Описание картины «Принцесса Грёза. Метрополь в деталях - наводы

Всего 64 фото

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием…

История создания «Принцессы Грёзы» достаточно известна. Савва Мамонтов, курировавший художественно-оформительские работы для Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, заказал панно для выставочного павильона художественного отдела тогда еще малоизвестному Врубелю. Витте - министр финансов, ранее сам просил Мамонтова помочь в организации оформления художественного павильона выставки. Савва Иванович посоветовал разместить два больших панно над входами в этот павильон. Возможно, павильон, представлял собой нечто вроде большого ангара с овальным верхом, торцевые стены которого и должны были украшать врубелевские композиции. Витте лично согласовал эти эскизы художника с императором Николаем II и министерством финансов — для оплаты работ автора.

Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

Малые майоликовее панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь». 03.

Видно, что часть майоликовых плиток в малых панно были поверх заложены плиткой, по неизвестным пока для меня причинам.
04.

Художник выбрал два сюжета — европейский — «Принцесса Грёза»…
05.

…и национальный русский — «Микула Селянинович».

Эскиз этой картины Врубеля. Само местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
06.

Сюжет, как уже упоминалось, «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда не видев её, и только зная по рассказам о её красоте и добродетелях, Рюдель пустился в морское плавание, в надежде увидеть воочию свою любовь. На корабле он тяжело заболел и умер на руках Мелисинды, под звуки своей лиры, шепча свою последнюю песнь во славу прекрасной Принцессы Грёзы. Захватывающий сюжет, отдающий декадансом.
07.

Панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, ещё до того, как Врубель успел их завершить. Императорская Академия художеств, срочно прислала в Нижний «авторитетную» комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым, и та, сочла панно Врубеля «нехудожественными», запретила их к показу, хотя они, даже, и не принадлежали к экспонатам художественной выставки.

Здесь налицо реакция той академической художественной среды, что не терпит «выскочек», несогласованных с мэтрами своих действий и нарушения правил поведения «на этом рынке»). Они, очевидно, расценили участие в выставке работ Врубеля как попытку привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной индивидуальности и новаторства, что естественно подвергает опасности насиженные места и покушается на право «казнить или миловать», что выливается в конце концов в деньги. Все старо как Мир.
08.

Стеклянные эркеры главного фасада гостиницы "Метрополь".09.

В общем, Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику. Возмущенный и уязвленный Савва Морозов сделал в ответ свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей Врубелю, поручил ему закончить обе работы и, предоставил свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. Также, он на собственные средства, построил рядом с основным входом в выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба панно на обозрения публике. Панно Врубеля, исходя из уже ставшей известной скандальной истории, пользовались бешеной популярностью, но надо сказать, что по большому счету это был провал, поскольку, несмотря на благожелательную оценку критиков, основная масса публики отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно. Здесь сказалась травля Врубеля в средствах массовой информации, а основная масса публики, у нас, как давно уже известно, подвержена программированию и зомбированию. Это событие тогда чрезвычайно «зацепило» Савву Морозова…
10.

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.
11.

С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Потом следы обоих произведений Врубеля затерялись. «Принцессу Грёзу» случайно нашли только в 1957 году среди старого театрального хлама Большого театра. Сейчас, это отреставрированное живописное панно, выставлявшееся на той нижегородской выставке, экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее…
12.

Сейчас мы сдвинем точку нашего внимания больше к правой части главного фасада "Метрополя".
13.

Это майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь», находится оно справа от "Принцессы Грёза".
14.

Майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
16.

…Первоначально здание опоясывала майоликовая фриз Сергея Чехонина с надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему» (она находится ниже скульптурного фриза "Времена года", сразу под окнами). В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.
17.

Я бы, вольно, перевел надпись Ницше следующим образом, исходя из наших реалий: «Нет ничего нового под солнцем, — только построив дом, поймешь, что нужно было знать перед началом его строительства») 18.

Теперь, мы рассмотрим панно правой части основного фасада гостиницы "Метрополь".
19.

Майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
21.

Малое майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» (т.н. "Белые пеликаны").
23.

Малое майоликовое панно «Купание наяды» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
24.

Теперь мы перейдем к западной стороне здания гостиницы "Метрополь".
26.

Здесь нас ждет Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
Скорее всего это панно называется "Жизнь". "Клеопатрой" обычно называют эскиз Головина к этому панно. Панно очень насыщенно и состоит из пяти художественных элементов.

27.

Основной — "Клеопатра".
28.

Слева от "Клеопатры" два панно — условно назовем их — "Белые лебеди"…
29.

…а справа — два панно — "Черные лебеди".
32.

Другой ракурс "Клеопатры"
35.

Здесь — снова мой акцент на бирюзовой креамической вазе…
37.

Западный фасад гостиницы "Метрополь" — в сторону Площади Революции.
39.

Вот здесь хорошо видна часть подписи "о диктатуре пролетариата")
43.

Правая часть западной стороны здания Метрополя.
47.

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь». Некоторые источники называют это панно "Орфей".
48.

С моей субъективной точки зрения — это майоликовое панно могла зваться "Артемида".
В нижней части этого панно можно четко увидеть надпись "Абрамцево" и "А Головин".

49.

Здесь явно египетская тема. Назовем это панно "Абу-Симбел".
50.

С южной стороны мы видим в верхней части фасада целых пять свободных секторов для размещения майоликовых панно. В сети нет никаких сведений о том, почему эти панно здесь не появились.
54.

На этом фото (ниже) хорошо видны еще два совсем небольших майоликовых панно — слева — "Черные кошки", справа — "Белые медведи".
55.

Они почти не бросаются в глаза и я искал "черных кошек" в своих фото уже после съемки, поскольку позже узнал, что они существуют… и, нашел, таки) Фото с сильным ресайзом.
56.

Между прочим, есть и еще одно "вакантное место" под панно — ближе "к излому корпуса".
57.

И, наконец, последнее майоликовое панно — "Полдень". Издали оно не бросается в глаза и многие его упускают.
58.

Стоит обратить внимание и на декоративные башенки "Метрополя". Они восхитительны!59.

Вид на "Метрополь" от ст. метро Театральная.
61.

С противоположной стороны Площади Революции находится "призрак" гостиницы "Москва". Элементы архитектуры этого здания заимствованы у Метрополя, но выглядит все это чуждо, равнодушно и безлико.
62.

Но, а теперь, подсчитаем майоликовые панно "Метрополя"! Итак — 25 майоликовых панно и шесть — не занятых панно мест на фасаде.
Таким образом все на фасаде Метрополя должно было быть 31 больших и малых панно.

В заключение — еще пару ракурсов этого восхитительного в своей глубокой фантазийной идее здания гостиницы "Метрополь".

Можно — поозорую и назову с намеком это фото ниже — "Три грации")!?
63.

На самом деле, я, наверное, выложил только десятую часть того, что узнал о Метрополе. Но, еще перегружать материал мы не будем. Надо сказать, что у меня какое-то радостное внутреннее ощущение от общения с Метрополем как символом русского модерна, как манифеста свободного творческого самовыражения, как буйства творческой фантазии, как лебединая песня русской архитектуры конца XIX века.

Источники:

Николай Малинин. «Метрополь. Московская легенда». М., 2015.
Метрополь. Портал "Прогулки по Москве". liveinmsk.ru.
Принцессу Грёзу видеть наяву. http://ofena.livejournal.com/11445.html?view=252597#t252597
Википедия

Vladimir d’Ar, 2016

Еще с 1830-х годов на месте, где стоит сегодня гостиница «Метрополь», по адресу Театральный проезд, 2, стояло подобное же заведение с банями, принадлежавшее купцу Челышеву (промеж себя москвичи именовали ее «Челыши»). Проект старого здания выполнил архитектор Осип Иванович .

В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра.

Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований.

Фото 1. Гостиница Метрополь в городе Москве

В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект , который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым.

Деньги имелись, а потому и строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.

Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.


Фото 2. Пятизвездночный отель расположен в Театральном проезде, 2

Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.

Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.

Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор .

В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.

Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому. Работы проводились под присмотром другого зодчего - .


В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.

Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.

В 1906 году в этих стенах открылся первый в городе Москве двухзальный синематограф под вывеской «Театр «Модерн»».

Архитектурно-художественное оформление отеля «Метрополь»

Гостиница «Метрополь» по праву принадлежит к числу ярких архитектурных памятников Москвы, построенных в стиле модерн. Над его воплощением, помимо вышеперечисленных московских зодчих, трудилась целая плеяда признанных архитекторов, среди которых были Сергей Сергеевич Шуцман, Мариан Марианович Перетяткович, Иван Андреевич Герман, Адольф Эрнестович , Виктор Александрович , Иван Владиславович . Есть предположение, что свой вклад внес и Федор Осипович .

Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина.

Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.

Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями.

Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность.

Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.

Еще Савва Мамонтов задумал использовать фасады здания гостиницы «Метрополь» как полотно для художественных произведений нового направления в этом искусстве - символизма и модерна, которые сам очень ценил. Именно поэтому им и был избран первоначальный проект Вальконта, который больше подходил для задуманного художественного дополнения.

Желание Мамонтова осуществилось, и сегодня фасады уже невозможно представить без майоликовых панно, изготовленных в Абрамцевской керамической мастерской: «Принцесса Грёза» по картине Михаила Александровича Врубеля; «Жажда», «Поклонение природе» и «Поклонение божеству» по эскизам художников Александра Яковлевича Головина и Сергея Васильевича Чехонина. Скульптурный фриз под названием «Времена года», который опоясывает все здание, исполнил скульптор .

Не зря современники воспринимали «Метрополь» как воплощенный манифест новейшего искусства.

Некоторые изменения в декор фасада здания были внесены при большевиках. Так, первоначальное оформление включало в себя опоясывающую все здание майоликовую надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». При Советах добавили со стороны высказывание Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Причем, к настоящему времени ленинские слова сохранились полностью, а фраза немецкого мыслителя лишь частично.


Фото 4. Памятные доски на стенах гостиничного комплекса

Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.

После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала ).

Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.

После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту . В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».

Здание «Метрополя» - грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа - мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое - «Принцесса Греза» Врубеля - находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.

В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».

Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал . В центре был фонтан из новомодного цемента.

В ноябре 1917 г. «Метрополь» был взят штурмом. При новой власти он становится Вторым Домом Советов. Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета». Здесь разместился Наркомат иностранных дел, квартиры партийных деятелей (Антонова-Овсеенко, Бухарина, Войкова, Кона и др.), писателей. Здесь жил И. Рукавишников, а в 1918 г. в номере 253 - Мандельштам. Живший в комнате 438 Р. Ивнев вспоминал: «… было довольно хорошо, но только меня раздражала вечная сутолока, потом несносная дерзкая прислуга». Здесь открывают кинотеатр, кафе имажинистов «Калоша».

В 1951 г. в Красном Зале «Метрополя» был дан обед в честь Мао Цзэдуна, присутствовал Сталин. В начале 1960-х здесь принимали Джона Кеннеди.

«Метрополь» был закрыт на реставрацию с 1986 до 1991 г. Сейчас это пятизвездочный отель.

Все знают гостиницу «Метрополь» , но не все там были, да и многие детали можно рассмотреть на гостинице только вооруженным глазом.

В наших архивах накопились красивые фотографии интересных деталей гостиницы, а также ее интерьеров, и сегодня мы решили сделать отдельную публикацию по теме.

Самое интересное, что изначально Метрополь даже и не строился, как гостиница.

Здание, ставшее позже гостиницей «Метрополь» начали строить в 1899 г., когда промышленник и большой любитель искусств Савва Мамонтов выкупил участок земли с располагавшейся здесь небольшой гостиницей и банями купца Челышева (в народе «Челыши»)

Савва Мамонтов, как главный инвестор, объявил открытый конкурс на строительство большого комплекса с гостиницей, ресторанами, галереей и, главное, с большим оперным театром. Мамонтов был страстным театралом, сам занимался пением с молодости и даже специально учился ему в Италии, однако, в отличие от предпринимательской деятельности высот не достиг, но любви к искусству не растерял, поддерживал многих художников и певцов.

Несмотря на то, что первое место в конкурсе занял проект архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, Савва Мамонтов настоял, чтобы подряд отдали Вильяму Валькоту, занявшему лишь четвертое место.

Изначальный проект Валькота был еще более помпезен:

Но сначала Савву Мамонтова обвинили в растрате, судили и все его имущество ушло на погашение долгов, затем в 1901 г. в еще недостроенном комплексе случился пожар, а новые владельцы для достройки пригласили в соавторы к Валькоту выигравших конкурс изначально Кекушева и Шевякова, после чего в проект «Метрополя» были внесены большие правки, окончательно превратившие его лишь в гостиницу. А мог бы быть прямой конкурент Большого театра, на Театральной же площади.

Пройдем внутрь

Вот как выглядел этот холл до революции

В ходе последнего ремонта с 1986 по 1991 гг. гостиница обрела много новодельных элементов.

Центральный холл:

Главная лестница и лифт:

То же самое, но до революции:

Конечно же, в советское время гостиницу сразу же национализировали, и в первые годы она получила статус Второго Дома Советов (первым стала гостиница Националь), после переноса столицы из Петрограда в Москву советским чиновникам негде было жить и заседать, а фешенебельные гостиницы пустовали. Только в конце 1920-х «Метрополю» вернули былую функцию. Здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих и многие другие именитые иностранцы.

Поднимемся по лестнице с отреставрированными витражами

Холл одного из этажей


От лифтового холла в обе стороны отходят длинные коридоры с атриумами

В целом, как-то пустынно и неуютно, свет холодный

Стандартный номер выглядит так:

В общем-то никаких изысков, но картина настоящая и два туалета, рядом с кроватью и рядом с выходом справа за кадром.

Что интересно потолок атриума — это еще не последний этаж:

На удивление, над основными этажами Метрополя имеется и довольно простой этаж с низкими потолками

Общий вид верхнего этажа «Метрополя»

А уж пожарные и служебные лестницы и вообще без прикрас:

Спустимся обратно на завтрак в большой холл под куполом:

Обычный общий завтрак в Метрополе, кстати, увы, разочаровывает. Ожидаешь, если не высокой кухни, то хотя бы каких-нибудь гастрономических излишеств, но нет, хороший завтрак: омлет, круассаны, немного горячего. Хорошие европейские «три звезды», или простенькие «четыре» при стоимости стандартного номера от 13 тыс руб. на начало 2014 г.

Если только игра на арфе услаждает слух:

Дореволюционные банкеты в зале:

Осмотрим детали гостиницы снаружи:

Двинемся теперь вдоль фасада, выходящего на площадь Революции


Правда, панно на доме Нирнзее сохранилось хуже и находится настолько высоко, что из переулка его не видно никак. Разглядеть можно только при большом увеличении с Тверского бульвара.



Самое знаменитое панно сделано по эскизу Михаила Врубеля и называется Принцесса Грёза.

Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбленный Рюдель пустился в плавание в надежде увидеть воочию свою любовь. Врубель изображает корабль, взлетающий над волнами. В центре с арфой в руках лежит умирающий рыцарь.

В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную своей возлюбленной и является чудесное видение–греза - перламутровая женщина с лилией в руках.


Конечно, не обошлось и без революционной тематики: Здесь в ноябре 1917 г. под руководством Фрунзе революционные солдаты вели бои с юнкерами, оборонявшими подступы к Кремлю.


Поклонение божеству


Поклонение природе


Традиция стеклить балконы, видимо, берет свое начало еще с дореволюционных времен.


Жажда

И, что самое интересное, сразу за «Метрополем» на закрытой воротами улочке сохранился оригинальный кусок китайгородской стены, где можно было бы сделать историческое место с лавками, как и было 100 лет назад, что-то типа Златой улочки в Праге, но в наши дни здесь помойка и стоят машины, обслуживающие гостиницу.

April 25th, 2016 , 11:55 pm

Отель «Метрополь», построенный в стиле модерн по проекту архитектора Вильяма Валькота, принял первых постояльцев 5 марта 1905 года. Гостиница была оснащёна всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами. По замыслу Саввы Мамонтова, который начинал строить «Метрополь», при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания.





Гостиница Челышева. 1895-1898 гг.: https://pastvu.com/p/13476

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева, построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей задумки. Говоря современным языком, инвестор (Северное домостроительное общество) планировал возвести грандиозный культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром для постановок Частной оперы Мамонтова, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Лев Кекушев и Николай Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.

Интересно, будут ли горожане спустя сотню лет интересоваться авторами проектов стеклянно-бетонных новоделов, которыми оказалась утыкана лужковско-собянинская Москва? А вот «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких столичных историко-архитектурных памятников. Над созданием гостиницы трудилась целая плеяда талантливых архитекторов и художников, включая Васнецова и Коровина, по чьим эскизам выполнена роспись и созданы элементы внутреннего декора.

Строительство началось без промедлений. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция с объединением общим фасадом с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён, а его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса и в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Коррективы в планы строительства внёс и пожар 1901 года.


Гостиница после пожара. 1901 год: https://pastvu.com/p/57729

Как писали газеты 6 марта 1905 года, «Вчера петербургское общество страхований открыло свою гостиницу «Метрополь», на Театральной площади. Гостиница «Метрополь» сдана петербургским обществом страхования трем хорошо известным московским метр-д-отелям, гг. Берн, Иванову и Капута, которые поведут все дело за свой страх и риск».


«Метрополь». 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/7335


Лифт и зал для корреспонденции. 1905 год: https://pastvu.com/p/40631


Зал ресторана. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48767


Литерный номер. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48732

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

Скульптурный фриз «Времена года» по периметру фасада выполнил Николай Андреев. Изображения персонажей повторяются.

Фасады «Метрополя» украшают майоликовые панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», выполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе получившей название «Принцесса Грёза». Эта романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. На панно Михаила Врубеля изображён умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса.

По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ещё несколько майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень».

До Октябрьской революции клиентами гостиницы являлась состоятельная публика - путешественники, коммерсанты, культурная и политическая элита.

Во время уличных боёв в октябре-ноябре 1917 года гостиница оказалась в центре вооружённого столкновения красногвардейцев и юнкеров, которые в течение шести дней обороняли «Метрополь». После артиллерийской подготовки Михаил Фрунзе предпринял решающий штурм и вынудил юнкеров покинуть здание.

В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией. «Первый Дом Советов» расположился в гостинице «Националь», а «Метрополь» стал «Вторым Домом Советов». В переоборудованном зале ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Владимир Ленин и Лев Троцкий, на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, в номерах проживали Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко и другие партийные деятели.

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время появилась ещё одна цитата: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

В 1931 года «Метрополь» вновь открылся в качестве фешенебельного отеля и в разные годы его гостями были главы зарубежных государств, мировые звёзды театра и кино Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек.

С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Исторические интерьеры отеля «Метрополь» по количеству старинных произведений искусства можно сравнить с музейной коллекцией. Гостям предлагаются номера разных категорий: от «Стандарта» до «Президентского». Каждый из них сочетает классические интерьеры с достижениями современных технологий.

В залах отеля проходят конференции, презентации, выставки и другие мероприятия.

«Метрополь» предлагает 19 залов вместимостью от 10 до 400 персон. Зал «Метрополь» – это исторический зал с роскошным убранством в стиле неоклассицизма. Главным его украшением является огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам С.Чехонина. Перекрытие атриума изготовлено по проекту инженера Владимира Шухова специалистами Московского отделения общества «Артур Коппель». Зал освещают четыре латунных торшера в виде подставки для цветов, а на стенах расположились великолепные бронзовые светильники. Мастерски использованы архитектором эффекты зеркального отражения: огромные зеркала зрительно расширяют пространство, а также создают дополнительный источник освещения. Стены главного зала отеля «Метрополь» хранят воспоминания о минувших событиях – именно здесь Есенин признавался в любви балерине Айседоре Дункан, а певица Галина Вишневская встретила своего будущего мужа Мстислава Ростроповича.

«Зеркальный» зал расположен на первом этаже гостиницы между рестораном «Метрополь» и «Красным» залом, сообщаясь с ними тремя двустворчатыми дверями. Отделка «Зеркального» зала выдержана в стиле модерн: с начала XX века сохранилась потолочная лепнина – цветы нежно-пастельных тонов, а стены украшены огромными зеркалами, которые зрительно увеличивают пространство. Это историческое пространство, конечно же, не может обойтись без антиквариата – люстры в форме корзины с ажурной металлической короной и стеклянными цветами, а также настенного бра в виде щита с рельефным изображением Медузы Горгоны.

«Красный» зал на первом этаже обращает на себя внимание отделкой в духе английского модерна: дверной проем окаймлен панелями из мрамора с изящным узором, витражные окна с цветными и фактурными стеклами завершаются подоконниками из итальянского мрамора, нижний ярус стен отделан дубовыми панелями. Незабываемое впечатление производит роспись на потолке работы декоратора Ф. Оборского – извилистые и прямые линии, круги гармонично сочетаются с изображениями цветов и гранатов. В 1950 году здесь состоялся знаменательный банкет с участием Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна в честь подписания советско-китайского договора о дружбе.

Зал «Савва Морозов» украшает растительный орнамент на потолке авторства художника Сергея Чехонина, люстры ручной работы в виде решетчатого круга и ажурной чаши, позолоченные канделябры. Первоначально он назывался «Русский кабинет», а в советские годы здесь располагался один из залов кинотеатра «Метрополь».

Интерьер зала «Боярский» выдержан в стиле боярских палат: своды, полуколонны, стены, покрытые вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами, плетением трав. В процессе реставрации отеля была восстановлена утраченная роспись стен. Интерьеры в русском стиле дополняет деревянная мебель, роскошная хрустальная люстра и старинное чучело бурого медведя.

Другие залы названы в честь русских художников и писателей «Врубель», «Бунин», «Толстой», «Чехов», «Гоголь», «Тургенев», «Достоевский», «Брюсов» и литературных персонажей «Онегин», «Чацкий», «Печорин». Эти относительно небольшие залы украшают витражные окна, антикварные люстры, лепнина, изысканная роспись на потолке.