Основные положения женевских конвенций. Какой должна быть «гуманная» война по принципам Женевской конвенции? Женевские конвенции и протоколы к ним

Ответ редакции

22 августа 1864 года была подписана первая Женевская конвенция. В ней были прописаны гуманитарные правила ведения войны.

Подобные договоры заключались между отдельными государствами начиная с 16 века. Но битва под Сольферино 24 июня 1859 года убедила мировое сообщество создать новый международный акт об обеспечении безопасности раненых воинов. Свидетель битвы швейцарский предприниматель Анри Дюнан был потрясён жестокой картиной человеческих страданий. По возвращении в Женеву он решил сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Вместе с юристом Гюставом Муанье и другими борцами за справедливость Дюнан создал организацию, впоследствии названную Международным Комитетом Красного Креста, и выступил инициатором принятия в 1864 году Женевской Конвенции. Основная идея Конвенции заключалась в помощи и покровительстве любому раненому, своего или вражеского государства — значения не имело.

Согласно Конвенции, «неприкосновенными» считались:

  • раненые и больные;
  • медицинский персонал.

В случае захвата территории врагом медицинские учреждения могли функционировать в штатном режиме. После окончания работы весь персонал, согласно Конвенции, под конвоем должен был спокойно покидать оккупированную территорию и возвращаться к своим войскам.

Женевская Конвенция впервые установила отличительный знак для медицинских учреждений и персонала — красный крест на белом фоне.

Каковы правила ведения войны, согласно Женевской конвенции?

Усадьба Международного комитета красного креста в Женеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Основные пункты Конвенции:

В случае вооружённого конфликта, не носящего международного характера, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана гуманно относиться:

  • к лицам, непосредственно не принимающим участия в военных действиях;
  • к сложившим оружие;
  • к больным и раненым.

В отношении вышеуказанных лиц запрещается:

  • посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
  • взятие заложников;
  • посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
  • осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;
  • раненым и больным должна быть оказана помощь.

Также Конвенция предусматривает следующее:

  • возможность создания на оккупированных территориях санитарных и безопасных зон;
  • инвалидам и беременным женщинам разрешается пользоваться особым покровительством и защитой;
  • гражданские больницы, принимающие раненых, больных, инвалидов и рожениц, не могут становиться объектами нападения;
  • транспортировка или эвакуация в случае необходимости раненых, больных, инвалидов и рожениц должна пользоваться уважением и покровительством;
  • летательные аппараты, перевозящие мирное население, не должны подвергаться нападению;
  • свободный пропуск любой из сторон посылок, предназначенных для гражданского населения;
  • содействие находящихся в конфликте сторон в облегчении содержания детей до 15 лет, оставшихся без попечения родителей;
  • каждое лицо, находящееся на оккупированной территории, вправе выходить на связь с членами своей семьи;
  • женщины должны быть защищены от изнасилований;
  • с лицами, находящимися под покровительством чужого государства, необходимо обращаться без какой-либо дискриминации;
  • к покровительственным лицам не могут применяться никакие меры принуждения;
  • запрещается взятие заложников;
  • запрещается применять методы и средства ведения войны, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания (яды, токсины, зажигательное оружие, мины-ловушки и др.);
  • любое покровительственное лицо может покидать территорию государства в любое время конфликта, если это не противоречит интересам страны;
  • с покровительственными лицами, находящимися в местах заключения, следует обращаться гуманно;
  • иностранные гражданине, находящиеся в зоне конфликта, попадают под защиту и покровительство Конвенции;
  • покровительственных лиц можно принуждать к работе, необходимой для удовлетворения первичных потребностей;
  • покровительственные лица могут быть принудительно помещены в определённое место только для безопасности государства, во власти которого они находятся;
  • интернированные лица сохраняют свою гражданскую правоспособность и размещаются отдельно от военнопленных и лиц, лишённых свободы;
  • страна, подписавшая Конвенцию, обязуется предавать своему суду лиц, нарушающих положения Конвенции;
  • Конвенция прекращает своё действие на оккупированной территории лишь через год после окончания военных действий.

Граждане государства, не подписавшего Конвенцию, не состоят под её защитой.

Английский летучий автомобиль Красного Креста на Западном фронте. Начало 1916 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Что грозит за нарушение Женевской конвенции?

Нарушение Женевской конвенции считается военным преступлением и предусматривает наказание как за преступления против человечества.

Каждая страна, подписавшая Конвенцию, обязана разыскивать лиц, обвиняемых в нарушениях настоящей Конвенции, и, каково бы ни было их гражданство, предать их своему суду. К военным преступлениям причисляются следующие грубые нарушения Женевской Конвенции 1949 года:

  • умышленное убийство;
  • пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
  • умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
  • крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
  • принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
  • умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое судопроизводство;
  • незаконная депортация или перемещение;
  • незаконное лишение свободы;
  • взятие заложников.

Ответственность за военные преступления подчинённых может нести и командир в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. Помимо этого, преступления такого рода не имеют срока давности.

С 2002 года года решения относительно военных преступлений выносит Международный уголовный суд, учреждённый на основе Римского статута 1998 года. Россия, США, Китай и ряд других стран не подписали договор о его признании. Кроме этого, Россия до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут.

Международный уголовный суд начинает свою работу только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение.

Нюрнбергский процесс в Международном уголовном суде. 20 ноября 1945 года. Фото: www.globallookpress.com

Примеры грубых нарушений правил Женевской конвенции

1941- 1945 гг. Во время Второй мировой войны в отношении миллионов советских военнопленных, находившихся в немецких концлагерях, фашистская Германии проводила политику геноцида. После войны немцы оправдывали своё жестокое отношение к русскому народу тем, что Сталин не подписал Женевскую конвенцию. Германия не считала нужным соблюдать правила Конвенции по отношения к странам, не входившим в неё.

2004 год. Во время войны в Ираке американской армией был применён белый фосфор в качестве зажигательного химического оружия в ходе боёв за Насирию в апреле 2003 года, а также штурма Фаллуджи в апреле и ноябре 2004 года. Первоначально американское командование заявляло, что просто были неправильно применены фосфорные осветительные бомбы. Позже под давлением журналистов, которые продемонстрировали фотографии детей и взрослых с ожогами, характерными для белого фосфора, представитель Пентагона подполковник Барри Винэбл признал, что американская армия целенаправленно применяла белый фосфор против «вооружённого врага».

2011 год. В 2013 году в Великобритании трое морских пехотинцев предстали перед судом за издевательства над тяжело раненым противником в провинции Гильменд, Афганистан, в сентябре 2011 года. Военный морской пехоты, стрелявший в раненного, получил высшую меру наказания — пожизненное заключение.

2014 год. В начале июля 2014 года американская правозащитная организация Human Rights Watch заявила о вопиющих случаях несоблюдения правил Женевской конвенции на востоке Украины. Правозащитники указывают на то, что правительственными войсками в отношении мирного населения использовались миномёты, военная авиация, а также тяжёлое вооружение — артиллерия с широким поражающим эффектом.

Кроме того, грубым нарушением Женевской конвенции со стороны украинских властей стало . Напомним, что телеоператор Марат Сайченко и журналист Олег Сидякин , арестованные 18 мая под Краматорском по надуманному , неделю пробыли в плену украинских военных.

Факты нарушения Женевской конвенции украинскими военными могут стать предметом рассмотрения Международного уголовного суда (МУС), однако Украина не является страной-участницей Римского статута МУСа. Суд возможен, если Совет Безопасности ООН решит подать заявление на рассмотрение дела прокурору МУСа.

В настоящий момент в России по факту грубых нарушений конвенции Следственным Комитетом возбуждено уголовное дело.

* Битва под Сольферино сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 года между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии. Полем боя стали окрестности ломбардской деревушки Сольферино.

Женевские конвенции 1949 года - фундаментальные международные договоры в области гуманитарного международного права, определяющие правила защиты людей при вооруженных конфликтах, солдат, раненых и военнопленных, а также гражданских лиц.

Эти соглашения являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, и в конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 годах. Необходимость их принятия была продиктована опытом прошедшей Второй мировой войны, и особенно огромными жертвами среди гражданского населения. Поэтому в 1948 году Швейцарский Федеральный Совет пригласил представителей 70 правительств на международную конференцию с целью трансформировать существовавшие регулирующие механизмы сообразно опыту войны. Приглашение приняли правительства 59 государств, 12 правительств, а также ряд международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, приняли в конференции участие в качестве наблюдателей. Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного креста были приглашены на конференцию в качестве экспертов.

В результате проходивших в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года заседаний конференция выработала четыре соглашения о защите жертв войны:

  • 1) «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs et des malades dans les forces armйes en campagne);
  • 2) «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs, des malades et des naufragйs des forces armйes sur mer);
  • 3) «Об обращении с военнопленными» (La Convention de Genиve relative au traitement des prisonniers de guerre);
  • 4) «О защите гражданского населения во время войны» (La Convention de Genиve relative а la protection des personnes civiles en temps de guerre).

Женевские конвенции закрепили основополагающий принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия и насилие против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещаются. Эти соглашения требуют от конфликтующих сторон проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий с целью обеспечения защиты гражданского населения и запрещают нападения на гражданское население. Нападения при конфликтах могут быть направлены только против военных объектов, но в то же время запрещено применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания, а также серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Военнопленные и интернированные имеют право на сохранение жизни и здоровья и на защиту от любых насильственных действий. Должно соблюдаться уважение их достоинства, личных прав, политических и религиозных убеждений, гарантироваться право на переписку с семьями и получение помощи, а также должны предоставляться основные судебные гарантии. Запрещается принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников. Раненым и больным необходимо оказывать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Для этого должна быть обеспечена защита медицинского персонала и медицинских учреждений, их транспорта и оборудования. Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эти эмблемы, не могут подвергаться нападению.

Женевские соглашения применяются в случае любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признаёт состояния войны, а также в случае оккупации территории. Страны-участники конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная, не подписавшая их сторона, в своих действиях также будет их соблюдать. Подписавшие конвенции страны обязаны разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающие положения этих соглашений. Такие лица должны либо предаваться суду страны, на территории которой они совершили преступления, либо суду любой страны-участницы конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Женевские конвенции были подписаны 12 августа 1949 года и вступили в силу 21 октября 1950 года. Первой страной, ратифицировавшей эти соглашения, была Швейцария (31 марта 1950); Советский Союз ратифицировал их 17 апреля 1951 года.

Последующие во второй половине 20 века вооруженные конфликты выявили необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие 8 июня 1977 года двух Дополнительных Протоколов к Женевским конвенциям, которые распространили их положения на участников внутренних конфликтов, а 8 декабря 2005 года был принят третий Дополнительный Протокол, позволяющий национальным Обществам помощи раненым, не желающим принимать в качестве символа красный крест или красный полумесяц, использовать новый отличительный знак - красный кристалл на белом фоне.

На сегодняшний день к Женевским конвенциям 1949 года присоединялись 194 страны, Дополнительные Протоколы I и II 1977 года ратифицировали 170 и 165 государств соответственно, к третьему Дополнительному протоколу 2005 года присоединились 53 страны. Единственным определенно названным в Женевских соглашениях контрольным органом их исполнения является Международный комитет Красного Креста, штаб-квартира которого располагается в Женеве.

участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(…) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (…)

Ст. 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (…)

Ст. 17. (…) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которым они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом, и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 24. Санитарный личный состав (…), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (извлечение)

Глава II. Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. (…)

Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения. (…)

Ст. 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством(…).

Глава VIII. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Раздел II. Постановления общего характера о защите военнопленных

Ст. 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. (…)

Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 14. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. (…)

Раздел III. Плен

Часть I. Начало плена

Ст. 17. (…) Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. (…)

Часть II. Интернирование военнопленных

Глава II. Помещение, питание и одежда военнопленных

Ст. 22. Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. (…)

Ст. 26. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее здоровье у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания (…).

Ст. 27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве(…).

Ст. 30. Каждый лагерь будет иметь соответствующий лазарет, где военнопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться (…).

Часть III. О работе военнопленных

Ст. 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. (…)

Раздел VI. Выполнение конвенции

Ст. 129. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 130. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной конвенцией.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (извлечение)

Раздел III. Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними

Ст. 27. Покровительствуемые лица (в данной конвенции гражданские лица - ред.) имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 31. Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений.

Ст. 33. Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора, запрещены. Ограбление воспрещается. Репрессии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются.

Ст. 34. Взятие заложников запрещается.

Ст. 49. Воспрещаются (…) угон, также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого государства. (…)

Ст. 51. Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. (…)

Раздел IV. Выполнение конвенции

Ст. 146. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции. (…).

Ст. 147. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года

Раздел I. Общие положения

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся, тем не менее, связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а ) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание,

b ) взятие заложников,

c ) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение,

d ) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Статья 4

А. Военнопленными, по смыслу настоящей Конвенции, являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

a ) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

b ) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,

c ) открыто носят оружие,

d ) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой.

4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца.

5. Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права.

6. Население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В. Следующие лица будут подвергаться такому же обращению, как и военнопленные, в соответствии с настоящей Конвенцией:

1. Лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территория, особенно, когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

2. Лица, принадлежащие к одной из категорий, перечисленных в настоящей статье, которых приняли на своей территории нейтральные или невоюющие державы и которых эти державы должны интернировать в соответствии с международным правом, если они только не предпочтут предоставить им более благоприятный режим; однако на этих лиц не распространяются постановления статей 8, 10, 15, абзаца пятого статьи 30, статей 58-67, 92, 126, а в тех случаях, когда между сторонами, находящимися в конфликте, и заинтересованной нейтральной или невоюющей державой существуют дипломатические отношения, также и постановления статей, касающихся держав-покровительниц. В случае, когда существуют такие дипломатические отношения, сторонам, находящимся в конфликте, за которыми числятся эти лица, разрешается осуществлять в отношении их функции державы-покровительницы, предусмотренные настоящей Конвенцией, без ущерба для тех функций, которые эти стороны обычно осуществляют в соответствии с дипломатической и консульской практикой и договорами.

С. Эта статья никоим образом не затрагивает статуса медико-санитарного и духовного персонала, предусмотренного в статье 33 настоящей Конвенции.

Статья 5

Настоящая Конвенция будет применяться к лицам, указанным в статье 4, с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.

В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной из категорий, перечисленных в статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом.

Статья 6

Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 10, 23, 28, 33, 60, 65, 66, 67, 72, 73, 75, 109, 110, 118, 119, 122 и 132, Высокие Договаривающиеся Стороны смогут заключать другие специальные соглашения по любому вопросу, который они сочли бы целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение не должно наносить ущерба положению военнопленных, установленному настоящей Конвенцией, ни ограничивать прав, которые она им предоставляет.

Военнопленные продолжают пользоваться преимуществами этих соглашений в течение всего времени, пока к ним будет применима Конвенция, кроме случаев специального включения иных условий в вышеупомянутые или позднейшие соглашения и, равным образом, кроме случаев предоставления им той или другой находящейся в конфликте стороной более благоприятных условий.

Статья 7

Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.

Статья 8

Настоящая Конвенция будет применяться при содействии и под контролем держав-покровительниц, на которые возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте. Для этого державы-покровительницы смогут, кроме своего дипломатического или консульского персонала, назначать делегатов из числа своих собственных граждан или граждан других нейтральных держав. На назначение этих делегатов должно быть получено согласие державы, при которой они будут выполнять свою миссию.

Стороны, находящиеся в конфликте, будут облегчать в пределах максимальной возможности работу представителей или делегатов держав-покровительниц.

Представители или делегаты держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией; они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции.

Статья 9

Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты военнопленных и для оказания им помощи, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

Статья 10

Договаривающиеся Стороны смогут во всякое время войти в соглашение о том, чтобы доверить какой-нибудь организации, представляющей полную гарантию беспристрастия и действенности, обязанности, возлагаемые настоящей Конвенцией на державы-покровительницы.

Если на военнопленных не распространяется или перестала распространяться по каким-либо причинам деятельность какой-нибудь державы-покровительницы или организации, предусмотренной в первом абзаце, держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к нейтральному государству или такой организации принять на себя функции, выполняемые, в соответствии с настоящей Конвенцией, державой-покровительницей, назначенной сторонами, находящимися в конфликте.

Если покровительство не может быть обеспечено указанным образом, держава, во власти которой находятся военнопленные, должна обратиться с просьбой к какой-либо гуманитарной организации, такой, как. например, Международный комитет Красного Креста, или, с учетом положений настоящей статьи, принять предложение такой организации взять на себя выполнение гуманитарных функций, выполняемых в соответствии с настоящей Конвенцией державами-покровительницами.

Любая нейтральная держава или любая организация, приглашенная заинтересованной державой или предлагающая себя для этих целей, должна действовать с сознанием ответственности по отношению к стороне, находящейся в конфликте, за которой числятся лица, пользующиеся покровительством настоящей Конвенции, и предоставить достаточные гарантии того, что она в состоянии взять на себя соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.

Предыдущие положения не могут нарушаться специальными соглашениями между державами, когда одна из этих держав, даже временно, ограничена в своих возможностях свободно вести переговоры с другой державой или ее союзниками в силу военной обстановки, особенно в тех случаях, когда вся или значительная часть территории данной державы оккупирована.

Каждый раз, когда в настоящей Конвенции упоминается держава-покровительница, это наименование означает также организации, заменяющие ее согласно настоящей статье.

Статья 11

Державы-покровительницы во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах покровительствуемых лиц, в частности в случае разногласия между находящимися в конфликте сторонами по поводу применения или толкования положений настоящей Конвенции, будут оказывать свои добрые услуги с целью урегулирования разногласия.

С этой целью каждая из держав-покровительниц сможет, по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе, предложить находящимся в конфликте сторонам организовать совещание их представителей, и в частности властей, на которых возложена забота об участи военнопленных, возможно, на нейтральной, надлежащим образом выбранной, территории. Находящиеся в конфликте стороны обязаны дать ход предложениям, которые им будут сделаны в этом смысле. Державы-покровительницы могут, в случае необходимости, представить на одобрение находящихся в конфликте сторон принадлежащее к нейтральной державе или же делегированное Международным комитетом Красного Креста лицо, которое будет приглашено участвовать в этом совещании.

Женевские конвенции о защите жертв войны – международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Были подписаны 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции ООН, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года. Вступили в силу 21 октября 1950 г.

Женевские конвенции включают в себя четыре универсальных международных договора:

1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях – обязывает ее участников собирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным противника, причем любая дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается. Все раненые и больные, которые оказались во власти противника, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне которого они сражались. Медицинские учреждения, санитарный персонал и транспорт для перевозки раненых, больных и санитарного имущества пользуются защитой, и нападение на них запрещается.

2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море – устанавливает правила обращения с больными и ранеными во время морской войны, аналогичные правилам, предусмотренным Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

3) Конвенция об обращении с военнопленными – устанавливает правила, которых должны придерживаться воюющие стороны при обращении с военнопленными.

4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны – предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права.

8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям под эгидой Международного комитета Красного Креста были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I , касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II , касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

8 декабря 2005 г. к Женевской конвенции был принят Дополнительный протокол III о введении отличительной эмблемы в дополнение к Красному кресту и Красному полумесяцу.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 гг.

Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещается.


Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Участники Женевских конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная сторона не участвует в Женевских конвенциях, но в своих действиях также будет их соблюдать. Положения Женевских конвенций обязательны и для нейтральных стран.

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающих положения этих конвенций. Такие лица подлежат суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суда любой страны-участницы Женевских конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Серьезным нарушением Женевских конвенций считается умышленное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников, серьезное разрушение имущества, не вызванное военной необходимостью и т.п. Лица, виновные в серьезных нарушениях Женевских конвенций, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Женевские конвенции предусматривают порядок расследования заявлений об их нарушении и возлагают на участников обязательство принять законы, предусматривающие эффективное уголовное наказание виновных.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств, то есть почти все страны мира. Женевские конвенции о защите жертв войны от имени Украины подписаны 12 декабря 1949 г. (ратифицированы 3 июля 1954 г.), дополнительные протоколы – 12 декабря 1977 г. (ратифицированы 18 августа 1989 г.).

Важнейшие положения по защите гражданских лиц:

· запрещается применять оружие против гражданских лиц;

· запрещаются любые акты террора, в том числе захват заложников;

· запрещается использовать гражданских лиц в качестве живого щита;

· запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

· запрещается привлекать гражданских лиц к принудительным работам в пользу армии оккупанта;

· запрещается переселять гражданских лиц на территорию страны-оккупанта, на территории других стран.

