Племя народность. Типы этносов - племя, народность, нация

Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации.

Этнические общности занимают видное место в социальной жизни. Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним , ᴛ.ᴇ. самоназвание (русские, немцы).

Этнические общности называют также кровнородственными . К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы

Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя .

Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации .

Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют из себяязыковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация.

Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединœения людей. При этом, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.

Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общество-это взятые в устойчивых, регулярных иинституциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Οʜᴎ объединœены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей.

Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации." 2017, 2018.

Два из этих 5 понятий мы взяли в скобки, так как они практически не имеют никакого научного смысла и являются результатами многочисленных напластований, конвергенций и дивергенций значений основных 4 терминов, который, напротив, обозначают довольно определенные, но различные между собой реальности. Различия смыслов у основных членов цепочки – этнос-народ-нация-раса – приведет нас и к более четкому уяснению каждого термина и к пониманию инструментального значения промежуточных понятий, взятых в скобки.

Научная дефиниция этноса
В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса».

«Этнос» есть группа людей

Говорящих на одном языке

Признающих свое единое происхождение

Обладающих комплексом обычаев укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».

В этом определении подчеркивается языковая общность (вынесенная на первое место не случайно), общность происхождения, наличие обычаев и традиций (то есть культура), а также способность к четкому различию этих традиций и обычаев от обычаев и традиций других этносов (дифференциация).

Сходное определение «этноса» (точнее, «этничности» – Ethnizitat) дает Макс Вебер – «этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение». Определение Широкогорова более полное, так как подчеркивает общность языка.

Самое важное в понятии этноса – это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающей матрицей такого комплекса (то есть сочетания всех элементов – иногда собирательно называемых «культурой») и является этнос.

Народ – общность судьбы
Русский термин «народ» Широкогоров предлагает не только отделить от понятия «этнос», но и вообще не использовать в научных конструкциях в силу его «расплывчатости» и «многозначности» (мы видели какая непростая иерархия слова для обозначения «народ» существовала в древнегреческом). И тем не менее, для более точного понимания термина «этнос», можно попытаться дать ему определение. Народ – это этнос, который привносит в структуру своего общества высшую цель, стремится превзойти привычные рамки этнического бытия, сознательно расширить горизонты культуры и масштаб социальных структур. Можно сказать также, что народ – это этнос в восходящем движении, на подъеме, в динамике расширения, роста, взлета (3) .



Народ, в отличие от этноса, который ориентирован на общность истоков, ориентируется на общность судьбы, то есть не только на прошлое и данное, но и на грядущее, на то, что необходимо совершить. Народ связан с миссией, проектом, задачей. Он организуется по силовым линиям осуществления неосуществленного, открытия неоткрытого, создания несозданного.

В своей основе народ остается этносом и обладает всеми свойствами этноса, но к этому набору – язык, происхождение, обычай, осознание отличия от других – добавляется новый компонент – миссия, цель, предназначение.
Не всякий этнос есть народ в этом научном определении, но всякий народ есть в своем основании этнос.

Советский этнолог Юлиан Бромлей (1921-1990), изучая этнос, пытался подчеркнуть это же самое различие. Он противопоставлял «этнос в узком смысле» (то есть собственно «этнос» как таковой) «этносу в широком смысле», который он называл «этносоциальным организмом» (4) . Под «этносоциальным организмом» Бромлей понимал приблизительно тоже, что мы под «народом». Но, на наш взгляд, такое определение является крайне неудачным, поскольку любой этнос с необходимостью несет в себе социальность, более того является матрицей социальности, ее изначальной и фундаментальной формой (и в этом смысле любая социальность всегда этнична в своих истоках, по крайней мере), и любой этнос является организмом, то есть соответствует организационному коду, организуется по определенной парадигме, которая, может, меняться или стагнировать, но обязательно наличествует.

Гораздо конструктивней пользовать термин «народ», всякий раз подчеркивая и держа в уме его научное определение. При переводе на европейские языки пары «этнос» - «народ» можно воспользоваться греческой формой «этнос» (по-французски – l"ethnie) и наиболее точно соответствующим термином «народ» – the people, das Volk, le peuple, el pueblo и т.д. В крайнем случае, если этого будет недостаточно можно ввести в научный оборот русское слово «narod» – хотя бы по тому, что это понятие лежит в центре внимания русской философии, которая, начиная с эпохи славянофилов и вплоть до народников, уделяла ему важнейшее место в философских, исторических и социальных теориях и системах.

Нация как Государство-Нация.
В отличие от органичного и всегда фактически данного, изначального «этноса» и от «народа», созидающего религии, цивилизации или государства, нация – это понятие исключительно политическое и связанное с Новым временем.

На латыни «natio» означает строго тоже самое, что и «народ», то есть «рождение», «род», а также «Родина», место, где человек «род-ился». В латинском слове заложена привязка к месту, но это выражено не семантически, а, скорее, ассоциативно – исходя их типового использования этого термина в латинских текстах. Этим «natio» отличается от «populus», который больше связан с «родом», «происхождением».

В политическом и научном языке термин «нация» приобрел устойчивый смысл в связи с понятием государства. Существует важнейшее французское словосочетание – Etat-Nation, дословно «Государство-Нация». Оно подчеркивает, что речь идет не об империи, где единая политическая система могла включать в себя различные этносы, но о таком образовании, где государствообразующий этнос полностью превращается в народ, а народ, в свою очередь, воплощает себя в государстве, превращается в него, становится им. Нация – это народ, который перестает быть этносом и стал государством.

Государство есть административный аппарат, машина, формализованный корпус правовых норм и институтов, жестко выстроенная система власти и управления. Нация – это то, из чего состоит этот механизм – совокупность деталей, атомов, элементов, позволяющих этому механизму функционировать.

Нации появляются только в Новое время, в эпоху Модерна вместе с современными государствами – более того, это не два раздельных явления; одно вызывает к жизни другое: современное государство влечет за собой появление современной нации. Одно немыслимо без другого.

Нация есть в логическом смысле продукт завершенной реализации народом задачи построения государства, и обратный жест гсоударства по учреждению нации на месте народа и вместо народа. Народ создает государство (в современном понимании), и на этом его функция исчерпывается. Далее, государство начинает действовать по своей автономной логике, зависящей от того, какая идея, парадигма или идеология в нем заложена. Если на первом этапе народ создает государство, то позднее, состоявшись, государство само искусственным образом порождает некий аналог «народа» – этот аналог и называется «нацией».

В Государстве-Нации по определению может быть только одна нация. Эта нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. В основе нации лежит принцип гражданства: национальная принадлежность и гражданство тождественны.

В Государстве-Нации есть

Один (реже несколько) государственный язык,
обязательная историческая эпистема (повествование об этапах становления нации),
правящая идеология или ее эквивалент,
правовое законодательство, соблюдение которого есть непререкаемый долг.

Мы видим в «нации» определенные элементы и «этноса» и «народа», но они перенесены на иной уровень, представляют собой не органическое целое, но искусственно выстроенный рационалистический механизм.

Нация основана на трансформации главного народа и подавлении (подчас уничтожении) малых этносов, попадающих в зону контроля государства. По сути, в нации исчезает все этническое, изначальное, базовое, традиционное (что сохранялось еще и в народе). Народ, который строит государство и становится ядром «нации», теряет свою собственную этничность, так как живые связи, процессы эволюции языка, обычаев, традиций приобретают в государстве раз и навсегда фиксированную форму; социальные структуры превращаются в правовые уложения; за нормативный язык берется только один из возможных этнических диалектов, фиксируемый как общеобязательный, а остальные искореняются как «безграмотность»; и даже реализацию цели, миссии государство рационализирует и берет ответственность за ее достижение на себя.

Все компоненты социальной структуры общества опосредованы человеком:

  • - этнический и демографический компоненты своими корнями уходят в биотическую природу индивида и представляют биотическое в социальном;
  • - поселенческий и стратификационный компоненты - предметно социальны, то есть порождены в цивилизационном поле и сложились в результате разделения труда и появления различных форм и видов деятельности.

Рассмотрим социальную структуру общества, начиная с родового этапа её формирования, то есть с этнического происхождения - род, племя, представляющих первоначальные социальные общности.

Демографическое строение общества было уже вторичным, то есть представляло социальное расслоение этноса.

Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация.

Род и племя. Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену стадному образу жизни, был род. Род представлял объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями.

Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях - этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания.

Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная.

Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя.

Племя . - объединение нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению единой многофункциональной родовой общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению этнической социальной общности - племени, от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парным проживанием), проявилась тенденция обособления семейных отношений, тенденция отделения кровнородственных связей от этнических.

Народность - более высокая форма социального объединения, чем племя, представляющая собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, хозяйственную и духовную общность.

Необходимость межплеменных хозяйственных и духовных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племён. Зарождалась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия слабым, начиналось сословное разделение, кровнородственные связи уступали место территориальным и появлялась новая социальная общность - народность. Народность складывалась исторически достаточно долго. Её основой был более высокий способ производства, хозяйственная, духовная, языковая и территориальная общность жизни. Становление государств также способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития они могли не совпадать как территориально, так и по языку. Например, Франция - Бельгия, Швеция - Норвегия, Русь - Белая Русь - Малая Русь.

У народности не было целостности экономической жизни, преобладало натуральное хозяйство.

