Послевоенное мирное урегулирование в европе. Послевоенное урегулирование европы "Холодная война" это

Реферат по истории

на тему:

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации- 20 млрд. марок золотом.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.

Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.

Реферат по истории

на тему:

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.

Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.

В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.

Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.

Подведем итоги

Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.

Использованная литература

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.

Сразу же после окончания второй мировой войны в подходе к решению политических проблем, связанных с ее итогами, обозначились два курса: политика сохранения и упрочения завоеванного мира, международного сотрудничества, проводимая Советским Союзом и другими миролюбивыми странами, и политика нагнетания международной напряженности, «холодной войны» и агрессии, которую проводили империалистические государства. В этом противоборстве весьма отчетливо выразилась противоположность целей, которые ставили перед собой, с одной стороны, силы прогресса и социализма, а с другой - силы реакции и империализма.

Важнейшую проблему послевоенного мирного урегулирования представлял вопрос о будущем Германии, Опыт истории показывал, что интересы народов Европы, в том числе и Германии, требовали принятия таких решений, которые исключили бы возможность возрождения фашизма и милитаризма, повторения агрессии. СССР выступил за полное искоренение фашизма и милитаризма в послевоенной Германии, ликвидацию ее военно-промышленного потенциала, разработку системы мероприятий, которые обеспечили бы развитие этой страны на демократических, миролюбивых началах.

Осуществление ряда практических мер в этом направлении предусматривалось решениями Берлинской (Потсдамской) конференции глав правительств СССР, Англии и США (17 июля - 2 августа 1945 г.) и другими соглашениями правительств СССР, Англии, США и Франции. Союзниками был сформулирован принцип сохранения Германии в качестве единого экономического и политического целого, ее развития как демократического и миролюбивого государства. При этом СССР отклонил предложенный западными державами план расчленения Германии, не отвечавший интересам ни немецкого, ни других народов европейских стран и всего мира. В условиях когда прогрессивное человечество торжествовало победу над фашизмом, а скорейший разгром милитаристской Японии зависел от вступления в войну против лее СССР, Соединенные Штаты Америки и Англия приняли главные советские предложения по данному вопросу.

Три державы провозгласили намерение предоставить немецкому народу возможность строить свою жизнь на мирной и демократической основе. Было заявлено также, что целью оккупации Германии является ее полное разоружение и демилитаризация, роспуск национал-социалистской партии, перестройка общественно-политических отношений, судебной системы, системы образования на принципах демократии, предоставление населению демократических свобод. Чтобы предотвратить возрождение военно-экономического потенциала Германии, три державы приняли решение децентрализовать германскую экономику, ликвидировать монополии.

Верховная власть в Германии в интересах выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции осуществлялась в первые послевоенные годы советским, английским, американским и французским главнокомандующими, каждым из них - в оккупационной зоне соответствующего союзного государства, а также совместно но вопросам, касавшимся Германии в целом. Союзный Контрольный Совет, состоявший из главнокомандующих, принял важные решения по демилитаризации, денацификации и демократизации Германии, в том числе о демобилизации и роспуске ее вооруженных сил, ликвидации военно-промышленного потенциала, запрещении военного обучения, об отмене фашистских законов, роспуске всех фашистских организаций {406} .

В восточной части Германии были осуществлены революционные преобразования и установлен антифашистский, демократический порядок. Национал-социалистская партия и ее организации были распущены, нацисты сняты с занимаемых постов, а военные преступники преданы суду. В собственность народа перешло около 9,3 тыс. предприятий (из них более 3,8 тыс. промышленных), принадлежавших монополиям, нацистам и военным преступникам {407} . В экономике возник народный сектор. В результате аграрной реформы, ликвидировавшей помещичье-юнкерское землевладение, большую часть конфискованных земель получили безземельные и малоземельные крестьяне, а остальная часть была передана народным имениям. Началось создание местных органов власти.

Руководство созданием на немецкой земле антифашистского, демократического строя осуществляла Коммунистическая партия Германии, а после объединения Коммунистической и Социал-демократической партий - Социалистическая единая партия Германии.

В дело демократического переустройства были повлечены Христианско-демократический союз (ХДС), Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ), Национально-демократическая партия Германии (НДПГ), Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ). Оформились и развивались профсоюзы и другие общественные организации. Все политические партии и массовые организации объединил в 1950 г. Национальный фронт демократической Германии (НФДГ).

Демократические преобразования, осуществленные в восточной части Германии, полностью соответствовали решениям Потсдамской конференции 1945 г. и отвечали коренным интересам немецкого народа.

Вопреки согласованным решениям правительства США, Англии и Франции проводили иной курс. Ни в экономической, ни в социально-политической, ни в военной областях решения о демилитаризации, денацификации, демократизации Германии в зонах оккупации западных держав не были полностью осуществлены. Правящие круги этих стран совместно с западногерманской крупной буржуазией, которую поддерживали правые лидеры германской социал-демократии, в нарушение Потсдамских договоренностей развернули наступление против демократических сил, встали на путь раскола Германии и возрождения милитаризма.

Острые противоречия между СССР, с одной стороны, США, Англией и Францией - с другой, возникли в связи с вопросами единства Германии и заключения с ней мирного договора. На сессиях Совета министров иностранных дел (СМИД), состоявшихся в 1945 - 1947 гг., во время других встреч государственных деятелей и дипломатов Советский Союз при обсуждении германского вопроса последовательно выступал за неукоснительное выполнение согласованных решений, принятых в Ялте и Потсдаме. Представители США, Англии и Франции выдвинули требования, шедшие вразрез с духом и буквой этих решений. Очевидной была их главная цель - раскол Германии и создание сепаратного реакционного режима в западной ее части.

В нарушение ранее принятых соглашений западные державы осуществили слияние американской и английской зон, а затем присоединили к ним и французскую. В сентябре 1949 г. последовал завершающий политический акт раскола страны: было провозглашено образование Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне. Западные державы сразу стали активно претворять в жизнь планы милитаризации ФРГ и включения ее в империалистическую систему военно-политических союзов.

Когда образование сепаратного западногерманского государства стало фактом, в восточной части Германии в соответствии с волей народа 7 октября 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика. Это явилось огромным, поистине историческим завоеванием немецких трудящихся, результатом усилий всех антифашистских, миролюбивых сил немецкого народа.

Советское правительство высоко оценило создание Германской Демократической Республики и первым установило с ней дипломатические отношения (15 октября 1949 г.). Правительства же западных стран и реакционные круги ФРГ враждебно реагировали на образование первого на немецкой земле рабоче-крестьянского, демократического государства. Они стремились ликвидировать революционные завоевания трудящихся, восстановить власть капиталистов и помещиков - юнкеров. Правительства западных стран и Бонна в демагогических целях провозгласили тезис о «воссоединении» Германии, о «свободных выборах в учредительное собрание», проводя на деле политику раскола Германии, милитаризации ФРГ, превращения ее в ударную силу НАТО, направленную против СССР, всех стран социализма.

После образования двух немецких государств СССР выступил с рядом инициатив, направленных на нормализацию отношений между ними, обеспечение их общего вклада в дело европейской безопасности и упрочения мира. Но западные державы под разными предлогами отказывались от принятия советских предложений.

Советское правительство 10 марта 1952 г. выступило с проектом Основ мирного договора с Германией, в котором говорилось о восстановлении Германии как единого суверенного государства, равноправного среди других государств. В проекте предусматривалось: вывести из Германии все вооруженные силы оккупирующих держав, ликвидировать военные базы на ее территории, право Германии иметь национальные вооруженные силы для обороны страны, ее отказ от вступления в военные коалиции и союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии, и ряд других предложений {408} . Советская программа открывала единственно реальный путь для демократического решения германского вопроса. Однако западные правительства, как и правительство ФРГ, снова уклонились от рассмотрения советских предложений.

Берлинскому совещанию министров иностранных дел СССР, СИГА, Великобритании и Франции (25 января - 18 февраля 1954 г.) были представлены Меморандум правительства ГДР с конструктивными предложениями, новый советский проект Основ мирного договора с Германией, предложение правительства СССР об образовании временного общегерманского правительства и проведении свободных общегерманских выборов, советский проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе (Основные принципы).

В названных и других документах правительства СССР и ГДР предлагали незамедлительно подготовить и заключить мирный договор с Германией, созвать в этих целях.мирную конференцию, образовать из представителей демократических сил ГДР и ФРГ временное общегерманское правительство, создать условия для проведения демократических выборов на территории всей Германии, не допуская вмешательства в них оккупационных властей {409} . Принятие этой программы позволило бы образовать на территории воссоединенном Германии единое демократическое государство и таким образом решить германский вопрос в интересах мира и безопасности всех народов Европы.

Однако и на этот раз предложения по урегулированию германской проблемы в соответствии с принципами Берлинской конференции были отвергнуты Западом. Более того, правящие круги США, Англии и Франции, а также реваншистские организации ФРГ встали на путь враждебных провокаций против ГДР и выдвинули план распространения на ГДР политического режима ФРГ.

На состоявшейся в Лондоне в конце сентября - начале октября 1954 г. конференции девяти стран - США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Канады - центральным был вопрос о перевооружении ФРГ и размерах ее «вклада» в «оборону» Запада. Соглашениями Парижских совещаний (20 - 23 октября 1954 г.), подписанными представителями ряда западных стран, Федеративной Республике Германии было разрешено создать вооруженные силы в составе 12 пехотных дивизий, военно-воздушного и военно-морского флотов; ФРГ (а также Италия) включена в НАТО и в Западный союз, преобразованный затем в Западноевропейский союз. При этом из текста Брюссельского пакта (1948 г.) о Западном союзе было изъято положение об обязательстве сторон оказывать взаимную помощь в случае новой германской агрессии.

По Парижским соглашениям ФРГ было запрещено производить атомное, химическое и бактериологическое оружие, некоторые типы тяжелого вооружения, военные корабли водоизмещением свыше 3 тыс. тонн, подводные лодки водоизмещением более 350 тонн, ракетные снаряды и стратегические бомбардировщики. Но запрет не распространялся на возможность приобретения Западной Германией указанного оружия за пределами страны. В мае 1955 г. Парижские соглашения вступили в силу. ФРГ получила право на формирование своей армии - бундесвера.

Парижские соглашения воздвигли фактически непреодолимый барьер на пути заключения мирного договора с Германией и ее воссоединения в единое демократическое государство. В них со всей очевидностью поощрялся рост милитаристских и реваншистских устремлений ФРГ, направленных против ГДР и других европейских стран социалистического содружества.

Западные державы вместе с западногерманской реакцией предприняли попытки изолировать ГДР и не допустить ее международно-правового признания. К ним относится принятие правящими кругами ФРГ в декабре 1955 г. так называемой «доктрины Хальштейна» (по имени статс-секретаря боннского министерства иностранных дел). Она предусматривал а поддержание дипломатических отношений Федеративной Республики Германии только с теми государствами, которые не имеют дипломатических отношений с Германской Демократической Республикой. Установление каким-либо государством дипломатических отношений с ГДР объявлялось «недружественным актом» по отношению к ФРГ. Цель данной доктрины была ясна - установить дипломатическую блокаду немецкого рабоче-крестьянского государства. В течение полутора десятилетий эта агрессивная доктрина являлась главным препятствием на пути нормализации отношений между ГДР и ФРГ, но в конечном счете потерпела провал.

Внешнеполитические связи ГДР ширились и крепли. Большую роль в упрочении международных позиций ГДР играл Договор об отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Германской Демократической Республикой, подписанный 20 сентября 1955 г. Этот договор, основанный на полном равенстве, взаимном уважении суверенитета и невмешательстве во внутренние дела, знаменовал собой новый исторический этап в развитии отношений между СССР и ГДР.

В 60-х годах ГДР была признана многими странами мира. В этих условиях правительство ФРГ было вынуждено пойти сначала на модификацию «доктрины Хальштейна», отказавшись от применения ее к социалистическим странам (1967 г.), а в 1970 г. заявило о ее аннулировании. В 1972 г. был подписан договор об основах отношений между ГДР и ФРГ, В сложных условиях решался вопрос о мирном урегулировании на Дальнем Востоке и мирном договоре с Японией. Согласованные решения в отношении Японии были приняты в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Англии. Были созданы Дальневосточная комиссия (с пребыванием в Вашингтоне), работавшая при соблюдении принципа единогласия СССР, США, Англии и Китая, а в Токио - Союзный совет для Японии - на правах консультативного органа при главнокомандующем американскими войсками. Они были призваны осуществить требования мирного урегулирования для Японии, выдвинутые в Потсдамской декларации и Московским совещанием министров иностранных дел. Они заключались в полном разоружении Японии, роспуске ее вооруженных сил, ликвидации военной промышленности, наказании военных преступников, демократизации общественной жизни, искоренении милитаризма.

Советское правительство неоднократно выступало с предложением о заключении мирного договора с Японией. В соответствии с Потсдамскими соглашениями подготовительную работу предполагалось провести через Совет министров иностранных дел СССР, США, Англии и Китая. Летом 1947 г. Дальневосточная комиссия приняла документ «Об основной политике в отношении Японии после капитуляции», который определил задачи демократического переустройства Японии и предотвращения ее ремилитаризации. Однако в своей практической деятельности Дальневосточная комиссия и Союзный совет для Японии столкнулись с большими трудностями, созданными США, которые стремились подчинить Японию в экономическом и политическом отношении, использовать ее территорию в своих военно-стратегических интересах. С этой целью они всячески поощряли японские реакционные круги в противодействии демократическому развитию страны и требовали ревизии ранее принятых решений по территориальным вопросам.

В нарушение Потсдамской декларации США и другие западные державы намеренно сорвали мирное урегулирование, не допустив Советский Союз к выработке проекта мирного договора с Японией. Когда этот проект к осени 1951 г. был сепаратно подготовлен американской и английской дипломатией, то оказалось, что он не содержит гарантий против возрождения японского милитаризма, участия Японии в военных блоках, запрета на пребывание и размещение на ее территории иностранных войск. Поправки, предложенные СССР, были отклонены Сан-Францисской конференцией без рассмотрения. В результате Советский Союз, а также Польша и Чехословакия, участвовавшие в работе конференции, не смогли поставить свои подписи под Сан-Францисским мирным договором с Японией, заключенным 8 сентября 1951 г. 48 государствами.

В международно-правовом отношении этот договор не вывел Японию из состояния войны с СССР, КНР, Индией и Бирмой {410} . Правда, он включал положение об отказе Японии в соответствии с союзническими соглашениями военного времени (Каирской декларацией 1943 г., Крымскими соглашениями и Потсдамской декларацией 1945 г.) от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, а также на Тайвань и ряд других островов {411} . Но в целом проблема мирного урегулирования на Дальнем Востоке Сан-Францисским мирным договором не была решена.

Заключенный в тот же день, 8 сентября 1951 г., двусторонний японо-американский «Пакт безопасности» предоставил Соединенным Штатам право создавать на территории Японии свои военные базы и в течение неопределенного срока держать в Японии или вблизи нее наземные, воздушные и морские силы. По американо-японскому соглашению от 26 января 1952 г. Соединенные Штаты Америки получили право на использование средств обслуживания и территорий Японии. Это соглашение вместе с Сан-Францисским мирным договором и «Пактом безопасности» стало основой для образования японо-американского военного союза.

В 1960 г. «Пакт безопасности» был дополнен статьей о «предварительных консультациях» правительства США с Японией при проведении «оборонительных» мероприятий. Это придавало пакту видимость равноправного документа. В таком виде он был продлен под названием «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности». В 1978 г. японо-американский консультативный комитет по вопросам безопасности принял «Основные принципы» сотрудничества Японии и США в области обороны. Этим документом предусматриваются совместные операции вооруженных сил обеих стран и другие меры по расширению их военных контактов. Двусторонний японо-американский договор пополнился военными соглашениями каждого из его участников с южнокорейским марионеточным режимом. Правящие круги Японии заключили договор с Китаем «о мире и дружбе» (1978 г.), рассчитывая использовать его в качестве основы военно-политического сотрудничества двух стран. Эти и другие акции свидетельствуют о том, что на Дальнем Востоке сложилась обстановка, враждебная интересам мира, безопасности и подлинного международного сотрудничества.

С первых же послевоенных лет СССР прилагал большие усилия по установлению с Японией добрососедских отношений. Но лишь с середины 50-х годов, после подписания совместной декларации (1956 г.), советско-японские отношения получили существенное развитие. Декларация провозгласила прекращение состояния войны между сторонами и восстановление между СССР и Японией дипломатических отношений. Были заключены торговый договор, ряд соглашений в области рыболовства, консульская конвенция, установлено регулярное морское и воздушное сообщение. Значительно расширились связи в области экономики, науки, культуры, туризма, а также по линии демократических организаций и обществ.

Таким образом, процесс реализации решений союзных держав антигитлеровской коалиций по Германии и Японии, нормализации отношений с ними в послевоенные годы и выработки мирных договоров осложнился острой борьбой двух противоположных курсов. Несмотря на огромные усилия СССР, всеобъемлющие и справедливые мирные договоры с этими странами не были заключены, что существенно ограничило возможности послевоенного мирного урегулирования. Это обстоятельство активно используется силами реакции, милитаризма и реваншизма, выступающими за пересмотр итогов второй мировой войны.

В отношении бывших союзников и сателлитов фашистской Германии СССР добивался последовательного выполнения программы мирного урегулирования, согласованной «большой тройкой» еще в годы совместной борьбы против фашизма. Различный подход к решению этой проблемы отчетливо проявлялся в связи с подготовкой и заключением мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Решением Берлинской (Потсдамской) конференции составление проектов этих договоров было возложено на СМИД. В подготовке мирного договора с Италией предусматривалось участие СССР, СИТА, Англии и Франции, с Румынией, Венгрией и Болгарией - СССР, США и Англии, с Финляндией - СССР и Англии. Непосредственная подготовка мирных договоров, многие положения которых были разработаны державами антигитлеровской коалиции еще в годы войны, началась на сессии Совета министров иностранных дел в Лондоне осенью 1945 г.

В работе над заключением этих договоров СССР вел борьбу за воплощение принципов демократического мира, добивался защиты суверенитета побежденных государств, отстаивал их политические и территориальные интересы, экономическую независимость. Советский Союз исходил из необходимости того, чтобы мир с бывшими союзниками Германии стад действительно прочным и справедливым, избавил народы от угрозы новой агрессивной войны, создал устойчивые основы безопасности и возможность демократического развития для всех стран Европейского континента. Важнейшим условием решения этой задачи Советский Союз считал обеспечение им подлинного суверенитета. Западные державы, наоборот, стремились его всячески ограничить, обеспечить себе в этих странах различные преимущества и узаконить свое вмешательство в их внутренние дела.

