Не хочу учиться хочу жениться кто сказал. "Не хочу учиться, хочу жениться!" (Недоросль Д.Фонвизина)

Звонок взволнованной мамы на детский телефон доверия: "Моя дочь ушла из дома к своему молодому человеку. Теперь она живёт у него. Что мне делать? Ей всего 16 лет и ещё целый год учиться в школе, сдавать ЕГЭ" .

Конечно, ситуация, прозвучавшая в этом звонке — это самый крайний вариант конфликтных отношений между детьми и родителями. Уход сына или дочери из родительского дома говорит о сильном неблагополучии в семье. Но этот пример ярко показывает, до чего можно дойти, если конфликт с подростком пустить на самотёк и не пытаться решать его. Чаще всего к психологу обращаются с жалобами на то, что дети перестали слушаться, приходят домой слишком поздно, прогуливают школу или перестали учиться, гуляют допоздна с друзьями или всю ночь напролёт играют на компьютере. Есть небольшая разница между подростками-девочками и подростками-мальчиками. Девочки, чаще всего, вступая в конфликт с родителями, говорят, что для них будущая семья на первом месте, а учёба на втором. Мальчики же оправдываются тем, что в школе уже делать нечего, они всё знают и не нужно их постоянно учить жизни. И вместо учёбы, они уходят в компьютерные игры. Сама по себе школа не является причиной конфликта, скорее, поводом для него.

Нет, наверное, такого человека, который не знал бы, что подростковый период — это один из самых сильных кризисов в жизни человека. Возраст примерно с 12 до 18 лет является переходным этапом от детской к взрослой жизни. Это период, когда семейные ценности проверяются на прочность. Уже недостаточно сказать своей дочери или сыну, что это плохо или хорошо, уже нужно объяснить, почему это так. И не факт, что ваше объяснение быстро примется подростком. Он может захотеть проверить — правда ли это. Обесценивание родителей — нормальный процесс, необходимый подростку для того, чтобы начать путь поиска собственной идентичности, собственной жизни. Это нужно ему для того, чтобы научиться жить во взрослой жизни без помощи родителей.

На пути поиска собственной идентичности, совершенно естественно, подросток совершает много ошибок. Он действует жёстко, непримиримо, зачастую не думая о последствиях. В своём поиске он идёт напролом, не думая о тех, кто его вырастил и воспитал. Чаще всего ребёнок забывает, что родители продолжают его кормить, одевать, платить за обучение, покупать компьютерные игрушки, оплачивать походы на вечеринки. Он принимает это за должное, считает, что это прямая обязанность взрослых по отношению к нему. Выражение: "За всё нужно платить" — пока не входит в его ценности. Он — потребитель!

В ответ родители также начинают ошибаться. Они продолжают действовать так, как будто их сын или дочь ещё маленькие и не способны к самостоятельным поступкам. От своих выросших детей взрослые требуют лишь послушания и прилежания. При этом игнорируется факт взросления подростка, его стремление к независимости. Очень часто родители считают, что лучше знают, кем нужно стать их ребёнку, каким ему нужно быть. Здесь и происходит столкновение интересов, конфликт взрослых и детей, который может вырасти в кризис семейной системы.

Типичные признаки кризиса в семье:

  • конфликты;
  • рост взаимных обид, претензий и упрёков;
  • проблемное, иногда девиантное поведение подростка;
  • резкое падение школьной успеваемости, отказ от учёбы в школе;
  • подростковая депрессия и т.д.

Возникает вопрос: что же с этим делать? Как защитить своего ребёнка, не навредив ему? На самом деле, это очень сложный вопрос, и невозможно дать однозначный ответ. Миновать подростковый кризис невозможно, но его можно смягчить, сделать не таким разрушительным:

