Описание картины радуга. Картина «Радуга» Айвазовского: краткое описание

К:Картины 1873 года

Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Картина «Радуга» стала ответом Айвазовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и стало новым этапом в творчестве живописца. На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». Но с другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины. Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «выдуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма.

Сюжет картины

В сюжете картины - бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. Изобразив бурю, Айвазовский написал её так, будто сам побывал среди стихии. Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты которого целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно.
Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Кормчий указывает направление, в котором следует плыть. Люди измучены борьбой со стихией. Они откинулись к бортам, дабы сохранить силы, чтобы со временем сменить гребцов.Уныние моряков сменяется оживлением. На небе появляется радуга обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает - чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.

Цветовое решение

Красочная гамма картины, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Передний план отличается от заднего как эмоциональным настроением так и цветовым. Напряжение постепенно сменяется спокойными и светлыми оттенками голубых, зелёных, лиловых и розовых тонов. Поток солнечного света лег радугой на воду, тем самым предал колориту картины
многокрасочную расцветку.

Напишите отзыв о статье "Радуга (картина Айвазовского)"

Ссылки

  • в базе данных Третьяковской галереи
  • see-art.ru/60-70_7
  • kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/raduga-i-k-ajvazovskogo.html
  • www.detskiysad.ru/art/kartina077.html

Отрывок, характеризующий Радуга (картина Айвазовского)

Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
«Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут»! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку.

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.

Развитие и обогащение живописного мастерства и выразительности живописных образов Айвазовского шли в каком-то волнообразном ритме. Своеобразие его можно усмотреть в том, что в огромной лавине его произведений в определенное время появляется и начинает нарастать интерес к изображению какого-нибудь нового для его творчества явления. В процессе творчества оно выкристаллизовывается во все более яркие живописные образы, пока не проявится в законченном, как будто совершенно новом по идее живописном произведении. Так было с картиной "Радуга".

В 1873 году Айвазовский написал картину "Радуга" (Третьяковская галерея), изобразив страшный шторм на море. Волны выбросили корабль на прибрежные скалы, он накренился и едва держится. Команда корабля покидает его, переходя на шлюпки. Люди охвачены различными чувствами. Находящиеся на носу шлюпки готовятся к удару ее о скалы: один держит багор, другой приготовился к прыжку, третий пытается грести, четвертый размахивает шляпой. Часть матросов сидит, тесно сгрудившись, как бы собираясь с силами перед последним испытанием.

Айвазовский ставит нас в центре бушующей стихии. Ветер срывает с гребней волн мелкую водяную пыль, которая слепит глаза. Как бы сквозь нее мы видим яростные волны, смутный силуэт корабля в момент крушения, неясные границы скалистого берега. Тучи на небе потеряли свои очертания и растворились в прозрачной влажной пелене, закрывшей небо и дальний план картины.

Айвазовский всегда с большим мастерством писал разбивающуюся о прибрежные камни волну. Он умел придать ей живое движение, хорошо изобразить, как она, обессилев после удара о скалу, мелкими струйками стекает по расщелинам скал, омыв их и сообщив камням блеск и глубину цвета.

"Радуга" при всей ее необычайности, конечно, имеет аналогии в творчестве Айвазовского. Он написал много "жемчужных" восходов солнца и туманных утренних зорь, но в этой картине ярче и полнее, чем в прежних, с большим живописным совершенством передано трудноуловимое состояние природы.

Радугу не раз писали художники прошлых эпох и наши современники. Обычно, чтобы оттенить яркость спектральных цветов, ее изображали на темном фоне грозовой свинцовой тучи. Иначе показал радугу Айвазовский. Не оттеняя ее цветовой чистоты близлежащими тонами, он воссоздал ее теми же красками, какими написана вся картина, благодаря чему она приобрела прозрачность, мягкость и ту правдивую свежесть и чистоту цвета, которая нас радует в природе; повысился цветовой строй картины и приобрел мягкий сверкающий радужный колорит, ставящий ее в ряд с наиболее совершенными произведениями Айвазовского.

Художнику удалось найти и воплотить в "Радуге" новые черты в живописном искусстве. Очень любопытно, что он заказал для нее массивную черную раму, а не золотую, как делал обычно. Этим он стремился усилить живописный эффект картины, подчеркнуть легкость и радужную ясность ее колорита.

В русском искусстве 70-х годов трудно найти аналогию этой картине. Она была новшеством не только в творчестве Айвазовского, хотя весь ход развития его мастерства должен был привести его к такому живописному образу,- картина "Радуга" явилась новой, более высокой ступенью в развитии русской пейзажной живописи. От нее тянулись нити преемственности к творчеству А. И. Куинджи , Л. Ф. Лагорио, Н. Н. Дубовского Черты новаторства, присущие живописному мастерству и самому раскрытию образа грозной морской стихии, в этой картине не были по достоинству оценены современниками. Очень знаменательно, что современная Айвазовскому критика не заметила картины и всячески превозносила другую, очень похожую по композиции, но уступающую "Радуге" по тонкости и новизне выполнения громадную картину "Буря у мыса Айя" (1875, Русский музей), написанную через два года. И только П. М. Третьяков с присущим ему чутьем правильно определил ее место в русской живописи и приобрел для своей галереи.

Айвазовский не только был одарен удивительно тонким восприятием, но и владел разнообразными изобразительными средствами. Он умел передать вечно изменчивую морскую стихию во всех проявлениях и состояниях. Особенно ярко его мастерство и острота наблюдений сказались при изображении лунных марин.

Сопоставление нескольких картин дает ясное представление об этом. Если последовательно рассматривать картины Феодосийской галереи "Лунная ночь в Неаполе" (1850), "Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент" (1846), "Море" (1864) и "Буря на Северном море" (1865), то будет ясно видно, как верно он умел из огромного арсенала технических приемов выбрать именно те, которые позволяли ему с наибольшей выразительностью передать свои ощущения.

В живописи лунного света на этой картине Айвазовский употребил иные технические приемы. Местами, там, где свет скользит по поверхности моря между волнами, красочный слой положен широкими ровными плоскостями, передающими ритм их движения, а в местах, где волны разбиваются о берег, их брызги сверкают в ночной мгле.. . Это артистически передано разнообразными ударами кисти, живыми и подвижными, как сама стихия, которую они изображают.

И совсем по-другому Айвазовский написал отражение лунного блеска на картине "Буря на Северном море". Он залил лунным светом всю центральную часть картины, что усилило впечатление грозного размаха громадных волн. Положенный широкой кистью свет, бегущий вслед за движением волн, сообщает картине глубину и лепит формы громадных волн, а блики, как бы случайно брошенные на воду, придают неуловимое, живое движение всей картине.

Так каждый раз по-новому воспринимать природу и каждый раз находить нужные, особые средства для передачи ее состояния умели очень немногие художники, которым доступны вершины живописного мастерства. И в русской пейзажной живописи Айвазовский был одним из первых среди них.

Творчество Айвазовского развивалось на почве, вскормившей русское искусство XIX века, и своими корнями было связано с ним. Его творчество шло в русле прогрессивной группы русских художников-передвижников. Картина Айвазовского "Черное море" висела в Третьяковской галерее вместе с картинами передвижников.

Картина "Черное море"- одно из наиболее выразительных произведений художника. Первоначально она называлась "На Черном море начинает разыгрываться буря". Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Черного моря, включающий в себя многие его отличительные черты.

Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущими от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины. Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержанная красочная гамма, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды. Знание изображаемой природы и проникновенное понимание ее, скупая расчетливость живописных приемов определили появление глубоко правдивой картины, которая поставила имя Айвазовского в один ряд с передовыми мастерами русского реалистического искусства и обеспечила ему всенародное признание.

Айвазовский написал свою одну из прекрасных картин – «Радуга» в 1873 году с нетипичной для себя манерой. Данная картина выделяется от других работ автора непривычностью в плане рисования.

Трагедия крушения корабля передана совершенно по-новому: необычной цветовой палитрой, усовершенствованной техникой воспроизведения той беды с моряками и с посылом о чудесном спасении – о чем свидетельствует присутствие радуги.

Радуга картина Айвазовского – это, пожалуй, единственное полотно, в котором мастер морской живописи переступил собственные творческие устои и дал понять критикам что «талант – не иссяк, манера – новейшая.»

Тем, кому не по наслышке знакомо творчество художника будут утверждать, что данное полотно – самая непривычная работа от всех остальных. Оно не оставит обывателя просто так, без ощущения некого участия в гуще событии.

Радуга. 1873 Холст, масло. 102 × 132 см. Третьяковская галерея, Москва.

Описание картины

Описание картины одним словом невозможно, даже самые именитые мастера пера испытывают порой затруднения в ее описании.

Саму картину изобразили в нестандартной передаче цветового решения: вместо насыщения автор отдал предпочтение строгим оттеночным методам.

В своей «Радуге» Иван Айвазовский хотел отступить от принципов и представил то, что сейчас является классикой реализма. А он знал, как лучше описывать детали капризов погоды (особенно, морские непогоды) – ведь несмотря на возраст и славу (на момент написания данной работы ему было 53 года) не оставлял главную любовь жизни – дальние морские походы. Даже ходили слухи, будто он погиб во время одного кораблекрушения и после этого назло всем Иван Константинович нарисовал одну из знаменитейших своих вещей – что занесла имя автора в художественное наследие России.

Это грозное море, выкинувшее умирающий корабль к скалам. Также к гиблой мачте нагоняется огромное количество туч, образуя тьму. Ураган, вперемешку с огромными волнами, препятствуют спасению выживших и всеми природными волнениями стараются выбить из людей последние силы, дабы придать их тела морской глубине.

Но люди, что спасаются от неминуемой гибели, стараются сохранить покидающую их энергию (дабы ее восполнить – откидываются к стенкам лодки, передавая весла следующим). Но надежду на спасение дарит радуга. Она, словно мираж, неожиданно появляется и также пропадает – явно идет ее борьба с бурей. Судя по преобладающей световой гамме и выделению радуги Иваном Айвазовским – опасность минует, также многоцветовой колоритности произведению придают расположенные прозрачные солнечные лучи на водной поверхности.

В чем же секрет картины?

Айвазовский Радуга – что в ней особого? Казалось бы, картина, повествующая о природной катастрофе и чудесном спасении команды потонувшего судна, чем она манит к себе огромное количество обывателей и разбирающихся в искусстве?

Над этим вопросом задумывались многие, видевшие само полотно или фото в художественных книгах или музейных буклетах.

Несмотря на ноту трагичности, сама картина несет положительный посыл: люди, на кажущуюся безысходность и невозможности сопротивляться морскому урагану – побеждают невзгоду, увидев свет и радужный след, что заставляет из последних энергетических запасов грести до берега (держаться до последнего).

Картина как-бы говорит: «нет ничего непреодолимого»

Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения.

Сегодня данную картину русского художника, феодасского происхождения и в жизни придерживался маринисткой позиционной политике, можно увидеть в главной сокровищнице культурных наследии – в Третьяковской галереи.

Интересное дополнение о Айвазовском наследии от Третьяковской галереи

Полотно было куплено у самого автора его другом и крупным коллекционером П.М. Третьяковым, считавшим «Радугу» жемчужиной русской живописи.

На этом фото изображена «Радуга» Айвазовского, мнение неоднозначное: для кого оно будет положительным и героическим, а кому покажется грозной с темной, пугающей стороны.

Само художественное произведение написано в 1873 году, оригинальный ее размер составляет 102х132 сантиметра. Висит картина не в традиционно позолоченной рамке, а в черной – почему именно в таком обрамлении – неизвестно. Эксперты предполагают, что таким способом маэстро давал понять критикам – это был ответ на их обвинения в отсутствии каких-либо новшеств в написании полотен.

Айвазовская «Радуга» своего рода экспериментальная работа на тему шторма у Ивана Константиновича, ибо созданная им же техника усовершенствована, цвета приобретают не столько яркости, но и глубинности палитры – передающие атмосферу битвы морского гневного настроя (погубившей судно у скал) и имеющим что-то с божественным могуществом. Не стоит забывать, что в процессе написания художник представлял себя в той группе из 13 выживших, которым пришлось почувствовать на себе гнев моря, в панике стараются убежать и приходит высшая помощь (об этом свидетельствует сложение рук для молитвы и сосредоточенное выражение лица у одного из них) – что придает ощущение реальности происходящего.

«Радуга» − больше чем обычная картина?

Помимо философского смысла, картина содержит и библейский смысл:

Хоть картина позиционируется критиками как представитель жанра реализм, некоторые все же определяют и к романтизму. Почему? Ответ содержится в основном элементе – радужному явлению. Сам по себе природный знак весьма интересен, но в живописном понимании это олицетворение образа ведущего праведника, что предстает перед группой людей, помогающий избежать смерти в пучинах вод.

Извечная борьба между темными силами с божьими проиллюстрированы здесь боем грозной бурей и светлой радугой.

Тьма манит, но губит
Свет нелегок, но спасает

Интересный факт: название полотна было в начале иным – «Шторм», но из-за нехарактерных цветовых вариантов и передачи той чувствительности и эмоциональности – автор картины решил переименовать ее в более необычное для темы, уникальное и вызывающее те пережитые минуты, что испытывал сам художник.

«Радуга » — известная картина великого русского художника-мариниста Ивана Константиновича . Работа была написана в 1873 году. Холст, масло. Размеры: 102 × 132 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В центре сюжета — шторм на море и спасающиеся моряки. Шторм захватил корабль рядом со скалистым берегом. Корабль получил сильные повреждения, столкнувшись со скалами или подводными рифами и терпит бедствие. Он ещё находится на плаву, но вскоре пойдёт ко дну. Моряки тонущего судна покинули корабль и пытаются спастись в лодке. Кругом бушуют волны, которые готовы потопить маленькую лодку или бросить её на скалы. Люди всеми силами стараются удержаться и пережить буйство стихии.

В творчестве Айвазовского изображения , тонущих кораблей и спасающихся людей в бушующих волнах встречается часто. Главными темами таких картин являются: 1. выражение непередаваемой мощи морей и океанов, по сравнению с которыми люди и их корабли представляются совсем маленькими и беспомощными; 2. героизм и сильный дух людей, которые готовы преодолеть любые преграды, пускай даже это будут огромные волны бескрайних морей, которые сами по себе похожи на горы, сильный ветер и губительная мощь водной стихии. Две эти темы присутствуют и на картине «Радуга».

Ещё одной характерной чертой картин Айвазовского, на которых присутствует шторм и спасающиеся люди, является тот или иной символ, который говорит о счастливом конце данной истории. На одних картинах художник подчёркивает это светлеющим небом, на других — храмом на берегу. На этой картине счастливый исход событий Айвазовский выразил радугой. Радуга здесь является тем самым символом, который говорит, что моряки, которые покинули тонущее судно и сейчас их бросает гигантскими волнами, словно былинку, обязательно выживут, в скором времени бушующая стихия отступит и они смогут высадиться на берег.

Картина «Радуга»Айвазовского отличается от других его полотен тем, что здесь он отходит от привычных ярких и сочных красок. Вместо этого мы можем наблюдать более сдержанную палитру красок, однако на картине по прежнему много оттенков, которые невообразимо сменяют один другой и сочетаются друг с другом удивительно красивым образом.

Картина «Радуга» Айвазовский

Любите проводить время за просмотром современных фильмов? Смотреть новинки кино уже вышедшие в хорошем качестве вы можете на сайте «Wkino». Все жанры и направления в одном месте, удобный выбор по году и другим категориям.

Описание картины Айвазовского «Радуга»

Картина русского мариниста Айвазовского «Радуга» написана в эстетике романтизма, и передает восхищение красотой неуправляемой морской стихией.

Неброский колорит бледно-голубых цветов, невыраженного малахитового и лиловых оттенков, подчеркивают тонкое мироощущение И.К.Айвазовского.

Глядя на полотно, я чувствую, что художник изобразил то, что действительно искренне его трогает.
Эффектный сюжет бессилия людей перед штормовой агрессией ураганного ветра и хаоса высоких волн, на первом плане, создают картину обреченности.

Взгляд, как магнитом, притягивают слившиеся в едином порыве бушующей воды - море и горизонт, которые оставляют впечатление поглощающей бескрайности и безнадежности.
Тонущий корабль в морской пучине, очертание силуэтов скалистого берега, свинцовая тяжесть поднимающихся волн с пенной шапкой на гребне, подчеркивают весь трагизм положения.

Море, в своем гневе, всегда завораживает взгляд.
Вздыбленные волны серого грифельного цвета, швыряют со своего пути все то, что попадается под мощь шторма: птиц, людей, корабли.
Оно не знает пощады и громко, с пушечным громом, разбивает о берег все препятствия на пути воды.
Меня влечет шторм, который глушит ревом волны и ветра, застилает своим величием пространство и горизонт, и звенит металлом в ошеломленном воздухе.
Затерявшиеся в бесконечности ужаса, люди с тонущего корабля, видят свое спасение в милости неба и уцелевшей шлюпке.

На фоне шторма, мое внимание притягивает неяркое свечение проявленной радуги, которая соединила небо и воду.
Она указывает путь к спасению, и дарит надежду тем, кто оказался под ее радужным куполом.
Зависшая над морем, в пространстве природного гнева дикой страсти шторма, мерцающая радуга выглядит, как ожившая проекция подсознательной веры моряков в Высшие силы и надеждой на спасение.
Цветовая выраженность второго плана сглаживает эмоциональное напряжение от картины и светлой грустью откликается в сердце.
И ты чувствуешь, как на смену напряжению приходят другие чувства.

Название картины говорит само за себя.
Меня больше всего поразили те несколько нежных штрихов радужных красок, которыми художник прикоснулся к холсту.
Эти прикосновения мгновенно сумели поменять смысловое значение картины.