Характерно, что еще на Лондонской сессии СМИД представители западных держав в ультимативной форме потребовали отставки народно-демократических правительств в Болгарии и Румынии. Делегации США и Англии выступили с клеветническими нападками на эти правительства, но получили достойный отпор со стороны СССР. В ходе Парижской сессии СМИД летом 1946 г. США и Англия направили ноты польскому правительству, в которых пытались диктовать условия выборов в сейм, неугодному для США чехословацкому правительству было отказано в кредитах {412} . Советская делегация разоблачила эти действия. Она отвергла попытку США ущемить суверенитет Италии путем создания так называемой «договорной комиссии». Согласно американскому проекту эта комиссия должна была располагать на территории Италии широкими исполнительными и судебными правами якобы для обеспечения выполнения мирного договора. Представители СССР обоснованно охарактеризовали это предложение США как попытку навязать Италии нечто вроде колониального «режима капитуляций», несовместимого с государственным суверенитетом страны {413} .

Вопросы о границах Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии были также согласованы ранее. Однако на Парижской мирной конференции (29 июля - 15 октября 1946 г.), которая явилась одним из этапов подготовки мирных договоров, США и Англия отошли от принятых решений и поддержали посягательства третьих государств на территорию ряда стран народной демократии. Так, делегации США, Англии и некоторых других стран поддержали на конференции претензию реакционного греческого правительства на часть албанской и болгарской территорий. Длительные переговоры развернулись по вопросу об итало-югославской границе, в частности о Триесте. Советский Союз последовательно защищал право Югославии на Юлийскую Крайну, населенную в основном славянами, и Триест, добился отказа Греции от претензий на албанскую территорию и отклонения ее попыток завладеть частью территории Болгарии.

СССР воспрепятствовал осуществлению планов Англии, США и Франции использовать в своих интересах бывшие итальянские колонии и выступил за предоставление им независимости. Хотя решение этого вопроса по вине западных держав затянулось, тем не менее Генеральная Ассамблея ООН приняла постановления, которые открыли путь для получения национальной независимости Ливией и Сомали.

Советскому Союзу пришлось вести борьбу за предотвращение экономического закабаления побежденных стран американским, английским и французским капиталом. Дипломатия западных держав стремилась решить вопрос о репарациях в корыстных целях, добиться ограбления стран, потерпевших поражение в войне. В противовес этому СССР, несмотря на огромный урон, понесенный от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников, ограничил объем своих законных репарационных претензий требованием лишь частичной компенсации причиненного ущерба.

Обобщенным выражением политики экономического закабаления народов побежденных стран служил принцип «равных возможностей», выдвинутый США, Англией и Францией. Он предусматривал «равенство» между государствами - и победителями, и побежденными - в области промышленного производства, торговли, транспорта, судоходства на Дунае. Применение этого принципа поставило бы побежденные страны в прямую зависимость от империалистических держав. Советский Союз защитил болгарский, румынский, венгерский, а также итальянский и финский народы от иностранного вмешательства во внутренние дела, отстоял их суверенитет и экономическую независимость.

10 февраля 1947 г. в Париже мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией были подписаны. Они вступили в силу 15 сентября того же года после ратификации их Советским Союзом, США, Англией и Францией.

Вопросы мирного урегулирования были в конечном счете решены согласованно, на базе сотрудничества всех главных держав - участниц антигитлеровской коалиции. Это было крупной победой внешней политики CCCPj результатом его возросшего международного авторитета и влияния как основной силы, сокрушившей фашистских агрессоров.

Существенную роль в борьбе за послевоенный демократический, справедливый мир, против агрессивных войн сыграли Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Впервые в международной практике к ответу были привлечены и сурово наказаны военные преступники, в том числе те, которые участвовали в подготовке, развязывании и ведении захватнической, империалистической войны, в планировании и осуществлении акций, влекущих за собой или имеющих своим результатом военные преступления и зверства.

Международный процесс над главными немецкими военными преступниками проходил с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. в Нюрнберге. Суду Международного военного трибунала были преданы главные нацистские военные преступники - высшие государственные и военные деятели фашистской Германии. Они понесли суровую кару за заговор против мира и человечества, за совершение тягчайших военных преступлений и преступлений против человечности. Двенадцать преступников были приговорены к смертной казни через повешение, трое - к пожизненному заключению, четверо - к тюремному заключению на срок от 10 до 20 лет, трое вопреки особому мнению советского судьи оправданы.

Токийский судебный процесс над главными японскими военными преступниками проходил с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. в Международном военном трибунале для Дальнего Востока. За участие в подготовке и развязывании агрессивной войны, за осуществление массового зверского уничтожения мирного населения в оккупированных странах, пленных и другие злодеяния 7 преступников были приговорены к смертной казни через повешение, 16 - к пожизненному тюремному заключению, 1 - к 20 годам и 1 - к 7 годам тюремного заключения. Среди казненных - бывшие премьер-министры Японии, военный министр, представители высшего генералитета.

Нюрнбергский и Токийский процессы имели существенное значение для утверждения справедливых принципов и норм международного права. Осуждение на этих процессах агрессии во всех ее проявлениях, тех сил и конкретных лиц, которые в годы второй мировой войны стремились завоевать мировое господство, поработить другие народы, - это суровое предостережение всем, кто использует политическую власть для развязывания агрессии, пытается ввергнуть человечество в новую, третью мировую войну.

В Нюрнберге и Токио были осуждены не только непосредственные зачинщики и организаторы минувшей войны, но и воинствующие милитаристские силы в целом. В приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге говорилось: «...развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера - оно является тягчайшим международным преступлением, которое отличается от других военных преступлений только тем, что оно содержит в себе в сконцентрированном виде зло, содержащееся в каждом из остальных» {414} . Осуждение военных преступников в приговорах Нюрнбергского и Токийского судебных процессов не теряет своей общественно-политической значимости.

Враги мира и прогресса делают все. чтобы вычеркнуть из истории, из памяти народов процессы в Нюрнберге и Токио, Но память эта жива. Она предостерегает, что кара, постигшая германских и японских военных преступников, будет неизбежной и для поджигателей новой войны.

В соответствии с решениями Крымской и Берлинской (Потсдамской) конференций глав правительств СССР, США и Великобритании государства взяли на себя обязательство подвергнуть справедливому и быстрому наказанию не только главных, но и всех других военных преступников. Советский Союз выполнил взятые на себя обязательства. В союзных державах после второй мировой войны также осуждены за преступления против человечества более 6 тыс. различных чинов полиции, СД, СС, абвера и вермахта. Однако по вине империалистических покровителей десятки тысяч военных преступников даже не предстали перед судом.

Таким образом, мирное урегулирование послевоенных проблем проходило в острой политической и дипломатической борьбе между сторонниками и противниками последовательного претворения в жизнь договоренностей, достигнутых в ходе переговоров стран - участниц антигитлеровской коалиции. Деятельность Советского государства, поддерживаемая странами мировой социалистической системы, прогрессивной общественностью, полностью соответствовала внешнеполитическому курсу, который был провозглашен В. И. Лениным еще на заре Советской власти. Реализуя на практике принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, СССР строго придерживается линии на развертывание и углубление плодотворного международного сотрудничества в мирных условиях.

Реферат по истории

на тему:

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации- 20 млрд. марок золотом.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.

Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.

В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.

Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.

Подведем итоги

Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.

Использованная литература

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.

Реферат по истории на тему: Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Выполнила: Янина А.О. Проверил: Залиняев В.Е. Москва 2003 Начало мирного урегулирования. В ходе Первой

С завершением войны первое место во внешней политике европейских стран заняли вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

Одним из важных вопросов послевоенного урегулирования был вопрос о создании международной организации1.

Сан-Францисская конференция. Создание ООН. За две недели до конца войны в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. открылась конференция, на которой решались вопросы безопасности народов в послевоенный период. На ней была создана Организация Объединенных Наций и принят ее Устав.

Для участия в конференции прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. Среди участников конференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Фран-циско, так как Англия и США не признали правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Германией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантское, правительство Польши, было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране будет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торже-

ственной обстановке состоялось его подписание. Он вступил в силу 24 октября того же 1945 г., и этот день считается днем рождения Организации Объединенных Наций. В Уставе сформулированы задачи новой организации и методы их осуществления. Он обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. В пункте 7 статьи 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не угрожают другим странам агрессией и войной. Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы:

Принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого разрешения международных споров;

Развивать дружественные отношения между государствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

Осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Служить центром, координирующим согласованные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в ее Уставе обязательства и должны, по мнению организации, их выполнять.

ООН имеет шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Главный совещательный орган ООН - Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран - членов организации. Это не законодательный орган, а международное собрание представи-

телей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам - простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня очередной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно представители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей на пять лет по рекомендации Совета Безопасности. Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Просветительная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

Несмотря на имеющиеся расхождения среди членов делегаций по ряду важных вопросов, все же удалось и довольно быстро договориться и подписать Устав новой международной организации. Это произошло потому, что люди устали от войны, убийств, обманов и ужасов и тяготели к миру и согласию.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих государств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных отношений между государствами. Однако сама ООН и ее Устав не гарантируют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласованные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Тайме» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, одним и только одним из проявлений которого является этот Устав».

К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким целям, ради которых создавалась эта организация.

Послевоенное урегулирование. Потсдамская конференция.

Каждая из трех стран, сыгравших главную роль в разгроме гитлеровской Германии, - СССР, США и Англия - по-своему видела мирное послевоенное урегулирование. В СССР надеялись на значительное расширение советского альянса в Европе, и не только в Европе, на со

здание на территориях европейских стран, освобожденных советской армией, буферной зоны. США намеревались сократить свое присутствие в Европе и расширить влияние на другие регионы мира, в Англии больше всего хотели сохранить равновесие в Европе и иметь возможность влиять на происходящие в регионе процессы.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отношении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработанные советской стороной, были сформулированы в проекте декларации «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

Нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

Необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская - И. В. Сталиным, американская - Г. Трумэном, английская - У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии с 28 июля.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда. Все нацистские законы отменялись.

СССР, США, Англия и Франция установили над Германией оккупационный режим и создали единый орган управления - Союзный контрольный совет. Целями оккупации Германии являлись: полное разоружение и демилитаризация; полное и окончательное упразднение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, СС, СА, СО и гестапо; все вооружение, амуниция, орудия войны и специализированные средства для их производства передавались в распоряжение союзников или подлежали уничтожению.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовавшими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников. Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, союзные государства - СССР, США, Англия и Франция - создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свободы - Шпреер и Ширах; к 15 годам - Нейрат; к 10 годам - Дениц.

СССР, США и Англия установили размер репараций Германии.

Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том, чтобы большая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией, Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

В Потсдаме между союзниками по ряду вопросов проявились значительные расхождения, в том числе о положении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о бывших германских территориях, отходящих к Польше, и др.

Принятые на Потсдамской конференции решения имели ключевое значение для послевоенного мирного урегулирования как в Европе, так и во всем мире, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

Разгром Японии. 9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конференцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, а 9 августа - на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух японских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о Второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы - Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе - потерпели полный крах.

Договоры с побежденными странами. К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел,

учрежденный по решению Потсдамской конференции для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию, приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось до декабря 1946 г. Советские представители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежденных стран и экономическими статьями не нанести удар по жизненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингента достигали лишь такой численности, которая необходима для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлагалось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюдения и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим вопросам. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении партий нацистского толка. Французские представители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мирные договоры. Окончательный их текст носил

демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу.

В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии. Советское правительство с самого начала предложило определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составляло "/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была символической. СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию, в размере от "/5 до "/25 части причиненного ею ущерба. Английский министр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижской сессии СМИД удалось с большим трудом, и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась позиция Советского Союза, например, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Ев

ропейские мирные договоры после Второй мировой войны», являвшейся приложением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, явились хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.