Программы факультатива по русской литературе. Методика факультатива "современные тенденции развития русской литературы"

Организация факультатива по литературе в 11 классе «Миниатюра в русской литературе второй половины ХХ века»

Факультатив как составная часть литературного образования школьников

1. Задачи и специфика факультатива

Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания школьников являются уроки литературы. Цели литературного образования в школе можно определить следующим образом:

воспитательные:

воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения к постижению художественной культуры;

воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;

образовательные:

формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов.

Факультативные занятия по литературе - одна из трех составных частей процесса литературного воспитания школьников, они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и занимают промежуточное положение между ними.

До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательними задачами, иметь как можно меньше общего с уроками литературы. Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего, единство факультативных занятий с уроком литературы.

Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Специфическими признаками факультативного изучения литературы являются:

свободный выбор учениками литературы как предмета изучения;

целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого толкования творчества писателей и литературного процесса;

усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний;

развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.

Здесь четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем, на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

2. Организация факультатива в старших классах

Тот или иной факультативный курс выбирается учениками в начале года. (Обычно на выбор предлагается несколько факультативов по разным предметам и на различные темы). Учебная группа формируется из 15 - 25 человек и сохраняется в течение всего изучения данного курса. Минимальное число часов, выделяемых на факультатив - 18, занятия ведутся по расписанию, один час в неделю или два часа в две недели, ведется журнал занятий. Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибалльная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойным того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного, открытия - все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников, так как интересы их в основном уже определились и способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. У большинства школьников заметно стремление завоевать внимание, уважение товарищей и взрослых. Факультативные занятия предоставляют для этого широкие возможности. В относительно небольшой группе каждый его член может принимать активное участие почти на каждом занятии, также действуют те стимулы, которые подчеркивают общественную ценность познавательного труда. Благодаря этому он приобретает существенное значение для воспитания трудолюбия и общественной активности школьников.

Стремление ученика изучить интересующий его вопрос необходимо поддерживать, поэтому в качестве темы для факультатива надо избирать не частный, а существенный для эстетического развития вопрос, который объединяет все занятия курса общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих (2; 114). Именно интерес стимулирует познавательную способность ученика. Он, в свою очередь, поддерживается постановкой проблемного вопроса. Лучше всего, если он будет заявлен в теме занятия. Обсуждение станет для ученика отправной точкой дальнейшего исследования, выяснения сущности проблемы. Исследовательский метод современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Но характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес и для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников» (2 ,11).

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы (цитировано по Альбетковой Р. И.):

умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

умение соотнести характер чтения со стилем писателя;

умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;

3. Формы учебного процесса на факультативных занятиях

Учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды учебных занятий в классе и некоторые формы внеклассной работы. Говоря об учебном процессе, мы подразумеваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся (10, 99).

К основным формам учебного процесса на факультативных занятиях обычно относят беседу, лекцию, практическое занятие и семинар. (При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы).

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе большинства учеников, при этом создается обстановка непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.

Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания. Готовность и умение слушать и конспектировать лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

Семинары - форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме. Так, например, приступая к изучению миниатюр отдельных авторов, на факультативе, разработанном нами, учитель в целях научно-библиографической информации должен провести визуальное знакомство учеников с различными изданиями миниатюр, научными исследованиями творчества этих писателей. Вступительную лекцию или беседу желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель сможет дать основные ориентиры для знакомства с современной литературой и творчеством писателей, миниатюры которых будут далее изучаться, а также продемонстрировать ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет издания типа «НЛО», «Книжное обозрение», «Знамя», «Литературная жизнь», «Вопросы литературы» и т.д.

Для того, чтобы ученики овладевали навыками самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.

Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников. По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

Работа с хронологической таблицей. От темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям;

Выразительное чтение текста. При изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, режиссерской работы; при изучении прозаических жанров - литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя;

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высо­кую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Че­ловек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружа­ют повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредст­венной, конкретной, наглядной форме. Однако программа фа­культатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где жи­вут школьники.

Для школьников V - VII классов доступен и интересен фа­культатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьни­ков этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений ис­кусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архи­тектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позво­ляет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть карти­ны русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), уви­деть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пуш­кинских произведений. Занятия факультатива не должны быть слишком час­ты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каж­дому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во вне­урочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочис­ленных фото- и художественных репродукций картины, близ­кие по настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»). Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному про­изведению неопровержимость достоверности. Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатле­ния, необходимые для программного изучения темы. Так созда­ется установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе. Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эс­тетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важны­ми видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой ак­терской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе мож­но усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и расска­зывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобрази­тельное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художни­ке, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

Факультативы должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразные впечатле­ния от искусства, получаемые по разным каналам и ощутить свои возможности в том или ином виде деятельности.

В качестве темы для факультатива надо избирать не част­ный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объеди­няет все занятия факультатива общей и содержательной мыс­лью. При этом характер проблемы, центральной для факуль­татива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями чита­тельского восприятия школьников, с кругом вопросов, в пер­вую очередь их интересующих.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ пос. Уральский»

Свердловской области

Программа факультативного курса

«Познай радость чтения» по литературе для 5 класса

Пос. Уральский

2012г.

Введение.

Чтение-это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.

Каждого учителя русского языка и литературы, принимающего из начальной школы 5 класс, волнует вопрос: «Умеют ли дети читать?». Разумеется, речь идет о беглом, правильном, выразительном и осознанном чтении. Прекрасно, если учитель начальной школы сформировал у каждого ученика полноценный и обстоятельно усвоенный навык чтения. Если же по каким - либо причинам этого не произошло, то над формированием данного навыка продолжают трудиться учителя средней школы, особенно словесники.

Что же делать, если ученик 5 класса читает по слогам? Какие методы и приемы использовать в работе с учащимся, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?

Безусловно, существует взаимосвязь между умением читать и желанием читать. Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. С другой стороны, пока он не преодолеет эти трудности, получить радость от чтения он не сможет. Хорошо известны слова И.Гете: «Научиться можно только тому, что любишь». Научить ребенка читать с радостью, с увлечением, воспитать любовь к чтению невозможно только словами. Нужен целый комплекс действий по решению этой важнейшей задачи.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в объединении двух важнейших направлений деятельности учителя литературы в 5 классе: одновременно совершенствовать навыки чтения и формировать любовь к книге.

Пояснительная записка.

Стержнем содержания литературы как учебного предмета составляются чтение и изучение художественных произведений, формирующих фонд русской классики. Овладение умениями чтения художественных произведений – одна из важнейших целей изучения литературы на ступени основного общего образования. Основы овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план начальной школы предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю, а среднего звена – два часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного факультативного курса.

Цель курса : формирование читательской деятельности учащихся 5 класса.

Основные задачи факультативного курса « Познай радость чтения» :

    совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;

    способствовать формированию и развитию у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

    способствовать развитию речи учащихся;

    развивать интерес, любовь к чтению, потребность в самостоятельном чтении, литературную эрудицию и грамотность.

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса включает следующее:

- значение успешного чтения в жизни человека;

- основные составляющие успешного чтения;

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

Скорость чтения;

- правильность чтения.

Осознанность чтения;

Выразительность чтения

- самоконтроль и самооценка навыка чтения.

Все занятия факультативного курса имеют интегрированную (литература, русский язык, риторика) и практическую направленность. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом, речью с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.

Важно творчески использовать различные приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их подготовки.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Необходима психологическая готовность ребенка к работе над совершенствованием навыков чтения. Существенно, чтобы занятия были не утомительны, интересны, познавательны. Не стоит забывать о правильном подборе интересной литературы (сказок, детских историй, стихов). Нужно помнить о смене деятельности. Лучше большее количество коротких упражнений по 5-6 минут, чем одно, но длительное. На занятиях используются разнообразные виды работ: упражнения, игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, скороговорки и ролевое чтение, ребусы, кроссворды, сказки, творческие работы, конкурсы и т.д.

Ценна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Для успешного овладения навыками правильного чтения и осмысливания полученной информации заниматься этим процессом необходимо постоянно, причем кроме чтения во время уроков, факультатива большое значение отводится самостоятельному обучению дома с родителями. Программа предусматривает посещение занятий родителями учащихся и рекомендации для родителей.

Программой курса предусмотрены текущие и итоговые проверки навыка чтения. При проверке навыка чтения рекомендуется сообщать ребенку его результаты, сравнивать их с предыдущими и выражать свое одобрение в случае их улучшения.

Программа факультативного курса «Познай радость чтения ».

Вводное занятие. Значение успешного чтения в жизни человека.

Знакомство с задачами и целями факультативного курса. Практическая направленность курса.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.

Вступительная беседа о видах чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее); об основных составляющих успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения.

Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения.

Чтение целыми словами и группами слов.

Способы чтения: непродуктивные (побуквенный, слоговой) и продуктивные (слоговой с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения.

Отработка навыка плавного чтения целыми словами и группами слов с учетом правильности интонации и эмоционального восприятия прочитанного текста.

Упражнения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса; чтение блоков; отработка дикции; работа со скороговорками, упражнения для развития оперативной памяти, интонационная разминка и другие.

Роль родителей в правильном руководстве детским чтением. Беседа с родителями о необходимости систематических занятий с детьми для совершенствования навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Знакомство родителей с рекомендациями учителя.

Скорость чтения.

Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения? Способы чтения. Понимание содержания текста. Развитие оперативной памяти.

Совершенствование внимания и угла зрения.

Упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти: зрительные диктанты И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, таблицы Шульте, Дынко, Швайко.

Упражнения и игры , развивающие скорость чтения:

сравнение скорости чтения известного и незнакомого текста; чтение за диктором; чтение в паре; чтение хором и цепочкой по одному слову; многократное чтение; чтение текста с прикрытой верхней частью строчки; чтение с пропусканием одного или нескольких слов; замена слов синонимами при почтении вслух; чтение перевернутого текста; корректировка деформированных предложений; поиск в тексте слов с определенными параметрами; « Бросок-засечка»; «Кто быстрее?»; «Разведка»; «Спринт»; «Жужжащее чтение»; «Молния»; «Фотоглаз»; «Буксир»; «Игра в прятки»; «Мнимое слово» и другие.

Правильность чтения.

Виды ошибок при чтении: пропуски, изменения, перестановки, замены, искажения, добавления букв, слогов, слов; неправильная постановка ударения; неверное прочтение окончаний слов; повтор букв (звуков, слогов, слов).

Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста: предварительное прочтение по слогам слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; выяснение лексического значения незнакомых слов; предварительное чтение текста про себя.

Упражнения по отработке речевого слуха, дикции, правильного литературного произношения; самооценке и взаимооценке правильности чтения, в том числе с использованием а удио-, видеотехник и; практическая работа со словарями и словарной статьей и другие.

Осознанность чтения.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Три уровня восприятия текста: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц и их поступков.

Содержание произведения: тема, основная мысль, события, их последовательность. План текста (простой и сложный).

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием.

Упражнения по развитию осмысления чтения: ответы на вопросы по содержанию произведения; определение темы и основной мысли текста; нахождение опорных слов; составление плана текста; различные виды пересказа текста; подбор и выполнение иллюстраций, рисунков к различным фрагментам текста и обратное действие (составление предложений по рисункам); включение пропущенных слов в предложение; составление предложений из отдельных слов; составление викторин и кроссвордов по прочитанному материалу; корректировка и контроль (умение перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнесения с первичным представлением, проверки по тексту выделенных смысловых частей, соответствие пересказа авторскому тексту).

Выразительность чтения.

Выразительность чтения. Связь выразительности чтения с уровнем понимания смысла текста, отношением к читаемому и желанием сообщить данное отношение слушателям.

Средства выразительности: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость. Свойства голоса: тембр, диапазон, сила, высота.

Влияние жанра, темы, основной мысли, идеи произведения на выразительность чтении. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение.

Постановка задачи чтения. Задача чтения как выражение понимания учеником смысла текста, его отношения к читаемому и желание сообщить его слушателям. Видение текста путем привлечения воссоздающего воображения: представление героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится.

Смысловой анализ текста – понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявление к ним личностное отношение; выявление подтекста на основе слов героя; осмысление характера персонажа.

Упражнения по восприятию содержания текста: определение жанра произведения; смысловой анализ текста, способствующий пониманию фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявлению к ним личностного отношения; выявлению подтекста на основе слов героя; осмыслению характера персонажа.

Упражнения по совершенствованию выразительности звучащей речи: чтение скороговорок, варьирование интонаций, изменение логических ударений в тексте, чтение с нужными темпом и громкостью, чтение произвольного текста на мотив любой мелодии, звукоподражающие игры, чтение сложных слов и слов с трудными окончаниями, ролевое чтение, выразительное чтение наизусть и другие.

В результате занятий факультативного курса «Познай радость чтения» учащиеся должны:

знать :

    значение книги и чтения в жизни человека;

    основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения;

    способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

    виды чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

    виды ошибок при чтении и приемы, предупреждающие данные ошибки;

    жанры произведений;

    что такое тема, основная мысль, опорные слова;

    средства выразительности чтения: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость ;

    способы самоконтроля за навыками чтения;

уметь :

    правильно, бегло, выразительно читать текст;

    использовать приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста;

    использовать средства выразительного чтения;

    понимать и воспроизводить текст;

    определять тему, основную мысль текста;

    представлять героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится;

    делить текст на смысловые части и составлять план текста;

    находить опорные слова;

    соблюдать нормы литературного произношения при чтении;

    работать с толковым и орфоэпическим словарями.

применять полученные знания в жизненных ситуациях:

    для самостоятельного выбора и чтения книг;

    для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;

    длясамоконтроля и самооценки скорости, правильности, выразительности чтения и понимания прочитанного.

Примерное планирование занятий

факультативного курса «Познай радость чтения»

1.Введение. Значение успешного чтения в жизни человека. Основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения (1 час).

2.Творческая работа «Как хорошо уметь читать…». (Роль книги, чтения в жизни человека» (1 час) .

3.Проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность чтения, выразительность). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 1,2,3.

4. Игра «Шерлок Холмс в стране книг» (представление загадок, кроссвордов, викторин, созданных учащимися по прочитанным книгам) (1час).

5. Способы чтения. Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения (1час).

6. Практическое занятие по отработке фонационного дыхания (дыхания при речи) (1час).

7. Практическое занятие по развитию речевого слуха, дикции (1час).

8.Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения?(1час).

9. Практическое занятие по развитию оперативного поля чтения и памяти(1час).

10.Практическое занятие по отработке приемов увеличения скорости чтения (1час).

11. Проект "Папа, мама, я - читающая семья" (1час).

12. Нормы литературного произношения. Ударение в слове. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь (1час).

13. Слово и его лексическое значение. Толковый словарь (1час).

14. Практическое занятие по работе с орфографическим и толковым словарями (1час).

15. Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста (1час).

16. Практическое занятие по совершенствованию правильности чтения (1час).

17. Тест по культуре речи. Анализ результатов теста (1 час). Приложение 4.

18. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное (1час).

19.Тема, основная мысль (идея) произведения (1час).

20. Практическое занятие по определению темы, основной мысли (идеи) произведения (1час).

21.План текста (1час).

22. Практическое занятие по делению текста на смысловые части, составлению плана текста (1час).

23. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы (1час).

24. Практическое занятие по смысловому анализу текста (1час).

25.Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием (1час).

26. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение (1час).

27. Практическое занятие по определению жанра произведения (1час).

28. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи (1час).

29. Практическое занятие по интонированию чтения: пауза, логическое ударение, темп речи (1час).

31. Практическое занятие по отработке выразительности чтения (1час).

32. Конкурс чтецов « Весна идет, весна идет!» (1час).

33. Проверка техники чтения (скорость, правильность осознанность, выразительность чтения). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 5.

34.Литературный КВН «В мире литературных героев» (1час).

Литература.

1.Безруких М.М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. var.alexrono.ru images/op.doc .

2.Бондаренко Г.С. «Формирование навыка техники чтения младших школьников…», var . alexrono . ru images / op . doc .

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией– Москва: Педагогика, 1997.

4.Вересова Н.А. Программа факультативного курса «Живое слово», nsportal . ru

5.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: в 2ч. - М.: Вентана-

Граф, 2007.

6.Музыка Л.И. Интерес к чтению: как его пробудить?/Начальная школа.-2002, №5, с.99-101

7.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.

Приложение 1.

Проверка техники чтения (1- ая четверть).

Ветер и солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померят ься силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский.)

I . Прочитайте вслух сказку К.Д. Ушинского «Ветер и солнце».

1. Посчитайте вместе с учителем , сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв, неправильное произношение слов).

II

    Ветру удалось сдернуть плащ с путешественника.

    Путешественник обрадовался ветру.

    Ветер и солнце поспорили о том, кто сильнее.

    Солнце рассердилась на ветер.

2. Почему путешественник снял свой плащ?

3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.

1. Гнев ветра.

2. Спор ветра и солнца.

3. Солнце улыбнулось.

4. Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

1

2

3

4

4. Какие слова помогают нам понять состояние путешественника при встрече с ветром?

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, что сделало солнце, видя гнев ветра?

6. Закончите предложение: Тут уж ветер и сам убедился, что…

    он всесилен.

    путешественник готов снять плащ.

    ему плаща не сдернуть.

    солнце сердится на него.

7. Каким словом можно заменить выделенные слова в выражении «начал дуть, что было мочи »?

    слабо

    очень быстро

    очень сильно

    тихонько

8. В предложении «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее» автор описывает ветер. Найдите в тексте эти слова и запишите их через запятую.

9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

    Сказки

    Рассказы о природе.

    Басни

    Рассказы о путешествиях.

10. О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О странствующем путешественнике.

    О злом ветре.

    О ласковом солнце.

    О силе ласки и доброты.

11. Какое предложение лучше других

    Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

    Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

    Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

    Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Во время путешествия можно встретиться и с ветром, и с солнцем.

    Ветер в гневе силен и страшен.

    Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем злом и гневом.

    Солнце ласковое и кроткое.

13. Выскажите (письменно) ваше отношение к высказыванию «Добро сильнее зла».

Ш. Прочтите текст вслух еще раз. Старайтесь читать текст правильно, бегло, выразительно.

Приложение 2.

Нормы техники чтения. 5-9 классы.

Нормы техники чтения (количество слов/мин.)

по А.А. Акишиной и В.Н. Зайцеву.

Следует учитывать, что акцент делается не на скорость,

а на продуктивность (техника + осмысленность).

Акишина

Зайцев

5 кл.

104

114

6 кл.

114

128

7 кл.

128

150

8 кл.

151

150

9-11 кл.

150-160

Приложение 3.

Таблица оценки техники чтения.

Критерии оценивания.

Скорость чтения.

Правильность чтения.

Осмысленность чтения.

Выразительность чтения.

Итого

Оценка

Нормы оценивания .

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

3и более ошибок

1-2 ош.

0 ош.

6 и менее отв.

7-11 отв.

12-13 отв .

Невыра

зитель

ное чтение

Есть недоче

ты в выра

зитель

ности чтения

Выра

зи

тель

ное чтение

7-8б.-«5»

5-6б.- «4»

3-4б.-«3»

0-2б.– «2»

Баллы.

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Мин.- 0б.

Мах.-

8 б

Васильев Н.

1

2

2

2

7б.

«5»

Иванов А.

1

2

1

1

5 б.

«4»

Петрова М.

0

1

1

1

3б.

«3»

Сидоров И.

1

1

0

0

2б.

«2»

Приложение 4.

Тест по культуре речи.

      В каком слове правильно поставлено ударение?

А. БАловать.

Б. ЗАнята.

В. КрасИвее.

Г. КатАлог.

2. В каком слове неправильно поставлено ударение?

А. НамерЕние.

Б. СОздал.

В. СтАтуя.

Г. СтолЯр.

3. Как правильно произнести слово «скучно»?

4. Какое прилагательное верно в словосочетании со словом «колбаса»?

А. ЯзыкОвая.

Б. ЯзыковАя.

5. Какая форма слова «помидоры» верна в родительном падеже?

А.Помидор.

Б. Помидоров.

6. Какая форма слова «носки» верна в родительном падеже?

Б. Носков.

7. Какой фразеологизм записан неправильно?

А. Как снегом на голову.

Б. Намять бока.

В. Обвести вокруг пальца.

Г. Яблоку негде упасть.

8. Укажи верное толкование слова дипломат.

А. Должностное лицо, в надлежащем порядке уполномоченное главой данной страны, ее правительством на осуществление различного рода официальных сношений.

Б. Человек, награждённый дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале.

9.В каком лексическом значении употреблено слово «акварель» в предложении «В музее мне больше всего понравились акварели В.М. Васнецова».

А. Краски, разводимые в воде.

Б. Картина, написанная такими красками.

10. Какая пара слов не синонимы, а антонимы.

А. Добрый – ласковый.

Б. Красный – алый.

В. Бежать – нестись.

Г. Друг-враг.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – Б; 7- А; 8 – А; 9 – Б; 10 – Г.

Приложение 5.

Проверка техники чтения (4-ая четверть).

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

В.А. Осеева.

I . Прочитайте вслух рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».

1. Посчитайте вместе с учителем, сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв , неправильное произношение слов).

II . Выполните тест по содержанию текста.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

    Мальчики с радостью возвращались домой.

    Все мальчики решили сказать правду.

    Один мальчик решил сказать, что на них в лесу напали разбойники.

    Третий мальчик сказал дома правду.

2. Почему мальчики загулялись в лесу?

3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

1. Поворчала на него тётка да и простила.

2. Идут домой – боятся.

3. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

4. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

4. Два мальчика решили дома сказать неправду. Как вы думаете, почему?

    Потому что так было интереснее.

    П отому что любили фантазировать.

    Потому что считали, что ложь лучше правды.

    Потому что играли в разведчиков.

5. Выпишите из текста предложение, в котором третий мальчик объясняет свое решение.

6. Какими словами можно заменить выделенные слова в выражении «А дед тут как тут …»

1. на следующий день

2. моментально

3. через некоторое время

4. скоро

7. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

      Сказки

      Рассказы о честности и лжи.

      Басни

      Рассказы о животных.

8. Объясните, как вы понимаете предложение « А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился».

9. Как повела себя тетка третьего мальчика, когда он рассказал правду?

1. Рассердилась.

2. Поворчала и простила.

3. Наказала.

4. Не поверила.

10.О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О любви детей к лесу.

    О том, как родители сердятся на детей.

    О том, что правда лучше лжи.

    О трех мальчиках.

11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

    Попадет нам дома.

    Загулялись мальчики.

    А я правду скажу, - говорит третий.

    Нет в этих местах волка.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Нельзя долго гулять в лесу.

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

  • Повторить основные литературоведческие термины
  • Подготовить учащихся к написанию творческой работы

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ждановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Спиридонова О.А./

«_____»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

_____________/ Асташенкова Ю.В../

«_____»__________20___г.

Рабочая программа

факультативного курса

«Внеклассное чтение»

6 класс

2016/2017 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Асташенкова Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

1.Устное народное творчество

2. И.А. Крылов. Басни

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

7.А.В. Кольцов. Стихотворения

8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

10.А.С.Грин «Алые паруса»

11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

12. К.М.Станюкович «Максимка»

13.М.М.Пришвин «Море»

14. А.А.Лиханов «Последние холода»

15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

17. О.Генри «Вождь краснокожих»

18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

20. Стихотворения о ВОВ

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «Внеклассное чтение»

1

Детский фольклор. Загадки

Мир басен И.А. Крылова

Басни Эзопа

Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

Осень в музыке и стихах

Осень в музыке и стихах

И.С. Тургенев «Записки охотника»

И.С. Тургенев «Записки охотника»

А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин «Море»

Знакомство с писателем А.А. Лихановым

А.А. Лиханов «Последние холода»

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон: биография и творчество

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Стихи, посвященные ВОВ

Стихи, посвященные ВОВ

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

    Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

    Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

    Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

ПК, мультимедийный проектр

Интернет-ресурсы

Книжный фонд библиотеки