Почему печорин идет против устоявшейся морали горцев. Печорин и горцы (сочинение)

Сочинения по русскому языку и литературе.

Правильное написание сочинения -это написание собственного высказывания в виде размышления.
Размышление передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
В размышлениях выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.

Сочинение на тему: Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Сочинение: Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Лермонтов "Герой нашего времени"

Роман «Герой нашего времени» - первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – «история души человеческой». Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин. В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют характер Печорина – по контрасту и по сходству – и иллюстрируют его размышления о людях.
В «Бэле» показаны горцы – люди страсти в чистом виде. Азамат, Казбич – действенные, волевые, решительные, порывистые натуры. Печорин имеет много общего с этими персонажами.

У горцев Азамата и Казбича наследственная традиционная страсть к лошадям. «В первый раз, как я увидел твоего коня… в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело… Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! – сказал Азамат дрожащим голосом». Так порабощен своим желанием иметь чудесного коня пятнадцатилетний мальчик. Взрослый горец переживает такие же сильные чувства. Вот как он рассказывает о погоне казаков за его Карагезом, в то время как сам он был вынужден притаиться на дне оврага: «… я слышал, как они бросились ловить моего коня. Сердце мое облилось кровью…» Потерю любимого коня Казбич воспринимает как трагедию: он «… повалился на бок и зарыдал, как ребенок…» Максим Максимыч, потрясенный силой страданий горца, сочувственно рассказывает, как Казбич «… никого не замечал… лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь?..» Как и «дети природы», Печорин тоже способен страстно увлечься. Он действительно полюбил Бэлу, а после ее смерти «был долго нездоров».
Главного героя с горцами сближает то, что ради удовлетворения своих прихотей они идут на все, проявляя при этом не только отчаянную смелость, решимость, но и дерзость, жестокость, коварство. И Печорин, и горцы – похитители. Григорий Александрович помогает Азамату украсть коня, а Азамат содействует похищению Бэлы. Казбич, убивая Бэлу, мстит обоим и за коня, и за девушку.

В Печорине живут те же инстинкты, что и у горцев. Он не боится опасностей, риска, упрямо добивается поставленной цели, не может отступать от своих желаний. Печорин говорит о Бэле: «Дьявол, а не женщина!.. только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…» Препятствия только распаляют Печорина. Он, как азартный игрок, делает последнюю ставку в игре с Бэлой: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай…» Максим Максимыч, тайно наблюдавший эту сцену, видел, как Печорин дрожал, и понимал, что он непременно осуществит задуманное. А когда Казбич на глазах у офицеров мчался на коне с похищенной Бэлой в седле, «Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца».

Итак, в Печорине живет и джигит, и охотник. Не случайно автор отмечает, что Печорин был вынослив, как горец, и «ходил на кабана один на один». Смысл сопоставления главного героя с Азаматом и Казбичем в том,что дикие нравы горцев в какой-то степени можно оправдать силой обычаев, традицией, наследственностью, особенностями темперамента.
Печорина же нужно осудить за то, что он охотится не только на кабана, но и на человеческие сердца. Главный герой – человек, умеющий играть на чувствах людей. Он научился использовать окружающих для удовлетворения своих капризов. Печорин не имеет никаких нравственных ограничений.
В среде простых людей Печорин показан как разрушитель. Именно он толкает на путь преступлений Казбича и Азамата. Своей игрой на недостатках людей главный герой увеличивает зло: Азамат убегает из дома, побоявшись мести Казбича. Отец Бэлы теряет покой после исчезновения сына и дочери, а затем погибает от руки все того же Казбича. Автор представляет нам чеченца как убийцу. Однако все его кровавые дела предопределены действиями Печорина. Я думаю, что даже в физической смерти Бэлы больше виноват Печорин. Именно из-за его поспешного выстрела Максим Максимычу не удалось захватить Казбича, и тот ударил Бэлу кинжалом. Печорин сам никого не убивает, но страшнее то, что это убийца интеллектуальный. Герой грубо вторгается в чужую жизнь и приносит людям несчастья.

Не случайно глава романа названа именем горянки. Образ Бэлы – один из самых ярких и трагических женских образов романа. Это глубокая, цельная натура. В Бэле есть то, чего не хватает Печорину. Она обрела смысл жизни в любви, а Печорин так и не понял своего предназначения. Страсть Печорина – инстинктивное влечение, а порывы сердца девушки глубоко человечны и разумны. Верность в чувствах и постоянство Бэлы выгодно отличают ее от Печорина, который не способен на самозабвенную любовь. И дело даже не в том, что между героями существует социальная и интеллектуальная пропасть. Лермонтов показывает, как морально искалечен «герой нашего времени», ведь он сам признается: «я любил для себя, для собственного удовольствия…».

Я думаю, что автор осуждает крайний индивидуализм и эгоизм своего героя. Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца.

Сочинения по русскому языку и литературе


Сочинения по русскому языку

Сочинение - это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы. Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения. Главное требование к сочинению - логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны. Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.

|

Copyright © All rights reserved

Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2)

Школьное сочинение

Роман М. Лермонтова "Герой нашего времени" - это "история души человеческой", как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: "Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мэри" и "Фаталист". Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены образом Печорина. Этот герой занимает центральное место и вокруг него сгруппированы все основные персонажи.

События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. В стихотворениях и поэмах он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев, но то были романтические зарисовки. В "Герое нашего времени" и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистическим. Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме "Мцыри"). Скупо и точно автор рисует картины повседневного быта, полные суровой правды. Реальная действительность - основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.

Рисуя характер Казбича, Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но за этой обыденной внешностью чувствуется сила ("маленький, сухой, широкоплечий"), воинственность ("бешмет в заплатах, а оружие в серебре"), указывается незаурядный характер. Казбич - цельная натура. Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич - человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максима Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: "Конечно, поихнему он был совершенно прав".

Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорезмальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно смело предположить, что Азамат - это будущий Казбич.

В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Она хочет, чтобы за ней признали право свободного выбора. Раскрывая силу чувств, глубину переживаний Бэлы, Лермонтов не заставляет героиню произносить странные монологи и высказывать сокровенные мысли, что свойственно романтическим героям. О борьбе противоречивых чувств, о смене настроений Бэлы читатели догадываются, наблюдая за ее поступками и вслушиваясь в ее скупые реплики.

Горцы в изображении Лермонтова - сильные, смелые и гордые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни. В столкновении с горцами раскрываются "странности" характера Печорина, который во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.

Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены образом Печорина. Этот герой занимает центральное место и вокруг него сгруппированы все основные персонажи.
События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. В стихотворениях и поэмах он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев, но то были романтические зарисовки. В «Герое нашего времени» и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистическим. Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме «Мцыри»). Скупо и точно автор рисует картины повседневного быта, полные суровой правды. Реальная действительность – основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.
Рисуя характер Казбича, Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но за этой обыденной внешностью чувствуется сила («маленький, сухой, широкоплечий»), воинственность («бешмет в заплатах, а оружие в серебре»), указывается незаурядный характер. Казбич – цельная натура. Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич – человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максима Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав».
Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно смело предположить, что Азамат – это будущий Казбич.
В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Она хочет, чтобы за ней признали право свободного выбора. Раскрывая силу чувств, глубину переживаний Бэлы, Лермонтов не заставляет героиню произносить странные монологи и высказывать сокровенные мысли, что свойственно романтическим героям. О борьбе противоречивых чувств, о смене настроений Бэлы читатели догадываются, наблюдая за ее поступками и вслушиваясь в ее скупые реплики.
Горцы в изображении Лермонтова – сильные, смелые и гордые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни. В столкновении с горцами раскрываются «странности» характера Печорина, который во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.
Печорин изображен Лермонтовым как лицо, несущее страдания другим и в то же время как лицо страдающее. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Но прекрасные задатки Печорина погибли, и виноваты в этом социальные условия, в которых воспитывался и жил герой. Судьба человека исключительного, не нашедшего себе применения, гибнущего в расцвете сил и таланта, его душевный мир, трагедия его одиночества предстают под пером Лермонтова как явления времени.

Задачи и тесты по теме "Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Центральный персонаж повествования - Печорин, и вокруг него сгруппированы все основные персонажи.
События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. В стихотворениях и поэмах он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев, но то" были романтические зарисовки. В «Герое нашего времени» и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистическими. Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме «Мцыри»). Скупо и точно автор рисует картины повседневного быта, полные суровой правды. Реальная действительность - основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.
Рисуя характер Казбича, Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но за этой неказистой внешностью чувствуется сила («маленький, сухой, широкоплечий»), воинственность («бешмет в заплатах, а оружие в серебре»), обнаруживается незаурядный характер. Казбич - цельная натура. Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич - человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максим Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав».
Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно смело предположить, что Азамат - это будущий Казбич.
В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Она хочет, чтобы за ней признали право свободного выбора. Раскрывая силу чувств, глубину переживаний Бэлы, Лермонтов не заставляет героиню произносить странные монологи и высказывать сокровенные мысли, что свойственно романтическим героям. О борьбе противоречивых чувств, о смене настроений Бэлы читатели догадываются, наблюдая за ее поступками и вслушиваясь в ее скупые реплики.
Горцы в изображении Лермонтова - сильные, смелые и гордые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни. В столкновении с горцами раскрываются «странности» характера Печорина, который во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград для его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.
Печорин изображен Лермонтовым как лицо, несущее страдания другим и в то же время как лицо страдающее. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Но прекрасные задатки Печорина погибли, и виноваты в этом социальные условия, в которых воспитывался и жил герой. Судьба человека исключительного, не нашедшего себе применения, гибнущего в расцвете сил и таланта, его душевный мир, трагедия его одиночества - все это является предметом внимания Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

В литературе каждого народа есть книги, которым, по выражению В. Белинского, «суждено никогда не стареть». Одним из таких вечно молодых произведений русской классической литературы является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Написанный в конце 30-х годов позапрошлого столетия, роман затрагивал самые острые и существенные вопросы общественной жизни и отразил русскую действительность того времени.
Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе в первой половине XIX века. Лермонтов хорошо знал природу Кавказа и воинственный быт горских народов. Впервые он приехал на Северный Кавказ в пятилетнем возрасте вместе с бабушкой, куда она привезла его, чтобы поправить здоровье. Затем Лермонтов вновь оказался на Кавказе в 1837 году. Он жил в Пятигорске, побывал в Тифлисе. Новый приезд на Кавказ был связан с участием Лермонтова в военных действиях в рядах Тенгинского пехотного полка. И, наконец, последний приезд на Кавказ в 1841 году, закончившийся дуэлью и смертью великого поэта. Хорошее знакомство с природой страны, обычаями и преданиями ее народов позволило Лермонтову создать целый ряд произведений, где звучит кавказская тематика: поэма «Ис- маил-Бей», стихотворение «Мцыри», поэма «Демон», роман «Герой нашего времени». Для Лермонтова Кавказ был «жилищем вольности простой», «суровым краем свободы».
В романе «Герой нашего времени» реалистически изображены природа Кавказа, быт и характеры горцев. Величественные горы, вершины, покрытые снегом, глубокие ущелья, куда страшно заглянуть, быстрые горные реки, реалистические детали воинственного быта, обычаев горцев все это предстает перед нами на страницах романа. В романе Лермонтова правдиво обрисованы и жестокие нравы, с древности бытовавшие в горных селениях, и даны верные описания сурового образа жизни горцев, их бедности: «Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери.
Ощупью вошел я и наткнулся на корову... у огня сидели две старухи, множество детей и один сухощавый грузин, все в лохмотьях...» Такую картину увидел Печорин, когда вошел в грузинскую хижину. Горцы на страницах романа предстают в описании Максима Максимыча и Печорина. Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Он же рассказывает нам о Казбиче и Азамате, о нравах и обычаях горцев. На этих рассказах лежит, однако, печать известной ограниченности понятий Максима Максимыча. Для него «черкесы» (так тогда называли всех жителей гор) - «головорезы» и «отчаянные башки». И все же Максим Максимыч не может не одобрить, например, того, что горцы чрезвычайно гостеприимны. Как ни старается Максим Максимыч «унизить» Казбича (и «рожа у него разбойничья», и его Карагез - «уж такая разбойничья лошадь»), но из этих рассказов о Казбиче встает образ сильного, смелого джигита, для которого «молодецкая воля» - самое дорогое в жизни. Рисуя характер Казбича, Лермонтов дает его портрет в реалистическом плане. За обыденной внешностью чувствуется сила: «маленький, сухой, широкоплечий», «бешмет в заплатах, а оружие в серебре», угадывается незаурядный характер. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич - человек решительных и молниеносных действий, не способный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня: убивает отца Азамата и Бэлу. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Казбич - цельная, верная себе натура, между его сознанием и поступками нет разрыва, это не испорченный противоречиями цивилизации, а естественный человек, сложившийся в соответствии с простыми и ясными внушениями самой природы. Переживания его полны страстной воли, привязанности его неподкупны.
Брат Бэлы - Азамат хочет во всем походить на Казбича. Но он слишком молод и неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило. Однако нелегко было ему решиться ответить согласием на предложение Печорина - в обмен на Карагеза украсть сестру. «Бледный как смерть», он шепотом отвечает Печорину: «Согласен». Азамат - также «дитя природы». Он отличается той же цельностью натуры, яркой активностью и тем же кругом понятий, что и Казбич.
Важное место в романе занимает Бэла - черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Образ Бэлы пленительный, полный дикой грации и женского обаяния. В ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина Когда же она полюбила
Печорина, то готова на все ради любимого. Любовь Бэлы - чувство глубокое и преданное. Ей чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. Любовь на короткое время приносит ей счастье, но в конце концов завершается гибелью героини.
В этот круг горской жизни судьба забрасывает Печорина. Во многом он близок этим «детям природы» - упорство воли, беспокойная активность натуры. Для Печорина обстановка Кавказа- возможность проявить тягу к приключениям, избавиться от пустоты и бесцельности существования. Его привлекает жизнь горцев. В охоте, войне, любви «дикарки» Бэлы он жаждет найти вновь утраченный вкус к жизни. Печорин вторгается в жизнь горцев как деятельное, но губительное начало. По его вине гибнет Бэла, умирает отец Бэлы, пропадает без вести Азамат, Казбич превращается в воинствующего врага, участвует во всех перестрелках с русскими. В грустной истории Бэлы Лермонтов вскрывает эгоизм Печорина. Как бы сильно ни был Печорин увлечен Бэлой и как ни мало он не был виноват в том, что ему стало с ней скучно, ясно одно: живого, чувствующего человека он превратил в орудие своих эгоистических целей и страстей. Объясняя случившееся с ним Максиму Максимычу, он говорит: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой...»
Таким образом, уже в «Бэле» Лермонтов намечает контур «героя времени», установив, что основой его характера может быть «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Причиной этого является противоречие между сознанием, целями, стремлениями и жизненной практикой. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости гг1юроки. Чувствуя в душе «силы необъятные», он не сумел угадать свое высокое назначение и растратил душевные силы на пустые поступки, почему и «утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни».