О чем заставляет задуматься рассказ собачье сердце. Cочинение «Собачье сердце

1. Фантастические мотивы в повести Булгакова «Собачье сердце».
2. Реальная действительность в произведении.
3. Русская интеллигенция и пролетариат.
4. Мрачный юмор Булгакова.

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» заставляет нас задуматься о грандиозном событии в России начала XX века - Великой Октябрьской революции. То, как автор описывает современную ему действительность, заслуживает пристального внимания. Повесть Булгакова - это неприкрытая сатира. Однако юмор в произведении не самоцель. Писатель не ставит перед собой задачу только лишь развлечь читателя, его авторский замысел намного глубже. Сам сюжет повести можно с полным правом назвать фантастическим. Талантливый ученый Ф. Ф. Преображенский сделал уникальную операцию, которая превратила собаку в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. За этим событием последовали очень сложные проблемы. Человек, который появился в результате эксперимента, оказался обладателем целого ряда весьма непривлекательных черт. Шариков туп, агрессивен, жесток. Его подлость и низость очевидны, ни к кому он не испытывает теплых чувств, он так же игнорирует любые правила и нормы.

Все события в повести разворачиваются на фоне глобальной социальной катаклизмы - революции. Происходит столкновение старого уклада жизни с новым. Жизнь самого ученого заставляет задуматься о том, как общество жило до революции. Сам образ жизни профессора, его привычки олицетворяют мирную и спокойную дореволюционную жизнь.

Немудрено, что профессор Преображенский не понимает и не принимает революции, ведь она ставит под угрозу весь уклад жизни, который был дорог и важен ему и многим другим людям. Образ профессора Преображенского близок самому автору. Можно с уверенностью сказать, что самому Булгакову близок его герой.

Профессор Преображенский весьма резко высказывается о пролетариате, не любит его. Русская интеллигенция, к которой принадлежит профессор, видит пролетариат опасностью, причем агрессивной и неуправляемой. Профессор Преображенский не скрывает своих убеждений, хотя это может повлечь для него серьезные проблемы. Правда, у ученого есть высокопоставленные защитники, ведь он светило с мировым именем, значит, может надеяться на сохранение своего статуса и неприкосновенности.

В повести показаны детали новой жизни. Мы видим отношение профессора ко всему, что творится вокруг. Ученый не скрывает своей неприязни: «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении, не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить черед черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

Детали быта, о которых мы узнаем благодаря метким суждениям русского интеллигента, говорят о многом. Революция лишила людей минимального комфорта. На самом деле революционеры ставили перед собой высокие цели, ради чего преобразовывали мир. Но чего стоят эти цели на самом деле, если в домах стало холодно, грязно, неуютно. Разве к этому нужно было стремиться? Разве голодный человек, живущий в неотапливаемом доме, может считать себя счастливым? Над Россией проводился глобальный и страшный по своей сути эксперимент. Его можно сравнить с операцией, которую профессор провел над бездомной собакой. Булгаков не случайно так много внимания уделяет бытовым деталям. Быт начинает восприниматься более глобально, философски. Символы дореволюционной жизни противопоставляются голоду и разрухе, которая стала неизбежным спутником перемен. Разрушение, страх, смерть, голод - вот то, что стало уделом России. Революция не принесла с собой ничего другого. В прошлое ушли натопленные дома, чистые и уютные квартиры, накрытые столы, безмятежность и спокойствие. Забывается русская культура, и во многом в этом виноваты большевики. Булгаков устами своего героя высказывает отношение ко всему, что творится в России. Он воспринимал перемены в обществе как величайшую трагедию, изменившую жизнь родной страны. Блестящая сатира писателя позволяет наиболее точно и метко подметить все, что творится вокруг: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?», «...Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха», «... разруха не в клозетах, а в головах».

Юмор автора нам, современным читателям, кажется очень точным и метким определением всего, что творилось в те годы. Новые хозяева жизни не принесли стране ничего хорошего, напротив, смогли быстро разрушить все, что было ценного. Россия, которой «сделали операцию», предстает в повести страшной. В самом начале произведения мы смотрим на окружающий мир глазами бездомного пса. А он абсолютно честен, ведь ему нет смысла притворяться. И жестокая вьюга как нельзя лучше соответствует окружающей обстановке. Это настоящий апокалипсис, конец света. Ведь закончена мирная, нормальная жизнь. Страна стала другой и теперь уже она полностью утратила черты прежней России. Воровство стало нормой, законы направлены на соблюдение интересов Шариковых. У власти преступники.

Шариков и ему подобные стремятся «все отнять и поделить». На самом деле Булгаков ничего не преувеличивал. Он показал реальную жизнь советской России в первые годы после революции. Великое деяние - революция - по сути своей оказалось чудовищной «операцией», навсегда изменившей страну.

Сам профессор своей операцией над бездомной собакой создал ужасное чудовище, монстра, который стал опасен для общества и его творца. Большевики сделали то же самое над страной. И она стала опасной для всех, в том числе для тех, кто был сторонником революции.

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Повесть написана удивительным языком, полным едкого сарказма, по вместе с тем она воспринимается как глубокое, философское произведение.
Булгаков делает героев повести символами эпохи. Профессор Преображенский - настоящий российский интеллигент, представитель уходящей категории общества. Вместе с ним уходит многое, что было важным и нужным для людей. Высказывания профессора могут показаться смешными. Но юмор отнюдь не умаляет их актуальности. «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении... Пусть: раз социальная революция - не нужно топить»; «почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»; «Почему убрали ковер с парадной лестницы?» «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
С точки зрения шариковых, которые по сути своей являются символом новой эпохи, эстетика быта совершенно не нужна. Вместе с этим «новые люди» готовы отказаться от всего, что создавалось веками. Стремление построить новую жизнь воспринимается ими как необходимость полностью уничтожить то, что было сделано ранее. В уста профессора Преображенского Булгаков вкладывает множество метких замечаний.
«Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?... Разруха не в клозетах, а в головах».
Меткие и очень точные замечания высказывают многие персонажи повести. В том числе и бездомный пес еще до превращения в человека, который отличается редкостной наблюдательностью и умом. Реальная жизнь послереволюционной России предстает перед нами во всем своем пугающем правдоподобии. Мрачные картины встают перед нами с самого начала повести. Вьюга как символ печали; запущенные пустые улицы как символ нищеты, убогости. В самом начале повести мы смотрим на обстановку глазами бездомной дворняги. Ничто не радует наш взгляд. Вот пробегает мимо девушка-машинистка, которая зарабатывает сущие копейки «по девятому разряду четыре с половиной червонца».
Для создания объективной картины не может быть незначительных деталей. Образ машинистки также неслучаен. Молодая девушка выглядит столь несчастной, замерзшей, полуголодной, что мы начинаем понимать, как несправедлива и уродлива действительность. А как много говорит фраза: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».
Булгаков в своей повести ставит очень серьезные вопросы - он заставляет задуматься о нравственности людей, с которыми мы сталкиваемся на страницах произведения. Повсюду царит воровство. Никто не заботится о соблюдении порядка, страна приходит в упадок, общество деградирует.
И на фоне этой деградации появляется новый человек, Шариков. То, что в повести Булгакова этот новый человек еще совсем недавно был бродячим псом, очень символично. Особенно важно, что будучи собакой, Шариков отличался большей порядочностью и вызывал искреннее сострадание и симпатию. Став человеком, он вызывает только отвращение.
Новый человек, который в повести представлен Полиграфом Полиграфычем Шариковым, полностью соответствует требованиям «новой жизни», является «продуктом» своей эпохи. Он бездуховен, необразован, неблагодарен, туп, агрессивен. Он чувствует себя настоящим хозяином жизни, не обращая внимания на кого бы то ни было.
Заслуживает пристального внимания и донос на профессора Преображенского. Это свидетельствует о полном отсутствии у Шарикова каких бы то ни было человеческих качеств. Отличительными чертами этого персонажа являются подлость, зависть, ненависть ко всему и всем вокруг.
Хозяин жизни, а именно таковым стал чувствовать себя «новый человек» после революции, очень силен. Он не останавливается ни перед чем, не думает о морали и нравственности. Фантастический эксперимент в повести - это отражение реального, огромного социального эксперимента - революции. Персонаж повести Шариков не смог стать человеком, перед нами всего лишь Существо, отдаленно на него похожее.
Рядом с «шариковыми» оказываются те, кто слабее и уязвимее. И общение с «новыми людьми» приносит исключительно страдания. Невозможно представить себе что-то более чудовищное, чем общество, в котором всем распоряжаются «ша-риковы», эти бессердечные и злобные создания. В повести профессор Преображенский находит «управу» на Шарикова, он просто превращает его обратно в собаку. Но социальный эксперимент - революция - не имеет обратного хода. И именно поэтому повесть оставляет ощущение некоторой недосказанности. Писатель ставит проблему, предоставляя возможность читателям думать о ней. Поэтому даже сегодня, по прошествии значительного периода времени, мы можем задуматься об обществе «шариковых», отголоски которого ощущаем до сих пор.

В основе повести лежит великий эксперимент. Главный герой повести - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема нового Фауста, но, как и все у М. А. Булгакова, она носит трагикомический характер. Больше того, действие повести происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский. И эксперимент становится пародией на Рождество, антитворением. Но, увы, ученый осознает всю безнравственность насилия над естественным ходом жизни слишком поздно.
В повести «Собачье сердце» злободневная и одновременно вечная проблематика опасности «революционного» преобразования природы и человека разрабатывается ещё глубже и шире чем в «Роковых яйцах». Перед нами учёный (врач, хирург, специалист по омоложению) профессор Преображенский и его гениальное открытие – Шариков – результат пересадки собаке человеческих семенников и гипофиза. Животное полностью очеловечивается. В итоге дворняга Шарик перерождается в пролетария с наследственностью, полученной от уголовника Клима Чугункина, и становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочие)».
За фантастической оболочкой проступает крайне тревожная идея: как можно существу хотя бы и человеческому, но найденному на общественной помойке, предоставить в обществе полномочия «атакующего класса» и вершителя «классовой диктатуры»?
Профессор Преображенский постигает, наконец, всю трагичность своей ошибки: он не вправе заменить своим скальпелем природу, которая мудро распорядилась течением жизни и созиданием человеческой личности.
По мнению Булгакова, строительство социализма – это огромный по масштабам и опасный эксперимент (опыт). К попыткам создания нового общества и нового человека революционными методами, которые не исключали насилия, автор относится – отрицательно. Для него это – вмешательство в естественный ход событий, последствия которого могли оказаться плачевными для всех.
Обнаружив в обществе «феномен Шарикова», Булгаков угадал наиболее массовую низовую фигуру, которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления её власти над всеми, без исключения, социальными группами, слоями и классами нового общества. Без Шарикова и ему подобных, были бы не возможны, под вывеской «социализма», массовый разгул, организованные доносы, бессудные расстрелы, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьим сердцем».
В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.
Много еще можно найти в повести «Собачье сердце» объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР.
Повесть Михаила Булгакова объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия, сатира. Повесть читается на одном дыхании. Много смешного и грустного. Отдельные моменты заставляют нас задуматься. Стиль письма доступен и прост для восприятия читателем. Язык красочен и афористичен: «Разруха не в клозетах, а в головах».
Читатели не перестают восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.