Педагогический проект по хореографии. Проектирование образовательной среды хореографического коллектива как средство развития компетенций обучающихся

Номинация «Первые шаги в науке»

В данной работе я хочу вам рассказать о современных танцах. Я уже третий год занимаюсь в танцевальном кружке. На занятиях нам рассказывали о разных видах танца. Мне стало интересно более подробно узнать о современных танцах.

Объект исследования: танец.

Предмет исследования: современные танцы.

Цель проекта: рассмотреть историю и стили современного танца.

Задачи:

  • Рассмотреть историю возникновения современного танца.
  • Ознакомиться со стилями современного танца.
  • Обобщить результаты и сделать выводы.

Этапы проектной деятельности:

1. Изучение материалов о танцах.

2. Обобщение наблюдений, выводы.

3. Составление презентации.

4. Выступление с проектом в классе.

Гипотеза исследования: танец является средством внутренней и внешней гармонизации личности.

«Говорят, что танец - это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки,ритмичные движения - это танец. Это первичное искусство - самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, для того чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве.

Танец - самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдателяэто беспорядочная последовательность различных движений, которую почти невозможно запомнить.

С доисторических времён художники и скульпторы пытались отразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не, могли предать основное свойства танца - движение. Без движения танец был мёртв». Эти слова Джин Келли произнёс в фильме «Всё это танец», где он рассказывает, как начинался и развивался современный танец.

В школе танцев Essentia царит теплая, полная энергии и жизни атмосфера. Это не просто студия танца, а настоящий клуб людей, объединенных любовью к танцам, желанием работать над своим телом, пробуждать в себе вдохновение и творить, с каждым днем становясь все прекрасней!

Стили современного танца.

Выделяют стилевые особенности основных направлений «Street dance», музыкальные темпы и характерные базовые движения:«Hip-hop», «Disco», «Techno», «Breaking», «Electric Boogie», «King Tut», «Locking».

Вывод

  • Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.
  • Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце.
  • Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них.

Проект «Современные танцы»

Лимаренко Наталия Александровна

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №22 города Нижневартовска

Проектная деятельность в школьной хореографической студии

Хореография является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие школьников. В то же время исследования ученых показывают, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления – отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий. Видимо, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность учащихся в системе дополнительного образования школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала духовному становлению, эстетическому развитию школьников, становилась для них ценностно-значимой.

Одним из способов решения может служить использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах школьной хореографической студии.

Проектный метод дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают в обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, музыка, мировая художественная культура.

Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микро - исследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.

Формы обучения при этом могут быть разными: групповыми и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий и без них. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.

За три года обучения мои воспитанники - учащиеся старшей группы хореографической студии разработали проекты как краткосрочные (групповые проекты «История хореографии», «Балет в России», «Особенности танцев коренных народов Севера»), так и долгосрочные (индивидуальные проекты «Моделирование исторического костюма», «Парадоксы судьбы Кармен», «Современный костюм для современного танца», «Времена и люди в зеркале»)

Вне зависимости от вида проекта структура проектировочной деятельности отражает следующий алгоритм действий:

Целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

Моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

Конструирование (определение и обоснование условий и средств достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

Реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

Анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).

На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Пример ученического проекта «Парадоксы судьбы Кармен» (фрагмент ).

Ученица 9 класса решила выяснить, в чем загадка Кармен. Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? Откуда образ Кармен появился в нашей культуре?

Вступление .

Кармен… Каждый человек в своей жизни хоть раз слышал это имя. Когда мы произносим слово «Кармен», сразу возникают ассоциации: сочетание черного с красным, страсть, смешанная с трагизмом, жгучий огонь и яркая роза, хабанера и Испания. «Кармен» - это бесценное произведение, которое написал известный писатель Проспер Мериме. Кармен» - это опера Бизе. «Кармен» -это многочисленные фильмы режиссеров разных стран.

Определение цели и задач.

Цель работы: исследовать особенности образа Кармен как культурного символа в разных жанрах литературы и искусства

Выяснить, как менялся образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Исследовать особенности трактовки характера героини средствами разных видов искусства: оперы, балета, кинематографа.

Основной этап.

Сравнительный анализ новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе.

В новелле Проспера Мериме "Кармен" много загадочного и странного - такого, о чем опера, в силу особенностей своего жанра, просто не в силах рассказать.

1.Трехмерное изображение Кармен в художественном произведении. Образ Кармен формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Трое повествователей - мужчины, каждый из которых по-своему участвует в описании портрета и характера героини.

2. Символика образа Кармен связана с фольклорно-мифологическим комплексом, причем, не только с испанским.

3.Мериме не идеализирует свою героиню. В отличие от писателя Бизе облагородил Кармен, устранил в ее характере такие черты, как хитрость и воровскую деловитость, но подчеркнул в ней прямоту чувств, независимость, свободолюбие. Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

4. Парадокс художественной судьбы Кармен заключается в том, что оперная героиня в значительной степени заслонила образ, созданный Мериме.

Кармен «поэтическая».

Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Гарсиа Лоркой. Интересно проследить, как преобразовался образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Трансформация образа в балете «Кармен-сюита» в сравнении с оперой Ж.Бизе

«Кармен-сюита» в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась «окраска конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и музыкальных акцентов. Изменения эти определены различием жанров оперы и балета. Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.

Приключения Кармен в кинематографе. Анализ трактовок образа разными режиссерами (Сессиль де Миль, Карлос Саура, Франческо Росси, Александр Хван, Андрей Жолдак) Заключение

Нередко писатели, поэты, композиторы и художники обращаются к вечным образам литературы и искусства. Каждый автор имеет право на то, чтобы привнести в уже существующий образ другие черты, а прежние и вовсе убрать. Так называемые «бродячие» сюжеты и образы интересны во всем многообразии этих преобразований. Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен. Он лубоко укоренился в мировой гуманитарной традиции, известен очень давно, и до сих пор интерес к этому персонажу не гаснет. Образ Кармен, как всякий культурный символ, используется на самых разных уровнях: высокого искусства, поп-арта и даже бытового поведения.

Работа над проектом является чрезвычайно эффективной, так как способствует формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно, готовит к обучению в средних специальных и высших учреждений хореографической направленности.

Коллеги, совсем не давно я объявила об открытии на сайте новой рубрики «Публикации». И хочу представить Вашему вниманию первую публикацию этой рубрики творческий проект «Постановка современного танца «Ветер перемен».

Цель проекта дать воспитанникам знания о законах драматургии и сформировать умения применить их на практике.

У выпускников часто возникает мысль, можно ли попробовать свои силы в постановочной работе. Именно эта идея и была положена в основу нашего проекта.

Цель проекта — формирование специфически танцевального видения, мышления и творчества в области телодвижений человека, при подходе к музыке, сценическому костюму, оформлению сцены.

В данном проекте происходит переоценка своих знаний и умений, возникает желание научиться чему-то новому.

Презентация проекта

Работа над проектом проходила по определенному плану.

1. «Не говори: «Дайте мне тему». Говори: «Дайте мне глаза».

Первоначально рассматривались темы: «Притяжение», «Пиджак», «Окно», «Ветер перемен». После обсуждения остановились на теме «Ветер перемен», которая актуальна в современном обществе, среди молодого поколения.
Основная идея танца — девичья дружба, которая преодолевает все сложности жизни: невзгоды, зло, предательство.

2. Программа танца нашла свое развитие в композиционном плане, который в свою очередь раскрывался и обогащался музыкальным сопровождением с учетом законов драматургии:

1). Экспозиция.
Современное время. Трое девушек и парень общаются мирно друг с другом. Парень высказывает свои симпатии к одной из девушек.

2). Завязка.
Внезапно налетела буря – «зло» в виде одного персонажа.

3). Пути к кульминации:
— действие № 1 – происходит борьба. Парень помогает девушкам преодолеть бурю — «зло». Ветер стихает. «Зло» превращается в «добро».
— действие № 2 – парень изменяет своей девушке, оказывая знаки внимания другой. Девушки ссорятся между собой, прогоняя от себя парня.

4). Кульминация – борьба с собой. Или простить бывшую подругу или стать врагами?

5). Развязка – девушки мирятся. Побеждает дружба, связывающая их долгие годы.

3. «Увидеть» музыку сквозь призму хореографического мышления¬ — одна из задач авторов проекта.

Музыкальная основа непосредственно служила обрисовке характеров и переживаний, развитию действия, способствовала раскрытию содержания и драматургических конфликтов.
Музыка подбиралась к отдельным частям танца, затем выполнялся анализ и обсуждение выбранных музыкальных произведений, и против них выстраивалась линия будущего танцевального сюжета.
Выбранные части, музыкальные эффекты соединялись в общую фонограмму.

4. Сочинение танцевального текста заключалось в поиске и отборе основных содержательных пластико-динамических мотивов для рук, ног, головы, корпуса, следуя строго за музыкой, слушая ее и делая то, что она «предлагает» к каждой части постановки.
Делать — значит мыслить невербально, мыслить именно танцевально. В этом и состоит сущность балетмейстерской профессии — мыслить танцевально.

5. У танца всегда есть определенное место в пространстве. В зависимости от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца главные персонажи перемещаются разными способами: по прямым линиям; зигзагами; по изогнутым линиям.
Каждый последующий рисунок танца вытекает из предыдущего. Схема постановки, нанесенная на квадраты, позволяла увидеть соотношение танцующих в пространственном решении сценической площадки.

6. Постановочная — репетиционная работа обычно начинается, со знакомства коллектива со сценарием и распределением исполнителей на роли. В данном случае авторы являются и исполнителями танца.
По ходу передачи текста и пространственного строения танца появлялись дополнения, уточнения.
« … техника не самоцель, а средство воплощения образа, и поэтому пользоваться ею нужно ради содержания, а не ради нее самой».

7. Проектирование танцевального костюма — отбор качеств, свойств, форм, фактурной поверхности материалов, способности их меняться во время того или другого сценического освещения, которые соответствовали бы выбранному музыкально-танцевальному образу.
Вариант № 1 — подчеркивает стиль, движения танца.
Данный костюм планировался с учётом того, чтобы не мешать и не сковывать движения исполнителя.

8. В сценическом оформлении учитывалось освещение, которое играет определенную художественную роль. Свет помогает ярче подчеркнуть наибо¬лее значительные моменты действия, выделить то, на чем должно быть сосредоточено внимание зрителей.
Предполагалось использовать свет в таких моментах как выход «зла» – полумрак и лишь луч света освещает «зло»; победа добра над «злом» — яркий свет.

Здоровьесберегающий аспект в проекте – это учёт индивидуальных особенностей, определенной физической выносливости исполнителей, а так же не допускание перегрузки мышечной системы.

При проведении занятий и, особенно, при выполнении сложных поддержек, неукоснительно соблюдалась техника безопасности — осуществлялась помощь, страховка.

В пошиве костюмов старались использовать экологически чистые материалы.

На реализацию проекта было затрачено около 9 тысяч рублей.

Практическая значимость проекта:

1.В результате работы над темой проекта научились правильно находить нужную информацию в сети Интернет, в книгах и журналах.

2.Овладели умениями постановочной работы, основываясь на законы драматургии хореографического произведения, взаимосвязи музыки с танцевальными образами, действия с образностью костюмов и сценической среды.
Мы научились ставить современный танец, получая при этом эстетическое наслаждение и удовлетворение от результатов своей деятельности в новой для нас области.

3.При помощи программы Power Point освоили новые навыки работы с презентацией и ощутили важность представления итогов своей работы в красочном и привлекательном для просмотра виде.

В проекте были использованы следующие информационные источники:

— печатные издания:
— Интернет ресурсы.

Наш танец готов и мы представляем его вашему вниманию!

С уважением, Наталья Довбыш

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА 36-ОЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС СID UNESCO

ПО ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

"Хореографический портрет" как инструмент творческого развития личности ребенка

Санкт-Петербург 2013

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-ребенка, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, его вовлеченность в культуру через хореографическое творчество.

В рамках данной модели необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для ребенка весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом».

Примерная анкета участника проекта:

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Назови сильные и слабые стороны твоего характера.
  4. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»?
  5. Какую музыку ты предпочитаешь?
  6. Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся?
  7. Какой художественный образ тебе близок?

Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.

В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства развития личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация предлагаемого проекта предполагается посредством рабочей программы по курсу «Художественный образ в хореографии» (см. стр. 11).

Разделы, входящие в рабочую программу курса «Художественный образ в хореографии»:

  1. история танца;
  2. история сценического костюма;
  3. имиджелогия и основы актерского мастерства;
  4. «музыкальная азбука»;
  5. основы визажа.

Формы работы:

  1. коллективная творческая деятельность;
  2. индивидуальные занятия;
  3. мастер-классы;
  4. тренинги;
  5. беседы.

Целевая группа: участники хореографического коллектива «Планета».

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Игры, конкурсы.
  7. Поклон.

Срок реализации проекта – 3 года. Данная образовательная программа рассчитана на три учебных года, по окончании которых участник проекта получит портфолио.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация образовательной программы проходит ежегодно в три этапа.

Первый этап. Подготовительный:

  • распространение информации о проекте;
  • организация собрания родителей и педагогов;
  • отбор участников проекта;
  • заполнение анкеты на каждого учащегося.

Второй этап. Основной:

  • проведение педагогами творческих занятий;
  • проведение бесед, мастер-классов, тренингов педагогами;
  • проведение фотосессий и создание видеоклипов учащихся;
  • проведение отчетных концертов;
  • освещение хода реализации проекта на сайте Центра;
  • создание портфолио участников проекта.

Третий этап. Заключительный:

  • проведение встречи участников проекта (педагогов, родителей) с целью проведения анализа результатов проекта;
  • внесение изменений в план работы.

При реализации проекта возможно влияние следующих негативных факторов:

  • неуверенность учащихся в своих силах;
  • появление скованности и стеснения у ребенка при создании индивидуального номера;
  • неадекватное восприятие родителями цели и задач проекта.

Для того чтобы преодолеть перечисленные проблемы необходима тесная взаимосвязь педагог-родители-ребенок, а также в ходе реализации проекта необходимо постоянно учитывать возрастные, эмоциональные, психологические и прочие особенности каждого ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проект «Хореографический портрет» будут приглашены желающие участники хореографического коллектива «Планета».

Реализация проекта предполагается по специально разработанной авторской рабочей программе. Выдержки из программы:

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Уроки с предметами

Резерв

Итого

Теория.

Практика.

Тема 2. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория.

Практика. Изучение п

Тема 3. Партерная гимнастика .

Теория.

Практика.

Тема 4. Основы акробатики.

Теория.

Практика.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория.

Практика.

Тема 6. Уроки с предметами

Теория.

Практика.

Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.

Практика.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Теория.

Практика.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория.

Практика.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 9. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 10. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Создание художественного образа в истории хореографии

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии

Партерная гимнастика

Создание художественного образа в истории сценического костюма

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Создание художественного образа в истории хореографии.

Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.

Практика. Постановочные этюды на заданную тему.

Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии

Практика. Моделирование сценического костюма.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии .

Теория. Сущность и структура имиджелогии. Имиджелогия личности.

Практика. Актерский тренинг .

Тема 9. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 10. Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Теория. Основные типы и виды грима . Сценический макияж и прическа. Гармония визажа и танца.

Практика. Создание художественного образа средствами визажа..

Тема 11. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 12. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Дальнейшие перспективы развития проекта

Корректировка программы курса «Художественный образ в хореографии», увеличение числа участников проекта, интеграция проекта в различные творческие коллективы г. Кемерово.

Таким образом, реализация данного проекта позволит максимально эффективно работать педагогам с участниками хореографического коллектива в направлении развития их творческой индивидуальности и создания законченного художественного образа. Кроме того, участник проекта «Хореографический портрет», пополнив багаж теоретических знаний и практических навыков в области хореографии и портфолио, значительно повысит свой культурный уровень, а также расширит свой творческий потенциал.

Подписи к слайдам:

«Хореографический портрет» как инструмент творческого развития личности ребенка Гордеев Максим Юрьевич

Проект «Хореографический портрет» Цель проекта - создание условий для творческого развития личности ребенка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: разработать рабочую программу по курсу «Художественный образ в хореографии»; организовать обучение детей по курсу «Художественный образ в хореографии»; создать портфолио участника проекта; организовать ежегодные отчетные программы для участников проекта, которые будут проводиться по окончании каждого учебного года в форме отчетного концерта, выставки материалов фотосессий, просмотра видеороликов.

Ожидаемые конечные результаты: повышение культурного уровня и расширение общего кругозора участников проекта; повышение уровня социализации участников проекта; установление позитивного эмоционально-психологического контакта между детьми, родителями и педагогами посредством участия их в отчетных концертах; ожидаемая модель участника проекта: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком уровне.

«Хореографический портрет» – это индивидуальный танец, построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем

Примерная анкета участника проекта: Ф.И.О. Возраст. Назови сильные и слабые стороны твоего характера. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»? Какую музыку ты предпочитаешь? Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся? Какой художественный образ тебе близок?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Педагогический проект « Развитие творческих способностей средствами хореографии»

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, я выделила общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это длинный и сложный путь.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям, он интернационален.
Идея синтеза музыки и движения была реализована швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 г.г.), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Заслуга его прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Со времени К. Д. Ушинского ведущие педагоги, специалисты-хореографы вели диалог о том, что важнее – воспитание высококлассного исполнителя-мастера в хореографии или развитие творческих, интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей детей средствами хореографии, формируя тем самым высоко духовную личность. Этот диалог не потерял своей значимости и сегодня.

  • На мой взгляд, актуальной сейчас является позиция, при которой хореография на базе ДОУ – это средство к развитию и воспитанию детей . Само по себе, обучение танцам - это сложный и творческий процесс. Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей.

Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но все-таки, он является и сложным процессом строящим обучение в несколько этапов.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития школьника. Танцы легко разучиваются, занятия ими вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают грацию и изящество, воспитывают внимание, ловкость и умение ориентироваться в пространстве, а музыка танцев, отражающая мелодическое и ритмическое богатство народного творчества развивает музыкальность и слух.
Изучив литературу по возрастной психологии и танцу, я пришла к выводу, что танец может решить ряд проблем возникающих в этом возрасте (стрессы, обусловленные эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей, неприятие своего физического «я» что вызывает мышечную зажатость, неловкость, скованность, неадекватность в поведении и т.д.). Так как танец можно рассматривать как:

1. способ коммуникации (общения);

2. способ эмоционального самовыражения;

3. способ социальной адаптации;

4. способ гармонизации физической и духовной сущности.

Целью данного проекта является развитие творческих способностей детей через эффективное использование системы форм, методов, приемов хореографического обучения

Ведь, именно хореографическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

И, моя основная задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности – это значит «дать ребенку в руки ключ», принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Это означает решение следующих моих задач:

  • содействовать всестороннему развитию ребенка, стимулируя двигательную познавательную и творческую активность;
  • создавать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
  • развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
  • путем танцевальной импровизации развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению.
  • снять мышечное и психологическое торможение посредством танцевального движения;
  • развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в движении.

Гипотеза:

Система рационального сочетания всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников окажет положительное влияние на развитие у детей воображения, их творческой активности, на улучшение состояние здоровья детей, становление двигательных способностей, совершенствование психофизических качеств и формирование интереса к занятиям танцами через осознание воспитанниками своих возможностей, потребностей и способностей.

Гипотеза моего проекта основывалась на следующем: если процесс формирования у детей творческих способностей будет опираться на Рациональное сочетание всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников в основе которой лежит музыкально-ритмическая деятельность, на психолого - педагогические подходы в воспитании детей, то результатом реализации проекта будут:

  • высокая степень выраженности у детей творческих способностей, в том
    числе актерских, музыкальных, организаторских, литературных и др.
    к моменту поступления в школу;
  • высокая степень проявления навыков социального поведения;
  • возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной экспрессии для решения целого комплекса творческих задач;
  • проявление личностных инновационных качеств.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

Это для меня означало решение следующих противоречий:

  • между сложившимися малоэффективными традиционными формами работы по развитию танцевально-ритмических движений дошкольников и недостаточным уровнем (моего) профессионального мастерства педагога по внедрению новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала ребенка
  • между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
  • между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
  • между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

Успешным разрешением даннах противоречий я считаю создание условий эффективного развития творчества у дошкольников в танце.

Это:

  • осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.

Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в танце является:

  • оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.

При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Л.С Ходонович отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

Соблюдение принципа свободы;

Накопление впечатлений от восприятия искусства;

Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

Развитие основных музыкальных способностей;

Оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Методологическая основа проекта:

Проект основывается на ведущих принципах обучения и воспитания: гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся хореографической деятельности: организация предметно-развивающей среды, художественного общения и взаимодействия, совместного сопереживания

Принцип деятельности (дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны педагога, так и со стороны ребенка.);

Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал постоянно варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);

Принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);

Принцип креативности (организуется творческая деятельность, провоцируется и поощряется творческая активность детей, создаются ситуации, в которых ребенок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);

Принцип гуманности (любовь к жизни, искусству, ребенку – эти три единства, которые лежат в основе формирования личности);

Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями. И это надо всегда учитывать.);

Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);

- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческих двигательных способностей;
  • Овладение детьми новыми двигательными навыками;
  • повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
  • формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.

Проект реализуется в 3 этапа:

  • 1 Этап – Подготовительный (организационный) этап - август – сентябрь
  • 2 Этап - Основной (практический) этап - октябрь-апрель
  • 3 Этап - Заключительный (аналитический) этап – апрель- май

В данном проекте особую значимость представляет технология развития творческих способностей детей. Она реализуется в три этапа. На 1 этапе решаются задачи обогащения личного опыта ребенка через создание предметно-развивающей среды, мониторинга исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии и др.;

  • поиск, изучение и анализ эффективных форм работы по развитию творческих способностей детей;
  • выбор основных направлений работы с детьми;
  • вовлечение педагогов и специалистов в совместную деятельность по данному направлению;
  • составление перспективного планирования занятий и развлечений по хореографии;
  • создание условий для развития творческих способностей детей;
  • мониторинг исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии.

задачи 2 этапа - стимулирование самостоятельной деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера;

Реализация поставленных цели и задач, используя разнообразные формы и методы работы.

Основные направления работы:

Организация работы с детьми в структуре занятий;

  • организация работы с детьми при взаимодействии со специалистами;
  • организация нетрадиционных форм работы;
  • организация работы с родителями.

Танцевальные навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на фронтальных занятиях. Сюда я включаю различные задания:
- музыкально-ритмические упражнения;
- пляски (парные, народные, тематические);
- игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально- дидактические);
-хороводы;
- построения, перестроения;
- праздничные упражнения с предметами (шарами, лентами, цветами, мячами, флажками);
- задания на танцевальное и игровое творчество.

Все занятия по развитию творческих способностей я сопровождаю играми. Играя – ребенок учиться. Как можно больше провожу занятия в игровой, сюжетно-игровой, образно-игровой форме, где ребята отправляются в увлекательное путешествие, становятся маленькими авторами большого спектакля, которые могут проявить свою фантазию и воображение через язык движение, жестов, мимики; превращаю детей в животных, насекомых, где они учатся любить окружающий мир посредством игровых двигательных заданий, преодолевать трудности.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них общение.

Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на заданную тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и следовательно, способствующая его развитию.

Для развития танцевального игрового творчества я предлагаю творческие задания. С этой целью использую фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.

Важную роль в развитии музыкально-танцевальных способностей я отвожу применению нетрадиционных средств, таких как танцевально-игровая гимнастика, особенность которой заключается в игровом методе проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнение, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Успех в моей деятельности обеспечивают такие формы работы как праздники и развлечения, которые очень любимы и мною, и детьми. Торжественная обстановка, музыка активно влияют на развитие и эмоциональность ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности. И я с большой ответственностью подхожу к подготовке (тщательно продумываю сценарий, подбираю музыкальное сопровождение, музыкально- театрализованные сценки, танцевальный репертуар, продумываю постановки танцев).

Для самых одаренных танцующих детей организован танцевальный кружок «Непоседы». Здесь ребята совершенствуют свое танцевальное мастерство и продолжают развивать творческие способности на более сложном и интересном уровне. Мы разучиваем танцы различных жанров: фольклорные (народные), эстрадные, стилизованные. Воспитанники с удовольствием выступают как на мероприятиях города, так и внутри детского сада.

Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования мотивируют меня к использованию инновационных методик и технологий воспитания и образования детей. Нововведения моей воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей заключается:

в использовании игрового моделирования на занятиях и вне занятия

Разнообразие и умелое руководство детскими играми позволило добиться определенных результатов:

* повысилась творческая активность детей в игре;

* дети научились самостоятельно распределять роли, действовать сообща, решать спорные вопросы;

* умеют импровизировать.

В организации совместной проектной деятельности с детьми

Использование метода проектов в моей работе с дошкольниками, дало ребенку возможность экспериментировать, развить творческие способности и коммуникативные навыки, способствовало активному повышению самооценки, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В использовании ИКТ в работе с воспитанниками

В работе по данному направлению использую ИКТ, широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: компьютер, музыкальный центр, DVD – плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. Для повышения качества педагогического процесса использую мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средствами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Перешла к разработке и накоплению медиатеки электронных образовательных ресурсов, включающих развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги). Реализуя учебно-воспитательный процесс, разрабатываю занятия с использованием информационных технологий, создаю мультимедийные презентации для занятий с помощью программы PowerPoint, использую компьютер и проектор для оформления праздников, создавая торжественную обстановку, при прослушивании музыки.

Большое значение для реализации лично-ориентированного обучения детей по данному направлению имеет работа с родителями, то есть организация содружества и сотворчества детей и взрослых по принципу: педагог – ребенок – взрослый. Совместная работа помогает мне лучше познать детей, а родителям – своего ребенка.(слайд)

Мною используются различные способы непосредственного включения родителей в образовательно-воспитательный процесс: открытые занятия, задания для выполнения совместной работы родителей и детей, семейные праздники и досуговые мероприятия («День открытых дверей», новогодние представления и т.д.). Для родителей оформляю папки-передвижки, стенды с фотографиями, достижениями детей. На родительских собраниях провожу консультации, анкетирование по определенным проблемам. Так же родители помогают мне в изготовлении атрибутов к танцам. По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования творческого развития личности.

Проблему развития творческих способностей детей решаю в сотворчестве с другими педагогами-специалистами и воспитателями, что способствует более полному раскрытию танцевально-творческих способностей у детей, формированию у них чувства прекрасного и целостного представления об окружающем мире.

Для педагогов провела такие консультации: «Музыкально-творческая игра как средство повышения двигательной и творческой активности детей», «Роль воспитателя на хореографическом занятии».