Нация. Становление нации исторично. Она складывалась посредством взаимосвязанных процессов по формированию собственной территории, установлению и развитию экономических отношений, национального языка, правовой базы, государства, менталитета, культуры. С развитием общества и государства постепенно происходило усиление экономических и духовных связей, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность и разрозненные элементы отдельной народности объединялись в единое социальное целое: народности развивались в нации.

Исторически возникновение наций не имеет единого основания. Некоторые нации на планете возникли в результате трансформаций внутри одной народности (шведы, англичане и некоторые другие европейские народы), другие - путём сплочения в нацию ряда народностей в целом близких по языку и культуре (французская нация сложилась в результате слияния северофранцузской и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).

Нация - уникальное историческое образование человечества. Уникальность нации обусловлена географической и исторической средой, менталитетом, своеобразием экономического развития, бытом, традициями, культурой, государственным устройством. Формируется свой особый облик духовности, нравственности, национального характера и самосознания. Однако схожих во всех отношениях наций на планете не существует, хотя они и могут находиться в непосредственной территориальной близости, как русские и белорусы, венгры и австрийцы, турки и болгары, чехи и словаки. Но географическая близость только подчёркивает национальные особенности, а не стирает их.

Признаки нации . Первый признак - общность территории.

Общность территории - важный признак нации, так как территория является тем формальным пространством для людей, в котором они исторически проживают и осуществляют деятельность. Такие понятия как "родина", "отчизна", "страна", "государство" являются сущностными в территориальном единении нации, но со своей понятийной спецификой. В то же время проживание людей на одной территории само по себе не консолидирует их в единую нацию. Уникальный пример в Новейшей истории, демонстрирующий декларативность территориального единства - это Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а также Союз Независимых Государств (СНГ) - неконфедеративное объединение части республик бывшего СССР. "Советский народ", "единая нация", декларированные советской политической системой, её компартией, так и не стали ими, а государства СНГ, после распада СССР, до сих пор не находят общего понимания по многим параметрам общественного устройства и жизни, хотя конституционно проживали на одной территории. Уместно напомнить и тот факт, что восточно-славянские племена, а затем и народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование российской и украинской наций произошло лишь в последние столетия, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в 20-х гг. XX в.

Второй признак - общность языка.

Национальный язык - это речевой и административный язык людей, понятный для всей нации, закрепившийся в литературе и юриспруденции. Только языковая общность обеспечивает полноценную экономическую, управленческую, научную, педагогическую, оборонную и иную жизнь страны.

Однако надо иметь в виду, что язык может быть одинаков у нескольких народов, но они не составляют нации: Австрия - Германия, Испания - Аргентина, Франция - частично Бельгия и Канада. Общность языка рассматривается в совокупности с другими признаками нации.

Третий признак - общность экономической жизни.

Это сущностной признак нации. Дело не в том, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а в том, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны, упрочение финансовых и торговых отношений внутри государства способствуют единению нации, упрочению её международного положения, укреплению обороноспособности и т.п. В состав России согласно её Конституции входило 89 субъектов Российской Федерации. В настоящее время происходит процесс укрупнения субъектов Федерации. По результатам общенародных референдумов в субъектах Федерации произошли объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, в стадии решения находятся ещё несколько федеральных объединительных процессов. Каждый субъект Федерации имеет свои экономические особенности, позволяющие им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Специализация регионов в экономической сфере общественной жизни позволяет государству выстраивать единую экономическую политику, отвечающую общенациональным потребностям и интересам.

Четвёртый признак - общие черты менталитета и культуры.

Менталитет нации явление историческое, он является отражением в сознании народа особенностей его бытия и всей системы отношений. Менталитет представляет меру духовных ценностей нации. Он проявляется в особенностях её национального характера, государственного устройства, нравах, обычаях, традициях, привычках, наклонностях; отражается в музыке, в песнях, в танцах, в живописи, в литературе, в архитектуре, в языке, во всех родах и видах деятельности. Особая роль принадлежит национальному самосознанию, которое формируется в течение всей истории становления и развития нации, позволяя людям с гордостью идентифицировать себя в общенациональном "Мы". Самосознание нации ценностное по сути - это любовь к своей Родине, внутренняя гражданская позиция, готовность с доблестью служить Отечеству и защищать его, главное же - это удовлетворённое чувство самоотличия себя от других наций: например, у немцев - педантизм, у американцев - превосходство, у норвежцев - основательность. У нас, у россиян - непреклонность, граничащая с покладистостью, возрождающейся правое давностью, исторической соборностью. В отношении культуры необходимо отметить тот факт, что она отражает всё лучшее в нации. Культура нации - это то ценностное, что создано ею за свою историю во всех сферах общественной жизни и достойно передаётся от поколения к поколению. В России в этом плане есть чем гордиться: мы первыми покорили космическое пространство, осуществили термоядерную реакцию, создали ледокольный флот, разработали ракетную технологию и технологию производства в невесомости, развили гидросамолётостроение, осуществили лазерную локацию, основали ведущие в мире школы балета, шахмат, фигурного катания, спортивных танцев на льду и т.п.

Пятый признак - единство правовых норм, государственность.

Право в своей сущности - историческое явление. Оно зарождалось вместе с зарождением общества, становлением государства и развивалось по мере формирования национальной самостоятельности, сообразуясь с национальными особенностями, государственным устройством и правлением. Право включает два уровня - естественный и позитивный. Естественное право объективировано триадой: формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право представляет юридическую догму или закон. Нация - сложное историческое образование, требующее предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых её становление и развитие представляется весьма проблематичным. На первый план выходит естественное право людей, национальная принадлежность которых закреплена в границах государства. С точки зрения установления формального равенства, каждый представитель нации имеет одинаковую возможность реализовывать свои потребности и способности. Равенство - это правовой принцип государственного становления нации, национального устройства государства, норма поведения свободных индивидов. В отношении свободы - второго критерия естественного права, это общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода - форма государственного устройства нации, форма национального устройства государства. В плане справедливости - третьего критерия естественного права, каждая личность, каждый субъект национальной общности, нация в целом используют это свойство права для закрепления ценностного и значимого в национально-государственном устройстве. Государство должно выступать гарантом формального равенства, свободы и справедливости для всей нации. Естественное право находит своё отражение в позитивном праве - правовых нормах, юридических актах государства: конституции, законах, указах, постановлениях, которые способствуют как всестороннему национальному развитию, так и целостному функционированию сфер жизни общества: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности, включая широкий спектр внутринациональных отношений.

Вывод : нация - это социальная общность, исторически возникающая на основе общности экономической жизни, языка, территории, государственного устройства, правовых норм, менталитета, культуры.

Отличие нации от народности в том, что это более устойчивая социальная общность, причём устойчивость ей придают, прежде всего, государство, экономические и правовые факторы.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память;
  • развитое национальное самосознание.

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .

К этническим общностям относятся

3) маргиналы

4) народности

Пояснение.

Виды этносов: род, племя, народность, нация.

Ответ: 4

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной

2) территориальной

3) демографической

4) этнической

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ — 4 , т. к. профессиональные общности подразумевают единое положение в системе труда,территориальные характеризуются по государственно-административному образованию,демографические-по половозрастным характеристикам индивидов, а этнические — по общности происхождения языка,культуры, единой исторической памяти.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одним из признаков народа как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность религии

Пояснение.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Пояснение.

Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция - процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм - наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

К ис­то­ри­че­ским разновидностям эт­ни­че­ских общностей относят

1) государства

2) племена

3) сословия

4) конфессии

Пояснение.

Этническая общ­ность - это ис­то­ри­че­ски сложившаяся на опре­де­лен­ной территории устой­чи­вая совокупность людей, об­ла­да­ю­щих общими чер­та­ми и ста­биль­ны­ми особенностями культуры, языка, пси­хи­че­ско­го склада, са­мо­со­зна­ни­ем и ис­то­ри­че­ской памятью, а так же осо­зна­ни­ем своих ин­те­ре­сов и целей, сво­е­го единства, от­ли­чия от дру­гих подобных образований.

Виды эт­ни­че­ских общностей - род, племя, народность, нация.

Государство - политико-территориальная су­ве­рен­ная организация пуб­лич­ной власти, рас­по­ла­га­ю­щая специальным ап­па­ра­том в целях осу­ществ­ле­ния управленческо-обеспечительной, охра­ни­тель­ной функцией и спо­соб­ная делать свои ве­ле­ния обязательными для на­се­ле­ния всей страны.

Один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве -

1) последовательное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства

2) компактное рас­се­ле­ние людей одной на­ци­о­наль­но­сти в пре­де­лах мно­го­на­ци­о­наль­но­го государства

3) обеспечение прав и сво­бод всех граж­дан не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной принадлежности

4) создание на­ци­о­наль­но од­но­род­ных государств

Пояснение.

Метод де­мо­кра­ти­че­ско­го государства − обес­пе­че­ние прав и сво­бод всех граж­дан независимо от на­ци­о­наль­ной принадлежности. Все осталь­ные способы пред­по­ла­га­ют нарушение каких-либо прав человека, как то на перемещение, вы­бо­ра места жи­тель­ства и т. д. По­сле­до­ва­тель­ное наращивание во­ен­но­го потенциала го­су­дар­ства проблему во­об­ще не решает.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения