Письмо художника. Письмо к художнику К

«Литературная Россия». - 19.05.1978. - № 20 (800).

Известный советский писатель-фантаст Иван Ефремов вписал свою страницу в художественную летопись, посвященную Горному Алтаю. Перу автора многих научно-фантастических произведений принадлежит рассказ «Озеро Горных Духов», сюжет которого был навеян встречей писателя с алтайским художником Григорием Ивановичем Гуркиным (1870 - 1937), знакомством с его замечательными картинами, в частности с удивительным по технике исполнения живописным полотном «Озеро Горных Духов». О таланте алтайского самородка высоко отзывались И. Шишкин, который был учителем Гуркина, М. Горький, А. Луначарский. Последний писал, что замечательны по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая.

В 1969 году Горно-Алтайское книжное издательство выпустило в свет альбом рисунков и гравюр молодого алтайского художника Игната Ортонулова «Панорама гор», который также заинтересовал И. Ефремова, пославшего талантливому графику 26 июля 1970 года следующее письмо:

«Многоуважаемый Игнат Иванович! Большущее спасибо за Ваш прекрасный подарок. Я не ошибся, когда почувствовал (по объявлению в газете «Книжное обозрение»), что найду в Ваших произведениях те черты подлинного Алтая, которые полюбил в творчестве Г.И. Гуркина.

Первое впечатление о Ваших рисунках и гравюрах - очень хорошее. Хороши линогравюры к эпосу, несмотря на слабую технику репродукции, они мощны и широки. Из других особенно по вкусу мне: «Дорога предков», «Утро», «Дьангар», «Конь», «Певица», «Горное озеро», «Девушки алтайки», «Арканщики», «Катунь», «Проводник», - как видите, многое пришлось по душе. Доброго Вам здоровья и дальнейших успехов! Еще раз - спасибо. С искренним уважением и приветом. И. Ефремов».

Несколько лет назад художник И. Ортонулов выпустил свой новый альбом «Горный Алтай», где во многих его рисунках и гравюрах мы снова видим «черты подлинного Алтая», черты, которые были особенно дороги писателю Ивану Антоновичу Ефремову.

Ещё не так давно, всего лет двенадцать назад, всякое устремление к иконной красоте считалось почти курьёзом. Называлось архаическою причудою. Для не знавших икон служило даже признаком несовершенного вкуса.

Живо помнится мне приговор, какой всем близким к древним иконам приходилось выслушивать, отстаивая свою уверенность в том, что иконы и религиозная стенопись, великие священным мистическим смыслом, скажут слово тоже великое в будущем нашего искусства.

С тупостью варваров множайшие проходили мимо прекрасных изображений. Были закрыты для них священные лики. Были черны для них сверкающие краски. Была недосягаема им чудная изощрённость творчества... Если одни пренебрегали народным сокровищем искусства, то другие грубыми руками выхватывали из него непонятые ими части и старались объяснить их и даже исправить. Правда, горше пренебрежения были часто эти непрошеные исправления и толкования.

Горнюю область искусства старались объяснить буквою мёртвой науки. Знанием холодным убивалось на многие годы то, чем могло жить наше сердце. Отвращался глаз от искусства, скрытого словами неуместными.

Слушая мёртвую речь о прекрасных живописных изображениях, часто думалось, не лучше ли творениям этим погибнуть, нежели вызывать суждения, столь далёкие от творчества, от красоты!.. Чуждые искусству мудрования вызывали ремесленное отношение к высокому делу. К иконам устремлялись грубые руки. И гибли памятники безвозвратно. Не закрывалось, но ремесленно исправлялось и подновлялось высокое творчество наших примитивов.

Меньше упрекаем тёмных людей, просто сокрывших не понятые ими творения, нежели надменных исправителей, погубивших памятники великолепные.

Проезжая по Руси, приходилось воочию узнавать несказанное глумление над священными изображениями. С чувством облегчения приходилось слышать об иконах, просто вынесенных в кладовую, и видеть неопасно замазанные фрески... Однако как бы ни была несовершенна культура страны, как бы ни были скудны познания духовных лиц и начальствующих в мире, - среди людей, преданных иконам, жила твёрдая уверенность в том, что в самое скорое время мы всё-таки познаем высокую ценность иконописных памятников. Молодые поймут, что истинное, смелое искусство древних художников более не может лежать под спудом, в тёмных углах.

Конечно, движения общественные всегда неукротимы. От обидного незнания мы быстро перескочим даже в снобизм. Наряду с прежними, уже редкими, отрицаниями можно слышать увлечение новоявленное, смешное...

Но лучше пусть увлечение, пусть ослепление светом, нежели мрак. Снобы, зашедшие посмотреть на икону, пройдут. Их увлечение ненадолго. Им, скучным, всё наскучит, но и из их ряда выйдет кто-нибудь и глубоко проникнется красотою старого творчества и узнает - какие широкие, блестящие пути будущего даёт русская икона.

Последние годы для наших священных изображений были особо опасными. Слишком многое стало искажаться. Как будто заторопились вандалы в своём мерзком деле. Испорченное ими стало осыпаться. Многое оказалось предварительно смытым и сбитым.

Приходила на ум страшная мысль. Неужели будущим поколениям придётся изучать древность по фальшивым и грубым подновлениям? Что же тогда могло бы запечатлеться в неясных умах, если даже подлинная красота ими не была узнана?

Появились лишённые вкуса и понимания иконописные артели. Стала искажаться твёрдая традиция мстёрских и холуйских мастеров. К тому же под личиной «улучшения дела» их начали учить рисовать античные гипсы и тем отрывать их от исконного твёрдого знания. Немногие голоса понимающих звучали одиноко, и прекрасные иконные собрания ничто не преображали.

Иноземцы нам и тут помогли. Ряд лучших художников Запада начал усиленно указывать на наше забытое сокровище. На Западе об иконах зашумели. Стали завидовать.

Пусть иконы поставят на самых видных местах. Пусть на перепутьях, на площадях водрузят их, да светят всем, но пусть помнят, что не по всем улицам иконы носить подобает. Мера правильная установит на нашем камне искусства и грань правильную.

Это будем помнить. О прежних укоризнах навсегда забудем.

Научимся смотреть глазом добрым. Будем помнить, что нам нужен не спор, а строительство.

В понимании икон за последние дни произошли оценки правдивые. Наконец-то поняли, что не простые тёмные силы творили иконы, а художники, подлинные художники своего времени!

Вспомним экстаз написания иконы:

...«дали ему святую воду и святые мощи, чтобы, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую и освящённую икону. И он писал сию святую икону и только по субботам и воскресениям приобщался пищи и с великими радением и бдением в тишине великой совершил её»...

Вспомним ещё раз, как возревновал об иконе Стоглав и Собор царя Алексея Михайловича:

...«с превеликим тщанием писати образ Господа Нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Богоматери и Святых Пророков... по образу и по подобию и по существу, смотря на образ древних иконописцев. И знаменовати с добрых образцов».

Собор царя Алексея Михайловича разъясняет:

...«да иконы лепо, честно, с достойным украшением, искусстным разсмотром художества пишены будут, во еже бы всякаго возраста благоговейная очеса си на тя возводящим к сокрушению сердца к любви Божии и Святых Его Угодников, подражанию житию их благоугодному возбуждатися и предстояще им мнети бы на небеси стояти себе пред лицы самых первообразных»...

Не поленимся вспомнить ещё раз, каким словом Окружной Грамоты Тишайший царь иконы и мастеров-иконописцев пожаловал:

...«и яко при благочестивейшем и равноопостольном Царе Константине и по нем бывших царех правоверных церковницы... велиею честью почитаеми бяху, со сигклитом царьским и прочиими благородными равенство почитания повсюду приимаху, тако в нашей царьстей православней державе икон святых писателие тщаливии и честнии, яко истинные церковнаго благолепия художницы, да почтутся, всем прочиим председание художником да восприимут и кисть разноличноцветно употреблена тростию или пером писателем, да предравенствуют; достойно бо есть от всех почитаемыя хитрости художником почитаемым быти.

Почтежеся образотворения дело от самого Бога, егда во ветхом завете повел ангельская лица в храме си и над киотом завета вообразити. Прият честь и в новой Благодати от Самаго Христа Господа, егда изволих лице свое на обрусе Авгарю царю без писания начертати. Почтеся от святых Апостол, ибо святый Евангелист Лука святыя иконы писаша. Почтеся от всея православныя кафолическия церкве, егда на седмом вселенском соборе иконам святым должное утвердися поклонение. Почтеся и от Ангел святых, ибо многажды сами святыя иконы Божиим написаху повелением, яко во святой великой Лавре Киево-Печерской, вместо иконописца Алимпия святаго и иногда многащи.

Непреобидимо и пренебрегомо сие православное рукоделие и от начальствующих в мире во вся предетекшие веки бяше: не точию бо благородных чада, гонзающе праздножительства и безделнаго щапства, многошарного любезно труждахуся кистию, но и самем златый скипетр держателем изряднейшая бываше утеха, кистию и шары разноличноцветными художества хитроделием Богу и естеству подражати. Кто бе в древнем Риме преславный от Павел Емилий, его же похвалами вся книги историческия исполнишася: сей взыска в Афинех Митродора иконописца, купно и философа, во еже бы научити юныя си краснейшему преславных побед своих начертанию. Коль славный род Фавиев Римских: сих праотец Фавий не меншую стяжа похвалу иконною кистью, яко прочие мечем и копием острым. А Гречестие премудрии законополагателие толь честно сие судиша быти художество яко же завет им положите, да никто от раб и пленник иконнаго писания вдан будет изучению, но точию благородных чада и советничии сынове тому преславному навыкнут художеству. Толико убо от Бога, от церкве и от всех чинов и веков мира почтеннаго художницы дела в ресноту почитаеми да будут... Сим тако быти хотящим в нашей православнаго царствия державе неизменно выну узаконяем и повелеваем подражающе узаконению благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича, всея России Самодержца, в Стоглаве воспоминаемому в главе 43, да о честных и святых иконех и о иконописателех вся вышереченная в сей грамоте нашей царьстей непреступно хранима и блюдома будут выну»...

Настроительно и трогательно слово Тишайшего царя. Эти речи нам уместно припомнить. Заметьте, пожалованы царским словом не какие-нибудь захудалые, ничтожные мастера. Ценно нам сознавать, что и Соборы, и цари жаловали именно тех художников, которыми справедливо восхищаемся и мы. Огненным очищением из-под старой олифы зажигая первоначальные краски, мы видим всю смелость истинно живописного дерзновения. Видим творчество, сложенное глубоким мистическим смыслом. И великое углубление создало восторг, общий многим векам и народам.

Можно временно, как случилось у нас, удалиться от этих красот. По нерадению и неразумению можно забыть о них, но мир бережёт свои клады, и вовремя выходят они из темноты, чтобы светить на новых путях.

В церковном строительстве уже звучат новые тона. Мы вспомнили, что стенопись должна быть прекрасна красками. Вспомнили о суровой и бездонной значительности старых сочинений. Вспомнили о сочетаниях красок, смелых и завидных в своей неожиданности. Вспомнили о том, что об иконах мы знаем слишком мало.

Светлыми знамениями выдвинулись иконы в музеях на лучшие места. Государь проникновенным словом и примером указал начальствующим всё глубокое значение наших священных изображений. Лучшие иерархи прозрели на наши подлинные сокровища, которые многие из них прежде по неразумению изгоняли. Молодёжь поняла красоту иконы. От иконы осветился яркий путь будущих достижений искусства.

«Русская икона» хочет укрепить в русском обществе художественное значение иконы. Доброму начинанию шлю привет, а иконе кланяюсь.

Русская икона. 1914. № 1. С. 14 – 19.

Откажитесь от копирования чужих картин, рисунков и фотографий

Картина живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; - если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод».

Леонардо да Винчи (1452-1519)

В ы прислали мне свои рисунки и короткое письмо, в котором вы пишете буквально следующее: «Как видите, я уже умею хорошо рисовать, хотя нигде не учился. у меня только не ладится с человеческими фигурами, но, справившись с ними, я быстро смогу стать художником». Прочтя эти несколько самонадеянные строки, я обратился к вашим рисункам, надеясь найти в них подтверждениe ваших слов.

Но увы! Надежды мои не сбылись! Все присланные вами рисунки — копии с различных картин и портретов, сделанные вами механически, по клеткам. И, хотя рисунки свои вы украсили рисованными затейливыми рамками, все же они не имеют ни малеишей художественной ценности, и я решил вообще ничего вам больше не писать, так как при всем своем желaнии никаких следов способностей я в ваших работах не нашел. Совершенно случайно на обороте одного из рисунков я обнаружил набросок женской фигуры, вяжущей чулок. Этот рисунок, несомненно деланный с натуры, заставил меня переменить свое мнение о вас, и я решил написать вам это письмо. Навeрное, читая эти строки, вы недоумеваете: Как же так? Почему он забраковал славные рисуночки, которые так нравились всем моим друзьям и служили украшением моей комнаты, и обратил внимание на какой-то грубый, небрежный рисунок, которому я сам не придавал никакого значения?»

Этот вопрос, с которого, собственно, и начинается наше знакомство, очень существен, а потому я постараюсь объяснить его как можно яснее.

Каждый художник передает в своих работах наблюдения окружающей его жизни, природы и обстановки. Чем острее его наблюдения, чем выше его мастерство, тем большую ценность имеют его произведения. Когда же xудожник копирует работы другого художника — он не вкладывает в это ничего личного. Его задача сводится лишь к тому, чтобы как можно точнее срисовать с другой работы. Как бы ни былa хорошо выполнена такая копия, ее художественная ценнoсть, по сравнению с оригиналом, обычно очень мала.

B каждую свою самостоятельную работу художник вкладывает все силы своего таланта, чувств, желаний, мыслей, опыта и наблюдений. Копируя чужую картину, художник не вкладывает в свою работу ничего кроме своего труда и желания сделать нечто похожее на оригинал.

Для начинающего копирование репродукций картин и рисунков других художников приносит больше вреда, чем пользы. Оно приучает его к нeсамостоятельной работе, приучает смотреть на мир чужими глазами. Правда, бывает, что молодые художники в процессе учeния копируют кaртины знаменитых мастеров, но это совсем другое дело, тaк как в данном случае копия делается в музее, непосредственно с картины, и цeль такой работы в том, чтобы возможно глубже проникнуть в мастерство великого художника, изучить его приемы, технику живописи, трактовку формы и т. д. Вы же делали свои копии не с самих картин, а с плохих открыток, и при этом вопрос изучения мастерства других художников меньше всего интересовал вас. Вот почему ценность присланных вами работ ничтожна. То, что вы сумели сделать красивенькие, по вашему мнению, картинки, ослепило вас, и вам показалось, что вы действительно почти художник, что стоит вам еще немножечко, чуть-чуть подучиться — вы станете настоящим художником. Увы! Вы жестоко ошибаетесь! Ваш набросок показывает, что у вас действительно есть некоторые способности, но вы совершенно не умеете рисовать и даже еще не имеете представления о том, как это делается. Вам нужно начинать с азбуки и, только овладев ею, двигаться дальше. Вы сами пишете в своем письме, что нигде никогда не учились рисованию, и все же мните себя почти готовым художником. Непонятно, откуда такое легкомыслие! Ведь даже для того, чтобы стать квалифицированным сапожником или портным, нужно не один месяц учиться, a мастерство художника значительно тоньше и сложнее. Спрашивается, на каком же основании вы полагаете, что художником можно сделаться шутя, немного подучившись? Если вы желаете и в дальнейшем пользоваться моими советами и указаниями, ставлю вам следующие непременные условия:

1. Перестаньте думать о рисовании красивеньких картинок и переключитесь на рисунки учебного характера.

2. Совершенно откажитесь от копирования чужих картин, рисунков и фотографий.

3. Систематически рисуйте с натуры,начав с самых простых предметов, постепенно переходя к более сложным.

4. Красками пока не работайте; нужно сначала овладеть, хотя бы немного, одноцветным рисунком, так как он является основой основ нашего искусства, и только после этого можно пробовать свои силы в красках. 5. Начинайте с рисунков небольших размеров — 1/4 нормального рисовального листа (30 Х 40 см) .

Получив известные навыки, переходите к размеру в "/2 листа (40 Х 60 см) . Делать учебные рисунки в больших размерах не рекомендуется. И, наконец, нужно запастись терпением и скромностью, забыв о том, что вы «без пяти минут» художник. Помните, что вы пока еще только ученик, и ученик приготовительного класса.

Удивляйтесь красоте! Ловите красоту! Не дайте ей пройти мимо вас! Помогите балансировать девочке на шаре в картине Пабло Пикассо, вдохните запах ирисов подаренных нам Ван Гогом.

Кубист, сюрреалист, постимпрессионист и просто гений. Как и все сложные натуры, Пикассо не отличался примерным поведением: в творческом мастерстве он опережал своих однокурсников, которые были на 5-6 лет старше его. Но художника крайне раздражало, когда его начинали критиковать, за что был не раз наказан. Первый свой серьезный заказ испанец получил в Париже, за который ему платили 150 франков ежемесячно. Если вас до сих пор мучают сомнения, был ли он соучастником в краже Моны Лизы – нет, обвиняли поэта Аполлинера, тот, в свою очередь, попытался переложить вину на Пикассо. Наконец, менял женщин испанец как перчатки, считая: чем меньше совести, тем больше всего остального.

Возможно, после прочтения книги «Дедушка» Марины Пикассо , ваше мнение о художнике резко изменится. Внучка получила колоссальное наследство и в придачу — тележку обид и укоров в адрес деда. Книга полна обвинений в бесчеловечном отношении художника к членам его семьи. Публикацией книги Марина пытается «отпустить прошлое».

Совсем другое мнение у вас сложится, если вы прочтете «Стихотворения» — сборник стихов великого художника. Мало кто знает, что в возрасте 55 лет страстью мастера стала поэзия. Он словно передавал свои зрительные ощущения, писал уже не кистью, а словами. Не ждите, что у сложного художника вы встретите простые четверостишья, его стихи подобны монолитным блокам.

И наконец, чтобы познать Пикассо-отца, Пикассо-человека — прочтите «Моя жизнь с Пикассо» , авторства его бывшей жены, Франсуазы Жило . Художник всячески препятствовал публикации книги и три раза проиграл процесс. Мемуары описывают не только творчество Пикассо, но и его сложные отношения с женщинами. После выхода книги Жило художник прекратил отношения с их общими детьми.

Винсент Ван Гог

Возможно, мы бы никогда и не увидели прекрасных картин, если бы Винсент продолжил путь проповедника. За всю свою жизнь, он продал лишь одну работу – «Красные виноградники в Арле», и то своему брату, владельцу художественной галереи. Что касается многочисленных версий об отрубленном ухе, напомним наиболее вероятную: ухо Ван Гогу отрубил Гоген во время пьяного спора то ли «об истинной природе искусства», то ли из-за куртизанки Рашель. Но взмах шпаги сделал свое дело, мочку – отправили куртизанке, а шпагу, как предмет преступления, Гоген выкинул в Рону.

Много света пролили на жизнь художника «Письма к брату Тео» , от которого Винсент сильно зависел материально. В них можно почувствовать душевные муки и терзания художника.

Огромный вклад в популяризации художника внес Ирвинг Стоун . Книга написана в 1934 году. Ценность ее в том, что автор лично объездил все места, связанные с жизнью художника, и ему удалось пообщаться с теми, кто знал гения при жизни. Это одна из самых захватывающих историй о Винсенте Ван Гоге.

Его смело можно назвать королем эпатажа! Если гулять по Нью-Йорку — то только с двухметровым батоном, прийти на выставку лондонского вернисажа – только в водолазном костюме. Знакомство с Уолтом Диснеем подарило нам мультфильм «Destino» (Судьба). Вероятно, нет на свете такого дизайнера, который не мог бы назвать себя художником, но не каждый художник может стать дизайнером. Дали удавалось и то, и другое, чего стоит один только диван в виде губ. Ну и любоваться творчеством маэстро мы имеем честь с детства, эмблему для Чупа-Чупса придумал великий Дали. Гонорар, конечно, был не в денежном эквиваленте, он попросил руководство ежедневно высылать ему коробку леденцов.

Кто сможет рассказать о себе, лучше, чем ты сам. Дали был в этом уверен. «Дневник одного гения» — шокирующие откровения и признания, приправленные ироничным отношениям к жизни, позволяют взглянуть читателю на мир глазами великого испанца.

» — глазами сестры Аны Марии Дали . В книге опубликованы письма Дали своему близкому другуиспанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке и Ане Марии, которые сопровождены великолепными иллюстрациями, графическими работами и фотографиями, публикующимися впервые.

Человек, являющийся одним из самых дорогих художников в мире. Он не писал свои картины с помощью мольберта, палитры и кисти, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст, иногда сигаретами. Знаете ли вы, что страстным увлечением художника была кулинария? В голове не укладывается образ Поллока в фартуке, который печет блинчик, с образом пьяного дебошира с неуравновешенным характером.

«Ужин с Джексоном Поллоком: Рецепты, Искусство и Природа» . Книга вышла в свет благодаря находке Робин Ли – известного фотографа, которая путешествуя по всему миру, делает снимки для таких заказчиков как Kodak, Vogue и Harper`s Bazaar. В книге насчитывается более 50 рецептов, собранных из неразборчивых записей Джексона Поллока, его жены Ли Краснер и его матери Стеллы. Представлены его любимые блюда, известные еще с 50-тых годов: грибной соус для спагетти, мясной рулет и пирог с моллюсками, которых он сам ловил в заливе. И, конечно же, рецепт яблочного пирога, за который он даже получил награду на кулинарном конкурсе.

Стивен Нэйфи и Грегори Уайт Смит представили миру книгу «Джексон Поллок, американская сага» , которая экранизирована в 2000 году Эдом Хариссом, повествует обо всех взлетах и падениях художника.

Узнаваем по воздушному наполнению своих работ, Клод Моне — один из отцов импрессионизма. С 14-ти лет зарабатывал тем, что рисовал карикатуры знакомых и прохожих, которые были очень популярны в округе. Колесо фортуны развернуло жизнь художника, когда он выиграл в лотерею 100 тыс. франков, благодаря этому он смог оставить работу посыльного и посвятить себя живописи.

Французский историк, писатель и журналист Мишель де Декер известен как автор многих биографических исследований. Изданная им книга представляет собой жизнеописание французского художника, которого называли поэтом, сочиняющим гимны цвету и свету.

Стоя в галерее возле картины, которая вас не цепляет, просто переходите к другой. Найдите своего художника, который найдет отклик в вашем сердце, разделит ваш взгляд на мир и даже позволит посмотреть его глазами.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

УЧЕБНЫЕ РАБОТЫ

I. РИСУНКИ С НАТУРЫ

Геометрические тела

Геометрические тела

Шар в миске

Натюрморт из бытовых предметов

Натюрморт из бытовых предметов c чучелом птицы

Зарисовки отделыных предметов: бочка, табурет и стул

Зарисовки отдельных предметов: корзинка и чашка, ботинки

Драпировка на стуле

Натюрморт c драпировкой

Мужская голова

Женская голова

Мужская голова в четырех поворотах

Женская голова в трек поворотах

Зарисовки рук

Мужская фигура в трех поворотах

II. НАБРОСКИ

Стоящий мальчик. Набросок

Дети на прогулке. Композиционный бросок

Сидящий мальчик. Набросок

За столом. Композиционный набросок

Набросок белого медведя

Наброски кошки

Наброски львов

Наброски медвежат

Сосновые ветки (акварель)

Кузнечик (акварель)

Рисунок лесного пейзажа

III. КОМПОЗИЦИЯ

Эскиз композиции «В контошНе> (масло)

Лошадь в поле (акварель). Подготови-тельный этюд

Лошадь c жеребенком (акварель). Подготовительный этюд

Эскиз композицти «В конюшне»

Koнюшня. Подготовительная зарисовка

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

А. Л ы с е н к o. Рисунок натурщика

А. И в а н о в. Рисунок натурщицы

А. И в а н о в. Обнаженный мальчик

Ф. Б p y н и. Рисунок натурщтlков

П. Ч и c т я к o в. Рисунок натурщика

В. C e p o в. Начатый рисунок c натуры

В. С е р о в. IIпоконченный рисунок c натуры

А. И в a н o в. Голова девушки

А. И в а н о в. Голова левушки

Д. K a p д o в c к и й. Голова старика

H. К а с а т к и н. Голова мальчика

Г. В е р е й с к и й. Портрет Ершова

И. P e п и н. Портрет Баташевой

B. C e p o в. Лист из альбома

B. C e p o в. Наброски совы

B. B a т a г и н. Наброскп страусов

В. B a т a г и н. Наброски зайца

B. Серов. Дуб

Д. К а р д о в с к и й. Зарисовки сосен

B. C е p o в. Наброски пейзажей

B. C e p o в. Tpишкин кафтан. Зарисовка к композиции

B. C e p o в. Тришкин кафтап

Б. Я к o в л e в. Натюрморт

И. Х р у ц к и й. Натюрморт

Ш a p д e н. Натюрморт

Ш a p д e н. Натюрморт

B. C y p и к o в. Боярыня Морозова. Эскиз композиции

B. С у р и к о в. Боярыня Морозова.

В. С у р и к о в. Боярыня Морозова Эскизы композиции

B. С у р и к о в. Боярыня Лорозова_ Эскизы композиции

B. С у р и к о в. Боярыня Морозова.. Фрагмент композиции

В. С у р и к о в. Женская фигура co скрещенными руками. Зарисовка к картине «Боярыня Морозова»

В. С у р и к о в. Женская фигура со скрещенными руками. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

B. С у р и к о в. Странник. Этюд к кар-тине «Боярыня Морозова»

Р а ф а э л ь М о р г е н. Гравюра с фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

B книге помещены учебные работы учащихся Московской средней художественной школы при Художественном институте им. В_ И. Сyрикова Академии художеств СССР