Писатель ирвин шоу биография. Ирвин шоу биография

Ирвин Шоу (англ. Irwin Shaw , МФА: [ˈɝwɪn ˈʃɔ] Эруин Шо ; настоящее имя - Ирвин Гилберт Шамфорофф англ. Irwin Gilbert Shamforoff ; 27 февраля 1913, Нью-Йорк - 16 мая 1984, Давос) - американский писатель и киносценарист. Известность ему принёс первый его роман «Молодые львы».

Шоу родился в Южном Бронксе, в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Вскоре после рождения Ирвина семья переезжает в Бруклин и меняет фамилию на Шоу. Юность Шоу прошла в Бруклине, где в 1934 году он окончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра.

Шоу начал писать сценарии в 1935 году в возрасте 21 года, в том числе и для радиоспектаклей, например, «Дик Трейси». В 1936 году впервые был поставлен спектакль Шоу «Предайте мёртвых земле». В спектакле речь идёт о группе солдат, павших в бою. В 1940-х Шоу написал сценарии к нескольким фильмам: «Город говорит» (комедия, посвящённая теме гражданских свобод) и др.

Шоу поступил на военную службу в армию США и был уорэнт-офицером во время Второй мировой войны. «Молодые львы» - первый роман Шоу - был опубликован в 1949 году. Основанный на реальном опыте, полученном писателем за годы войны, роман оказался очень удачным и был экранизирован (Молодые львы, 1958) Экранизацию вряд ли можно назвать адекватной тексту, поэтому неудивительно, что Шоу она не понравилась.

Второй роман Шоу «Растревоженный эфир», описывающий рост маккартизма, был опубликован в 1951 году. После того, как его ложно обвинили в коммунистических убеждениях в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы» (Red Channels: The Report of Communist Influence in Radio and Television ), главы кинокомпаний занесли Шоу в чёрный список Голливуда. В 1951 году Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном в Париже и Швейцарии. В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).

Во время жизни в Европе Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), а также роман «Богач, бедняк» (1970), к которому позднее было написано неудачное, по мнению критиков, продолжение - «Нищий, вор». Снятый по роману «Богач, бедняк» сериал оказался исключительно успешным («Rich Man, Poor Man», 1976). В 1982 году на Литовской киностудии СССР также был снят телесериал «Богач, бедняк…» по этому роману.

Ирвин Шоу является обладателем ряда престижных премий и наград, включая две премии О. Генри, награду Американской академии искусств и литературы и три премии Плейбой. Шоу умер в Давосе в Швейцарии в возрасте 71 года.

Библиография

  • 1936 - «Предайте мёртвых земле» (пьеса)
  • 1937 - «Осада» (пьеса)
  • 1937 - «Бруклинская идиллия» (пьеса)
  • 1939 - «Моряк из Бремена» (сборник рассказов)
  • 1941 - «Добро пожаловать в наш город» (сборник рассказов)
  • 1944 - «Убийцы» (пьеса)
  • 1946 - «Акт доверия» (сборник рассказов)
  • 1949 - «Молодые львы»
  • 1950 - «Доверяй, но проверяй» (сборник рассказов)
  • 1951 - «Растревоженный эфир»/«Взвихрённый воздух» (роман)
  • 1956 - «Люси Краун» (роман)
  • 1957 - «Ставка на мёртвого жокея» (сборник рассказов)
  • 1960 - «Две недели в другом городе» (роман)
  • 1965 - «Голоса летнего дня» (роман)
  • 1965 - «Любовь на тёмной улице» (сборник рассказов)
  • 1970 - «Богач, бедняк» (роман)
  • 1973 - «Вечер в Византии» (роман)
  • 1973 - «Бог был здесь, но уже ушёл» (сборник рассказов)
  • 1975 - «Ночной портье» (роман)
  • 1977 - «Нищий, вор» (роман)
  • 1978 - «Пять десятилетий» (сборник рассказов)
  • 1979 - «Вершина холма» (роман)
  • 1981 - «Хлеб по водам» (роман)
  • 1982 - «Допустимые потери» (роман)

Сценарии И. Шоу к фильмам и фильмы, созданные по его произведениям

  • 1936 - Большая игра (англ. THE BIG GAME )
  • 1941 - Из тумана (англ. OUT OF THE FOG ) (пьеса, как основа сценария)
  • 1942 - Город говорит (англ. THE TALK OF THE TOWN ) (совместно с Сиднеем Бахманом)
  • 1942 - Трудный путь (англ. THE HARD WAY ) (совместно с Дэниэлом Фухсом и Джерри Уолдом)
  • 1943 - Коммандос атакуют на рассвете (англ. THE COMMANDOS STRIKE AT DAWN )
  • 1949 - Легкая жизнь (англ. EASY LIVING ) (автор сюжета, совместно с Чарльзом Шнее)
  • 1949 - Ошибочный шаг (англ. TAKE ONE FALSE STEP ) (автор сюжета, совместно с Честером Эрскином и Дэвидом Шоу)
  • 1951 - Ты мне нужна (англ. I WANT YOU )
  • 1953 - Акт любви (англ. ACT OF LOVE )
  • 1954 - Улисс (англ. ULYSSESS ) (совместно с другими)
  • 1956 - Война и мир (англ. WAR AND PEACE ) (не аккредитован) - фильм 1956, по роману Л. Толстого, реж. Кинг Видор и Марио Сольдати
  • 1957 - Ставка на мертвого жокея (англ. TIP ON A DEAD JOCKEY
  • 1957 - Огонь из преисподней (англ. FIRE DOWN BELOW )
  • 1958 - Молодые львы (англ. THE YOUNG LIONS ) (роман, как основа сценария)
  • 1958 - Любовь под вязами (англ. DESIRE UNDER THE ELMS ) (по пьесе Юджина О’Нила, реж. Делберт Манн)
  • 1958 - Плотина у Тихого океана/ Суровый возраст (фр. Barrage contre le Pacifique / англ. THIS ANGRY AGE/ THE SEA WALL ,совместно с Рене Клеманом, по одноименному роману М. Дюрас)
  • 1961 - Большая афера (англ. THE BIG GAMBLE )
  • 1962 - Две недели в другом городе (англ. TWO WEEKS IN ANOTHER TOWN ) (роман, как основа сценария)
  • 1963 - Во французском стиле (англ. IN THE FRENCH STYLE ) (совместное производство)
  • SURVIVAL 1967, 1968
  • 1969 - Их было трое (англ. THREE ) (автор сюжета)
  • 1980 - Вершина холма (англ. THE TOP OF THE HILL ) (телесериал, по адаптированному роману)
  • 1982 - Богач, бедняк… (СССР; режиссёр: Арунас Жебрюнас) (4 серии)

Ирвин Шоу - фото

Годы жизни: с 27.02.1913 по 16.05.1984

Ирвин Шоу - американский писатель - романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Настоящее имя писателя - Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.

В юности он испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».

В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.

Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена».

В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.

С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.

В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).

Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.

Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».

В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот«чёрный список» только «слегка контузил» его карьеру.

Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.

В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».

Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).

Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.

Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.

К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).

«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.

После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.

В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.

В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.

В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.

Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».

Библиография

* The Young Lions, рус. пер. 1962
* (Взбаламученный воздух, Взвихренный воздух) The Troubled Air
* Lucy Crown
* Two Weeks in Another Town
* Voices of a Summer Day
* Rich Man, Poor Man рус. пер. 1979
* Evening in Byzantium , рус. пер. 1976
* Nightwork
* Beggarman, Thief рус. пер. 1986
* The Top of the Hill
* Bread upon the waters
* Acceptable Losses

* Предайте мёртвых земле 1936
* Осада1937
* Бруклинская идиллия1937
* Убийцы1944

Сборники рассказов

Сборник Матрос из Бремена Sailor off the "Bremen"
Рассказы
* Я - за Дэмпси!
* Девушки в летних платьях
* Возвращение в Канзас-Сити
* Помощник шерифа
* Вторичная закладная
* Вперед, только вперед, если ты вышел на поле!
* Прогулка по Чарлз-ривер
* Санта-Клаус
* Памятник
* Греческий генерал
* Мой бутончик!
* Клубничное мороженое с газировкой
* Хозяин
* Маленький Генри Ирвинг
* Прекрати наседать, Рокки!
* Живущие в других городах
* Я стану оплакивать их в грядущем
* Район кладбищ

Сборник Добро пожаловать в город!
Рассказы

* Город погрузился в полную темноту
* Основные течения американской мысли
* Пробежка на восемьдесят ярдов
* Добро пожаловать в город!
* Сознание, не отягощенное преступлением
* Главный свидетель
* Дом страданий
* Торжество правосудия
* Мнение, рожденное ночью
* Поиск на городских улицах
* Избранная клиентура
* Индеец в разгаре ночи
* Это случилось в Рочестере
* Твердая скала принципа
* Цена обещания
* Лемке, Погран и Блауфокс
* Обед в дорогом ресторане
* Сетования мадам Решевски
* Образец любви

Сборник Акт доверия
Рассказы

* Проповедовать на пыльных дорогах
* Глубокое доверие
* Судьба пулеметчика
* Когда ноет душевная рана
* Гамлеты всего мира
*
* Роль в пьесе
* Священник
* Ночь в Алжире
* Медаль из Иерусалима
* Ветераны вспоминают
* Акт веры

Сборник
Рассказы

* В плену у бессонницы
* Страсти младшего капрала Хокинса
* Встреча вдов
* Однорукий
* Обнаженная в зеленых тонах
* Предайте павших земле

Сборник Доверяй, но проверяй

Сборник
Рассказы

* Ставка на мертвого жокея
* Скверная истори
* В чисто французском стиле
* Питер Второй
* Суеверие в век здравомыслия
* Поцелуй у Кротонского водопада
* Тогда нас было трое
* Солнечные берега реки Леты
* Свадьба друга
* Из Америки в Европу, из Европы в Америку
* Марш, марш на поле...
* Приговор присяжных: невиновен
* Вторая закладная
* Чистая совесть – надежный щит
* Сколько прекрасных цветов...
* В разгар бессонницы

Сборник Love on a dark street
Рассказы

* Человек, который женился на француженке
* Обитатели Венеры
* Городские звуки
* Год на изучение языка
* Любовь на темной улице
* Однажды в Алеппо
* Круг света
* Мечтательная, нежная, веселая
* Настрой свое сердце на каждый голос
* Золотистый лютик у края могилы

Сборник
Рассказы

* В грядущем о бывалом не замолчат
* Неслышные голоса
* Раствор Маннихона
* Неудачная суббота
* Бог был здесь, но уже ушел
*...Где мудро все и справедливо...
* Это случилось в Рочестере
* Священник
* Морской бог
* Встреча вдов

Сборник Пять десятилетий Short Stories: Five Decades

Сборник Полное собрание рассказов

Экранизации произведений, театральные постановки

* Большая игра
* Весь город говорит
* Коммандос атакуют на рассвете
* Сделай один ложный шаг
* Я хочу тебя
* Закон и Джейк Уэйд
* Молодые львы
* Большая игра
* Две недели в другом городе
* Богач, бедняк (сериал)
* Девушки в летних платьях и другие истории Ирвина Шоу [ТВ]
* Женщины и мужчины 2: В любви нет правил [ТВ]

Годы жизни: с 27.02.1913 по 16.05.1984

Ирвин Шоу - американский писатель - романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу не только неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Биография
Настоящее имя писателя - Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина, семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу. Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.

В юности он испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».
В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу. И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.
Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу, собранные в книге «Матрос с «Бремена»».
В 1940-х Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.

С началом Второй мировой войны, пацифист Шоу, пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.
В течение 1950-х Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).
Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того, как Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.

Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».

В 1951 г. Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Шоу заявит, что этот чёрный список только «слегка контузил» его карьеру.
Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу, полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.
В 50-60-е годы Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу, «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».

Во время жизни в Европе, Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).

Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.
Классикой американской литературы и лучшим произведением Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.

К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).

«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.

После выхода романов «Богач, бедняк » и «Нищий, вор » на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.
В романе «Вечер в Византии» Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.

В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу-новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.

В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.

Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».

Американский писатель - романист, новеллист, драматург. Ирвин Шоу стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературу в обманчиво простую форму занимательной беллетристики. Романы Ирвина Шоу неизменно становились бестселлерами, многократно переиздавались и экранизировались, и вошли в золотой фонд литературы ХХ века.

Настоящее имя писателя - Ирвин Гилберт Шамфорофф (Irwin Gilbert Shamforoff). Писатель родился в США, в Южном Бронксе Нью-Йорка, в семье евреев-иммигрантов из России. Вскоре, после рождения Ирвина , семья переезжает в Бруклин, и меняет фамилию на Шоу . Детские и юношеские годы писатель провел в Бруклине, где в 1934 г. окончил Бруклинский колледж, со степенью бакалавра.

В юности Ирвин Шоу испытал сильное воздействие духовного климата "красных тридцатых"; увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. После окончания Бруклинского колледжа (1934) Ирвин Шоу зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов для популярных шоу «Энди Гамп» и «Дик Трейси».

В 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатилетнего американца, которая называлась «Предайте мертвых земле». Это был дебют Ирвина Шоу . И в США, и в СССР его узнали одновременно, но по-настоящему в нашей стране этого писателя открыли совсем недавно. Через год пьесу Ирвина Шоу «Предайте мертвых земле» поставили на Бродвее. Свое неприятие войны Ирвин Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу.

Свои первые рассказы Ирвин Шоу публикует в журналах «Нью-йоркер» и «Эсквайр». Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева, дают почувствовать рассказы Шоу , собранные в книге «Матрос с «Бремена».

В 1940-х Ирвин Шоу пишет сценарии к нескольким фильмам.

С началом Второй мировой войны, пацифист Ирвин Шоу , пошел добровольцем на фронт; несколько лет был военным корреспондентом. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы», на долю которого выпал огромный успех – он стал бестселлером, и был, к тому же, высоко оценен критикой. Роман Ирвина Шоу стоит в ряду лучших произведений о Второй мировой войне. «Молодые львы» выделяется среди других «военных» романов, поскольку Ирвин Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. «Молодые львы» содержат в себе приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Ирвина Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Ирвином Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. Роман был экранизирован в 1958 году.

В течение 1950-х Ирвин Шоу написал несколько киносценариев, в том числе «Любовь под вязами» (на основе пьесы Юджина О’Нила) и «Огонь из преисподней» (о трамповом судне в Карибском море).

Второй роман «Взбаламученный воздух» (Растревоженный эфир) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Роман был опубликован в 1951 г. после того как Ирвин Шоу ложно обвинили в коммунистических убеждениях, в нашумевшей антикоммунистической публикации «Красные каналы». Главы кинокомпаний занесли Ирвина Шоу в чёрный список Голливуда.

Уроки Хемингуэя чувствуются во всех книгах Шоу , определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек становится «крепче на изломе».

В 1951 г. Ирвин Шоу покинул США и уехал в Европу, где прожил 25 лет, в основном, в Париже и Швейцарии. Позже Ирвин Шоу заявит, что этот«чёрный список» только «слегка контузил» его карьеру.

Отшлифованная до совершенства проза, столь типичная для Ирвина Шоу , полностью заблистала в его поздних, более крупных работах. Однако, она прекрасно звучит и в ранних коротких рассказах, которые, как известно, являются одним из наиболее сложных литературных жанров.

В 50-60-е годы Ирвин Шоу создал немало прекрасных образцов «малой прозы». Новеллы Шоу отличаются изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. За первым сборником новелл Шоу , «Матрос с "Бремена"», последовали «Добро пожаловать в большой город!» (1942), «Акт доверия» (1946), «Пестрая компания» (1950), «Ставка на мертвого жокея» (1957), «Любовь на темной улице» (1965), «Господь был здесь, но рано ушел» (1973), а в 1982 году вышло «Полное собрание рассказов».

Во время жизни в Европе, Ирвин Шоу написал ряд книг: «Люси Краун» (1956), «Две недели в другом городе» (1960), «Воспоминания утраты» (1982).

Как и многие новеллисты 40-50-х годов, Шоу двигался в фарватере Хемингуэя, разрабатывая щедрые художественные возможности подтекста, недосказанности, используя метод «объективного описания», для передачи нюансов психологии. В лучших рассказах Ирвина Шоу любовь к простым американцам сочетается с обеспокоенностью - нарастает потребительское мироощущение, мелочные заботы, стандартизируются поступки, мысли, ориентиры. Персонажи его новелл ведут вполне благополучное существование, но в один прекрасный день их вдруг охватывает чувство неподлинности образа жизни, еще совсем недавно представлявшегося естественным и разумным.

Классикой американской литературы и лучшим произведением Ирвина Шоу считается роман «Богач, бедняк» (1970) - семейная хроника послевоенных лет, изображающая американский национальный характер и отдельные человеческие судьбы на фоне значительных общественных событий. В романе Ирвина Шоу воспроизведены существенные черты послевоенной американской жизни, и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. В Америке истинный американец - это человек, который "сам себя сделал". Ирвин Шоу предлагает познакомиться с людьми, которые сами себя разрушали, ибо верили в ложные идеалы, гнались за псевдоценностями. Роман не раз экранизирован кинематографистами различных стран. Фильм, поставленный на Рижской студии по роману «Богач, бедняк», пользовался огромным зрительским успехом и в России.

К продолжению саги Шоу вернулся лишь через семь лет, в романе «Нищий, вор». В промежутке им создано два романа: «Вечер в Византии» (1973) и «Ночной портье» (1975).

«Нищий, вор» - вторая часть дилогии о Джордахах. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как "богач" Рудольф, и бунтарскую, как "бедняк" Томас, а затем его сын, Весли, мстящий за гибель отца.

После выхода романов «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» на русском языке, имя Ирвина Шоу заняло едва ни первую строчку популярности в нашей стране среди зарубежных писателей.

В романе «Вечер в Византии» Ирвин Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и, выросшей на этой почве, «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.

В сборнике «Пять десятилетий» (1978) представлены лучшие новеллы писателя, отличающиеся изяществом стиля и точностью характеристик - и психологических, и социальных. Ирвин Шоу - автор, обладающий поистине уникальной способностью соединять в своих произведениях глубину, увлекательность напряженной интриги и поразительное знание человеческой психологии. Умело выстроенный сюжет, захватывающая интрига, отшлифованные до совершенства диалоги, яркие образы персонажей и эмоциональный накал чувств - все это составляющие неповторимого стиля Шоу -новеллиста. Он стал одним из немногих писателей, способных облекать высокую литературную суть в обманчивую простую форму занимательной беллетристики.

В романе "Хлеба по водам" (1981) отчетливо видно дарование Шоу , умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.

Ирвин Шоу останется в истории американской литературы как автор книг, отмеченных истинным гуманизмом, проникнутых реальной болью и тревогой за человека, уверенностью в том, что человек, говоря словами Фолкнера, «выстоит и восторжествует».

Имя: Ирвин Шоу (Ирвин Шамфорофф)

Возраст: 71 год

Деятельность: писатель, сценарист

Семейное положение: был женат

Ирвин Шоу: биография

Американский писатель и драматург Ирвин Шоу обладал поистине уникальной способностью соединять в произведениях глубину и напряженную интригу. Он умело выстраивал сюжет, отшлифовывал до совершенства диалоги, рисовал яркие образы персонажей. Шоу – один из немногих писателей, способных облекать высокий смысл в простую и увлекательную форму. За свою жизнь он написал множество захватывающих рассказов и романов, которые не теряют популярности до сих пор.

Детство и юность

Настоящее имя Ирвина Шоу – Ирвин Гилберт Шамфорофф, родился в Нью-Йорке, в Южном Бронксе. Рос в семье евреев-эмигрантов из России. Через короткое время после рождения Ирвина семья переезжает в Бруклин. Именно в этом городе прошло детство и юношеские годы будущего писателя.


Родители соблюдали еврейские традиции, но стремились к ассимиляции. Поэтому они сменили фамилию на Шоу, когда Ирвину исполнилось 10 лет. Мальчик гордился еврейскими корнями, поэтому отказывался менять фамилию до окончания школы. Больше того, Ирвин настоял на проведении ритуала бар-мицвы, хотя и не отличался особенной религиозностью.

Отец Уилл стал жертвой Великой депрессии и разорился. По достижении 14 лет юноша подрабатывал на фабрике и в магазинах, Ирвин и его мама Роуз вынуждены были содержать семью. Юноша закончил колледж Бруклина и получил степень бакалавра. В возрасте 21 года Шоу начинает писать сценарии для популярных радиошоу, к примеру, «Дик Трейси». Именно так началась его литературная карьера.

Литература

В 1936 году поставлена первая пьеса Ирвина Шоу – «Предайте мёртвых земле», представление проходило в Нью-Йорке. В произведении рассказывается о группе солдат, которые пали в бою, защищая Родину. Оглушительный успех спектакля принес Ирвину возможность подписать выгодный контракт.


Благодаря этому Шоу непродолжительный период времени работал сценаристом в Голливуде. Он продолжал писать сценарии, но проза привлекала его значительно больше. Писатель буквально сразу осознал, что коммерческий кинематограф противоречит его личным литературным устремлениям. Тем не менее, продолжал писать сценарии для кино, чтобы заниматься серьёзной литературной работой.

После этого произведения Шоу считали радикалом и пацифистом, однако в его последующих книгах и рассказах проглядывается идея о том, что необходимо сопротивляться злу.


Когда писатель вернулся в Нью-Йорк, его рассказы на социальную тематику публиковали во влиятельных изданиях: «Нью-Йоркер» и «Эсквайр». В 1940 году Шоу написал сценарии к нескольким фильмам, известной комедией стала «Город говорит». Произведение посвящено теме гражданской свободы.

В сборниках рассказов «Матрос с Бремена» и «Добро пожаловать в наш город» отражены социальные конфликты и этническая разнородность Нью-Йорка того времени. Еврейские иммигранты описаны с остроумной наблюдательностью и юмором. Эти книги освещают тему антисемитизма, показанного как высшая степень зла и несправедливости.


Что касается рассказа «Жители иных городов», в нём действия разворачиваются в 1918 году в городе Киеве. Произведение написано от лица молодого художника-еврея. После погрома он понимает, что творчество – это не самое главное в жизни. Художник отвергает покорность отца и начинает беспощадно мстить.

Критики выделяли в первых сборниках Ирвина Шоу гениально построенный сюжет и стилистическую насыщенность. Автора называли талантливым писателем молодого поколения.


Первый роман Ирвина «Молодые львы» был опубликован в 1949 году. Основан он на реальных событиях, произошедших с писателем в военные годы. Произведение оказалось удачным и в будущем было экранизировано. Сюжет получившейся экранизации сильно отличался от оригинала, поэтому работа Шоу не понравилась.

Второй по счету роман Ирвина под названием «Растревоженный эфир», где описывается рост маккартизма, опубликован в 1951 году.


После ложных обвинений в коммунистических взглядах в антикоммунистической публикации «Красные каналы» Шоу занесен главами кинокомпаний в чёрный список Голливуда. В 1951 году писатель покинул США и переехал в Европу, где проживал около 25 лет. В эмиграции Шоу создал несколько сценариев для кино и романов, они буквально сразу превратились в бестселлеры. Среди них:


«Две недели в другом городе», произведение написано в 1960 году. Книга заставляет задуматься и переосмыслить жизнь. Писатель размышляет о том, что настало время что-то изменить и попытаться исправить прошлые неудачи, но одновременно сомневается по поводу перемен.

«Богач, бедняк», созданное в 1970 году, к которому позднее написано неудачное, по словам критиков, продолжение - «Нищий, вор». По этому роману в 1976 году был снят сериал, заслуживший исключительную успешность. В 1982 году Литовская киностудия СССР также экранизировала «Богача, бедняка».


Ирвин Шоу – обладатель ряда весомых наград. Писатель получил две премии О. Генри, которые выдаются за лучший рассказ. Шоу удостоен награды «Американской академии искусств и литературы». Получил также 3 премии Плейбой. В 1943 году был номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

Личная жизнь

Во время Второй мировой войны, в 1942 году, писатель ушел на фронт и служил в армии Америки, был уорент-офицером. Служил в специальном подразделении, которое состояло из творческих личностей, рассказывающих о событиях на фронте. Шоу воевал в Северной Африке и Европе, являлся одним из освободителей Парижа.


Ирвин женился на писательнице романтических произведений. Его жена Мэриан Эдвардс в 1950 году родила сына, его назвали Адамом. Мальчик - единственный ребенок в семье, больше детей у Шоу не было. Впоследствии сын Ирвина стал журналистом и писателем.

Смерть

В начале 80-х годов у Шоу диагностировали рак предстательной железы, что и стало причиной смерти. 16 мая 1984 года он скончался в больнице Давоса, после бесполезного курса лечения. Смерть настигла писателя в возрасте 71 года.


Шоу пользовался большой популярностью: тираж книг писателя превысил 14 млн. Его произведения переведены на 25 языков, множество из них экранизировано. Тем не менее, с 50-х годов критики относились к Ирвину пренебрежительно. К примеру, Л. Фидлер назвал его книги «полуискусством». И только после смерти писателя биография и творчество Шоу начали серьезно изучаться.

Библиография

  • 1936 - «Предайте мёртвых земле» (пьеса)
  • 1937 - «Осада» (пьеса)
  • 1937 - «Бруклинская идиллия» (пьеса)
  • 1939 - «Моряк из Бремена» (сборник рассказов)
  • 1941 - «Добро пожаловать в наш город» (сборник рассказов)
  • 1944 - «Убийцы» (пьеса)
  • 1946 - «Акт доверия» (сборник рассказов)
  • 1949 - «Молодые львы»
  • 1950 - «Доверяй, но проверяй» (сборник рассказов)
  • 1951 - «Растревоженный эфир»/«Взвихрённый воздух» (роман)
  • 1956 - «Люси Краун» (роман)
  • 1957 - «Ставка на мёртвого жокея» (сборник рассказов)
  • 1960 - «Две недели в другом городе» (роман)
  • 1965 - «Голоса летнего дня» (роман)
  • 1965 - «Любовь на тёмной улице» (сборник рассказов)
  • 1970 - «Богач, бедняк» (роман)
  • 1973 - «Вечер в Византии» (роман)
  • 1973 - «Бог был здесь, но уже ушёл» (сборник рассказов)
  • 1975 - «Ночной портье» (роман)
  • 1977 - «Нищий, вор» (роман)
  • 1978 - «Пять десятилетий» (сборник рассказов)
  • 1979 - «Вершина холма» (роман)
  • 1981 - «Хлеб по водам» (роман)
  • 1982 - «Допустимые потери» (роман)