  1. Первое, что нужно сделать — это принять своего ребёнка таким, какой он есть, с его недостатками. Если он себя сейчас ведёт не очень адекватно, это не значит, что он всю жизнь будет таким. Это кризис, и ему сейчас также тяжело, как и вам, но от того, как вы будете принимать его в этот период, находить компромиссы с ним, будет зависеть в чью сторону он развернётся при выходе из него.
  2. Второе, что можно сделать — это выработать новые правила и законы, которые будут действовать в семье по отношению к подростку. Лучше всего это сделать на семейном совете, в котором участвуют все члены семьи. Каждое правило, каждый запрет, обсуждается, когда они возникли и для чего. Например, запрет гулять после 22:00 объясняется не только беспокойством родителей за здоровье и жизнь ребёнка, но и законом страны. А поскольку ответственность за детей до 18 лет лежит на родителях, то и наказание будут нести они. Соответственно, нарушая это правило, подросток подводит не только себя, но и своих родителей, тем самым показывая свою безответственность и неготовность к взрослой жизни. И так по каждому правилу. Какие-то запреты уже можно снять и не контролировать их. Какие это будут запреты или правила, каждая семья решает сама. Здесь всё зависит от степени готовности к новой жизни вашего ребёнка, от ценностей семьи, но в любом случае родители должны доверять ему. Во всех странах мира действует презумпция невиновности — человек не виноват, пока не доказано обратное. Т.е. пока ваш сын или дочь не сделали, что-либо плохое, не стоит думать, что они могут это сделать.
  3. В-третьих, если вы уже выработали все правила, то необходимо строго придерживаться их. Любое нарушение в ту или иную сторону, покажет вашему ребёнку всю несерьёзность ваших намерений и позволит ему действовать по своему желанию. Причём, это не зависит от того, разрешите ли вы ему что-то по доброте душевной или, наоборот, запретите то, что раньше разрешали. В любом случае, доверие своего ребёнка вы уже потеряли и, вернуть его будет сложно, если не сказать невозможно. Кроме того, выполнять эти правила должны члены всей семьи. Если кто-то из взрослых будет нарушать их, ребёнок быстро научится манипулировать вами.
  4. И последнее. Разговаривайте со своим сыном или дочерью, как со взрослым человеком, учитывайте его мнение, рассуждайте, философствуйте, спрашивайте его совета. Не игнорируйте его. Объясняйте ему свои поступки, говорите о своих страхах за него и выслушивайте его ответ. Поощряйте, хвалите его. Не дожидайтесь великих достижений для того чтобы похвалить. Каждый его позитивный поступок заслуживает вашего одобрения. Только так ваш ребёнок сможет стать полноценным членом семьи, который будет защищать её ценности, а не идти вразрез с ними.

Но, что же делать, если вы всё упустили, и подросток уже игнорирует ваши требования?

  1. Вернитесь к пункту №1, т.е. принимать и любить его таким, какой он есть. Только безусловная любовь может вернуть доверие подростка. К сведению, безусловная любовь — это любовь не за какие-то заслуги, а просто так, безо всяких условий.
  2. Попробуйте научиться доверять ему. Кризис пройдёт и он поймёт, что ваши поступки были заботой о нём.
  3. Никакого насилия, ни эмоционального, ни физического. Если же вы начнёте применять насилие, ваш ребёнок закроется от вас, вы никогда не сможете вернуть его доверие, и ещё он решит, что именно с помощью таких методов лучше всего добиваться успеха в жизни. Но как вы сами понимаете, у этих методов есть и обратная сторона, которая может больно ударить по вам и вашему ребёнку. Например, физическое насилие может привести к юридической ответственности.
  4. Поговорите с ребёнком. Выберите время для этого, когда вы оба готовы выслушивать. Во время острого конфликта это бесполезно делать, никто из вас не услышит доводы другой стороны. А вашей задачей является донести те переживания, которые у вас есть, и услышать ответную реакцию на них.

Если ничего не выходит и конфликт только нарастает, то, возможно, стоит записаться на приём к психологу. Причиной проблемного поведения подростка может быть не только семья, но и какие-то внешние события (друзья, школа, наркотики, преступления, любовь). Либо, другой вариант, вы принимаете его поведение слишком близко к сердцу, и, успокоившись, вы по-другому посмотрите на ситуацию внутри семьи.

Удачи Вам! Надеюсь, в вашей семье не дойдёт до таких крайностей, после которых не будет дороги назад!

Не хочу учиться, хочу жениться. Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Не хочу учиться, хочу жениться. См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

- (хочу, хочешь) что, чего. хотить (хочу, хотишь) южн., зап., костр. желать, волить, иметь охоту, охотиться, стремиться, побуждаться к чему, намереваться, собираться. Хочу половина могу, твердая воля. Не хочу есть, сыт. Не хочу учиться, хочу… … Толковый словарь Даля

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Недоросль Жанр: комедия

Юмористический поэт и сотрудник разных журналов. Род. в Ярославской губ. 15 июля 1841; ум. в Москве 26 окт. 1891 г. Потомок старинного дворянского рода, он за заслуги отца, состоявшего членом Комитета о раненых, был после его смерти помещен… … Большая биографическая энциклопедия

Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! Начинаются чины перестает… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Недоросль: пьесы, проза , Фонвизин Денис Иванович. Ничего обидного в слове "недоросль" в России Х VIII века не было - так именовали несовершеннолетних дворян, еще не поступивших на государеву службу. Но вот написал Денис Иванович Фонвизин…
  • Недоросль (аудиокнига МР 3) , Д. И. Фонвизин. "Недоросль" - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество.…
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Не хочу учиться, хочу жениться

Не хочу учиться, хочу жениться

Из комедии «Недоросль» (1783) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792). Слова Митрофанушки, обращенные к матери (действ. 3, явл. 7): «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться».

Цитируется как иронический комментарий к настроениям праздных, ленивых, недалеких подростков, интересующимися лишь развлечениями.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Хочу быть дерзким, хочу быть смелым Из стихотворения «Хочу» (1902) поэта Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942): Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, Хочу одежды с тебя сорвать. Цитируется как комментарий к решительному, необычному поведению или как его шутливое

Из книги Путешествия без турагентств автора Сысоева Светлана

Хочу всё знать Название советского научно-популярного журнала для детей и юношества, основанного в 1925 г. Позже - название киножурнала той же тематики.Используется как комментарий к собственным настойчивым расспросам или их шутливое

Из книги 8000 рыбацких советов от знатока автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Хочу остаться здесь надолго. Хочу остаться здесь навсегда! Дорога из застывшей лавы плутала межу крупных камней и изгородей, через которые надо было перелезать по лестнице. Муж Жозефы привычно ловко прыгал с камня на камень, не оступаясь и не теряя обуви в глинистой

Из книги Отдых без посредников автора Романовская Диана

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Ваше Хочу против Хочу любимых людей: ищем компромиссы Мы у себя не одни. Еще есть семья, друзья, их интересы и желания. И это надо учитывать при планировании совместного отдыха. Попросите всех, кто едет с вами отдыхать, заполнить анкету. Если ваши желания и интересы

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Идеальная еда. Что я хочу есть? Сейчас давайте выясним, как вы хотите организовать свое питание на отдыхе. Важно то, как вы действительно хотите питаться, а не то, как вы привыкли. На отдыхе себе можно позволить чуточку больше, чем дома. Или намного больше. Все зависит

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги Как я Родиной торговал автора Каракулько Александр

Вопросы обучения и воспитания всегда были и остаются актуальными для любого общества. Поэтому лучшая комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», написанная им еще в 1782 году, до сих пор является востребованной. Ее ставят в театрах, обсуждают в школе, а нерадивых детей частенько называют недорослями или Митрофанушками, по имени главного героя пьесы, которое стало почти нарицательным… Надо сказать, что школьники вполне объективно воспринимают этого вымышленного героя, в котором, увы, довольно часто угадываются черты наших юных современников:

Всем известный Митрофан
Говорил своей маман:
«Не хочу учиться, а хочу жениться».
Легче неучем прожить,
С головою не дружить.
Жизнь у всех у нас одна.
Для того ль она дана? (Из школьного сочинения)

Премьера «Недоросля» состоялась в Петербурге и имела большой успех. Поговаривали, будто после спектакля к Фонвизину подошёл сам князь Потемкин, который якобы был в восторге от пьесы, и сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но исследователи отрицают этот факт, потому что Потёмкина в этот момент не было в Петербурге. Но кто-то же это сказал! Поэтому есть и другая версия — что эти слова принадлежат знаменитому в то время поэту Державину. К слову, Николай Васильевич Гоголь, будучи учащимся Нежинской гимназии, часто принимал участие в студенческих постановках и в пьесе «Недоросль» играл роль Простаковой, матери Митрофанушки.

В школе дети не только учатся, но и женятся. Ситуация с ранними браками среди учеников встречается во многих школах. Несмотря на новые времена, отношение к этому явлению осталось прежним: в большинстве случаев негативным.

Как правило, ни педагоги, ни сами ученики не хотят видеть в школьном коллективе ни беременную жену-подростка, ни ее мужа, который еще даже паспорт не получил. Если с ранним сексом ничего поделать не удается, так сказать, природа и интернет берут свое, то с ранними браками в школе нужно все-таки бороться.

Последствия такого шага

Если в школе случилась подобная ситуация, то в большинстве случаев такому жениху с невестой советуют оставить школу и не подавать плохого примера другим детям. Это правильно. Не все дети развиваются одинаково быстро, не все понимают, что происходит с их одноклассницей, о которой все шепчутся, что она забеременела, и потому лучше от таких учеников избавляться.

Родители тоже от этой ситуации не в восторге и в лучшем случае стараются поженить своих детей и слепить из них кое-какую семейную пару. В некоторых случаях это удается, но в большинстве у такой семьи нет перспектив на существование и развитие.

Тем не менее, ранние браки в школе случаются постоянно, и информация о том, что это плохо, никак не влияет на некоторых школьников. Они как женились еще в школе, так и женятся.

Это, в первую очередь, касается девочек, которые выходят замуж в восьмом или даже в седьмом классе. Плохо это или хорошо, и для кого именно плохо или хорошо сложно сказать. Но лучше, чтобы дети в школе занимались учебой, а не разглядывали беременную школьницу.

Пожениться поженились, но что делать дальше?

Разумеется, что после такой скоропалительной свадьбы и тем более рождения ребенка молодых родителей, у которых даже еще и паспорта нет, мало интересует аттестат и будущее. Они считают, что для них самое главное - это то, что они вместе и всегда могут делать то, что хотят. Некоторые такие пары открыто смеются над своими одноклассниками, которые по-прежнему продолжают ходить в школу, и не попробовали еще всех прелестей взрослой жизни.

Такое положение вещей может длиться на продолжении некоторого времени. Но потом молодые муж и жена, у которых нет ни аттестата, ни диплома о высшем образовании, начинают так сказать «прозревать». Они начинают понимать, что ранний секс - это, конечно, очень хорошо, но то, что у них нет образования - очень плохо. Ранний брак, кроме ребенка - это еще и:

  • отсутствие образования;
  • постоянные скандалы и обвинения;
  • неоднозначное отношение окружающих и т. д.

В то время, когда их одноклассники учатся в ВУЗах или уже закончили и получили дипломы, у них кроме ребенка и денег, которые им дают родители, ничего нет. Они сидят на шее у родителей и не могут даже найти для себя хорошей работы.

В этом ничего удивительного нет, если учесть большую конкуренцию на рынке труда. Сегодня для того, чтобы найти престижную работу, нужно уже иметь не один, а два или даже три диплома о высшем образовании. Только в этом случае можно попасть в офис, сидеть там целый день за компьютером и делать вид большой занятости.

Осознав все это, молодая семья начинает уже сожалеть о том, что оба не окончили школу и начинают обвинять во всем своих родителей. Хотя они ни в чем не виноваты и в свое время отговаривали своих чад от поспешного решения. Правда, безрезультатно.

Теперь уже одноклассники с высшим образованием, у которых есть не только семья, но и диплом и престижная работа, начинают, смеяться над своими бывшими одноклассниками, которые из-за секса оставили некогда школу. Как говорится: «Поспешишь - людей насмешишь». Эта народная мудрость говорит о многом.

Если у молодой пары, которая бросила школу из-за желания, пожениться еще за школьной партой, ничего, кроме ребенка нет, то у их одноклассников есть не только семья, но и диплом и хорошая работа.

После этого некоторые горе-влюбленные, которые предпочли школе женитьбу, снова возвращаются в школу и пытаются догнать упущенное время. Удается это немногим. Это говорит о том, что всему свое время. Время учиться и время жениться.