Наиболее важные положения по защите невоенных объектов:

· запрещается нападение на медицинские учреждения и транспортные средства (стационарные и передвижные больницы, госпитали, лазареты, санитарные автомобили, поезда, корабли, самолеты); во время войны все эти объекты должны иметь специальные обозначения: красный крест, красный полумесяц, красный кристалл;

· запрещается нападение на объекты и транспортные средства гражданской обороны (обозначаются международным знаком гражданской обороны);

· запрещается нападение на объекты жизнеобеспечения населения;

· запрещается нападение на объекты, которые имеют историческую и культурную ценность (в том числе все культовые сооружения независимо от религии и конфессии);

· запрещается нападение на объекты и установки, содержащие опасные силы, разрушение которых может привести к экологической катастрофе – атомные станции, плотины крупных водохранилищ, крупные химические предприятия, склады сильнодействующих ядовитых веществ и т.п. (обозначаются специальным знаком).

Литература

1. Закон України «Про цивільну оборону України»: Постанова Верховної Ради України №2974-ХІІ від 3 лютого 1993 року.

2. Про затвердження Положення про Цивільну оборону України: Постанова Кабінету Міністрів України №299 від 10 травня 1994 року.

3. Про Єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру: Постанова Кабінету Міністрів України №1198 від 3 серпня 1998 року.

4. Закон України «Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру»: Постанова Верховної Ради України №1809-ІІІ від 8 червня 2000 року.

5. Закон України «Про правові засади цивільного захисту»: Постанова Верховної Ради України №1859-VІ від 24 червня 2004 року.

6. Кодекс цивільного захисту України: Постанова Верховної Ради України №5403-VI від 2 жовтня 2012 року.

7. Про затвердження Положення про єдину державну систему цивільного захисту: Постанова Кабінету Міністрів України №11 від 9 січня 2014 року.

8. Про затвердження Класифікаційних ознак надзвичайних ситуацій: Наказ Міністерства надзвичайних ситуацій України №1400 від 12 грудня 2012 року.

9. Про ратифікацію Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 року про захист жертв війни: Указ Президії Верховної Ради Української РСР від 3 липня 1954 року.

10. Про ратифікацію Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв міжнародних збройних конфліктів (Протокол I), і Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв збройних конфліктів неміжнародного характеру (Протокол II): Указ Президії Верховної Ради Української РСР №7960-XI 18 серпня 1989 року.

11. Закон України «Про зняття застережень України до Женевських конвенцій про захист жертв війни від 12 серпня 1949 року»: Постанова Верховної Ради України №3413-IV від 8 лютого 2006 року.

Женевская конвенция

Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Женевская конвенция" в других словарях:

    Последовавшее в 1864 г. между европейскими державами соглашение об облегчении участи раненых на войне. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Женевская конвенция 1864 ... Женевская конвенция 1927 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях… … Википедия

    Женевская конвенция - ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦІЯ, международно правовой договоръ, к рымъ нормируются охрана и облегченіе участи больн. и ран. воиновъ на войнѣ. Начиная съ XVI ст., между отдѣльн. гост вами неоднократно б. заключаемы договоры объ обезпеченіи и облегченіи… … Военная энциклопедия

    ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ - – многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 и 1931 и регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Основная цель Ж. к. – унификация вексельных и чековых законов и устранение… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Женевская конвенция "О статусе беженцев" (1951) - Конвенция была принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. В середине ХХ века международная помощь требовалась… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Женевская конвенция об авторском праве - см. Всемирная (Женевская) конвенция об авт. праве … Издательский словарь-справочник

    Страны мира: подписавшие только Конвенцию 1951 года подписавшие только Протокол 1967 года … Википедия

    Женевские конвенции от 12 августа 1949 года международно правовые соглашения о защите жертв войны. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференцим и вступили в силу 21 октября 1950. Конвенция (I) об улучшении участи раненых… … Википедия

Книги

  • Женевская конвенция 10 августа 1864 г. и право войны. , Ивановский И.А. , Книга представляет собой репринтное издание 1891 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Женевская конвенция 10 (22) августа 1864 г. и право войны , И.А. Ивановский , Речь, Произнесенная На Акте В Императорском Новороссском. 1889 г. И. А. Ивановским Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1891 года (издательство`Odessa: Tip. okr. sht.… Категория: Библиотековедение Издатель: Нобель Пресс , Производитель: