свои боевые качества. Ведь хорошо известно, что «история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают, что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!», - призвал сайт «Антфашист».

Из вышесказанного следует, что «боевой гопак» не мог появиться в ходе «казацких» походов и битв! Получается, что мы имеем дело с еще одним мифом-новоделом, который, ничего общего не имеет с исторической реальностью. «Боевой гопак» это такой же абсурд, как и казак в вышиванке!

Вышиванка была всего лишь «элементом крестьянской культуры, а казаки себя крестьянами отнюдь не считали, причисляя себя к иному - воинскому сословию, что подчеркивалось, в том числе и одеждой. Невместно было по крестьянскому обычаю казаку одеваться. Между прочим, и упорное зачисление запорожцев в предки к украинцам тоже довольно смешно. Среди казаков кого только не было - даже турки и татары встречались, естественно, перешедшие в православие. Да и потомков запорожских казаков среди украинцев совсем немного - большая часть в Россию переселилась, остались на месте только те, кто в крестьян превратились».

Поэтому, если кто-то всерьез решит посмотреть выход на украинский татами борцов по «боевому гопаку» в вышиванках, то должен прежде убедиться, что точно находится на трибуне спортзала, а не в партере цирка-шапито.

N.B. Язык им коммунисты придумали, гопак им коммунисты придумали... Коммунисты в лице Ленина и Сталина дали им территории, в которых обитает современная вна 404. А коммунистов вна 404 не любят и памятники тому же Ленину сносят. Парадокс...

В гопаке – вся украинская душа. Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Ему многократно аплодировали зрители многих стран мира.

История возникновения

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» — прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Современный гопак исполняется в ряде балетов («Тарас Бульба», «Гаянэ», «Конёк-Горбунок», «Маруся Богуславка») и опер («Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Энеида», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка») и включается в программу ансамблей и солистов.

Что такое гопак?

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

залетный шаг;

веревочка;

ковырялочка;

pas de basque (ноги ровные);

голубцы низкие;

Мужские движения:

голубцы высокие (кабриоль);

прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.);

присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка);

ковырялочка в глубоком приседании;

ход в глубоком приседании;

вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз. и др.)

Женские движения:

ковырялочка с вариациями;

обертасы;

блинчики;

шаг-поворот;

pas de basque в повороте.

Виды

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:

Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)

Промежуточный (Джура)

Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

Гопак

"Гопак". Неизвестный художник конца XVIII в.
Направление:
Размер:
Истоки:

демонстрация ловкости парней

Место и время возникновения:

Войско Запорожское XVI-XVIII вв.

Родственные:
См. также:

В современной истории возрождение гопака связывают с деятельностью П. П. Вирского , создавшего в 1937 году ансамбль народного танца УССР и бывшего с 1955 по 1975 годы художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР. На основе классики и традиционного фольклора, он поставил, ставшим академическим, тот гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени .

Сценические костюмы

Используемые для гопака мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути казачьей формой того времени . Участие женщин в гопаке возникло лишь в его сценическом варианте. Их костюмы обычно являются историческими костюмами центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами) .

Особенности танца

Характерной чертой является демонстрация силы, ловкости, героизма и благородства. Танец импровизационного типа. Двигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости. Девушки их поощряют к всё новым трюкам, а затем танцуют лирическую часть. В финале гопак вновь бурный, искрометный и темпераментный . К специфическим чертам гопака следует отнести шпагат в прыжке ("разножка"), когда ноги и руки разносятся в разные стороны. Также присутствует фигура «ползунок», когда танцор в присядке опирается сзади на руки и выбрасывает ноги вперед, перемещаясь по сцене.

Гопак на сцене

В операх

  • «Майская ночь » Римского-Корсакова
  • «Сорочинская ярмарка » Мусоргского
  • «Мазепа » Чайковского
  • «Запорожец за Дунаем (опера) » Гулак-Артемовского
  • «Энеида » Лысенко
в балетах
  • «Конёк-Горбунок » Пуни
  • «Тарас Бульба » Соловьёва-Седого
  • «Гаянэ » Хачатуряна
  • «Маруся Богуславка » Свечникова

Напишите отзыв о статье "Гопак"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гопак

– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.