Совместно с логопедом провожу интегрированные занятия, развлечения; с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре организую праздники, досуги, концерты, различные виды занятий; с психологом проводим тесты по определению психоэмоционального состояния детей, включение в занятия эмоциональных этюдов и элементов психогимнастики.

Взаимодействие всего педагогического коллектива в хореографическом образовательном процессе создает условия для успешного развития индивидуальности ребенка через осознание им своих возможностей, способностей, интересов.

Заключительный этап :

- проведение мониторинга динамики показателей творческого и двигательного развития детей;

Участие в мероприятиях, используя накопленный двигательный опыт;

Анализ и оценка результатов проводимой работы;

Подведение итогов проекта.

на 3 этапе осуществляется формирование обобщенных знаний и умений, связанных с музыкально-хореографическим искусством; формирование творческих качеств личности, обеспечивающих ребенку способность вносить элементы новизны и оригинальности во все виды деятельности; развитие фантазии, творческого воображения, интуиции.

Результаты проекта:

Мониторинг по развитию творческих способностей детей проводится по следующим параметрам: эмоциональное реагирование и ритмичное движение в соответствии с характером музыкального произведения; импровизация под музыку разного характера, создавая выразительные, пластичные образы; подбирание музыкальной характеристики к пластическому образу; качество выполнения музыкально-ритмических движений и упражнений; составление простейших танцевальных комбинаций на основе знакомых ритмических движений и задачам, поставленным в программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Оценка уровня развития предусматривает 5-бальную систему: 5 баллов - высокий уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего уровня, 1 бал - низкий уровень. Итоги подводятся по каждому блоку отдельно, затем суммируется общее количество баллов по уровням:

Уровень

показатели

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Движение в соответствии с характером и ритмом музык

3 чел

10,7%

11 ч.

39,3%

3 ч.

10,7%

11 ч.

39,3%

8 чел.

28,6%

3 чел

10,7%

7 ч.

0

4 ч.

14,3%

Импровизация под музыку различного характера

10 ч.

35,7%

6 чел

21,4%

5 чел

17,9%

10 ч.

35,7%

13 ч.

46,4%

12 чел.

42,9%

3 чел

10,7%

Составление комбинаций из движений

4 чел

14,3%

11 ч.

39,3%

3 чел.

10,7%

10 ч.

35,7%

12 ч.

42,9%

3 чел

10,7%

11 чел.

39,3%

3 чел

10,7%

Подобрать музыкальные

характеристики к образу

11 ч.

39,3%

5 чел

17,9%

7 чел.

11 ч.

39,3%

13 ч.

46,4%

1 чел.

3,5%

13 чел.

46,4%

2 чел.

7,1%

Техника выполнения движений

1 чел

3,5%


11 ч.

39,3%

2 чел.

7,1%

13 ч.

46,4%

14 ч.

3 чел

10,7%

12 чел.

42,9%

5 чел

17,9%

Вывод: прослеживается положительная динамика развития творческих способностей детей: детей с низким уровнем развития нет, повысился коэффициент детей с высоким и выше среднего уровнем развития.

Результат:

1. Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.

2. Данный подход к обучению музыкально-ритмической и танцевальной деятельности оказался эффективным, что выразилось в достоверно высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала.

3. Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества.

Организация работы на основе учета результатов диагностики танцевально-ритмического образовательного процесса в ДОУ позволяет мне:

Повысить свое профессиональное мастерство в овладении навыками диагностики танцевально-ритмического процесса воспитания;

Осуществить на практике индивидуально-дифферинцированный подход к развитию творческих способностей детей и овладению ими основами танцевального искусства.

Вывод: гипотеза нашла свое подтверждение, так как
- прослеживается положительная динамика развития творческих способностей детей;
- повысился интерес детей к занятиям;
- возрасла заинтересованность родителей;
- повысился профессиональный уровень моего мастерства в организации и проведении образовательного процесса;
- психологическая атмосфера во взаимоотношениях с детьми стала более доброжелательной и доверительной.